СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культурно-историческое наследие Калужского театра

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована в работе учителя на уроках истории и краеведения.

Просмотр содержимого документа
«Культурно-историческое наследие Калужского театра»

17


КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОРОДА КАЛУГИ

«СТАРТ В НАУКУ»







Секция: Краеведение (историческое)







КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

КАЛУЖСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА:

ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОСТЬ.







Автор работы:

Клёц Егор Леонидович,

ученик 6 класса

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №46» г.Калуги

Научный руководитель:

Калашник Владислава Анатольевна,

учитель истории и обществознания












г. Калуга, 2016 г. 



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………..3

I. Теоретическая часть……………………………………………………………………………4

1.1. Из истории Калужского драматического театра……………………..……………………4

1.2. Э.Г.Мордмиллович и Калужский драматический театр………… ……………………….6

II. Практическая часть……………………………………………………………………………7

2.1. Интервью с главным художником театра………………………………….………………7

2.2. Интервью с актером театра…………………………………………………………………8

Заключение………………………………………………………………………………………10

Библиография……………………………………………………………………………………11

Приложения…………………………………………………………………………………..….12



















ВВЕДЕНИЕ


«Высшая похвала художнику - это когда

перед его произведением забываешь о похвалах»

Готхольд Эфраим Лессинг

Вся моя жизнь связана с Калужским драматическим театром. Мне всегда было интересно происходящее в нем. Больше всего мне нравится наблюдать из-за театральных кулис задумчивые и сосредоточенные лица актеров, точные действия работников сцены, и то, как обычные материалы, превращаются на сцене в камни, деревья и уличные проспекты. Все это приводит меня в восторг.

Однажды, мой преподаватель истории и обществознания Калашник Владислава Анатольевна, перелистывая календарь памятных дат Калужской области, увидела заметку о театральном художнике Эрихе Генриховиче Мордмилловиче. Зная, что я имею непосредственное отношение к театру, предложила выполнить исследовательскую работу на тему «Культурно-историческое наследие Калужского драматического театра: истоки и современность».

Тема изучения истории Калужского драматического театра и театрального искусства актуальна и является частью истории родной Калужской земли. В музее театра собраны уникальные экспонаты, а также фотоматериалы, которые отражают работу моего папы. Общаясь с ним, я многое узнаю об особенностях и содержании профессии актера, бутафора, художника по костюмам и сцене, звукорежиссера, но главное, я знакомлюсь с замечательными, талантливыми и интересными людьми – настоящими профессионалами своего дела.

Став старше, я стал понимать исключительную важность театра для общекультурного и социального развития человечества. Сложно представить себе современное общество без театрализованных постановок. Театр позволяет людям развиваться в различных сферах жизни: культурной, социальной, духовной и нравственной. В ходе работы мною была выдвинута гипотеза об активном и динамичном развитии деятельности Калужского драматического театра и театрального искусства в современной Калуге.

Цель моей работы: изучить культурно-историческое наследие Калужского драматического театра, его традиции и новаторство.

Для достижения цели, мною поставлены следующие задачи:

  1. Ознакомиться с историей развития Калужского драматического театра;

  2. Провести исследование материалов о творчестве Э.Г. Мордмилловича, развитии театрального искусства и деятельности Калужского театра в Калуге;

  3. Взять интервью у сотрудников театра.

Объект исследования: Калужский драматический театр.

Предмет исследования: творчество Э.Г. Мордмилловича и его последователей.

Методы исследования: информационно – поисковый, интервьюирование.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. ИЗ ИСТОРИИ КАЛУЖСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

Калужский драматический театр один из старейших театров России. История театра начинается со времен Екатерины II. По ее указу в августе 1776 года Калужская провинция была преобразована в наместничество. Наместник Михаил Никитич Кречетников был поклонником искусства. Он принял решение создать свой «малый провинциальный двор» и театр в нем должен был стать украшением. Первое здание театра в 1776 году, находилось на улице Салтыкова-Щедрина (в то время Тульская) в зерновом складе купца Тимофея Шемякина. В связи с неприспособленностью помещения, в дальнейшем было построено здание театра на Сенной (далее Театральной площади, ныне сквер Мира).

19 января 1777 года впервые открылся занавес театра – гордости не только города, но и всего наместничества. Он стал общедоступным и публичным. Это отличало его от усадебных и крепостных театров того времени. Известным поэтом Василием Ивановичем Майковым для первого спектакля специально была написана пьеса «Пролог на открытие Калужского наместничества». 

