Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Избердеевская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза В.В. Кораблина
Петровского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом (протокол №1 от «30» августа 2023г.) | Утверждена приказом МБОУ Избердеевской сош №163 от «31» августа 2023г. Директор МБОУ Избердеевской сош: Э.А. Раева |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
для учащихся 9 Б класса
«Мир под микроскопом»
Разработчик программы:
Седых Л.В., учитель биологии
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная цель курса- расширить и углубить базовые знания учащихся о клеточном и тканевом уровнях организации, определяющих суть живых организмов.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств учащихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Основные задачи:
Образовательные:
расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека;
способствовать популяризации у учащихся биологических знаний;
знакомить с биологическими специальностями;
Развивающие:
развитие навыков с микроскопом, биологическими объектами;
развитие навыков общения и коммуникации;
развитие творческих способностей ребенка;
обогащение словарного запаса;
развитие умения анализировать, грамотно и доказательно излагать материал;
формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные:
воспитывать интерес к миру живых существ;
воспитывать ответственное отношение к порученному делу;
способствовать повышению личной уверенности каждого ученика;
дать возможность учащимся проявить себя.
Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Учащиеся получат не только знания о клеточном и тканевом уровнях организации, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Курс «Мир под микроскопом» состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершенная единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской). Учащиеся получат возможность использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии), приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, составлении отчета практической работы, предоставлении результатов групповой работы.
Содержание курса
Введение.
Цели и задачи, план работы.
Биологическая лаборатория и правила работы в ней.
Оборудование биологической лаборатории. Правила работы и ТБ при работе в лаборатории.
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы.
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
Клетка – структурная единица живого организма.
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». Изучение бактериальной клетки. Изучение растительной клетки. Приготовление препарата кожицы лука, мякоть плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. Изучение животной клетки. Половые клетки растений. Споры. Половые клетки животных.
Грибы под микроскопом.
Грибы и бактерии. Микроскопические грибы. Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. Выращивание плесени и изучение ее под микроскопом.
Ткани.
Понятие «ткань». Растительные ткани: покровная, проводящая, механическая, основная (различные виды паренхимы), образовательная. Животные ткани: эпителиальная и ее разновидности, соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая), мышечные ткани (скелетная, гладкая, сердечная), нервная.
Подведение итогов.
Представление результатов работы. Анализ работы. Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы и методов обучения, которые соответствуют требованиям, предъявляемым к современному образовательному процессу школьников в рамках нового образовательного стандарта, а погружение учащихся в практическую деятельность позволит пробудить у них интерес к решению учебных и социальных проблем.
Актуальность
Сокращение часов биологии, делает выпускников менее конкурентоспособными, поэтому проблема индивидуализации обучения очень актуальна и может быть решена через систему дополнительного образования. Создание учебных исследовательских и проектных работ позволит участникам внеурочных занятий участвовать в научно-практических конференциях и пополнять портфолио ученика.
Полнота содержания – курс содержит сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.
Практическая направленность содержания – содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их в процессе обучения в разных дисциплинах.
Систематичность содержания обеспечивается логикой развертывания учебного содержания.
Основные методы:
словесно-иллюстративный метод (репродуктивный);
алгоритмический метод;
частично-поисковые метод;
проблемно- эвристический;
исследовательский метод (при работе с микроскопом).
Формы учебных занятий: теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Деятельность школьников при изучении курса имеет отличительные особенности:
имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.
Формы промежуточного контроля
Устный опрос
Текущее наблюдение
Письменный контроль
Практические занятия.
Место учебного курса в учебном плане
Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный курс входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентаций содержания курса позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• развитию способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Учебно- методическое обеспечение программы.
Список литературы.
Ознакомление с устройством микроскопа и овладение приемами пользования;
Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом;
Строение бактериальных клеток;
Строение плесневого гриба мукора;
Строение дрожжей;
Изучение клеток слизистой оболочки полости рта человека и др.
Бинас А.В., Маш Р.Д. Никишов А.И.и др. Биологический эксперимент в школе. Просвещение .
Кузнецова Н.М. Лабораторные работы по курсу общей биологии.
Техническое обеспечение курса
Интерактивные средства обучения: компъютер, проектор, экран
Цифровой микроскоп-1, микроскопы-4, микропрепараты, предметные и покровные стекла, микролаборатория.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Мир под микроскопом» учащиеся на ступени основного общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
получат возможность осознать своё место в мире;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе усвоения учебного курса:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты: характеризует уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно- популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.
