СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура речи педагога как инструмент в решении коммуникативных задач

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессионально-речевая культура педагога-это совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие на обучающихся и позволяющая наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания, регулировать речевую деятельность в процессе решения педагогических задач.

Просмотр содержимого документа
«Культура речи педагога как инструмент в решении коммуникативных задач»

Культура речи педагога как инструмент в решении коммуникативных задач

Культура речи педагога как инструмент

в решении коммуникативных задач

Профессионально-речевая культура педагога совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие на обучающихся и позволяющая наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания, регулировать речевую деятельность в процессе решения педагогических задач; ✓  ✓ отражение индивидуальности профессионального поведения и части общей культуры человека;  предмет гуманитарного общения культурного плана. ✓

Профессионально-речевая культура педагога

совокупность свойств личности, оказывающая успешное воздействие на обучающихся и позволяющая наиболее эффективно организовать процесс обучения и воспитания, регулировать речевую деятельность в процессе решения педагогических задач;

отражение индивидуальности профессионального поведения и части общей культуры человека;

предмет гуманитарного общения культурного плана.

Песталоцци И.Г. Макаренко А.С. Корчак Я. Самая важная предпосылка педагогического успеха: культура речевого общения (может быть рассмотрена с точки зрения этики, речи и этико-речи); отточенное искусство человеческих контактов самого преподавателя.

Песталоцци И.Г.

Макаренко А.С.

Корчак Я.

Самая важная предпосылка педагогического успеха:

  • культура речевого общения (может быть рассмотрена с точки зрения этики, речи и этико-речи);
  • отточенное искусство человеческих контактов самого преподавателя.
    От культуры слова к эмоциональной культуре,  от эмоциональной культуры к культуре  моральных чувств и моральных отношений – таков путь  к гармонии знаний и нравственности. Сухомлинский В.А.

От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмоциональной культуры к культуре моральных чувств и моральных отношений – таков путь к гармонии знаний и нравственности.

Сухомлинский В.А.

Культура речи  выбор и организация языковых средств , с помощью которых в определенной ситуации и при соблюдении современных языковых норм, этики общения становится возможным добиться максимального эффекта в достижении поставленных коммуникативных задач;  навыки и умения, обеспечивающие правильность речевой деятельности , которая должна соответствовать общепринятым нормам;  способность построения высказываний сообразно их целям, условиям общения и коммуникативной целесообразности.

Культура речи

  • выбор и организация языковых средств , с помощью которых в определенной ситуации и при соблюдении современных языковых норм, этики общения становится возможным добиться максимального эффекта в достижении поставленных коммуникативных задач;

  • навыки и умения, обеспечивающие правильность речевой деятельности , которая должна соответствовать общепринятым нормам;

  • способность построения высказываний сообразно их целям, условиям общения и коммуникативной целесообразности.
Ступени освоения литературного языка Правильность речи Овладение нормами устного и письменного языка: правила произношения; правила словоупотребления; правила ударения. При оценке речи с позиции правильности  используются характеристики: «верно - неверно»; «норма – нарушение нормы».

Ступени освоения литературного языка

Правильность речи

Овладение нормами устного и письменного языка:

  • правила произношения;
  • правила словоупотребления;
  • правила ударения.

При оценке речи с позиции правильности используются характеристики:

  • «верно - неверно»;
  • «норма – нарушение нормы».
Ступени освоения литературного языка Речевое мастерство четкость использования норм литературного языка; умение выбрать из существующих вариантов самые точные  словесные конструкции.  На этом уровне происходит формирование: способности отбора речевых средств с учетом  обстановки и речи; умения учитывать восприятие адреса; умения исключать тавтологию, многозначность,  тяжеловесные конструкции.

Ступени освоения литературного языка

Речевое мастерство

  • четкость использования норм литературного языка;
  • умение выбрать из существующих вариантов самые точные словесные конструкции.

На этом уровне происходит формирование:

  • способности отбора речевых средств с учетом обстановки и речи;
  • умения учитывать восприятие адреса;
  • умения исключать тавтологию, многозначность, тяжеловесные конструкции.
Общая культура педагога проявляется в виде культуры речевого поведения педагога; характеризуется умением мотивированного применения языковых средств для того, чтобы общаться и передавать информацию в конкретных условиях.     Словесные контакты становятся более плодотворными, если овладеть знаниями: паралингвистики  (тембр, тональность и вокализация речи); экстралингвистики  (пауза, темп и громкость речи).

Общая культура педагога

  • проявляется в виде культуры речевого поведения педагога;
  • характеризуется умением мотивированного применения языковых средств для того, чтобы общаться и передавать информацию в конкретных условиях.