Дважды деревянное здание Калужского театра горело - в 1820 и 1836 годах. Это не остановило его славную историю. Пока отстраивалось новое здание театра, спектакли давались на Губернаторской даче. 

Большое развитие театр получил с приездом в город в 1840 году Александры Осиповны Смирновой - Россет, муж которой был назначен губернатором. При ее прямом участии в 1843 году было построено новое здание театра, на сцене которого выступали великие русские актеры. Будучи творческой личностью, Александра Осиповна приятельствовала с А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым и Н.В. Гоголем.  

В 1847 году театром руководство театром принял известный актер Н. Милославский, а в 1851 году произошел новый пожар, опять уничтоживший театр. Десять лет он располагался в городском манеже. В 1875 году к делу по постройке театра подключились жители города. Благодаря их денежным пожертвованиям был построен новый театр.

С 1898 по 1900 год в ссылке в Калуге находился общественный и политический деятель, писатель, теоретик искусства Анатолий Васильевич Луначарский, активно включившийся в театральную жизнь города.

В период первой мировой войны Калужский театр переживал кризис: постоянной труппы не было и на сцене гастролировали различные антрепризы. Революция 1917 года привела к коренной перестройке всей театральной жизни. Коммунисты желали создать новый театр. Декретом об "Объединении театрального дела" 26 августа 1919 года Советом Народных Комиссаров театры были национализированы. И Калужский театр перешел в ведение народного образования. Шла гражданская война. В стране царила разруха, а театр в нашем городе начинал свою новую жизнь. Интерес зрителей к театру был настолько велик, что билеты раскупались моментально на все места, включая галерку. Репертуар состоял из классических произведений русских и зарубежных авторов. Советских пьес в то время ещё не было. С 1920-1922 годы в Калужском театре работала труппа под художественным руководством Ф. А. Строганова.

Большого творческого расцвета театр достиг в сезон 1928-1929 годов под руководством режиссера Е.П.Муромского. В этот же период театр, которому было присвоено имя А.В. Луначарского, отметил 150-летний юбилей.

Начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война перечеркнула все планы и начинания. Из артистов театра была сформирована фронтовая бригада, которая выступала перед воинскими частями, стоящими под Калугой, Юхновым и Ельней. Многие актеры ушли в народное ополчение, строили оборонительные рубежи. 9 октября 1941 года основная часть труппы эвакуировалась из города и вернулась только после окончания войны. Во время оккупации города Калуги театральное здание было уничтожено немецкими захватчиками (Приложение I).

4 марта 1952 года Калужский драматический театр в новом здании торжественно отметил свое 175-летие спектаклем "Ревизор" Н. В. Гоголя. В сезон 1953-1954 годов в театре было выпущено тринадцать премьер. Главным режиссером театра в этот период являлся заслуженный артист РСФСР Д.С. Любарский, а художником - постановщиком большинства спектаклей был Э.Г. Мордмиллович. Этот творческий тандем создал постановки, о которых говорили не только в Калуге, но и за ее пределами. Именно тесная дружба, а не просто творческий союз, позволила создать им неповторимый спектакль "Зимняя сказка" Уильяма Шекспира, в котором раскрылось яркое творческое дарование актрисы П.Г.Ванеевой. По задумке режиссера и художника Полина Григорьевна долгое сценическое время оставалась на сцене неподвижной, изображая статую, и зритель и не подозревал, что перед ними живой человек. Убедительности данной мизансцены помогло сценографическое решение художника Э.Г.Мордмилловича.

В 1961 году театр осуществил свою давнюю мечту, поставив спектакль о К.Э. Циолковском "Навстречу звездам" по пьесе К.Б. Бедлинского, специально написанной для Калужской сцены. Этот спектакль в 1963 году был показан по центральному телевидению.

С 1997 по 1999 годы театр был закрыт на ремонт. Спектакли шли как на малой сцене, так и на сцене областной филармонии. В этот период времени в театре появляется новый главный режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Александр Борисович Плетнев, который прослужил в нем с 1996 по 2014 годы, поставив более 30 спектаклей, многие из которых были удостоены дипломов Департамента культуры Калужской области в номинации «Лучшая режиссерская работа». В успешности спектаклей, поставленных им, значительную роль сыграла совместная работа с такими театральными художниками как В. Толщин, С. Рябинин, ныне работающая Л. Некрасова и главный художник Калужского драматического театра М.А. Железняков, с которым мне предстояло общение.

