Программа курса внеурочной деятельности для 2 класса
Пояснительная записка
Программа курса составлена на основе программы «Удивительный мир слов», Л.В.Петленко, В.Ю.Романова.
Направление: общеинтеллектуальное.
Актуальность темы очевидна:
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие вопросы детей. В этом случае приходят на помощь дополнительные занятия. Виды внеклассной работы по русскому языку необычайно многообразны. Предлагаемая программа занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы научить детей правильно и грамотно писать, обогатив речь учащихся, дать начальные сведения по русскому языку, обеспечить разностороннее развитие школьников.
Концепция программы
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть "волшебство знакомых слов"; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к "Занимательной грамматике" должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку.
Цели курса:
- осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека;
- знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.
Задачи курса:
—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.
В курсе «Удивительный мир слов» особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.
«Удивительный мир слов» - внеурочный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Класс, возраст учащихся: учащиеся 2 класса в возрасте 7-8 лет
Срок реализации программы: 2019-2020 уч. г.
Общая характеристика курса
В процессе изучения курса «Удивительный мир слов» ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысление собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленно изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, уточнение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, синтеза, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся:
- предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений;
- проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и др.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Занятия курса направлены на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных , практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного
пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Организация образовательного процесса.
Формы занятий: программа внеурочной деятельности предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Место курса в учебном плане.
Изучение курса целесообразно начинать с 2 по 4 класс в объёме 33 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе).
Содержание программы
Мир полон звуков-6ч
Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова.
Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов.
Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):
разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;
проект «Как я говорил, когда был маленьким»;
мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».
Азбука, прошедшая сквозь века Солунские братья.-5ч
Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы.
Практическая и игровая деятельность:
—чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а так же чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;
экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);
конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);
—рисование: «Весёлая буква Ё».
Всему название дано-5ч
Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»?
Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.
Практическая и игровая деятельность:
игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;
мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен...»;
проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;
—конкурс «Придумываем название для новых конфет».
Как делаются слова-7ч
История происхождения слов.
Поиск информации о происхождении слов.
Слова производные и непроизводные.
Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов.
Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.
Практическая и игровая деятельность:
игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару». «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;
лингвистический эксперимент «Свойства корня»;
конструирование слов по словообразовательным моделям;
—проект «Как конфеты получают свои названия».
Секреты правильной речи-10ч
Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов.
Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов.
Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.
Исправление ошибок в словоупотреблении.
Многозначные слова.
«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).
Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.
Стилистическая окраска слов.
Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.
Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.
Слова исконно русские и заимствованные.
История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.
Практическая и игровая деятельность:
игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;
решение кроссвордов;
составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;
составление шуточных рассказов и стихов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 | Мир полон звуков | 6 ч |
2 | Азбука, прошедшая сквозь века | 5 ч |
3 | Всему название дано | 5 ч |
4 | Как делаются слова | 7 ч |
5 | Секреты правильной речи | 10ч |
| Итого | 33 ч |
№ п/п | Тема | Всего часов | Содержание деятельности | Дата | Примечание |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности | план | факт |
Мир полон звуков (6 ч) |
1 | Звуки вокруг нас | 1 | участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его | Разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; | | | |
2 | Фабрика речи | 1 | Сравнивать произношение гласных и согласных звуков; наблюдать за функцией и ударением в слове; | игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», |
3 | Бессмыслица + бессмыслица = смысл | 1 | разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; | Игра «Слоговой аукцион |
4 | Полоса препятствий | 1 | разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; | игра: «Превращение слов» |
5 | Рисуем звуками | 1 | анализировать информацию, представленную на рисунке; | мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?» |
6 | Трудности словесного ударения | 1 | контролировать правильность постановки ударения в словах; | проект «Как я говорил, когда был маленьким»; |
Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч) |
7 | Буквы старые и новые | 1 | сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; | чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы; чтение р.н.сказок | | | |
8 | Так считали наши предки | 1 | интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности | чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы; | | | |
9 | Страницы древних книг | 1 | наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов. | экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности); | | | |
10 | Живая и весёлая буква алфавита | 1 | наблюдать использование строчных и прописных букв | конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки); | | | |
11 | Загадки русской графики | 1 | сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; | рисование: «Весёлая буква Ё». | | | |
Всему название дано (5 ч) |
12 | Рождение языка | 1 | формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; | игра: «Найди слово» | | | |
13 | Сколько слов в языке? | 1 | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; | Игра:«Отгадай по признакам» | | | |
14 | Имена, имена, имена… | 1 | составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; | проект: «Моё имя» | | | |
15 | Увлекательные истории о самых простых вещах | 1 | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; | мини-сочинение «Я – сын, ученик, спортсмен…»; | | | |
16 | Словари – сокровищница языка | 1 | сравнивать толкование слова в различных словарях; | конкурс «Придумываем название для новых конфет». | | | |
Как делают слова (7 ч) |
17 | «Дальние родственники» | 1 | анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; | игра «Что раньше, что потом» | | | |
18 | Слова «готовые» и «сделанные» | 1 | моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; | игра «Словообразовательное домино», | | | |
19 | Есть ли «родители» у слов? | 1 | анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными | игра «Найди родственное слово» | | | |
20 | Внимание, корень! | 1 | наблюдать образование слов в русском языке | лингвистический эксперимент «Свойства корня» | | | |
21 | Такие разные суффиксы | 1 | наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова | игра «Весёлые превращения» | | | |
22 | Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»? | 1 | наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова | конструирование слов по словообразовательным моделям; |
23 | Что нам стоит слово построить | 1 | | проект «Как конфеты получают свои названия». |
Секреты правильной речи (10 ч) |
24 | Словарное богатство русского языка | 1 | наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; | игра «Не повторяться», | | | |
25 | Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик» | 1 | выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи | составление шуточных рассказов и стихов | | | |
26 | Выбираем точное слово | 1 | наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; | игра «Объясни слово, не называя его» | | | |
27 | Одно или много? | 1 | выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи | составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы» | | | |
28 | Когда у слов много общего? | 1 | наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах | составление шуточных рассказов и стихов. | | | |
29 | Когда у слов много общего? | 1 | различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте | решение кроссвордов | | | |
30 | Когда значения спорят? | 1 | наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю | составление мини-словариков: «Собираю антонимы» | | | |
31 | Слова одинаковые, но разные | 1 | различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте | решение кроссвордов | | | |
32 | «Местные жители» и «иностранцы» | 1 | соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника | игра «Закончи пословицы» | | | |
33 | Когда рождаются фразеологизмы? | 1 | наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах | игра «Собираю фразеологизмы | | | |
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Информационно-образовательный ресурс
- ФГОС НОО;
-Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
- авторская программа по курсу Л.В. Петленко, В.Ю.Романовой «Удивительный мир слов».
Лист внесения изменений
№Урока | Название темы | Причина | Дата проведения План/Факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |