Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 имени А.В. Гусака»
Творческий проект
«Культура и обычаи моего народа (соломоплетение)»
Автор проекта: Певнева Любава, ученица 7 «А» класса
Руководитель проекта: Ососкова И.В., учитель технологии.
Троицк, 2025
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………… 3
Актуальность…………………………………………………………………………. 4
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Соломоплетение в культуре и обычаях моего народа …………………………5
1.2 История возникновения соломоплетения ………………………………………5
1.3 Использование соломы в разных странах. …………………………………….. 6
1.4 Соломоплетение в наше время …………………………………………………. 6
1.5 Исторические сведения о домашних оберегах ………………………………... 7
Глава II. Практическая часть
2.1 Технология подготовки соломы к плетению. Сбор и заготовка ……………. 10
2.2 Технология подготовки соломы к плетению. Придание оттенка …………….10
2.3 Соломенная скульптура ……………………………………………………….... 11
2.4 Этапы изготовления коня ……………………………………………………….. 11
2.5 Технологии и виды плетения …………………………………………………… 12
Заключение…………………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………………………………………. ..14
Приложение
Введение
Хочу я с вами радостью своею поделиться
и чувства необычные вам, люди передать,
как будто в сказке довелось мне очутиться
и золотистый шёлк руками ощущать!
Обычная знакомая СОЛОМА?
Обычная - не буду спорить я,
знакома каждому и в общем НЕ ЗНАКОМА -
узнайте больше вы о ней, друзья.
Мое увлечение соломоплетением началось с совершенно случайной находки - старой, полуистлевшей соломенной шляпы на чердаке бабушкиного дома. Ее замысловатый узор и тепло, исходящее от простой соломки, заворожили меня. Я разглядывала плетение, пытаясь понять, как грубый материал может превратиться в такую красоту.
На просторах Интернета я искала информацию, смотрела мастер классы, все глубже и глубже погружаясь в мир соломоплетения. Сначала получалось неуклюже и неровно, солома ломалась, а пальцы болели. Но упорство и желание воссоздать увиденное на шляпе не давали мне сдаться.
Солома, послушная в руках, словно рассказывала свои истории о золотых полях, о летнем ветре и о руках крестьян, ее взрастивших. Каждая сплетенная вещь несла в себе частичку природы, тепло земли и тихий шепот ветра. И в тихие вечера, когда за окном бушевала непогода, я сидела, плела и чувствовала себя частью чего-то большего, связанной с вечными ритмами природы и с памятью поколений.
Актуальность
Соломоплетение в России сегодня переживает ренессанс, обретая новую актуальность. Забытое ремесло становится популярным хобби и источником вдохновения для дизайнеров. Экологичность и натуральность материалов, характерные для соломоплетения, соответствуют современным трендам осознанного потребления.
Возрастает интерес к народным промыслам, культуре и историческому наследию. Соломенные изделия находят применение в интерьере, моде, создании сувенирной продукции. Мастер-классы и фестивали популяризируют ремесло, привлекают новую аудиторию.
Однако, развитию соломоплетения в России препятствует недостаток квалифицированных кадров и доступного сырья. Поддержка государства и развитие образовательных программ необходимы для сохранения и продвижения этого уникального вида народного творчества. Несмотря на трудности, потенциал соломоплетения огромен, что делает его перспективным направлением для развития ремесленного производства в России.
Актуальность проявляется в нескольких аспектах:
Декоративно-прикладное искусство: Соломенные изделия востребованы как элементы интерьера (панно, скульптуры, украшения), сувенирная продукция и аксессуары (шляпы, сумки).
Образовательная сфера: Мастер-классы и курсы по соломоплетению пользуются популярностью, способствуя передаче традиционных навыков молодому поколению.
Экологичность и устойчивость: Возрастающее внимание к экологически чистым материалам делает солому привлекательной альтернативой синтетическим материалам.
Тем не менее, развитие соломоплетения сдерживается недостаточной поддержкой мастеров, сложностью в обеспечении качественным сырьем и ограниченным маркетингом. Для дальнейшего развития необходимо стимулирование спроса, популяризация ремесла и создание благоприятных условий для работы мастеров.
Цель моего проекта: изготовить обереги в технике соломоплетения.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить историю соломоплетения.
Изучить приемы использования соломы злаковых растений для изготовления изделий ДПИ.
Узнать исторические сведения о домашних оберегах, и их защитных функциях.
Освоить технологии соломенной скульптуры.
Изготовить изделия из соломы в технике соломенной скульптуры.
Глава I. Теоретическая часть
1.1 Соломоплетение в культуре и обычаях моего народа.
Культура и обычаи моего народа тесно связаны с соломоплетением. Это не просто ремесло, а часть нашей идентичности, передающаяся из поколения в поколение. В каждом изделии – будь то шляпа, корзина или украшение – заложена история, традиции и душа мастера.
Солома для нас – символ плодородия и благополучия. Сбор урожая превращается в настоящий праздник, а подготовка соломы к плетению – в священный ритуал. Каждая травинка тщательно отбирается и обрабатывается, чтобы сохранить ее природную красоту и прочность.
Процесс соломоплетения требует терпения, умения и глубокого уважения к материалу. Мастера вкладывают в свои работы не только навыки, но и любовь, создавая уникальные произведения искусства, отражающие нашу культуру и мировоззрение. Эти изделия не просто украшают быт, но и напоминают о связи с предками и важности сохранения традиций.
1.2 История возникновения соломоплетения.
Плетение – одно из древнейших ремёсел. Человек использует соломку с VIII века до нашей эры. Осваивая природное окружение, человек научился сплетать гибкие ветви и корни, стебли и волокна, другой природный материал для своих бытовых нужд.
Солома – это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя) после обмолота. Плетение из соломки – пожалуй, самый интересный вид художественного творчества. Появилось оно вместе с земледелием, и было известно первобытным народам задолго до появления ткацкого и гончарного ремесел. После обмолота урожая соломы оставалось так много, что человек со свойственной ему практичностью стал задумываться над дальнейшим её использованием.
Наши Прародители занимались плетением из соломки не одну тысячу лет. И связано соломоплетение с культом хлеба. Люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы. Так появилась потребность сделать солому чем-то большим. Именно из соломы стали делать первые обереги. По их верованиям, солома сохраняла в себе силу природы и даже могла передавать её в окружающее пространство. Поэтому так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. Еще из соломки делали языческих богов (соломенных кукол). Пучки и жгуты соломки связывали, сплетали, придавали им очертания человеческой фигуры. На них надевали кафтан и шапку, опоясывали кушаком (пояс), обували в лапти.
Существовала и традиция жатвенного венка: его плели из соломы в день окончания жатвы в благодарность «хозяину поля» и для богатого урожая в следующем году. А сохранять солому в доме означало приумножать урожай. Люди верили даже, что в соломе есть живительная сила.
Соломенного паука вешали, чтобы очищать дом от плохих мыслей. К каждому Рождеству паука сжигали и делали новый. Именно в пауках предки видели что-то магическое.
Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, так как среди злаковых растений стебель ржи имеет наибольшую длину и отличается прочностью. Это очень доступный материал, не требующий сложной технологической обработки. Ржаная солома держит форму при плетении. Наши Прародители делали из неё посуду, в которой потом хранили зерно, потому что солому не едят мыши. Этот феномен уже в наше время исследовался учеными, и оказалось, что это действительно так.
1.3 Использование соломы в разных странах.
В Швейцарии плели нитки из соломы, а после делали кружева. В Сербии делали аппликации из соломы. Классические изделия как пауки изготавливались во всей Европе. В Америке есть традиция «узелков любви»: парень сплетает особым образом соломку, преподносит девушке и признается ей в любви. На востоке Англии парень, приходя на свидание к девушке, должен был иметь при себе стебли пшеницы. Он мог оставаться наедине с девушкой при условии, что его руки будут постоянно заняты плетением.
1.4 Соломоплетение в наше время.
Пронеся традицию соломоплетения через века, народные мастера продолжают её и в наши дни, придавая изделиям из соломки всё более сложные и интересные формы, которые бы вписывались в дизайн любого интерьера.
В настоящее время соломка, как материал для творчества, стала редкостью, свое искусство в этой области показывают лишь немногие мастера. Изделия, созданные их руками, приобрели славу лучшего национального сувенира, они экспортируются и хранятся во многих музеях мира.
К сожалению, на Урале очень мало мастеров, которые работают с соломкой. Но среди них есть знаменитые мастера, например, в городе Шадринске (Курганская область) Булыгина Галина по соломоплетению, Чечеткина Наталья (г. Екатеринбург) мастер по изготовлению аппликации, в основном архитектурных форм; Юлия Брюханова (г. Челябинск).
