СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Культура устного и письменного ответа, сочинения – миниатюры в системе работы по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 г.Серпухов







Доклад

на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы



на тему:

«Культура

устного и письменного ответа,

сочинения – миниатюры в системе работы

по развитию речи учащихся

на уроках русского языка и литературы»





Из опыта работы

Новиковой Н.Л.,

учителя русского языка и

литературы





2021 г.

Нужно приложить немало сил,

чтобы сделать ребят думающими,

чтобы научить их логическому мышлению,

 научить выражать свои мысли.

В.А.Сухомлинский

Хорошо развитая речь – одно из обязательных требований, предъявляемых к человеку в XXI веке. Если ее нет, то и нет удачной учебы, нет правильного, «здорового» общения, и, соответственно, нет и совместной работы.

В процессе педагогической деятельности учитель русского языка и литературы помогает учащимся в овладении речью как устной, так и письменной. Процесс этот сложный, длительный, требует от преподавателя систематической работы по развитию навыков связной речи, только в этом случае можно надеяться на положительные результаты.По определению М. Львова, "под связной речью понимается речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, обладает относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой"

Существуют различные виды работ по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературы. Это и словарная работа, и различные виды пересказов (сжатый, выборочный, художественный, от другого лица), сочинения на свободные, литературные темы.

Цель данной работы состоит в том, чтобы попытаться описать  приемы и виды работ, которые мы применяем на уроках русского языка и литературы.

На уроках литературы я стремлюсь к тому, чтобы дети осваивали то, что пригодится в жизни каждому из них, умение передать полученные знания, поддержать беседу, пересказать к случаю историю или создать свой рассказ, написать письмо, словом, развивать речевые навыки, коммуникативные умения.

На своих уроках придаю важное значение формированию связной речи учащихся, начиная с 5-го класса, постепенно усложняю эту работу.

В своей практике с учащимися стараюсь использовать две разновидности устной речи: монолог и диалог, хотя не исключаю возможности применения на уроках и полилога (обмена высказываниями). Именно эти виды речи позволяют мне и ребятам организовать на уроке ситуацию речевого общения, важную на уроках литературы. Каждый из видов речи имеет место на определенных этапах урока.  Так монолог очень хорошо использовать при разборе, проверке домашнего задания, закреплении темы.

 Применяю различные виды монологического высказывания учащихся. Например, дети с 5 класса с удовольствием готовят сообщения по биографическому материалу. Учащиеся получают удовольствие от того, что приготовленный ими материал, хорошая его подача помогают расширить кругозор одноклассников. Чтобы учащиеся при подготовке «не утонули» в обилии материал, использую короткие памятки:

  1. даты жизни и смерти;

  2. интересные моменты биографии писателя.

  3. основные произведения;

  4. история создания произведения.

Другим видом монологического высказывания, которые применяем на уроках, является рассказ ученика от имени героя художественного произведения. Этот вид высказывания дает возможность реализовать учащимся свои актерские способности. Чтобы рассказ от другого лица получился удачным, необходимо вжиться в роль этого героя. Для этого требуется предварительное неоднократное вдумчивое чтение текста, определение чувств, которые испытывает герой, способности перевоплотиться в определенный образ, умение говорить языком героя, правильно интонировать. Такой вид работы с первого раза удается далеко не каждому. Зато попробовав  свои силы однажды и достигнув успеха, учащиеся с удовольствием продолжают совершенствоваться не только на уроке, но и во внеклассной жизни. Учащимся понравилось такое перевоплощение на уроках по роману А.С.Пушкина «Дубровский». Они пробовали свои творческие возможности, вживаясь в роли Маши Троекуровой,  Дубровского, одной из горничных, слуг Троекурова. После нескольких «дебютов» проводили рецензирование. Ребята – зрители очень активно высказывались, кто из учащихся сумел убедительней сыграть свою роль, оценивали достоинства и недостатки «игры» каждого актера. «Актеры» тоже оценивают свою работу, очень часто бывают самокритичны. На таких уроках не бывает равнодушных, все принимают активное участие в общем обсуждении.

Следующий вид устного высказывания, который часто применяем на уроках, - диалог. Используем его при фронтальном опросе, обсуждении устных ответов.Диалог-основа активного обучения. Он предполагает развитие культуры обучения, радости общения, умение слушать и понимать собеседника.

Конечно же в своей работе я использую традиционную форму диалога, которая выражается в беседе учителя о одним из учащихся, но стремлюсь к тому, чтобы диалог был разнообразным как по содержанию, так и по форме. Это и вопросно-ответная беседа, и диалог единомышленников, и диалог-спор, полемика.

В качестве полезного вида по развитию речи я также предлагаю воспроизведение диалога литературных героев. Воспроизводя беседу литературных персонажей, учащиеся интенсивно обогащают свой лексический запас за счет использования словаря данного художественного текста и органически сочетают его с лексикой, которой владеют свободно. Воспроизведение, а не простой пересказ диалога персонажей стимулирует эмоциональную выразительность речи, непринужденность их общения, и этим также облегчается усвоение художественного текста.

Очень важно уметь сочетать монологическую и диалогическую формы речи. При монологе необходимо умение поддерживать внимание слушателей, а при диалоге- умение слышать ответы друг друга, быстро реагировать на них.

Устная речь отмечается своей живостью, раскованностью, эмоциональностью. Если учащиеся добились этих качеств речи в устной форме, то им легче выражать свои мысли на бумаге.

Создание письменных творческих работ – процесс сложный, но очень интересный. На уроках литературы к созданию письменных работ мы приступаем чаще на посткоммуникативной, когда литературное произведение уже прочитано, прочувствовано учащимися, дети могут высказать свои суждения по главным вопросам.

Работу по формированию связного текста начинали с создания сказки по предложенному началу, затем сочиняли собственную сказку по всем законам жанра. Не сразу эта работа у всех получалась, дети испытывали затруднения и в придумывании сюжета, выборе героев, их приключений. Но внимательная работа с текстами народной и литературной сказок помогла учащимся освоить этот жанр литературного творчества.

Кроме создания собственных произведений в разных жанрах, учащиеся выполняют задания, требующие аналитических умений. Одним из таких видов работы является отзыв о прочитанных произведениях. Написанные работы учащихся позволяют судить о  степени их постижения литературного текста, их умения интерпретировать отдельные фрагменты, умении связно, логично  излагать  свои мысли на данную тему.

Для того чтобы ребята имели возможность систематически совершенствовать свои речевые умения и навыки, работа по развитию речи ведется и на уроках русского языка. Как известно, программа по русскому языку отводит время на специальные уроки развития речи, где учащиеся создают устные и письменные сочинения различных жанров. Этим урокам предшествует подготовительная работа, в ходе которой учащиеся знакомятся с основными речеведческими понятиями: тема, основная мысль текста и т.п.

Уделяется внимание изучению типов речи, стилей языка. Все это необходимо, и составляет систему работы по развитию речи учащихся.

Однако я считаю, что всего этого недостаточно для того, чтобы ученик, узнавший о предстоящей творческой работе, с легкостью выполнил это требование. В своей практике я часто наблюдала, как учащиеся, даже самые начитанные, испытывали страх  перед чистым листом бумаги, своеобразный психологический барьер, мешающий ученику изложить свои мысли и суждения по определенной теме.

Работа над сочинением предоставляет учителю большие возможности, но вместе с тем представляет огромный труд для ученика. Что же должен сделать учитель, чтобы процесс создания ученических сочинений был менее болезненным.

Темы предлагаются самые разные. Чаще всего неожиданные, но заранее продуманные учителем.Во-первых, предстоящая работа должна вызывать у детей интерес, и учитель должен считаться с желанием учащихся, предлагать им интересующие темы. Отсутствие интереса к теме может сделать ученические работы малоинтересными, серыми, похожими друг на друга,во-вторых, она должна помочь ребенку раскрыть свой внутренний мир и научить излагать свои мысли на бумаге логично, лаконично и последовательно. В-третьих, сочинения-миниатюры могут помочь родителям глубже понять своего ребенка. В-четвертых, большинство тем служит для учеников психологической разрядкой, когда они на бумагу «выплескивают» свои отрицательные эмоции, вызванные накопленными в школе, дома или на улице негативными впечатлениями. Таким образом, ребенок внутренне успокаивается, и к нему возвращается хорошее настроение.

Важным является и то, что предполагаемая работа должна быть посильна каждому учащемуся, поэтому нужно учитывать возрастные особенности учащихся.Чаще я даю этот вид работы в конце урока. Дети пишут, а затем по желанию читают вслух. Учитель всегда одобряет каждую работу и в пятом-шестом классе ставит оценку «отлично». Оценкой может служить устная похвала учителя, «пять» в тетради или в журнале.

