СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс игровых занятий по ознакомлению старших дошкольников с конвенцией оон о правах ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

КУРС  ИГРОВЫХ  ЗАНЯТИЙ   ПО  ОЗНАКОМЛЕНИЮ  СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ  С КОНВЕНЦИЕЙ ООН  О  ПРАВАХ  РЕБЕНКА

Просмотр содержимого документа
«Курс игровых занятий по ознакомлению старших дошкольников с конвенцией оон о правах ребенка.»

КУРС ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ С КОНВЕНЦИЕЙ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА


Занятие 1

Тема: «Моя семья».

Цель: закрепить представления детей о семье, её значе­нии в их жизни; дать представление о защите прав ребёнка членами его семьи.

Материал: плакат № 1 из альбома « Ребёнок имеет пра­во», листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, знаете ли вы, что такое права? (Ответы детей.) Я хочу рассказать вам о документе, кото­рый называется Конвенция о правах ребёнка.

Первое право, с которым мы познакомимся, звучит так: «Дети имеют право на воспитание в семейном окружении» (показ первой страницы альбома «Ребёнок имеет право»).

Вы все живёте в семьях. А что это такое? Как о вас за­ботятся в ваших семьях? Приятно ли это и почему? Какие чувства вы испытываете? Семьи бывают разные: большие и маленькие. Какую семью можно назвать большой? А какую маленькой? (Ответы детей.)

Запомните, каждый ребёнок имеет право жить в семье: большой или маленькой.

Игра «Кто я в семье».

В. Знаете, многие дети лишены заботы и ласки роди­телей. Причины этого могут быть разные: смерть папы и мамы, лишение родителей права ухаживать за ребёнком из-за их плохого поведения, отказ родителей от ребёнка. Как вы думаете, что чувствуют эти дети, как им помочь? (Ответы детей.)

Литературная страничка. Экскурс по произведениям, в которых отражена забота родителей о детях и наоборот («Гуси-лебеди», «Дюймовочка», «Маша и медведь», «Снеж­ная королева»).

В. Ребята, а кто может прийти к вам на помощь, когда нет папы и мамы? (Ответы детей.) Да, много взрослых при­ходят на помощь и защищают вас. Запомните ваше первое право: «Дети имеют право на воспитание в семье или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход».

Рисование «Моя семья».



ЗАНЯТИЕ 2

Тема: «Дети имеют право на приемлемый уровень жиз­ни».

Цель: дать детям представление о том, что для их жизни и здоровья необходимы хорошие условия: дом, одежда, обувь, игрушки, предметы быта.

Материал: плакат по теме из альбома «Ребёнок имеет право»; обручи.

Ход занятия

Чтение сказки «Три медведя». Воспитатель беседует с детьми, делает вывод, что для Маши самыми удобными оказались предметы, которые подошли ей по росту, раз­меру.

В. У каждого из вас тоже есть уютный тёплый дом. Там красиво и удобно расставлены вещи, так, как нравится хозя­евам. Чем вам нравится ваш дом? Есть ли у вас свой уголок или комната? Какие любимые игрушки, книги, видеофиль­мы и другие вещи у вас есть? (Ответы детей.)

Игра «Разбегайтесь по домам».

В. Дом человека — это его крепость, и никто не име­ет права нарушать спокойствие в нём. Давайте вспомним сказки, в которых это право нарушалось («Три поросёнка», «Волк и семеро козлят», «Зайкава хатка»).

Ребята, посмотрите вокруг — как много разных пред­метов, которые помогают нам жить. Они нужны нам, что­бы питаться, одеваться, учиться, работать, отдыхать и т.д. Много предметов взрослые сделали специально для детей. Какие? (Ответы детей.)

Дидактическая игра «Что нам нужно?»

Игра-тренинг «Марионетки».

Подведение итога занятия: любой человек хорошо, ком­фортно себя чувствует, когда его окружают любимые, не­обходимые ему вещи.

Запись статьи: «Дети имеют право на приемлемый уровень жизни».


ЗАНЯТИЕ 3

Тема: «Если у вас что-то болит, вам поможет Айболит».

Цель: формировать у детей представления об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление их здоровья.

Материал: рисунок из альбома «Ребёнок имеет право», таблица «Кто и как заботится о твоём здоровье».

Ход занятия

Психотренинг «Здравствуйте!»

В. Ребята, откуда берутся болезни? Что будет, если их не лечить? (Ответы детей.)

Дети рассматривают ситуации с детёнышами животных: медвежонок объелся мёда и малины; лисёнок порезал лап­ку, в ранку попала грязь; зайчонок сломал зуб, грызя ствол дерева; цыплёнок упал в пруд и простудил горлышко.