Посмотрите, какие замечательные работы можно сделать из соломки!
1.5 Исторические сведения о домашних оберегах
Первые обереги появились еще в языческие времена, когда люди поклонялись богам, олицетворявшим явления и силы природы, верили в домовых и в защитные силы простых и привычных вещей- подковы, веника, душистых трав, которые приносят удачу и здоровье и способны уберечь от бед и болезней.
Вера наших предков в магические силы окружающих предметов сохранилась в нас до сих пор. Мы и сегодня обращаемся к своим давним традициям.
Обереги из соломы – это традиционные народные изделия, которые имеют глубокие корни в народной культуре и символизируют защиту, благополучие и связь с природой. Так как солома является доступным, природным материалом, из которого можно создавать разнообразные обереги, они обрели популярность в различных регионах, особенно в славянской культуре.
1. Птица в качестве оберега:
Птица из соломы обычно изготавливается из переплетенных стеблей, которые формируют силуэт птицы (чаще всего это голубь или журавль). Они могут быть украшены цветными нитками, лентами или природными материалами, такими как ягоды и цветы. Птица символизирует свободу, надежду и защищает дом от злых духов.
Функции и назначение:
• Птица часто вешается на двери или окна, чтобы охранять дом и семью от негативной энергии и злых духов.
• Изображение птицы также ассоциируется с счастьем и позитивными эмоциями, что помогает создавать в доме атмосферу тепла и уюта.
2. Конь в качестве оберега:
Конь из соломы – это достаточно крупное изделие, которое обычно выглядит как уменьшенная копия реального животного. Конь может быть декоративно оформлен с помощью краски, ткани или других украшений и часто стоит на подставке.
Функции и назначение:
• Конь олицетворяет силу, мужество и защиту. Он защищает дом и его обитателей от бед и несчастий.
• Конь считается символом удачи в пути. Часто его ставят в транспортные средства или рядом с дорогами, что помогает защитить путешественников.
• В сельской культуре лошадь символизировала трудолюбие и усердие. Оберег в виде коня может также быть амулетом для успешной работы в поле и ведения хозяйства.
3. Кукла как оберег:
Куклы-обереги – это традиционные народные изделия, сделанные из соломы и других натуральных материалов. Они имеют уникальную конструкцию и могут варьироваться по форме и цвету. Обычно куклы вышивают, используют различные ткани и часто они имеют оберегающие символы.
Функции и назначение:
• Куклы-обереги, сформированные из соломы, служат для охраны домашнего уюта, гармонии и защиты от негативных влияний.
• Многие куклы олицетворяют заботу и защиту, что делает их символами материнства и женской силы.
• Изготовление кукол передавалось из поколения в поколение и стало важной частью культурного наследия. Куклы обычно делались к праздникам и большим событиям, таким как свадьбы или рождение детей.
Обереги из соломы – это не просто предметы декора, это символы, несущие в себе мощную энергетику и защитные функции. Каждое изделие, созданное вручную, наполнено заботой, уважением к природе и традициями, которые веками передавались из поколения в поколение. Они служат напоминанием о связи человека с родной землей, семейными ценностями и культурной идентичностью.
Существуют определенные правила создания оберегов, но в основе всех секретов лежит любовь. Если относиться ко всему, к чему прикасаешься, с любовью, то со временем не от чего будет оберегаться. От наших улыбок и теплоты сердец жизнь наших близких становится чище и светлее, дома уютнее. Возрождается неразрывная связь прошлого с настоящим, а затем и с будущим.
Для изготовления оберегов используются преимущественно природные, натуральные материалы. Они, прежде всего, безопасны для человека. Многие из них являются не просто источником положительных эмоций, но и здоровья. Издавна сбор трав, уборка урожая, заготовка растительного сырья для ремесел окутаны поверьями и легендами.
Люди знали, в какое время в растениях больше силы и энергии, а соответственно, и полезных свойств, в какой стадии тот или иной растительный материал более пригоден к работе. Об этом слагались песни, пословицы, сказки; так информация сохранялась и представлялась из поколения в поколение в доступном и запоминающемся виде.
Глава II. Практическая часть
2.1 Технология подготовки соломы к плетению. Сбор и заготовка.
Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причём заготавливать её нужно в разные сроки – тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.
