СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс по литературе «Культура устной и письменной речи»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс по литературе

«Культура устной и письменной речи»

Просмотр содержимого документа
«Курс по литературе «Культура устной и письменной речи»»

КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ»


Программа курса предназначена для учащихся 11 классов, рассчитана на 17 часов.


Основные цели данного курса :


- формирование коммуникативно-речевой компетентности учащихся ;

- обеспечение условий для овладения учащимися речевыми умениями и навыками, необходимыми для создания высказываний на основе литературного материала ;

- совершенствование умения анализировать и интерпретировать художественное произведение.


В результате освоения курса учащиеся должны :


иметь представление :

- о создании речевого высказывания как творческом процессе, включающем несколько обязательных этапов ;

- о структуре сочинения, построенного на основе литературного произведения ;

- о разных жанрах и видах сочинений, создаваемых на базе художественных произведений.


знать :

- важнейшие теоретико-литературные и лингвистические понятия, являющиеся базовыми для речевой деятельности ;

- специфику каждого из этапов создания высказывания ;

- классификацию ошибок и способы совершенствования сочинения ;


уметь :

- создавать сочинения – характеристики разных видов на основе художественных произведений и литературно – критического материала ;

- моделировать на основе накопленного материала сочинения на разные темы ;

- оценивать и совершенствовать результаты собственной речевой деятельности.


Принципы построения курса


- системность и поэтапность в формировании речевых умений учащихся ;

- сопряженность программы курса по выбору с основной программой по литературе как учебной дисциплине;

- единство литературного и речевого развития;

- индивидуально-творческий подход в обучении.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п\п

Название темы.

Количество часов

Виды учебной деятельности

и формы ее организации

Дата

1

Вводное занятие


Вводная мини-лекция учителя (выделение и запись учащимися вопросов, рассмотрение которых составит основное содержание занятий элективного курса).

Работа со справочной литературой, посвященной проблеме жанра сочинений; составление понятийного словаря


2

Тема сочинения.

Главная мысль сочинения


Коллективная работа – анализ формулировок тем сочинений.

Работа в малых группах – анализ сочинений с точки зрения соответствия их формулировке темы. (В качестве дидактического материала здесь и на других занятиях могут использоваться сочинения учащихся за 8-9 классы.)

Обсуждение результатов работы в группах.

Коллективная работа – анализ сочинений: определение их главной мысли


3

Структура сочинения


Мини – лекция учителя «Особенности структуры сочинения».

Рефлексия – письменный ответ на вопрос «Что мне известно о теме, главной мысли и структуре сочинения».

Обсуждение результатов рефлексии.

Работа в группах – анализ структуры сочинений. Совершенствование сочинений.

Обсуждение результатов работы


4

Вступление к сочинению


Коллективная работа – анализ вступлений к сочинениям.

Работа в парах – совершенствование высказываний (вступлений).

Обсуждение результатов работы.

Самостоятельная работа – знакомство с учебным материалом, посвященным разным вариантам вступления.

Работа в малых группах – моделирование «новых» сочинений на основе изменения их вступления. (Начало работы над формированием «Портфеля творческих достижений».)

Презентация группами разных вариантов вступления к одной и той же работе.

Обсуждение результатов работы групп.

Индивидуальная работа – создание вступления к сочинению. Работа в парах – взаимопроверка черновых вариантов.

Индивидуальная работа – саморедактирование чернового варианта.

Презентация вступления к сочинению (по желанию учащихся)


5-6

Основная часть сочинения


Самостоятельная работа со схемой «Этапы конструирования основной части сочинения».

Коллективная работа – создание плана сочинения. Работа в малых группах – накопление материала к сочинению и его систематизация, составление фраз-связок для соединения содержательных компонентов.

Обсуждение результатов работы групп (представление каждой из групп 2-3 текстовых заготовок в соответствии с пунктами плана, фраз-связок к ним).

Индивидуальная работа – упражнения, связанные со способами использования в сочинении текста художественного произведения и литературно - критического материала (введение в текстовые заготовки цитат, пересказа и т.д., отбор языковых средств).

Обсуждение результатов индивидуальной работы.

Рефлексия, саморедактирование.

Презентация результатов рефлексии (по желанию учащихся)




7-8

Заключение к сочинению


Самостоятельная работа – знакомство с учебным материалом, посвященным особенностям заключения, его видам.

Работа в малых группах – создание различных вариантов заключения к сочинению. Обсуждение результатов работы в группах.

Групповая рефлексия – редактирование 2-3 вариантов заключения


9-10

Практикум сочинения.