Физкультминутка.

Далее детям предлагается заполнить устную анкету (или приготовленную для заполнения таблицу) «Кто и как за­ботится о твоём здоровье» (родители, врачи, воспитатели и сотрудники детского сада, повара, строители, писатели, ху­дожники, композиторы, музыканты, певцы, клоуны, актёры, руководители по физическому воспитанию, тренеры).

В. Вот видите, ребята, сколько людей заботятся о вашем здоровье, и это не случайно. Запомните своё право: «Дети имеют право на медицинский уход». Это записано в Кон­венции ООН о правах ребёнка.

Рассматривание страницы из альбома «Ребёнок имеет право» по теме.


ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «Цветик-семицветик».

Цель: дать представление об особых правах детей с осо­бенностями развития, привлечь внимание к внутреннему миру детей-инвалидов; развивать эмпатию; воспитывать желание совершать по собственной воле добрые поступки по отношению к детям-инвалидам.

Материал: «препятствия» для игры «Поводыри», семь вырезанных из бумаги лепестков для цветика-семицветика, фломастер.

Ход занятия

В. Ребята, вы знаете много сказок и рассказов. В них встречаются герои, не похожие на других: стойкий оловян­ный солдатик с одной ногой, Серая шейка со сломанным крылышком, Конёк-горбунок. На улицах вы тоже, наверное, видели слепых, глухих, немых людей и тех, кто не может ходить. Как вы думаете, легко ли им живётся? Почему? (Ответы детей.) Детям не таким, как все, живётся осо­бенно тяжело, они испытывают не только физическую, но и душевную боль. Им тоже хочется бегать, прыгать, играть со всеми, а они не могут. Да ещё иногда невоспитанные дети показывают на них пальцем или дразнят: «очкарик», «заи­ка», «хромой». Все дети имеют право на защиту, но дети, не такие, как все, имеют право на особую защиту и помощь.

Игра «Поводырь».

Игра-тренинг «Пойми меня».

В. Дети, помните сказку «Цветик-семицветик»? (Краткая беседа по сказке.) У меня тоже есть лепестки. Давайте сейчас вместе с вами составим из них цветок. Подумаем и напишем на лепестках, чем можно помочь детям-инвалидам:

1-й лепесток - читать и рассказывать им сказки, рас­сматривать картинки;

2-й лепесток - делиться игрушками;

3-й лепесток - относиться к ним с уважением, не сме­яться, не дразнить их;

4-й лепесток - помогать передвигаться (в коляске или переводить через дорогу);

5-й лепесток - помогать одеваться;

6-й лепесток - рассказывать им смешные истории;

7-й лепесток - делать подарки.

Психотренинг «Улыбка».

В. По всему миру взрослые заботятся о детях-инвали­дах: строят для них специальные больницы, детские сады, школы. Оборудуют специальные игровые комнаты, трена­жёрные залы, создают специальные устройства для пере­движения. Запомните: «Дети-инвалиды пользуются осо­быми правами».

Рассматривание страницы из альбома «Ребёнок имеет право» по теме.



занятие 5

Тема: «Я на солнышке лежу».

Цель: дать детям представление о том, что отдых не­обходим для сохранения здоровья; учить самостоятельно регулировать смену активности и отдыха; воспитывать уважительное отношение к праву людей на отдых.

Ход занятия

Игра «Насосы и мячи».

Этюд «Я так устал».

В. Дети, как вы себя чувствуете? Хотите отдохнуть? Почему? (Педагог предлагает показать, как дети устали (плечи опущены, руки вдоль туловища: «Я так устал, так устал».)

Беседа о праве на отдых.

Подвижная игра «Мы устали так сидеть».

Беседа «Как мы отдыхаем».

В. Отдыхают люди по-разному. Взрослые имеют право на выходные дни и отпуск. Дети тоже отдыхают вместе со взрослыми. А ещё у них есть каникулы. В свободное время все люди, большие и маленькие, могут заниматься своими любимыми делами. Как вы отдыхаете в выходные дни, чем любите заниматься? Как вы отдыхали летом? Что вам боль­ше всего понравилось? (Ответы детей.)

Тренинг «Я на солнышке лежу».

Тренинг сопровождается песней из мультфильма про львёнка и черепаху. Дети выполняют движения по тексту: сидят, глядят на солнышко, поворачивают голову в разные стороны, ложатся на живот, болтают ногами, покачивают головой, в конце переворачиваются на спину.

Рассматривание страницы из альбома «Ребёнок имеет право». Оглашение новой статьи Конвенции «Дети имеют право на отдых».


