Культура русских земель второй половины XIII — XIV в.в.
История России, 6 класс
Митясов Виталий Николаевич //
Ордынская школа № 3
Татаро-монгольское нашествие и угрозы с Запада привели к печальным последствиям в области культуры Руси XIII века. Потери среди населения, разрушения городов и селений, уничтожение памятников культуры, вывоз материальных ценностей, утрата многих ремёсел — в таких условиях шло развитие литературы, архитектуры, живописи и других видов искусства .
Тем не менее, во второй половине XIV века наметился подъём национальной культуры , совпавший с началом эпохи Возрождения в Европе , но с оригинальными народными чертами, свойственными только русским землям.
Литература
Куликовская битва стала центральной темой для многих литературных памятников этого времени: летописной повести «Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем», «Сказании о Мамаевом побоище» и других. Одно из самых известных произведений, посвящённое описанию и прославлению победы русских воинов над ордынцами, — эпическая поэма «Задонщина».
Русский засадный полк в дубраве. Миниатюра из рукописи XVII в. «Сказание о Мамаевом побоище»
Литература
До нас дошли некоторые имена писателей конца XIV — начала XV в. Среди них — Епифаний , монах Троице-Сергиева монастыря. За свои сочинения он получил прозвище Премудрый . Перу Епифания Премудрого принадлежат жития Сергия Радонежского, а также Стефана Пермского, просветителя народа коми.
Писцы книг. Слева изображён Епифаний Премудрый , пишущий житие Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия», XVI в.
В XIV веке наивысшего расцвета достиг былинный героический эпос . Сказители обращались к прошлому своей страны, к славным временам Киевской Руси.
Устное творчество
Любимыми героями былин стали князь Владимир Красное Солнышко , богатыри Илья Муромец , Никита Кожемяка и другие. А стольный град Киев служил воплощением единства Руси.
Устное творчество
Героями вольнолюбивого и богатого Новгорода были разудалые богатырь Василий Буслаев и купец Садко .
Устное творчество
Устное творчество
Оформился новый жанр устного народного творчества — исторические песни , героями которых часто становились простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями.
Архитектура
После нашествия Батыя каменное строительство на Руси прекратилось на полвека. Возрождение каменного зодчества началось в Новгороде, который не был подвержен разорению ордынскими войсками. На средства бояр, купцов и ремесленников были возведены церкви, сохранившиеся до наших дней: Николы на Липне (1292 г.) …
Архитектура
… церковь Фёдора Стратилата на Ручью (1361 г.), …
Архитектура
… Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.) . Эти храмы были небольшие, одноглавые, они завершались шлемовидным куполом и имели сдержанное декоративное оформление фасада и стен.
Архитектура
В пограничном Пскове значительное развитие получило фортификационное строительство. В 1330 году недалеко от города возвели самую крупную крепость того времени — Изборск .
Архитектура
В самом Пскове выстроили большой каменный Кремль , длинна стен которого составила девять километров.
Архитектура
Со второй четверти XIV в. активное каменное строительство началось и в Москве . К сожалению, первые каменные соборы Московского Кремля не дошли до нашего времени: Успенский и Архангельские соборы, церковь Иоанна Лествичника и Спаса на Бору .
Архитектура
Летописи упоминают страшные пожары в Москве в 1343, 1354, 1365 гг., в результате которых страдали и дубовые укрепления кремля, построенные по указу Ивана Калиты. В 1366 г. князь Дмитрий Иванович решил возвести белокаменную крепость.
Архитектура
Белокаменные церкви появляются и в других городах Северо-Восточной Руси: Твери, Коломне, Звенигороде. Наиболее яркие примеры раннемосковского каменного зодчества — Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1423 г.) и…
Архитектура
… Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1420‒1427) . Полукруглые своды церквей, обозначенные снаружи храма закома́рами , стали украшать снаружи нарядными декоративными коко́шниками . Силуэт храма становился стройнее и как будто устремлялся вверх.
Живопись
XIII‒XIV вв. — время формирования Новгородской и Московской иконописных школ. На Новгородскую школу большое влияние оказал Феофан Грек (1340 — ок. 1410), художник византийского происхождения, мастер фресковой живописи, иконописец и миниатюрист.
«Христос Пантократор». Фреска храма Спаса на Ильине улице. Ф. Грек
Живопись
Работам Феофана Грека в манере исполнения и выборе цветовой гаммы подражали новгородские иконописцы, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью .
Живопись
Неизвестный новгородский живописец, создавший икону «Отечество» , даже скопировал на ней ангелов-серафимов с фресок Феофана Грека.
Живопись
Становление Московской школы иконописи связано с именем Андрея Рублёва . Сведений о его жизни сохранилось немного. Известно, что он был монахом московского Спасо-Андроникова монастыря.
Живопись
Самая известная работа Андрея Рублёва и одно из самых прославленных произведений русской живописи — икона «Троица» . В основе иконы лежит библейский сюжет «Гостеприимство Авраама». Он повествует о явлении трёх странников-ангелов, которые предсказали Аврааму чудесное рождение сына, от которого произойдёт великий народ.