ОБОУ СПО «Курский электромеханический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
бинарного учебного занятия по учебным дисциплинам
История и Литература
по теме:
Курский край в Отечественной войне 1812 года.
для специальности:
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Пояснительная записка
В 2012 году Россия отмечает великую дату - 200-летие изгнания армии
Наполеона из России. От исхода борьбы с таким сильным противником зависели политическая независимость и территориальная целостность государства. Война приобрела общенародный характер и получила название Отечественной.
Наша Курская губерния не подверглась разрушению со стороны наполеоновских войск, но свой вклад в победу над завоевателями тоже внесла.
Отечественная война 1812 года стала уроком и примером того, что великую победу может одержать только поистине великий народ – сплоченный, решительный и самоотверженный. И сейчас настал тот момент, когда Россия подошла еще к одному переломному этапу в истории. И именно сейчас необходимо вспомнить о подвигах совершенных предками, о том, как умеет Россия набирать мощь, потому что живет в ней народ необыкновенный, неповторимый, исполненный чувством гордости и патриотизма. В каждом регионе России сила русского народа, его национальное достояние.
Представленное занятие на тему «Курский край в Отечественной войне 1812 года» предполагает исследовательскую работу студентов по указанной теме в рамках учебных дисциплин «История» и «Литература». Данное занятие построено на основе проектного и кооперативного обучения студентов, что способствует не только активизации и интенсификации деятельности студента, но и дает возможность научиться применять полученные знания, реализовать свои индивидуальные творческие способности, попробовав себя в роли исследователя.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания – студент, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;
5)глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Технология проектного обучения строится на следующих этапах разработки проекта.
Стадии | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1. Разработка проектного задания | | |
1.1. Выбор темы проекта | Педагог отбирает возможные темы и предлагает их студентам. | Студенты обсуждают и принимают общее решение по теме. |
| Педагог предлагает студентам совместно отобрать тему проекта. | Группа студентов совместно с педагогом отбирает темы и предлагает для обсуждения |
| Педагог участвует в обсуждении тем, предложенных студентами. | Студенты самостоятельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения. |
1.2. Выделение подтем в тем проекта | Педагог предварительно вычленяет подтемы и предлагает студентам для выбора | Каждый студент выбирает себе подтему или предлагает новую. |
| Педагог принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта | Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый студент выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль). |
1.3. Формирование творческих групп | Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности | Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы | Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом. |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | преподаватель принимает участие в обсуждении | студенты в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: в данном случае исследовательский альбом |
2. Разработка проекта | Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность. | Студенты осуществляют поисковую деятельность |
3. Оформление результатов | Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность. | Студенты вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами. |
4. Презентация | Преподаватель организует экспертизу | Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью, учитывает оценки | Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия |
Вид данного учебного проекта – краткосрочный (до 10 часов).
Критериями оценки является достижение и цели проекта, и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.
Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
В процессе подготовки данного занятия использовался метод кооперативного обучения. Кооперативное обучение - это технология обучения в малых группах. Члены учебной группы разделяются на несколько малых групп и действуют по инструкции, специально разработанной для них преподавателем. Каждый из студентов работает над своим заданием, своей частью материала до полного понимания изучаемого вопроса и завершения работы над ним. Затем студенты обмениваются находками таким образом, что работа каждого является очень важной и существенной для работы всех остальных, поскольку без нее задание не будет считаться выполненным (часть важной информации будет потеряна, другие студентыгруппы ее не получат).
При подготовке данного занятия в группе было выделено три подгруппы, получившие общую тему для изучения, сформулированную в виде проблемного вопроса: принимал ли Курский край участие в Отечественной войне 1812 года? Используя синхронную или асинхронную коммуникацию, студенты должны проанализировать (структурировать) полученное задание и разбить на несколько подзаданий (в данном случае участие Курской губернии, фамильные документы, куряне-участники войны 1812 года, Марина Цветаева о войне). Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает (кто какую часть задания готовит).
Дальнейшая работа строилась по следующему плану:
| 1. Общение экспертов. Студенты, ответственные за конкретный вопрос, могут на этом этапе наладить контакты по сети со своими "коллегами" из других групп, получивших такое же точно задание. Их совместная задача - обсудить друг с другом стратегию поиска и |
представления этого материала другим членам группы, обменяться известной информацией по изучаемому вопросу.
| 2. Поиск и анализ информации. На этом этапе студенты работают индивидуально, собирая и анализируя информацию. Их задача на этом этапе - как можно детальнее познакомиться с вопросом, изучить материал с тем, чтобы это позволило |
им достичь "экспертного" уровня в этой области.