2 апреля 2008 года, у здания театра открыт первый и единственный в мире памятник театральному зрителю. Автор памятника - художница Светлана Фарниева.

В настоящее время Калужский драматический театр, несмотря на влияние экономических и политических преобразований в стране, активно и динамично развивается. Сегодня он достаточно известен в театральной России. Это подтверждают и во многом способствуют многочисленные обменные гастроли, которые проводились в Туле, Минске, Великом Новгороде, Севастополе, и участие в Международных и Всероссийских фестивалях, на которых театр неоднократно был удостоен высших наград.

Свидетельством этому является то, что инициатором проведения Всероссийского театрального фестиваля «Старейшие театры России в Калуге», направленного на сохранение лучших традиций русского психологического театра и ставшего традиционным. Первый фестиваль, инициатором которого стал наш театр, прошел в Калуге в 2002 году. Его учредителями являются наряду с Министерством культуры Российской Федерации и Союзом Театральных Деятелей Российской Федерации Правительство Калужской области, Министерство культуры и туризма Калужской области, Администрация города Калуги, Калужский ордена Трудового Красного Знамени областной драматический театр и Калужское отделение Союза Театральных Деятелей.   

1.2. Э.Г. МОРДМИЛЛОВИЧ И КАЛУЖСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

Прочитав в этнокалендаре несколько скупых строк о юбилее первого главного художника нашего театра Э.Г. Мордмилловиче, я решил познакомиться с его творчеством более подробно и узнал, что замечательный художник, график, член Союза художников Э.Г. Мордмиллович (25.03.1903-23.11.1968) родился 112 лет назад в городе Екатеринодар (ныне Краснодар).  С 1952 года он начал работать в Калужском драматическом театре художником-постановщиком, затем главным художником театра. В своей творческой деятельности Эрих Генрихович всегда проявлял большую эрудицию и вел непрерывные творческие поиски, передавая колорит эпохи и социальную характеристику места действия. Художник стремился в каждом спектакле в декоративном оформлении, костюмах, гриме передать особенности быта и нравов людей различных стран и эпох. «Его декорации всегда составляли неотъемлемую часть спектакля, они во многом помогали правильному и образному раскрытию идеи спектакля» - писал в своей книге кандидат искусствоведения К.Б. Бедлинский.

Эрих Генрихович был удивительным человеком с необычайно сложной судьбой. Будучи в годы репрессий театральным художником Большого театра СССР, он был оклеветан, осужден на 10 лет и выслан за «101 километр». Таким образом, оказавшись в Калуге, он долгое время не мог найти себе работу. Чтобы хоть как-то выжить, ему приходилось браться за любую подработку, в том числе и за оформление афиш в кинотеатре. Пройдя непростые годы заключения, этот человек не озлобился, не пал духом, до конца жизни сохранил в себе добро, любовь к человеку и удивительную грусть, которая жила в нем всю оставшуюся жизнь. Поздравляя с праздниками своих друзей, он старался даже новогодние открытки для них сделать своими руками (Приложение II). Он никогда не жаловался на судьбу и не высказывал своих обид на жизненные неурядицы и проблемы. Знакомство с Марией Ефимовной Степановой способствовало появлению в непростой жизни талантливого художника, возможности работать. Так начался творческий путь художника в Калужском драматическом театре. Долгие годы Эрих Генрихович был верным спутником и супругом известной в России М.Е. Степановой - театрального художника, честного, принципиального человека, преданного Калужскому театру до конца жизни.

За 16 лет работы в театре им было оформлено более 50 спектаклей. Но наибольший успех и известность ему принесли декорации к постановкам шекспировских «Гамлета» и «Зимней сказки».

Э.Г. Мордмиллович был участником зональных выставок г. Воронежа, Тулы, Курска, Калуги, а также персональных выставок в Москве. Его произведения хранятся в Центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина, Московском литературном музее, театральном музее Санкт-Петербурга. 

