Доклад на тему: «Культурно-исторический потенциал региона в профессиональной подготовке»
Автор: преподаватель общественных дисциплин Суджанского колледжа искусств
Фесенко Наталья Михайловна
Осуществляемое в настоящее время в России реформирование системы среднего профессионального образования может привести к существенным успехам только при условии, что оно будет базироваться на концептуальных основах и учитывать региональные особенности.
Под региональным компонентом содержания образования необходимо понимать систему историко-культурных, психолого-педагогических, социально-экономических знаний, характеризующих историю развития конкретного региона, способов деятельности, связанных с традиционными видами искусства, направленных на формирование национального самосознания.
Одним из факторов регионализации и демократизации современного российского образования становится всесторонний учёт этнорегиональных, исторических и культурных особенностей в системе воспитания специалиста.
Сохранение истории, культуры, традиций, обычаев, навыков, помогающих нации выживать и развиваться на протяжении веков рассматривается в числе приоритетных задач государства
И сегодня осознаётся необходимость готовить специалиста, обладающего высокой профессиональной культурой, духовным потенциалом, творческими исполнительными возможностями.
Лишь в этом случае возможно появление новой образовательной парадигмы, в рамках которой обеспечение высокого уровня образования, общей культуры, развития интеллекта происходит путём изучения этнокультуры, приобщения к национальным, историческим и культурным ценностям.
К сожалению, мы вынуждены констатировать, что многими утрачено чувство национального самосознания, и, чтобы его возродить, нужно научить детей испытывать гордость, боль, радость, переживание за историческое прошлое Родины. Культурно-исторический потенциал региона не только формирует национальное самосознание, патриотизм, но и способствует профессиональной подготовке.
Наш Курский край богат своей историей, неотделимой от истории государства, достижениями культуры, которыми мы можем гордиться. Но в своём докладе мне хотелось бы сузить предмет обсуждения и остановиться на традициях Суджанской земли, ибо тогда станет объяснимым и существование здесь нашего учебного заведения.
То, что оставил нам в наследство маленький провинциальный городок Суджа – это тот ручеёк, который питает своими живительными водами полноводные реки народной культуры.
Издревле на этих богатейших чернозёмах жили трудолюбивые люди – защитники южных рубежей России. Здесь всегда умели трудиться – выращивать хлеб, занимались гончарным промыслом, ткали ковры. На гербе г. Суджи со времен царицы Екатерины красуются три куропатки, а расположение улиц сохранилось до наших дней.. Хранят эти места голоса знаменитых суджанских свистулек и песни плёховской «Тимони».
До настоящего времени на большей части Суджанского района говорят на диалекте, который относится к южнорусскому или североукраинскому. Население Суджанского района из поколения в поколение передавало самобытный говор, обычаи, песни и танцы, которые принесли со своей прародины наши далёкие предки.
У нашего города богатые культурные традиции. О них не даёт нам забыть памятник великому актёру М.Щепкину, кстати, первый памятник актёру на русской земле поставленный именно у нас, в Судже На открытии памятника присутствовали великие русские актёры: В. Пашенная, М. Ермолова, А. Яблочкина.
Продолжил традиции в Судже открытый после революции театр. В наш город приезжали профессионалы из Н.Новгорода, Московской оперетты, украинской драмы. Представьте себе, что в маленьком городке любители театра могли наслаждаться операми Чайковского «Евгений Онегин», «Пиковая дама», на сцене шли «Русалка» Даргомыжского, «Демон» Рубинштейна, оперетты Кальмана.
Не каждый провинциальный городок может похвастаться своими художественными традициями. а потом и свой театр.. кружок.ок.цене.есы. удже музыкального училища - это с нашей малой родиной. сейчас. стали студентами н
В благодарной памяти суджан сохраняется светлый облик ученика И.Репина Петра Лихина, замечательного художника и прекрасного человека. Большая часть наследия художника находится в областной картинной галерее им. Дейнеки, основателем которой он является, также как и Союза Курских художников. Работы П. Лихина можно увидеть в музеях городов Сумы и Мичуринска. В 20-е годы прошлого века жил в Судже художник Ф.П.Нестеров. Родился в нашем городе и знаменитый художник Леонид Иванович Соломаткин, картины которого для своей галереи приобретал сам П. Третьяков.
О музыкальных традициях нашего края хотелось бы сказать особо. Имя Георгия Свиридова известно всему миру. Стало уже традицией проводить на Курской земле фестивали памяти великого композитора.
