ПЛАН
проведение кураторского часа
Тема: Жизнь прожить – не поле перейти/ Сказать жизни Да!
Цели:
Профилактика подросткового суицида
Формирование жизнеустойчивых позиций у подростков
Побуждение к размышлениям о ценности человеческой жизни и неповторимости своей собственной.
Выработка умения планировать позитивный образ своего будущего
Задачи:
формировать ценностное отношение учащихся к жизни
Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу
Развивать коммуникативные умения учащихся
Воспитывать способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни
Форма: беседа-размышление с элементами тренинга
Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, бумага А4, камни большого и среднего размера, песок, стакан.
Ход кураторского часа
I Вступление
1.1 Определение темы и цели.
Куратор: Виктор Франкл, австрийский психиатр, психотерапевт …
Здравствуйте, дорогие друзья, гости нашего мероприятия! Мы приглашаем вас поговорить на очень сложную и важную тему. А что это за тема – вы определите сами. Предлагаю посмотреть ролик. Внимание на экран.
Видеоролик «Нас бьют, мы летаем»
Ведущий: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?
…………………………………………………………………………….
Слайд 1
И тема кураторского часа называется «Жизнь прожить, не поле перейти!»
Очень хорошо, что сегодня у нас гости. Представление гостей (учителя-предметники, администрация).
Это взрослые люди, за плечами которых жизненный опыт с радостями и разочарованиями. Это состоявшиеся люди. У них есть дом, семья, профессия, любимая работа. Они точно знают, что такое жизнь. И, я думаю, что они нам сегодня помогут ответить на этот очень непростой вопрос: А что такое жизнь?
II Основная часть
2.1 Беседа
В жизни мы часто слышим выражения: «Как удачно сложилась жизнь», «Жизнь преподнесла сюрприз», «Жизнь не задалась». Задумывались ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие - жизнь?
Что есть человеческая жизнь?
Тренинг 1
Работа в группах - ребята дают определение слову Жизнь. (Зачитываем некоторые определения.)
Слайд 2 (Зачитываем)
2.2 Знакомство со словарем
Словарь Ожегова дает следующее определение: «Совокупность явлений происходящих в организме, особая форма существования материи».
Словарь Даля: «Жизнь - живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».
Словарь Кузнецова «Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ».
- Какое определение вам ближе и почему?
Слайд 3
2.3 Наш разговор я бы хотела начать с высказывания Леонардо Да Винчи:
Помни, жизнь есть дар, великий дар, и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает.
Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она создала все, чтобы человек был счастлив! Яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных.
Тренинг 2
А сейчас мы выполним одно упражнение.
Упражнение «Закончи предложение»
Участникам раздаются карточки и предлагается закончить предложения:
- Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…
- Я пойму, что счастлив, когда…
- Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)…
Обсуждение упражнения.
Тренинг 3
А что, по-вашему, жизнь? Определите это понятие одним словом! Ответ напишите на символическом яблоке. (Зачитываем написанные на яблоках слова)
Слайд 4
Я тоже отвечу на этот вопрос словами известного философа О. Хаяма.
От безбожия до Бога – мгновенье одно,
От нуля до итога – мгновенье одно,
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь ни мало, ни много – одно мгновенье.
Куратор: Сейчас я прошу вас посмотреть на экран.
Слайд (На экране появляются картины, когда человеку плохо, когда человек сломлен, а после картинки что выход есть из любой ситуации или проблемы).
Слайд 5
На нелегком пути взросления каждого могут подстерегать трудности и опасности. Каждый человек на протяжении своей жизни преодолевает множество преград. От ошибок никто не застрахован. Мы постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз трудными, даже, казалось бы, неразрешимыми. И ошибиться тут не мудрено.
Слайд 6
Но почти любая ошибка – поправима. Потому что решение есть у любой проблемы, хотя его поиски порой отнимают много времени и сил, приносят массу огорчений. Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений, то есть, по сути дела, отказаться от самой жизни.
Слайд 7
Иногда человек, сломленный грузом невзгод, именно так и поступает. Это и есть то единственное НЕПРАВИЛЬНОЕ решение, потому что оно непоправимо. Любое событие в этом мире – временное, имеет начало и конец. Любое огорчение когда-то закончится или настолько смягчиться, что перестанет нас тяготить. Надо просто терпеливо дождаться. Впереди ещё столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишаться из-за того, что сегодня на душе несладко!
Слайд 8
Ведь МИР ОКРАШЕН НЕ ТОЛЬКО В ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ТОНА! НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ МОЖНО БЫЛО БЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО БУДУЩЕГО! ЗАТО ЕСТЬ МНОГО ПРИЧИН ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ.
2.4 Куратор: Каждый человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного поступка. Но почему же некоторые люди губят свою жизнь? Давайте назовем факторы риска, когда людям не хочется жить, из-за каких причин человек может решить уйти из жизни. (ответы: горе, беда, злость, привлечь внимание, болезнь, нехватка денег, вина, страх, стыд и т.д)
Слайд 9
Стих - сценка
Она ему сказала: "Люблю тебя, люблю!"
Он грустно ей ответил: "Люби я посмотрю"
Она его молила: "Я без тебя умру!"
Он посмотрел и громко: "Давай я подожду!"
Она его спросила: "Что делать без тебя?"
Он ей смеясь ответил: "Забудешь ты меня"
Она в слезах шепнула: "Ну хочешь, докажу?"
Он ей сказал, не веря: "Давай, ну я же жду!"
И подбежав к окошку, порхнула птицей в тьму,
И напоследок крикнув: "Я так тебя люблю!"
И тут кольнуло в сердце, он произнёс слова:
"Зачем же эта гордость преследует меня"
Стоял он очень долго, смотрел всё время вниз,
Потом он крикнул громко: "Зачем мне эта ЖИЗНЬ?????!"