Характеристика образа героя художественного произведения

Мини – лекция учителя «Сочинение в жанре характеристики образа литературного героя. Основные компоненты характеристики».

Коллективная работа – конструирование основной части сочинения.

Работа в малых группах – конструирование основной части сочинения (составление текстовых заготовок по карточке-заданию).

Обсуждение результатов работы в группах.

Индивидуальная работа – создание вступления и заключения к сочинению.

Работа в парах – взаиморецензирование вступлений и заключений.

Рефлексия, саморедактирование сочинения.

Презентация сочинения – характеристики образа литературного героя (по желанию учащихся)



11-12

Практикум сочинения.

Сравнительная характеристика литературных персонажей


Мини-лекция учителя «Сочинение в жанре сравнительной характеристики литературных персонажей. Его основные компоненты».

Коллективная работа – конструирование основной части сочинения Работа в малых группах – конструирование основной части сочинения ( составление текстов заготовок – по карточкам-заданиям).

Обсуждение результатов работы в группах.

Работа в парах – эксперимент со структурой основной части (изменение ее).

Индивидуальная работа – создание вступления и заключения к сочинению.

Работа в парах – взаиморецензирование вступлений и заключений.

Рефлексия, саморедактирование сочинений.

Презентация сочинения в жанре сравнительной характеристики двух литературных персонажей ( по желанию учащихся)


13-14

Практикум сочинения.

Групповая характеристика литературных персонажей


Мини-лекция учителя «Сочинение в жанре групповой характеристики литературных персонажей. Его основные компоненты».

Коллективная работа – конструирование основной части сочинения Обсуждение результатов работы в группах.

Индивидуальная работа – создание вступления и заключения к сочинению.

Работа в парах – взаиморецензирование вступлений и заключений.

Индивидуальная работа – создание сочинения.

Презентация сочинения в жанре групповой характеристики персонажей (по желанию учащихся)



15

Практикум сочинения.

Моделирование


Мини-лекция учителя «Моделирование сочинений…Что это такое?».

Практикум – моделирование сочинения на другую тему на основе исходного материала, использованного ранее для создания сочинений-характеристик Коллективная работа – сопоставление формулировок тем ( старых, разработанных ранее – «Образ Чацкого…», «Фамусовский мир…» и новой – «Век нынешний и век минувший» в пьесе Грибоедова «Горе от ума»); выявление границ и главной мысли новой темы.

Групповая работа – составление плана нового сочинения.

Обсуждение результатов деятельности групп.

Коллективная работа – анализ готового текстового материала ( сочинений, написанных ранее) и выявление возможности использования его в новом сочинении. Совершенствование текстовых заготовок, «подгонка» их к новой теме.

Индивидуальная работа - создание вступления и заключения к сочинению на другую тему.

Обсуждение результатов работы.

Индивидуальная работа – создание сочинения на основе исходного материала, использованного ранее в работе на другую тему.

Презентация сочинения на новую тему, выполненного на основе готового исходного материала ( по желанию учащихся)


16

Практикум сочинения. Рефлексия речевого высказывания


Самостоятельная работа со справочной литературой, посвященной классификации ошибок.

Рефлексия, совершенствование сочинения.

Обсуждение результатов работы


17

Заключительной занятие


Презентация учащимися «Портфеля творческих достижений»



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение


Создание высказываний – важнейший вид речевой деятельности ( упражнение в речевом развитии, средство самовыражения личности пишущего, формирования коммуникативных навыков и т.д.).

Сочинение – творческий процесс. Этапы работы над сочинением : подготовка к творческой деятельности – речетворчество – рефлексия созданного высказывания.

Классификация школьных сочинений :

  1. сочинения на литературном материале ;

  2. сочинения на основе теоретико-литературного материала ;

  3. сочинения на нелитературном материале ( на основе других видов искусства или на базе жизненного опыта).

Сочинения на основе литературного материала ( сочинения – характеристики героев ; сочинения реферативного или обзорного типа и др.) Проблема жанра школьных сочинений.

Тема сочинения.

Главная мысль сочинения


Тема сочинения – предмет его описания, то, о чем в нем говорится. Анализ темы – начало работы над сочинением.

Анализ темы :

  1. осмысление каждого слова в формулировке темы, выделение ключевого слова ( словосочетания), содержащего в себе смысл темы ;

  2. определение объема и границ темы ;

  3. определение задач ( предмета обсуждения) раскрытия темы.

Главная мысль сочинения – то, что говорится о предмете описания в тексте, авторский замысел. Главная мысль как основа сочинения, определяющая его содержание и структуру.






