СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура Руси XIII - XIV веков

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Культура Руси XIII - XIV веков»

Культура русских земель второй половины XIII — XIV в.в.    История России, 6 класс Митясов Виталий Николаевич // Ордынская школа № 3

Культура русских земель второй половины XIII — XIV в.в.

История России, 6 класс

Митясов Виталий Николаевич //

Ордынская школа № 3

Татаро-монгольское нашествие и угрозы с Запада  привели к печальным последствиям в области культуры Руси XIII века. Потери среди населения, разрушения городов и селений, уничтожение памятников культуры, вывоз материальных ценностей, утрата многих ремёсел — в таких условиях шло развитие литературы, архитектуры, живописи и других видов искусства .

Татаро-монгольское нашествие и угрозы с Запада привели к печальным последствиям в области культуры Руси XIII века. Потери среди населения, разрушения городов и селений, уничтожение памятников культуры, вывоз материальных ценностей, утрата многих ремёсел — в таких условиях шло развитие литературы, архитектуры, живописи и других видов искусства .

Тем не менее, во второй половине XIV века наметился подъём национальной культуры , совпавший с началом эпохи Возрождения в Европе , но с оригинальными народными чертами, свойственными только русским землям.

Тем не менее, во второй половине XIV века наметился подъём национальной культуры , совпавший с началом эпохи Возрождения в Европе , но с оригинальными народными чертами, свойственными только русским землям.

Литература Куликовская битва  стала центральной темой для многих литературных памятников этого времени: летописной повести «Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем», «Сказании о Мамаевом побоище» и других. Одно из самых известных произведений, посвящённое описанию и прославлению победы русских воинов над ордынцами, — эпическая поэма «Задонщина». Русский засадный полк в дубраве. Миниатюра из рукописи XVII в. «Сказание о Мамаевом побоище»

Литература

Куликовская битва стала центральной темой для многих литературных памятников этого времени: летописной повести «Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем», «Сказании о Мамаевом побоище» и других. Одно из самых известных произведений, посвящённое описанию и прославлению победы русских воинов над ордынцами, — эпическая поэма «Задонщина».

Русский засадный полк в дубраве. Миниатюра из рукописи XVII в. «Сказание о Мамаевом побоище»

Литература До нас дошли некоторые имена писателей конца XIV — начала XV в. Среди них — Епифаний , монах Троице-Сергиева монастыря. За свои сочинения он получил прозвище Премудрый . Перу Епифания Премудрого принадлежат жития Сергия Радонежского, а также Стефана Пермского, просветителя народа коми. Писцы книг. Слева изображён Епифаний Премудрый , пишущий житие Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия», XVI в.

Литература

До нас дошли некоторые имена писателей конца XIV — начала XV в. Среди них — Епифаний , монах Троице-Сергиева монастыря. За свои сочинения он получил прозвище Премудрый . Перу Епифания Премудрого принадлежат жития Сергия Радонежского, а также Стефана Пермского, просветителя народа коми.

Писцы книг. Слева изображён Епифаний Премудрый , пишущий житие Сергия Радонежского. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия», XVI в.

В XIV веке наивысшего расцвета достиг былинный героический эпос . Сказители обращались к прошлому своей страны, к славным временам Киевской Руси. Устное творчество

В XIV веке наивысшего расцвета достиг былинный героический эпос . Сказители обращались к прошлому своей страны, к славным временам Киевской Руси.

Устное творчество

Любимыми героями былин стали князь Владимир Красное Солнышко , богатыри Илья Муромец , Никита Кожемяка и другие. А стольный град Киев служил воплощением единства Руси. Устное творчество

Любимыми героями былин стали князь Владимир Красное Солнышко , богатыри Илья Муромец , Никита Кожемяка и другие. А стольный град Киев служил воплощением единства Руси.

Устное творчество

Героями вольнолюбивого и богатого Новгорода были разудалые богатырь Василий Буслаев и купец Садко . Устное творчество

Героями вольнолюбивого и богатого Новгорода были разудалые богатырь Василий Буслаев и купец Садко .

Устное творчество

Устное творчество Оформился новый жанр устного народного творчества — исторические песни , героями которых часто становились простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями.

Устное творчество

Оформился новый жанр устного народного творчества — исторические песни , героями которых часто становились простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями.

Архитектура После нашествия Батыя каменное строительство на Руси прекратилось на полвека. Возрождение каменного зодчества началось в Новгороде, который не был подвержен разорению ордынскими войсками. На средства бояр, купцов и ремесленников были возведены церкви, сохранившиеся до наших дней: Николы на Липне (1292 г.) …

Архитектура

После нашествия Батыя каменное строительство на Руси прекратилось на полвека. Возрождение каменного зодчества началось в Новгороде, который не был подвержен разорению ордынскими войсками. На средства бояр, купцов и ремесленников были возведены церкви, сохранившиеся до наших дней: Николы на Липне (1292 г.)

Архитектура … церковь Фёдора Стратилата на Ручью (1361 г.), …

Архитектура

… церковь Фёдора Стратилата на Ручью (1361 г.), …

Архитектура … Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.) . Эти храмы были небольшие, одноглавые, они завершались шлемовидным куполом и имели сдержанное декоративное оформление фасада и стен.