А знаете ли вы, что одним из выдающихся музыкальных деятелей и педагогов Курского края был композитор Аркадий Максимович Абаза? Он родился в 1848 году в деревне Куриловка Суджанского уезда в небогатой дворянской семье. Окончил Петербургскую консерваторию является основателем и директор музыкальной школы в Сумах, основал музыкальные классы русского музыкального общества в Курске. Им написано более 20 романсов и фортепьянных пьес
Сочетание глубоких славянских традиций и христианского мирововззрения делает наши места уникальным духовным центром суджанской земли.
Среди святынь курской земли особое место занимает Горнальский Свято-Николаевский Белогорский мужской монастырь, расположенный недалеко от Суджи.
Великий русский писатель Ф.М.Достоевский посещал монастырь в 1878 году. Свои впечатления от бесед с монахами он увековечил в романе «Братья Карамазовы».
Сотни курян, жителей других российских городов и сел участвуют в уникальном крестном ходе с чудотворной Пряжевской иконой Богородицы за границу России, на Украину в с. Мирополье. Священная гора Фагор, находящаяся рядом с монастырём и вид, открывающийся на ближайшие окрестности, занесены ЮНЕСКО в десятку красивейших мест Европы.
Хранителем подлинной народной культуры всегда была и остаётся провинция. Именно в ней не угасли родники фольклора, сохранилось бережное отношение к национальным обычаям, к самобытному наследию традиционного искусства, традиционным народным ремёслам. Поэтому открытие в 1969 г. в небольшом провинциальном городке музыкального училища стало не случайным. Мы существуем вот уже более 45 лет и нашли свою нишу, позиционируя себя как учебное заведения народной традиционной культуры. И касается это не только отделений, которые напрямую связаны с народным творчеством, но и традиционных музыкальных отделений.
На отделении хорового дирижирования изучают богатейшее музыкальное классическое наследие. Мы участвуем в фестивале памяти Г.Свиридова. Как никто другой студенты, поющие в академическом хоре, вплотную соприкасаются с духовной музыкой - прекрасной, возвышенной и нетленной, исполняя её не только на сцене, но и там, где она традиционно должна звучать - в храмах. При содействии благочинного о. Евгения и по благословению владыки Ювиналия в училище много лет существовали регентские курсы. Студенты посещали церковные службы, знакомились с церковным обиходом.
В нашем районе ещё прочно сохраняются традиции народного музицирования. И наше учебное заведение старается всячески эти традиции поддерживать. С целью пропаганды народного инструмента баяна и гармошки в прошедшем году наш техникум стал инициатором проведения регионального фестиваля «Гармонь Курская», «На Покров», к нам пиезжали известные коллективы и иполниетли из Москвы, Волгограда, Белгорода, Воронежа, Харькова. в котором участвовали самодеятельные исполнители на баяне и гармоники Беловского, Кореневского, Рыльского, Большесолдатского и Обоянского районов. В этом году мы сделали заявку на проведение фестиваля «Слобода музыкальная», который, мы надеемся, станет традиционным и приобретёт статус международного.
Мы гордимся, что живём в песенном крае, бережно сохраняющем свои песенную историю и культуру. Сколько бы ни говорили о преемственности поколений, а без народной музыки, песен и танцев сие невозможно представить. В 1990 г было открыто отделение народных хормейстеров с целью изучения и бережного сохранения певческих народных традиций Суджанской земли.
Студенты и преподаватели отделения руководителей народного хора понимают свою миссию - сохранение фольклорных традиций своего региона, формирование духовности и национального самосознания. Мужским казачьим ансамблем «Русь»- активно возрождаются казачьи традиции Суджанского края. В ансамбле поют студенты и преподаватели. Проводится большая исследовательская работа по изучению казачьих традиций, итогом которой стали конференция «История Суджанского казачества», а также выступление и на 7 Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Свиридовские чтения» в ноябрь 2011 г. с докладом «Культурная жизнь русской провинции: фольклорный ансамбль «Русь», которую подготовили преподаватели и студенты отделения. В Харькове на конференции по проблемам истории Малороссии был представлен доклад «История суджанского казачества в контексте культуры слободского края». Кстати, поющие в ансамбле студенты прошли посвящение в казаки, регулярно посещают церковные службы
Певческую культуру с. Плёхово Суджанского р-она осваивает хорошо известный коллектив «Ростань». Ведь не каждый городок может гордиться такими традициями. А у нас есть плёховская «Тимоня», которой рукоплескала Америка и Европа, богатое фольклорное наследие, на котором воспитывается не одно поколение российских студентов. Ведь экспедиции по изучению плёховской песни начались ещё в 50-е годы и продолжаются по сей день специалистам из Санкт-Петербурга, Воронежа, Белгорода, Москвы. По праву, преемником этого ансамбля является фольклорный коллектив Суджанского колледжа искусств «Ростань». Студенты имеют уникальную возможность прикоснуться к живым традициям, перенимая манеру пения, язык из первых рук. С ансамблем «Тимоня» нас связывает и большая человеческая дружба. Студенты не раз бывали в гостях у бабушек и приглашали их на свои праздники. К сожалению, в последние два года нас покинули несколько участниц этого знаменитого ансамбля. И в честь уникальной кугикальщицы на государственный экзамен студенты готовят программу «Памяти бабы Даши», включив в программу её сказки, прибаутки, манеру разговора. «Ростань», которой исполнилось 25 лет имеет свою историю, отмеченную многими наградами.
Фольклорная весна» в 1998 и 1999 гг. в г. Москва, участие в которых выдвинуло его в ряд ведущих коллективов региона. Здесь были собраны лучшие исполнители от Карелии до Новосибирска. Необычайное разноцветье народных песен!
Не раз они вместе встречались с замечательным, талантливым, глубоко верующим, приверженцем русской национальной культуры скульптором В.М. Клыковым. Особым событием стало выступление ансамблей «Тимоня» и «Ростань» в концертном зале им. Чайковского во время презентации памятника его работы знаменитой русской певице, уроженке Курской губернии Н. Плевицкой в сольном концерте ныне народной артистки Н. Крыгиной.
Начиная с 2000 года ансамбль стал записывать компакт- диски с песнями с. Плехово и Белгородской области. Параллельно шел поиск новых форм воплощения старинных песен. Участник ансамбля С. Болотин сделал прекрасные аранжировки. На стилизацию аутентичного материала музыканты решились с целью привлечения молодежи к народной, старинной песне.
За годы существования « Ростани» произошла смена веков и нескольких студенческих составов, пролегли дороги на всевозможные конкурсы , ярмарки, фестивали, где она неоднократно становилась лауреатом.
География выступления ансамбля велика: Кремлевский Дворец Съездов, концертный зал им. П. Чайковского, РАМ им. Гнесиных в Москве, концерты и фестивали в Воронеже, Белгороде, Астрахани, Ставрополе и других городах России, а также Молдовы и Украины.
В 2004 г. ансамбль вошел в десятку из 70 коллективов, отобранную для участия в открытом Всероссийском фестивале современной народной песни « Большая медведица». Его концерты проходили в городах Золотого кольца России.
В 2006 г. «Ростань» представляла Курскую область на Всероссийском фестивале, посвящённом 40-летию Фольклорного движения в России. Ее участники во время этой поездки вместе со своими учителями – исполнителями из ансамбля « Тимоня»- посетили Государственную Думу.
В 2007 г. ансамбль выступал на окружной выставке «Центральный федеральный округ: семь лет развития» которая состоялась в ОАО «ГАО ВВЦ» (г. Москва).
Осенью 2008 года прошел благотворительный фестиваль-марафон «Песни России», художественным руководителем которого является народная артистка России Надежда Бабкина. В Государственном Кремлевском Дворце состоялся заключительный гала-концерт этого фестиваля с участием более 500 лучших творческих коллективов страны — хранителей отечественных песенных традиций, среди которых был фольклорный ансамбль «Ростань» Суджанского музыкального училища, отобранные
по результатам курского этапа фестиваля.
Во Всероссийском фестивале славянских и казачьих искусств в Ставрополе « Ростань» принимала участие в 2006 и 2009 годах.
В 2011 г. ансамбль стал лауреатом Всероссийского студенческого фольклорного фестиваля «Берестень» в п. Первомайское Наро-Фоминского района Московской области; а также лауреатом I степени на III международном этнографическом фестивале – конкурсе «Голоса Золотой степи-2011» г. Астрахань, где показал мини- спектакли « Проводы в рекруты» и « Свадебный обряд».
Лестные отзывы и лауреатство II степени « Ростань» получила на V Международном фестивале – конкурсе народного песенно- танцевального искусства детей, молодежи и студентов «Танцуй и пой Россия молодая» в г. Москва.
В последнее время соединение джаза и фольклорной музыки стало привлекать все больше внимания как музыкальных критиков, так и любителей джазовых экспериментов.
В 2012 году ансамбль участвовал во многих концертах с джазовыми музыкантами в рамках фестиваля «Джазовая провинция» в городах Курск, Орел, Липецк, Воронеж.
Совместная работа Леонида Винцкевича и «Ростани» началась еще 15 лет назад. Тогда концерты с участием суджан с песнями из с. Плехово на фоне джазовой импровизации проходили во многих городах, в том числе и в Москве в концертном зале им. Чайковского.
В конце года очень популярный в Германии телеканал JazzrockTV подводил итоги года и курян отметили престижной премией за джазово-фольклорный проект с народным хором «Ростань» - как представляет этот коллектив Винцккевич. Итогом музыкального сотрудничества стал совместно записанный студийный диск ( как называется?)
В 2013 г. ансамбль стал лауреатом III степени III фестиваля народного творчества им. А.П. Мистюкова «Ты Россия, и сердце, и песня моя!», дипломантами I Межрегионального конкурса обрядовых театров «Мы, славяне».
В 2014 г. « Ростань» стала лауреатом 1 степени Открытого всероссийского конкурса «Голоса России» г. С. Петербург, дипломантом 1 степени Регионального конкурса «Наследие» г. Воронеж, приняла участие в
Студенты отделения принимают участие в исследовательской научной работе. На областной научно-практической студенческой конференции «Содружество молодых» и «Шаг в будущее» наши студенты выступали с исследовательскими работами « Прошлое и настоящее плёховской «Тимони», «Суджанский край –жемчужина России», а так же на Всероссийской конференции «Моя малая Родина» с докладом «История с. Плёхово». Студенты учатся профессиональному пению, изучают народную хореографию, играют на разных музыкальных инструментах, таких как кугиклы, рожки, дудки и осваивают методику их изготовления. В техникуме уже трижды проводились международные конференции, посвященные проблемам изучения и сохранения фольклора в современном мире.
Выступление этих творческих коллективов получило высокую оценку таких профессионалов как Н. Бабкина, профессор РАМ им. Гнесиных М. Медведева, профессор Московской консерватории В.Н. Щуров, джазовый пианист Л. Винцкевич, профессор Воронежской Государственной академии искусств Г.Я. Сысоева.
Выпускница фортепьянного отделения А. Стоянова - ныне студентка историко - теоретико композиторского факультета РАМ им. Гнесиных за импровизацию на темы Плёховских песен на Дельфийских играх получила свою первую золотую медаль. Как говорится, факт влияния народных традиций на лицо.
Наши педагоги и студенты стали свидетелями и участниками возрождения исконно-русских традиций нашей области, таких, как массовые народные гуляния на Масленицу, теперь уже «Слобода музыкальная», праздник «На Покров», традиционный конкурс, приобретший статус Международного «Заиграй, моя игрушечка», на базе техникума в 2011 г. прошёл первый межрегиональный фестиваль-конкурс мастеров декоративно-прикладного конкурса «Мастера соловьиного края».
Мы приобрели богатейший опыт участия в ставших уже традиционными праздниках, ярмарках, выставках, отражающих самобытность русского народа. Известны в области и далеко за ее пределами региональные литературно-песенные и фольклорные праздники, посвященные жизни и творчеству Надежды Плевицкой, поэта А. Фета, композитора Г. Свиридова, музыканта В.Гридина.
Так случилось, что именно на суджанской земле дольше, чем в других уголках нашего края сохранились все формы народного искусства во всём богатстве и разнообразии: ковроделие, узорное ткачество, плетение из лозы и, конечно, старейшее гончарное производство. О суджанской художественной керамике рассказывает ещё журнал «Вестник географического общества» в 1854 году. К середине 19 века гончарное производство достигло своего наивысшего расцвета и было известно не только в Курском крае. В 50-е 20 столетия промысел сошёл на нет. Возможно, что мы навсегда потеряли бы творения живших когда-то умельцев, если бы возрождением промысла не занимался замечательный художник, педагог, потомственный гончар, народный мастер Юрий Степанович Спесивцев.
В 1998 году в Суджанском музыкальном училище при активном участии народного мастера Ю.Спесивцева открывается отделение «Художественной керамики», готовящее молодых специалистов. Опытные преподаватели, народные мастера, художники, пришедшие работать в училище, смогли в течение нескольких лет наладить учебный процесс, внести творческую атмосферу в работу отделения, что заметно сказалось и на активном развитии художественной жизни в городе Судже.
