СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курс внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

курс внеурочной деятельности для 5 класса "Занимательная математика"

Просмотр содержимого документа
«Курс внеурочной деятельности "Занимательная математика"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова»


Рассмотрено

Руководитель МО учителей предметов ЕМЦ

________/Базерова О.Г./


Протокол№1
от «___» 2024 г.


Согласовано

Заместитель директора

МБОУ «СШ №17 им. Героя Российской Федерации А.Б.Буханова»

________/Савина О.Э./


« » 2024 г.


Утверждаю

Директор МБОУ «СШ №17 им. Героя Российской Федерации А.Б.Буханова»


________/Балыкина В.Д./


« » 2024 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

направление: общеинтеллектуальное

«Занимательная математика»


5 класс

на 2024/2025 учебный год













Смоленск

2024


I.Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» разработана на основе Федерального государственного стандарта и ООП ООО МБОУ «СШ № 17 им. Героя Российской Федерации А.Б.Буханова».

Программа курса «Занимательная математика» предназначена для внеурочной работы и рассчитана на обучающихся 5-х классов, интересующихся математикой. Согласно ФГОС нового поколения проведение такого курса способствует самоопределению обучающихся при переходе к профильному обучению в средней и старшей школе.

Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем автономном обучении, а также интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся.

Программа внеурочной деятельности содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.

При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности учащихся, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий. В ходе занятий учащиеся выполняют практические работы, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.


Целью разработанной внеурочной деятельности является расширение математических знаний и умений, сохранение и развитие интереса учащихся к математике.

Задачи:
  1. в направлении личностного развития: развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры; значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

  2. в метопредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности; привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

  3. в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, высокой культуры математического мышления; оптимальное развитие математических способностей у учащихся; расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики.

  4. коммуникативные УУД: воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной; установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

Общая характеристика курса

Курс «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Большое внимание в курсе уделяется поэтапному формированию навыков самостоятельного выполнения заданий, самостоятельному получению свойств геометрических понятий, самостоятельному решению некоторых важных проблемных вопросов, а также выполнению творческих заданий конструкторского плана. А также большое внимание в курсе уделяется развитию речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Большое внимание в курсе уделяется развитию познавательных способностей. Термин познавательные способности понимается в курсе так, как его понимают в современной психологии, а именно: познавательные способности – это способности, которые включают в себя сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные способности, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами. Поэтому в данной программе создаются условия для познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся.

В основу программы курса легла современная концепция преподавания математики: составление проектов, игра «Математический бой», другие игровые формы занятий, различные практические занятия, геометрическое конструирование, моделирование, дизайн. В курсе присутствуют темы и задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.

Место курса внеурочной деятельности

Программа рассчитана на один год и предназначена для учащихся 5 классов. Изучать данный курс предлагается 1 час в неделю (всего 34 часа).


II. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса внеурочной деятельности

Участие школьников во внеурочной деятельности предполагает формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике.

Познавательные УУД:
  • анализировать информацию, выделяя в тексте задания основную информацию, и

  • выбирать рациональный способ рассуждения об объекте, его решения задачи;

  • строить рассуждения об объекте, его форме и свойствах;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения занимательных задач;

  • использовать его в ходе самостоятельной работы

Личностные УУД:
  • формирование целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

Регулятивные УУД:
  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений;

  • решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов

Коммуникативные УУД:
  • вести диалог, работать в парах и группах;

  • коррективно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

  • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки


III. Содержание курса внеурочной деятельности

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач.

Как возникло слово «математика». Счёт у первобытных людей. Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры. Славянские цифры. История возникновения названий «миллион», «миллиард», «триллион». Числа великаны.

Практика: Занимательные задачи «Сколько?». Загадки о числах. Игра «Весёлый счёт». Задачи на смекалку «Цифры спрятались». Защита проекта «В мире чисел».

Головоломки и числовые ребусы. Судоку. Старинные задачи. Задачи, решаемые способом перебора, «с конца». Логические задачи. Комбинаторные задачи. Графы. Круги Эйлера. Принцип Дирихле. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Задачи на движение нестандартного характера.

