СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура во второй половине XIX в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архитектура периода эклектики. Русская скульптура. Живопись передвижников. Академическая живопись. Русский театр. Русская музыка. Печать и книгоиздательская деятельность

Просмотр содержимого документа
«Культура во второй половине XIX в.»

Культура во  второй половине XIX в.

Культура во второй половине XIX в.

Архитектура

Архитектура

Архитектура периода эклектики Функциональность зданий становится во главе угла; Строительство вокзалов, заводов, фабрик, магазинов и банков; Использование железа, стекла и бетона при строительстве; Затянутый период эклектики, так как не был создан новый архитектурный стиль; Функциональность не сливалась с архитектурным стилем.

Архитектура периода эклектики

  • Функциональность зданий становится во главе угла;
  • Строительство вокзалов, заводов, фабрик, магазинов и банков;
  • Использование железа, стекла и бетона при строительстве;
  • Затянутый период эклектики, так как не был создан новый архитектурный стиль;
  • Функциональность не сливалась с архитектурным стилем.
Балтийский вокзал, эклектика, А.И. Крокау

Балтийский вокзал, эклектика, А.И. Крокау

Верхние торговые ряды, псевдорусский стиль, 1893.

Верхние торговые ряды, псевдорусский стиль, 1893.

Пассаж на Невском проспекте

Пассаж на Невском проспекте

Павильоны Всероссийской промышленно-художественной выставки, Нижний Новгород, 1896 г.

Павильоны Всероссийской промышленно-художественной выставки, Нижний Новгород, 1896 г.

Театр в Рыбинске, В.А. Шретер

Театр в Рыбинске, В.А. Шретер

Театр в Нижнем Новгороде, В.А. Шретер

Театр в Нижнем Новгороде, В.А. Шретер

Театр в Иркутске, В.А. Шретер

Театр в Иркутске, В.А. Шретер

Политехнический музей, Москва, 1872 (И.А. Монигетти, Н.А. Шохин)

Политехнический музей, Москва, 1872 (И.А. Монигетти, Н.А. Шохин)

Исторический музей, 1875 (В.О. Шервуд)

Исторический музей, 1875 (В.О. Шервуд)

Скульптура

Скульптура

«Тысячелетие России», Новгород, 1862, М.О. Микешин

«Тысячелетие России», Новгород, 1862, М.О. Микешин

Памятник Екатерине II, М.О. Микешин

Памятник Екатерине II, М.О. Микешин

Памятник Богдану Хмельницкому, М.О. Микешин

Памятник Богдану Хмельницкому, М.О. Микешин

Памятник А.С. Пушкину (А.М. Опекушин)

Памятник А.С. Пушкину (А.М. Опекушин)

Живопись эпохи передвижников

Живопись эпохи передвижников

9 ноября 1863 г. группа выпускников Академии художеств отказались писать конкурсную работу на предложенную тему и они покинули Академию; В 1870 г. зародилось Товарищество передвижных художественных выставок; Стремление к демонстрации реальной жизни, а не напыщенных пафосных сцен из мифологии; Бытовые сцены с симпатией к крестьянству: Демонстрация нужды, страдания и угнетения; Полотна писались с натуры или впечатлений.
  • 9 ноября 1863 г. группа выпускников Академии художеств отказались писать конкурсную работу на предложенную тему и они покинули Академию;
  • В 1870 г. зародилось Товарищество передвижных художественных выставок;
  • Стремление к демонстрации реальной жизни, а не напыщенных пафосных сцен из мифологии;
  • Бытовые сцены с симпатией к крестьянству:
  • Демонстрация нужды, страдания и угнетения;
  • Полотна писались с натуры или впечатлений.
С.А. Коровин «На миру»

С.А. Коровин «На миру»

В.М. Максимов «Аукцион за недоимки»

В.М. Максимов «Аукцион за недоимки»

В.М. Максимов «Семейный раздел»

В.М. Максимов «Семейный раздел»

«Косцы» Г.Г. Мясоедов

«Косцы» Г.Г. Мясоедов

«Христос в пустыне» И.Н. Крамской

«Христос в пустыне» И.Н. Крамской

«Грачи прилетели»    А.К. Саврасов

«Грачи прилетели» А.К. Саврасов

«Землянка» Ф.А. Васильев

«Землянка» Ф.А. Васильев

«Сараи» Ф.А. Васильев

«Сараи» Ф.А. Васильев

«Иллюминация в Петербурге»   Ф.А. Васильев

«Иллюминация в Петербурге» Ф.А. Васильев

«Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкин

«Утро в сосновом лесу» И.И. Шишкин

«Первый снег» И.И. Шишкин

«Первый снег» И.И. Шишкин

«Ай-Петри» А.И. Куинжи

«Ай-Петри» А.И. Куинжи

«Море» А.И. Куинжи

«Море» А.И. Куинжи

«Закат в лесу» А.И. Куинжи

«Закат в лесу» А.И. Куинжи

«После дождя» И.И. Левитан

«После дождя» И.И. Левитан

«Хмурый день» И.И. Левитан

«Хмурый день» И.И. Левитан

«Над вечным покоем» И.И. Левитан

«Над вечным покоем» И.И. Левитан

«Бурлаки на Волге» И.Е. Репин

«Бурлаки на Волге» И.Е. Репин

«Крестный ход в Курской губернии» И.Е. Репин

«Крестный ход в Курской губернии» И.Е. Репин

«Не ждали» И.Е. Репин

«Не ждали» И.Е. Репин

«Арест пропогандиста» И.Е. Репин

«Арест пропогандиста» И.Е. Репин

«Отказ от исповеди» И.Е. Репин

«Отказ от исповеди» И.Е. Репин

«Торжественное заседание Государственного совета» И.Е. Репин

«Торжественное заседание Государственного совета» И.Е. Репин

«Казаки пишут письмо турецкому султану» И.Е. Репин

«Казаки пишут письмо турецкому султану» И.Е. Репин

«Утро стрелецкой казни» В.И. Суриков

«Утро стрелецкой казни» В.И. Суриков

«Меншиков в Березове» В.И. Суриков

«Меншиков в Березове» В.И. Суриков

«Боярыня Морозова» В.И. Суриков

«Боярыня Морозова» В.И. Суриков

«Девочка с персиками» В.А. Серов

«Девочка с персиками» В.А. Серов

«Девушка, освещенная солнцем»  В.А. Серов

«Девушка, освещенная солнцем» В.А. Серов

Академическая живопись

Академическая живопись

«Богоматерь с младенцем»; «Богоматерь с младенцем в розах» Ф.А. Бруни

«Богоматерь с младенцем»; «Богоматерь с младенцем в розах» Ф.А. Бруни

«Последний день Помпеи» К.П. Брюллов

«Последний день Помпеи» К.П. Брюллов

«Пейзаж на острове Мадейра» К.П. Брюллов

«Пейзаж на острове Мадейра» К.П. Брюллов

Театр

Театр

Александр  Николаевич  Островский

Александр Николаевич Островский

Александр Сергеевич Грибоедов

Александр Сергеевич Грибоедов

Алексей  Константинович  Толстой

Алексей Константинович Толстой

Наиболее популярны были мелодрамы; Провинциальные театральные центры: Казань, Астрахань, Саратов, Воронеж; В столицах действовала монополия императорских театров; Чрезвычайная придирчивость театральной цензуры; После смерти М.С. Щепкина начинается эпоха «Нового театра»: Критика социальных условий и показ «социальных типов»; Прямолинейность ; «социальные типы» были сменены «психологическими типами». Переход от «театра Гоголя» к «театру Чехова».
  • Наиболее популярны были мелодрамы;
  • Провинциальные театральные центры: Казань, Астрахань, Саратов, Воронеж;
  • В столицах действовала монополия императорских театров;
  • Чрезвычайная придирчивость театральной цензуры;
  • После смерти М.С. Щепкина начинается эпоха «Нового театра»:
  • Критика социальных условий и показ «социальных типов»;
  • Прямолинейность ;
  • «социальные типы» были сменены «психологическими типами».
  • Переход от «театра Гоголя» к «театру Чехова».
Пров  Михайлович  Садовский

Пров Михайлович Садовский

Стрепетова  Пелагея  Антипьевна

Стрепетова Пелагея Антипьевна

Мария  Николаевна  Ермолова

Мария Николаевна Ермолова

Русский театр XIX в. – театр актера; Ансамбль просматривался в слаженных труппах; Слабая отечественная режиссура; В 1898 г. возник Московский художественный театр, который возглавили К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко.
  • Русский театр XIX в. – театр актера;
  • Ансамбль просматривался в слаженных труппах;
  • Слабая отечественная режиссура;
  • В 1898 г. возник Московский художественный театр, который возглавили К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко.
К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко

К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко

Русская музыка

Русская музыка

Петр Ильич Чайковский Опера: «Евгений Онегин». Симфонические поэмы: «Ромео и Джульетта»; «Буря»; «Франческа да Римини». Балет: «Лебединое озеро»; «Спящая красавица»; «Щелкунчик».

Петр Ильич Чайковский

  • Опера:
  • «Евгений Онегин».
  • Симфонические поэмы:
  • «Ромео и Джульетта»;
  • «Буря»;
  • «Франческа да Римини».
  • Балет:
  • «Лебединое озеро»;
  • «Спящая красавица»;
  • «Щелкунчик».
Печать и книгоиздательская деятельность

Печать и книгоиздательская деятельность

Наиболее популярные издания – журналы: «Современник» - наиболее демократичное издание; «Отечественные записки» (сатира); «Русское богатство» (народничество); «Русский вестник» (либеральное направление сменилось консервативным); «Вестник Европы» (журнал ученых и профессоров); «Русские ведомости» (конституционные идеи); «Новое время» (консервативное направление).
  • Наиболее популярные издания – журналы:
  • «Современник» - наиболее демократичное издание;
  • «Отечественные записки» (сатира);
  • «Русское богатство» (народничество);
  • «Русский вестник» (либеральное направление сменилось консервативным);
  • «Вестник Европы» (журнал ученых и профессоров);
  • «Русские ведомости» (конституционные идеи);
  • «Новое время» (консервативное направление).
Русская православная церковь  во второй половине XIX в.

Русская православная церковь во второй половине XIX в.

В церкви отсутствовало единое мнение в вопросе об освобождении крестьян (уклончиво-выжидательная позиция); В 1876 г. издана Библия на русском языке; Обер-прокурор синода К.П. Победоносцев выделял особую роль церкви, как государственной структуры. Константин Петрович Победоносцев
  • В церкви отсутствовало единое мнение в вопросе об освобождении крестьян (уклончиво-выжидательная позиция);
  • В 1876 г. издана Библия на русском языке;
  • Обер-прокурор синода К.П. Победоносцев выделял особую роль церкви, как государственной структуры.

Константин Петрович Победоносцев

Особая роль пустыней в жизни верующих. Важную роль сыграл Амвросий из Оптиной пустыни

Особая роль пустыней в жизни верующих. Важную роль сыграл Амвросий из Оптиной пустыни

Кризис Русской православной церкви в конце XIX в. Зависимость церкви от государства отталкивала людей и сковывала в своих действиях церковь; Служители церкви получали от государства почести и награды; Духовенство увлеклось накопительством и было втянуто в биржевой ажиотаж; Церковь занимала пассивную позицию в аграрном вопросе; Слабое воздействие на пролетарское население в больших городах и отсутствие церквей в рабочих окраинах; Рост равнодушия к религии, вплоть до атеизма; Церковь теряла влияние как в городах, так и в деревне.

Кризис Русской православной церкви в конце XIX в.

  • Зависимость церкви от государства отталкивала людей и сковывала в своих действиях церковь;
  • Служители церкви получали от государства почести и награды;
  • Духовенство увлеклось накопительством и было втянуто в биржевой ажиотаж;
  • Церковь занимала пассивную позицию в аграрном вопросе;
  • Слабое воздействие на пролетарское население в больших городах и отсутствие церквей в рабочих окраинах;
  • Рост равнодушия к религии, вплоть до атеизма;
  • Церковь теряла влияние как в городах, так и в деревне.