СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс "Финансовая грамотность"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курс "Финансовая грамотность"»

Комитет администрации Косихинского района Алтайского края по образованию и делам молодёжи,

Глушинская основная общеобразовательная школа – филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Косихинская средняя общеобразовательная школа имени А.М. Топорова»


Принято профессиональным

объединением

учителей

Протокол

№___ от «____» ________ 202__ г

Согласовано:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

____________ /__________________

«____» ________ 202__ г


Утверждаю:


Директор школы ________/ _____________

Приказ

№ ______ от ______ 202__г




Рабочая программа внеурочной деятельности

7 – 8 класс

(1 час в неделю, всего 34 часа)

Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016.





Составитель:

учитель математики Кустова С.А.,

учитель первой квалификационной категории







с.Глушинка

2022 год

Пояснительная записка к программе внеурочной деятельности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» составлена на основе следующих документов:

1. Положение о рабочей программе МБОУ «Косихинская СОШ им. А.М. Топорова»»;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ»

4. Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова. М.: ВИТА – ПРЕСС, 2016.

Она рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю. Программа модифицирована на основе примерной программы и программы Е.А. Вигдорчик «Финансовая грамотность». Модификация выражается в следующем: поскольку для изучения этого предмета в школе выделено 34 часа, а программа предусматривает 17 часов, то количество уроков на изучение тем увеличено.

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Цели: фор­мирование активной жизненной позиции, развитие экономического обра­за мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементар­ных вопросов в области экономики семьи.

Общая характеристика учебного предмета:

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализую­щим интересы обучающихся 7-8 классов в сфере экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

  • Деньги, их история, виды, функции;

  • Семейный бюджет;

  • Экономические отношения семьи и государства;

  • Семья и финансовый бизнес;

  • Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с кур­сами математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастны­ми особенностями детей и включают задачи, практические задания, по­строение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, та­блицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и пред­ставления информации и публичных выступлений.

Формы организации занятий

1. Финансовый анализ, является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Школьный финансовый анализ может проводиться:
- для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся источников информации проблемы;
- для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.
2. Учебная дискуссия.
3. Деловые игры.
4. Использование  проблемных методов обучения.
5. Викторины, познавательные игры.

6.Детские исследовательские проекты.

Планируемые результаты.

Личностными результатами являются:

•осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

•овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

•развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.


Метапредметными результатами являются:


Познавательные:

•освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

•формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

•овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

•овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

•понимание цели своих действий;

•планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

•проявление познавательной и творческой инициативы;

•оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

•адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,родителей.

Коммуникативные:

•составление текстов в устной и письменной формах;

•готовность слушать собеседника и вести диалог;

•готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

•умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

•определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметными результатами являются:


•понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

•формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;

•понимание и правильное использование экономических терминов;

•освоение приѐмов работы с экономической информацией, еѐ осмысление; проведение простых финансовых расчѐтов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

МОДУЛЬ 1. Доходы и расходы семьи

Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.

Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.

Обучающийся научится:

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): называть основные источники доходов семьи; составлять задачи, требующие денежных расчётов; считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; описывать свойства предмета, играющего роль денег; объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны; называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; объяснять, как формируется семейный бюджет; подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления); подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.

МОДУЛЬ 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.

Личностные характеристики и установки:

• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния;

• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.

Обучающийся научится: • в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; соотносить вид страхования и его цель; рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; ¸ объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо; описывать виды страхования; приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.

МОДУЛЬ 3. Человек и государство: как они взаимодействуют

Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.

Личностные характеристики и установки:

• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества; • осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;

• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.

Обучающийся научится:

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): различать прямые и косвенные налоги; считать сумму налога; проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи; высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; находить нужную информацию на социальных порталах;

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.

МОДУЛЬ 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.

Личностные характеристики и установки:

• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;

• осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг;

• осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;

• понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;

• понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.

Обучающийся научится:

• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД): отличать инвестирование от сбережения и кредитования; знать свои основные права и обязанности как потребителя; находить актуальную информацию об услугах банков; пользоваться пластиковой картой в банкомате; считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность; сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; находить и анализировать информацию о курсе валют; проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД): перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции); объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; называть необходимые условия для открытия своей фирмы; объяснять причины существования различных валют; называть основные мировые валюты и страны их использования; объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.



















СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Доходы и расходы семьи (10 часов)

Деньги. Доходы семьи. Расходы семьи. Семейный бюджет.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься(8 часов)

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. «Семейный бюджет».

Семья и государство: как они взаимодействуют(8 часов)

Налоги. Социальные пособия. Государство – это мы.

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (8 часов)

Как спасти деньги от инфляции. Банковские услуги. Собственный бизнес. Валюта в современном мире. Благотворительность. Личный финансовый план.

Что такое финансовая грамотность(1 час)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Формы контроля

1

Доходы и расходы семьи

10

Составление семейного бюджета

2

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

8

Ролевая игра

3

Семья и государство: как они взаимодействуют

8

Мини-исследование

4

Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

8

Составление личного финансового плана

5

Что такое финансовая грамотность

1

Тестирование


Итого

35




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  4. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

  5. Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;

  6. Интернет-ресурсы:

  1. Сайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru;

  2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» — http://www.dostatok.ru;

  3. Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-rabota-i-zarplata;

  1. Портал «Профориентир». «Мир профессий» - http://www.cls-kuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

  2. Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/

  3. Сайт «Все о страховании» — http://www.o-strahovanie.ru/vidi-strahovaniay.php

  4. Сайт «Налоги России» / Ставки налогов в России в 2013 г. - http:// www.taxru.com/blog/2013-02-10-10585

  5. http://uslugi.yandex.ru/banki/deposits/

  6. http://www.banki.ru/products/deposits/

  7. http://www.sravni.ru/vklady/

  8. http://www.calc.ru/valutnyj-kalkulyator.html

  9. http://www.ndscalc.ru







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

дата

Форма деятельности

Глава1. Доходы и расходы семьи

1

Введение. Что изучает финансовая грамотность?


Лекция, анализ

2

Что такое деньги?


Работа с учебником, Интернетом

3

Из чего складываются доходы семьи.


Учебная дискуссия

4

Учимся считать семейные доходы


Групповая форма

5

Как появляются расходы семьи


Анализ, учебная дискуссия

6

Учимся считать семейные расходы


Таблица Доходы и расходы семьи

7

Как сформировать семейный бюджет


Учебная дискуссия

8

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»


Игра

9

Учебный мини-проект «Семейный бюджет»


Проект

10

Обобщение результатов изучения модуля 1


Тест

Глава 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

11/12

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься


Финансовый анализ

Работа с Интернетом

13

Что такое страхование и для чего оно необходимо


Учебная дискуссия

14

Что и как можно страховать.


Задания по группам

15

Ролевая игра «Страхование»


Игра

16

Как определить надёжность страховых компаний


Беседа

Учебная дискуссия

17

Как спасти деньги от инфляции


Учебная дискуссия

18

Обобщение результатов изучения модуля 2


Аукцион знаний

Глава 3 Семья и государство: как они взаимодействуют

19

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства


Работа с Интернетом

20

Что такое налоги и почему их надо платить


Учебная дискуссия

21

Какие бывают налоги. Учимся считать налоги


Практическое занятие

22

Ролевая игра «Считаем налоги семьи»


Игра

23

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства


Мини-исследование

24

Что такое социальные пособия и какие они бывают


Работа с Интернетом

25

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»


Игра

26

Обобщение результатов изучения модуля 3


Задания по группам

Глава 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье

27

Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома


Финансовый анализ

Учебная дискуссия

28

Какие бывают вклады


Сообщения

29

Что такое кредиты и надо ли их брать


Учебная дискуссия

30

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Как работает банк


Учебная дискуссия

31-32

Что мы знаем о бизнесе. Как открыть фирму


Сообщения. Проект

33

Благотворительность


Сообщения

34

Обобщение результатов изучения модуля 4


Учебная дискуссия

35

Итоговое занятие


Тест







Лист корректировки рабочей программы по курсу «Финансовая грамотность», 7-8 классы (2022-2023 учебный год)

п/п

Название раздела

Тема урока

Дата

проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата

проведения по факту

Подпись зам по УВР




































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!