Тренинг 4
Давайте выберем одну из этих ситуаций и разберем её.
Рассматриваемые ситуации:
Алкоголизм родителей
Финансовые трудности
Необоснованные обвинения
Неразделенная любовь
Насилие со стороны взрослых
Отношение со сверстниками
Слайд 10
Пути решения:
Работа «Телефонов доверия»
Помощь профессиональных психологов, социологов
Поддержка друга
Помощь со стороны близких родственников
Помощь со стороны педагогов
Не столь страшен конфликт, как его последствия. Человек в таких ситуациях видит картинку как бы в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и туже ситуацию по нескольку раз.
Тренинг 5 «Как управлять своими эмоциями»
Куратор: Хорошо. А теперь представим разные случаи, когда у вас может быть было на душе плохо, а может быть обидно, горько.
Сейчас на листочке напишите все негативные или плохие эмоции, которые вы испытывали, когда-либо. Теперь про себя прочитайте их и вспомните, когда вы испытывали эти эмоции. А сейчас разорвите листочек на мелкие кусочки и выкиньте в мусорную корзину.
Обсуждение: какие чувства участники испытывали во время упражнения.
Ведущий: Ребята, а сейчас я познакомлю вас еще с несколькими психологическими приемами, которые также могут помочь человеку в случаях, когда он испытывает неприятные эмоции.
Памятка как управлять эмоциями
Комкать и рвать бумагу
Бить подушку или боксерскую грушу
Высказаться в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать
Закрыть глаза и представить себе что-нибудь хорошее или любимое (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, любимую вещь)
Посидеть в тишине и послушать спокойную музыку
2.5 Смысл жизни
Куратор: Часто мы слышим о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью. Ведь жизнь довольно приятная и человек хочет получить от жизни максимум удовольствия. В чем же заключается смысл жизни?
Слайд 11
Тренинг 6 «Смысл жизни»
Стакан наполняется камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. Вопрос: Полон ли стакан? Ответ: да, полон. Высыпаем в стакан маленькие камни, немного потрясем. Маленькие камни занимают свободное место между большими камнями. Вопрос: Полон ли стакан? Ответ: да, полон. Тогда берем коробку, наполненную песком, и насыпаем его в стакан. Песок занимает полностью существующее свободное место и всё закрывает. Ещё раз задается вопрос: Полон ли стакан? Отвечают: да, и на этот раз однозначно, он полон.
А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стакан — это ваша жизнь. Большие камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, будущие ваши дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Маленькие камни — это вещи, которые лично для вас становятся важными: учеба, потом работа, мобильный телефон, компьютер, в дальнейшем дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (повседневная суета). Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться маленькие и большие камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Поэтому обращайте внимания на важные вещи, находите время для ваших друзей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас еще будет время для всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, а все остальное - это только песок.
Но нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни. С одной стороны, мы любим жизнь, с другой – не ценим её каждодневно.
Слайд 12
Счастье на развес не продается,
и здоровье оптом не купить,
молодость обратно не вернется,
дважды в одну речку не вступить.
Полюбить не каждому дается,
пронести любовь через года.
Другом настоящим тот зовется,
кто плечо подставит, коль беда.
Все имеет цену-жизнь не нова.
Чтобы в изобилье получать
радости земные все и снова,
надо научиться отдавать:
Людям окружающим-улыбки,
Самым близким-нежность и тепло,
Смело признавать свои ошибки,
Строго не судить, не сеять зло.
И уметь довольствоваться малым,
Сердце от волнений не беречь,
Быть в борьбе за истину упрямым,
Искорку любви уметь разжечь.
Лишь тогда познать сумеешь счастье,
Недуги отступят, боль пройдет,
горе не сломает в одночасье,
А любовь от недругов спасет!
Упражнение «Я НЕ ОДИН»
Цель: помочь взрослеющему человеку понять, что он не одинок в этом мире, что он не должен оставаться со своими проблемами один на один.
Ход упражнения:
Ведущий: сейчас я предлагаю вам взяться за руки и почувствовать теплоту рук ваших одноклассников, почувствовать их сильное плечо и одобряющий взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь оглянитесь вокруг и вы увидите поддержку и понимание со стороны учителей. Теперь мысленно выйдите в коридор, на улицу, зайдите в свой дом, загляните к друзьям, соседям, поговорите даже с незнакомым человеком. Я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет.
Слайд 13
- Что это у тебя в руке?
- Счастье.
- Почему такое маленькое?
- Оно только мое. Зато какое лучистое и красивое.
- Да...Восхитительно!
- Хочешь кусочек?
- Наверное...
- Давай ладошку. Я поделюсь.
- Ой...оно такое теплое...
- Нравится?
- Очень...спасибо!
- Близким людям никогда не говорят спасибо.
- Почему?
- Они всегда все понимают без слов. По глазам.
- А чужие?
- Чужие говорят спасибо таким же чужим. Придет время и ты поймешь.
- Знаешь...мне намного лучше, когда счастье в руке...
- Так всегда бывает.
- А если я с кем-то поделюсь?
- У тебя прибавится твоего.
- Почему?
- Сам не знаю. Только потом оно станет еще более теплым.
- А руки об него обжечь можно?
- Руки обжигают о зависть. О счастье их обжечь нельзя.
- Знаешь...я знаю с кем поделиться этим чудом.
- Я рад этому.
- Тогда...
- Именно, увидимся еще... Делись им. Ведь так многим его не хватает......
Студенты становятся в ряд и, передавая сердце, произносят поочереди слова Апостола Павла из 1 послания к коринфянам:
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.
Видео ролик «не гаси огонь души
Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!
Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.
Может быть сегодняшний кураторский час стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь».