Культура речи педагога как инструмент
в решении коммуникативных задач
Профессионально-речевая культура педагога
совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие на обучающихся и позволяющая наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания, регулировать речевую деятельность в процессе решения педагогических задач;
✓
✓
отражение индивидуальности профессионального поведения и части общей культуры человека;
предмет гуманитарного общения культурного плана.
✓
Песталоцци И.Г.
Макаренко А.С.
Корчак Я.
Самая важная предпосылка педагогического успеха:
- культура речевого общения (может быть рассмотрена с точки зрения этики, речи и этико-речи);
- отточенное искусство человеческих контактов самого преподавателя.
От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений – таков путь к гармонии знаний и нравственности.
Сухомлинский В.А.
Культура речи
- выбор и организация языковых средств , с помощью которых в определенной ситуации и при соблюдении современных языковых норм, этики общения становится возможным добиться максимального эффекта в достижении поставленных коммуникативных задач;
- навыки и умения, обеспечивающие правильность речевой деятельности , которая должна соответствовать общепринятым нормам;
- способность построения высказываний сообразно их целям, условиям общения и коммуникативной целесообразности.
Ступени освоения литературного языка
Правильность речи
Овладение нормами устного и письменного языка:
- правила произношения;
- правила словоупотребления;
- правила ударения.
При оценке речи с позиции правильности используются характеристики:
- «верно - неверно»;
- «норма – нарушение нормы».
Ступени освоения литературного языка
Речевое мастерство
- четкость использования норм литературного языка;
- умение выбрать из существующих вариантов самые точные словесные конструкции.
На этом уровне происходит формирование:
- способности отбора речевых средств с учетом обстановки и речи;
- умения учитывать восприятие адреса;
- умения исключать тавтологию, многозначность, тяжеловесные конструкции.
Общая культура педагога
- проявляется в виде культуры речевого поведения педагога;
- характеризуется умением мотивированного применения языковых средств для того, чтобы общаться и передавать информацию в конкретных условиях.
Словесные контакты становятся более плодотворными, если овладеть знаниями:
- паралингвистики (тембр, тональность и вокализация речи);
- экстралингвистики (пауза, темп и громкость речи).
Средства, применяемые педагогом
в устной речи
- выбор, соответствующий личностно-ориентированной модели обучения;
- тон – спокойный, заинтересованный и доброжелательный;
- использование темпа речи, который определяется возрастом воспитанников, этапом обучения и сложностью изучаемого материала;
- подбор силы голоса с учетом ситуации общения;
- использование интонации, которая уместна в конкретный момент, соблюдение пауз, логических ударений;
- слежение за мимикой и жестами, которые должны соответствовать задаче урока.
Тональность общения
- звуковая, интонационная характеристика;
- определяется статусно-ролевыми отношениями,
нормативными правилами поведения, установленными
обществом;
- возвышенная тональность (торжественные ритуальные акты);
- нейтральная тональность (нормативные, стандартные социальные ситуации);
- нейтрально - обиходная (ненормативные, стандартные и нестандартные социальные ситуации);
- фамильярная тональность (нестандартные и стандартные социальные ситуации, не входящие в пределы формальных структур общества);
- вульгарная тональность (ненормативные социальные ситуации);
- выбор тональности оказывает прямое влияние
на грамматическое оформление высказывания участников.
Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя. От такого учителя дети обычно держатся на «расстоянии», он внушает им внутренний страх, отчуждение от него.
Харламов И.Ф.
У детей обиду обычно вызывает не смысл высказывания педагога, а тон, которым была сказана фраза. Особенно важное значение это приобретает в ситуации исправления педагогом ошибок ребенка и высказывания замечаний.
Особенности тонального общения в процессе организации коммуникативного взаимодействия педагога с обучающимися
- заинтересованность в успехе обучающихся в сочетании
со способностью к сопереживанию их достижений и неудач;
- контактность;
- вежливость;
- отзывчивость;
- чуткость в тоне общения.
- личностное творческое начало, речевое творчество и индивидуальная манера общения .
Раскованность и свобода речи обучающихся свидетельствуют о хорошей тональности общения.
Интонационный стиль речи педагога
- играет важную роль вместе с тональностью общения;
- включает интонационную манеру говорения, которая формируется под воздействием:
- общественно-культурной среды;
- природных и личностных особенностей;
- лингвистического окружения;
- индивидуальных представлений о роли педагога.