Структура сочинения


Структурные элементы (части) сочинения. Связь между ними. Зависимость структуры сочинения от замысла пишущего, коммуникативной целесообразности, жанра.

Элементы внутренней структуры сочинения : вступление – переход от вступления к основной части – основная часть – переход от основной части к заключению – заключение.

План как « маршрут» движения, развития мысли сочинения, как отражение взаимного расположения выделенных частей сочинения. Пункты плана – конкретная информация о содержании каждой части сочинения. Виды планов.


Вступление к сочинению


Вступление – первый элемент внутренней структуры сочинения, его начало. Зависимость вступления от темы, замысла пишущего, содержания анализируемого произведения, жанра сочинения.

Требования к вступлению: ввод в тему, точное определение ключевых понятий, лаконичность.

Виды вступлений к сочинению:

  1. история создания произведения;

  2. связь произведения с исторической ситуацией эпохи;

  3. характеристика литературной ситуации, современной писателю;

  4. критическая оценка произведения;

  5. суждение о теме сочинения, ее актуальности;

  6. формулирование главной мысли сочинения;

  7. рассуждение по поводу подходящих к теме высказываний;

  8. введение оценки, которая затем детализируется в тексте;

  9. формулирование гипотезы, которая становится предметом обсуждения;

  10. личностное отношение пишущего к писателю или его произведению и др.

Переход к главной части как особый (связующий) элемент внутренней структуры сочинения.


Основная часть сочинения


Работа над основной частью – важнейший этап создания сочинения. Требования к основной части сочинения: ответ на вопрос, заключенный в формулировке темы, раскрытие главной мысли, логичность, доказательность, образность.

Конструирование основной части :

  1. определение содержательных компонентов, входящих в основную часть высказывания;

  2. выстраивание их в определенной последовательности;

  3. накопление материала к сочинению, его систематизация;

  4. иллюстрирование положений основной части примерами из художественного и литературно-критических текстов, личного опыта ( создание текстовых заготовок);

  5. составление фраз-связок для соединения содержательных компонентов.

Многообразие вариантов структуры основной части; их обусловленность темой, жанром сочинения, способом доказательства главной мысли, личными пристрастиями пишущего.

Приемы работы с текстом литературного и литературно-критических произведений. Цитирование. Пересказывание сюжета, эпизода, диалогов и монологов, литературно-критического материала. Комментарии.

Отбор языковых средств.

Переход от основной части к заключению как особый элемент внутренней структуры сочинения. Составление фраз-связок.


Заключение к сочинению


Заключение – часть сочинения, в которой подводится итог, обобщаются мысли, высказанные в основной части. Требования к заключению: краткость, лаконичность, подготовленность всем предыдущим содержанием работы.

Виды заключений:

  1. обобщение с использованием цитатных характеристик произведения;

  2. выражение пишущим своего отношения к произведению, его образам, идее;

  3. размышления о значении произведения в жизни общества;

  4. характеристика новаторства писателя;

  5. указание на следование традициям русской литературы;

  6. размышления о типичности образов литературных персонажей произведения;

  7. характеристика роли произведения в развитии русской литературы и др.


Практикум сочинения. Характеристика образа

героя художественного произведения


Сочинение – характеристика образа литературного героя

Компоненты сочинения – характеристики:

  1. Общая характеристика литературного произведения.

  2. Система образов. Место анализируемого героя в ряду других персонажей произведения.

  3. Характеристика героя : социальный статус; портретная характеристика; жизненные принципы и мировосприятие; отношение анализируемого героя к другим персонажам и их отношение к нему; речевая характеристика и др.

  4. Роль героя в реализации авторского замысла.

  5. Место характеризуемого героя в ряду других литературных персонажей рассматриваемой эпохи (по В.Н. Мещерякову).

Виды вступлений к сочинению – характеристике:

  1. связь произведения с исторической ситуацией эпохи;

  2. характеристика литературной ситуации, современной писателю;

  3. критическая оценка образа героя произведения;

  4. рассуждение по поводу подходящих к теме высказываний;

  5. введение оценки-характеристики героя, которая затем детализируется в тексте;

  6. личностное отношение пишущего к писателю или его героям и др.

Виды заключений:

  1. обобщение с использованием цитатных характеристик героя;

  2. выражение пишущим своего отношения к образам произведения;

  3. размышления о значении произведения в жизни общества;

  4. характеристика новаторства писателя;

  5. размышления о типичности образов персонажей произведения и др.

Тип сочинения – рассуждение.








Практикум сочинения.

Сравнительная характеристика

литературных персонажей


Сравнительная характеристика-противопоставление литературных персонажей как жанр сочинения на литературном материале.

