СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс по выбору "Грани физики и математики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс по выбору «Грани  физики и математики» направлен на углубленное изучение части раздела «Механические явления» - законы движения и взаимодействия тел.  Актуальность курса обусловлена потребностью профессионального самоопределения выпускников основной школы и предполагает усвоение обучающимися ключевых и предметных компетенций, что способствует широкой социальной адаптации при выборе  специальностей наук физико-математического цикла. 

Просмотр содержимого документа
«Курс по выбору "Грани физики и математики"»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (рабочая) ПРОГРАММА

курса по выбору «ГРАНИ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ»

9 КЛАСС – 1 часа в неделю, всего 18 часов.


Паспорт

рабочей программы

Тип программы программа курса по выбору основного общего образования

Статус программы: рабочая программа курса по выбору

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МКОУ «Залининская СОШ» программа определяет приоритеты в содержании общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МКОУ «Залининская СОШ» программа является основанием для определения качества реализации дополнительных услуг общего среднего образования.

Категория обучающихся: 9-е классы МКОУ « Залининская СОШ»

Сроки освоения программы: 1 и 2 четверти.

Объем учебного времени: 18 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю.


Пояснительная записка

Данный курс по выбору «Грани физики и математики» направлен на углубленное изучение части раздела «Механические явления» - законы движения и взаимодействия тел. Актуальность курса обусловлена потребностью профессионального самоопределения выпускников основной школы и предполагает усвоение обучающимися ключевых и предметных компетенций, что способствует широкой социальной адаптации при выборе специальностей наук физико-математического цикла.

Современный этап развития школьного физического образования требует от выпускника умений анализировать сущность происходящих явлений, оценивать их значение для социума и развития технологий. Идея социального заказа на содержание образования связана с необходимостью освоения системы деятельности, способствующей овладению учащимися не только предметными знаниями, умениями и навыками, но приобретению ими опыта решения жизненных проблем посредством применения общеучебных умений. Ориентация на освоение умений и обобщенных способов деятельности, которые лежат в основе компетенций, до недавнего времени не была определяющей и практически не применялась при разработке типовых учебных программ, стандартов и оценочных процедур. Компетенция означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, с дидактической точки зрения - «...заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере».

Формирование предметных компетенций по физике возможно, опираясь на методологию физического познания, а именно: мировоззренческий потенциал курса физики, принцип генерализации содержания учебного материала школьного курса дает возможность формировать компетенции: в установлении связей прошлых и настоящих событий; в организации взаимосвязи знаний и упорядочении их. Задачный характер предъявления учебного материала способствует формированию ключевых компетенций, связанных с умением: решать проблемы и организовывать собственные приемы изучения, т.к. любая физическая задача может быть рассмотрена как ситуация требующая самостоятельного проектирования учебных действий; противостоять неуверенности и сложности. Физика как наука о природе, основу которой составляют фундаментальные законы и теории, позволяет оценивать природные и социальные факторы использования и эксплуатации технических установок и их влияние на окружающую среду. К курсам по выбору предъявляются особые требования, направленные на активизацию самостоятельной деятельности учащихся, что возможно, поскольку их содержание не скованно рамками образовательных стандартов.

Несмотря на актуальность изучения данной части раздела, в примерной программе среднего (полного) общего образования по физике, при недельной нагрузке 2 часа в неделю, не обеспечивают функциональную грамотность обучающихся по данному разделу.

Целью является углубленное освоение законов движения и взаимодействия тел на примере решения физических задач из раздела «Механические явления», позволяющих трансформировать полученную информацию в сферу жизнедеятельности и область предпрофильного самоопределения.

Задачи: формирование умений и навыков при освоении понятий и законов раздела «Механические явления»:

смысл физических понятий: волна;

смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, импульс, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергии;

смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, скорости от времени, ускорения от времени, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

С позиции технологий - овладение опытом работы в команде, уважительного отношения к партнёру и оппоненту; формирование ключевых и предметных компетенций; развитие образного, логического, теоретического и практического мышления.

Возраст обучающихся. Курс адресован школьникам 9 класса, выбирающих науки физико-математического цикла.