Для выражения интонационного стиля речи используются:
- различные варианты произношения интонем (интонационных единиц);
- разные сочетания определенных интонационных элементов.
Интонация обладает конкретностью.
Для интонации свойственна информационная реальность.
Добиться высокой дисциплины, уважительных и добрых отношений становится возможным при отслеживании педагогом своего разговора с обучающимися и контроля за тоном своей речи.
Речевой этикет и речевая этика
Речевой этикет – система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта между собеседниками, его поддержания и прерывания (в избранной тональности).
Речевая этика – правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.
Этические нормы (речевой этикет) касаются:
- обращений на «ты» и «вы»;
- выбора обращений типа «гражданин», «господин»;
- выбора полного или сокращенного имени (Коля, Николай, Николай Петрович);
- выбора способов приветствия и прощания (здравствуйте, привет, салют, до свидания, всего доброго).
Для этических норм свойственна национальная специфика.
Общие правила речевого общения
- соблюдение условий успешного речевого общения:
- доброжелательность в отношении адресата;
- демонстрация заинтересованности в разговоре;
- искренность выражения мнения;
- сочувственное внимание;
- соблюдение специальных этикетных речевых формул:
- приветствия и обращения, задачей которых является определение тона общения и выполнения контактоустанавливающей функции;
- этикетные формулы и фразы «по случаю»;
- желательно представить свои интересы в непрямом высказывании, что позволит смягчить заинтересованность и предоставить партнеру возможность выбора ответного действия.
Методики, направленные на совершенствование речевого мастерства педагога
- тренировка голосового аппарата включает:
- работу над мелодикой речи, дикцией;
- работу над интонацией;
- работу над грамотной постановкой фразового и логического ударения;
- совершенствование техники речи;
- тренировка качеств речи, которые появляются в конкретной педагогической ситуации, в процессе импровизированного творчества говорящего;
- работа по совершенствованию эмоциональной речевой окраски и увеличению возможностей.
Поиск нужной речевой партитуры:
- осуществление деятельности над голосовым аппаратом;
- совершенствование жестов и мимики педагога.
Использование этикетных диалогов
в профессиональной деятельности педагогов
Для этикетных диалогов свойственно
типовое разнообразие:
- побудительные речевые акты (просьба, совет, предложение, команда, приказ, требование);
- диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление);
- ответные речевые акты (согласие, несогласие, отказ, разрешение).
Этикетный диалог представлен в форме
диалогического единства:
реплика-стимул («пароль»); реплика-реакция («отзыв»).
Удачное построение работы педагога в отношении обучения и воспитания подрастающего поколения определяется грамотностью использования им возможностей этикетного диалога и учетом особенностей партнера по общению. Необходимо следить за своей речью и помнить, что речь – это отражение вашей личности как педагога, который несет культуру живого слова.
Основные правила речевого этикета
- отказ от употребления ненормированной лексики;
- отсутствие повтора речевых ошибок обучающихся;
- слежение за грамотностью своей речи – слова должны произноситься грамотно, с правильной постановкой ударений, соответствующим словоупотреблением;
- отказ от «слов-паразитов»: «значит», «ну», «как бы», «в общем», «типа того» и других;
- слежение за темпом речи;
- акцентирование внимания на интонировании:
- для улучшения качества восприятия данных;
- для повышения уровня интенсивности их запоминания;
- для повышения психологического микроклимата в классе;
- исключение из речи резких интонаций, окриков, негативно влияющих на обучающихся и вызывающих дестабилизацию и эмоциональный дискомфорт.
Требования к речевой культуре педагога
✓ строгое соответствие содержания речи педагога возрасту детей, их развитию, запасу представлений, опыту;
✓ ориентация на процесс непосредственной коммуникации;
✓ речи педагога должны быть присущи качества:
грамотность, точность, эмоциональность, чистота,
выразительность, логичность, богатство, уместность;
✓ тактичное руководство дискуссией;
✓ умение выслушивать обучающихся;
✓ оперативно-деликатная реакция на ошибки обучающихся
в устной речи;
✓ внимательно-доброжелательное отношение к высказываниям обучающихся;
✓ знание приемов, необходимых для оказания
соответствующего влияния на речь детей, умение их применять
в различных ситуациях.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая... Наша речь –важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности
не поддаваться влияниям среды.
Лихачев Д.С.
Педагоги должны всегда помнить, что их речь служит образцом, который воспроизводит ребенок и по которому он учится строить свою речь, т.е. является образцом литературной нормы и правильного представления о речи в целом.