СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура поведения «Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам». Ролевая игра «Хочу спросить».

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Культура поведения «Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам». Ролевая игра «Хочу спросить».»

Технологическая карта урока

Название учебной дисциплины

Основы социальной жизни

Класс

5 «А» класс 28.04.2025 г.

Учитель

Васильева Н.П.

Раздел проектируемого урока

Культура поведения  

Тема проектируемого урока

«Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам». Ролевая игра «Хочу спросить».


Цель урока:

формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни.

Коррекционно - образовательные задачи:

формировать умение обращаться к старшим и сверстникам, к знакомому и незнакомому человеку при встрече и расставании; корректировать социальные нормы поведения, расширять, уточнять и активизировать словарный запас, корректировать мышление при знакомстве с фразеологизмами; 

Коррекционно - развивающие задачи:

корректировать социальные нормы поведения, расширять, уточнять и активизировать словарный запас, корректировать мышление при знакомстве с фразеологизмами; 

Коррекционно - воспитательные задачи:

воспитывать уважительное отношение к старшим и сверстникам, прививать навыки вежливости.  

Тип урока:

приобретение новых знаний.  

Планируемые результаты

предметные:

- уметь употреблять различные формы словесной вежливости (при встрече, обращении с просьбой, вопросом);

- уметь анализировать поступки людей и давать им оценку;

- понимание правил поведения с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми;

- уметь поддержать и завершить диалог в рамках выполнения бытовых действий;

- уметь использовать вежливые слова; - уметь соблюдать правила поведения в доме и общественных местах, иметь представления о морально-этических нормах поведения.

метапредметные:

- уметь использовать приобретенные знания;

- уметь анализировать и выделять общее;

- умение выражать сои мысли, слушать товарища;

личностные:

- уметь проверять себя;

- уметь давать оценку своим действиям;

- уметь вести себя в общественном месте;

Технологии:

личностно-ориентированное обучение, проблемный и дифференцированный подход, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика).

Методы:

- словесные (беседа по вопросам, обобщающая знания учащихся поданной теме, культура поведения, рассказ – изложение нового материала);

- практические (письменные упражнения по теме, сюжетно-ролевая игра);

- словесные; наглядные; проблемно-поисковые; методы контроля и самоконтроля

Формы работы:

беседа, работа в рабочей тетради. Ролевая игра.

Дидактический материал:

карточки с заданиями для самостоятельной работы, рабочая тетрадь, материал инсценировок, словарик вежливых слов, солнышки, тучки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Цель: создание рабочей обстановки, психологический настрой учащихся.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие. Подготовка к уроку.

2. Сообщение темы и целей урока.



Цель: сообщить учащимся тему урока, поставить перед ними цель.

- Мы изучаем раздел «Культура поведения». Тема сегодняшнего урока: «Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам». Ролевая игра «Хочу спросить».

Цель нашего урока формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни.

Согласно заданиям учителя.

3. Беседа с опорой на имеющиеся знания. Актуализация знаний


- Мы изучаем раздел «Культура поведения». Знания этого раздела помогут вам в дальнейшей жизни.

- Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Ролевая игра «Слова при встрече и расставании».

- Сегодня мы продолжим работу по этой теме: - А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться? Какими чертами он должен обладать? – Итак, мы с вами выяснили, что в человеке ценятся такие важные и нужные качества как доброта, опрятность, вежливость, уважительность, приветливость, внимательность.

- А как называют человека, которому присущи все эти качества? -(воспитанный)

- Что же такое воспитанность? – Воспитанность - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.

- Как по-другому можно назвать воспитанного человека? - (Культурный)

- Да, ребята нам будут встречаться слова воспитанный и культурный, и вы должны знать, что речь идет о человеке, с которым приятно общаться.

В обиходе воспитанного человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». Этот человек знает много вежливых слов и не стесняется их произносить в разговоре. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение

- Почему эти слова называются волшебными?

- А знакомы ли вам эти волшебные слова; слова, которые мы говорим при встрече, при расставании, при обращении с просьбой к людям? Сегодня на уроке мы вспомним эти слова, будем учиться обращаться к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

- Мы с вами составили словарик вежливых слов. Привет, здравствуйте, до свидания, пока, добрый день, как дела, здравствуй, извини, простите, пожалуйста; помогите мне пожалуйста – помоги мне пожалуйста; извини меня – извините; как дела – как ваши дела

- Какие слова мы говорим при встрече?

- Какие слова нам помогают обращаться с просьбой, с вопросом?

-Какие слова употребляем при расставании?

-Для чего они нам нужны?


Физминутка.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Наклониться, прямо встать,

Руки вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили!

Фронтальная беседа. Учащиеся отвечают на вопросы.



































Выполняют движения.

4. Изучение нового материала. Ролевая игра «Хочу спросить» 



Работа с рабочей тетрадью, стр. 30 - 31 Учащиеся читают текст, затем отвечают на вопросы:

Некоторые формы обращения с просьбой к старшим и сверстникам: «Если вам не трудно, …», «Будьте так любезны, …», «Будьте добры, …», «Могу я попросить вас», «Можно вас попросить», «Не могли бы вы…» и другие.  

Несколько правил обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам:

  • Нужно быть вежливым не только со взрослыми, но и с ровесниками.  

  • При обращении к человеку с просьбой или вопросом следует смотреть ему в лицо.

  • Слова просьбы нужно произносить негромко, тон должен быть ровным, вежливым, но не льстивым.  

  • Нельзя произносить слова просьбы грубым, приказным тоном.  

  • Следует произносить слова просьбы с искренним чувством, так как равнодушная интонация обесценивает их.  

  • По возможности, нужно называть имя того, к кому обращаешься с просьбой. 

Ролевая игра «Хочу спросить» 

Разыгрывание речевых ситуаций:

а) как обратиться к пожилому киоскеру и узнать, поступил ли новый журнал «Мурзилка»?

б) школьная столовая (буфет). Спросите, есть ли в продаже пирожки с повидлом;

в) обратитесь к прохожему и узнайте, как удобнее доехать до центра города.

Рассказы детей о тех случаях, когда и как они пользовались «Вежливыми словами» при обращении с просьбой.

Разыгрывание детьми сценок с употреблением вежливых слов.

а) Ты идёшь по улице с товарищем. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановились. Надо ли поздороваться и тебе

б) Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

в) С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в сквере, через который ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?

г) Можно ли вместо «Здравствуйте» говорить «Привет»?

д) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семёнович».

- Не скажите ли вы, какая допущена ошибка?

- А может быть всё в порядке?

Учащиеся читают текст, затем отвечают на вопросы.


















Разыгрывание речевых ситуаций:









Разыгрывание детьми сценок с употреблением вежливых слов.


5. Закрепление полученных знаний.












А теперь давайте закрепим наши знания и поиграем. 

Игра «Вежливо-невежливо». 

Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы показываете солнышко. Когда я читаю о невежливом поступке – вы показываете тучку. 

Давайте сначала потренируемся, чтобы я увидела, что вы меня поняли.

Я здороваюсь при встрече.

Я не встаю на обращение учителя.

Я извиняюсь, если кого-то обидел.

Я вежливо обращаюсь с просьбой.

Если я толкнул, я не извинюсь.

Я прощаюсь уходя.

Я говорю грубые слова.

Я обижаю маленьких.

Я помогаю пожилому перейти дорогу.

Я не уступаю место в автобусе взрослому.

Я всегда говорю «спасибо».

Учащиеся играют




8. Домашнее задание.

Работа с рабочей тетрадью, стр. 30 – 31 читать, устно отвечать на вопросы. Повторить слова обращения с просьбой и применять их на практике.


6. Подведение итогов урока.

Выставление оценок учащимся за урок.


--Я надеюсь, вы запомнили, о чем мы сегодня

– Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?

- Чем мы занимались на уроке?

- Какие слова запомнили? (Словарик)

– Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.

-Мне очень хочется верить, что вежливые слова в вашей жизни будут идти рядом с вашими вежливыми поступками.

анализ работы на уроке.

- оценить активно работающих учащихся на уроке.



7. Рефлексия.


– Ну вот, пришло время прощаться.

–Если тебе было интересно, то подними солнышко, а если скучал на занятии, подними тучку.

– На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!