Художник-постановщик создал свыше 500 дружеских шаржей. Ему позировали М. Горький и В. Маяковский, Б. Щукин, Н. Хмелев, А.А. Папанов и многие другие. Можно представить масштаб личности этого человека, которому позировали самые знаменитые люди - писатели, режиссеры, актеры. Ведь для того, чтобы создать шарж, нужно было взять разрешение у "первоисточника". Разрешение на шаржи художник получал без труда - его мастерству и вкусу доверяли самые именитые деятели искусства. На Всероссийских выставках эти шаржи имели невероятный успех. (Приложение II). Память о Э.Г. Мордмилловиче и его прекрасных созданиях живет в театре и поныне.

II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1.ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВНЫМ ХУДОЖНИКОМ ТЕАТРА

В процессе работы над темой творчества Э.Г. Мордмилловича у меня стали появляться вопросы, каково быть театральным художником, что несет в себе эта профессия…

Я отправился на поиск ответов, туда, где «живет» эта профессия и люди творчества и в назначенное время встретился с главным художником Калужского драматического театра Максимом Александровичем Железняковым. Интересный человек, творец, преподаватель, выпускник постановочного факультета Школы-студии (ВУЗ) при МХАТ СССР в 1985 году, он учился у Олега Гроссе, Валерия Левенталя, Юрия Кононенко. По словам Максима Александровича, театральный художник - это человек, который оформляя и воплощая в жизнь декорации к спектаклям, создает материальную среду на сцене. Он видит задачу театрального художника в продумывании того, что на сцене должно находиться, как должно существовать, из чего должно быть сделано. А инициатором появления спектакля является режиссер, который набирает команду мастеров. Так рождается тандем. По правилам театральной этики режиссер делает приглашение художнику, музыканту, актерам. Так как это добровольная и творческая работа, сценограф может на нее не согласиться по причине несогласия с режиссером, с пьесой, размером гонорара. Если не устраивает режиссер, все остальное бессмысленно.

Чтобы быть хорошим театральным художником, нужно этим жить. Он должен видеть все до мелочей, представлять, что должно происходить на сцене, жить этим до момента выхода спектакля. Должно быть сильное желание – и это является главной мотивацией сценографа. Сотворить чудо и показать его другим. По мнению М.А.Железнякова главный в театре не актер, а зритель. Именно ради него и для него все делается в театре.

Мне стало интересно, как рождаются декорации к спектаклю? Оказалось, что все зависит от задачи, поставленной режиссером. Если в процессе работы художнику удается в чем-то переубедить режиссера, он может считать себя героем. Разные спектакли рождаются по-разному. «Мой мастер, Валерий Яковлевич Левенталь – рассказывает Максим Александрович – однажды работал над спектаклем, который начинался с пустой сцены, и постепенно наполнялся декорациями и реквизитом. В финале зрителя ожидало феерическое шоу изобилия предметов» (Приложение III).

В театре, помимо спектаклей, есть непостижимо много интересного, и, как жаль, что об этом многие зрители и не подозревают. Из беседы, я понял, что человек, который знает, как сделать и делает – это и есть художник, поэтому художником можно назвать и поэта, и музыканта. Художник отличается от художника-сценографа, тем, что он не просто создает "картину", а показывает целую жизнь, историческую эпоху, помогает режиссеру и актерам освоить время, характер и достоверность происходящего. Время вносит свои коррективы в жизнь, в том числе и театральную. Все постановки, подбор пьес, декорации и материал для изготовления декораций меняются. Меняется язык подачи информации, актуальность передачи эмоций, меняются люди. И, прежде всего, меняется сам театр, он активно и динамично развивается. Театр – это феерия.

2.2. ИНТЕРВЬЮ С АКТЁРОМ ТЕАТРА

Мне стало интересно, как сценограф взаимодействует с театральным актером, как влияют на работу актера декорация и реквизит, придуманные художником-постановщиком, исполняются ли художником пожелания актёра. С этими вопросами я обратился к ведущему мастеру сцены, актёру Калужского драматического театра, моему папе Леониду Анатольевичу Клёцу.

Он поведал мне о том, что для него самым волнительным событием в течение репетиционного процесса является знакомство с эскизами декораций и костюмов. Режиссёр собирает артистов, занятых в постановке, приглашает художников и те, показывая эскизы, рассказывают о пространстве будущего спектакля. Художник по костюмам разъясняет актерам, из каких материалов будет сшит костюм и что символизирует тот или иной образ. Главное, чтобы все костюмы и декорация спектакля были выполнены в одном стиле. «Мне кажется, что лучшей похвалой для художников может быть то, что о постановке скажут - это стильный спектакль» - сказал актер.