Методы и организационные формы обучения. Курс общим объемом 9 часов изучается параллельно с разделом «Механические явления», часть «Законы движения и взаимодействия тел» в рамках основной программы. По организации проведение занятий предполагает использование формы практикума решения задач. Существенная роль отводится самостоятельной работе обучающихся по отработке навыков представленного на занятиях материала, решению задач рассмотренных тематик. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы, путем создания учебных ситуаций, позволяющих понять сущность изучаемых явлений или процессов.

Ожидаемые результаты. В результате освоения данного курса у учащихся должны сформироваться следующие ключевые компетенции: ценностно-смысловые — формулировать ценностные ориентиры по отношению к изучению основ механических явлений, с позиции основ кинематики (законы движения тел) и динамики (законы взаимодействия тел); учебно-познавательные — владеть креативными навыками продуктивной деятельности по решению физических задач; опыт решения проблем и организации собственных приемов изучения материала на основе контекстных физических задач; коммуникативные владеть навыками работы в группе, различными социальными ролями в коллективе посредством исследовательской деятельности при моделировании физических объектов; уметь: грамотно излагать собственную точку зрения, сопровождая примерами, делать выводы, обобщения, анализировать результаты решения учебных проблем; информационные – владеть приемами работы с различными источниками информации, обработки данных физических задач, представленных в форме данных, графиков, таблиц посредством информационных технологий; личностного самосовершенствования владеть опытом преодоления трудностей, самообразования, самоконтроля.

Формы оценки качества знаний учащихся и подведения итогов. При проведении промежуточного контроля знаний полезно внести накопительную систему оценивания учебных достижений, в которую войдут умения: применять знания к решению физических задач и объяснению работы технических устройств, рассматриваемых в данном разделе; осуществлять поиск и отбор информации; участвовать в дискуссии. Изучение курса завершается презентацией проекта, который отражает уровень владения обучающимися предметными и ключевыми компетенциями. Качество знаний учащихся по освоению данного курса определяется дихотомической системой оценки (зачтено/ незачтено).

Календарно-тематический план – 1 четверть.

п/п

Наименование раздела

Тема занятия

Количество часов

§§ учебника

Тип занятия

Элементы содержания занятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Из раздела «Механические явления» - Законы движения и взаимодействия тел

Основные характеристики механического движения

1

1-3

ОУН

образование умений и навыков

Скалярные и векторные величины. Элементы векторной алгебры: сложение, вычитание и умножение векторов, проекция вектора на ось, построение вектора и вычисление его модуля по проекциям. Нахождение координат по начальной координате и проекции вектора перемещения. Расчет модуля перемещения по заданным направлениям.

Знать элементы векторной алгебры. Уметь находить модуль вектора перемещения и направление движения.

ИО

индивидуальный опрос

ПР

практическая работа

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием без помощи учителя



2

Прямолинейное равномерное движение

1

4

ОУН


Аналитическое описание равномерного и прямолинейного равномерного движения: уравнения для координаты, проекции перемещения, скорости.

Знать смысл физических величин: перемещение, путь, скорость. Уметь пользоваться уравнением равномерного движения

ИО

ПР

ГР

графическая работа

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, находить решение нестандартных задач



3

Прямолинейное равноускоренное движение

1

5-6

ОУН


Мгновенная скорость. Переменное движение. Ускорение. Равноускоренное движение. Формулы для определения вектора скорости и его проекции. Вид графиков зависимости проекции вектора скорости от времени при равноускоренном движении для случаев, когда векторы скорости и ускорения сонаправлены или направлены в противоположные стороны.

Знать смысл физических величин: мгновенная скорость, ускорение. Уметь объяснять явление прямолинейного равноускоренного движения

ИО

ПР

ГР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием без помощи учителя



4

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1

7-9

ОУН


Формулы перемещения и уравнения равнопеременного движения. Чтение уравнений движения. Закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости. Графическое изображение равнопеременного движения.

Уметь решать задачи на определение ускорения, мгновенной скорости и перемещения при равнопеременном движении.

ИО

ПР

ГР

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, находить решение нестандартных задач



5

Законы Ньютона

1

10-12

ОУН


Расчетные, качественные и графические задачи на относительное направление векторов ускорения и силы, ситуации, описывающие движение тел для случаев, когда несколько сил, приложенные к телу.

