СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курский край в годы Отечественной войны 1812 г.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок создан на основ исследования студентов о героях Курского края - участниках ОТечественной войны 1812 г.

Просмотр содержимого документа
«Курский край в годы Отечественной войны 1812 г.»

ОБОУ СПО «Курский электромеханический техникум»







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

бинарного учебного занятия по учебным дисциплинам

История и Литература

по теме:

Курский край в Отечественной войне 1812 года.

для специальности:

Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)


Пояснительная записка


В 2012 году Россия отмечает великую дату - 200-летие изгнания армии
Наполеона из России. От исхода борьбы с таким сильным противником зависели политическая независимость и территориальная целостность государства. Война приобрела общенародный характер и получила название Отечественной.

Наша Курская губерния не подверглась разрушению со стороны наполеоновских войск, но свой вклад в победу над завоевателями тоже внесла.

Отечественная война 1812 года стала уроком и примером того, что великую победу может одержать только поистине великий народ – сплоченный, решительный и самоотверженный. И сейчас настал тот момент, когда Россия подошла еще к одному переломному этапу в истории. И именно сейчас необходимо вспомнить о подвигах совершенных предками, о том, как умеет Россия набирать мощь, потому что живет в ней народ необыкновенный, неповторимый, исполненный чувством гордости и патриотизма. В каждом регионе России сила русского народа, его национальное достояние.

Представленное занятие на тему «Курский край в Отечественной войне 1812 года» предполагает исследовательскую работу студентов по указанной теме в рамках учебных дисциплин «История» и «Литература». Данное занятие построено на основе проектного и кооперативного обучения студентов, что способствует не только активизации и интенсификации деятельности студента, но и дает возможность научиться применять полученные знания, реализовать свои индивидуальные творческие способности, попробовав себя в роли исследователя.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать   условия, при которых студенты: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

       1) в центре внимания – студент, содействие развитию его творческих способностей;

       2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении;

        3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития;

        4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

       5)глубокое, осознанное усвоение  базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Технология проектного обучения строится на следующих этапах разработки проекта.

Стадии

   Деятельность преподавателя

   Деятельность студентов

1. Разработка проектного задания

 

 

1.1. Выбор темы проекта

Педагог отбирает возможные темы и предлагает их студентам.

Студенты обсуждают и принимают общее решение по теме.

 

Педагог предлагает студентам совместно отобрать тему проекта.

Группа студентов совместно с педагогом отбирает темы и предлагает для обсуждения

 

Педагог участвует в обсуждении тем, предложенных студентами.

Студенты самостоятельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения.

1.2. Выделение подтем в тем проекта

Педагог предварительно вычленяет подтемы и предлагает студентам для выбора

Каждый студент выбирает себе подтему или предлагает новую.

 

Педагог принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый студент выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

 Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

преподаватель принимает участие в обсуждении

студенты в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: в данном случае исследовательский альбом

2. Разработка проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность.

Студенты осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность.

Студенты вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация

Преподаватель организует экспертизу

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью, учитывает оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

Вид данного учебного проекта – краткосрочный (до 10 часов).

Критериями оценки является достижение  и цели проекта, и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

В процессе подготовки данного занятия использовался метод кооперативного обучения. Кооперативное обучение - это технология обучения в малых группах. Члены учебной группы разделяются на несколько малых групп и действуют по инструкции, специально разработанной для них преподавателем. Каждый из студентов работает над своим заданием, своей частью материала до полного понимания изучаемого вопроса и завершения работы над ним. Затем студенты обмениваются находками таким образом, что работа каждого является очень важной и существенной для работы всех остальных, поскольку без нее задание не будет считаться выполненным (часть важной информации будет потеряна, другие студентыгруппы ее не получат).

При подготовке данного занятия в группе было выделено три подгруппы, получившие общую тему для изучения, сформулированную в виде проблемного вопроса: принимал ли Курский край участие в Отечественной войне 1812 года? Используя синхронную или асинхронную коммуникацию, студенты должны проанализировать (структурировать) полученное задание и разбить на несколько подзаданий (в данном случае участие Курской губернии, фамильные документы, куряне-участники войны 1812 года, Марина Цветаева о войне). Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает (кто какую часть задания готовит).

 Дальнейшая работа строилась по следующему плану:

1. Общение экспертов. Студенты, ответственные за конкретный вопрос, могут на этом этапе наладить контакты по сети со своими "коллегами" из других групп, получивших такое же точно задание. Их совместная задача - обсудить друг с другом стратегию поиска и

представления этого материала другим членам группы, обменяться известной информацией по изучаемому вопросу.

2. Поиск и анализ информации. На этом этапе студенты работают индивидуально, собирая и анализируя информацию. Их задача на этом этапе - как можно детальнее познакомиться с вопросом, изучить материал с тем, чтобы это позволило

им достичь "экспертного" уровня в этой области.

3. Тренировка экспертов. После сбора и первоначального анализа информации эксперты опять работают вместе. Они представляют собранную информацию друг другу, подводят итоги проделанной работы, вырабатывают окончательный

вариант презентации по данной теме, которую они затем представят другим участникам группы.

