КУРСКИЙ РАБФАК: КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Шмальц И. В.,
студент специальности «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования»
ОБПОУ «КЭМТ»
Руководитель:
Горелова И.А.,
преподаватель ОБПОУ «КЭМТ»
После событий Октября 1917 г. молодому советскому государству требовались квалифицированнее специалисты. Но в условиях подавляющей неграмотности населения, поступление в вузы выходцам из рабоче-крестьянской среды было проблематично. Дело в том, что у рабочей молодежи и взрослых того времени были огромные пробелы в образовании. Многие из них в своём обучении не пошли дальше начальной школы. А значит, нужно было «подтянуть» будущих абитуриентов-рабочих до уровня знаний, необходимых для поступления.
В 1919 году советское государство ввело общеобразовательные учебные заведения под сокращенным названием рабфак (рабочий факультет). Они готовили молодежь и даже более зрелых людей к поступлению в вузы. Рабфаки должны были дать возможность «пролетаризировать» высшую школу. В них обучались рабочие и крестьяне. Надо сказать, что рабфаки были уникальным советским изобретением, которое могло появиться только в молодой пролетарской республике. Спорить о том, насколько оно оказалось полезно или вредно, можно долго. В первые годы своего существования советская власть остро нуждалась в специалистах самого разного профиля — и тут рабфаки, безусловно, очень помогли. Ускоренными темпами они выпускали со своих конвейеров абитуриентов, «готовых» для получения профессионального образования в вузах, нередко без всякого отбора и экзаменов.
Надо сказать, что рабоче-крестьянская молодежь оказалась жадна до знаний, в получении которых царским режимом ей было отказано в силу социального происхождения. Далеко не всем парням и девушкам довелось закончить даже начальную, не говоря уже о средней школе.
И вот с таким скудным багажом знаний молодежь со всей страны устремилась в большие города за высшим образованием. «Среди нас были люди самой различной степени подготовленности, различного возраста, различного жизненного опыта. Очень немногие имели за плечами семилетку, большинство закончило только сельскую школу или школу фабзавуча, а иные всего лишь ликбез» - вспоминает выпускник рабфака.
Однако, вчерашним красноармейцам, матросам, пахарям и кузнецам гранит науки оказался не по зубам, не хватало элементарных базовых знаний. Положение надо было спасать. И тут как нельзя кстати пришлась инициатива главного советского историка тех лет Михаила Покровского. Он предложил создать школу, которая стала бы промежуточным этапом между средней и высшей ступенями образования. Идея пришлась по душе новой власти. Для рабоче-крестьянской молодежи вскоре стали открывать специальные курсы предподготовки, на которых ей давали общие знания, необходимые для обучения в вузе хотя бы на начальном этапе. Эти курсы и стали называться «рабочими факультетами», а проще — рабфаками. Именно они должны были выполнить социальный заказ на подготовку студентов из рабочей и крестьянской среды для университетов и институтов. Задачу рабфаков нарком просвещения А.В.Луначарский определял так: «Значение рабфаков заключается в том, что они не только предназначены для пополнения первого курса различных высших учебных заведений нормально подготовленным элементом при слабом функционировании средней школы, но и для облегчения пролетариату фактически завоевать эти высшие школы для себя. Рабфак есть канал, приспособленный к проникновению в университеты фабрично-заводских рабочих».
Поступающий на рабфак должен был быть не моложе 16 лет, иметь образование в объеме 4 классов I ступени и не менее 1 года производственного стажа. Но главное, у него должно быть подходящее социальное происхождение – пролетарское или крестьянское. И никаких дворянских или интеллигентских кровей. Разумеется, в биографии будущего рабфаковца не могло быть позорных пятен вроде раскулаченных или эмигрировавших родственников. Перед поступлением на рабфак абитуриент заполнял опросный лист. Наиболее интересен и особенно важен был при зачислении в рабфак пункт 20: Социальное положение родителей: а) рабочий, батрак - колхозник; в) единоличник и какой именно социальной группы (бедняк, середняк, кулак); г) служащий; д) специалист научный работник, инженер, агроном, врач, учитель и т.д.; е) кустарь; ж) торговец. Социальное прошлое родителей висело над их детьми. Лица нефизического труда, т.е. служащие, принимались на факультет по остаточному принципу — только при наличии свободных мест и комсомольского стажа. [4]
Исторических документов о рабфаке почти не сохранилось. В Государственном архиве общественно-политической истории Курской области Курскому рабфаку посвящен фонд 1464 , насчитывающий 10 единиц хранения.
Известно, что рабфак в городе Курске существовал с весны 1919 г., будучи открытым при местном народном университете в качестве подготовительных курсов. Но, не имея достаточно четкой структуры, присущей рабфакам, он не был зарегистрирован отделом рабочих факультетов как таковой. Признавая положение ненормальным, местные власти обратились в отдел рабфаков с просьбой о его официальном утверждении. Благодаря этим действиям, осенью 1919 г. Курский рабфак был официально утвержден центральными государственными органами как самостоятельное учебное заведение.
Курский рабфак размещался в старинном, красивой архитектуры здании, в котором ранее находилось Курское реальное училище имени М.И. Голенищева-Кутузова. В момент возникновения на рабфаке насчитывалось 334 слушателя, для которых на втором этаже было предназначено общежитие на 110 человек. Забегая вперед, отметим, что в 1923 г. под общежитие рабфаковцев был отведен дом Гладкова, расположенный неподалеку. По социальному составу 63% из слушателей рабфака были рабочими, 25% — крестьянами. 29% являлись членами РКП(б), 28% — комсомольцами. [1, д.1]
На рабфак для преподавания учебных дисциплин были приглашены наиболее опытные и сильные педагоги. Интересна система преподавания на рабфаке – если лектор не успевал донести до слушателей материал, то лекция продолжалась до окончания исчерпывающих вопросов. Преподаватели составляли подробные конспекты и прорабатывали их на коллегии лектора. Советская молодежь, севшая за парты рабфака, уже имела немалый жизненный опыт, нередко революционный или фронтовой, чувствовала себя гегемоном в пролетарском государстве, смотрела на многое свысока. Так что преподавателям зачастую приходилось непросто с такими студентами. Одна из преподавателей рабфака вспоминает: «В группе, где было много фронтовиков, один из них написал с ошибкой в инфинитиве глагол «учиться». Написал без «ь» и не соглашался исправить ошибку, а обратился к аудитории: «Голоснём, ребята». И сказал это совершенно серьезно. Правда, большинством студентов это предложение было встречено веселой насмешкой». [1, д.9, л.9]
При знакомстве с фотографиями рабфаковцев, обращаем внимание, что все учащиеся довольно молоды. Подавляющее большинство парней в рубашках-косоворотках, что уже внешне свидетельствует об их самом демократическом, чаще всего крестьянском, происхождении. Большинство преподавателей-мужчин запечатлено в светлых толстовках. Девушки, как во все времена, одеты разнообразно с простыми или кокетливыми прическами.
Обучение на рабочем факультете очень много давало в ту пору, перед выпускником рабфака открывалась не только возможность получения высшего образования, но и возможность карьерного роста. Несомненно, что многие выпускники рабфака проявили себя в разных видах полезной для страны деятельности.
Отметим, что знания студентов рабфака, как и во все времена, были разными (среди них были отличники, хорошисты и те, кто учился посредственно). Студентам-рабфаковцам приходилось довольно трудно совмещать подчас тяжелую дневную работу с вечерней учебой. Вот пример одного рабфаковца. Он в ту пору работал путейцем на железной дороге. В те годы автобусов не было, а на велосипеде по курским холмам ехать было трудно. И вот после 8 часового рабочего дня надо было идти на занятия в рабфак, а потом снова домой. Но желание получить образование было сильнее усталости.
Начало 1920-х гг. период разрухи и голода. Чаще всего трудности в быту рабфаковцы преодолевали вместе. «При получении стипендии тут же отдавали часть денег старосте. Установили дежурства. Дежурный обязан был не только поддерживать чистоту в комнате, но и, получив определенную сумму от старосты, закупать продукты и готовить еду на всю «коммуну», повкуснее и подешевле. Но и это не было последней ступенью «обобществления» средств. Каждый месяц, в день получки стипендии, мы обсуждали на общем собрании: кому и что покупать из обуви и одежды. Деньги выделяли в первую очередь тем, кому было совершенно необходимо пополнить гардероб — ботинки ли «каши просят» или последняя будничная кофтенка прохудилась, разлезается по всем швам», — вспоминают посетители рабочих курсов. [1, д.9, л.8.]
Учились рабфаковцы старательно. Государство победившей пролетарской диктатуры пристально следило за усердием слушателей подготовительных курсов и не собиралось давать бесплатное образование лоботрясам и идеологически чуждым элементам: «учащиеся, пропустившие без уважительных причин 3 дня в течение месяца, без усердия относившиеся к учебе, подлежали исключению». Если студенты самовольно отлучались с занятий, за этим следовало наказание – до 3-х суток ареста с правом посещения занятий. Отпуск давался только в экстремальном случае.
Вернемся к воспоминаниям рабфаковца: «У нас начались регулярные занятия. Они иногда чередовались с экскурсиями в музеи, на выставки и на природу. За три года мы должны были пройти ускоренно курс по полной программе средней (девятилетней в то время) школы. Занятия строились с учетом того, что начинающий студент умеет бегло читать и писать и знает четыре действия арифметики. Основными предметами, которым мне пришлось уделять максимум внимания, были русский язык и математика. Все остальные давались сравнительно легко. Преподавались еще физика, химия, география, естествознание, история, немецкий язык. Преподаватели порой высказывали свое удивление по поводу активности и упорства, с которыми мы, взрослые ученики, осваивали курс программы. На уроках естествознания мы предлагали свои гипотезы в противовес существующим. Задачи по математике и физике решали в нескольких вариантах. В сочинениях предлагали изменения и продолжения к сюжетам классических произведений…» [1, д.9, л.8.]
В 1924 г. Курский рабфак был закрыт, но для многих сельских парней и девушек приглашение на учебу в рабфак стало самым ярким и наиболее значимым событием в жизни.
Литература и источники:
Государственный архив общественно-политической истории Курской области (далее – ГОАПИ КО). Ф. П-1464. Оп.1. Дд. 1-10.
Рабочий факультет. [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org. (Дата обращения 15.09.2015)
Рабочие факультеты. Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - URL: http://dic.academic.ru (Дата обращения: 14.05.2015)
Сергачев И.А. История создания и деятельность рабочих факультетов в вузах Центрального Черноземья: 1919-1930. Канд. дисс. Воронеж, - 2006. 174 с.