Ошибки на данном этапе не проверяются, чтобы не сковать творчество ученика, чтобы страх перед плохой оценкой не мешал ему свободно выражать свои мысли, чтобы он хотел писать и писал с удовольствием.

Сочинение-миниатюра – это творческая работа, проводимая на уроке в течение 7–10 минут. Ученикам предлагается тема, и они в свободной форме должны выразить свои мысли, чувства, переживания.

Тема «Я» хороша даже на первом уроке в любом классе, особенно если педагог впервые знакомится с детьми. Для начала учитель в течение 2–3 минут рассказывает о себе, о своем образовании, своей семье, увлечениях, домашних питомцах. А потом предлагает детям рассказать о себе в сочинении-миниатюре Я. Таким образом, учитель узнает о семье ребенка, о его хобби, о его устремлениях и чертах характера и даже об удачах и неудачах.

Эти сочинения потом с интересом читают родители в тетрадях своих детей. Но можно попросить написать сочинения-миниатюры на листочках, чтобы у каждого ребенка была возможность самому выбирать – показывать или не показывать их дома.

Сочинения типа «Я люблю», «Я не люблю», «Я боюсь», «Что меня радует или огорчает в жизни» раскрывают переживания детей, их проблемы и поэтому помогают так строить работу с родителями и детьми, чтобы эти проблемы по возможности были решены.

Методика преподавания сочинения-миниатюры в школе кажется простой, но она требует четких методических знаний, умения преподнести инструкцию и создать атмосферу психологического комфорта.

Сначала учитель может предложить свой вариант или несколько устных вариантов, в которых затрагиваются наиболее общие моменты. Но детям предлагает писать в свободной форме, смело выражая свои мысли и чувства.



Правила для учителя

  1. Сочинения-миниатюры и их авторы никогда не критикуются, не высмеиваются, не склоняются к другому мнению, не оспариваются ни учителем, ни одноклассниками.

  2. Учитель принимает позицию ученика, одобряет ее в любом случае, даже если мнение ученика расходится с его собственным. Исключением является попрание общечеловеческих ценностей.

  3. Если мнение ученика расходится с общепринятой моралью, то учитель сохраняет позицию лояльности. Например, он может сказать: «Каждый имеет право на ошибку, и лучше ошибиться здесь, в классе, и исправить свою ошибку, чем ошибаться потом в жизни». Резко критиковать и высмеивать неправильные мнения, суждения категорически запрещается.

Возможная инструкция написания сочинений-миниатюр для учеников 5-го класса, которые впервые встретились с этим видом работы

«Сейчас мы будем писать сочинение-миниатюру. Сочинение-миниатюра – это маленькое произведение, состоящее из 5–6 предложений, но можно больше, можно меньше. Мы сегодня пишем сочинение-миниатюру на тему:«Мой первый день в пятом классе. Напишите о своих чувствах, что вам понравилось, что не понравилось, что запомнилось больше всего. Оцениваться эти работы не будут, так как они выражают ваше личное мнение. А человек имеет право на любую точку зрения. Цель этого сочинения – научиться свободно выражать свое мнение, улавливать и отражать в написанном основные моменты жизни».

В первое время основная цель педагога – приучить учеников свободно, без боязни перед осуждением или плохой оценкой выражать письменно свои чувства, эмоции, мысли, размышления.

Описанные выше виды работ применяем на уроках русского языка и литературы с 5 класса.  Проходит время, учащиеся становятся взрослее, и вместе с этим наблюдается позитивная динамика в их речевом развитии. Устные и письменные работы отличаются самостоятельностью суждений, в них присутствует авторское начало. В устной речи учащиеся охотно делятся своими мыслями, способны поддерживать беседу, при необходимости отстоять свою точку зрения, убедить собеседника или опровергнуть его утверждения. После чтения художественного произведения умеют интерпретировать прочитанный текст, создать небольшой отзыв о книге.

Хочется отметить, что есть еще нерешенные проблемы. Не все жанры сочинений учащиеся успешно освоили, поэтому предстоит еще долгая и систематическая работа по развитию речи школьников.Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры, но и, что не менее важно и ценно, показать её практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.