Предметные результаты
сформированность навыков работы с увеличительными приборами, готовыми микропрепаратами;
и создания временных препаратов;
умение объяснять особенности устройства и принципы функционирования микроскопа, порядок манипуляций с микропрепаратом;
способность демонстрировать и комментировать ход работы с микроскопом;
разъяснять правила техники безопасности;
знание систематики исследуемых объектов (в русской и латинской терминологии).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы модулей | Количество часов | Тема и содержание занятия | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
1 | Введение | 1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса «Мир под микроскопом». | Определять цели и задачи курса. Усваивать основные определения и понятия |
2 | Методы изучения живых организмов. | 6 | 1. Биологическая микролаборатория. Оборудование биологической микролаборатории. | Знать устройство микролаборатории. Называть инструменты, лабораторную посуду. |
| | | 2. Техника безопасности при работе с оборудованием лаборатории. Правила поведения в лаборатории. | Знать технику безопасности при работе с оборудованием лаборатории. Правила поведения в лаборатории. |
| | | 3. Увеличительные приборы. Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. | Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения. Находить и анализировать информацию о методах изучения биологических объектов. |
| | | 4-5. Световой микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом. | Знать устройство микроскопа, правила работы с ним. Владеть методикой работы с микроскопом. |
| | | 6. Методы приготовления и изучения препаратов. Препарат «живая клетка» и «фиксированный препарат». | Знать методы приготовления и изучения препаратов. |
3 | Клетка: строение, состав, свойства. | 9 | 1. Клетка – структурная единица живого организма. Микропрепараты. Методы приготовления и изучение препаратов «живая клетка», «фиксированный препарат». | Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения. Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов. Формулировать положения клеточной теории. |
2. Строение бактериальной клетки. Особенности бактериальной клетки. Формы бактерий. Органоиды бактерий: бактериальная ДНК, рибосомы, мезосомы, цитоплазма. | Называть компоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра. Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека. |
| | | 3. Строение растительной клетки. Особенности растительной клетки. Органоиды: ядро, митохондрии, пластиды, рибосомы. | Называть органоиды растительной клетки.. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы. |
| | | 4. Практическая работа №1. Приготовление препарата кожицы лука и изучение под микроскопом. | Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. |
5. Практическая работа №2. Приготовление препарата мякоти плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. |
| | | 6. Строение животной клетки. Особенности животной клетки. Органоиды: ядро, митохондрии, цитоплазма, рибосомы | Называть органоиды животной клетки.. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы. |
| | | 7. Практическая работа №3 Изучение животной клетки. Половые клетки растений. | Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
| | | 8. Споры. Строение и отличительные особенности спор. | Описывать строение спор Знать отличительные особенности спор. |
| | | 9. Половые клетки животных. Строение яйцеклетки и сперматозоида. | Описывать строение половых клеток животных Сравнивать половые клети животных |
4 | Грибы под микроскопом. | 4 | 1. Микроскопические грибы. Виды микроскопических грибов. Плесневые грибы. Дрожжи. | Описывать признаки одноклеточных и многоклеточных грибов. Сравнивать особенности строения грибов с особенностями строения растений и животных. Устанавливать связь строения вегетативного тела гриба со способом его питания. Объяснять средообразующую роль грибов в природе. Фиксировать наблюдения, делать выводы. |
| | | 2. Практическая работа №4 Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. | Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
| | | 3. Практическая работа №5 Выращивание плесени. | Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
| | | 4. Практическая работа №6 Изучение плесени под микроскопом. | Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
5 | Ткани. | 13 | 1. Понятие «ткань». Классификация тканей. Цитология – наука о тканях. Растительные и животные ткани. | Знать определение понятия «ткань», «цитология». Называть разновидности ткани. |
| | | 2. Растительные ткани. Покровная, проводящая, механическая. | Распознавать покровные, проводящие, механические ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений. |
| | | 3. Растительные ткани. Основная (различные виды паренхимы), образовательная. | Распознавать основные ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать основные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Прогнозировать последствия повреждения основных тканей у растений. |
| | | 4-5. Практическая работа №7 -8 Рассматривание растительных тканей под микроскопом. | Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
| | | 6. Животные ткани. Эпителиальная и ее разновидности. | Описывать и сравнивать строение эпителиальных тканей. Определять особенности строения клеток эпителиальной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. |
| | | 7-8. Животные ткани. Соединительная (кровь, хрящ, кость, рыхлая волокнистая). | Описывать и сравнивать строение соединительных тканей. Определять особенности строения клеток соединительной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. |
| | | 9 -10. Животные ткани. Мышечные ткани (скелетная, гладкая, сердечная). | Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток сердечной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. |
| | | 11. Животные ткани. Нервная ткань. | Описывать строение нервной ткани. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. |
| | | 12- 13. Практическая работа №9 -10 Рассматривание животных тканей под микроскопом. | Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
| Итоговое занятие. | 1 | | |
Приложение №2
Календарно-тематическое планирование занятий курса «Мир под микроскопом»
с учащимися 9 «Б», 9 «В» классов на 2024-2025 учебный год
учителя Седых Л.В.
