Классный час на тему «Курение – коварная ловушка» Цель- Профилактика табакокурения в подростковой среде, определить уровень знаний обучающихся о вреде курения.
Задачи: 1. предоставление учащимся объективной информации о влиянии курения на организм человека;
2. создание условий для формирования у подростков полезных навыков здорового образа жизни;
3. обучение социальным навыкам (коммуникабельности, уверенности в себе, самоуважению и эффективному взаимодействию с окружающими – как со сверстниками, так и с взрослыми);
4. обучение навыкам отказа от табака в ситуациях, когда их предлагают;
Возрастная категория: 5-6 класс
Оборудование: доска для демонстрации презентации, бумага, фломастеры, заготовки для упражнения «Диалог»
Информационный блок. Аргументы и факты. (данная информация сопровождается презентацией)
В 1- Как вы думаете, ребята, много ли людей на земле курит?
По подсчётам учёных, каждый третий человек на земле курит. Некурящих людей на земле гораздо больше, чем курильщиков.
Курение отнимает жизнь. Курильщик сокращает свою жизнь на 6 лет.
Курение добавляет болезни. Все органы человеческого тела страдает от табака.
Курильщики в 10-30 раз чаще умирает от таких болезней, как инфаркт, рак, язва желудка.
В 2 - Для детей курение опаснее, чем для взрослых. Смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если её выкурить сразу, а для подростка полпачки. Иногда дети умирали после 2-3 сигарет, выкуренных сигарет, выкуренных подряд, от остановки сердца.
У курильщиков плохая память, слабое физическое здоровье, неустойчивая психика, они медленно думают, плохо слышат.
Даже внешне курильщики отличаются от некурящих, у них быстрее увядает кожа, сипнет голос, желтеют зубы.
В 3 - Курение отнимает наши деньги, которые можно было бы потратить на что-нибудь полезное. Учёные подсчитали, что каждый курильщик тратит в среднем по 2000 рублей в год на сигареты.
От курения страдают некурящие. Половина вредных веществ, которые есть в сигарете, курильщик выдыхает, отравляя воздух. Этим воздухом вынуждены дышать окружающие, которые становятся пассивными курильщиками.
Курение мешает работе, бизнесу. Многие компании отказываются брать на работу курильщиков.
Курение становится причиной пожаров, от которых гибнут люди, уничтожаются материальные ценности.
В 1 - Курение – это немодно. Сейчас в моде гладкая, ухоженная кожа, ослепительно белые зубы, спортивная фигура и крепкие мышцы.
В России приняты законы против курения. В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях, на транспорте.
2.Обсуждение в классе
В 3 - Ребята как вы думаете, почему человек начинает курить?
Примерные ответы детей:
- За компанию.
- Из любопытства.
- По незнанию.
- Чтобы успокоить нервы.
- Чтобы снять напряжение.
- Чтобы казаться старше, взрослее.
- Чтобы казаться современным.
- Чтобы лучше работала голова
- стресс
- проблемы
- на слабо
В 1 - Нет, курящий ребенок все равно выглядит ребенком. Взрослый человек - тот, кто умеет отвечать за свои поступки.
- Сигарета не делает человека современным. Курили люди и сто лет назад. А девушка с сигаретой выглядит не современно, а вульгарно.
- И нервы табачный дым не успокаивает, наоборот, делает человека более раздражительным.
- От курения голова работает хуже, ухудшается память.
В 2 - Значит, люди скрывают от себя истинную причину курения. Давайте все-таки выясним, в чем же она состоит?
Я прочитаю цитату из книги английского врача Аллена Карра «Легкий способ бросить курить». Автор книги стал знаменитым, придумав свой способ избавления людей от курения. Он называет сигарету «коварной ловушкой». Вот как он объясняет, почему люди попадают в эту ловушку.
«Никотин - бесцветное, маслянистое вещество, содержащееся в табаке и вызывающее у курильщика зависимость. Этот наркотик вызывает самое быстрое привыкание из всех известных человечеству веществ: чтобы пристраститься к нему, может потребоваться лишь одна сигарета.
Каждая затяжка сигаретой поставляет через легкие в мозг небольшую дозу никотина, действующую намного быстрее, чем, например, доза героина,
Если, куря сигарету, вы делаете 20 затяжек, вы получаете 20 доз наркотика».
В 3 - Истинная причина курения - наркотическая зависимость. По словам учёных, половина курильщиков хочет бросить курить, но не может. Они попадают в зависимость от никотина.
Давайте посмотрим, что находится внутри сигареты.
Иллюстрация состава сигареты ( какие вредные вещества содержит сигарета)
В 1- А сейчас давайте проделаем одно упражнение, а потом обсудим его.
Ролевая игра «Марионетки»
Цель: определить, что чувствует человек, когда им управляют, когда он не свободен, когда он попадает в зависимость.
Выбираются три участника. Тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять действиями и движениями куклы-марионетки (третьего участника). Цель кукловодов - перевести куклу с одного стула на другой, стулья находятся на расстоянии 1,5 метра друг от друга. При этом человек, который играет роль куклы, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. В роли куклы могут побывать и кукловоды. После завершения игры происходит 1-2 минутное обсуждение:
Что вы чувствовали, когда были в роли куклы?
Понравилось вам, комфортно ли вам было?
Хотелось ли вам что-то сделать самому?
В 2 – А теперь еще одно упражнение «Диалог». Мне нужны два добровольца. Я вам раздам текст и вы будите читать по ролям.
Диалоги (читаются по ролям)
Диалог №1
Сережа. На, кури.
Дима. Я не буду.
Сережа. А что тогда сюда пришел?
Дима. Просто так.
Сережа. Ну тогда иди отсюда.
Дима уходит.
. Кто оказался сильнее в этом
диалоге?
В этой сценке вроде бы сильнее оказался Дима, но ему придется уйти и потерять уважение группы. Он мог бы сказать: «Уже бросил» или «Что-то сейчас не хочется», но рано или поздно нужно будет закурить.
Давайте повторим этот диалог по-другому.
Диалог №2
Сережа. На, кури.
Дима. Не хочу!
Сережа. Кури, за компанию!
Дима. Отстань, кури сам, если хочешь!
Сережа. А что тогда сюда пришел?
Дима. Захотел и пришел.
Сережа. Ну тогда иди отсюда.
Дима. Не хочу.
В 3 - Как вы думаете , кто оказался сильнее во втором диалоге? (ответы детей)
Вот сейчас Дима явно оказался сильнее. Но так может вести себя только человек, уверенный в себе. Человек, которого уважают в группе. Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают. А за что могут уважать?
Примерные ответы детей:
- За спортивные достижения.
- За силу.
- За смелость.
- За то, что хорошо разбирается в чем-то.
Классный руководитель. Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей? Психологи дают такие советы:
Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей?
Ответы детей,
В 1 - Психологи дают такие советы:
- Просто сказать нет без объяснения.
- Отказаться и объяснить причины отказа
- Отказаться и уйти.
- Не обращать внимания на предложения закурить.
- Постараться объединиться с тем, кто тоже не курит.
- Постараться избегать курящих компаний.
В 2- Сейчас вам предлагается придумать свой небольшой лозунг и плакат о вреде курения.
(Рисуют плакат и презентуют его)
6.Рефлексия.
Плакаты на слайдах: «Курение – забава для дураков!», «Безвредного табака не бывает», «Курить – здоровью вредить!», «Погаси, сигарету!».
Ребята, что вы сегодня узнали нового?