ЗАНЯТИЕ 6

Тема: «Как важно быть грамотным».

Цель: в доступной форме познакомить детей с правом на образование, показать его роль в жизни каждого человека и общества; воспитывать уважение к образованности и об­разованным людям как общественной ценности.

Ход занятия

В. Закройте глаза и представьте, что вы — взрослые. Кем вы станете? (Ответы детей.) А бывает так, что сегодня человек ничего не знает, не умеет, а завтра утром он вдруг стал лётчиком, шофёром, моряком, врачом?.. Что нужно для того, чтобы кем-то стать? Педагог выражает уверенность в том, что все мечты и желания ребят кем-то стать обяза­тельно исполнятся, потому что у них есть право учиться, развивать свои способности.

Беседа о том, кто и где учит детей.

Игра «Будь внимателен».

Обсуждение пословиц и поговорок об обучении.

Игра «Что нужно делать на занятиях».

В. Есть дети, которые не хотят учиться. Как вы дума­ете, кем они станут, когда вырастут? (Ответы детей.) У всех детей равные права на образование, но станете ли вы знающими и умеющими людьми, зависит только от вашего желания и старания.

Рассматривание страницы из альбома «Ребёнок имеет право» по теме.

Закрепление новой статьи Конвенции «Дети имеют право на бесплатное образование».


ЗАНЯТИЕ 7

Тема: «Что ты будешь делать, если тебя обижают?»

Цель: формировать у детей понятие «право на безопас­ные условия жизни», способность к осмыслению тезиса: «Обижают — значит, нарушают твои права»; учить исполь­зовать цивилизованные способы самозащиты, воспитывать доброжелательность и гибкость в общении с окружающи­ми.

Ход занятия

Рассматривание плаката из альбома «Ребёнок имеет право».


Решение ситуаций по теме (три ситуации из книги «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребён­ка»),

В. К сожалению, иногда право на безопасность жизни, здоровья нарушают не только незнакомые, но и близкие люди. Каким образом? (Ответы детей.)

Игра «Можно-нельзя».

В. Нанесение обиды, жестокое обращение — это нару­шение права любого ребёнка на безопасные условия жиз­ни. Что же можно сделать в такой ситуации? Защитить себя самому, обратиться за помощью к родителям, другим родственникам, воспитателям, к хорошим соседям, в ми­лицию.

Ребята, а вы знаете, какой номер телефона нужно на­брать, чтобы вызвать на помощь милицию? Пожарных? Скорую помощь? Много взрослых людей, если надо, при­дут вам на помощь, защитят вас, но в первую очередь — это ваши родители: мама и папа.

А как нужно вести себя с незнакомыми людьми, что­бы самим обезопасить себя? (Дети вместе с педагогом со­ставляют правила общения с незнакомыми людьми. Педагог подчёркивает, что очень трудно бывает отличить злого человека от доброго.)

В. Часто бывает так, что ни за что не догадаешься, кто это. Поэтому самим детям нужно быть осторожнее, не да­вать злым людям возможности обижать себя, нарушать свои права. Не зря народная мудрость гласит: «Бережёного Бог бережёт», «Храни себя от бед, пока их ещё нет».

Закрепление новой статьи Конвенции «Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергать­ся жестокому или небрежному обращению».



ЗАНЯТИЕ 8

Тема: «Дети планеты Земля».

Цель: дать первоначальные представления об уникаль­ности каждого человека, индивидуальных различиях между людьми и их равенстве в правах; воспитывать гордость за свою национальную культуру.

Ход занятия

Беседа «Мы — разные, но права у нас одинако­вые».

Игра «Танцуй, как...»

Этюд «Приглашаем гостей в нашу страну».

Стихи о Беларуси.

Словесная игра «Переводчики» (с русского на бело­русский и наоборот).

Подвижно-хороводная игра «Гарлачык».

Игра «Связующая нить».

В ходе игры педагог и дети (сидя) составляют «Друж­ное солнышко» (лучики из национальностей). Они пере­дают по кругу клубок ниток, наматывая нитку на указа­тельный палец, говоря при этом: «У тебя и у меня есть право...» Педагог помогает при затруднении. Когда клу­бок вернётся к нему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они — одно целое, каждый из них важен и значим. Педагог подчёркивает, что всех нас свя­зывает то, что мы — люди и имеем одинаковые права.

Цветом глаз и цветом кожи

Мы с тобой совсем не схожи.

Но важнее и дороже

То, чем мы с тобой похожи:

Каждому права даны,

И в правах мы все равны.

Закрепление права «Дети имеют право говорить на своём родном языке, исповедовать свою религию, соблю­дать обряды своей культуры».