КУРС ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С КОНВЕНЦИЕЙ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА
Занятие 1
Тема: «Моя семья».
Цель: закрепить представления детей о семье, её значении в их жизни; дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи.
Материал: плакат № 1 из альбома « Ребёнок имеет право», листы бумаги, карандаши, фломастеры.
Ход занятия
Воспитатель (В.). Ребята, знаете ли вы, что такое права? (Ответы детей.) Я хочу рассказать вам о документе, который называется Конвенция о правах ребёнка.
Первое право, с которым мы познакомимся, звучит так: «Дети имеют право на воспитание в семейном окружении» (показ первой страницы альбома «Ребёнок имеет право»).
Вы все живёте в семьях. А что это такое? Как о вас заботятся в ваших семьях? Приятно ли это и почему? Какие чувства вы испытываете? Семьи бывают разные: большие и маленькие. Какую семью можно назвать большой? А какую маленькой? (Ответы детей.)
Запомните, каждый ребёнок имеет право жить в семье: большой или маленькой.
Игра «Кто я в семье».
В. Знаете, многие дети лишены заботы и ласки родителей. Причины этого могут быть разные: смерть папы и мамы, лишение родителей права ухаживать за ребёнком из-за их плохого поведения, отказ родителей от ребёнка. Как вы думаете, что чувствуют эти дети, как им помочь? (Ответы детей.)
Литературная страничка. Экскурс по произведениям, в которых отражена забота родителей о детях и наоборот («Гуси-лебеди», «Дюймовочка», «Маша и медведь», «Снежная королева»).
В. Ребята, а кто может прийти к вам на помощь, когда нет папы и мамы? (Ответы детей.) Да, много взрослых приходят на помощь и защищают вас. Запомните ваше первое право: «Дети имеют право на воспитание в семье или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход».
Рисование «Моя семья».
ЗАНЯТИЕ 2
Тема: «Дети имеют право на приемлемый уровень жизни».
Цель: дать детям представление о том, что для их жизни и здоровья необходимы хорошие условия: дом, одежда, обувь, игрушки, предметы быта.
Материал: плакат по теме из альбома «Ребёнок имеет право»; обручи.
Ход занятия
Чтение сказки «Три медведя». Воспитатель беседует с детьми, делает вывод, что для Маши самыми удобными оказались предметы, которые подошли ей по росту, размеру.
В. У каждого из вас тоже есть уютный тёплый дом. Там красиво и удобно расставлены вещи, так, как нравится хозяевам. Чем вам нравится ваш дом? Есть ли у вас свой уголок или комната? Какие любимые игрушки, книги, видеофильмы и другие вещи у вас есть? (Ответы детей.)
Игра «Разбегайтесь по домам».
В. Дом человека — это его крепость, и никто не имеет права нарушать спокойствие в нём. Давайте вспомним сказки, в которых это право нарушалось («Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Зайкава хатка»).
Ребята, посмотрите вокруг — как много разных предметов, которые помогают нам жить. Они нужны нам, чтобы питаться, одеваться, учиться, работать, отдыхать и т.д. Много предметов взрослые сделали специально для детей. Какие? (Ответы детей.)
Дидактическая игра «Что нам нужно?»
Игра-тренинг «Марионетки».
Подведение итога занятия: любой человек хорошо, комфортно себя чувствует, когда его окружают любимые, необходимые ему вещи.
Запись статьи: «Дети имеют право на приемлемый уровень жизни».
ЗАНЯТИЕ 3
Тема: «Если у вас что-то болит, вам поможет Айболит».
Цель: формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление их здоровья.
Материал: рисунок из альбома «Ребёнок имеет право», таблица «Кто и как заботится о твоём здоровье».
Ход занятия
Психотренинг «Здравствуйте!»
В. Ребята, откуда берутся болезни? Что будет, если их не лечить? (Ответы детей.)
Дети рассматривают ситуации с детёнышами животных: медвежонок объелся мёда и малины; лисёнок порезал лапку, в ранку попала грязь; зайчонок сломал зуб, грызя ствол дерева; цыплёнок упал в пруд и простудил горлышко.
Физкультминутка.
Далее детям предлагается заполнить устную анкету (или приготовленную для заполнения таблицу) «Кто и как заботится о твоём здоровье» (родители, врачи, воспитатели и сотрудники детского сада, повара, строители, писатели, художники, композиторы, музыканты, певцы, клоуны, актёры, руководители по физическому воспитанию, тренеры).
