Культурное пространство Европы и культура Руси
- Черты культуры стран Европы.
- Особенности культуры Руси.
- Письменность.
- Литература.
- Народное творчество.
- Зодчество.
- Художественное ремесло
1. Важнейшие черты культуры стран Европы в IX – XII вв.
1. Культура Византии .
- Византия являлась наследницей Античной культуры .
- 855 год – открытие Магнаврской школы (первого европейского университета).
- Обучение велось на греческом и латинском языках.
- Образование основывалось не только на христианском учении, но и на трудах Гомера , Платона , Аристотеля и др.
- XI – XII вв. – наивысший расцвет византийской культуры.
Византия достигла огромных высот в живописи, архитектуре, скульптуре и литературе. Мозаики Собора Святой Софии ( VI век ) в Константинополе поражают своим великолепием.
- Византия оказала огромное влияние на становление культуры Руси, Грузии, Болгарии, Сербии, Италии и др.
2. Общий упадок культуры в Раннее Средневековье.
3. Каролингское Возрождение
При дворе императора Карла Великого в Аахене была открыта Академия , куда приглашали ученых из разных стран. Открывались церковные школы, при монастырях писали книги, украшенные миниатюрами.
В архитектуре зародился новый стиль, ставший прообразом романского .
Интерьер капеллы в Аахене
Болонский университет
Оксфордский университет
4. Начало возрождения системы образования в Западной Европе в XI веке .
В Европе кроме монастырских, появляются и городские школы. Открываются первые университеты в Болонье, Оксфорде, Кембридже, Саламанке и Падуе. С XII века начинается новый культурный подъем.
Вывод: культуру многих европейских стран отличало единство и взаимодействие античного и христианского мира.
2. Особенности культуры Руси
Б. Ольшанский «Былина»
Б. Ольшанский «Русалии»
1. Богатое культурное наследие восточных славян : мифы и сказания, традиции, резьбы по дереву и камню, искусство древних кузнецов ( булат ). Издавна развивалось устное народное творчество – песни, сказки, былины.
2. Большое влияние Византии . Из Константинополя приглашались мастера для строительства храмов, создания икон и росписей, привозились книги и произведения искусства.
Булатный меч славянского витязя
3. Письменность и грамотность
Святые Кирилл и Мефодий. Миниатюра из Радзивилловской летописи, 15 век
Библиотека
Ярослава Мудрого
1. Наличие у славян письменности в дохристианский период.
2. 863-866 гг. – братья миссионеры Кирилл и Мефодий создают славянский алфавит – « глаголицу » во время Моравской миссии .
3. По приказу Ярослава Мудрого в Киеве создали мастерскую, в которой монахи переписывали старинные пергаменты, переводили греческие, возможно и «римские» (западноевропейские) книги.
Евангелист Матфей
Оклад Мстиславова Евангелия
4. Первые русские книги писались на специально выделанной телячьей коже – пергаменте . Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам – уставу . Книги украшались миниатюрами . Такие книги были очень дорогими, и их владельцами могли быть только самые богатые люди.
5. До недавнего времени самой древней из сохранившихся русских книг считалось Остромирово Евангелие , переведенное на церковно-славянский язык в 1056—1057 гг . по заказу богатого новгородского посадника Остромира . Книга содержит евангельские чтения по дням недели, начиная с Пасхи .
6. 2000 год – обнаружение самой древней русской книги во время раскопок в Новгороде . Были найдены четыре дощечки, покрытые воском, на которых был написан текст из Библии. Находка получила название Новгородской псалтири и была написана на 50 лет раньше Остромирова Евангелие .
Берестяная грамота № 419
Грамота № 109 о покупке краденой рабыни дружинником.
Молитвенная книжечка
7. Высокий уровень грамотности населения Руси.
В Киеве образование при монастыре получали как мальчики, так и девочки. Простые горожане обменивались письмами (личная и деловая переписка) на обработанной березовой коре – бересте .
Во время раскопок в городах Древней Руси на стенах домов были обнаружены граффити .
Берестяная грамота № 497. Гаврила Постня приглашает своего зятя Григория и сестру Улиту в гости в Новгород.
4. Литература
1. XII век – создание Нестором « Повести временных лет » – древнейшего летописного свода Руси.
Нестор создает объемную картину исторических событий с Библейских времен до 1117 года . Он задает самый главный вопрос русской истории: «Откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве начал первым княжить?» .