Характеристика-противопоставление как способ раскрытия идейного конфликта произведения

Компоненты сравнительной характеристики:

  1. Общая характеристика литературного произведения.

  2. Система образов. Место противопоставляемых героев в ряду других персонажей произведения.

  3. Выявление того, что сближает героев, дает основание для их сравнения (возраст, образование, социальное положение и т.д.)

  4. Определение критериев, которые могут стать основой для противопоставления героев.

  5. Противопоставление персонажей на основе выделенных критериев (сравнение их поступков, качеств характера, которые они проявляют в сходных ситуациях).

  6. Выявление роли противопоставляемых литературных героев в реализации авторского замысла.

Виды вступлений к сочинению в жанре сравнительной характеристики:

  1. история создания произведения;

  2. связь произведения с исторической ситуацией эпохи;

  3. критическая оценка произведения, образов героев;

  4. суждение о теме сочинения, ее актуальности;

  5. рассуждение по поводу подходящих к теме высказываний;

  6. введение оценки персонажей, которая затем детализируется в тексте;

  7. личностное отношение пишущего к писателю или его персонажам и др.

Виды заключений:

  1. обобщение с использованием цитатных характеристик персонажей;

  2. выражение пишущим своего отношения к образам сравниваемых персонажей;

  3. размышления о значении произведения в жизни общества;

  4. размышления о типичности образов персонажей произведения и др.

Особенности структуры сравнительной характеристики («последовательное» или «параллельное» сравнение).


Практикум сочинения.

Групповая характеристика литературных персонажей


Групповая характеристика литературных персонажей как жанр сочинения на литературном материале.

Групповая характеристика – характеристика целой группы литературных персонажей, объединенных авторским замыслом, социальной принадлежностью, нравственными принципами и др.

Компоненты групповой характеристики персонажей :

  1. Общая характеристика литературного произведения.

  2. Система образов. Место рассматриваемой группы героев в ряду других персонажей (групп персонажей ) произведения.

  3. Выявление того, что объединяет персонажей.

  4. Определение составных элементов групповой характеристики: социальный статус; жизненные принципы; речевая и портретная характеристики; отношение персонажей друг к другу; их отношение к антагонисту ( антагонистам).

  5. Роль группы литературных персонажей в реализации авторского замысла.

Виды вступлений к групповой характеристике персонажей:

  1. история создания произведения;

  2. связь произведения с исторической ситуацией эпохи;

  3. критическая оценка произведения;

  4. формулирование главной мысли сочинения;

  5. рассуждение по поводу подходящих к теме высказываний (например, эпиграфа);

  6. введение оценки, которая затем детализируется в тексте;

  7. личностное отношение пишущего к писателю или его произведению и др.

Виды заключений:

  1. обобщение с использованием цитатных характеристик произведения;

  2. выражение пишущим своего отношения к образам произведения;

  3. размышления о значении произведения в жизни общества;

  4. размышления о типичности образов литературных персонажей произведения и др.


Практикум сочинения.

Моделирование


Моделирование как основа речетворчества. Приемы создания сочинений разных жанров и тем на основе имеющегося литературного материала.

Этапы моделирования:

  1. соотнесение новой темы с ранее разработанной на основе исходного материала – сравнение формулировок: выявление границ и главной мысли каждой из тем;

  2. составление плана нового сочинения;

  3. определение содержания новой темы и сопоставление его с содержанием созданного ранее сочинения: выявление общих частей исходного материала в качестве текстовых заготовок для нового высказывания;

  4. составление фраз-связок;

  5. определение вида вступления и заключения к новому сочинению – сочинению на другую тему.


Практикум сочинения.

Рефлексия речевого высказывания


Рефлексия как один из этапов речетворчества. Самооценка сочинения пишущим.

Приемы саморедактирования ( совершенствования) речевого высказывания.

Классификация ошибок. Ошибки фактические; логические, композиционно-текстовые; речевые: лексические, лексико-стилистические, фразеологические и др.; этико-речевые.





БИБЛИОГРАФИЯ



Айзерман Л.С. Дар души и дар глагола. М., 1990.


Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично» :

В помощь школьникам и абитурьентам. СПб., 2003


Галкина Н.К. Как научиться писать сочинение. Киров, 1997.

«И пальцы просятся к перу, перо к бумаге…» СПб.,1997.


Казарцева О.М. Культура речевого общения : теория и практика обучения : Учебное пособие. М., 1998.


Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе :

9-11 кл. 2-е изд., стереотип.М.,2003



Матвеева Т.В. Учебный словарь : русский язык, культура речи, стилистика, риторика.М., 2003