СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура поведения в транспорте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Возникла необходимость проведения мероприятия на тему: "Культура поведения в транспорте."

Просмотр содержимого документа
«Культура поведения в транспорте»

«Культура поведения в транспорте»

Цели: познакомить с правилами проезда и поведения в транспорте; воспитывать культуру поведения в транспорте.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Психологический настрой . Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня на уроке познакомимся с правилами проезда и поведения в транспорте. Когда вы едете в транспорте, то являетесь пассажирами. Кажется, что ничего трудного тут нет – сел и поехал. Однако и для пассажира существуют правила поведения.

III. Изучение нового материала.

1. Работа с раздаточными листами.

Учитель раздает учащимся листы, где прописаны правила проезда в транспорте.

Учитель. Прочитайте и запомните правила поведения детей-пассажиров.

Дети-пассажиры обязаны.

1. Входить в транспорт и выходить из него со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта.

2. Держаться за поручни в салоне.

3. Покупать билеты у водителя только на остановке.

4. Быть вежливыми, уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям.

5. В коляске мотоцикла быть в застёгнутом мотошлеме и держаться за поручни.


Детям-пассажирам запрещается.

1. Отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины.

2. Открывать двери транспорта во время его движения.

3. Высовывать голову и руки из окон.

4. Сидеть на заднем сиденье мотоцикла, если не исполнилось 12 лет.

5. Сидеть на переднем сиденье легкового автомобиля, если не исполнилось 12 лет и в машине нет специального детского удерживающего устройства.

2. Правила посадки в транспорт.

На остановке ожидают общественный транспорт люди. Самые нетерпеливые выскакивают прямо на проезжую часть. При этом можно поскользнуться и упасть под колеса автобуса. Что случится дальше, легко догадаться. Поэтому, когда ждете автобус или троллейбус, никогда не стойте на краю тротуара и не выбегайте на проезжую часть. Опытный пассажир не стремится в первый ряд, зная, что напирающая толпа может случайно вытолкнуть его прямо под колеса.

Входите в транспорт через среднюю и заднюю двери, выходите – через переднюю. Не задерживайтесь, сразу проходите внутрь салона. Не стойте у дверей, мешая другим людям. Кроме того, это небезопасно, ведь двери закрываются и открываются автоматически.

Электронная физминутка.

Учитель. Разгадываем загадки и показываем, как выглядят машины (механизмы).

Поднимает великан

Груды груза к облакам.

Там, где встанет он, потом

Вырастает новый дом.

(Подъемный кран.)

Что за машина?

Шея, как у гуся.

Сила, как у слона!

(Автокран.)

Начинает он копать –

Заменяет сто лопат.

(Экскаватор.)

3. Правила поведения в общественном транспорте.

Общественный транспорт можно условно разделить на две большие группы: внутригородской транспорт (автобусы, троллейбусы, трамваи, такси, метро); транспорт дальнего следования (самолеты, поезда, теплоходы).

Познакомимся с правилами поведения в транспорте.

Находясь в салоне автобуса, не думайте о том, что теперь за вашу безопасность отвечает водитель. И внутри пассажирского транспорта может произойти несчастье, если водителю придется вдруг резко затормозить. Держитесь за поручни! В ситуации экстренного торможения хуже всего тем, кто не очень хорошо может отреагировать на внезапную остановку – это больные и пожилые люди. Помните: уступать им места – это правило не только вежливости, но и безопасности.

Подготовьтесь к выходу заранее, чтобы не пришлось спешить. Выйдя из транспорта, не спешите. Особенно если вам нужно перейти на другую сторону улицы. Приучите себя к правилу: переходить улицу только тогда, когда транспорт уедет от остановки.