Знать: смысл физических величин масса и сила, физический смысл I, II и III законов Ньютона. Уметь применять теоретические знания на практике

ИО

ПР

ГР

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, находить решение нестандартных задач



6

Свободное падение

1

13-14

ОУН


Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве. Движение тела , брошенного вертикально вверх.

Знать смысл величины ускорение свободного падения. Уметь пользоваться уравнением движения для тел движущихся под действием силы тяжести.

ИО

ПР


Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием без помощи учителя



7

Закон всемирного тяготения

1

15-17

ОУН


Закон всемирного тяготения и условия его применимости. Гравитационная постоянная. Формула для определения ускорения свободного падения через гравитационную постоянную Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над Землей. Открытие планет Нептун и Плутон.

Знать смысл закона всемирного тяготения и его составляющих частей. Уметь пользоваться законом всемирного тяготения.

ИО

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием без помощи учителя



8

Движение по окружности

1

18-20

ОУН


Центростремительное ускорение и сила. Расчет космических скоростей. Расчет радиусов орбит искусственных спутников Земли, периода их обращения, характеристик других планет Солнечной системы. Анализ задач на использование формулы для силы всемирного тяготения и центростремительной силы: нахождение значение силы, определение расстояния или скоростей между взаимодействующими объектами по известным массе и силе.

Знать смысл физических величин: центростремительное ускорение, период и частота обращения. Уметь решать систему уравнений, составленную из II закона Ньютона и закона всемирного тяготения.

ИО

ПР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием без помощи учителя



9

Школьная олимпиада

1


ОУН


Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме.

Владеть умениями и навыками основ кинематики и динамики.

олимпиада

Умение решать комбинированные нестандартные задачи



ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА

1. Промежуточная высота. (3,4) Два озорных мышонка бросили камень в кота Леопольда, поливавшего на своём балконе цветы. Через время камень пролетел мимо кота, а ещё через время упал на землю. На какой высоте находился балкон кота Леопольда?

2. Санки с моторчиком. (1,1) Крокодил Гена с Чебурашкой решили покататься с горы. Гена установил на санки лебёдку с мотором, взял лыжи, и друзья отправились на Икшу. Чебурашка поехал с горки на санках, а Гена, ухватившись за трос, отправился следом. Склон горы составлял с горизонтом угол . С каким ускорением поехал Гена, когда Чебурашка включил мотор, если сани покатились вниз с постоянной скоростью? Масса санок вместе с мотором, лебёдкой и Чебурашкой равна массе Гены вместе с лыжами. Трением между снегом и санками (лыжами) пренебрегите.

3. Кирпич. (2,6) Кирпич – это параллелепипед, длины рёбер которого , и относятся как 1 : 2 : 4. Шершавый кирпич положили длинной узкой гранью на дно аквариума прямоугольной формы, площадь дна которого в два раза больше площади той грани кирпича, на которую его положили. В аквариум налили такое количество воды, что верхняя грань кирпича оказалась как раз на её поверхности, и измерили вес кирпича. После этого, не меняя количество воды в аквариуме, кирпич поставили на узкую и короткую грань, в результате чего вес кирпича увеличился в 1,5 раза по сравнению с первым случаем. Чему равна плотность материала, из которого сделан кирпич? Плотность воды 1,0×103 кг/м3.

Примечание. Под весом кирпича следует понимать силу, с которой он давит на дно.





Календарно-тематический план – 2 четверть.

п/п

Наименование раздела

Тема занятия

Количество часов

§§ учебника

Тип занятия

Элементы содержания занятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата проведения

Планируемая

Фактическая

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Из раздела «Механические явления» - Законы движения и взаимодействия тел, механические колебания и волны.

Применение законов Ньютона.

1

11,

15,

19,

20

ОУН

образование умений и навыков

Центростремительное ускорение и сила. Расчет космических скоростей. Расчет радиусов орбит искусственных спутников Земли, периода их обращения, характеристик других планет Солнечной системы. Анализ задач на использование формулы для силы всемирного тяготения и центростремительной силы: нахождение значение силы, определение расстояния или скоростей между взаимодействующими объектами по известным массе и силе.