После «застольного» периода, читки пьесы, спектакль «выходит» на сцену. Артисты во главе с режиссёром «разводят» мизансцены и создают канву будущей постановки. Это происходит в «выгородке» - элементах декорации, зачастую позаимствованных у других спектаклей. Постепенно, по мере готовности, на сцене появляются элементы «родной» декорации и актёры начинают её «обживать». Это очень важно, ведь именно в это время от взаимопонимания художника и актеров зависит, насколько комфортно будет протекать дальнейшая жизнь спектакля. Каждый предмет реквизита должен быть не только в стиле всего спектакля, но и максимально «функциональным». Тогда актёр сможет с ним работать и разнообразить своё пребывание на сцене интересными «деталями» (Приложение III).

Папа вспоминает случай, когда при подготовке спектакля «Лекарь поневоле» ему принесли старенькие белые перчатки, которые были протёрты на пальцах до дыр: - «Это были перчатки «на время», так сказать - репетиционные, и на спектакль, предполагалось мне выдать новенькие. Я упросил художника этого, на мой взгляд, очень стильного спектакля Элю Невинную оставить старые, поскольку они очень удачно «ложились» на образ моего героя - элегантного, но бедного слуги благородного господина».

Леонид Анатольевич убежден, что художник должен заботиться о стиле спектакля и о том каким его увидят зрители. Его также должна заботить и безопасность актёров, занятых в нём. Тут мелочей нет. Он должен предусмотреть все: от материала, из которого изготовлена декорация и с которым приходится «работать» артистам и до высоты возвышений на сцене и наличия на них перил. Конечно, во время проката спектакля ответственность за качество сборки декорации лежит на работниках монтировочного цеха, но в процессе выпуска постановки художнику необходимо продумать и предусмотреть все возможные «опасности». «Во время игры в спектакле «Два веронца» мне по условиям мизансцены необходимо было находиться на возвышении - на балконе мельницы, а актрисе, исполняющая роль Сильвии, отталкивать меня. Отлетая, я повисал на канатах, служивших ограждением. На третьем премьерном показе канаты вместе мной начали падать на сцену, и я с трёхметровой высоты приземлился под мельницу. Оказалось, что не выдержала сварка, которой были «прихвачены» столбы ограждения. На мой взгляд - это как раз типичный случай недоработки художника спектакля - их необходимо было проверить и надёжно приварить, а также предупредить артиста, что может случиться что-либо подобное и попросить быть осторожнее.

Я считаю, что взаимодействие художника спектакля и актёра, занятого в нём должно быть максимальным, насколько это возможно. И тогда зритель увидит интересную и красивую историю, основанную на произведениях Шекспира, Чехова или современных драматургов. А любовь к театральному искусству живет среди калужского зрителя. Не случайно именно в Калуге установлен памятник зрителю с письменным обращением: "Нет лишнего билета?", который является визитной карточкой города (Приложение II). Это подчеркивает востребованность театрального искусства в современной Калуге».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав собранный по теме теоретический материал и информацию, полученную в ходе интервью с главным художником и актером театра, я пришел к выводу, что театр, в котором мне посчастливилось часто находиться, в настоящий момент активно и динамично развивается. Об этом свидетельствует подготовка студентов на базе театра, наставничество среди актерской среды, обновление театральных постановок, разнообразие репертуара, участие, победы в многочисленных конкурсах разного уровня, систематическое проведение Всероссийского фестиваля старейших театров России, поддержание патриотического и духовно-нравственного направления.

Театр всегда должен присутствовать в жизни человека. Здесь гармонично все: музыка, свет, игра актёров с элементами феерии. При просмотре театральных постановок мы не только просвещаемся, но и постигаем всю гамму чувств: боль, ненависть, горе или наслаждение, смеемся, плачем, радуемся вместе с актёрами. Мы сочувствуем и сопереживаем вместе с актёрами то, что, возможно, никогда не проживём в своей реальной жизни. Сейчас многие из моих ровесников считают, что во времена телевидения, компьютера и Интернета театр потерял свою значимость. Я не согласен с этим мнением. Еще Шекспир писал: «Жизнь - театр, и люди в нем - актеры».

