Культура здоровья
как фактор формирования здоровье сберегающей среды в школе.
Цель:
Выявить пути и способы формирования культуры здоровья и определить резервы и возможности совершенствования работы в данном направлении.
Задачи:
Ознакомить педагогов школы с сущностью и структурой культуры здоровья и возможностями ее влияния на образовательный процесс.
Изучить и проанализировать опыт работы школы по использованию здоровьесберегающих технологий на уроках.
Выявить и проанализировать показатель социально-психологического здоровья отдельных классов.
Определить возможности, условия и основные направления совершенствования педагогической деятельности по формированию культуры здоровья в школе.
План проведения педсовета:
Вступительное слово. Обоснование темы. Цели и задачи педсовета.
Сущность и структура здоровья. Краткие теоретические сведения.
Работа в творческих группах:
урок – анализ использования здоровьесберегающих технологий, их отдельных элементов на уроках;
социально-психологическое здоровье класса – измерение показателей «здоровья» отдельных классов;
здоровье учителя – выработка рекомендаций для достижения хорошего здоровья;
творческий отчет кафедры (методического объединения) физического воспитания;
группа эмоциональной поддержки педсовета.
Презентация работы творческих групп.
Подведение итогов, выработка проекта решения.
Таким образом, в ходе педсовета педагогический коллектив:
разберется в сущности и структуре понятия «культура здоровья» и ее влиянии на образовательный процесс;
проанализирует опыт работы школы по данному направлению:
- использование здоровьесберегающих технологий на уроках;
- определение социально-психологического здоровья отдельных классов;
- представление системы работы методического объединения физического воспитания;
Культура здоровья (в образовательном процессе) – это совокупность элементов, оказывающих жизненное значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
На наш взгляд, к данной совокупности элементов, определяющих культуру здоровья, можно отнести:
организацию и проведение урока с учетом здоровьесберегающих условий;
социально-психологическое здоровье учащихся;
здоровье учителя;
благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.
Отличными чертами здоровьесберегающей педагогики являются (опора на схему):
- Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития (здоровье ребенка считается в норме, если он:
в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
в нравственном плане – честен, самокритичен, эипатичен;
в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
- Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма;
- оздоровление понимается как форма развития и расширения психофизиологических возможностей ребенка;
- индивидуально-дифференцированный подход является системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы (учет психомоторики, тревожности, интеллекта и т.п. Нет общих и единых мерок, критериев ко всем и к любому ребенку.)
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в 1 класс. Это исходный фон. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важны и условия образовательной среды для сохранения здоровья ребенка, а именно (опора на схему):
строгое соблюдение режима школьных занятий (урок – перемена, каникулы, нагрузка);
построение урока с учетом динамичности детей, их работоспособности, использование ТСО и средств наглядности;
обязательное выполнение гигиенических требований (свежий воздух, адекватная температура, световое и цветовое оформление и т.п.);
благоприятный эмоциональный настрой (доброжелательность учителя, юмор).
Далее предлагается задание творческим группам.