3. Тренировка экспертов. После сбора и первоначального анализа информации эксперты опять работают вместе. Они представляют собранную информацию друг другу, подводят итоги проделанной работы, вырабатывают окончательный | |
вариант презентации по данной теме, которую они затем представят другим участникам группы.
| 4. Общий сбор группы. Каждый из экспертов "возвращается" в установленный срок в свою группу и проводит презентацию. Его задача сводится к тому, что за минимальное время он должен научить своих |
однокурсников тому, что он узнал сам и представить учебные материалы, которыми он пользовался при подготовке к семинару. В сети подобные мероприятия удобнее всего проводить либо в виде общения студентов в рамках списков рассылки (можно и передавать текстовые материалы, и презентации PowerPoint), либо в виде мультимедийных телеконференций (видеоконференций).
| 5. Анализ работы. После завершения обмена презентациями и обсуждения всех вопросов, которые были недостаточно ясно отображены в презентациях, студенты переходят к обсуждению и оценке работы подгруппы в целом. Отмечается вклад |
каждого в общее дело, удалось ли работать командой, обсуждается учебный процесс (насколько удобно было общаться друг с другом, все ли было понятно и т.п.).
После завершения работы групп преподаватель оценивает их работу. Как оценивается работа группы? Во-первых, во время работы групп преподаватель отслеживает групповую динамику и индивидуальную активность студентов, поэтому в конце работы он уже может сделать определенный вывод об учебном процессе. Во-вторых, обычным способом проверки знаний студентов по технологии является выборочный опрос одного из студентов подгруппы. Преподаватель может, например, встретиться со студентом в чате и задать ему несколько вопросов, ответы на которые требуют хорошего владения материалом.
Успех работы групп кооперации напрямую зависит от умения преподавателя спланировать работу групп и от умения самих студентов построить свою учебную деятельность, сочетая индивидуальную работу с работой в парах и группой в целом. Цели такой работы должны быть понятны и доступны студентам. . При этом, студенты должны понимать, что это совместная деятельность, но каждый из них имеет в этой деятельности "свое лицо", сохраняет свою индивидуальность.
Методическая цель:
внедрение инновационных технологий обучения студентов
Образовательные цели:
- расширить представления студентов об Отечественной войне 1812 года, об истории родного Курского края, пробудить интерес к творчеству поэта «серебряного века» Марины Цветаевой, познакомить с литературным наследием нашего земляка Н.Платонова.
Развивающие цели:
- развивать умение и навыки грамотного общения, систематизировать информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие навыков исследовательской деятельности; создавать условия для овладения коммуникативно-информационными компетенциями.
Воспитательные цели:
- воспитывать патриотизм, интерес к изучению истории и литературы через изучение истории и литературы своей малой Родины, прививать культуру межличностного общения.
Данное занятие ориентировано на формирование целого ряда компетенций.
Ключевые компетенции. Развиваются навыки общения, ценностные ориентиры в сфере взаимодействия с окружающими, способы самоопределения в ситуации выбора, умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок.
Учебно-познавательные компетенции. Формируются умения ставить цель и организовывать ее достижение, умение пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы, находить причины явлений и событий современной действительности, делать выводы.
Коммуникативные компетенции. Формируются умения владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения, позитивные навыки общения, владение навыками диалогической и монологической речи; умение отвечать на вопросы одногруппников.
Информационные компетенции. Студенты учатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, учатся ориентироваться в информационных потоках, умению выделять в них главное, необходимое; умению осознанно воспринимать информацию, овладевают навыками использования информационных устройств (персональный компьютер).
Социокультурные компетенции. Студенты учатся определять свое место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, государстве; овладевают культурными нормами и традициями, приобретенными на собственном опыте; воспитывают в себе толерантность.
Тип учебного занятия: изучение нового материала
Вид учебного занятия: представление и защита проектов
Технологии инновационного обучения (ТИО): личностно-ориентированные технологии, кооперативные технологии, технология проектной деятельности, исследовательские технологии.
Методы и приёмы обучения: работа в малой группе, поисковый (эвристический) метод, использование аудиовизуальных технических средств, метод проектов, метод кооперативного обучения, исследовательский метод.
Время: 45 мин.
Наглядные пособия: мультимедийные презентации по теме
Раздаточный материал: листы саморефлексии.
Технические средства обучения: мультимедиа-проектор, автоматический экран, компьютер
Основная литература:
Курская губерния и Отечественная война 1812 года./ Памятная книга, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года . По материалам Курского областного краеведческого музея. //Под ред С.А. Пахомова. Курск, 2012
М.Цветаева. Стихотворения. М., 2011.
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org
http://www.old.kurskcity.ru
http://www.mke.su
Ход занятия
Структура занятия
Время | 5 мин. | 10 мин. | 15 мин. | 20 мин. | 25 мин. | 30 мин. | 35 мин. | 40 мин. | 45 мин. |
№ элемента | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организационный этап. Приветствие, проверка готовности группы.
Актуализация знаний.
2012 год богат на юбилейные даты, какие из них вы могли бы назвать?
980-летие города Курска
120-летие со дня рождения М.Цветаевой
200-летие Бородинского сражения
Вы абсолютно правы. В 2012 году Россия отмечает великую дату - 200-летие изгнания армии Наполеона из России.