В. Вот видите, ребята, сколько людей заботятся о вашем здоровье, и это не случайно. Запомните своё право: «Дети имеют право на медицинский уход». Это записано в Конвенции ООН о правах ребёнка.
Рассматривание страницы из альбома «Ребёнок имеет право» по теме.
ЗАНЯТИЕ 4
Тема: «Цветик-семицветик».
Цель: дать представление об особых правах детей с особенностями развития, привлечь внимание к внутреннему миру детей-инвалидов; развивать эмпатию; воспитывать желание совершать по собственной воле добрые поступки по отношению к детям-инвалидам.
Материал: «препятствия» для игры «Поводыри», семь вырезанных из бумаги лепестков для цветика-семицветика, фломастер.
Ход занятия
В. Ребята, вы знаете много сказок и рассказов. В них встречаются герои, не похожие на других: стойкий оловянный солдатик с одной ногой, Серая шейка со сломанным крылышком, Конёк-горбунок. На улицах вы тоже, наверное, видели слепых, глухих, немых людей и тех, кто не может ходить. Как вы думаете, легко ли им живётся? Почему? (Ответы детей.) Детям не таким, как все, живётся особенно тяжело, они испытывают не только физическую, но и душевную боль. Им тоже хочется бегать, прыгать, играть со всеми, а они не могут. Да ещё иногда невоспитанные дети показывают на них пальцем или дразнят: «очкарик», «заика», «хромой». Все дети имеют право на защиту, но дети, не такие, как все, имеют право на особую защиту и помощь.
Игра «Поводырь».
Игра-тренинг «Пойми меня».
В. Дети, помните сказку «Цветик-семицветик»? (Краткая беседа по сказке.) У меня тоже есть лепестки. Давайте сейчас вместе с вами составим из них цветок. Подумаем и напишем на лепестках, чем можно помочь детям-инвалидам:
1-й лепесток - читать и рассказывать им сказки, рассматривать картинки;
2-й лепесток - делиться игрушками;
3-й лепесток - относиться к ним с уважением, не смеяться, не дразнить их;
4-й лепесток - помогать передвигаться (в коляске или переводить через дорогу);
5-й лепесток - помогать одеваться;
6-й лепесток - рассказывать им смешные истории;
7-й лепесток - делать подарки.
Психотренинг «Улыбка».
В. По всему миру взрослые заботятся о детях-инвалидах: строят для них специальные больницы, детские сады, школы. Оборудуют специальные игровые комнаты, тренажёрные залы, создают специальные устройства для передвижения. Запомните: «Дети-инвалиды пользуются особыми правами».
Рассматривание страницы из альбома «Ребёнок имеет право» по теме.
занятие 5
Тема: «Я на солнышке лежу».
Цель: дать детям представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; учить самостоятельно регулировать смену активности и отдыха; воспитывать уважительное отношение к праву людей на отдых.
Ход занятия
Игра «Насосы и мячи».
Этюд «Я так устал».
В. Дети, как вы себя чувствуете? Хотите отдохнуть? Почему? (Педагог предлагает показать, как дети устали (плечи опущены, руки вдоль туловища: «Я так устал, так устал».)
Беседа о праве на отдых.
Подвижная игра «Мы устали так сидеть».
Беседа «Как мы отдыхаем».
В. Отдыхают люди по-разному. Взрослые имеют право на выходные дни и отпуск. Дети тоже отдыхают вместе со взрослыми. А ещё у них есть каникулы. В свободное время все люди, большие и маленькие, могут заниматься своими любимыми делами. Как вы отдыхаете в выходные дни, чем любите заниматься? Как вы отдыхали летом? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.)
Тренинг «Я на солнышке лежу».
Тренинг сопровождается песней из мультфильма про львёнка и черепаху. Дети выполняют движения по тексту: сидят, глядят на солнышко, поворачивают голову в разные стороны, ложатся на живот, болтают ногами, покачивают головой, в конце переворачиваются на спину.
Рассматривание страницы из альбома «Ребёнок имеет право». Оглашение новой статьи Конвенции «Дети имеют право на отдых».
ЗАНЯТИЕ 6
Тема: «Как важно быть грамотным».