Введение 1 час
Планируемые результаты:
Метапредметные:
- умение работать с текстом, выделять в нем главное,
- умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации;
- умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете;
- умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах;
- умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных;
- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов.
Личностные:
- развитие познавательного интереса к естественным наукам;
- понимание значимости научного исследования природы;
- овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты;
- воспитание эстетического отношения к живым объектам;
- понимание важности бережного отношения к природе.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Вид контроля | Предметные результаты |
1 | Вводное занятие. | 1 | 03.09 | | Иметь представление об отличительных признаках живой природы, о биологии как науке о жизни, биосфере как области распространения жизни, экологии как разделе биологии. Умение определять цели и задачи курса. Знать основные определения и понятия. |
Методы изучения живых организмов. 6 часов Планируемые результаты: Метапредметные: - умение работать с текстом, выделять в нем главное, - умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации; - умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; - умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах; - умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных; - выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Личностные: - развитие познавательного интереса к естественным наукам; - понимание значимости научного исследования природы; - овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты; - воспитание эстетического отношения к живым объектам; - понимание важности бережного отношения к природе. |
2 | 1. Биологическая микролаборатория. | 1 | 10.09 | Устный. Фронтальная беседа. | Знать устройство микролаборатории. Называть инструменты, лабораторную посуду. |
3 | 2. Техника безопасности при работе с оборудованием лаборатории. | 1 | 17.09 | Тестирование. | Знать технику безопасности при работе с оборудованием лаборатории. Правила поведения в лаборатории. |
4 | 3. Увеличительные приборы. | 1 | 24.09 | Индивидуальный опрос. | Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения. Умение находить и анализировать информацию о методах изучения биологических объектов. |
5-6 | 4-5. Световой микроскоп. | 2 | 01.10 15.10 | Работа с дидактическими карточками. | Знать устройство микроскопа, правила работы с ним. Умение владеть методикой работы с микроскопом. |
7 | 6. Методы приготовления и изучения препаратов. | 1 | 22.10 | Терминологический диктант. | Знать методы приготовления и изучения препаратов. |
Клетка: строение, состав, свойства. 9 часов Планируемые результаты: Метапредметные: -раскрытие значения изучения клеточного строения для развития биологии и естествознания в целом; - осознание целей и задач учебной деятельности при выполнении лабораторных и практических работ; -развитие творческих способностей на основе участия в исследовательской деятельности; -развитие самооценки и самоконтроля в учебном познании; - развитие умения работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. Личностные: -формирование мотивации к осознанному построению индивидуальной образовательной линии; -развитие личностных представлений о клеточном строении, клетке как единице жизни, ее связи с внешней средой; -формирование познавательного интереса и чувства ответственности при работе с микропрепаратами и увеличительными приборами. |
8 | 1. Клетка – структурная единица живого организма. | 1 | 29.10 | Устный. Фронтальная беседа. | Называть увеличительные приборы, учёных, внёсших вклад в изучение клеточного строения. Находить и анализировать информацию о клеточном строении организмов. Формулировать положения клеточной теории. |
9 | 2. Строение бактериальной клетки. Особенности бактериальной клетки. Формы бактерий. Органоиды бактерий: бактериальная ДНК, рибосомы, мезосомы, цитоплазма. | 1 | 05.11 | Работа с дидактическими карточками. | Называть компоненты бактериальной клетки. Выделять основную особенность бактериальной клетки — отсутствие оформленного ядра. Устанавливать взаимосвязь между особенностями жизнедеятельности бактерий и их ролью в природе и практической деятельности человека. |
10 | 3. Строение растительной клетки. | 1 | 12.11 | Тестирование. | Называть органоиды растительной клетки. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы. |
11 | 4. Практическая работа №1. Приготовление препарата кожицы лука и изучение под микроскопом. | 1 | 26.11 | Практическая работа №1. | Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. |
12 | 5. Практическая работа №2. Приготовление препарата мякоти плодов томата, яблока, картофеля и их изучение под микроскопом. | 1 | 03.12 | Практическая работа №2. | Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. |
13 | 6. Строение животной клетки. | 1 | 10.12 | Устный. Фронтальная беседа. | Называть органоиды животной клетки. Сравнивать клетки растений, животных, грибов. Делать выводы о причинах сходства и различия. Распознавать и описывать изучаемые объекты, используя различные информационные ресурсы. |
