СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Руси в IХ — начале ХIII в. (домонгольский период)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит (глаголицу), который был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.). Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках – греческом и славянском.

Просмотр содержимого документа
«Культура Руси в IХ — начале ХIII в. (домонгольский период)»

История культуры Культура Руси в IХ — начале ХIII в. (домонгольский период)

История культуры

Культура Руси в IХ — начале ХIII в.

(домонгольский период)

Письменность По сообщению средневековых автором письменность у славян существовала до принятия христианства . Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит ( глаголицу ), который был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица , которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.). Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках – греческом и славянском.     Памятник святым равноапостольным     братьям Мефодию и Кириллу в Москве на     Славянской площади

Письменность

  • По сообщению средневековых автором письменность у славян существовала до принятия христианства .
  • Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения.
  • Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит ( глаголицу ), который был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица , которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем в 1918 г.). Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках – греческом и славянском.

Памятник святым равноапостольным

братьям Мефодию и Кириллу в Москве на

Славянской площади

Где учили грамоте? Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах , где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т. п.). Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Где учили грамоте?

  • Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах , где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени (богословие, грамматику, диалектику, риторику и т. п.).
  • Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна — одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.
Материалы для письма  В то время писали на пергамене (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамен изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи.  Текст начинали писать с большой красной буквы — заставки (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшали рисунками, называемыми миниатюрами . Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»).

Материалы для письма

В то время писали на пергамене (иначе его называли харатья, кожа, мех). Пергамен изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи.

Текст начинали писать с большой красной буквы — заставки (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшали рисунками, называемыми миниатюрами . Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»).

Литература Самый ранний памятник письменности – «Остромирово Евангелие» .  Оно было написано в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. «Изборники» 1073 и 1076 годов - древнерусская рукописная книга. Изборники были составлены для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был дьяк по имени Иоанн, имя второго неизвестно.

Литература

  • Самый ранний памятник письменности – «Остромирово Евангелие» .

Оно было написано в 1056—1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название.

  • «Изборники» 1073 и 1076 годов - древнерусская рукописная книга. Изборники были составлены для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был дьяк по имени Иоанн, имя второго неизвестно.
Жанры литературы летописание житие (агиография ) слово (поучение ) торжественное красноречие  нравоучительное красноречие хождения (хожения)

Жанры литературы

  • летописание
  • житие (агиография )
  • слово (поучение )
  • торжественное красноречие
  • нравоучительное красноречие
  • хождения (хожения)
Летописание Ле́топись  (или летопи́сец ) — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название — летопись. Крупнейший летописный свод – «Повесть временных лет» , составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.  Главный вопрос, поставленный в начале летописи: «Откуда есть пошла русская земля и кто в Киеве начал первым княжити?»

Летописание

  • Ле́топись (или летопи́сец ) — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название — летопись.
  • Крупнейший летописный свод – «Повесть временных лет» , составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII в.

  • Главный вопрос, поставленный в начале летописи: «Откуда есть пошла русская земля и кто в Киеве начал первым княжити?»
Жития святых Важными для древнерусского человека были жития святых . Начала создаваться житейская литература. Среди них – «Сказание о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги, игумена Киево-Печорского монастыря Феодосия. Памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в Дмитрове Псковская икона XIV век (Русский музей)

Жития святых

  • Важными для древнерусского человека были жития святых .
  • Начала создаваться житейская литература. Среди них – «Сказание о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги, игумена Киево-Печорского монастыря Феодосия.

Памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в Дмитрове

Псковская икона XIV век (Русский музей)

Слово (поучение) Слово (поучение ) – произведение, относящиеся к жанру красноречия. На Руси существовали торжественное красноречие – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (обосновывающее значимость принятия христианства и прославляющее Русскую землю и князей) и нравоучительное красноречие – «Поучения Владимира Мономаха» (политическое и нравственное завещание великого князя).

Слово (поучение)

  • Слово (поучение ) – произведение, относящиеся к жанру красноречия.
  • На Руси существовали торжественное красноречие – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (обосновывающее значимость принятия христианства и прославляющее Русскую землю и князей) и нравоучительное красноречие – «Поучения Владимира Мономаха» (политическое и нравственное завещание великого князя).
Слово о Полку Игореве «Слово о полку Игореве» посвящено походу новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г.  Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор видит в распрях между князьями в их неподчинении великому киевскому князю. Н. К. Рерих «Поход Игоря». 1942 г. Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 г.

Слово о Полку Игореве

  • «Слово о полку Игореве» посвящено походу новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г.
  • Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор видит в распрях между князьями в их неподчинении великому киевскому князю.

Н. К. Рерих «Поход Игоря». 1942 г.

Виктор Васнецов. После побоища Игоря

Святославича с половцами. 1880 г.

Хождения (хожения) Хождения (хожения) – рассказывают о путешествиях, христианских святынях, достопримечательностях, природе, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила в Палестину»). Паломничество игумена Даниила в Палестину сформировало понимание средневековым русским человеком мира и своей души.

Хождения (хожения)

  • Хождения (хожения) – рассказывают о путешествиях, христианских святынях, достопримечательностях, природе, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила в Палестину»).
  • Паломничество игумена Даниила в Палестину сформировало понимание средневековым русским человеком мира и своей души.
Музыка 2 направления: народная (языческая) музыка  – языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. При княжеских дворах появились скоморохи – первые актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах; христианское богослужебное пение  – распространилось после принятия христианства и сразу стало профессиональным занятием. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Пение проходило без игры на музыкальных инструментах, более того, традиция восточного христианства строго осуждала инструментальную музыку.

