Цель урока: | формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни. |
Коррекционно - образовательные задачи: | формировать умение обращаться к старшим и сверстникам, к знакомому и незнакомому человеку при встрече и расставании; корректировать социальные нормы поведения, расширять, уточнять и активизировать словарный запас, корректировать мышление при знакомстве с фразеологизмами; |
Коррекционно - развивающие задачи: | корректировать социальные нормы поведения, расширять, уточнять и активизировать словарный запас, корректировать мышление при знакомстве с фразеологизмами; |
Коррекционно - воспитательные задачи: | воспитывать уважительное отношение к старшим и сверстникам, прививать навыки вежливости. |
Тип урока: | приобретение новых знаний. |
Планируемые результаты | предметные: - уметь употреблять различные формы словесной вежливости (при встрече, обращении с просьбой, вопросом); - уметь анализировать поступки людей и давать им оценку; - понимание правил поведения с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми; - уметь поддержать и завершить диалог в рамках выполнения бытовых действий; - уметь использовать вежливые слова; - уметь соблюдать правила поведения в доме и общественных местах, иметь представления о морально-этических нормах поведения. метапредметные: - уметь использовать приобретенные знания; - уметь анализировать и выделять общее; - умение выражать сои мысли, слушать товарища; личностные: - уметь проверять себя; - уметь давать оценку своим действиям; - уметь вести себя в общественном месте; |
Технологии: | личностно-ориентированное обучение, проблемный и дифференцированный подход, здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика). |
Методы: | - словесные (беседа по вопросам, обобщающая знания учащихся поданной теме, культура поведения, рассказ – изложение нового материала); - практические (письменные упражнения по теме, сюжетно-ролевая игра); - словесные; наглядные; проблемно-поисковые; методы контроля и самоконтроля |
Формы работы: | беседа, работа в рабочей тетради. Ролевая игра. |
Дидактический материал: | карточки с заданиями для самостоятельной работы, рабочая тетрадь, материал инсценировок, словарик вежливых слов, солнышки, тучки. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | Цель: создание рабочей обстановки, психологический настрой учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствие. Подготовка к уроку. |
2. Сообщение темы и целей урока. | Цель: сообщить учащимся тему урока, поставить перед ними цель. - Мы изучаем раздел «Культура поведения». Тема сегодняшнего урока: «Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам». Ролевая игра «Хочу спросить». Цель нашего урока формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни. | Согласно заданиям учителя. |
3. Беседа с опорой на имеющиеся знания. Актуализация знаний | - Мы изучаем раздел «Культура поведения». Знания этого раздела помогут вам в дальнейшей жизни. - Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Ролевая игра «Слова при встрече и расставании». - Сегодня мы продолжим работу по этой теме: - А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться? Какими чертами он должен обладать? – Итак, мы с вами выяснили, что в человеке ценятся такие важные и нужные качества как доброта, опрятность, вежливость, уважительность, приветливость, внимательность. - А как называют человека, которому присущи все эти качества? -(воспитанный) - Что же такое воспитанность? – Воспитанность - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться. - Как по-другому можно назвать воспитанного человека? - (Культурный) - Да, ребята нам будут встречаться слова воспитанный и культурный, и вы должны знать, что речь идет о человеке, с которым приятно общаться. В обиходе воспитанного человека обязательно присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». Этот человек знает много вежливых слов и не стесняется их произносить в разговоре. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение - Почему эти слова называются волшебными? - А знакомы ли вам эти волшебные слова; слова, которые мы говорим при встрече, при расставании, при обращении с просьбой к людям? Сегодня на уроке мы вспомним эти слова, будем учиться обращаться к старшим и сверстникам при встрече и расставании. - Мы с вами составили словарик вежливых слов. Привет, здравствуйте, до свидания, пока, добрый день, как дела, здравствуй, извини, простите, пожалуйста; помогите мне пожалуйста – помоги мне пожалуйста; извини меня – извините; как дела – как ваши дела - Какие слова мы говорим при встрече? - Какие слова нам помогают обращаться с просьбой, с вопросом? -Какие слова употребляем при расставании? -Для чего они нам нужны? Физминутка. Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Наклониться, прямо встать, Руки вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили! | Фронтальная беседа. Учащиеся отвечают на вопросы. Выполняют движения. |
4. Изучение нового материала. Ролевая игра «Хочу спросить» | Работа с рабочей тетрадью, стр. 30 - 31 Учащиеся читают текст, затем отвечают на вопросы: Некоторые формы обращения с просьбой к старшим и сверстникам: «Если вам не трудно, …», «Будьте так любезны, …», «Будьте добры, …», «Могу я попросить вас», «Можно вас попросить», «Не могли бы вы…» и другие. Несколько правил обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам: Нужно быть вежливым не только со взрослыми, но и с ровесниками. При обращении к человеку с просьбой или вопросом следует смотреть ему в лицо. Слова просьбы нужно произносить негромко, тон должен быть ровным, вежливым, но не льстивым. Нельзя произносить слова просьбы грубым, приказным тоном. Следует произносить слова просьбы с искренним чувством, так как равнодушная интонация обесценивает их. По возможности, нужно называть имя того, к кому обращаешься с просьбой. Ролевая игра «Хочу спросить» Разыгрывание речевых ситуаций: а) как обратиться к пожилому киоскеру и узнать, поступил ли новый журнал «Мурзилка»? б) школьная столовая (буфет). Спросите, есть ли в продаже пирожки с повидлом; в) обратитесь к прохожему и узнайте, как удобнее доехать до центра города. Рассказы детей о тех случаях, когда и как они пользовались «Вежливыми словами» при обращении с просьбой. Разыгрывание детьми сценок с употреблением вежливых слов. а) Ты идёшь по улице с товарищем. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановились. Надо ли поздороваться и тебе б) Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? в) С вами, наверное, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в сквере, через который ходите в школу. Но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? г) Можно ли вместо «Здравствуйте» говорить «Привет»? д) В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Игорь Семёнович». - Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? - А может быть всё в порядке? | Учащиеся читают текст, затем отвечают на вопросы. Разыгрывание речевых ситуаций: Разыгрывание детьми сценок с употреблением вежливых слов. |
5. Закрепление полученных знаний. | А теперь давайте закрепим наши знания и поиграем. Игра «Вежливо-невежливо». Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы показываете солнышко. Когда я читаю о невежливом поступке – вы показываете тучку. Давайте сначала потренируемся, чтобы я увидела, что вы меня поняли. Я здороваюсь при встрече. Я не встаю на обращение учителя. Я извиняюсь, если кого-то обидел. Я вежливо обращаюсь с просьбой. Если я толкнул, я не извинюсь. Я прощаюсь уходя. Я говорю грубые слова. Я обижаю маленьких. Я помогаю пожилому перейти дорогу. Я не уступаю место в автобусе взрослому. Я всегда говорю «спасибо». | Учащиеся играют |
8. Домашнее задание. | Работа с рабочей тетрадью, стр. 30 – 31 читать, устно отвечать на вопросы. Повторить слова обращения с просьбой и применять их на практике. | |
6. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся за урок. | --Я надеюсь, вы запомнили, о чем мы сегодня – Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? - Чем мы занимались на уроке? - Какие слова запомнили? (Словарик) – Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки. -Мне очень хочется верить, что вежливые слова в вашей жизни будут идти рядом с вашими вежливыми поступками. анализ работы на уроке. - оценить активно работающих учащихся на уроке. | |
7. Рефлексия. | – Ну вот, пришло время прощаться. –Если тебе было интересно, то подними солнышко, а если скучал на занятии, подними тучку. – На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч! | |