СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс по выбору«Развитие критического мышления через проектную деятельность»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация и проведение развивающего курса «Развитие критического мышления через проектную деятельность» осуществляется в  5 классе в рамках реализации вариативной части учебного плана. 

Просмотр содержимого документа
«Курс по выбору«Развитие критического мышления через проектную деятельность»»

ГУ «Тогузакская средняя школа отдела образования акимата Карабалыкского района»






ПРОГРАММА

развивающего курса

«РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»



Составитель : ЛевановаТ.А.

учитель русского языка

и литература, 2 категория




с.Тогузак

2014 год


Утверждено Рассмотрено:

Районным экспертным советом Школьным экспертным советом:

Протокол №___от 2014 года Протокол№ ___от 2014г

Председатель РЭС ГардерГ.И. Председатель ШЭС Засименко Г.В.

_________________________ _____________________________





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Организация и проведение развивающего курса «Развитие критического мышления через проектную деятельность» осуществляется в 5 классе в рамках реализации вариативной части учебного плана. Программа направлена на развитие критического мышления через осуществление проектной деятельности. Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект - это особая философия образования: философия цели и деятельности, результатов и достижений, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое - ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники

  • учатся самостоятельно приобретать знания,

  • получают опыт познавательной и учебной деятельности,

  • получают  исследовательские навыки ориентирования в потоке информации,

  • учатся анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения

В силу более высокого образовательного уровня  школьникам легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, в правильном выборе  будущей  профессии.

Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа над проектами  дает учащимся  возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.

Учебная деятельность ученика и учителя в среднем звене основном сосредотачивается на занятиях курса по выбору, поэтому занятие - главная составная часть образовательного процесса. Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На занятиях данного курса  учащиеся учатся  самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивают умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.

По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя четыре основных этапа:

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

- высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;

- обсуждение возникших идей;

- перечисление интересующих учащихся тем проектов;

- формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

- уточнение намеченной цели и задач;

- поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

- обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

- интерпретация данных;

- сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

- систематизация полученных данных;

- построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

- осмысление полученных данных и способов достижения результата;

- обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом .

Этот алгоритм  помогает учащимся успешно двигаться к достижению цели - созданию проекта.

Основная  трудность в  организации проектной  деятельности -  перегрузка учащихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно,  если  это -  поиск  информации,  чтение  научной  литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности  несомненная, но организация работы на занятиях данного развивающего курса построена таким образом, который позволяет  всё-таки избегать больших временных затрат.

В процессе организации проектной деятельности с использованием компьютерных технологий учитываются возрастные и индивидуальные психологические особенности детей  таким образом, чтобы способствовать саморазвитию  и самореализации личности. Задача - выявить проблемы, с одной стороны, связанные с изучением русского языка и литературы, а с другой стороны, близкие и понятные учащимся.

Задачи курса  – научить учащихся:

  • самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности;

  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

  • принимать самостоятельные аргументированные решения;

  • работать в команде, выполняя разные социальные роли;

  • развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся;

  • развитие организационных, ораторских умений учащихся;

  • связь работы над проектом с проблемным обучением, информационными технологиями.

Каждое занятие – это шаг на пути к конечному результату -  самостоятельно подготовленному на определённую аудиторию выступление с речью.

Роль учителя в основном организационная (нацеливающая, направляющая – обеспечивать работой), консультационная (помочь словом и делом). Учебный (теоретический) материал предлагается учащимся к изучению в той мере, насколько они в нём заинтересованы в целях практического применения..

Принципы:

  • Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей

  • Самоопределение подростков в выборе содержания деятельности в рамках занятий

  • Наглядность работы, демонстрация процесса обучения

Методы и приёмы:

  • Активные: работа с книгой, с интернет-ресурсами, научной литературой, компьютером

  • Пассивные: рассказ, объяснение, демонстрация

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Репродуктивный

  • Эвристический

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1: Публичная речь (5 часов)

Публичная речь и её виды.  Условия успеха оратора. Взаимодействие оратора со слушателями. Работа над голосом. Как готовиться к выступлению. Как работать над содержанием.   (Композиция речи. Основная мысль и способы её выражения).

Тема 2: Презентация  (6  часов)

Что такое презентация. Анализ образцов презентации, шаблонов, способов разметки слайдов и т.п. с целью определения их функциональных особенностей. ». Оформление слайдов по заготовкам (поиск и вставка рисунков и картинок, музыки или видео). Настройка и показ презентации.

Тема 3: Создание наглядного пособия (1 час)

Выбор темы для презентации. Написание реферативной работы на филологическую  тему. Знакомство с правилами презентования работы. Написание сценария презентации. Подбор иллюстративного материала. Создание презентации в программе Power Point.

Тема 4: Лингвистические проекты  (9  часов)

Выбор темы для создания документального фильма. Написание сценария документального фильма. Технология работы в программе Movie Maker. Подбор иллюстративного материала. Создание документального фильма в программе Movie Maker.

Тема 5: Заочная экскурсия (2  часа)

Выбор темы для заочной экскурсии. Подбор текстового материала. Создание сценария экскурсии. Подбор иллюстративного материала. Озвучание фильма. Создание фильма.

Тема 6: Историко –бытовой комментарий  (1 час)

Выбор темы. Приёмы создания. Подбор текстового материала.

Тема 7: Создание клипа (3)

Знакомство с передачами «Радионяня». Написание сценария. Запись клипа.

Тема 8: Памятник писателю или литературному герою (1 час)

Выбор темы. Приёмы создания. Подбор текстового  и иллюстративного материала.