Музыка

2 направления:

  • народная (языческая) музыка – языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. При княжеских дворах появились скоморохи – первые актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах;
  • христианское богослужебное пение – распространилось после принятия христианства и сразу стало профессиональным занятием. В первое время в церковных службах участвовали греческие и южнославянские певцы. Пение проходило без игры на музыкальных инструментах, более того, традиция восточного христианства строго осуждала инструментальную музыку.
Архитектура С принятием христианства стали возводиться храмы. Первые – деревянные, они не сохранились. В X в. был построен 1-й каменный храм – Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.) Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года

Архитектура

  • С принятием христианства стали возводиться храмы. Первые – деревянные, они не сохранились. В X в. был построен 1-й каменный храм – Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.)

Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года

Самым ранним из сохранившихся памятников является 13-купольный кирпичный собор Святой Софии в Киеве , построенный при Ярославе Мудром (30-е гг. XI в.). Колокольня Софийского собора на Софийской площади Апсиды собора. Открытая древняя кладка Вид на Софийский собор (современный вид)
  • Самым ранним из сохранившихся памятников является 13-купольный кирпичный собор Святой Софии в Киеве , построенный при Ярославе Мудром (30-е гг. XI в.).

Колокольня Софийского собора на Софийской площади

Апсиды собора. Открытая древняя кладка

Вид на Софийский собор

(современный вид)

Собор святой Софии в Новгороде Г лавный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является одним из древнейших сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. Софийский собор (современный вид) Софийский собор (южная сторона) до реставрации 1893—1900 гг.

Собор святой Софии в Новгороде

  • Г лавный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является одним из древнейших сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

Софийский собор (современный вид)

Софийский собор (южная сторона) до реставрации 1893—1900 гг.

Изобразительное искусство Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Мозаика — изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре Софийского собора в Киеве, XI век Фреска Софийского собора в Киеве. 1040-ые - начало 1050-ых гг.

Изобразительное искусство

  • Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками.
  • Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке.
  • Мозаика — изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты.

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре Софийского собора в Киеве, XI век

Фреска Софийского собора в Киеве. 1040-ые - начало 1050-ых гг.

Ремесло Археологические раскопки показали, что на Руси наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла . Была освоена сложнейшая техника обработки металла . Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи. Развивалось оружейное дело : мечи, топоры боевые, шлемы и т.д. Появилось ювелирное производство (кольца, браслеты, кресты, перстни). Изделия украшали сканью (узор из золотой или серебряной проволоки на металлической основе) или зернью – узором из золотых или серебряных зерен. Также научились делать стеклянные украшения, овладели гончарным ремеслом, плотницким, кожевенным, сапожным, портновским делом и др.

Ремесло

  • Археологические раскопки показали, что на Руси наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла .
  • Была освоена сложнейшая техника обработки металла . Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи.
  • Развивалось оружейное дело : мечи, топоры боевые, шлемы и т.д.
  • Появилось ювелирное производство (кольца, браслеты, кресты, перстни).
  • Изделия украшали сканью (узор из золотой или серебряной проволоки на металлической основе) или зернью – узором из золотых или серебряных зерен.
  • Также научились делать стеклянные украшения, овладели гончарным ремеслом, плотницким, кожевенным, сапожным, портновским делом и др.
Повседневная жизнь Повседневная жизнь древнерусского народа отражалась в устном народном творчестве – фольклоре . Его корни уходят в далекое языческое прошлое: праздник Масленицы, Ивана Купалы, рождественские колядки, свадебные песни, гадания. До нас дошли различные обряды, загадки, заклинания, заговоры. Именно тогда зародились сказки о лисе волке, Бабе-Яге, Змее Горыныче. Возникли сюжеты былин об Илье Муромце, Микуле Селяниновиче, Добрыне Никитиче и т.д.

Повседневная жизнь

  • Повседневная жизнь древнерусского народа отражалась в устном народном творчестве – фольклоре .
  • Его корни уходят в далекое языческое прошлое: праздник Масленицы, Ивана Купалы, рождественские колядки, свадебные песни, гадания.
  • До нас дошли различные обряды, загадки, заклинания, заговоры.
  • Именно тогда зародились сказки о лисе волке, Бабе-Яге, Змее Горыныче. Возникли сюжеты былин об Илье Муромце, Микуле Селяниновиче, Добрыне Никитиче и т.д.
Литература Кацва, Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников поступающих в вузы: полный курс подготовки в выпускным и вступительным экзаменам / Л.А. Кацва, под ред. В.Р. Лещинера. М., 2001. — С. 35-44. Борисов, Н. С. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник. 10 класс / Н. С. Борисов. М., 2009. – С. 43-55.   Электронные ресурсы http://www.historicus.ru/kultura_i_iskusstvo_drevnei_rusi/ http://russia.rin.ru/guides/5813.html

Литература

  • Кацва, Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников поступающих в вузы: полный курс подготовки в выпускным и вступительным экзаменам / Л.А. Кацва, под ред. В.Р. Лещинера. М., 2001. — С. 35-44.
  • Борисов, Н. С. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник. 10 класс / Н. С. Борисов. М., 2009. – С. 43-55.

Электронные ресурсы

http://www.historicus.ru/kultura_i_iskusstvo_drevnei_rusi/

http://russia.rin.ru/guides/5813.html