СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа»

10


ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ И ЗИМНИХ ВИДОВ СПОРТА


БИЛЕЦКАЯ ВИКТОРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА


Студентка 32 группы факультета профессиональной подготовки


КОМПЛЕКСЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Проект выпускной квалификационной работы

по направлению 49.03.01 «Физическая культура»

профиль обучения «Спортивная тренировка в избранном виде спорта»












Оценка «_________________»












Хабаровск 20

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..5

1.1. Понятие гибкость, средства развития гибкости…………………5

1.2. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста……………………………………………………7

1. 3. Комплексы оздоровительной аэробики, направленные на развитие гибкости у учащихся среднего школьного возраста…..…9

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ИОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………..….11

2.1. Методы исследования………………………………....................11

2.2. Организация исследования……………………………………...13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…14

СПИСОК ЛИТИРАТУРЫ………………………………………………………….15































Введение

Актуальность. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта.

(Быков, В. С. -2008г.)

Физическое развитие подрастающего поколения представляет собой важную характеристику целостного организма, его состояния и готовности к различным видам жизнедеятельности.

В теории и методике физического воспитания физическое развитие характеризуется тремя группами показателей: морфологическими, функциональными и уровнем развития физических качеств. Определяющее значение для решения базовых задач физического воспитания имеет обеспечение оптимального уровня развития физических качеств, присущие человеку, тех врожденных морфофункциональных свойств, благодаря которым возможна целесообразная двигательная деятельность (А.Г.Ашмарин 2005г.)

К основным физическим качествам относят: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость, их проявление зависит от особенностей и возможностей функциональных систем организма

Одной из таких систем тренировок являются занятия по оздоровительной аэробике. На таких занятиях решаются сразу несколько задач: образовательные, оздоровительные и воспитательные, которые различаются при помощи различных методических приемов и средств. (Комисарова Ю.Ю. 2013г.)

Объект исследования – процесс развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста.

Предмет исследования – комплексы оздоровительной аэробики как средство развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста.

Цель нашего исследования состояла в том чтобы изучить комплексы оздоровительной аэробики направленных на повышение развития гибкости у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры

Задачи исследования:

1. Обосновать необходимость анаэробных упражнений на уроках физической культуры.

2.Разработать комплекс упражнений на развитее гибкости.

3.Определить эффективность разработанного комплекса.

Гипотеза исследования: следует предложить, что применение комплексов по оздоровительной аэробике у учащихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры будут эффективнее если: в программу по физической культуре будут внедрены комплексы оздоровительной аэробике; во внеклассную работу будут включены упражнения оздоровительной аэробики.

Практическая значимость полученных результатов исследования дает возможность показать, что важность технической подготовки занимающихся на уроках физической культуры, говорит о необходимости внедрения анаэробных упражнений. Основные выводы и положения могут быть учтены и использованы в практике учителей по физической культуре, осуществляющих работу с учащимися среднего школьного возраста. Полученные в работе данные могут быть включены в занятия по физической культуре.







ГЛАВА 1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Понятие гибкости и средства развития гибкости

Гибкость – это способность выполнять движение с большой амплитудой. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточная развитая гибкость затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17 лет. При этом для развития гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной 10-14 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет (Ж.К. Холодов. В.С Кузнецов, 2003год.)

Аэробика – это хорошее самочувствие, отличное настроение избавление от лишнего веса. Аэробика – это движение под музыку, стимулирующее работу сердечно – сосудистой и дыхательной систем и при желании меняющее фигуру.

Аэробика – это система упражнений, связанных с проявлением выносливости (бег, ходьба, плавание, езда на велосипеде и т.д.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Однако следует иметь в виду, что построение тренировочного процесса по аэробике должно строиться с учётом особенностей женского организма.

Оздоровительная аэробика - одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Над разработкой и популяризацией различных программ, синтезирующих элементы физических упражнений танца и музыки, для широкого круга занимающихся активно работают различные группы специалистов. В том числе американская ассоциация аэробики, американская аэробическая ассоциация здорового образа жизни, международная ассоциация спортивного танца и др. Характерной чертой оздоровительной аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа кардиораспираторной системы. В оздоровительной аэробике можно выделить достаточное количество разновидностей, отличающихся содержанием и построением урока.

Оздоровительная аэробика - одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Над разработкой и популяризацией различных программ, синтезирующих элементы физических упражнений танца и музыки, для широкого круга занимающихся активно работают различные группы специалистов. В том числе американская ассоциация аэробики, американская аэробическая ассоциация здорового образа жизни, международная ассоциация спортивного танца и др.

Задачи оптимизации индивидуального физического развития решаются на протяжении многолетнего процесса физического воспитания, конкурентное их содержание отлично в разные периоды возрастного развития, так как наиболее значительные поступательные изменения форм и функциональных возможностей организма происходит в силу естественных закономерностей возрастного развития. .( Э.И. Волгецкий 2009г.)

Особо важными особенностями возрастного развития детей среднего школьного возраста является:

- относительно равномерное развитие опорно-двигательного аппарата;

- большая подвижность суставов;

- высокая эластичность связочного аппарата;

- наличие большого количества хрящевой ткани в скелете;

- эластичность мышц впоследствии значительного содержания белковых неорганических солей и воды;

- достаточная естественная гибкость позвоночного столба;

- незавершенный процесс окостенения.

Средний школьный возраст - благоприятный период для развития практически всех групп мышц. Если этого не происходит, то время для формирования физической и функциональной основы будущего физического потенциала можно считать упущенным.

При развитии гибкости будут учитываться возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста.

В качестве средств развития гибкости будут использоваться упражнения на растягивание. На современном этапе жизни общества, особенно актуальными являются исследования связанные о здоровом и правильном образе жизни. Поэтому наиболее важным является изучение разнообразных методик и систем тренировок, а так же способов повышения интереса к занятиям аэробикой(А.Г. Ашмарин, 2011г.)


1.2Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста

Отличительная особенность среднего школьного возраста состоит в том, что именно в это время наступает период полового созревания организма.

В подростковом периоде значительно увеличиваются темпы роста скелета до 7-10 см, массы тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек на 1-2 года. Еще не закончен процесс окостенения. К 14-15 годам структура мышечных волокон приближается к морфологической зрелости.

Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков - брюшной, у девочек - грудной.

Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками. Мышцы плечевого пояса развиты слабее, чем у мальчиков, и это влияет на результаты в метании, подтягивании, упорах, лазании, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.

Функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна особенно перед и во время соревнованиями.

Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям.

Мальчики часто переоценивают свои двигательные возможности, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами. Девочки менее уверенны в своих силах.

Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа.

Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося.

В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным во время соревнований.

Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Подросток еще бисексуален. Тем не менее, в этот период половая идентификация достигает нового, более высокого уровня.

В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я», а во время соревнований, это выражается сильней.

Этот возраст характеризуется усиленным ростом, перестройкой эндокринной системы. Происходит быстрое половое созревание, причем раньше оно начинается у девочек, затем – у мальчиков.

В этом периоде часто отмечаются функциональные расстройства, обусловленные быстрым ростом всего тела, отдельных органов, а также неустойчивостью вегетативной, нервной и эндокринной системы.

В этом возрасте полностью формируется характер. Этот период считается трудным периодом психологического развития. Каждому ребенку свойственен свой путь развития, зависящий от индивидуальных особенностей организма, воздействия внешней среды и других факторов.


1.3. Комплексы оздоровительной аэробики, направленные на развитие гибкости у учащихся среднего школьного возраста

Основным методическим условием, подвижности в суставах для детей среднего школьного возраста, является обязательная разминка перед выполнением упражнений на растягивание.

Разминка имеет профилактическое (предупреждающее) значение, чем лучше подготовлен мышечно-связочный аппарат, тем совершеннее выполняется движение, тем меньше риск получить различные растяжения, разрывы мышц и сухожилий.

Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и главным образом мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с максимальной амплитудой при предварительном "разогревании" мышц, их растяжимость увеличивается. Разминка включает в себя бег 6-10 минут в непрерывном умеренном, темпе. После бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног, причем каждое из них по 10-15 раз.

При выполнении упражнений махового характера необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, так как только в таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения, для этого необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.

Пружинящее приседание в положении разведенных в переднезаднем направлении ног следует выполнить обязательно с опорой на руки. Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у стенки, опираясь на нее руками.

Выполняя упражнение на растягивание, амплитуду движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное увеличение амплитуды движения дает возможность организму приспособиться к специальной работе.

Темп движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) - должен быть примерно 60 движений в минуту, в других движениях (наклоны туловища) - 40-50 движений в минуту. После упражнений на растягивание необходимо проделать упражнения на расслабление.( Бурухин С.Ф, Е. В Кулагина 2012 г.)




ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ИОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования

В данной работе были использованы следующие методы исследования:

  1. Анализ научно -методической литературы. Этот метод был использован для изучения состояния вопросов, исследуемых в данной работе, с целью чего было проанализировано большое количество литературных источников. Анализ литературы был направлен на обработку определений уровня гибкости у среднего школьного возраста.

  2. Педагогическое наблюдение : представляет собой планомерный анализ выполнения упражнений на развитие гибкости.

  3. Контрольные испытания (тестирование):


ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГИБКОСТИ В ПЛЕЧЕВЫХ СУСТАВАХ

1. Гибкость в плечевых суставах определять выкрутом с гимнастической палкой в сантиметрах ширины хвата:
Девочки
Оценка «5» — ширина плеч (в см) Х2 «4» — ширина плеч X 2+10 см. «3» — ширина плеч X2+20 см.
Мальчики
«5» — ширина плеч X 2+.10 см. «4» — ширина плеч Х2+20 см. «3»—ширина плеч Х2+30 см.

ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГИБКОСТИ В ПОЗВОНОЧНОМ СТОЛБЕ

2. Гибкость в позвоночнике проверять наклоном вперед в положении седа ноги врозь на полу:

Девочки

«5» — касание грудью пола.
«4« — касание подбородком пола.
«3» — касание лбом пола.
Мальчики
«5» — касание подбородком пола. «4» — касание лбом пола. -«3» — касание лбом кулака, поставленного на пол.

3. Гибкость во время наклона назад оценивать посредством выполнения «моста» из положения лёжа на спине:
Девочки
«5» — руки вертикально, ноги прямые. «4» — плечи над концами пальцев рук. «3» — руки наклонены к полу под углом 45°.
Мальчики
«5» — плечи над концами пальцев рук.
«4»—руки наклонены к полу под углом 45°.
«3» — руки под углом 45°.

ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГИБКОСТИ В ТАЗОБЕДРЕННОМ СУСТАВЕ

4. Подвижность в тазобедренных суставах проверять выполнением шпагатов. Учащиеся выполняют три шпагата: прямой, левая впереди, правая впереди. Выставляется средняя оценка за три шпагата:

Девочки

«5» — полное касание пола. «4» — касание пола пальцами рук при вертикальном туловище.
«3» — касание гимнастической скамейки.

Мальчики

«5» — касание пальцами рук пола. «4» — касание гимнастической скамейки. «3» — касание гимнастической скамейки пальцами рук при вертикальном туловище.

  1. Педагогический эксперимент: Является фундаментом для любого исследования, проводимого в области педагогики. Исследование будет проводиться на двух группах : экспериментальной и контрольной, по 10 человек в каждой. У учащиеся контрольной группы в подготовительной части урока будут внедрены анаэробные упражнения на развитие гибкости.

2.2. Организация исследования

Исследование будет проводиться в МОБУ СОШ №12 г. Благовещенск, учащиеся 5го класса период с сентября 2018 по ……


Настоящее исследование будет проводиться в период с сентября 2018 г по июнь 2019г. включит в себя ряд взаимосвязанных этапов.

Первый этап (с сентября 2018г. по январь 2019г.) будут изучены и проанализированы научные литературные источники для теоретического основания проблемы, осуществлен подбор тестов для детей, разработаны комплексы оздоровительной аэробики.

На втором этапе с января 2019 г. по август 2019г. – будут проводится педагогическое наблюдение. Разработка комплексов по оздоровительной аэробики на занятиях физической культуры.

На третьем этапе с сентября 2019г. по декабрь 2019 г. будет проводиться педагогический эксперимент. Перед началом и после которого, будут взяты показатели гибкости учащихся.

На четвертом этапе (январь 2020 по март 2020г.) позволит проанализировать, сравнить исходные и конечные данные педагогических наблюдений, тестирований, а так же сформулировать заключение, практические рекомендации и оформить работу в целом.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вывод по первой главе


Анализ научно-методической литературы показывает, что:

1. При развитии гибкости у детей необходимо учитывать возрастные

особенности. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет. У детей и подростков 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза

эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста.

2. В многолетнем плане весь процесс воспитания гибкости можно разделить на три этапа: 1 этап – «суставной гимнастики», 2 этап – специализированного развития подвижности в суставах, 3 этап - поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне.

3. Литературные данные показали, что для воспитания и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивания, а также правильную дозировку нагрузок. Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.













Список литературы.


1. Аулик, И.В. Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 10. - С. 192.

2. Ашмарин, Б. А. - Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. - М.: Просвещение, 2000.-287С.

3. Ашмарин, Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин,- М.: Просвещение, 2005 .-287с.

4. Бурухин С.Ф, Е. В Кулагина. Стретчинг на уроках физической культуры. Научно методический журнал №6. Физическая культура в школе 2012. – 21с.

5. Бомпа, Т.Подготовка юных чемпионовер. с англ./Т Бомпа. – М.:ООО «Издательство Астрель»;ООО «Издательство АСТ», 2003. 48-54 с.

6. Богданова, Г. П. - Уроки физической культурой 4-8 классов средней школы: Пособие для учителя /Т.П. Богданова, В.Н Максимова - М.: Просвещение, 2006.-220с.

7. Быков, В. С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие /В.С. Быков. - Челябинск: УралГАФК, 2008.-74с.

8. Валиахметов, Р. М. - Физическое воспитание учащихся: Программа /Р.М. Валиахметов. - Уфа,2006,- 46с.

9. Воробьев, В.И. - Определение физической работоспособности спортсменок: Учебное пособие / В.И. Воробьев. - Челябинск, 2008. - 54 с.

10. Волгетский Э.И. Опыт организации спортивно-массовой работы в школе / Э.И. Волгецкий//Физическая культура в школе. - 2001.- №10. - 40с.