М.М. Антокольский
«Нестор-Летописец»
XII — первая половина XV века – написание Новгородской первой летописи .
2. Жанровое разнообразие.
Помимо летописей в культурный обиход Киевской Руси вошли разные литературные жанры — жития святых, исторические повествования, торжественные «слова», поучения ( « Житие Бориса и Глеба » за авторством Нестора ).
«Сказание о Борисе и Глебе»
(лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века)
3. Ранним памятником ораторского искусства является « Слово о Законе и Благодати » ( 1049 ), принадлежащее перу первого киевского митрополита из славян Илариона . Автор использует жанр слова – торжественного и поучающего обращения.
Иларион восхваляет идею христианства, славит князя Владимира , крестившего русскую землю. Конец слова посвящен Ярославу Мудрому – достойному продолжателю дела Владимира.
4. « Поучение » Владимира Мономаха стало первым на Руси произведением, в котором автор размышляет над тем, как воспитывать детей, какие нравственные образцы оны должны усвоить. Он призывал потомков творить добро , помня что дни человека скоротечны.
« … не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души » .
5. Устное народное творчество
Русские былины – поэтические сказания о прошлом, исполняемые певцом-сказителем.
Былины повествуют о князе Владимире Красное Солнышко , о могучих русских богатырях Илье Муромце , Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче (реальные люди, жившие в период X – XIII вв .).
В. Васнецов «Богатыри»
Н. Рерих «Микула Селянинович»
Народ воспевал не только ратные подвиги богатырей, но и нелегкий труд земледельца . Несколько былин посвящены пахарю-богатырю Микуле Селяниновичу . Победить Микулу в бою никому невозможно, «ведь род Микулов любит Матушка Сыра Земля» .
6. Зодчество и изобразительное искусство
1. Деревянное зодчество .
Издавна на Руси избы простых людей, терема знати и крепости строились из дерева. Обычно дома богатых людей были многоярусными, они венчались башенками и теремами. К основному зданию примыкало множество пристроек – клетей , переходов, сеней. Деревянные строения украшали затейливой резьбой.
Клавдий Лебедев. Убийство варягов
Десятинная церковь. Реконструкция.
2. Строительство храмов .
В 989 году Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь ( Успения Пресвятой Богородицы ). Это было мощное сооружение, построенное византийскими мастерами, из плинфы (кирпич с вкраплениями природного камня) с несколькими куполами, богато украшенное резным мрамором.
Грандиозный каменный храм Святой Софии Киевской (между 1017—1037 гг.), возведенный при Ярославе Мудром , сочетал славянские и византийские черты.
Собор был так же построен из плинфы . Центральный купол Софийского собора окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми стояли восемь малых куполов.
Вид на Софийский собор. Наши дни
Софийский собор. Реконструкция
Центральный купол расположен над пересечением двух главных помещений храма – нефов .
Если смотреть сверху, то эти два нефа образуют крест. Подобная конструкция храмов была характерна для Руси и Византии . Такие храмы называют крестово-купольными .
В куполе помещено изображение Христа Пантократора (Вседержителя) в окружении небесной.
Ниже разместились фигуры апостолов . На парусах, поддерживающих купол, изображены сидящие евангелисты .
В центре алтарной композиции — Богоматерь Оранта на золотом фоне с поднятыми в молитве руками.
Икона Знамение Пресвятой Богородицы
Софийский собор
(Новгород)
Величественные храмы возводят в Полоцке, Чернигове и Новгороде. Самым известным, сохранившимся до наших дней почти в первозданном виде является Софийский собор в Новгороде.
Храм в Древней Руси был средоточием нескольких видов искусства. Иконы , фрески , мозаики составляли в нем удивительное единство.
7. Художественное ремесло
1. Высокий уровень военного ремесла .
Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами – оружейниками – копья, мечи, щиты, кольчуги (рубаха из от 15 до 30 тысяч металлических колец) и ламеллярные доспехи .
2. Ювелирное дело.
Для изготовления сережек, браслетов, подвесок, колец и ожерелий использовалась сложная техника зерни (на поверхность изделия напаивается узор из мельчайших шариков-зернышек) и скани (нанесение орнамента тонкой золотой или серебряной проволокой). Разноцветная скань сочеталась с эмалью, которой заполняли промежутки между перегородками ( перегородчатая эмаль ).
Б. Ольшанский «Берегиня »
Домашнее задание:
§ 10 Читать и уметь пересказывать.