Противостояние двух империй было вызвано стремлением Наполеона к господству в Европе и мире. От исхода борьбы с таким сильным противником зависели политическая независимость и территориальная целостность государства. Война приобрела общенародный характер и получила название Отечественной. 12 (24) июня 1812 года неприятель перешел границы России. Великой армии Наполеона противостояли русские армии под командованием Барклая де Толли, Багратиона и Тормасова. Русские войска с боями вели отступление и соединились в Смоленске. В ходе Смоленского сражения 4(16) - 6(18) августа план французского командования по разгрому основных сил русских был сорван.
Попытки противника развить наступление на Санкт-Петербург, Киев и Ригу были отбиты. 26 августа (7 сентября) 1812 года произошло знаменитое Бородинское сражение. Вследствие потерь, понесенных русскими при Бородино, М. И. Кутузов на военном совете в Филях принял решение оставить Москву. Осуществив марш-маневр, русская армия расположилась у села Тарутино. Неприятелю были закрыты дороги в южные губернии России. Русские войска получили пополнение, оружие и боеприпасы.
7(19) октября Наполеон покинул Москву и после неудачного для него
сражения под Малоярославцем был вынужден отступать по разоренной
Смоленской дороге. Теснимые авангардом русской армии, под постоянными
ударами казаков и партизан, французы несли большие потери. В сражении при Березине 14(26) - 16(28) ноября 1812 года большая часть Великой армии была уничтожена или пленена. К середине декабря ее остатки были изгнаны за пределы страны. Русская армия перешла границы России.
Народы Германии поднялись на борьбу с французскими завоевателями. Была создана шестая коалиция в составе России, Пруссии, Австрии, Великобритании и Швеции. Победы союзников при Кульме, Лейпциге и других сражениях 1813-1814 гг. привели к падению империи Наполеона, вернули суверенитет государствам и свободу народам Европы.
Наша Курская губерния не подверглась разрушению со стороны наполеоновских войск, но внесла ли она свой вклад в победу над Наполеоном нам предстоит сегодня выяснить.
Целеполагание.
Рассказ преподавателя о подготовительном этапе работы над проектом.
Представление и защита проектов.
Воспоминания современников о событиях, бывших в Курске в 1812 году (по воспоминаниям Н. Полевого) проект подготовили студенты группы ЭМ-11 Малыхин Роман, Осадчий Сергей.
Стихотворение Н.Полевого. «Кутузов».
Преподаватель: Как известно, ополчение от Курской губернии в 12-м году призвано не было. Но отдельные куряне, затерявшиеся среди многочисленных рядов нашей армии с 1805 по 1814 г.г., не уронили чести своей земли. Не даром Курск долгое время нес тяжелую порубежную борьбу с татарами и, надо думать, эта долговечная борьба выковала будущих героев 12-го года, наших великих предков.
2. Балк Михаил Дмитриевич. Проект подготовил студент группы ЭМ-11 Мазырин Никита
3. «Благотворитель и меценат». (Демидов Павел Николаевич). Проект подготовил студент группы ЭМ-11 Енин Алексей
4. Дука Илья Михайлович. Проект подготовил студент группы ЭМ-11 Золин Андрей.
5. Засядко Александр Дмитриевич. Проект подготовил студент группы ЭМ-11 Худяков Игорь
Стихотворение «Кончен бой…»
6. Монтрезор Карл Лукьянович и Муравьев-Виленский Михаил Николаевич. Проект подготовил Никулин Сергей.
7. Граф Аркадий Иванович Нелидов. Проект подготовил Томников Антон
Стихотворение о графе Нелидове.
8. Василий Сергеевич Рахманов. Проект подготовил студент группы ЭМ-11 Пахомов Михаил.
Стихотворение М.Цветаевой «Война, война»
9. Шварц Григорий Ефимович. Проект подготовил студент группы ЭМ-11 Глебов Алексей.
4. Подведение итогов. Таким образом, наша первоначальная гипотеза об участии Курской губернии в войне Отечественной войне 1812 подтвердилась. В Курской губернии проходил набор рекрутов и добровольцев из всех сословий. Город был превращен в центр снабжения и сбора средств для армии: провианта, медикаментов, оружия, лошадей и пр. В помещениях Коренной ярмарки размещались склады оружия. Были собраны пожертвования на сумму около 2 млн. руб. Через города и села губернии вглубь страны направлялись партии пленных. Многие наши земляки принимали участие в сражениях. Отечественная война 1812 года стала уроком и примером того, что великую победу может одержать только поистине великий народ – сплоченный, решительный и самоотверженный. И сейчас настал тот момент, когда Россия подошла еще к одному переломному этапу в истории. И именно сейчас необходимо вспомнить о подвигах совершенных предками, о том, как умеет Россия набирать мощь, потому что живет в ней народ необыкновенный, неповторимый, исполненный чувством гордости и патриотизма. В каждом регионе России сила русского народа, его национальное достояние.
Стихотворение М.Цветаевой «Народ»
5.Рефлексия
Что нового я узнал, работая над проектом?
Чему я научился работая над проектом?
Какие чувства вызывают во мне события 1812 года?