Новейшая история. 10 класс
Культура и искусство первой половины XX века
Михайлова Надежда Михайловна
Цели урока:
- Познакомитесь с основными направлениями развития западного искусства XX века.
- Познакомимся с открытиями в области естествознания;
- Определим место культуры в жизни человека.
Какие факторы оказали решающее влияние на развитие культуры в первой половине xx века?
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- В начале XX века утвердилась семерка ведущих капиталистических стран.
- В этих странах произошла вторая промышленная революция. Начался век электричества, автомобиля, телефона, радио.
Франция
Россия
Англия
Германия
Япония
Италия
США
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Урбанизация
1880 год – в Европе 8 городов с населением около 1,5 млн. человек.
1914 год – в Европе 29 городов с населением свыше 10 млн. человек.
Нью-Йорк
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Разница быта
Человек, веками привязанный к труду на земле, генетически предрасположенный к размеренной сельской жизни, с ее постоянством, неизменностью, монотонностью, вдруг оказывается в условиях суетливого города. Здесь до тебя никому нет никакого дела, где жизнь бурлит, где ежедневно перемещаются тонны товаров, денег, людей, а изменения в жизни происходят быстрее, чем крестьянин может мыслить.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Маргинализация
Очень скоро оказывается, что
надежды на богатую жизнь не
оправдываются – из сельской
бедности человек переезжает в
городскую нищету. В городе у
него нет своего дома, нет
единого сообщества
односельчан, помощи ждать неоткуда.
В сознании рушатся идеалы призвания.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Миграция
- К миграции приводят все те процессы, о которых говорилось выше – рост городов, расстройство привязанностей.
- Перемещение больших масс сельских жителей в крупные города порождало серьезные социальные проблемы, т.к. немногие могли приспособиться к новым условиям жизни.
- Рост нищеты в крупных городах был присущ всем индустриальным обществам
и создавал угрозу
социальных потрясений.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Социальные потрясения
- Мир в начале XX века поистине бурлил – перемещение товаров, капиталов, людей приобретало общемировой характер, начала складываться мировая экономика.
- Борьба за сферы влияния, вылившаяся в локальные и мировые войны, революции поставили под сомнение сам факт человеческого существования.
- Утрата « коллективной идентичности», национальности, потеря себя и одновременно неустроенность быта, жизни приводили к тому, что люди теряли устойчивые нравственные убеждения и становились на путь преступлений.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Научно – технический прогресс
Особенность XX века – скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Прежде всего, это относит к условиям жизни людей, которые воздействуют и изменяют изменение создание масс, формируют позицию того, что мир можно создать искусственно. Это приводит к обострению социальных проблем, массовому участию людей в политике и отрыву от семейных и патриотических ценностей, концентрации внимания человека на условиях быта.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Выводы:
На развитие культуры первой половины XX века оказали особое влияние:
Урбанизация.
Миграция.
Разница быта. Расстройство привязанностей.
Социальные потрясения.
Научно – технический прогресс.
Под влиянием этих факторов начался пересмотр прежних взглядов на мироздание, нравственных ценностей.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Революция в естествознании
- Открытие элементарных частиц
- Проникли в тайны материи
- Раскрыли строение атома
(электрон, нейтрон, протон, позитрон, кванты)
- В конце 30-х годов подошли к практическому освоению атомной энергии.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Революция в естествознании
- Теория относительности Энштейна изменила понимание пространства, времени и движения.
- Были заложены основы науки о передаче наследственных признаков
(генетика)
- Получила распространение биохимия, физическая химия, геофизика, электрохимия .
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Революция в естествознании
- Больших успехов достигла микробиология и фармацевтическая промышленность.
- Популярными стали произведения сторонников философии жизни А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.
- Популярность приобретают и работы Зигмунда Фрейда о психоанализе
Ф. Ницше
А. Шопенгауэр
З. Фрейд
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Революция в естествознании
- Большое значение для понимания особенностей художественного творчества и познания имело учение французского философа А. Бергсона.
А. Бергсон
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Революция в естествознании
В конце XIX – начале XX ВЕКА В Европе и США получает популярность социология – наука о развитии общества и общественного поведения людей. Популярными становятся труды
М. Вебера
М. Вебер
- В начале 20 века по- иному были поставлены проблемы изучения человеческого сознания
- В конце 19 – начале 20 века в странах Европы и США получила развитие социология – наука о различных сторонах развития обществ и общественного поведения людей.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Особенности художественной культуры
( 1900-1914 гг.):
20-30- е годы:
- Получил название « декаданс» - упадок
- Кризис – это элемент роста, развития, сочетающий в себе отмирание старого и рождение нового
- Время взлётов, талантов, новых идей
- Влияние оказали совершенно новые явления и события;
- Фашизм и нарастающая угроза войны способствовала оттоку творческой интеллигенции
- Худ. мир переселился в Нью - Йорк
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Направления в искусстве в первой половине XX в.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Модернизм -
Это условное обозначение периода культуры конца XIX – середины XX века от импрессионизма до театра абсурда
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Символизм
одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Представители символизма
П. Верлен
Ш. Бодлер
М. Вагнер –
музыка
Литература
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Черты символизма:
1) Предполагает сочетание реального и таинственного , социального и индивидуального, обращение к мифам, поиск мистического откровения
2) В основе – символ
3) Центром был культ Вечной Женственности – как символ и земной образ высшего совершенства
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Художники – символисты
«Пещера сплина»
Одри Бердслей
( Англия)
«Павлинья юбка»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Пюви де Шаванн
( Франция)
«Смерть и девушки»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
«Остров мёртвых»
Арнольд Бёклин
( Германия)
«Весна»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
- Модерн – (франц. moderne – новейший, современный) стиль искусства конца XIX в. – начала XX . Он стремился, используя новые технические и конструктивные средства, создать предметы искусства, необычные по внешнему виду и замыслу.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Черты стиля
- Декоративная и динамичная, гибкая и подвижная волнистая линия
- Орнаментальность
- Функциональность
- Источник идей- природа
- Интерес к экзотике
Востока, особенно
к японскому искусству
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Виктор Орта – «совершенный зодчий искусства модерн»
Дом Тасселя,
Бельгия
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Дом купца Б. Оганова во Владикавказе. Архитектор И. Рябикин.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Импрессионизм
- направление, появившееся в последней трети XIX века, стремящееся передать неуловимые изменения в природе, движение света в воздухе, писали дробными мазками
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Импрессионизм (от фр. impression- «впечатление») – направление в искусстве.
- Время возникновения : вторая половина XIX в.
- Место возникновения : Франция.
- Наиболее развит в живописи.
- Особенности :
- отражение реального мира в движении;
- многоцветие.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Импрессионист Э. Мане
«Портрет Эмиля Золя»
«Мальчик в красном»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Импрессионист Э. Дега
«Голубые танцовщицы»
«Урок танцев»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
французский живописец, график и скульптор, один из основных представителей
импрессионизма. Ренуар известен в первую очередь как мастер светского портрета, не лишённого
сентиментальности;
Огюст Ренуар
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
французский
живописец, один из первых и наиболее
последовательных представителей
импрессионизма .
Камиль Писсарро
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
«Бульвар Монмартр в Париже»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
французский
живописец, один из основателей
импрессионизма .
Клод Моне
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Постимпрессионизм
- Дальнейшие поиски привели к появлению нового направления
- От импрессионистов они унаследовали чистоту цвета
- Работы отличались одухотворённостью, эмоциональностью
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Винсент
Ван Гог
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
французский художник-живописец, яркий представитель
постимпрессионизма
Поль Сезанн
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Постимпрессионизм
Поль Гоген
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Кубизм
- авангардное направление в живописи начала XX века, представители которого изображали мир в виде геометрических знаков и композиционных конструкций, деформируя облик реальных предметов
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
1881-1973
Испания.
Художник, скульптор, график, керамист, дизайнер.
Основатель кубизма.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Кубизм
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
П. Пикассо «Голубь мира». 1950г.
Под влиянием событий, свидетелем которых он был, Пикассо становится гуманистом.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Фовизм
- Течение во французской живописи начала XX века, в основе которого используются яркие контрастные цвета.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Фовизм
Представители: А. Матисс, П. Гоген, П. Сезанн.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Экспрессионизм
- художественное направление XX века, для которого характерно субъективное восприятие действительности, деформированное изображение реального мира, гипертрофия переживаний и упоение отчаянием
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Экспрессионизм
Представитель: Э. Мунк
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Неопримитивизм – характеризуется интересом к Востоку, детскому творчеству, искусству самоучек, древней наскальной живописи
Представители:
А. Руссо, Н. Гончарова
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Абстракционизм - отказ от изображения реальных предметов и создание образа на основе самодостаточной выразительности цвета. Линий, форм.
Основатели: В. Кандинский и П. Мондриан
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Супрематизм – одно из течений абстрактного искусства, относится к типу геометрической абстракции
Представители: К. Малевич
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Дадаизм – крайнее авангардное течение отрицающее классические традиции
Представители: М. Дюшан, М. Эрнст, Т. Тцара
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Сюррелизм
- авангардное течение в искусстве XX века, представители которого обращались к сновидениям, автоматическому сознанию, подсознательному
С.Дали «Сон». 1937г.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Литература
Психологический реализм
У. Фолкнер Э. Хемингуэй Г. Бёлль С. Цвейг
В центре внимания их творчества – личность, её судьба в меняющемся мире, поиск ею смысла жизни. Их герои, как правило – человек ищущий, стремящийся к счастью для других, к любви. Главная его победа – это победа над самим собой.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Джон Голсуорси
Эрнест Хемингуэй
«Фиеста»
«Прощай, оружие!»
«На Западном фронте без перемен»
Эрих Мария Ремарк
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Массовая культура
- Это такой тип культуры, который адресован самым широким слоям населения.
- Само понятие «массовая культура» появилось во второй половине XX в., но как явление зародилась на рубеже XIX – XX вв.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Факторы, способствующие возникновению массовой культуры:
- Развитие техники.
- Всеобщее школьное образование.
- Рост доходов населения.
- Высокая концентрация людей в городах.
- Освобождение времени.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
США – страна, где наиболее развита массовая культура.
- Голливуд – символ всевластия массовой культуры
- Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры изначально носило коммерческий характер.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Кинематограф
- 1895г. – изобретение кинематографа.
- 1930-н гг. – появление звукового кино.
- 1935 г. – в США снят первый цветной фильм.
- 1939 г. – появление первой «мыльной оперы» и кинорекламы.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Первые комики
Андре Дид
Гарольд Ллойд
Макс Линдер
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Выводы:
- Все направления массовой культуры оформились в целую ИНДУСТРИЮ ДОСУГА (новый виток в развитии общества потребления).
- Реклама, звёзды кино, эстрады стали навязывать массам определённый образ жизни и стиль поведения.
- В массовой культуре отчётливо выразилась тенденция к шаблону и однообразию. Она ориентирована на среднюю норму, поскольку обращена к огромной аудитории.
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»
Домашнее задание
§14
Выучить новые понятия.
Письменно таблица «Жанры искусства».
Сообщение о каком-либо деятеле культуры (презентации)
Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»