Входя в салон автобуса, трамвая, троллейбуса или вагон метро, вам нет необходимости приветствовать всех пассажиров, находящихся там. Поздороваться можно лишь со знакомыми или теми, кого вы уже неоднократно встречали в поездках по городу. При этом во время приветствия последних достаточно лишь слегка наклонить голову и улыбнуться. Однако если человек не желает отвечать на приветствие, лучше всего не настаивать и при следующей встрече можно также не приветствовать попутчика.

При входе в городской транспорт первыми пропускают женщин, детей, пожилых людей и тех, кто занимает более высокое общественное положение (если уж вам посчастливилось встретить их в салоне переполненного автобуса или троллейбуса). При этом можно помочь им зайти в салон, предварительно спросив на то разрешения. При выходе из транспорта первыми должны выходить мужчины и те, кто младше. Правила хорошего тона предписывают мужчинам помогать выходить из салона автобуса или троллейбуса женщинам и тем, кто нуждается в такой помощи. Подчиненному вовсе не обязательно подавать руку и помогать выходить из транспорта своему начальнику или тому, кто занимает более высокое социальное положение, если только это не женщина.

Сидячие места в городском транспорте должны занимать пожилые люди, инвалиды, дети и женщины. Мужчины могут сесть лишь на свободные места только в том случае, если окружающие его попутчики выразили на то свое согласие. Поэтому, прежде чем занять свободное сидячее место, мужчина должен в вежливой форме спросить на то разрешения у пассажиров, находящихся рядом с ним. При этом громко кричать на весь салон, предлагая каждому попутчику занять свободное место, также не стоит. Женщины могут уступить место' мужчине в том случае, если он – инвалид или глубокий старик.

Уступающий свое место не должен вскакивать, молча намекая стоящей рядом бабушке или инвалиду на то, что он может занять его место. В таких случаях следует говорить: «Пожалуйста» или «Разрешите предложить вам сесть». В ответ человек, которому уступили место, должен произнести слова благодарности.

Пожалуй, каждый, кому приходится часто ездить в общественном транспорте, хоть раз оказывался в ситуации, когда кто-либо из обидевшихся пассажиров, которому не уступили место, начинал распекать сидящих (особенно если это молодые люди), обвинять их в неуважении к старшему поколению и пр. Нужно сказать, что подобное поведение, согласно этикету, также считается грубостью. В таких случаях необходимо вежливо обратиться к сидящим с просьбой уступить место.

Нередко в городском транспорте можно увидеть людей, читающих газету или книгу. Неприличным это не считается. Ведь в наш век бешеных скоростей человек должен успевать так много сделать. Вот и совмещают некоторые приятное с полезным: чтение увлекательного детектива с поездкой на городском транспорте. Однако если вы читаете газету и вам при этом не удалось занять свободное сидячее место, следите за тем, чтобы не мешать попутчикам. Не нужно громко переворачивать страницы или класть книгу на спину впереди стоящего или на голову перед вами сидящего.

В том случае, если по пути в школу в общественном транспорте вы встретили своего знакомого и пожелали обсудить последние новости своей жизни, нет нужды делать это слишком громко, так, чтобы ваши «секреты» стали достоянием окружающих вас людей.

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение И. Горюновой.

1-й ученик. Уступай старушкам место,

Если стало очень тесно.

2-й ученик. Не кричи, что сесть мечтаешь –

Постоишь и не растаешь.

3-й ученик. Стой спокойно и держись,

Не рыдай и не вертись.

4-й ученик. Здесь ничем сорить не надо –

Быть воспитанным отрада.

5-й ученик. Фантик на пол не бросай,

А упал он – поднимай.

6-й ученик. Не пинай других ногами

И не пачкай сапогами.

7-й ученик. Песни громко ты не пой,

Потихоньку рот закрой.

IV. Беседа «Эти правила, ребята, знать и выполнять нам надо».

Вопросы:

– Как правильно входить и выходить из транспорта?

– Как правильно вести себя в транспорте?

– Что делать запрещается?

V. Итог урока.

Учитель. Что вы изучали на уроке? Пригодятся ли вам эти знания ?