Ирина Михайловна Моисеенко
Учитель ОПК, ОРКСЭ и истории Курского края
Квалификационная категория высшая
МБОУ « Рышковская сош» Курского района Курской области
Педагогический стаж 37 лет
Класс: 4
Форма проведения: литературная гостиная
Тема: « Курский край в творчестве нашего односельчанина,
поэта Юрия Асмолова».
Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством курских поэтов;
Задачи: расширить знакомство с творчеством поэта – односельчанина Асмолова Юрия Николаевича
воспитывать на стихах поэта любовь к родному краю и бережное отношение ко всему, что нас окружает.
Перечень УУД, сформированных на занятии:
Личностные УУД - умение оценивать нравственную сторону содержания стихов поэта,
Познавательные общеучебные - осмысливание главных мыслей поэта о красоте родного края
Коммуникативные: использование средств речи для получения информации, умение самовыражения - задавать вопросы, развивать способность слушать.
Оборудование: выставка книг автора, портреты поэта, видеозапись Баллада о городе «Я из Курска».
Формы организации деятельности обучающихся: внеклассное мероприятие
В рамках школьного проекта «Наши знаменитые земляки» обучающиеся 7-8 класса, изучающие предмет «История Курского края» изучают биографии земляков, прославивших наш Курский край своими делами, подвигами, творчеством. Затем знакомят с ними учащихся начальных классов на уроках внеклассного чтения, в рамках краеведческой недели, во время патриотических месячников, проводят внеклассные мероприятия, создают банк проектных, творческих работ и презентаций.
« Курский край в творчестве нашего односельчанина,
поэта Юрия Асмолова».
Просмотр видеозаписи баллада о городе «Я из Курска»
Учитель: Богат талантами Курский край. С древнейших времён и до наших дней Курская земля - это источник вдохновения для творчества писателей, поэтов, художников, композиторов. Его прекрасную природу, богатую историю и замечательных людей воспели в своих произведениях писатели, поэты, художники и музыканты Афанасий Фет, Николай Асеев, Евгений Носов, Константин Воробьёв, Егор Полянский, художник Александр Дейнека, композитор Георгий Свиридов и многие- многие другие.
Сколько стихов сложено о своей малой родине, сколько песен уже спето и будет спето о местах, которые человек не в силах забыть, которые ни при каких обстоятельствах нельзя предать.
Ученик 8 класса:
«Князь Барятинский, Щепкин, Хрущёв,
Клыков, Носов, Великий Свиридов
Прославляли наш город во всём
Кто талантом, а кто грозным видом.
И Плевицкая и Винокур,
И Саровский – святейший мирянин!
Созидатели разных культур
Носят общее имя – КУРЯНЕ!» (Юрнест Алин «Я из Курска»)
Учитель:
Ребята, скажите, о ком мы с вами будем говорить на наших занятиях?
Правильно, о курянах, о людях прославивших наш Курский край своим творчеством, своими делами, своими подвигами. Много новых фамилий мы узнаем, а с кем-то из них просто познакомимся поближе.
Вы подготовили для внеклассного занятия, так называемые Былинки – то есть, по мнению самого автора, крохотные рассказы о крохотных людях. Вы готовы их читать по ролям?
Обучающиеся 4 класса читают рассказы Ю.Н. Асмолова «Луна», «Бесплатный», «Бабушка «Мимо», «Обнова», «Счастливый». (Приложение 1)
Учитель:
Скажите, а вы кого-нибудь узнали в этих рассказах? Правильно, это и наша техслужащая школы Раиса Георгиевна и её уже взрослые сыновья, мальчишки с нашей улицы и бабушка Нина, которой уже нет в живых. А эти замечательные рассказы живут и радуют нас своими незамысловатыми сюжетами взятыми из жизни наших односельчан.
Догадались кто автор этих Былинок? А что вы знаете об авторе этих рассказов?
Рассказы детей о Ю.Н. Асмолове.
Учитель:
Спасибо, что вы знаете о наших земляках и немало хороших слов сказали о Юрии Николаевиче. А еще Юрий Николаевич написал много стихов о нашем крае, о людях живущих рядом с нами, о тех проблемах, которые приходится преодолевать курянам. А более подробно с творчеством нашего односельчанина вас познакомят ребята из 7и 8 классов.
Ученик 7 класса: Песня о Курске (Приложение 2)
Учитель: Мы узнаем, каким же видит Юрий Николаевич свой древний Курский край, наше село. Вы с удивлением откроете для себя его проникновенные, лирические строки об удивительных курских местах, о достопримечательностях нашего древнего Курского края, да и просто о той «тихой родине», которую нельзя не воспевать и прославлять своим творчеством.