Словесные контакты становятся более плодотворными, если овладеть знаниями:

  • паралингвистики (тембр, тональность и вокализация речи);
  • экстралингвистики (пауза, темп и громкость речи).

Средства, применяемые педагогом в устной речи выбор, соответствующий личностно-ориентированной модели обучения; тон – спокойный, заинтересованный и доброжелательный; использование темпа речи, который определяется возрастом воспитанников, этапом обучения и сложностью изучаемого материала; подбор силы голоса с учетом ситуации общения; использование интонации, которая уместна в конкретный момент, соблюдение пауз, логических ударений; слежение за мимикой и жестами, которые должны соответствовать задаче урока.

Средства, применяемые педагогом

в устной речи

  • выбор, соответствующий личностно-ориентированной модели обучения;
  • тон – спокойный, заинтересованный и доброжелательный;
  • использование темпа речи, который определяется возрастом воспитанников, этапом обучения и сложностью изучаемого материала;
  • подбор силы голоса с учетом ситуации общения;
  • использование интонации, которая уместна в конкретный момент, соблюдение пауз, логических ударений;
  • слежение за мимикой и жестами, которые должны соответствовать задаче урока.

Тональность общения звуковая, интонационная характеристика; определяется статусно-ролевыми отношениями,  нормативными правилами поведения, установленными  обществом; возвышенная тональность (торжественные ритуальные акты); нейтральная тональность (нормативные, стандартные социальные ситуации); нейтрально - обиходная (ненормативные, стандартные и нестандартные социальные ситуации); фамильярная тональность (нестандартные и стандартные социальные ситуации, не входящие в пределы формальных структур общества); вульгарная тональность (ненормативные социальные ситуации); выбор тональности оказывает прямое влияние  на грамматическое оформление высказывания участников.

Тональность общения

  • звуковая, интонационная характеристика;
  • определяется статусно-ролевыми отношениями,

нормативными правилами поведения, установленными

обществом;

  • возвышенная тональность (торжественные ритуальные акты);
  • нейтральная тональность (нормативные, стандартные социальные ситуации);
  • нейтрально - обиходная (ненормативные, стандартные и нестандартные социальные ситуации);
  • фамильярная тональность (нестандартные и стандартные социальные ситуации, не входящие в пределы формальных структур общества);
  • вульгарная тональность (ненормативные социальные ситуации);
  • выбор тональности оказывает прямое влияние

на грамматическое оформление высказывания участников.

Ничто так отрицательно не сказывается  на воспитании, как сухость, черствость и  казенный тон учителя.  От такого учителя дети обычно держатся  на «расстоянии», он внушает им внутренний страх, отчуждение от него. Харламов И.Ф.

Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя. От такого учителя дети обычно держатся на «расстоянии», он внушает им внутренний страх, отчуждение от него.

Харламов И.Ф.

 У детей обиду обычно вызывает не смысл высказывания педагога, а тон, которым была сказана фраза. Особенно важное значение это приобретает в ситуации исправления педагогом ошибок ребенка и высказывания замечаний.

У детей обиду обычно вызывает не смысл высказывания педагога, а тон, которым была сказана фраза. Особенно важное значение это приобретает в ситуации исправления педагогом ошибок ребенка и высказывания замечаний.

Особенности тонального общения в процессе организации коммуникативного взаимодействия педагога с обучающимися заинтересованность в успехе обучающихся в сочетании со способностью к сопереживанию их достижений и неудач; доброжелательность: контактность; вежливость; отзывчивость; чуткость в тоне общения. личностное творческое начало, речевое творчество и индивидуальная манера общения .  Раскованность и свобода речи обучающихся свидетельствуют о хорошей тональности общения.

Особенности тонального общения в процессе организации коммуникативного взаимодействия педагога с обучающимися

  • заинтересованность в успехе обучающихся в сочетании

со способностью к сопереживанию их достижений и неудач;

  • доброжелательность:
  • контактность;
  • вежливость;
  • отзывчивость;
  • чуткость в тоне общения.
  • личностное творческое начало, речевое творчество и индивидуальная манера общения .

Раскованность и свобода речи обучающихся свидетельствуют о хорошей тональности общения.

Интонационный стиль речи педагога играет важную роль вместе с тональностью общения; включает интонационную манеру говорения, которая формируется под воздействием: общественно-культурной среды; природных и личностных особенностей; лингвистического окружения; индивидуальных представлений о роли педагога.  Для выражения интонационного стиля речи используются:  различные варианты произношения интонем (интонационных единиц); разные сочетания определенных интонационных элементов.  Интонация обладает конкретностью.  Для интонации свойственна информационная реальность.