В задачах на переправы кто-то через что-то переправляется. В таких задачах принято (если явно не оговорено иного), что из подошедшей к берегу лодки все должны выйти на берег, даже тот, кто собирается плыть обратно. Иными словами, нельзя "выпрыгивать" и "выкидывать" что-то на берег.

Множество— одно из наиболее важных понятий математики. На этом уроке мы расскажем, что это такое, разберём, что такое элементы множества, конечные и бесконечные множества и другие термины, связанные с понятием множества.

Практика: Составление и решение ребусов, задач, загадок, связанных с математикой. Блиц- турнир по решению старинных занимательных задач. Задачи на сообразительность и смекалку «Затруднительные положения». Игра «Математический футбол» (игровой математический практикум по решению логических задач, головоломок). Соревнование «Кто больше». Турнир «Смекалистых» К.Гаусс. Л.Эйлер. Л.Ф.Магницкий. С.В. Ковалевская. Просмотр видеофильмов, содержащих информацию о великих учёных математиках России и Европы. Высказывания великих людей о значении математики.

IV.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности

  1. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000.-79с.

  2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя.-М.:Просвещение, 2001.-96.

  3. Криволапова Н.В. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. -М.: Просвещение. 2013. – 117с.

  4. Программа развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов «Внеурочная деятельность» автор: Н. А. Криволапова. — М.: Просвещение, 2012;

  5. Д.В.Григорьева, П.П.Степанова. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М: Просвещение, 2014 г.

  6. Ю.Баранова, А.Кисляков и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации. М: Просвещение, 2014 г.

  7. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.М. «Просвещение» 2011г.

  8. Екимова М.А., Кукин Г.П. Задачи на разрезание. М.: МЦНМО, 2002

  9. Мерлин А.В., Мерлина Н.И. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы): Учеб. Пособие, 2-е изд., испр. М.: Издат-школа, 2000.

  10. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике: Кн. для учащихся 5-7 кл. М.: Просвещение, 2002.

  11. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. 3-е изд., испр. и доп. М.: Айрис-пресс, 2010.

  12. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб.пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2005.

  13. Шейнина О.С., Соловьева Г.М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007.

Интернет ресурсы:

http://fgosreestr.ru/  Реестр примерных образовательных программ (ФГОС)

http://school.znanika.ru/  - страница электронной школы «Знаника».

http://russian-kenguru.ru/konkursy/kenguru/zadachi/2016goda русская страница конкурсов для школьников.

http://www.yaklass.ru/  страница образовательного проекта «Я-класс»

http://www.unikru.ru/  страница «Мир конкурсов от уникум» . Центр интеллектуальных и творческих состязаний.

http://nsportal.ru/ страницы учительского портала Социальной сети работников образования

http://www.rosolymp.ru/  Всероссийская олимпиада школьников материалы, результаты.








V. Календарно – тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности

5 класс (34ч)

занятия

Тема

Дата

По плану

По факту

1

История возникновения цифр и чисел. Числа великаны



2

Задачи, требующие большей сообразительности и более сложных вычислений



3

Сюжетные задачи, решаемые с конца



4

Сюжетные задачи, решаемые с конца



5

«Переправы»



6

Числовые ребусы



7

Геометрия: задачи на разрезание



8

Геометрия: задачи на разрезание



9

Повторение: Математическое соревнование



10

Пересечение и объединение множеств



11

Задача Пуассона (задачи на переливание)



12

Круги Эйлера



13

Геометрия: лист Мебиуса



14

Занимательные задачи на проценты



15

Занимательные задачи на проценты



16

Знакомство с логикой: «все», «некоторые», отрицание



17

Сумма и среднее арифметическое



18

Повторение: Математическое соревнование



19

Задачи на четность: чередование



20

Задачи на четность: чередование



21

«Обходы»



22

«Обходы»



23

«Взвешивания»



24

«Взвешивания»



25

Сюжетные задачи на совместную работу



26

Сюжетные задачи на совместную работу



27

Задачи на четность: разбиение на пары



28

Примеры и конструкции



29

Логические задачи



30

Логические задачи



31

Задачи, головоломки, игры



32

Замечательные кривые



33

Решение олимпиадных задач



34

Решение олимпиадных задач