Основные понятия: культурная революция.
Оборудование: презентация, тетради для классных часов.
слайд | учитель | ученик |
1. | - О ком это стихотворение? Значит, о ком мы будем говорить на сегодняшнем уроке? А сейчас внимание на экран (портреты царей). Кто из них Петр I? Мы будем говорить о неутомимом и энергичном царе, о царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание “Великий”. | Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал её предназначенье. А. С. Пушкин Ответы детей. |
2. | «Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки», «когда он строил град, художников сбирал». Как одним словом назвать такие сферы общественной жизни, как наука, архитектура, живопись? | Се образ изваян премудрого героя, Что, ради подданных лишив себя покоя, Последний принял чин и царствуя служил, Свои законы сам примером утвердил, Рожденны к скипетру, простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки. Когда он строил град, сносил труды в войнах, В землях далеких был и странствовал в морях, Художников сбирал и обучал солдатов, Домашних побеждал и внешних сопостатов; И словом, се есть Петр, отечества Отец; Земное божество Россия почитает, И столько олтарей пред зраком сим пылает, Коль много есть ему обязанных сердец. Михаил Лермонтов Ответы детей (Культура) |
3. | - А знаете ли вы, … как елка связана с именем Петра Первого? Это не единственное изменение в культуре эпохи Петра I. В то время была «Культурная революция». Кто знает значение слова РЕВОЛЮЦИЯ? | - До Петра 1 страна жила по византийскому календарю. Новый год тогда начинался с 1 сентября и шёл в то время 7208 год. - Пётр решил, что время в новом столетии россияне, как во всем мире, будут считать с 1 января и год будет 1700. - Он повелел все дома украсить ветвями елок, стрелять из ружей в честь фейерверка на Красной площади. - Эту традицию мы продолжаем и сейчас. И очень рады этому замечательному празднику, подаренному нам Петром Первым. В словаре Даля переворот, внезапная перемена… |
4. | Открываем тетради для классных часов, записываем тему. Первые изменения произошли со встречей Нового года | записывают Тема: «Культурная революция в эпоху Петра I. Соединение новаций Петра и традиций патриархальной Руси» Схематически рисуют Елку с игрушками. |
5. | При Петре I. начала формироваться Государственная политика в области образования. Царь – реформатор прекрасно понимал, что школы, основанные лишь на учении Закона Божьего, не могут дать практического результата. В стране начала формироваться система профессионального образования. Школы вначале были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре во многие специальные учебные заведения, где готовили офицеров-специалистов, стали принимать только детей дворян. Дети же крепостных крестьян в государственных школах обучаться не могли. | Для учебы и практического освоения наук россиян посылали за границу. Чаще это были юноши из дворянских фамилий. По возвращении на родину их ждал строгий экзамен. Петр I не раз сам выполнял роль экзаменатора. В то время учеба приравнивалась к государственной службе, а потому спрос был особый. |
6. | Более обширные и разнообразные знания (алгебра, геометрия, тригонометрия, черчение, астрономия и т.д.) давала организованная в 1701г. школа математических и навигационных наук в Москве. В 1715 г. часть классов перевели в Петербург и на этой базе создали Морскую академию. Навигационные школы открыли также в других городах. В 1707 г. были основаны медицинские школы в Москве, основан Аптекарский огород, ставший в последствии Ботаническим садом, через несколько лет такая школа начала действовать в Петербурге. Был открыт первый госпиталь. На Урале и в Карелии создаются горные училища. Возникают инженерная и артиллерийская школы. | Схематически изображают школу |
7. | Создание системы образования потребовало издания множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания. | |
8. | Петр прекрасно понимал, что без книг невозможно распространение знаний, поэтому всячески способствовал их печатанию. В 1700 г. была выдвинута целая программа издания книг. Петр часто сам указывал, какую книгу следует перевести на русский язык. При этом он давал такие рекомендации переводчикам: не столь важно придерживаться близости к тексту, сколь важно передать его главное содержание. | |
9. | В петровское время книги даже стали оформлять по-новому: нумеровать страницы цифрами, ввели титульный лист, оглавление, предметный и именной указатели, в книгах появились чертежи и иллюстрации. Тексты стали разбивать на абзацы. Изменился также и формат книг - книги нового времени были невелики по размеру. В 1708 г. по указанию Петра были напечатаны первые карманные книги В 1711 г. была основана первая типография в Петербурге. | Рисуют в тетради книгу |
8. | Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 году гражданской азбуки. Церковнославянские буквы заменили более простыми по начертанию. Как отмечал позже М. В. Ломоносов, «при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды». По эскизам, предположительно выполненным лично Петром I, чертёжник и рисовальщик Куленбах, сделал рисунки тридцати двух строчных букв русского алфавита, а также четырёх прописных букв (А, Д, Е, Т). С 1703 года начала издаваться первая печатная газета — «Ведомости», в которой публиковалась в основном иностранная хроника. | Записывают в тетрадь первые буквы.. |
9. | Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера (помещение для редкостей). В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных «глобусов». Это был первый русский музей, где должно собираться всё: кости мамонта, чучела животных, древние грамоты, старинные книги и документы. Одним из первых экспонатов стало чучело крокодила, присланного Петром из-за границы. В 1714 году в Петербурге была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека. | Рисуют крокодила… Рисуют шкаф с книгами… |
10. | Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 года об учреждении Академии наук и художеств (открылась она уже после смерти царя в 1725). | |
11. | При Петре I художественная культура заняла новое место в духовной жизни. Она становилась светской, более разнообразной в жанровом отношении, получала активную поддержку со стороны государства. | Основным художественным стилем первой половины XVIII в. является барокко. Парадные и камерные портреты А.П. Антропова. |
12. | Основоположниками гравюры в России являются голландские мастера А. Шхонебек и П. Пикарт, русские мастера А. Зубов («Баталия при Гренгаме», «Панорама Петербурга») и М. Махаев — автор серии видов Петербурга. Известным мастером-гравером был А. Ф. Зубов. | Большое распространение с конца XVII в. получила гравюра (с одного оригинала можно было получить несколько сот оттисков). Гравюры завоевали популярность прежде всего из-за своей дешевизны и вскоре уже широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях. |
13. | Его портретам (Портрет напольного гетмана», «Петр I на смертном ложе») присущи реализм, интерес к внутреннему миру человека, показ не только индивидуальных внешних черт, но и характера. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова. | Другой отличительной чертой живописи эпох Петра стал портрет. В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Одним из основоположников русской светской живописи стал портретист И.Н. Никитин (1690—1742), получивший по указу царя Петра возможность обучения в Италии. |
14. | Широкое распространение получил лубок (народная картинка), отличавшийся простотой техники, яркими красками и доходчивостью образа. Наиболее известен сюжет «Мыши кота погребают» (на смерть Петра I). | |
15. | | Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбрить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф (“бородовой налог”), а в худшем — ссылка. Крестьяне за право носить бороду должны были платить налог, который взимался каждый раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохранило свое право на ношение традиционной одежды и бороды бесплатно. |
16. | По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды — камзолов, чулок, башмаков, галстуков, шляп. Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол и кафтан. Кафтан носили незастегнутым - нараспашку. В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например “кюлоты” - короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки. Однако, как ни богаты и красивы были мужские наряды, им было трудно тягаться с женскими. Дама, одетая в нарядное платье, напоминала изящную фарфоровую статуэтку. | Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги - ботфорты - с широкими раструбами в верхней части голенищ. В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру. Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно. Тогда же вошел в моду и парик. При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид. |
17. | Однако культура Петровского времени носила еще переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции прежней Руси. | Новшеств в быте высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 году вышло в свет знаменитое “Юности честное зерцало, или Показание житейскому обхождению, собранное из разных авторов”. |
18. | А теперь, внимание на экран, вспомним, что сегодня мы узнали нового? | Смотрят нарезку по теме классного часа на 2,18мин из «История русской культуры (за 25 минут)» |
| Спасибо за работу. Своими знаниями и трудом вы будете укреплять мощь нашего государства, т.к. вы – будущее России и продолжатели дела наших предков. | |