Тема 9:Лингвистическая сказка (3 часа)

Что такое лингвистическая сказка. Выбор темы. Написание сценария. Оформление и запись.

Тема 10: Реклама (2 часа)

Написание сценария в ходе групповой работы по данным схемам или опорным словам, оформление проектов

Тема 11: Телепередача (1 час)

Составление сценария. Самостоятельный отбор материала. Коллективная запись передачи.


Календарно – тематическое планирование курса

Тема занятия

Практические умения

1

Публичная речь и её виды.

Совершенствование устной монологической речи

2

Публичная речь и её виды.

Совершенствование устной монологической речи

3

Условия успеха оратора. (Взаимодействие оратора со слушателями. Работа над голосом)

Совершенствование устной монологической речи

4

Как готовиться к выступлению (этапы подготовки)

Умение определить вид  и жанр речи

5

Как работать над содержанием (Композиция речи. Основная мысль и способы её выражения.).

Умение определить особенности композиции

6

Как работать над содержанием (Композиция речи. Основная мысль и способы её выражения.).

Умение выбирать приёмы изложения или способы связи частей речи, виды аргументов и образные средства

7

Для чего нам нужен проект? Создание пробного проекта «Школа в моей жизни»

Научиться самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли.

8

Что такое презентация. Анализ образцов презентации, шаблонов, способов разметки слайдов и т.п. с целью определения их функциональных особенностей

Научиться способам создания презентаций

9

Составление макета слайда по конкретной теме «Моя биография». Оформление слайдов по заготовкам (поиск и вставка рисунков и картинок, музыки или видео). Настройка и показ презентации.

Научиться способам создания презентаций

10

Создание наглядного пособия

Умение писать собственный вариант,  схему и сценарий презентации, составлять текст и подбирать  иллюстративный  материал

11

Работа над проектом «Родственники ли эти слова?»

Научиться самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли.

12

Создание  подборки  пословиц на определенную тему, составление  каталога  этих пословиц по определенным разделам

Научиться самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли.

13

Работа над проектом «Наши друзья-словари». Подготовка к выступлению  с лекциями о культуре речи. Опрос учащихся школы.

Научиться самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли.

14

Конкурс на лучшую обложку словаря. Организация и проведение данного конкурса  среди учащихся школы

Научиться самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли.

15

Создание  «Словаря –справочника  молодёжного сленга»

Научиться самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли.

16

Представление индивидуальных проектов "Как встречают Новый год?"

Научиться самостоятельному, критическому мышлению, деятельностному подходу к самостоятельной деятельности, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли.

17

Создание коллективного проекта “Из истории фразеологизмов”

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

18

Создание коллективного проекта “Из истории фразеологизмов”

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

19

Представление индивидуальных проектов «Жаргон или заимствованные слова в русском языке»

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

20

Создание заочных экскурсий по литературным местам

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

21

Создание заочных экскурсий по литературным местам

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

22

Историко-бытовой комментарий, оформленный в виде презентаций:  «Обрядовая поэзия», «Календарная поэзия»

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

23

Создание клипов для изучения темы «Культура речи», (данные задания создаются по принципу передачи «Радионяня»: показывается какая-то жизненная ситуация, в которой человек говорит неправильно, затем ему на наглядных примерах объясняется, как нужно правильно говорить и для закрепления рассказывается стих или поётся песня)

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

24

Создание клипов для изучения темы «Орфография»

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

25

Создание клипов для изучения темы  «Пунктуация»

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

26

Создания оригинального памятника писателю или литературному герою  («мозговой штурм»)

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

27

Написание лингвистических сказок и перевод их в анимационный ряд или видеоряд

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

28

Написание лингвистических сказок и перевод их в анимационный ряд или видеоряд

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

29

Просмотр результата и его оценивание и обсуждение.

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

30

Создание рекламы по русскому языку: написание сценария в ходе групповой работы по данным схемам или опорным словам.

Уметь писать сценарий, отбирать материал, работать в группе

31

Создание рекламы по русскому языку: съёмка,  просмотр результата и его оценивание и обсуждение.

Уметь писать сценарий, отбирать материал, работать в группе

32

Запись  телепередачи «История села Тогузак»

Уметь добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.

34

Итоговое занятие «Твой звёздный час»

Подведение итогов курса. Подведение рейтинга.



Практические умения, которыми должны овладеть учащиеся после окончания занятий развивающего курса.

  • Овладеть  разными видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, в том числе умениями свободно работать с текстами  художественного, публицистического и официально-делового стилей, понимая их специфику;  адекватно воспринимать  язык средств массовой информации,  навыками редактирования текста,  создания собственного текста.

  • Приобрести  практические умения, необходимые  для создания компьютерной презентации на основе авторской среды  POWER POINT, для использования мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий при обработке, передаче, систематизации информации, создании баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

  • Приобрести  опыт подготовки и проведения публичных выступлений (высказывание, монолог), следования  этическим нормам и правилам ведения скрытого диалога с аудиторией.

  • Научиться  выстраивать свою деятельность по проектной технологии: самостоятельно приобретать и применять знания; вести планирование и сбор материала, формулировать и доказывать свою точку зрения, выступая перед аудиторией.

  • Реализовать  предоставленную им возможность развития познавательного интереса к изучению и применению ИКТ  в учебной  и  профессионально ориентированной деятельности,

  • совершенствовать свои  творческие способности, связанные с развитием речи,  чувства стиля, художественного вкуса, с умением работать в исследовательской группе и формулировать свои взгляды.

5. Список литературы

1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.

2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.

3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.