Если заготовленная солома зелёная, её необходимо просушить в закрытом проветриваемом помещении. Если же такую солому просушить под солнечными лучами, золотистый оттенок усилится.
После просушки солому необходимо почистить. Сперва удаляют узлы, листья же могут пригодиться. Разрезанные и очищенные соломины сортируют по длине и толщине, связывают в пучки. Часть же соломы оставляют неразрезанной – она потребуется при изготовлении скульптуры или для спирального плетения.
Перед началом работы соломинки длиной 10–30 см заливают кипятком и держат их некоторое время, чтобы они стали мягкими и эластичными. Не следует замачивать количество материала, превышающее дневную норму. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань.
2.2 Технология подготовки соломы к плетению. Придание оттенка.
С целью увеличения цветовой палитры материала солому красят с использованием натуральных, анилиновых красителей либо прокаливая ее.
Коричневые и тёмно-коричневые оттенки соломы получаются в результате довольно длительного выдерживания под горячим утюгом соломенных лент. Делается это следующим образом: на большую стопку старых газет раскладывают соломенные ленты, а на них ставят горячий утюг (или можно взять толстый картон, положить на него соломенную ленту и просто прогладить её утюгом). Насыщенность оттенков зависит от температуры нагрева утюга и от того, сколько времени соломенные ленты нагреваются таким способом. Можно также прокалить соломку в печи или духовке, но при этом надо внимательно следить за тем, чтобы она не соприкасалась с огнем и не загорелась.
Серебристо-белый оттенок получается у соломы в результате опускания ее в отбеливатель (перекись водорода или персоль). В растворе персоли можно кипятить. Кипячение соломы в растворе питьевой соды придаст ей жёлто - золотистый, а в марганцовокислом калии – розоватый оттенки.
Свои работы я выполнила в технике соломенной пластики.
2.3 Соломенная скульптура.
Искусство соломенной пластики – один из наиболее трудных видов соломоплетения. Кроме ремесленных навыков свободного владения материалом оно требует особого чутья формы, объема, знания художественных особенностей соломки, умения подметить и передать характерные черты изображаемого. Для скульптуры берут верхнюю, более тонкую и длинную часть соломы. А если фигура крупная, то и весь стебель. Каркас делают из пучка распаренной соломы; конструктивные узлы перевязывают толстыми нитками или проволокой очень туго. Обычно перевязки прикрывают соломенной лентой. Для наполнения объема скульптуры используют бумагу, вату, ткань, для передачи движения и устойчивости – гибкую проволоку. После окончания плетения фигурку оборачивают лентами из мягкой ткани до ее окончательного высыхания.
2.4 Этапы изготовления коня – традиционного образца народной соломенной пластики. Небольшая фигурка связывается из трех пучков: голова, шея, передние ноги – из первого, туловище и хвост – из второго, задние ноги – из третьего. Гриву и уши делают отдельно.
Процесс изготовления: 1 – перевязывают длинный пучок соломки с одного конца; 2 – выворачивают его и перевязывают как можно ближе к краю; 3 – делают вторую перевязку, определяя длину головы лошадки; под эту перевязку вставляют ушки, сплетенные из четырех соломин, концы которых изображают челку; 4 – оформляют гриву, завязывая пучки соломки вокруг шеи и подстригая их; 5 – отгибают пучок соломки из второй перевязки вниз почти под прямым углом к голове; 6 – делают передние ноги, разделив и перевязав пучки соломки по два раза – внизу и посередине.
Туловище выполняют из второго пучка, уложив его серединой поверх перевязки между шеей и передними ногами; концы пучка соединяют и закрепляют за шеей. Пучок для задних ног перекидывают поверх пучка-туловища и связывают его внизу, а затем оформляют из него ноги так же, как и передние. Хвост можно оставить пучком или перекрутить его в жгут. Если соломины расщепить и переплести, а после высыхания расплести, хвост будет пышным и волнистым.
Таким образом можно выполнить любую анималистическую соломенную скульптуру, выразительность которой достигается передачей облика животного, соблюдением соотношений длины туловища и его толщины, длины ног к размеру туловища, а также оформлением каркаса декоративными элементами.
Украшают изделие из соломки различными накладными деталями. Это объемные плетенки (ромбы, цепочки, перетяжки, витые жгуты, гармошки и т.д.) и плоские, выложенные узорами. В декоративных целях используют подкрашенную соломку, из ее расщепленных коленцев получаются кисточки, бантики, солнышки и т.д.
Для декорирования своих изделий я использовала элементы, изготовленные следующим образом.
2.5 Технологии и виды плетения.
Выделяют четыре основных вида плетения из соломки: спиральное, прямое, плетение плоских и объемных плетенок. Прежде чем приступить к плетению непосредственно из соломы, лучше потренироваться выплетать плетенки из разноцветных бумажных полосок.
Спиральное плетение. Сущность этого вида плетения заключается в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой (льняной нитью, лентами лозы, корня, лыка, бересты) и укладывается по спирали плотными витками. Толщина жгута зависит от размера изготавливаемого изделия, объем которого формируется в процессе плетения. Жгутом, укладываемым по спирали, наращивают объем в высоту, одновременно сужая его или расширяя. Поэтому формы изделий, выполненных в технике спирального плетения, как правило, округлые, шарообразные или цилиндрические, в основании – круглые или овальные.
Заключение
В ходе работы над проектом, я выполнила задачи, и достигла цели.
Соломоплетение – это не просто ремесло, это возможность прикоснуться к истории, к культуре предков. Это медитативный процесс, позволяющий отвлечься от повседневной суеты и создать что-то уникальное своими руками.
Соломоплетение научило меня терпению, усидчивости и умению видеть красоту в простых вещах. Это мой способ связи с природой, с прошлым и, конечно, с летом, которое всегда со мной, в моих руках.
На Урале рожь растет не так пышно, как на юге, но и из нее, и даже из пшеницы можно плести, на мой взгляд, замечательные вещи.
Воистину, мои скромные творения, «Птица-небылица», «Конь» и «Кукла» из соломы, обрели жизнь не просто как элементы декора. Они стали живыми свидетелями традиций, хранителями духа предков в моем доме. Каждое сплетение соломинки – это дань уважения к ремеслу, к мудрости поколений.
Птица-небылица, словно приносит весть из далеких сказок, напоминая о чудесах, живущих в нашем сердце. Конь - символ силы и выносливости, стоит на страже домашнего очага, оберегая от невзгод и даря уверенность в завтрашнем дне. А кукла из соломы, излучает тепло и уют, возвращая нас в беззаботное детство.
Я верю, что эти изделия несут в себе не только эстетическую ценность, но и обладают особой энергетикой, способной защитить мой дом от негатива и привлечь в него благополучие. Пусть они служат оберегами, как в старые добрые времена, напоминая о связи с корнями и о важности сохранения традиций.
В будущем планирую углубиться в изучение региональных особенностей соломоплетения и передавать свои знания другим.
Обычная прекрасная СОЛОМА.
Но не обычная - в ней сказочная СИЛА!
Знакома?! Вовсе даже не знакома!!!!
Не проходите, люди, равнодушно мимо!!!
Она вся разная: ячменная, ржаная,
Пшеничная, овсяная ...... бывает!
Как солнце, разными оттенками играя,
НАМ ДАРИТ СВЕТ И ДУШИ СОГРЕВАЕТ!!!!
Список литературы
1. Горичева В. С., Куклы, Ярославль, «Академия развития», 2000. - 170с
2. Кочеткова Н.В., Мастерим игрушки сами, Волгоград: Учитель, 2010. – 141с.
3. Лобачевская О. Плетение из соломки. - М.: "Культура и традиции", 2000
4. Шкут Н.Н. Белорусские художественные промыслы. – Мн., 1985.
5. Прекрасное – своими руками / сост. С. Газарян – М., 1987.
6. В стране творчества / сост. С.Ф. Гагарина, Н.В. Черникова. – Мн., 1999.
7. Лобачевская О. Плетение из соломки. – Мн., 2000.
8. Лобачевская О.А., Кузнецова Н.М. Возьми простую соломку. – Мн., 1988.
9. Прекрасное – своими руками / сост. С. Газарян. – М., 1987.5.
10. Федотов Г.Я. Плетение из сухих трав. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 256 с., ил.
Сайты в сети Интернет
https://www.rukukla.ru/article/coloma/2011-01-23-3
https://dzen.ru/a/ZD5gEG2MHAlDBR1B?ysclid=m7zu8uehm1107559766
https://kulturologia.ru/blogs/151121/51658/?ysclid=m7zubhhzc2576497844
Приложение 1
Мои работы
Кукла
Приложение 2
Птица – небылица
Приложение 3
Конь
15