Интонационный стиль речи педагога

  • играет важную роль вместе с тональностью общения;
  • включает интонационную манеру говорения, которая формируется под воздействием:
  • общественно-культурной среды;
  • природных и личностных особенностей;
  • лингвистического окружения;
  • индивидуальных представлений о роли педагога.

Для выражения интонационного стиля речи используются:

  • различные варианты произношения интонем (интонационных единиц);
  • разные сочетания определенных интонационных элементов.

Интонация обладает конкретностью.

Для интонации свойственна информационная реальность.

 Добиться высокой дисциплины, уважительных и добрых отношений становится возможным при отслеживании педагогом своего разговора с обучающимися и контроля за тоном своей речи.

Добиться высокой дисциплины, уважительных и добрых отношений становится возможным при отслеживании педагогом своего разговора с обучающимися и контроля за тоном своей речи.

Речевой этикет и речевая этика Речевой этикет – система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта между собеседниками,  его поддержания и прерывания (в избранной тональности). Речевая этика – правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.  Этические нормы (речевой этикет) касаются: обращений на «ты» и «вы»; выбора обращений типа «гражданин», «господин»; выбора полного или сокращенного имени  (Коля, Николай, Николай Петрович); выбора способов приветствия и прощания  (здравствуйте, привет, салют, до свидания, всего доброго).  Для этических норм свойственна национальная специфика.

Речевой этикет и речевая этика

Речевой этикет – система национально-специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта между собеседниками, его поддержания и прерывания (в избранной тональности).

Речевая этика – правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях.

Этические нормы (речевой этикет) касаются:

  • обращений на «ты» и «вы»;
  • выбора обращений типа «гражданин», «господин»;
  • выбора полного или сокращенного имени (Коля, Николай, Николай Петрович);
  • выбора способов приветствия и прощания (здравствуйте, привет, салют, до свидания, всего доброго).

Для этических норм свойственна национальная специфика.

Общие правила речевого общения соблюдение условий успешного речевого общения: доброжелательность в отношении адресата; демонстрация заинтересованности в разговоре; искренность выражения мнения; сочувственное внимание; соблюдение специальных этикетных речевых формул: приветствия и обращения, задачей которых является определение тона общения и выполнения контактоустанавливающей функции; этикетные формулы и фразы «по случаю»; высказывание просьбы: желательно представить свои интересы  в непрямом высказывании, что позволит смягчить заинтересованность и предоставить партнеру возможность выбора ответного действия.

Общие правила речевого общения

  • соблюдение условий успешного речевого общения:
  • доброжелательность в отношении адресата;
  • демонстрация заинтересованности в разговоре;
  • искренность выражения мнения;
  • сочувственное внимание;
  • соблюдение специальных этикетных речевых формул:
  • приветствия и обращения, задачей которых является определение тона общения и выполнения контактоустанавливающей функции;
  • этикетные формулы и фразы «по случаю»;
  • высказывание просьбы:
  • желательно представить свои интересы в непрямом высказывании, что позволит смягчить заинтересованность и предоставить партнеру возможность выбора ответного действия.

Методики, направленные на совершенствование речевого мастерства педагога тренировка голосового аппарата включает: работу над мелодикой речи, дикцией; работу над интонацией; работу над грамотной постановкой фразового и логического ударения; совершенствование техники речи; тренировка качеств речи, которые появляются в конкретной педагогической ситуации, в процессе импровизированного творчества говорящего; работа по совершенствованию эмоциональной речевой окраски и увеличению возможностей.  Поиск нужной речевой партитуры: осуществление деятельности над голосовым аппаратом; совершенствование жестов и мимики педагога.

Методики, направленные на совершенствование речевого мастерства педагога

  • тренировка голосового аппарата включает:
  • работу над мелодикой речи, дикцией;
  • работу над интонацией;
  • работу над грамотной постановкой фразового и логического ударения;
  • совершенствование техники речи;
  • тренировка качеств речи, которые появляются в конкретной педагогической ситуации, в процессе импровизированного творчества говорящего;
  • работа по совершенствованию эмоциональной речевой окраски и увеличению возможностей.

Поиск нужной речевой партитуры:

  • осуществление деятельности над голосовым аппаратом;
  • совершенствование жестов и мимики педагога.

 Использование этикетных диалогов  в профессиональной деятельности педагогов  Для этикетных диалогов свойственно  типовое разнообразие: побудительные речевые акты (просьба, совет, предложение, команда, приказ, требование); диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление); ответные речевые акты (согласие, несогласие, отказ, разрешение).   Этикетный диалог представлен в форме  диалогического единства:  реплика-стимул («пароль»); реплика-реакция («отзыв»).