На отделении декоративно-прикладного искусства идет творческая работа, в том числе и по теме краеведения и археологии. На территории Суджанского района в последнее время было найдено несколько кладов и отдельных археологических находок славянских украшений 6-7 веков. Изучение «Клада Суджанского ювелира» продолжили сотрудники института археологии Москвы, преподаватели и студенты археологи из Петербурга при участии Музея археологии города Курска, Суджанского краеведческого музея, а также небольшого археологического кружка Суджанского техникума искусств. Очень важным было показать значение исторического и археологического материала с целью изучения истории промыслов и ремесел города Суджи. Практическая работа по сбору подъемного материала позволяет реконструировать изделия гончарного и изразцового искусства, что помогает в изучении истории местных промыслов и ремесел Суджанской земли. Чтобы в совершенстве владеть квалификацией «художник-мастер» необходимо знать не только современное декоративно-прикладное искусство, но и проследить истоки образов народного искусства. «Исследование археологических памятников прошлого на Суджанской земле в контексте сохранения истории кустарных промыслов и ремесел» - эта тема стала исследовательской для студентов этого отделения. С ней они выступали на областной студенческой конференции «Содружество молодых»
Суджа также издревле была важным центром ковроткачества. Яркие цветы на черном фоне или пёстрые ромбы – это родные ковры, суджанские. Они имели успех на Всемирной Парижской выставке, в Нью-Йорке, Брюсселе, Монреале. . В годы перестройки производство ковров было утрачено.
С 1998 года в Суджанском музыкальном училище на отделении «Декоративно-прикладного искусства» опять возродился этот давний промысел. И большая заслуга в этом принадлежит члену Союза художников Александру Павловичу Савченко, который и преподаёт на этом отделении. . Помимо традиционных ковров программой обучения предусмотрено изучение высоковорсовых, комбинированных ковров и гобеленов. Знания композиции, мастерских позволяют своими руками создавать уникальные произведения. Факультативно студенты изучают технику изготовления батика, росписи по дереву и надглазурную живопись. Фундаментальные знания по композиции, рисунку, живописи дают возможность выпускникам отделения поступать в высшие учебные заведения. Гордостью декоративно-прикладного отделения являются творческие мастерские. Молодые художники реализуют здесь свои проекты, выполняя их в материале. Признанием высокого уровня знаний, полученных в техникуме, служит участие в различного уровня выставках. Работы студентов и преподавателей отделения экспонировались в залах Московской академии художеств, институте им. Лихачева (Москва), в музее игрушки г. Сергиев-Посад. Осваивается нашей культурной столицы – Санкт-Петербурга. Наши изделия экспонируются на различных выставках областного масштаба в г. Курске и Коренной пустыни. Лучшие студенты отделения участвуют в Дельфийских играх, молодежных всероссийских выставках, занимают призовые места в международных художественных мероприятиях, побеждают в конкурсах. По окончании учебы выпускники получают дипломы художника-мастера и преподавателя.
Синтез народной культуры и профессионального искусства является залогом успешной работы выпускников на ниве просвещения.
Литература
1. «Исторические заметки о городе Судже и его уезде». изд.1884 год.
2. Ж-л «Московский телеграф», 1831 год, №10-11. Москва, библиотека им. Ленина
3. Народные промыслы и ремёсла Курского края, Курск, 2007 г. автор-составитель В.Токарева
4. Большая Курская энциклопедия. Курск, 2004 г.
5. И.Татарская «Очерки музыкальной жизни соловьиного края», изд. Курск, 2006 г.
6. Т.Антипенко «Красота, рождённая любовью». /Курская правда/13 февраля 2007 года
7. «Вести Суджанского гончарного цеха», ж-л изд.1999-2000, №1
8. Л.Павлова. « Спесивцев открыл москвичам Суджу» /Курский вестник/, 14 февраля 2007 год.
9.Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. Москва, 1997 г.
10. Гаврилова Н.Н. Народные песни Курской области. Курск. 1992 г.
11. Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция изд-во «Советский композитор». 1987 г.
12. Руднева А.В. Курские танцы и карагоды. изд-во «Советский композитор», 1975г.
13. Д.М. Дашанимаев «Региональный компонент в системе многоуровневого непрерывного профессионального образования» ж-л «Среднее профессиональное образование» №1, 2008 г. стр. 5.