Цель: в доступной форме познакомить детей с правом на образование, показать его роль в жизни каждого человека и общества; воспитывать уважение к образованности и образованным людям как общественной ценности.
Ход занятия
В. Закройте глаза и представьте, что вы — взрослые. Кем вы станете? (Ответы детей.) А бывает так, что сегодня человек ничего не знает, не умеет, а завтра утром он вдруг стал лётчиком, шофёром, моряком, врачом?.. Что нужно для того, чтобы кем-то стать? Педагог выражает уверенность в том, что все мечты и желания ребят кем-то стать обязательно исполнятся, потому что у них есть право учиться, развивать свои способности.
Беседа о том, кто и где учит детей.
Игра «Будь внимателен».
Обсуждение пословиц и поговорок об обучении.
Игра «Что нужно делать на занятиях».
В. Есть дети, которые не хотят учиться. Как вы думаете, кем они станут, когда вырастут? (Ответы детей.) У всех детей равные права на образование, но станете ли вы знающими и умеющими людьми, зависит только от вашего желания и старания.
Рассматривание страницы из альбома «Ребёнок имеет право» по теме.
Закрепление новой статьи Конвенции «Дети имеют право на бесплатное образование».
ЗАНЯТИЕ 7
Тема: «Что ты будешь делать, если тебя обижают?»
Цель: формировать у детей понятие «право на безопасные условия жизни», способность к осмыслению тезиса: «Обижают — значит, нарушают твои права»; учить использовать цивилизованные способы самозащиты, воспитывать доброжелательность и гибкость в общении с окружающими.
Ход занятия
Рассматривание плаката из альбома «Ребёнок имеет право».
Решение ситуаций по теме (три ситуации из книги «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка»),
В. К сожалению, иногда право на безопасность жизни, здоровья нарушают не только незнакомые, но и близкие люди. Каким образом? (Ответы детей.)
Игра «Можно-нельзя».
В. Нанесение обиды, жестокое обращение — это нарушение права любого ребёнка на безопасные условия жизни. Что же можно сделать в такой ситуации? Защитить себя самому, обратиться за помощью к родителям, другим родственникам, воспитателям, к хорошим соседям, в милицию.
Ребята, а вы знаете, какой номер телефона нужно набрать, чтобы вызвать на помощь милицию? Пожарных? Скорую помощь? Много взрослых людей, если надо, придут вам на помощь, защитят вас, но в первую очередь — это ваши родители: мама и папа.
А как нужно вести себя с незнакомыми людьми, чтобы самим обезопасить себя? (Дети вместе с педагогом составляют правила общения с незнакомыми людьми. Педагог подчёркивает, что очень трудно бывает отличить злого человека от доброго.)
В. Часто бывает так, что ни за что не догадаешься, кто это. Поэтому самим детям нужно быть осторожнее, не давать злым людям возможности обижать себя, нарушать свои права. Не зря народная мудрость гласит: «Бережёного Бог бережёт», «Храни себя от бед, пока их ещё нет».
Закрепление новой статьи Конвенции «Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению».
ЗАНЯТИЕ 8
Тема: «Дети планеты Земля».
Цель: дать первоначальные представления об уникальности каждого человека, индивидуальных различиях между людьми и их равенстве в правах; воспитывать гордость за свою национальную культуру.
Ход занятия
Беседа «Мы — разные, но права у нас одинаковые».
Игра «Танцуй, как...»
Этюд «Приглашаем гостей в нашу страну».
Стихи о Беларуси.
Словесная игра «Переводчики» (с русского на белорусский и наоборот).
Подвижно-хороводная игра «Гарлачык».
Игра «Связующая нить».
В ходе игры педагог и дети (сидя) составляют «Дружное солнышко» (лучики из национальностей). Они передают по кругу клубок ниток, наматывая нитку на указательный палец, говоря при этом: «У тебя и у меня есть право...» Педагог помогает при затруднении. Когда клубок вернётся к нему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они — одно целое, каждый из них важен и значим. Педагог подчёркивает, что всех нас связывает то, что мы — люди и имеем одинаковые права.
Цветом глаз и цветом кожи
Мы с тобой совсем не схожи.
Но важнее и дороже
То, чем мы с тобой похожи:
Каждому права даны,
И в правах мы все равны.
Закрепление права «Дети имеют право говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры».