Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кремяновская средняя общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области


Старший вожатый: Шевченко О.А.
Курский соловей
Цель: познакомить учащихся с курскими соловьями, их гнездованием, питанием, трелями и развить интерес к живой природе.
К нам прилетел важный гость. Послушайте загадку и отгадайте кто это.
Кто без рук и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)
Соловья прекрасно пенье,
В этом - равных ему нет,
С давних пор его уменье
Поражает белый свет.
Песни звук его прекрасной
Дарит летом радость нам,
Ночью звездной, в вечер ясный
И на зорьке по утрам,
Соловей коль разойдётся -
Не унять ничем певца,
Песня звонко его льётся,
Там, где в роще деревца…
Наступила прекрасная пора, когда оживает природа, возвращаются из теплых стран на родину птицы.
Часто мы говорим: «Наши друзья - птицы». Как вы думаете, почему? ( Ответы детей).
Много ли вы знаете о Курском соловье? Хотите узнать ещё больше? ( Рассказ учителя).
Соловей давно и по праву считается живым символом курского края. Самые лучшие певцы - курские соловьи, песни которых мы с удовольствием слушаем по весне. Песня курского соловья насчитывает от 8 до 24 колен: чистейшие звуки флейты, щелканье, клёкот, посвист и множество других вариаций.
Соловья часто упоминают в песнях, стихах, прозе... И.С. Тургенев в письме к СТ. Аксакову писал «Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, особенные колена, среди которых наиболее редким, своеобразным считается «кукушкин перелет».
Российским орнитологам Г.Н. Симкину и М.В. Штейнбаху, который изучал соловьев на Стрелецком участке Центрально-Черноземного заповедника, принадлежит первенство в изучении песенных диалектов соловья. Пение соловья знают и любят многие куряне - это важная эстетическая составляющая окружающей среды.
Соловей – птица-невидимка. Все его слышали, но мало кто видел. Днем мы не обращаем внимания на маленькую серую птичку, похожую на воробья. Днём соловей очень осторожен, а ночью, начав петь, теряет осторожность. Соловьи, как и люди, долго учатся петь. Учатся петь от старых соловьев. Только на третий год жизни соловьи начинают петь, да и то не все. Самые первые соловьиные трели можно услышать примерно 10 мая. В это время деревья одеты молодой листвой. В народе говорят: соловей прилетает тогда, когда сможет напиться росы или дождевой воды с берёзового листка. Поют с 9 часов 30 минут вечера до 4 часов утра. Ночью делают перерыв на 1,5–2 часа.
Послушайте песню соловья. (запись пения соловья)
В наших краях обитает обыкновенный (восточный) соловей. Окраска его совершенно неприметная - бурая, хвост рыжеватый, которым он часто подергивает. Размером соловей с воробья, а весит всего 20-30 граммов.
Видели ли вы соловья? Где?
Соловей - птица скрытная, любит сидеть на голых ветках, выпрямившись, как примерный ученик. Самец в период гнездования охраняет свою территорию. Песня - сигнал конкурентам - место занято! Поют только самцы, наиболее активно рано утром и на вечерней заре, часто ночью. Нередко территориальные участки расположены группами, и соловьи как бы перекликаются. Песнями самец привлекает будущую супругу. Строительство гнезда и насиживание кладки - обязанность самки. «Сам» все это время только поет, пока не настанет время выкармливать и воспитывать птенцов.
Рассмотрите гнездо соловья. Как вы его можете описать?
Гнездо соловьи устраивают на земле или невысоко над ней: на кочках, в щелях, между камнями. В кладке 4-5 яиц оливкового цвета, высиживаются они 13-14 дней. Через 10 дней птенцы уже полностью оперены. Кормят родители их до 28 дней. К концу июня птенцы покидают гнезда. Отлетают соловьи на зимовку в одиночку или небольшими группами с конца июля до сентября. Зимуют в Африке. В наши парки соловьи возвращаются с африканских зимовок к концу апреля. Лучшие соловьиные места - заросли кустарников, особенно вдоль речек, у водоемов, по опушкам леса, на пустырях, в оврагах. В жилых массивах чаще всего соловьи встречаются в скверах, на озелененных территориях больниц, детских садов, гостиниц. Кроме России соловьи обитают в Восточной Европе, Скандинавии. Есть соловьи и в Западной Европе. Однако ее жителям не повезло - у них обитает другой вид - южный соловей. Песенка его не такая звучная, в ней отсутствуют самые яркие колена - «дудки» и «раскаты».
Соловьи - настоящие защитники зеленых насаждений, потому что поедают насекомых, реже - мелких моллюсков и ягоды.
ОТКУДА ПОШЛА СЛАВА СОЛОВЬЯ КУРСКОГО?
На девятой неделе после Пасхи стекалось в древний Курск великое множество паломников, чтобы пройти крестным ходом с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» в Коренную пустынь, а заодно из святого источника воды целебной испить да искупаться в ней.
Тысячи людей съезжались одновременно и на знаменитую Коренскую ярмарку: кто продать или купить, кто о деле поговорить, кто на людей посмотреть, себя показать, а кто и соловьев послушать. Молва народная гласила, что они громче-звонче поют, если горлышко водицей промочат. А в Коренной она особенная, может, потому здешние соловьи своими песнями от всех других и отличаются! Курский соловей такие «коленца» выделывает - век не забудешь! «Вот бы домой такую птицу привезти!», - рассуждали многие и просили местных жителей помочь им. Так появился на Курщине соловьиный промысел.
Соловьятники отлавливали лучших певцов да продавали их по круглой цене на Коренской ярмарке знатокам и любителям. Так, вместе со славой о себе «разлетелись» курские соловьи по всему свету.
«Тот-то соловей, что за 1200 рублей пошел, был росту среднего. Его Ш...в под Курском у мальчика купил за двугривенный».
И.С. Тургенев, «О соловьях», 1854г.
«Ведь наш-то курский соловей в цене...»
Н.А. Некрасов «Соловьи», 1870г.
«Курские соловьи славятся по всей России. В некоторых местах губернии они имеют особенно привлекательный напев, и эти-то певцы, которыми так очаровательно оглашаются роскошные сады Курска, весьма дорого ценятся знатоками и любителями. Цена их доходит до 150 рублей и более за штуку».
Из «Памятной книжки Курской губернии за 1860 год»
Много ли, мало ли утекло коренской воды с тех пор, да только стал соловей -птица высокого достоинства - живым символом Курского края!
* * *
Музей курского соловья был открыт 4 июня 2007 года. Дата была выбрана не случайно - день 4 июня в русском народном календаре исстари считается Соловьиным днём.
Идея создания музея очень проста - просвещение населения, распространение знаний о живом символе Курского края - соловье; воспитание в обществе чувства патриотизма и гордости за свой край и, в конечном итоге, - создание в областном центре культурного центра «Курский соловей».
Уникальность нового музея в том, что он не только и не столько - собрание экспонатов на соловьиную тему. Новый музей - иллюстрация того, как можно через образ маленькой изящной птицы с волшебным голосом донести до широкого разновозрастного круга людей историю родного края, страны, семьи, познакомить их с региональной музыкальной культурой, литературными произведениями, жанрами изобразительного искусства.
Соловьиный музей продемонстрировал новое видение музея, став местной радостью, открытой для всех. Нетрадиционный и нестандартный, он открывает неожиданное в привычном, удивительное в простом; восхищает и удивляет тому, как совместилось несовместимое, органично и ненавязчиво соединились в одной экспозиции птица, книги, люди, улицы, поселения, поезд, овощи, значки, игрушки, предметы быта, мороженое, сказки, компьютерные диски, танцевальные ансамбли, материалы о войне, одежда, грампластинки, монеты, музыка, газеты...
В маленьком помещении тесно экспонатам и посетителям, но так просторно идеям и знаниям о певчем бриллианте Природы России! Музей функционален, в нём проводятся классные часы для школьников и занятия по педагогике для студентов, его материалы доступны всем для работы и для использования их в добрых, некорыстных целях.
Сегодня в музее Курского соловья их уже более 500 экспонатов. При этом нет и никогда, не будет в качестве экспоната живого соловья в клетке, потому что его «концертный зал» - Россия. А наличие в музее соловьиной клетки с открытой дверцей - символ свободы творчества и человеческих мечтаний.
На какую птицу похож соловей?
На какой год жизни начинает петь соловей?
Где соловьи устраивают гнезда?
Сколько яиц откладывает соловьи?
Откуда пришла соловьиная слава?
Где можно услышать упоминание о соловьях?
Как зовут Российских орнитологов, которые первые изучали соловьев на Стрелецком участке Центрально-Черноземного заповедника
Соловьи
Качая младшего сынка,
Крестьянка старшим говорила:
«Играйте, детушки, пока!
Я сарафан почти дошила;
Сейчас буренку обряжу,
Коня навяжем травку кушать,
И вас в ту рощицу свожу —
Пойдем соловушек послушать.
Там их, что в кузове груздей, —
Да не мешай же мне, проказник! —
У нас нет места веселей;
Весною, дети, каждый праздник
По вечерам туда идут
И стар и молод. На поляне
Девицы красные поют,
Гуторят пьяные крестьяне.
А в роще, милые мои,
Под разговор и смех народа
Поют и свищут соловьи
Звончей и слаще хоровода!
И хорошо и любо всем…
Да только (Клим, не трогай Сашу!)
Чуть-чуть соловушки совсем
Не разлюбили рощу нашу:
Ведь наш-то курский соловей
В цене, — тут много их ловили,
Ну, испугалися сетей,
Да мимо нас и прокатили!
Пришла, рассказывал ваш дед,
Весна, а роща как немая
Стоит — гостей залетных нет!
Взяла крестьян тоска большая.
Уж вот и праздник наступил
И на поляне погуляли,
Да праздник им не в праздник был!
Крестьяне бороды чесали.
И положили меж собой —
Умел же бог на ум наставить —
На той поляне, в роще той
Сетей, силков вовек не ставить.
И понемногу соловьи
Опять привыкли к роще нашей,
И нынче, милые мои,
Им места нет любей и краше!
Туда с сетями сколько лет
Никто и близко не подходит,
И строго-настрого запрет
От деда к внуку переходит.
Зато весной весь лес гремит!
Что день, то новый хор прибудет…
Под песни их деревня спит,
Их песня нас поутру будит…
Запомнить надобно и вам:
Избави бог тут ставить сети!
Ведь надо ж бедным соловьям
Дать где-нибудь и отдых, дети…»
Середний сын кота дразнил,
Меньшой полз матери на шею,
А старший с важностью спросил,
Кубарь пуская перед нею:
«А есть ли, мама, для людей
Такие рощицы на свете?»
— «Нет, мест таких… без податей
И без рекрутчины нет, дети.
А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки…»
Некрасов Н.А.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кремяновская средняя общеобразовательная школа»
Кореневского района Курской области

Мастер-класс

Старший вожатый: Шевченко О.А.
Свистулька — народный музыкальный инструмент.
Могут изготовляться из глины, дерева, пластмассы. Получили распространение во многих странах мира, с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару дождя и ветра и отпугивание нечистой силы. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву в виде игрушек.
Из глины лепят свистульки в виде оленей, птиц, коней, собачек, всадников и фантастических животных, как правило оригинальных для каждой местности. Готовые игрушки сушат, обжигают, а затем раскрашивают.
Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы. При машинном изготовлении деревянные игрушки-свистульки могут изготовляться в некрашеном виде для самостоятельной росписи.
В некоторые виды свистулек можно налить вовнутрь немного воды и вместо свиста получить многотональные трели. В ряде свистулек по ходу воздушного канала просверливают дырочки, превращая их в некое подобие дудочки-жилейки.
Выполненные с фантазией и ярко окрашенные свистульки представляют собой в наше время прекрасную детскую игрушку и хороший памятный сувенир народного творчества.
Способ изготовления свистульки из пластилина
Приготовить пластилин;
Скатать колбаски;
Скрутить свистульку;
Осторожно пальцем, не сдавливая бока, формируем животик, голову, хвостик;
Разглаживаем все соединения;
Продолжаем лепить все части свистульки;
Изготавливаем свисток.