14 | 7. Практическая работа №3 Изучение животной клетки. Половые клетки растений. | 1 | 17.12 | Практическая работа №3 | Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
15 | 8. Споры. | 1 | 24.12 | Работа с дидактическими карточками. | Описывать строение спор Знать отличительные особенности спор. |
16 | 9. Половые клетки животных. | 1 | 14.01 | Тестирование. | Описывать строение половых клеток животных Сравнивать половые клети животных |
Грибы под микроскопом. 4 часа Планируемые результаты Метапредметные: - овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное; - развитие умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления ее результатов; - умение организовать выполнение заданий учителя; - развитие навыков самооценки и самоанализа; - развитие умения работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками Личностные: - формирование мотивации к познавательной деятельности и самообразованию; -развитие личностных представлений о системности природы, клетках и тканях как компонентах органов в целостном организме; - приобщение к ценностям биологической науки, правилам поведения в кабинете биологии, обращения с микропрепаратами и лабораторным оборудованием. |
17 | 1. Микроскопические грибы. | 1 | 21.01 | Работа с дидактическими карточками. | Описывать признаки одноклеточных и многоклеточных грибов. Сравнивать особенности строения грибов с особенностями строения растений и животных. Устанавливать связь строения вегетативного тела гриба со способом его питания. Объяснять средообразующую роль грибов в природе. Фиксировать наблюдения, делать выводы. |
18 | 2. Практическая работа №4 Приготовление микропрепарата дрожжей и изучение его под микроскопом. | 1 | 28.01 | Практическая работа №4 | Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
19 | 3. Практическая работа №5 Выращивание плесени. | 1 | 04.02 | Практическая работа №5 | Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
20 | 4. Практическая работа №6 Изучение плесени под микроскопом. | 1 | 11.02 | Практическая работа №6 | Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
Ткани. 13 часов Планируемые результаты: Метапредметные: - умение работать с текстом, выделять в нем главное, - умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации; - умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; - умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах; - умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных; - выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Личностные: - развитие познавательного интереса к естественным наукам; - понимание значимости научного исследования природы; - овладение умениями формулировать гипотезы, оценивать полученные результаты; - воспитание эстетического отношения к живым объектам; - понимание важности бережного отношения к природе. |
21 | 1. Понятие «ткань». Классификация тканей. | 1 | 25.02 | Устный. Фронтальная беседа. | Знать определение понятия «ткань», «цитология». Называть разновидности ткани. |
22 | 2. Растительные ткани. | 1 | 04.03 | Работа с дидактическими карточками. | Распознавать покровные, проводящие, механические ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей у растений. |
23 | 3. Растительные ткани. | 1 | 11.03 | Устный. Фронтальная беседа. | Распознавать основные ткани растений. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать основные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Прогнозировать последствия повреждения основных тканей у растений. |
24-25 | 4-5. Практическая работа №7 -8 Рассматривание растительных тканей под микроскопом. | 2 | 18.03 25.03 | Практическая работа №7 -8 | Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
26 | 6. Животные ткани. | 1 | 01.04 | Терминологический диктант. | Описывать и сравнивать строение эпителиальных тканей. Определять особенности строения клеток эпителиальной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. |
27-28 | 7-8. Животные ткани. | 2 | 15.04 18.04 | Тестирование. | Описывать и сравнивать строение соединительных тканей. Определять особенности строения клеток соединительной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. |
29-30 | 9 -10. Животные ткани. | 2 | 22.04 29.04 | Терминологический диктант. | Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток сердечной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. |
31 | 11. Животные ткани. | 1 | 06.05 | Устный. Фронтальная беседа. | Описывать строение нервной ткани. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Устанавливать зависимость строения тканей с их функциями. Распознавать ткани в процессе лабораторной работы. |
32-33 | 12- 13. Практическая работа №9 -10 Рассматривание животных тканей под микроскопом. | 2 | 13.05 20.05 | Практическая работа №9 -10 | Применять приобретённые знания по изучению устройства увеличительных приборов в процессе проведения лабораторной работы. Готовить микропрепараты в процессе лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием. |
34 | Итоговое занятие | 1 | 23.05 | | |