КОНСПЕКТ УРОКА
по теме «Культура и религия»
модуля «Основы мировых религиозных культур» курса ОРКСЭ
Составила Смирнова Елена Александровна МБОУ СОШ № 2 г Шарья
Авторы учебника: А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов.
«Основы мировых религиозных культур». 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2013.
Тема урока: Культура и религия
Цель урока:
- Ознакомление с понятиями «культура» и «религия», «православие»,
- актуализация представлений о понятиях Отечество, Родина, культурные традиции, формулировка цели изучения курса ОПК
Задачи урока:
Воспитательные: воспитание нравственности, толерантности, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание; воспитание доверия и уважения к истории и культуре разных народов через знакомство с понятиями «культура», «религия».
Обучающие: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;
Развивающие: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную; развитие речи, пополнение активного словаря детей.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о культуре и религии;
определение сущности материальной и духовной культуры;
формирование представлений о влиянии религии на культуру.
-Метапредметные результаты:
1) познавательные:
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
2) регулятивные:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
определять степень новизны и важности учебного материала.
3) коммуникативные
готовность слушать собеседника, вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение.
- Личностные результаты:
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
воспитание уважения к истории и культуре всех народов.
Основные термины и понятия урока:
- религия, культура, духовная культура, ритуал.
Информационно-образовательная среда:
- мультимедийный комплект,
- презентация «Культура и религия»,
- учебное пособие А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой…
«Основы мировых религиозных культур». 4-5 классы.– М.: Просвещение,2013г.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Учитель - Здравствуйте, ребята.
Звучит тихо песня «С чего начинается Родина»,( Музыка: В. Баснер Слова: М. Матусовского) (слайд №1)
Проверка домашнего задания.
Как вы понимаете слово Отечество?
Почему мы так называем нашу страну?
Почему эти слова пишут с заглавной буквы?
(слайд № 2).
Вывод: У людей, живущих в одной стране, говорящих на одном языке, понятие «Родина» сходится по смыслу.
2. Актуализация знаний.
Учитель: В жизни мы часто слышим слово культура: (Высокий уровень культуры, низкий культурный уровень, культурный человек, некультурный человек; культурность, бескультурье,. культура Древней Руси,, современная культура, поп-культура, огородная культура, культура питания, физическая культура…) (слайд №3)
- Объясните, как вы понимаете, что такое культура?
- Запишите свои ответы на листок. (Учащиеся пытаются группами объяснить значение слова.)
Учитель: Вы очень плодотворно поработали в группах и смогли прийти к общему мнению. Вы все правы, так как культура - это то, что создал человек своим трудом, что меняет своим трудом. Трудясь, человек меняет не только свой мир, но и себя. (слайд №4)
Культура передается через опыт одних людей другим. Культуру создают люди, а культура тем самым влияет на образ жизни, мыслей, чувств, способ общения друг с другом. Свою культуру человек не выбирает, он рождается с ней, дышит ею, в ней растет. (слайд № 5)
Учитель: Культура бывает материальная и духовная.
К памятникам материальной культуры мы можем отнести все, что создано руками человека: здания, оружие, орудия труда, деньги, украшения, разные предметы.
Когда мы говорим о памятниках духовной культуры, мы имеем в виду все, что сделано умом человека: идеи и образы, которые создали выдающиеся писатели, художники, ученые, а также такие понятия, как добро и зло, справедливость и красота.
3. Формирование новых знаний
Учитель: В 17 веке в Россию прибыл арабский путешественник Павел Алеппский. Вот некоторые черты нашей культуры, которые его поразили:
В праздничные дни все поспешают в церковь, нарядившись в лучшие свои одежды, особенно женщины… Люди молятся в храмах по шесть часов. Все это время народ стоит на ногах. Какая выносливость! Несомненно, все эти люди святые!
Учитель: Как вы думаете, почему арабский путешественник сказал: «Все эти люди святые!»?
- Какую культуру увидел арабский путешественник, прибыв в Россию?
(Рассуждения детей.) (слайд № 6)
Учитель: Вы, ребята, конечно, правы. Русский народ издавна - православный народ, а это значит - вера в Бога, в высший разум
- Религия – это культура народа. Религия и нравственные нормы поведения тоже относятся к духовной культуре.
Для многих людей вера в Бога становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.
4. Формулировка темы и цели урока (слайд №7)
Учитель: Религия говорит, что рядом с человеком и даже выше него есть видимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи. (слайд № 8)
- Давайте посмотрим что означает слово «Православие» в толковом словаре .
(слайд № 9)
5. Физминутка.
6. - Работа по учебнику. - (работа в парах)
Учитель: Прочитать текст учебника на стр. 6-7. Продолжите предложения:
- Ритуал-……… (слайд №10)
- Религия -…………(слайд № 11)
7. Первичное закрепление новых знаний. (слайд№ 12.)
- Первобытные верования –………………….
- Национальные религии-……… (
Традиционные религии -………………….
Мировые религии ……….. . (слайд № 13).
Учитель: «Влияние религии на культуру».
Многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией, они необходимы для ее существования.
В каждой религии нужно было иметь место для совершения ритуалов. Так возникли специальные здания, которые должны были служить этим целям. (слайд№ 14).
Мы до сих пор с удовольствием посещаем сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Не сохранился до нашего времени, но известен по описаниям Иерусалимский храм в Израиле. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках. В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.
7. Рефлексия
Учитель: Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем. Мы сейчас будем отгадывать кроссворд.
- Работа в группах ( на парте кроссворды, надо их отгадать)
Как называется участие людей в религиозных действиях? (ритуал)
В древние времена основной частью ритуала было принесение жертвы богам. Позднее главными ритуалами стали … (молитвы).
Как называются такие религии, чьи верующие принадлежат в основном к одному народу? ( национальные).
Что означает в переводе с латинского языка слово религия? (соединять).
Как называется национальная религия индусов? (индуизм)
Это слово произошло от латинского слова, которое означает «связывать», «соединять» (религия).
Христианство, ислам, буддизм и иудаизм – эти 4 религии считаются (какими) религиями России? (традиционные).
8. Домашнее задание (слайд № 15).
Индивидуальное задание: подготовить сообщение или презентацию по теме (на выбор):
«Памятники духовной культуры города Шарьи.