В ходе работы я достиг поставленной перед собой цели и задачи, так как мне удалось собрать интересный материал Э.Г. Мордмилловича, встретиться с людьми, знавшими его, и взять интервью у сотрудников театра. Особую благодарность я выражаю Любови Васильевне Слеповой, которая согласилась стать консультантом по данной работе и любезно предоставила мне материалы из личного архива Э.Г. Мордмилловича. Благодаря использованию информационно-поискового метода и метода проведения интервью моя работа содержит новую, познавательную и интересную информацию. Моя работа может быть востребована юными краеведами и педагогами.

Без знания прошлого, нельзя понять настоящего. Нужно знать историю возникновения и развития театра, творчество великих людей не только в мире, стране, но и у нас на Калужской земле. В ходе работы я выяснил, что заслуги сегодняшнего дня Калужского драматического театра уходят своими корнями в прошлое. Когда-то давно поставленная высоко планка такими мастерами как Д.Любарский, Э.Мордмиллович, Р.Соколов, М.Степанова, А.Плетнев не позволяют «расслабиться» режиссерам и художникам нынешнего поколения, а значит стоит надеяться, что постановки Калужского драматического театра будут иметь успех у зрителя.

Исходя из вышеизложенного, я подтвердил свою гипотезу. Сегодня в репертуарной афише около двадцати спектаклей. Почти каждый месяц выходят новые премьеры, на которые калужанам бывает трудно достать билеты из-за высокого интереса к постановкам, а директор театра, выходя на сцену, продолжает говорить зрителю: «Мы вас любим и ждем!»


БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Калужская энциклопедия / В.Я. Филимонова. - Калуга: Издательство

Н. Бочкаревой, 2000.- с. 336.

  1. Калужская энциклопедия 2-е издание / В.Я. Филимонова. – Калуга: Издательство

Н. Бочкаревой , 2005.- с. 278.

  1. Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуге / Г.М. Морозова - Калуга: Золотая аллея,

1993.- с.195.

  1. Русский драматический театр: Энциклопедия / Под редакцией М.И. Андреева,

Н.Э. Звенигородской, А.В. Мартыновой и др. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2001. - 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X (стр. 176)

  1. Художники земли Калужской: альбом / Калужская организация Союза 

художников России.- М., 2006. с.219

  1. Этнокалендарь Калужской области календарь памятных дат Калужской области - 2013 год. / Калуга: Калужский государственный институт модернизации образования, 2012. – с.28-29.

  2. http://okaluge.com/kaluzhskij-dramaticheskij-teatr-v-borbe-za-sovremennuyu-temu-chast-2/ Старая Калуга «Другой взгляд на г. Калугу» Калужский драматический театр.

  3. http://teatrkaluga.ru/page/about/history

Официальный сайт Калужского драматического театра.

  1. http://opk.fo.ru/wiki/136390/548798

Калуга Наследие. Сайт рабочей группы по сохранению исторической памяти, утверждённой распоряжением Губернатора Калужской области от 19 марта 2004 года № 79-р.





















ПРИЛОЖЕНИЕ I


Проект Калужского театра 1840 год.





ПРИЛОЖЕНИЕ II




Интересно прикоснуться к прошлому....В центре фотографии, сидит маленький мальчик в белом воротничке - это Эрих Генрихович Мордмилович, театральный художник и прекрасный шаржист. Крайняя дама справа, в темном - его мать, Аделаида Андреевна. Крайний справа же мужчина в дальнем ряду - его отец, Генрих Яковлевич. Бабушка и дедушка, соответственно, Розалия Ивановна и Яков Александрович Мордмилловичи. 

Дружеские шаржи Э.Г.Мормилловича.


Поздравительные открытки, сделанные своими руками

(из архива семьи Топорниных г.Калуга)

Эрих Генрихович Мордмиллович

25.03.1903-23.11.1968


график, театральный художник



Художник-постановщик создал свыше 500 дружеских шаржей. Ему позировали М. Горький и В. Маяковский, Б. Щукин, Н. Хмелев, А.А. Папанов и многие другие. Для того, чтобы создать шарж, нужно было взять разрешение у "первоисточника".

Работа над спектаклем В.Шекспира «Гамлет».

За 16 лет работы в театре Эрихом Генриховичем Мордмилловичем было оформлено более 50 спектаклей. Но наибольший успех и известность ему принесли декорации к постановкам шекспировских «Гамлета» и «Зимней сказки».


Скульптура трогательной девушки с табличкой:

«Нет лишнего билетика?»

ПРИЛОЖЕНИЕ III

Беседа с главным художником

Калужского драматического театра.



Художник и образ героя.