Использование этикетных диалогов

в профессиональной деятельности педагогов

Для этикетных диалогов свойственно

типовое разнообразие:

  • побудительные речевые акты (просьба, совет, предложение, команда, приказ, требование);
  • диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление);
  • ответные речевые акты (согласие, несогласие, отказ, разрешение).

Этикетный диалог представлен в форме

диалогического единства:

реплика-стимул («пароль»); реплика-реакция («отзыв»).

 Удачное построение работы педагога в отношении обучения и воспитания подрастающего поколения определяется грамотностью использования им возможностей этикетного диалога и учетом особенностей партнера по общению. Необходимо следить за своей речью и помнить, что речь – это отражение вашей личности как педагога, который несет культуру живого слова.

Удачное построение работы педагога в отношении обучения и воспитания подрастающего поколения определяется грамотностью использования им возможностей этикетного диалога и учетом особенностей партнера по общению. Необходимо следить за своей речью и помнить, что речь – это отражение вашей личности как педагога, который несет культуру живого слова.

Основные правила речевого этикета отказ от употребления ненормированной лексики; отсутствие повтора речевых ошибок обучающихся; слежение за грамотностью своей речи – слова должны произноситься грамотно, с правильной постановкой ударений, соответствующим словоупотреблением; отказ от «слов-паразитов»: «значит», «ну», «как бы», «в общем», «типа того» и других; слежение за темпом речи; акцентирование внимания на интонировании: для улучшения качества восприятия данных; для повышения уровня интенсивности их запоминания; для повышения психологического микроклимата в классе; исключение из речи резких интонаций, окриков, негативно влияющих на обучающихся и вызывающих дестабилизацию и эмоциональный дискомфорт.

Основные правила речевого этикета

  • отказ от употребления ненормированной лексики;
  • отсутствие повтора речевых ошибок обучающихся;
  • слежение за грамотностью своей речи – слова должны произноситься грамотно, с правильной постановкой ударений, соответствующим словоупотреблением;
  • отказ от «слов-паразитов»: «значит», «ну», «как бы», «в общем», «типа того» и других;
  • слежение за темпом речи;
  • акцентирование внимания на интонировании:
  • для улучшения качества восприятия данных;
  • для повышения уровня интенсивности их запоминания;
  • для повышения психологического микроклимата в классе;
  • исключение из речи резких интонаций, окриков, негативно влияющих на обучающихся и вызывающих дестабилизацию и эмоциональный дискомфорт.

Требования к речевой культуре педагога  ✓  строгое соответствие содержания речи педагога возрасту детей, их развитию, запасу представлений, опыту;  ✓  ориентация на процесс непосредственной коммуникации;  ✓  речи педагога должны быть присущи качества:  грамотность, точность, эмоциональность, чистота,  выразительность, логичность, богатство, уместность;  ✓  тактичное руководство дискуссией;  ✓  умение выслушивать обучающихся;  ✓  оперативно-деликатная реакция на ошибки обучающихся  в устной речи;  ✓  внимательно-доброжелательное отношение  к высказываниям обучающихся;  ✓  знание приемов, необходимых для оказания  соответствующего влияния на речь детей, умение их применять  в различных ситуациях.

Требования к речевой культуре педагога

строгое соответствие содержания речи педагога возрасту детей, их развитию, запасу представлений, опыту;

ориентация на процесс непосредственной коммуникации;

речи педагога должны быть присущи качества:

грамотность, точность, эмоциональность, чистота,

выразительность, логичность, богатство, уместность;

тактичное руководство дискуссией;

умение выслушивать обучающихся;

оперативно-деликатная реакция на ошибки обучающихся

в устной речи;

внимательно-доброжелательное отношение к высказываниям обучающихся;

знание приемов, необходимых для оказания

соответствующего влияния на речь детей, умение их применять

в различных ситуациях.

 Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая...  Наша речь –важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды. Лихачев Д.С.

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая... Наша речь –важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности

не поддаваться влияниям среды.

Лихачев Д.С.

 Педагоги должны всегда помнить, что их речь служит образцом, который воспроизводит ребенок и по которому он учится строить свою речь, т.е. является образцом литературной нормы и правильного представления о речи в целом.

Педагоги должны всегда помнить, что их речь служит образцом, который воспроизводит ребенок и по которому он учится строить свою речь, т.е. является образцом литературной нормы и правильного представления о речи в целом.