Архитектура

… Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.) . Эти храмы были небольшие, одноглавые, они завершались шлемовидным куполом и имели сдержанное декоративное оформление фасада и стен.

Архитектура В пограничном Пскове значительное развитие получило фортификационное строительство. В 1330 году недалеко от города возвели самую крупную крепость того времени — Изборск .

Архитектура

В пограничном Пскове значительное развитие получило фортификационное строительство. В 1330 году недалеко от города возвели самую крупную крепость того времени — Изборск .

Архитектура В самом Пскове выстроили большой каменный Кремль , длинна стен которого составила девять километров.

Архитектура

В самом Пскове выстроили большой каменный Кремль , длинна стен которого составила девять километров.

Архитектура Со второй четверти XIV в. активное каменное строительство началось и в Москве . К сожалению, первые каменные соборы Московского Кремля не дошли до нашего времени: Успенский и Архангельские соборы, церковь Иоанна Лествичника и Спаса на Бору .

Архитектура

Со второй четверти XIV в. активное каменное строительство началось и в Москве . К сожалению, первые каменные соборы Московского Кремля не дошли до нашего времени: Успенский и Архангельские соборы, церковь Иоанна Лествичника и Спаса на Бору .

Архитектура Летописи упоминают страшные пожары в Москве в 1343, 1354, 1365 гг., в результате которых страдали и дубовые укрепления кремля, построенные по указу Ивана Калиты. В 1366 г.  князь Дмитрий Иванович решил возвести белокаменную крепость.

Архитектура

Летописи упоминают страшные пожары в Москве в 1343, 1354, 1365 гг., в результате которых страдали и дубовые укрепления кремля, построенные по указу Ивана Калиты. В 1366 г. князь Дмитрий Иванович решил возвести белокаменную крепость.

Архитектура Белокаменные церкви появляются и в других городах Северо-Восточной Руси: Твери, Коломне, Звенигороде. Наиболее яркие примеры раннемосковского каменного зодчества — Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1423 г.) и…

Архитектура

Белокаменные церкви появляются и в других городах Северо-Восточной Руси: Твери, Коломне, Звенигороде. Наиболее яркие примеры раннемосковского каменного зодчества — Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1423 г.) и…

Архитектура … Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1420‒1427) . Полукруглые своды церквей, обозначенные снаружи храма  закома́рами , стали украшать снаружи нарядными декоративными  коко́шниками . Силуэт храма становился стройнее и как будто устремлялся вверх.

Архитектура

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1420‒1427) . Полукруглые своды церквей, обозначенные снаружи храма  закома́рами , стали украшать снаружи нарядными декоративными  коко́шниками . Силуэт храма становился стройнее и как будто устремлялся вверх.

Живопись XIII‒XIV вв. — время формирования Новгородской и Московской иконописных школ. На Новгородскую школу большое влияние оказал  Феофан Грек  (1340 — ок. 1410), художник византийского происхождения, мастер фресковой живописи, иконописец и миниатюрист.  «Христос Пантократор». Фреска храма Спаса на Ильине улице. Ф. Грек

Живопись

XIII‒XIV вв. — время формирования Новгородской и Московской иконописных школ. На Новгородскую школу большое влияние оказал  Феофан Грек  (1340 — ок. 1410), художник византийского происхождения, мастер фресковой живописи, иконописец и миниатюрист. 

«Христос Пантократор». Фреска храма Спаса на Ильине улице. Ф. Грек

Живопись Работам Феофана Грека в манере исполнения и выборе цветовой гаммы подражали новгородские иконописцы, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью .

Живопись

Работам Феофана Грека в манере исполнения и выборе цветовой гаммы подражали новгородские иконописцы, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью .

Живопись Неизвестный новгородский живописец, создавший икону «Отечество» , даже скопировал на ней ангелов-серафимов с фресок Феофана Грека.

Живопись

Неизвестный новгородский живописец, создавший икону «Отечество» , даже скопировал на ней ангелов-серафимов с фресок Феофана Грека.

Живопись Становление Московской школы иконописи связано с именем  Андрея Рублёва . Сведений о его жизни сохранилось немного. Известно, что он был монахом московского Спасо-Андроникова монастыря. 

Живопись

Становление Московской школы иконописи связано с именем  Андрея Рублёва . Сведений о его жизни сохранилось немного. Известно, что он был монахом московского Спасо-Андроникова монастыря. 

Живопись Самая известная работа Андрея Рублёва и одно из самых прославленных произведений русской живописи — икона «Троица» . В основе иконы лежит библейский сюжет «Гостеприимство Авраама». Он повествует о явлении трёх странников-ангелов, которые предсказали Аврааму чудесное рождение сына, от которого произойдёт великий народ.

Живопись

Самая известная работа Андрея Рублёва и одно из самых прославленных произведений русской живописи — икона «Троица» . В основе иконы лежит библейский сюжет «Гостеприимство Авраама». Он повествует о явлении трёх странников-ангелов, которые предсказали Аврааму чудесное рождение сына, от которого произойдёт великий народ.