Знать смысл физических величин: центростремительное ускорение, период и частота обращения. Уметь решать систему уравнений, составленную из II закона Ньютона и закона всемирного тяготения.

ИО

индивидуальный опрос

ПР

практическая работа

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием без помощи учителя



2

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

21-22

ОУН


Формула импульса. Изменение импульсов тел при их взаимодействии. Закон сохранения импульса. Анализ задач на расчет изменения импульса системы при действии на нее внешних сил. Закон сохранения импульса для упругого и неупругого удара при различном начальном состоянии тел замкнутой системы.

Знать смысл физических величин: импульс тела и импульс силы. Уметь пользоваться законом сохранения импульса.

ИО

ПР

ГР

графическая работа

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием без помощи учителя



3

Виды механической энергии: кинетическая и потенциальная.

1

23

ОУН


Кинетическая энергия тела – «энергия движения», потенциальная энергия тела – «энергия взаимодействия», их расчет.

Знать смысл физических величин: кинетическая и потенциальная энергии. Уметь находить значения каждого вида энергий.

ИО

ПР


Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, находить решение нестандартных задач



4

Закон сохранения механической энергии.

1

23

ОУН


Анализ комплексных задач с использованием закона сохранения полной механической энергии и закона сохранения импульса.

Уметь решать задачи на движение и взаимодействие тел, используя закон сохранения энергии.

ИО

ПР


Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием без помощи учителя



5

Величины характеризующие колебательное движение.

1

24-26

ОУН


Колебательные системы. Динамика колебаний горизонтального пружинного маятника. Динамика колебаний математического маятника. Смещение, амплитуда, период, частота, фаза колебаний, разность фаз. Зависимость периода и частоты маятника от собственных параметров колебательных систем (длины нити и ускорения свободного падения, жесткости пружины и массы груза)

Знать: смысл физических величин смещение, амплитуда, период, частота, фаза колебаний, разность фаз. Уметь применять теоретические знания на практике

ИО

ПР

ГР

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, находить решение нестандартных задач



6

Гармонические колебания.

1

27

ОУН


Понятия: гармоническое колебание, амплитуда колебаний, период колебания, частота колебаний, циклическая (круговая частота). Формулы уравнения гармонического колебания. Графическое представление гармонических колебаний. Определение амплитуды по уравнению изменяющейся координаты с течением времени, а также определение частоты, циклической частоты, периода колебания, фазы колебаний через определенное время после начала колебаний, координаты в любой момент времени. Определение этих же характеристик по графикам.

Знать смысл понятий гармоническое колебание, амплитуда колебаний, период колебания, частота колебаний, циклическая (круговая частота). Уметь пользоваться формулой гармонического колебания.

ИО

ПР

ГР


Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием без помощи учителя



7

Механические волны.

1

31- 33

ОУН


Механическая волна. Причины и условия возникновения механических волн в среде. Основные характеристики волн: амплитуда колебаний, частота колебаний, период колебания, скорость и длина волны. Энергия волны.

Знать смысл понятия волна. Уметь объяснять явление механическая волна и рассчитывать величины характеризующие механическую волну.

ИО

ПР

ГР

Умение решать задачи и упражнения не менее чем на 4-5 логических шагов с обоснованием без помощи учителя



8

Звук и его характеристики: высота, тембр, громкость.

1

34-36

ОУН


Источники звука – тела, колеблющиеся с частотой 20 Гц – 20 кГц. Шкала звуков: инфразвук, звук, ультразвук, гиперзвук. Схема передачи звука: источник звука → передающая среда → приемник звука. Характеристика звука: скорость, частота (высота), громкость (амплитуда), тембр.

Знать смысл понятия звуковая волна. Уметь объяснять явление звуковая волна и рассчитывать величины характеризующие звуковую волну.

ИО

ПР

Умение решать комбинированные типовые задачи стандартным или оригинальным способом, находить решение нестандартных задач



9

Диагностическая работа

1


ОУН


Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме.

Владеть умениями и навыками основ кинематики и динамики.

ПР

Умение решать комбинированные нестандартные задачи




ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

4