Ученик 7 класса На взгорке Средней Полосы (Приложение 2)
Ученик 8 класса: О себе Ю. Асмолов писал: «Родился я третьего февраля 1961 года в Курске. Но так как родители мои, недавно переселившиеся в Курск из Фатежского района, мыкались по чужим квартирам, меня, 9 месяцев от роду, отвезли на родину отца - в село Молотычи, где я прожил раннее детство с бабушкой и дедушкой, окружённый любовью….»
Теперь легко представить, откуда у Юрия Асмолова чистые, проникновенные строки признания в любви своей малой родине. Давайте послушаем стихотворение «Молотычи»
Ученик 7 класса: «Молотычи» (Приложение 2)
Ученик 8 класса: Юрий Николаевич всегда отзывается на приглашение наших школьников и с удовольствием присутствует на наших мероприятиях. Лирический певец родных мест – села Клюква, где построил свой дом и вырастил сыновей, сейчас помогает растить внука Василька. Детство поэта прошло в тихом селе Молотычи Фатежского района. В 1986 году окончил Курский Сельскохозяйственный институт. Стихи стал писать со «школьной скамьи». Впервые его стихи были напечатаны в 1989году в районной газете «Сельская новь», затем – в «Молодой гвардии», «Курской правде», в Курских альманахах «Порубежье», «Толока» и в Московских журналах «Бег», «Воин России».
Ученик 8 класса: В 1995 году вышла книга стихотворений «Просинец», в 1996 – «На крутояре». В 1998 году принят в Союз писателей России. В 2000 вышла третья книга – «Строкой любви и состраданья». В 2004 – сразу две книги стихотворений «Озимая пшеница» и «Письма из деревни». А затем новые сборники: «До востребования», «Недосказанность русского лета», «Иней», «Друзья мои, писатели», «Кружатся листья». С этими сборниками вы можете познакомиться на нашей выставке. В настоящее время Юрий Николаевич работает педагогом - организатором во Дворце пионеров и школьников города Курска.
Ученик 7 класса: «Певец и Дворец» (Приложение 2)
Ученик 8 класса: Каждый год у Юрия Николаевича наполнен интересными событиями. Написаны новые стихи, в литературном музее состоялся творческий вечер, собравший многочисленных почитателей его таланта. А самое главное - радостная весть из Москвы: Юрий Асмолов стал лауреатом московского Международного конкурса «Золотое перо».
Стихотворение «Иней» легло в основу написания романса Вадимом Шевцовым.
Ученик 7 класса: Иней (Приложение 2)
Ученик 8 класса: Огромные российские пространства, хорошее знание жизни в глубинке, широта кругозора и кровное родство с Курской землёй - вот где подглядел поэт сюжеты своих стихотворений, вот откуда черпает он своё вдохновение. В стихах Асмолова отразились впечатления детства. Все, что впитал он от своих бабушки с дедом: чувство доброты, сострадания, уважение к народным христианским традициям.
Ученик 7 класса: В Коренной пустыни (Приложение 2)
Ученик 8 класса: А как приятно услышать в стихах Асмолова названия своих населённых пунктов, словно босиком по росе пробегаешь по знакомым с детства курским деревушкам. Среди них есть и наше село Клюква. Именно о нём он пишет в стихотворении «Листопадовка». Мне кажется, что такое милое название подходит к каждому уголку курской земли.
Ученик 7 класса: «Листопадовка» (Приложение 2)
Ученик 8 класса: Кто любит поэзию, тот непременно увидит в строчках поэта Асмолова необыкновенную образность его стихов. Юрий Николаевич настолько живо рисует то, что мы с вами видим каждый день, Черноземье и всю Россию, природу, любовь, нравственность, творчество. Роль нашего односельчанина поэта в обществе - создатель - влюблённый, страдающий, размышляющий об устройстве родной земли.
Ученик 7 класса: «Чернозёмная полоса» (Приложение 2)
Ученик 8 класса: Темой для стихов становится всё, что окружает поэта, - незатейливый деревенский быт, в котором так много поэзии, а главное о людях, живущих рядом с поэтом. Ему понятны разговоры простых людей, особенно по языку, и в стихах порой трудно различить, где говорят они, а где сам поэт.
У него много стихов о детях - своих и чужих, теплым мягким юмором отзывающихся на игры и тайны детской души, стихи о майском жуке, без которого не обходится ни одно деревенское детство. Стихи о любви, о музыке, о смысле жизни и поэзии, о родной природе, настраивающей душу на высокий лад. Они счастливо ложатся в общую строку поэта - и его знаменитая на всю округу гармонь, ставшая символом и красной нитью песен поэта, его Клюквы и Молотычей:
Ученик 7 класса: «Андрейка » (Приложение 2)
Ученик 7 класса: «На Сейме » (Приложение 2)
Ученик 8 класса: «Отчее захолустье» - так называет Асмолов родные места, гордясь ими и любя: «цветение сирени, прелый запах осенних листьев, и даль, и обрусевший бульданеж, и февраля отчаянный мятеж. У него – «пугливая ладошка тополька », «качает небо девочку – луну», «теплом обманутый осинник усыпали грибы...»
Ученик 7 класса: «Курск» (Приложение 2)
Ученик 8 класса: Юрий Асмолов — лирический поэт, жаждущий преобразования мира, он хочет направить людей на путь любви, добра, заботы друг о друге. Он верит в счастье и убеждает в этом читателя. Его буквально переполняет стремление быть полезным людям, что в его представлении это прежде всего стихи слагать «сильные и нужные»:
Ученик 7 класса:
Мне песню хочется сложить,
Чтоб песня пелась,
И чтоб хотелось людям жить,
Любить хотелось!
Я хочу, чтобы песни мои
Долетали до края суши,
Семенами добра и любви
Западая в сердца и души
Ученик 8 класса: Юрий Асмолов — свидетель, участник и созидатель жизни одновременно. Его стихи говорят о его кровной близости с этой землёй, её историей и природой, её болями и радостями. Юрий Николаевич Асмолов настоящий поэт – Гражданин. Его сердце чутко отзывается на то, что происходит в стране. «Пишу о том, что вижу», - заявил он в одном из своих стихотворений. Стихи поэта читаются легко, они понятны любым возрастам, их звучание красиво и поэтично Его любят читатели, встречи с ним проходят при полных залах.
Ученик 7 класса: «Стрелецкая степь» (Приложение 2)
Ученик 8 класса: Настоящие стихи сродни народным песням: они поселяются в души, волнуя их, и живут долго-долго. Кажется, что они и не творение человека, а явление природное: как ветер и вечер, как снегопад и рассвет... И мало кто из прочитавших или услышавших великие строки, не впитывет в себя их свет и мудрость, их порывистость и тепло...
Ученик 7 класса: «Сергий Радонежский!» (Приложение 2)
Ученик 8 класса:
Вот из чего соткана его поэзия! Так вершится милая сердцу поэта жизнь. Поэту дано главное - внутреннее ощущение жизни как поэзии, и он щедро делится этим с читателем. С нами школьниками, с односельчанами, со своими близкими, со всеми почитателями своего таланта. А вот эти строки особенно западают в душу: «Соловьиный край! Всё пуще я убеждаюсь вновь и вновь,
Что в груди моей большущая к малой родине любовь...»
Ученик 7 класса: И хочется нам воспевать свою малую Родину, свой Курский район, своё село: Это стихотворение сочинила наша выпускница Андросова Анна.
«А в нашей Курской области районов очень много,
Но только лишь к заветному приводит вновь дорога.
Район родной мой Курский, милей и ближе нет:
О, сколькими поэтами красиво был воспет.
Клюква моя – жемчужина и в сердце нету лести.
Мне хорошо живётся, живу в прекрасном месте.
Люблю и лес, и речку, и трели соловья,
И жизнь, и дом, и школу, тебя, Клюква моя».
Учитель: Так давайте любить этот малый «уголок земли», беречь его, защищать, делать всё, что в наших силах, чтобы он процветал и становился год от года лучше и краше. Вы сегодня сумели почувствовать настроения поэтических произведений поэта, приобщились к поэтическому слову о родной земле. Значит, ваши души умеют сочувствовать, сопереживать. Я надеюсь, что наше внеклассное мероприятие сумело заинтересовать вас творчеством Юрия Николаевича Асмолова, талантливого человека, нашего земляка, односельчанина.
Рефлексия:
Доскажи словечко как поэт (фразы из стихов Ю.Асмолова)
1. Для меня всех других напевней
Родниковые наши слова-
Ими названы сёла, деревни:
………………… (Хмелевое. Лебяжье, Клюква)
2.На взгорке Средней Полосы
Сияют бусины росы!
Ты краше всех, родная Русь,
…………………. (Я на тебя всю жизнь молюсь.)
3. Соловьиный край! Всё пуще я
Убеждаюсь вновь и вновь,
Что в груди моей большущая
………………… (К малой родине любовь…)
4. Иду… Какая радость
Опять увидеть свет вдали
И верить в счастье, верить в святость
………………….. (Родной израненной земли…)
5. Я здешний, я тутошний: родом
С наших курских печальных полей,
И навечно сроднён я с народом
………………….. (В полосе чернозёмной моей!)
Творческое задание: нарисовать иллюстрацию к наиболее запомнившемуся стихотворению поэта.