СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Культура Каракалпакского народа в XVI - в первой половине XIX века"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок рассказывает о культуре Каракалаков в определенный период. история Узбекистана 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«"Культура Каракалпакского народа в XVI - в первой половине XIX века"»

Культура Каракалпакского народа в XVI – в первой половине XIXвека

Культура Каракалпакского

народа в XVI – в первой половине

XIXвека

образ жизни Процесс перехода каракалпаков от кочевого образа  жизни к оседлому образу продолжался долго. Основная часть населения жила в аулах – в юртах и глиняных домах.  Потом появились курганы (крепости) и города.

образ жизни

Процесс перехода каракалпаков от кочевого образа жизни к оседлому образу продолжался долго. Основная часть населения жила в аулах – в юртах и глиняных домах.

Потом появились курганы (крепости) и города.

образ жизни

образ жизни

образ жизни Каракалпаки обращали особое внимание на национальное своеобразие в одежде. Это особенно ярко проявлялось в головном уборе женщин и девушек — савкели (головной убор из плотной бязи, украшенный серебром и ожерельем). И ювелирные украшения.

образ жизни

Каракалпаки обращали особое внимание на национальное своеобразие в одежде. Это особенно ярко проявлялось в головном уборе женщин и девушек савкели (головной убор из плотной бязи, украшенный серебром и ожерельем). И ювелирные украшения.

города Каракалпаки построили такие крупные города, как Кунграт , Чимбай , Ходжейли . Кунграт и Чимбай были административными центрами каракалпаков. Они были воздвигнуты в конце XVII – начале XIX веков. Города окружались высокими стенами, внутри которых были построены красивые здания, дворцы.

города

Каракалпаки построили такие крупные города, как Кунграт , Чимбай , Ходжейли . Кунграт и Чимбай были административными центрами каракалпаков. Они были воздвигнуты в конце XVII – начале XIX веков.

Города окружались высокими стенами, внутри которых были построены красивые здания, дворцы.

города  В начале XIX века в городах было 318 школ.  Имелись медресе. Ремесленники принимали в подмастерье детей 12 – 13 лет и обучали их ремеслу. Каракалпакская молодёжь обучалась также в медресе Хивы и Бухары

города

В начале XIX века в городах было 318 школ.

Имелись медресе. Ремесленники принимали в подмастерье детей 12 – 13 лет и обучали их ремеслу. Каракалпакская молодёжь обучалась также в медресе Хивы и Бухары

Фольклор, изобразительное искусство и музыка У каракалпаков богатое наследие устного народного творчества. Народ любил своих сказителей и бахши. Рядом с аксакалами, предводителями всегда были сказители. Каракалпакский фольклорный герой – Амирбек­лакки , как у узбеков – Насритдин Афанди . В его анекдотах высмеиваются человеческие недостатки, несправедливость в обществе. Он разоблачает богатых людей – чиновников, кази, духовенство – и воспевает храбрость, справедливость простого народа. Его анекдоты очень лаконичны, остроумны и понятны.

Фольклор, изобразительное искусство и музыка

У каракалпаков богатое наследие устного народного творчества.

Народ любил своих сказителей и бахши.

Рядом с аксакалами, предводителями всегда были сказители. Каракалпакский фольклорный герой – Амирбек­лакки , как у узбеков – Насритдин Афанди . В его анекдотах высмеиваются человеческие недостатки, несправедливость в обществе. Он разоблачает богатых людей – чиновников, кази, духовенство – и воспевает храбрость, справедливость простого народа. Его анекдоты очень лаконичны, остроумны и понятны.

Фольклор, изобразительное искусство и музыка .

Фольклор, изобразительное искусство и музыка

.

Фольклор, изобразительное искусство и музыка  Известны и героические дастаны каракалпаков. В дастанах «Кирккиз» , «Алпамыш» , «Кублон» , «Эдыгей» воспевается богатая история каракалпаков. В дастане «Эдыгей» описываются события, связанные с деятельностью Амира Тимура и Тохтамыша, то в дастане «Кирккиз» находит своё художественное воплощение борьба за свободу каракалпаков, и борьба народа против иранского шаха Надиршаха.

Фольклор, изобразительное искусство и музыка

Известны и героические дастаны каракалпаков. В дастанах «Кирккиз» , «Алпамыш» , «Кублон» , «Эдыгей» воспевается богатая история каракалпаков.

В дастане «Эдыгей» описываются события, связанные с деятельностью Амира Тимура и Тохтамыша, то в дастане «Кирккиз» находит своё художественное воплощение борьба за свободу каракалпаков, и борьба народа против иранского шаха Надиршаха.

Фольклор, изобразительное искусство и музыка    Давайте поговорим о поэме „Кирк киз“. В каракалпакской литературе особое место занимает поэма „Кирк киз“, она рассказывает об исторических событиях XVII—XVIII веков. Это произведение является героическим эпосом каракалпакского народа. В произведении преобладают идеи свободы, патриотизма и гуманизма. Главная героиня произведения со своими сорока подругами и любимым человеком собралась защищать родину от нападений иранского шаха Надиршаха. Она освобождает Хорезм и основывает государство, которое объединяет представителей каракалпакского, туркменского, узбекского и казахского народов. В образах Алтынай, Арслана, Сарвиноза, которые боролись в одном строю с девушкой, нашли отражение идеи храбрости, патриотизма, гу гуманизма и ненависти к врагам.

Фольклор, изобразительное искусство и музыка

Давайте поговорим о поэме „Кирк киз“.

В каракалпакской литературе особое место занимает поэма „Кирк киз“, она рассказывает об исторических событиях XVII—XVIII веков.

Это произведение является героическим эпосом каракалпакского народа. В произведении преобладают идеи свободы, патриотизма и гуманизма. Главная героиня произведения со своими сорока подругами и любимым человеком собралась защищать родину от нападений иранского шаха Надиршаха. Она освобождает Хорезм и основывает государство, которое объединяет представителей каракалпакского, туркменского, узбекского и казахского народов. В образах Алтынай, Арслана, Сарвиноза, которые боролись в одном строю с девушкой, нашли отражение идеи храбрости, патриотизма, гу гуманизма и ненависти к врагам.

«Кирк киз» или «сорок девушек»

«Кирк киз» или «сорок девушек»

Изобразительное искусство Своеобразие каракалпакского изобразительного искусства нашло своё яркое выражение в сотканных каракалпакскими умельцами коврах и вышитых изделиях. Узоры и орнаменты, нанесённые на них, имели вид волн, что символизирует воду. И это было не без основания, потому что каракалпаки издревле жили в прибрежьях рек и озёр

Изобразительное искусство

Своеобразие каракалпакского изобразительного искусства нашло своё яркое выражение в сотканных каракалпакскими умельцами коврах и вышитых изделиях. Узоры и орнаменты, нанесённые на них, имели вид волн, что символизирует воду. И это было не без основания, потому что каракалпаки издревле жили в прибрежьях рек и озёр

музыка Исполнителей дастанов делили на три группы: сказители, бахши и народные певцы, отличавшиеся друг от друга по содержанию дастанов, по стилю исполнения, музыкальным сопровождением и музыкальными инструментами.

музыка

Исполнителей дастанов делили на три группы: сказители, бахши и народные певцы, отличавшиеся друг от друга по содержанию дастанов, по стилю исполнения, музыкальным сопровождением и музыкальными инструментами.

музыка Каракалпакское вокальное искусство по содержанию делится на народные, исторические и обрядовые песни, которые исполнялись при помощи таких музыкальных инструментов, как кобуз , дутар , гижжак , сурнай , нагара .

музыка

Каракалпакское вокальное искусство по содержанию делится на народные, исторические и обрядовые песни, которые исполнялись при помощи таких музыкальных инструментов, как кобуз , дутар , гижжак , сурнай , нагара .

В XVIII – первой половине XIX веков жили и творили каракалпакские литераторы, чьи имена известны и сегодня.  Каракалпакская письменная литература

В XVIII – первой половине XIX веков жили и творили каракалпакские литераторы, чьи имена известны и сегодня.

Каракалпакская письменная литература

Каракалпакская письменная литература

Каракалпакская письменная литература

КУНХОДЖА ИБРАГИМ известный представитель каракалпакской литературы –  Кунходжа Ибрагим (1799 – 1880). Вся его жизнь прошла в нужде. Широко известны были в народе его стихи « Пастухи » , « Косильщики » ,  « Вместе с народом » . В них поэт отразил тяжёлую подневольную жизнь  каракалпакского народа под игом хивинского хана, раскрыл лживую  сущность правителей.

КУНХОДЖА ИБРАГИМ

известный представитель каракалпакской литературы Кунходжа Ибрагим (1799 1880). Вся его жизнь прошла в нужде. Широко известны были в народе его стихи « Пастухи » , « Косильщики » , « Вместе с народом » . В них поэт отразил тяжёлую подневольную жизнь каракалпакского народа под игом хивинского хана, раскрыл лживую сущность правителей.

АДЖИНИЯЗ КУСИЬАЙ-УГЛИ (ЗЕВАР) Аджинияз Кусибай­углы (псевдоним Зевар) – известный поэт каракалпакского народа. Его наследие составляют более ста стихов и поэм. В его стихах отразились его патриотические и гуманистические идеи. В его поэме «Бузатов»  мастерски описываются причины вынужденного скитания каракалпакского народа по чужим странам. В его стихах «Необходим» , «Быть этому» , «Если этому не быть» , «Хорошо» , «Джигиты» мы видим его гуманистические и философские взгляды. Его произведения широко распространены среди народа.

АДЖИНИЯЗ КУСИЬАЙ-УГЛИ

(ЗЕВАР)

Аджинияз Кусибай­углы (псевдоним Зевар) – известный поэт каракалпакского народа. Его наследие составляют более ста стихов и поэм. В его стихах отразились его патриотические и гуманистические идеи. В его поэме «Бузатов» мастерски описываются причины вынужденного скитания каракалпакского народа по чужим странам. В его стихах «Необходим» , «Быть этому» , «Если этому не быть» , «Хорошо» , «Джигиты» мы видим его гуманистические и философские взгляды. Его произведения широко распространены среди народа.

АДЖИНИЯЗ КУСИЬАЙ-УГЛИ (ЗЕВАР) Рабу, что мучается в нудже, Гниет в неволе и беде, Кому удачи нет нигде. Тому свободный жебий нужен.  Чтоб радость знал Аджинияз, И чтоб мечта его сбылась, Чтоб в мире правда прижилась, - Ему, друзья, век долгий нужен.

АДЖИНИЯЗ КУСИЬАЙ-УГЛИ

(ЗЕВАР)

Рабу, что мучается в нудже,

Гниет в неволе и беде,

Кому удачи нет нигде.

Тому свободный жебий нужен.

Чтоб радость знал

Аджинияз,

И чтоб мечта его сбылась,

Чтоб в мире правда

прижилась, -

Ему, друзья, век долгий

нужен.

 АДЖИНИЯЗ КУСИЬАЙ УГЛИ (ЗЕВАР) В 1999 году отмечалось 175-летие со дня рождения Аджинияза.  В Нукусе была заложена площадь имени Аджинияза и установлен памятник . «Бог не наделил меня ничем,  Кроме дара слова.»

АДЖИНИЯЗ КУСИЬАЙ УГЛИ

(ЗЕВАР)

В 1999 году отмечалось 175-летие со дня рождения Аджинияза. В Нукусе была заложена площадь имени Аджинияза и установлен памятник .

«Бог не наделил меня ничем,

Кроме дара слова.»

БЕРДАХ Бердах (настоящее имя – Бердымурад Каргабай-углы)  (1827 – 1900) – основатель литературы каракалпакского народа. Его творчество началось с чтения стихов под мелодию домбры, когда ему было 18 – 19 лет. В 25 лет он был уже известен среди своего народа как талантливый поэт. В его стихах «Не может быть» , «Жизнь моя» , «Налог» описывается тяжёлая жизнь трудового народа и гнев против правителей и хивинского хана. В частности, в стихотворении «Налог» звучит жалоба на тяжёлую судьбу, а в таких стихах, как «Сыну» , «Возьмись за ум» он призывал молодёжь к патриотизму, просвещению.

БЕРДАХ

Бердах (настоящее имя – Бердымурад Каргабай-углы) (1827 – 1900) – основатель литературы каракалпакского народа. Его творчество началось с чтения стихов под мелодию домбры, когда ему было 18 – 19 лет. В 25 лет он был уже известен среди своего народа как талантливый поэт. В его стихах «Не может быть» , «Жизнь моя» , «Налог» описывается тяжёлая жизнь трудового народа и гнев против правителей и хивинского хана. В частности, в стихотворении «Налог» звучит жалоба на тяжёлую судьбу, а в таких стихах, как «Сыну» , «Возьмись за ум» он призывал молодёжь к патриотизму, просвещению.

БЕРДАХ В 1998 году в нашей стране широко отмечалось 170-летие со дня рождения Бердаха. Один из ташкентских скверов назван в честь этого поэта, там установлен его бюст. На родине поэта – также установлен бюст Бердаха, а в Нукусе ему поставлен памятник. И открыт музей.

БЕРДАХ

В 1998 году в нашей стране широко отмечалось 170-летие со дня рождения Бердаха. Один из ташкентских скверов назван в честь этого поэта, там установлен его бюст. На родине поэта – также установлен бюст Бердаха, а в Нукусе ему поставлен памятник. И открыт музей.

БЕРДАХ

БЕРДАХ

 Связь времен. Без знания прошлого - нет будущего! Мы должны уважать, почитать, знать свои корни.

Связь времен. Без знания прошлого - нет будущего! Мы должны уважать, почитать, знать свои корни.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Выучить § 31. Культура каракалпакского народа Ответить на вопросы: 1. Какие произведения вызнаете? Выразите своё отношение к их содержанию.  2. Какие идеи нашли отражение в произведениях Бердаха – основателя литературы каракалпакского народа?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Выучить § 31. Культура каракалпакского народа

Ответить на вопросы:

1. Какие произведения вызнаете? Выразите своё отношение к их содержанию. 2. Какие идеи нашли отражение в произведениях Бердаха – основателя литературы каракалпакского народа?