СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кураторский час "Жизнь прожить - не поле перейти"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кураторский час предоставляет материалы, приглашающие студентов к размышлению о ценности жизни человека, о необходимости справляться с трудными жизненными ситуациями, а также помогает выработать позитивный образ будущей жизни молодого человека.

Просмотр содержимого документа
«Кураторский час "Жизнь прожить - не поле перейти"»

ПЛАН

проведение кураторского часа

Тема: Жизнь прожить – не поле перейти/ Сказать жизни Да!

Цели:

  • Профилактика подросткового суицида

  • Формирование жизнеустойчивых позиций у подростков

  • Побуждение к размышлениям о ценности человеческой жизни и неповторимости своей собственной.

  • Выработка умения планировать позитивный образ своего будущего

Задачи:

  • формировать ценностное отношение учащихся к жизни

  • Активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу

  • Развивать коммуникативные умения учащихся

  • Воспитывать способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни

Форма: беседа-размышление с элементами тренинга

Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, бумага А4, камни большого и среднего размера, песок, стакан.


Ход кураторского часа

I Вступление

1.1 Определение темы и цели.

Куратор: Виктор Франкл, австрийский психиатр, психотерапевт …

Здравствуйте, дорогие друзья, гости нашего мероприятия! Мы приглашаем вас поговорить на очень сложную и важную тему. А что это за тема – вы определите сами. Предлагаю посмотреть ролик. Внимание на экран.

Видеоролик «Нас бьют, мы летаем»

Ведущий: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?

…………………………………………………………………………….

Слайд 1

И тема кураторского часа называется «Жизнь прожить, не поле перейти!»

Очень хорошо, что сегодня у нас гости. Представление гостей (учителя-предметники, администрация).

Это взрослые люди, за плечами которых жизненный опыт с радостями и разочарованиями. Это состоявшиеся люди. У них есть дом, семья, профессия, любимая работа. Они точно знают, что такое жизнь. И, я думаю, что они нам сегодня помогут ответить на этот очень непростой вопрос: А что такое жизнь?

II Основная часть

2.1 Беседа

В жизни мы часто слышим выражения: «Как удачно сложилась жизнь», «Жизнь преподнесла сюрприз», «Жизнь не задалась». Задумывались ли вы, что каждый из вас вкладывает в понятие - жизнь?

Что есть человеческая жизнь?

Тренинг 1

Работа в группах - ребята дают определение слову Жизнь. (Зачитываем некоторые определения.)

Слайд 2 (Зачитываем)

2.2 Знакомство со словарем

Словарь Ожегова дает следующее определение: «Совокупность явлений происходящих в организме, особая форма существования материи».

Словарь Даля: «Жизнь - живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».

Словарь Кузнецова «Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ».

- Какое определение вам ближе и почему?

Слайд 3

2.3 Наш разговор я бы хотела начать с высказывания Леонардо Да Винчи:

Помни, жизнь есть дар, великий дар, и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает.

Каждому из нас природа подарила бесценный дар – ЖИЗНЬ! Она создала все, чтобы человек был счастлив! Яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас людей – сильных, красивых, разумных.

Тренинг 2

А сейчас мы выполним одно упражнение.

Упражнение «Закончи предложение»

Участникам раздаются карточки и предлагается закончить предложения:

- Я очень хочу, чтобы в моей жизни было…

- Я пойму, что счастлив, когда…

- Чтобы быть счастливым сегодня, я (делаю)…

Обсуждение упражнения.


Тренинг 3

А что, по-вашему, жизнь? Определите это понятие одним словом! Ответ напишите на символическом яблоке. (Зачитываем написанные на яблоках слова)

Слайд 4

Я тоже отвечу на этот вопрос словами известного философа О. Хаяма.

От безбожия до Бога – мгновенье одно,

От нуля до итога – мгновенье одно,

Береги драгоценное это мгновенье:

Жизнь ни мало, ни много – одно мгновенье.


Куратор: Сейчас я прошу вас посмотреть на экран.

Слайд (На экране появляются картины, когда человеку плохо, когда человек сломлен, а после картинки что выход есть из любой ситуации или проблемы).

Слайд 5

На нелегком пути взросления каждого могут подстерегать трудности и опасности. Каждый человек на протяжении своей жизни преодолевает множество преград. От ошибок никто не застрахован. Мы постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз трудными, даже, казалось бы, неразрешимыми. И ошибиться тут не мудрено.

Слайд 6

Но почти любая ошибка – поправима. Потому что решение есть у любой проблемы, хотя его поиски порой отнимают много времени и сил, приносят массу огорчений. Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений, то есть, по сути дела, отказаться от самой жизни.

Слайд 7

Иногда человек, сломленный грузом невзгод, именно так и поступает. Это и есть то единственное НЕПРАВИЛЬНОЕ решение, потому что оно непоправимо. Любое событие в этом мире – временное, имеет начало и конец. Любое огорчение когда-то закончится или настолько смягчиться, что перестанет нас тяготить. Надо просто терпеливо дождаться. Впереди ещё столько всего интересного! Столько радостей и удач! Глупо их лишаться из-за того, что сегодня на душе несладко!


Слайд 8

Ведь МИР ОКРАШЕН НЕ ТОЛЬКО В ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ТОНА! НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ МОЖНО БЫЛО БЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО БУДУЩЕГО! ЗАТО ЕСТЬ МНОГО ПРИЧИН ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ.


2.4 Куратор: Каждый человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного поступка. Но почему же некоторые люди губят свою жизнь? Давайте назовем факторы риска, когда людям не хочется жить, из-за каких причин человек может решить уйти из жизни. (ответы: горе, беда, злость, привлечь внимание, болезнь, нехватка денег, вина, страх, стыд и т.д)

Слайд 9

Стих - сценка

Она ему сказала: "Люблю тебя, люблю!"

Он грустно ей ответил: "Люби я посмотрю"

Она его молила: "Я без тебя умру!"

Он посмотрел и громко: "Давай я подожду!"

Она его спросила: "Что делать без тебя?"

Он ей смеясь ответил: "Забудешь ты меня"

Она в слезах шепнула: "Ну хочешь, докажу?"

Он ей сказал, не веря: "Давай, ну я же жду!"

И подбежав к окошку, порхнула птицей в тьму,

И напоследок крикнув: "Я так тебя люблю!"

И тут кольнуло в сердце, он произнёс слова:

"Зачем же эта гордость преследует меня"

Стоял он очень долго, смотрел всё время вниз,

Потом он крикнул громко: "Зачем мне эта ЖИЗНЬ?????!"


Тренинг 4

Давайте выберем одну из этих ситуаций и разберем её.

Рассматриваемые ситуации:

Алкоголизм родителей

Финансовые трудности

Необоснованные обвинения

Неразделенная любовь

Насилие со стороны взрослых

Отношение со сверстниками

Слайд 10

Пути решения:

Работа «Телефонов доверия»

Помощь профессиональных психологов, социологов

Поддержка друга

Помощь со стороны близких родственников

Помощь со стороны педагогов


Не столь страшен конфликт, как его последствия. Человек в таких ситуациях видит картинку как бы в перевернутом виде. Он полностью сосредоточен на своем обидчике, часто мысленно прокручивает одну и туже ситуацию по нескольку раз.


Тренинг 5 «Как управлять своими эмоциями»


Куратор: Хорошо. А теперь представим разные случаи, когда у вас может быть было на душе плохо, а может быть обидно, горько.

Сейчас на листочке напишите все негативные или плохие эмоции, которые вы испытывали, когда-либо. Теперь про себя прочитайте их и вспомните, когда вы испытывали эти эмоции. А сейчас разорвите листочек на мелкие кусочки и выкиньте в мусорную корзину.

Обсуждение: какие чувства участники испытывали во время упражнения.

Ведущий: Ребята, а сейчас я познакомлю вас еще с несколькими психологическими приемами, которые также могут помочь человеку в случаях, когда он испытывает неприятные эмоции.


Памятка как управлять эмоциями

  • Комкать и рвать бумагу

  • Бить подушку или боксерскую грушу

  • Высказаться в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать

  • Закрыть глаза и представить себе что-нибудь хорошее или любимое (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, любимую вещь)

  • Посидеть в тишине и послушать спокойную музыку


2.5 Смысл жизни

Куратор: Часто мы слышим о том, что надо легко жить, наслаждаясь жизнью. Ведь жизнь довольно приятная и человек хочет получить от жизни максимум удовольствия. В чем же заключается смысл жизни?

Слайд 11

Тренинг 6 «Смысл жизни»

Стакан наполняется камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. Вопрос: Полон ли стакан? Ответ: да, полон. Высыпаем в стакан маленькие камни, немного потрясем. Маленькие камни занимают свободное место между большими камнями. Вопрос: Полон ли стакан? Ответ: да, полон. Тогда берем коробку, наполненную песком, и насыпаем его в стакан. Песок занимает полностью существующее свободное место и всё закрывает. Ещё раз задается вопрос: Полон ли стакан? Отвечают: да, и на этот раз однозначно, он полон.

А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что стакан — это ваша жизнь. Большие камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, будущие ваши дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Маленькие камни — это вещи, которые лично для вас становятся важными: учеба, потом работа, мобильный телефон, компьютер, в дальнейшем дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи (повседневная суета). Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться маленькие и большие камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Поэтому обращайте внимания на важные вещи, находите время для ваших друзей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас еще будет время для всего остального. Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, а все остальное - это только песок.

Но нам свойственно странное противоречивое отношение к жизни. С одной стороны, мы любим жизнь, с другой – не ценим её каждодневно.

Слайд 12

Счастье на развес не продается,

и здоровье оптом не купить,

молодость обратно не вернется,

дважды в одну речку не вступить.

Полюбить не каждому дается,

пронести любовь через года.

Другом настоящим тот зовется,

кто плечо подставит, коль беда.

Все имеет цену-жизнь не нова.

Чтобы в изобилье получать

радости земные все и снова,

надо научиться отдавать:

Людям окружающим-улыбки,

Самым близким-нежность и тепло,

Смело признавать свои ошибки,

Строго не судить, не сеять зло.

И уметь довольствоваться малым,

Сердце от волнений не беречь,

Быть в борьбе за истину упрямым,

Искорку любви уметь разжечь.

Лишь тогда познать сумеешь счастье,

Недуги отступят, боль пройдет,

горе не сломает в одночасье,

А любовь от недругов спасет!


Упражнение «Я НЕ ОДИН»

Цель: помочь взрослеющему человеку понять, что он не одинок в этом мире, что он не должен оставаться со своими проблемами один на один.

Ход упражнения:

Ведущий: сейчас я предлагаю вам взяться за руки и почувствовать теплоту рук ваших одноклассников, почувствовать их сильное плечо и одобряющий взгляд. Чувствуете, какая крепкая у вас поддержка? А теперь оглянитесь вокруг и вы увидите поддержку и понимание со стороны учителей. Теперь мысленно выйдите в коридор, на улицу, зайдите в свой дом, загляните к друзьям, соседям, поговорите даже с незнакомым человеком. Я думаю, что в таком большом окружении людей, вы непременно найдете поддержку и хороший совет.

Слайд 13

- Что это у тебя в руке?

- Счастье.

- Почему такое маленькое?

- Оно только мое. Зато какое лучистое и красивое.

- Да...Восхитительно!

- Хочешь кусочек?

- Наверное...

- Давай ладошку. Я поделюсь.

- Ой...оно такое теплое...

- Нравится?

- Очень...спасибо!

- Близким людям никогда не говорят спасибо.

- Почему?

- Они всегда все понимают без слов. По глазам.

- А чужие?

- Чужие говорят спасибо таким же чужим. Придет время и ты поймешь.

- Знаешь...мне намного лучше, когда счастье в руке...

- Так всегда бывает.

- А если я с кем-то поделюсь?

- У тебя прибавится твоего.

- Почему?

- Сам не знаю. Только потом оно станет еще более теплым.

- А руки об него обжечь можно?

- Руки обжигают о зависть. О счастье их обжечь нельзя.

- Знаешь...я знаю с кем поделиться этим чудом.

- Я рад этому.

- Тогда...

- Именно, увидимся еще... Делись им. Ведь так многим его не хватает......


Студенты становятся в ряд и, передавая сердце, произносят поочереди слова Апостола Павла из 1 послания к коринфянам:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.

Видео ролик «не гаси огонь души

Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!

Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.

Может быть сегодняшний кураторский час стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь».