СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Курить- здоровью вредить» Тренинг для подростков и учащихся юношеского возраста

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Курить- здоровью вредить» Тренинг для подростков и учащихся юношеского возраста»

7


«Курить- здоровью вредить»

Тренинг для подростков и учащихся юношеского возраста


Цели тренинга:

Углубить представление детей о последствиях табакокурения, о психическом и социальном здоровье; Показать, как можно сопротивляться давлению сверстников путём неагрессивного настаивания на своём; формировать стойкое неприязненное отношение к любым проявлениям деструктивного поведения, к вредным привычкам; побуждать подростков к развитию своих способностей, к самореализации.

Главная задача тренинга – научить подростков сопротивляться влиянию сверстников. Этот жизненный навык должен помочь подросткам в ситуациях, связанных с наркотиками, алкоголем, курением, любым другим деструктивным поведением.

  1. Приветствие. Представление гостей тренинга.

  2. О гибели известные людей из-за последствий курения (ролик часть 1)

  3. Обсуждение причин курения

Цель: обсуждение участниками причин (мотивов) курения

Время: 5 мин

Техника проведения: методом мозгового штурма составляют и ранжируют список причин, по которым люди начинают курить.

Ведущий обобщает информацию, выявляет ведущие, по мнению большинства участников, мотивы.


  1. Работа в группах «Последствия курения»

Цель: актуализация знаний участников группы о влиянии табака на физиологическое и психическое состояние человека.

Время: 10 мин

Техника проведения: Участники делятся на микрогруппы. Задача каждой микрогруппы – перечислить все возможные последствия курения.

Затем групповые наработки обсуждаются и обобщаются ведущим, фиксируется на ватмане.


  1. Лекция о вреде курения. О влияние на разные системы человека.

А) Демонстрация ролика;

Б) Комментарии медика;

В) Фиксация на макете человека;

(по всем системам: дыхательная, сердечно-сосудистая, кишечно-желудочный тракт, мозг, репродуктивная система, внешний вид)


  1. Лекция «Курение и спорт» (выступление спортсмена)

  2. Работа с мифами (комментирует медик)

- Курение уменьшает зубную боль?

- Курение помогает сохранить стройную фигуру, уменьшает аппетит?

- Современные сигареты более безвредные, чем раньше?

- Курение помогает расслабиться?

- Если ты куришь, то тебе проще войти в группу, завязать разговор?

- Курение – не зависимость, если захочу, то брошу?

- Тот, кто курит – взрослый?


  1. Ознакомление с раздаточным материалом «7 способов сказать нет»

- Попросить продавца обменять порванную купюру, которую он дал на сдачу.

- сказать продавцу, что он вас обсчитал.

- Вернуть плохой товар.

- Сделать замечание тому, кто лезет без очереди.

- Сказать «НЕТ» тому, кто пытается тебе что-то продать.

- Сказать «НЕТ» тому, кто просит у тебя нужную тебе самому вещь.

- Кто-то занял твоё место, попросить освободить его.

Как видим, такие ситуации нам знакомы. Одни в таких ситуациях пассивно отступают, постепенно теряя самоуважение, другие, наоборот, агрессивно наступают, теряя уважение окружающих. Но для психического и социального здоровья человека плохо то и другое. Как же поступить, чтобы не уронить себя и не потерять уважение окружающих? Сегодня мы будем этому учиться.

  1. Мини-лекция «Три способа настоять на своём»

Итак, каким образом люди реагируют на такие ситуации, когда нарушают их права? Учёные утверждают, что таких способов всего три (показываю на доску): пассивность, агрессивность, неагрессивное настаивание на своём. Самый распространённый способ – пассивность, то есть отсутствие реакций, принятие всего без возражения и сопротивления.

Агрессивность означает атаку на другого человека, чрезмерно активное реагирование или проявления неприятного характера. Наиболее подходящий способ поведения в сложных ситуациях – это неагрессивно настаивать на своём, то есть умение постоять за свои права, смело и открыто выражать своё мнение. Это ответственная манера поведения.

А вот вам ситуация для иллюстрации. Школьная столовая. Саша, Дима и Олег стоят в очереди, вдруг кто-то нахально становится впереди них.

Саша посторонился и промолчал.

Дима громко закричал: «Отвали, тебя здесь не было!»

Олег твёрдо сказал: «Извини, встань в очередь сзади!»

Какой способ сопротивления выбрал каждый из ребят?

(Дети отвечают: Саша – пассивность, Дима – агрессивность, Олег – неагрессивное настаивание на своём).

Вы увидели, что самый лучший способ – это неагрессивно настоять на своём. Этот способ позволяет выразить своё мнение, избегая конфликтов и не роняя себя.

Информационный блок «Шесть способов сказать «нет»»

    1. Мотивация «Зачем это нужно?

Но как настоять на своём? Самое лучшее – научиться говорить «нет».

Сейчас мы будем учиться говорить «нет» в ситуациях, когда предлагают сигареты, алкоголь, наркотики, клей. Конечно же, лучше всего избегать таких ситуаций. Для этого нужно держаться подальше от мест, где покупают, продают разное зелье. Если тебе надо идти этой дорогой, измени маршрут. Ещё лучше держаться возле тех, кто не курит, не пьёт, не нюхает, не колется. Их большинство, а большинство всегда сильнее. Но если ты все-таки оказался в компании, где на тебя могут оказать давление, обязательно нужно научиться говорить «нет».

    1. Демонстрация «Как это работает?»

На доске нарисована таблица «Шесть способов сказать «нет»». Сейчас мы разберём каждый способ в отдельности. (Два ученика выходят к доске, учитель даёт им карточки с диалогами, чтобы они читали их, а сам читает название способов с доски)

Итак, первый способ – сказать «Спасибо, нет»

(Помощники читают первый диалог из раздела «Диалоги»)

Давайте потренируемся говорить «Спасибо, нет». Я буду обращаться к вам с фразами, типичными для данных ситуаций, а вы должны ответить.

Учитель быстро называет имена учащихся, задаёт вопрос из списка «Типичные фразы». Ученики быстро встают и отвечают «Спасибо, нет».

Второй способ – назвать причину, почему ты не хочешь этого делать. Как это выглядит, покажите, пожалуйста.

(Помощники читают второй диалог из раздела «Диалоги»)

Теперь и мы попробуем применить этот способ. Нужно просто повторить последние слова, но с частицей «НЕ».

Учитель быстро называет имена учащихся, задаёт вопрос из списка «Типичные фразы». Ученики быстро встают и отвечают, исходя из ситуации.

Третий способ – отказаться и перевести разговор на другую тему.

(Помощники читают третий диалог из раздела «Диалоги»)

Четвёртый способ – просто повторять слово «нет», как автомат.

Пожалуйста, покажите, как это делается.

(Помощники читают четвёртый диалог из раздела «Диалоги»)

Пятый способ – не обращать внимания, не реагировать.

(Помощники читают пятый диалог из раздела «Диалоги»)

Шестой способ – сказать «нет» и немедленно уйти прочь.

(Помощники читают шестой диалог из раздела «Диалоги»)

  1. Оценка «Какой способ лучше?»

Социальный педагог Вы узнали о разных способах сказать «нет». Какой вам кажется самым удобным? Примерные ответы детей:

- лучший способ сказать «нет» и уйти.

- Лучше вообще не обращать внимания.

- Самое лучшее – сказать «спасибо, нет».

- Всё зависит от обстоятельств.

IV. Проблемные ситуации «Сумей отказаться»

Действительно, каким способом вы скажите «нет», зависит от обстоятельств. Я предлагаю вам несколько ситуаций. Подумайте, как бы вы себя повели?

(Учитель читает описание ситуаций, предлагает выбрать, каким способом сказать «нет». Учащиеся по желанию поднимают руки, отвечают. По одной ситуации могут ответить несколько человек).

  1. Несколько твоих друзей в туалете. Один говорит: «Старик, как насчёт покурить?», другие отвечают: «Да он новичок!», предполагая, что ты хочешь покурить. Ты никогда прежде не курил. Твои действия.

  2. Ты на вечеринке или в кино, и все, с кем ты пришёл, курят. Некоторые из них предлагают тебе покурить. Твои действия.

  3. Ты вместе ребятами вне здания школы. Ребята пьют пиво и курят. Ты выглядишь белой вороной. Кто-то пустил по кругу пачку сигарет. Твои действия.

  4. Ты стоишь в очереди за обедом в буфет. Кто-то лезет вперёд без очереди. Твои действия.

  5. Одноклассница пригласила тебя на день рождения. Ты знаешь, что в её доме никто не курит. И вдруг твой приятель закуривает сигарету. Твои действия.

  6. Ты в доме приятеля. Все пьют пиво. Предлагают тебе. Ты не хочешь. Как отказаться.

  7. Твой друг просит у тебя плеер, фотоаппарат. Ты не хочешь давать, так кА боишься, что он его сломает. Как отказать.

  8. Друг просит, чтобы ты одолжил для него у своих родителей крупную сумму денег, на что, не говорит.

Примерные ответы детей:

- Извини, мне нужно уходить.

- Ребята, поймите меня, я не курю.

- Просто передать пачку по кругу со словами «я не курю».

- Извини, но сейчас моя очередь.

- Извини, но тут никто не курит.

- Я не пью пиво.

- Извини, но эта вещь мне сейчас нужна самому.

- Извини, поговори сам с моими родителями.

Заключительное слово.

В ситуациях, когда нарушаются наши права, когда на нас оказывается давление, очень важно научиться неагрессивно настаивать на своём. Иногда для этого нужно просто научиться говорить «нет». Это поможет вам сохранить, самоуважение, избежать конфликтов, сберечь своё психическое и социальное здоровье.

9. Создание антирекламы

1 группа – коллаж;

2 группа – видео реклама;

3 группа – плакат.