Просмотр содержимого документа
«Культура народов Красноярского края»
Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Культура народов Красноярского края» предназначен для обучающихся 7 класса и направлен на достижение планируемых результатов обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования.
Цель программы: пробуждение у обучающихся живого интереса к изучению культуры народов Красноярского края, формирование человека патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью.
Задачи:
- ознакомление обучающихся с историей расселения народов Красноярского края, с их традициями, праздниками и ремеслами;
- обучение навыкам научно – поисковой деятельности по сбору и обработке краеведческих и этнических материалов;
- формирование активной жизненной и гражданской позиции;
- воспитание чувства любви и привязанности к своей Родине, ее истории, традициям, культуре. - формирование умения общаться, слушать других, понимать интересы коллектива;
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
В результате изучения факультативного курса «Культура, быт и традиции народов Красноярского края» учащимися должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты освоения программы:
– воспитание чувства гордости и уважения по отношению к традиционной культуре народов, проживающих на территории Красноярского края;
формирование уважения к другим народам, заложение основ толерантности и нравственности;
– воспитание чувства гражданственности и патриотизма к своей малой родине, стране;
– способствовать формированию художественного вкуса, эстетического отношения к красоте окружающего мира;
– формирование положительного отношения к труду и здоровому образу жизни.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения:
– понимание учащимися национальной культуры как одной из основных ценностей народа, её значения в дальнейшем обучении и всей жизни;
– осознание эстетической ценности народной культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;
– потребность сохранить самобытность культуры своего народа;
– почтительное отношение к своей семье, своей малой родине, стране;
– доброжелательное отношение к представителям разных национальностей, их культурным особенностям;
– осознание ценности физического и нравственного здоровья и стремление к здоровому образу жизни.
Метапредметные результаты освоения программы:
В связи с этим, дети должны овладеть:
– умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
– навыками использования средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнения творческих проектов;
– умением планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;
– навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
– видами речевой деятельности, пониманием информации устного и письменного сообщения;
– умением оценивать свои результаты, адекватно формулируя ответы (оценивать качество изделий, рисунков, исполнения песен, стихов);
– навыками применения приобретенных знаний, умений при выполнении творческих заданий;
– приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
– первичными навыками в художественной деятельности (рисование орнамента, чтение стихов на родном языке, исполнение песен);
– способами извлечения необходимой информации из прослушанных текстов;
– навыками активного включения в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «продуктов» с учетом особенностей народного творчества.
Предметные результаты освоения программы:
В процессе овладения социокультурным и учебным аспектами результатами будут:
– первичные знания о национальностях, населяющих край, истории становления и развития народов, особенностях их расселения;
– формирование представления о важнейших элементах материальной и духовной культуры разных народов;
– расширение знаний о культуре, религии, национальных традициях и интересах народов Красноярского края;
– знакомство с национальной музыкальной культурой народов Красноярского края;
– проявление интереса к национальному устному народному творчеству;
– знакомство с композицией национальной одежды, умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;
– знакомство с традиционными календарными и семейно-обрядовыми праздниками, особенностями их празднования;
– умение различать признаки национального музыкального и художественного творчества;
– умение видеть черты национального своеобразия в произведениях народного искусства: в декоре традиционного жилища, предметах быта, орнаментах вышивки, одежды.
Календарно-тематическое планирование
№ темы | Темы | Количество часов | Дата | Контроль | Примечание |
План | Факт |
Раздел 1. Коренные народы Красноярского края (6 ч.) |
1 | История заселения Красноярского края | 1 | | | | |
2 | Долганы. Нганасаны | 1 | | | | |
3 | Чулымцы. Кеты | 1 | | | | |
4 | Эвенки. Юги | 1 | | | | |
5 | Ненцы. Энцы | 1 | | | | |
6 | Селькупы. Хакасы | 1 | | | | |
Раздел 2. Коренные народы Сибири и их культура (18 ч.) |
7 | Вероисповедание народов Сибири | 1 | | | | |
8-9 | Обряды и традиции народов Сибири | 2 | | | | |
10 | Язык народов Сибири | 1 | | | | |
11-14 | Праздники народов Сибири | 4 | | | | |
15-16 | Национальные блюда народов Сибири | 2 | | | | |
17-19 | Национальный костюм народов Сибири | 3 | | | | |
20-22 | Музыкальная и танцевальная культура народов Сибири | 3 | | | | |
23-24 | Жилища народов Сибири | 2 | | | | |
Раздел 3. Литература и фольклор народов Красноярского края (5 ч.) |
25 | А. Немтушкин «Осенний зов» | 1 | | | | |
26 | Огдо Аксёнова «Голос тундры» | 1 | | | | |
27-28 | Сказки народов Севера | 2 | | | | |
29 | Пословицы и поговорки народов Севера | 1 | | | | |
Раздел 4. Жизнь народов Красноярского края в живописи(2 ч.) |
30-31 | Творчество эвенкийских художников | 2 | | | | |
Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство народов Красноярского края |
32 | Скульптурные миниатюры. Резьба по кости | 1 | | | | |
33 | Изделия из дерева | 1 | | | | |
34 | Шитье бисером | 1 | | | | |
35 | Куклы в национальных костюмах | 1 | | | | |