4. Общий сбор группы. Каждый из экспертов "возвращается" в установленный срок в свою группу и проводит презентацию. Его задача сводится к тому, что за минимальное время он должен научить своих

однокурсников тому, что он узнал сам и представить учебные материалы, которыми он пользовался при подготовке к семинару. В сети подобные мероприятия удобнее всего проводить либо в виде общения студентов в рамках списков рассылки (можно и передавать текстовые материалы, и презентации PowerPoint), либо в виде мультимедийных телеконференций (видеоконференций).

5. Анализ работы. После завершения обмена презентациями и обсуждения всех вопросов, которые были недостаточно ясно отображены в презентациях, студенты переходят к обсуждению и оценке работы подгруппы в целом. Отмечается вклад

каждого в общее дело, удалось ли работать командой, обсуждается учебный процесс (насколько удобно было общаться друг с другом, все ли было понятно и т.п.).

После завершения работы групп преподаватель оценивает их работу. Как оценивается работа группы? Во-первых, во время работы групп преподаватель отслеживает групповую динамику и индивидуальную активность студентов, поэтому в конце работы он уже может сделать определенный вывод об учебном процессе. Во-вторых, обычным способом проверки знаний студентов по технологии является выборочный опрос одного из студентов подгруппы. Преподаватель может, например, встретиться со студентом в чате и задать ему несколько вопросов, ответы на которые требуют хорошего владения материалом.

Успех работы групп кооперации напрямую зависит от умения преподавателя спланировать работу групп и от умения самих студентов построить свою учебную деятельность, сочетая индивидуальную работу с работой в парах и группой в целом. Цели такой работы должны быть понятны и доступны студентам. . При этом, студенты должны понимать, что это совместная деятельность, но каждый из них имеет в этой деятельности "свое лицо", сохраняет свою индивидуальность.

Методическая цель:

внедрение инновационных технологий обучения студентов

Образовательные цели:

- расширить представления студентов об Отечественной войне 1812 года, об истории родного Курского края, пробудить интерес к творчеству поэта «серебряного века» Марины Цветаевой, познакомить с литературным наследием нашего земляка Н.Платонова.

Развивающие цели:

- развивать умение и навыки грамотного общения, систематизировать информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, развитие навыков монологической и диалогической речи, развитие навыков исследовательской деятельности; создавать условия для овладения коммуникативно-информационными компетенциями.

Воспитательные цели:

- воспитывать патриотизм, интерес к изучению истории и литературы через изучение истории и литературы своей малой Родины, прививать культуру межличностного общения.

Данное занятие ориентировано на формирование целого ряда компетенций.

Ключевые компетенции. Развиваются навыки общения, ценностные ориентиры в сфере взаимодействия с окружающими, способы самоопределения в ситуации выбора, умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок.

Учебно-познавательные компетенции. Формируются умения ставить цель и организовывать ее достижение, умение пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы, находить причины явлений и событий современной действительности, делать выводы.

Коммуникативные компетенции. Формируются умения владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения, позитивные навыки общения, владение навыками диалогической и монологической речи; умение отвечать на вопросы одногруппников.

Информационные компетенции. Студенты учатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, учатся ориентироваться в информационных потоках, умению выделять в них главное, необходимое; умению осознанно воспринимать информацию, овладевают навыками использования информационных устройств (персональный компьютер).

Социокультурные компетенции. Студенты учатся определять свое место и роль в окружающем мире, семье, коллективе, государстве; овладевают культурными нормами и традициями, приобретенными на собственном опыте; воспитывают в себе толерантность.

Тип учебного занятия: изучение нового материала

Вид учебного занятия: представление и защита проектов

Технологии инновационного обучения (ТИО): личностно-ориентированные технологии, кооперативные технологии, технология проектной деятельности, исследовательские технологии.

Методы и приёмы обучения: работа в малой группе, поисковый (эвристический) метод, использование аудиовизуальных технических средств, метод проектов, метод кооперативного обучения, исследовательский метод.

Время: 45 мин.

Наглядные пособия: мультимедийные презентации по теме

Раздаточный материал: листы саморефлексии.

Технические средства обучения: мультимедиа-проектор, автоматический экран, компьютер

Основная литература:

  1. Курская губерния и Отечественная война 1812 года./ Памятная книга, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года . По материалам Курского областного краеведческого музея. //Под ред С.А. Пахомова. Курск, 2012

  2. М.Цветаева. Стихотворения. М., 2011.

Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org

  2. http://www.old.kurskcity.ru

  3. http://www.mke.su

Ход занятия

Структура занятия

Время

5 мин.

10 мин.

15 мин.

20 мин.

25 мин.

30 мин.

35 мин.

40 мин.

45 мин.

№ элемента

1

2

3

4

5


  1. Организационный этап. Приветствие, проверка готовности группы.

  1. Актуализация знаний.

2012 год богат на юбилейные даты, какие из них вы могли бы назвать?

980-летие города Курска

120-летие со дня рождения М.Цветаевой

200-летие Бородинского сражения

Вы абсолютно правы. В 2012 году Россия отмечает великую дату - 200-летие изгнания армии Наполеона из России.

Противостояние двух империй было вызвано стремлением Наполеона к господству в Европе и мире. От исхода борьбы с таким сильным противником зависели политическая независимость и территориальная целостность государства. Война приобрела общенародный характер и получила название Отечественной. 12 (24) июня 1812 года неприятель перешел границы России. Великой армии Наполеона противостояли русские армии под командованием Барклая де Толли, Багратиона и Тормасова. Русские войска с боями вели отступление и соединились в Смоленске. В ходе Смоленского сражения 4(16) - 6(18) августа план французского командования по разгрому основных сил русских был сорван.

Попытки противника развить наступление на Санкт-Петербург, Киев и Ригу были отбиты. 26 августа (7 сентября) 1812 года произошло знаменитое Бородинское сражение. Вследствие потерь, понесенных русскими при Бородино, М. И. Кутузов на военном совете в Филях принял решение оставить Москву. Осуществив марш-маневр, русская армия расположилась у села Тарутино. Неприятелю были закрыты дороги в южные губернии России. Русские войска получили пополнение, оружие и боеприпасы.

7(19) октября Наполеон покинул Москву и после неудачного для него
сражения под Малоярославцем был вынужден отступать по разоренной
Смоленской дороге. Теснимые авангардом русской армии, под постоянными
ударами казаков и партизан, французы несли большие потери. В сражении при Березине 14(26) - 16(28) ноября 1812 года большая часть Великой армии была уничтожена или пленена. К середине декабря ее остатки были изгнаны за пределы страны. Русская армия перешла границы России.

Народы Германии поднялись на борьбу с французскими завоевателями. Была создана шестая коалиция в составе России, Пруссии, Австрии, Великобритании и Швеции. Победы союзников при Кульме, Лейпциге и других сражениях 1813-1814 гг. привели к падению империи Наполеона, вернули суверенитет государствам и свободу народам Европы.

Наша Курская губерния не подверглась разрушению со стороны наполеоновских войск, но внесла ли она свой вклад в победу над Наполеоном нам предстоит сегодня выяснить.

Целеполагание.

Рассказ преподавателя о подготовительном этапе работы над проектом.

  1. Представление и защита проектов.

  1. Воспоминания современников о событиях, бывших в Курске в 1812 году (по воспоминаниям Н. Полевого) проект подготовили студенты группы ЭМ-11 Малыхин Роман, Осадчий Сергей.

Стихотворение Н.Полевого. «Кутузов».

Преподаватель: Как известно, ополчение от Курской губернии в 12-м году призвано не было. Но отдельные куряне, затерявшиеся среди многочисленных рядов нашей армии с 1805 по 1814 г.г., не уронили чести своей земли. Не даром Курск долгое время нес тяжелую порубежную борьбу с татарами и, надо думать, эта долговечная борьба выковала будущих героев 12-го года, наших великих предков.

2. Балк Михаил Дмитриевич. Проект подготовил студент группы ЭМ-11 Мазырин Никита

3. «Благотворитель и меценат». (Демидов Павел Николаевич). Проект подготовил студент группы ЭМ-11 Енин Алексей

4. Дука Илья Михайлович. Проект подготовил студент группы ЭМ-11 Золин Андрей.

5. Засядко Александр Дмитриевич. Проект подготовил студент группы ЭМ-11 Худяков Игорь

Стихотворение «Кончен бой…»

6. Монтрезор Карл Лукьянович и Муравьев-Виленский Михаил Николаевич. Проект подготовил Никулин Сергей.

7. Граф Аркадий Иванович Нелидов. Проект подготовил Томников Антон

Стихотворение о графе Нелидове.

8. Василий Сергеевич Рахманов. Проект подготовил студент группы ЭМ-11 Пахомов Михаил.

Стихотворение М.Цветаевой «Война, война»

9. Шварц Григорий Ефимович. Проект подготовил студент группы ЭМ-11 Глебов Алексей.

4. Подведение итогов. Таким образом, наша первоначальная гипотеза об участии Курской губернии в войне Отечественной войне 1812 подтвердилась. В Курской губернии проходил набор рекрутов и добровольцев из всех сословий. Город был превращен в центр снабжения и сбора средств для армии: провианта, медикаментов, оружия, лошадей и пр. В помещениях Коренной ярмарки размещались склады оружия. Были собраны пожертвования на сумму около 2 млн. руб. Через города и села губернии вглубь страны направлялись партии пленных. Многие наши земляки принимали участие в сражениях. Отечественная война 1812 года стала уроком и примером того, что великую победу может одержать только поистине великий народ – сплоченный, решительный и самоотверженный. И сейчас настал тот момент, когда Россия подошла еще к одному переломному этапу в истории. И именно сейчас необходимо вспомнить о подвигах совершенных предками, о том, как умеет Россия набирать мощь, потому что живет в ней народ необыкновенный, неповторимый, исполненный чувством гордости и патриотизма. В каждом регионе России сила русского народа, его национальное достояние.

Стихотворение М.Цветаевой «Народ»

5.Рефлексия

Что нового я узнал, работая над проектом?

Чему я научился работая над проектом?

Какие чувства вызывают во мне события 1812 года?