МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»
(ФГБОУ ВО БГПУ им. М.Акмуллы)
Колледж БГПУ им. М.Акмуллы
ИМИДЖ ОТРЯДА В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по МДК.03.02 «Организация летнего оздоровительного отдыха детей»
Выполнила
студентка группы ____________________ А.А. Шаяхметова
(подпись)
Преподаватель _____________________ И.И. Гумерова
(подпись)
Работа защищена
«____» ____________ 2022 г.
Оценка _________________
Уфа 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКЕ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Сущность и особенности внеклассной работы по музыке 6
1.2. Формы и виды внеклассной и внешкольной музыкально-воспитательной работы 14
ГЛАВА 2. Методика организации внеклассной музыкальной работы с детьми
2.1. Формы, методы и рекомендации для организации внеклассных музыкальных занятий 26
2.2. Обучение игре на детских музыкальных инструментах младших школьников 35
Заключение 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
Введение
Актуальность.
Летнее время – наиболее благоприятная пора для развития самых разнообразных творческих и физических сил юной личности. Возможность заняться любимым делом, поиграть, повеселиться – необходимая составляющая отдыха в детском лагере. От этого во многом зависит душевный комфорт, настроение и готовность к более значимой деятельности. Поэтому перед вожатыми ставятся следующие задачи:
Во-первых, создать условия для полноценного отдыха и оздоровления детей, позаботиться об их полноценном питании, обеспечить оптимальный режим отдыха и занятий физкультурой и спортом.
Во-вторых, наполнить интересным, познавательным содержанием досуг ребёнка, включив его в разнообразную творческую деятельность.
В современной концепции содержания образования, если следовать новому пониманию его сущности, обучение ребёнка решению задач в досуговой деятельности столь же важно, как и в познавательной, осуществляемой в процессе школьного обучения.
Типология культурно–досуговой деятельности раскрывает особенности позиций, которые занимает человек, включаемый в этот вид деятельности:
«творчески–деятельный» тип — наиболее рациональный, интенсивнее всего влияющий на развитие личности ребёнка в свободное время, для которого характерно его участие в создании духовных ценностей;
«культурно–потребительский» — особенностью которого является не столько создание, сколько потребление духовных ценностей;
«рекреативный» тип, характеризующийся использованием свободного времени только для отдыха и развлечения.
Начнем с того, что в лагере ребенок развивает умение находиться среди людей и быть самим собой. Если в школе важны информационные отношения (ценность имеют знания, эрудиция, точность выполнения заданий), то в лагере на первые план выходит способность стоить социальные отношения (коммуникабельность, практичность, мобильность, самоуважение и прочее). Кроме того, в лагере ребенок приобретает новых союзников в лице взрослых. Происходит конструктивное сотрудничество (а не противостояние) разных иерархических уровней коллектива. В лагере столь же часто взрослый наставник, вожатый, преподаватель становится ребенку товарищем. А ведь общение со взрослыми разнообразного статуса и рода занятий необходимо для нормальной социализации человека. В нашей жизни этого разнообразия явно недостаточно.
А в лагере ребенок не просто общается, но проживает некий период своей жизни рядом со многими взрослыми, представляющими в целом позитивный пример для подражания. Особенно важен этот контакт для детей с социально-психологическими проблемами, для тех, у кого неполные семьи, кто перенес травму, испытал стресс.
Лагерь – это сфера активного отдыха, это разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности в условиях природы и уникальности летнего каникулярного времени, дает возможность любому школьнику раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
В современных детских оздоровительных лагерях важным и значимым пунктом является индивидуальность каждого отряда, благодаря которой происходит сплочение ребят между собой, и зависит от многих факторов. За неповторимый внешний образ отряда, отличающий его от других отрядов отвечает его имидж. Как каждый ребёнок в лагере, индивидуален, не похож на другого, так происходит и с отрядом.
В наше время – время, чрезмерно насыщенное потоками информации из различных источников – сложно заинтересовать детей чем-либо. Продумывание имиджа отряда сплотит коллектив и поможет раскрыться всем по-своему.
Таким образом, через опосредованность ситуаций создается модель межличностных и межгрупповых отношений в детском объединении. Чем разнообразнее, тем более широк спектр изучаемых ребенком отношений, динамичнее проходит совершенствование практических навыков, построение и поддержание межличностных отношений, условий для самореализации в социальном творчестве.
Целью исследования является рассмотрение имиджа отряда в лагере, направленных на развитие творческой составляющей личности каждого ребенка и коллектива в целом;
Объект исследования – является процесс разработки имиджа детьми и вожатыми в условиях детского оздоровительного лагеря.
Предмет исследования – методы составления имиджа в детском оздоровительном лагере.
Задачи исследования, в свою очередь, можно сформулировать следующим образом:
1) раскрыть роль и значение имиджа в процессе формирования нравственно-эстетических качеств личности путем изучения и анализа структуры лагерей;
2) проанализировать эффективность имиджа на детей в отряде;
3) составить рекомендации по разработке имиджа.
В ходе работы были использованы следующие методы педагогического поиска:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- педагогические наблюдения;
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ НА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКЕ, КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Сущность и особенности внеклассной работы по музыке
Обычно в первый день время тихого часа используется для проведения сбора знакомств. На этом сборе целесообразно:
• начать собирать копилку сведений об интересах, увлечениях, способностях и желаниях ребенка;
• поработать над атрибутикой и символикой отряда;
• провести игры по выявлению лидерской позиции ребенка;
• организовать работу по введению самоуправления.
Для того чтобы собрать сведения о ребенке, вожатый предлагает детям письменно ответить на вопросы анкеты.
В анкету стоит включить такие вопросы:
1. В каких секциях и кружках занимаешься?
2. В каких видах деятельности хотел бы участвовать?
3. Какие интересные дела нужно обязательно провести в отряде?
4. Чему хочешь научиться в лагере?
Традиционно каждый отряд в лагере помимо порядкового номера имеет атрибуты (необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта): название отряда, его девиз, отрядная песня.
Название отряда может быть любым, от простого «Улыбка», до нетрадиционного «Рваный кед», «Скелетоны» или «Шалтай-Болтай», а может представлять собой аббревиатуру: СЛОН (Самый Лучший Отряд — Наш), СТЭМ (Самые Талантливые — Это Мы) и др.
Девиз и песня должны быть созвучны названию отряда, соответствовать взрасту детей, быть содержательными, отражать общие интересы и стремления, а также быть удобно произносимыми.
Например, отряд «Одуванчик» имеет девиз: «Держаться всем вместе, чтобы не сдуло»; отряд «Рваный кед» — «Добьемся вместе мы успеха, и рваный кед нам не помеха!»; отряд «Шалтай-Болтай» — «Пусть имя нашего отряда звучит неряшливо «Шалтай», но все мы классные ребята, про нас ты плохо не болтай!».
Труднее всего обстоят дела с отрядной песней. Есть три известных подхода к ее выбору: первый — использовать одну из известных песен без изменения; второй — взять за основу мелодию известной песни и пересочинить текст; третий —написать собственную песню. Например, отряд «Пчелки», работающий под девизом «Пусть пчела невелика, велики ее дела», сочинил такую песню:
Мы маленькие пчелки
Жужжим, жужжим, жужжим,
Мы летом в лагерь ездим
И дома не сидим.
Нам солнышко, — будильник,
Мы под него встаем.
Работаем всю смену,
А по ночам поем:
Припев: Жу-жу-жу-жу-жу-жу-жу (2 раза).
Определившись с атрибутами (название, девиз, песня), можно приступать к выбору символов.
Символ — это знак, опознавательная примета. Символами отряда являются: эмблема, речевка, «кричалка», сигнал сбора отряда, тайный знак, способ передвижения по лагерю, основные законы и т.п. Символами отряд пользуется на массовых мероприятиях, при перемещении отряда по территории лагеря и за его пределами, то есть в тех ситуациях, когда отряд выступает дружным коллективом. Так, основными законами отряда «220 вольт» могут быть такие:
• 220 W только в цепи;
• хоть и 220, но не бьем;
• дарим энергию и свет всем;
• в нас 220, поэтому мы зажигаем.
Вожатый должен знать, что в отряде обязательно найдутся несколько человек, которые проявят себя как актив. На первых порах этих ребят необходимо обязательно включить в отрядное самоуправление. Следует помнить, что даже самый опытный и старательный вожатый не сможет в полной мере наладить качественную работу в отряде, если не будет опираться на актив. И наоборот, чем больше и лучше будет работать актив; тем больше у вожатого появится помощников, тем легче ему будет наладить интересную, плодотворную работу в отряде. Очень часто вожатые не учат детей самостоятельности, а стараются все сделать сами. Это в корне неверно.
Все решения внутри отряда принимаются на сборе отряда, так как он является высшим органом самоуправления. На сборе происходят выборы командира отряда и его заместителя, назначаются ответственные за то или иное дело.
На сборе знакомств не следует спешить с выборами командира отряда, если нет полной уверенности в кандидатах. Следует лучше присмотреться к детям, поближе познакомиться с ними, расспросить, входят ли они в актив класса своей школы, кем они были в лагере на прошлой смене, предложить ребятам игры, при помощи которых можно определить лидерскую позицию ребенка, ответить на вопросы теста «Я — лидер», «Капитан и рядовой» и др.
Один из приемов коллективной организации жизни — это чередование традиционных поручений: трудовых, спортивных, организаторских, оформительских и других, которые выполняются по очереди каждым микро-коллективом. Общий сбор решает:
• какие дела-поручения станут постоянными и на какой срок (оптимально 1-2 дня), при этом количество таких дел должно совпадать с количеством микро-коллективов, которые будут выполнять эти дела;
• когда (обычно на УЙСО) будет происходить чередование, обмен делами-поручениями;
• в каком порядке микро-коллективы будут обмениваться этими- делами (по заранее составленному графику, по жребию, по желанию).
Примеры дел-поручений:
• «Хозяева»: забота о санитарном состоянии и благоустройстве отрядного места и территории вокруг корпуса;
• «Пресс-центр» информирование отряда о событиях, происходящих в лагере, обновление материалов отрядного уголка, выпуск отрядной газеты и т.п.
• «Домовита»: отвечают за заправку постелей, чистоту в комнатах, порядок, в тумбочках, следят за тишиной во время тихого часа;
• «Спорт-класс»: придумывают и проводят утреннюю зарядку в отряде;
• «Служба 911»: работают по поручению вожатого, воспитателя, собирают отряд по режимным моментам, отвечают за дежурство в столовой.
Во время смены поручений, необходимо каждому микро-коллективу предоставить возможность рассказать о том, что сделано, а всем- остальным — высказать свои суждения о том, что получилось хорошо, а что нужно изменить.
Формы и виды внеклассной и внешкольной музыкально-воспитательной работы
Имя отряда - название отряда, которое должно нравиться ребятам и отражать характер отряда, как единого коллектива, объединенного общей идеей, общей жизненной позицией, общей деятельностью;
Первая мысль этого раздела такова: имя должно быть. Имя – это первое, что мы узнаем о отряде, как, впрочем, и о человеке.
Вторая мысль: когда имя придумываешь, надо иметь в виду, что оно условно может быть дорогим и дешевым. Это не оценочные категории, это ресурсы необходимые для того, чтобы обеспечить выход рекламы до тех пор, пока люди не запомнят твое имя.
Дорогое имя – это плохо запоминающееся имя. Чтобы люди его запомнили необходимо много выходов рекламы.
Дешевое имя – хорошо запоминающееся имя.
Мысль третья. Чтобы имя было дешевым, оно должно соответствовать требованиям:
Удобопроизносимость. Если слово говорить неудобно, его говорить просто не будут.
Наличие смысловых ассоциаций. Имя содержит смысловые ассоциации, если из имени приблизительно понятно, чем отряд занимается.
Учет образовательного уровня аудитории.
Имя должно учитывать культурные ассоциации.
Имя не должно вызывать негативных ассоциаций. Все эмоции, какие возникнут у людей при восприятии рекламы детского отряда, переносятся на рекламодателей. Делайте выводы, стоит ли экономить ватман, гуашь и маркеры при изготовлении рекламы вашего отряда.
Девиз отряда девиз отряда – краткое выражение, которому отряд следует в своей деятельности на протяжении всей смены и которое обычно произносится на различных мероприятиях наряду с названием отряда;
Девиз отряда – совершенно особый текст. Он не похож ни на какой другой – ни на художественный, ни на публицистический. Отчего же? Думается, в силу двух причин – количественной и качественной.
Во-первых, в рекламном тексте мыслей должно быть много, а слов как можно меньше.
Во-вторых, при отборе слов нельзя забывать о том, что рекламный текст не только информирует и убеждает, но еще и формирует отношение к рекламируемому объекту.
Отбор слов в рекламный текст должен происходить при учете следующих критериев:
1. Слово должно нести только положительные ассоциации, т.е. должно означать что–либо приятное, хорошее либо, в крайнем случае, нейтральное. Причин этому две. Первая – та же, что описана в главе «Имя» - эмоции, вызванные рекламой, переносятся на объект рекламы.
Вторая причина – «плохая» сематика запоминается проще, быстрее и на более долгий срок. Здесь может возникнуть законный вопрос: если плохая сематика быстро запоминается, то почему её нельзя использовать как рекламный материал? Отвечая на этот вопрос, определимся с возможными последствиями рекламного воздействия. Реклама может способствовать известности, и реклама может формировать имидж, создавать репутацию. На наш взгляд, самое дорогое, что есть у детской группы, самое стоящее достижение – это её репутация, доброе имя.
2. Если можно обойтись без отрицаний, лучше обойтись без них. Слово с отрицанием понимается дольше, что недопустимо, потому что рекламу не читают вдумчиво. И поэтому она должна быть проста в понимании и восприятии.
Как происходит, к примеру, понимание слова «неинтересный»?
Человек сначала понимает смысл слова «интересный, и только потом, как бы выстраивая второй этаж, понимает, что-слово-то имеет совсем противоположное значение. А если взять «трехэтажное» слово, слово с двумя отрицаниями, что-то вроде «небезынтересный»? Понимание его происходит в три этапа: 1) интересный, 2) безынтересный, 3) небезынтересный. Логично предположить, что далеко не все добираются до 3-го этажа.
3. Выбирая слова для рекламного текста, имейте в виду действие так называемого «Закона Мерфи», который в рекламном деле надо понимать так: «Если что-то может быть понято не так – оно будет понято не так».
4. Слово должно быть понятным.
Образ отряда.
Эмблема отряда – рисунок, графический символ, отражающий название отряда, сущность и направленность его деятельности.
Если говорить, что рекламный образ — это рисунок, мы будем правы наполовину. Так как образ – всегда рисунок, а рисунок – не всегда образ. Поясним. Рисунок в рекламе может быть функционально разным.
Первая разновидность рисунка называется ай-стопер. Это рисунок, привлекающий внимание зрителя.
Вторая функциональная разновидность рисунка называется образ, он не только привлекает внимание, но и носит новую информацию.
Теперь рассмотрим требования к образу – каким критериям он должен удовлетворять, чтоб иметь хорошую рекламную силу.
ГЛАВА 2. Методика организации внеклассной музыкальной работы с детьми
2.1 Формы, методы и рекомендации для организации внеклассных музыкальных занятий
Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:
1. Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.
2. Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.
3. Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем, так и школьниками.
4. Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.
5. Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.
6. Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображения и инициативы.
7. Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей. [13; 204]
Во внеурочной деятельности можно выделить четыре направления: «музыкальное просвещение», «музыкальное воспитание в группах и школах полного дня», «опыт творческой деятельности», «школьные традиции и праздники».
Музыкальное просвещение. Это очень широкое «поле деятельности», способствующее развитию музыкального кругозора, когда тематика музыкальных произведений (содержание искусства в целом) становится основой содержательного духовного общения взрослых и детей. Самое главное в данном направлении деятельности то, что само музыкальное общение становится ядром выхода на самые масштабные понятия освоения детьми мира – мироощущения, миропонимание, мировоззрение. Основные формы просветительской работы:
- детские ассамблеи искусств;
- клубы по интересам;
- музыкально-литературные гостиные.
Музыкальное воспитание в группах и школах полного дня.
В самых обычных общеобразовательных развиваются следующие формы:
- музыкальные традиции и праздники;
- музыкальные игры;
- комплексные занятия с привлечением разных видов искусства.
Опыт творческой деятельности. Развитие ребёнка, школьника как творца, невозможно вне гармонии его фундаментальных человеческих способностей. Исходя из этого, художественная деятельность в детском возрасте протекает как развитие искусства слышать, видеть, чувствовать, думать. Именно эти проблемы и лежат в основе опыта творческой деятельности ребёнка во внеурочное время. Основными формами этого направления работы являются:
- мастерская композитора;
- классный или школьный хор;
- кружок инструментального музицирования;
- фольклорный ансамбль;
- межсемейные объединения любителей музыки.
Школьные традиции и праздники. Каждая школа старается иметь свой неповторимый облик. Новые тенденции в образовании сказываются и на обновлении традиций, стимулируют появление новых традиций и праздников. Многие из них связаны с проблемами искусства: конкурсы моды, конкурсы красоты, игры.
Формы данного направления:
- посвящение в музыканты;
- школьная неделя музыки;
- фестиваль музыкального искусства;
- проводы зимы и др.
Организационными формами проведения внеклассной музыкально – воспитательной работы могут быть:
МАССОВЫЕ – общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных абонементов, просмотр музыкальных фильмов.
КРУЖКОВЫЕ – сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые, танцевальные, музыкальные факультативы.
Различные виды музыкальных развлечений – праздники, аттракционы, утренники, игры, хороводы, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки, собирание фонотеки.
Праздники являются яркими событиями в жизни школы. Это – центр формирования разнообразных эмоций и чувств ребенка. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, изобразительную и драматическую деятельность, художественное слово, танец. Музыка обычно ведущий компонент праздника, она соединяет все другие виды искусства, создает определенный эмоциональный настрой в соответствии с темой торжества. Праздники могут быть связаны с конкретными датами, а могут иметь общую тематику – праздники к знаменательным датам, музыкальные праздники песни, музыка народов нашей страны, события музыкальной жизни.
Важна предварительная подготовка к празднику. Нужно выбрать тему, наполнить ее соответствующим содержанием, расположить иллюстративный материал в определенной последовательности, точно указать всех участников, продумать оформление декораций, костюмы, атрибуты, музыкальное сопровождение, включить спортивные развлечения, аттракционы, эстафеты по командам. Важно распределить детей по группам, определить основные обязанности. Для праздников отбираются хорошо выученные на уроках музыки песни, танцы, музыкальные игры, пьесы. В программе праздника предусматривается отгадывание загадок, использование рисунков и аппликаций, продолжительность и темп выступлений, чередование номеров, соотношение детского и учительского участия. Праздники требуют не только продуманного сценария, но и художественного оформления, поэтому необходима помощь руководителей различных кружков, родителей. В проведении праздников очень важна яркая и эмоциональная речь ведущего.
Праздник – это не только проявление художественных способностей и творческой инициативы, но и встреча с кем – то или чем - то интересным.
Другие виды организации внеклассных музыкальных занятий определяются с учетом интересов детей: после школьных занятий учащиеся могут заниматься хоровым пением, ритмикой, бальными танцами, игрой на музыкальных инструментах, в музыкальном театре, фольклорном ансамбле.
Организационными условиями проведения занятий по ритмике являются чистое, проветренное помещение, легкая, удобная одежда, специальная обувь. Желательные моменты интерьера – ковровое покрытие, зеркала.
В построении занятий педагогу следует придерживаться соблюдения цельности курса посредством единства цели, логики, а также принципа сознательного, целостного, активного и эмоционального восприятия музыки.
Одинаково важны два общепедагогических метода: способствующий первичному освоению учебного материала; способствующий закреплению и совершенствованию приобретенных знаний и умений.
Также следует использовать методы художественной педагогики:
- побуждение к сопереживанию;
- приобщение к полноценному художественному творчеству и сотворческому воприятию искусства.
Структуру курса занятий составляют следующие компоненты:
- овладение теоретическими знаниями музыкального искусства;
- овладение практическими навыками и умением выразить характер музыки через движение.
С учетом специфики младшего школьного возраста в занятиях целесообразны:
- опора на образное восприятие музыки ввиду сенсорно – перцептивной потребности детей;
- частая смена заданий ввиду неустойчивости произвольного внимания детей;
- сочетание физической нагрузки и моментов релаксации ввиду физиологических особенностей растущего организма.
Начинать занятие целесообразно с упражнений на развитие музыкально – ритмических навыков (ходьба, бег, поскоки). Второй блок – упражнения на метроритм: освоение несложных ритмических рисунков. Третий блок – танец и его элементы или сюжетно – образные движения, игровое творчество. Планировать упражнения, танцы и игры следует по определенной системе, органично сочетая новый материал с повторением пройденного.
Целью эстетического воспитания младших школьников является развитие творческого потенциала детей. С этим хорошо справляется музыкальный театр.
Задачи:
1. Формировать навыки владения средствами театральной выразительности (интонацией, мимикой, жестом, походкой); формировать навыки кукловождения;
2. Воспитывать художественный вкус детей, интерес к театральному искусству, самостоятельность в выборе средств при создании образа;
3. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального театра, психические процессы внимания, памяти, воображения, эмоциональную сферу, речевое дыхание, четкость дикции.
Предпосылки успешности занятий: высокий уровень восприимчивости детей, чувственно – образный характер мышления, предрасположенность к творчеству во всех его проявлениях.
Педагогическим условием является понимание театра как сотворчество детей и педагога.
Дидактические принципы:
- целенаправленное педагогическое воздействие;
- эмоционально – образная атмосфера проведения занятий.
Методы работы:
- побуждение к сопереживанию;
- приобщение к полноценному художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства. Роль руководителя многоаспектна, она включает в себя: выбор репертуара, разучивание партий, разучивание хоровых номеров, постановку танцев, подготовку декораций. Работа над спектаклем начинается со вспомогательной работы – развитие навыков сценической речи, пластика движения и певческих данных.
Развитие навыков сценической речи начинается с самых первых занятий.
Приемы работы над выразительностью речи:
1. Этюды на изменение тембра и интонации голоса. Например, детям предлагается найти нужную интонацию( нежную, утвердительную, удовлетворенную, возмущенную, трусливую в сценке « Разговор с киской»):
- Киска, как тебя зовут?
- Мяу!
- Стережешь ты мышку тут?
- Мяу!
- Киска, хочешь молока?
- Мяу!
- А в товарищи щенка?
- Мяу! Фф-ррр!
2. Разыгрывание сценок. Детям предлагается несложное стихотворение с наличием слов автора и прямой речи.
3. Коллективное рассказывание сказок (по цепочке).
4. Скороговорки.
Критериями оценки выполнения заданий являются четкость и выразительность речи. Роль педагога – помочь детям найти и закрепить наиболее удачные речевые интонации, а также поддержать инициативу каждого ребенка.
Работу над сценическим движением следует начинать по принципу « от простому к сложному». Первые мимические этюды, в которых детям следует изобразить содержание предлагаемого образа.
По заданию педагога дети с интересом выражают жестами повадки героев в детских стихотворениях.
В развитии навыков сценического движения также полезны следующие этюды:
1. Иллюстрирование фрагмента сказки.
2. Воображаемая ситуация с применением аудиозаписи природных эффектов (грома, грозы, звона разбитого стекла).
3. Игровая ситуация воплощения в различные предметы.
Критериями оценки детского исполнительства являются глубина вживания в образ, точность соответствия оригинала воплощаемому образу, степень артистической раскрепощенности, самостоятельность в выборе средств театральной выразительности.
Развитию музыкального слуха и певческих данных содействуют задания пением озвучить голоса игрушек, например потерявшегося в шумном городе маленького котенка, жалобно зовущего маму, медвежонка, бредущего по лесу.
В целом подготовительная работа не должна быть растянута во времени, чтобы не угас интерес детей к занятиям театром.
Критерии выбора репертуара: воспитательная направленность, педагогическая целесообразность, соответствие возрастным особенностям младших школьников, небольшие объемы.
Знакомство с пьесой должно быть выразительным, эмоциональным, момент первого знакомства подобен театру одного актера, в котором актер – это педагог - руководитель.
Дальнейшая работа заключается в разучивании партий с солистами, разучивание хоровых номеров, сценической постановке, постановке танцев, подготовке эскизов декораций. На каждую роль следует выбирать два человека, на случай замены.
При разучивании ролей не следует навязывать детям готового образца, зафиксированных движений и поз. Роль педагога в том, чтобы активизировать наблюдательность детей, воображение, стремление к ассоциативным сопоставлениям. Занятия планируются с учетом всех видов работы (пение, сценическая речь и движение), а также сочетания коллективной и индивидуальной формы занятий.
Освоение фольклорного наследия является одним из приоритетных направлений современной педагогики ввиду значимости осознания своих « корней» и первоистоков как исторической памяти. Цель занятий фольклорного ансамбля – приобщение к отечественной национальной культуре.
Задачи:
1. Формировать у младших школьников навыки исполнения русских народных песен;
2. Воспитывать интерес и уважение к традициям своего народа;
3. Развивать эстетический вкус и творческие способности детей.
Важным в организации занятий должно стать понимание освоения народной культуры не как суммы разученных произведений, а как воссоздание среды бытования русских народных песен: изучение быта, уклада жизни, народного календаря, народных обычаев и обрядов.
Для создания у детей реальных представлений о звуковой сфере народной музыки очень важны встречи с носителями народной культуры, экскурсии, занятия и праздники. Все это может проходить как в школе, так и на природе, так как многим жанрам русских народных песен присущи условия и атмосфера улицы, народного гуляния. Желательно участие в занятиях и выступлениях детского фольклорного ансамбля взрослых (мам, пап, бабушек, дедушек), в этом смысле русская народная песня всегда служила естественной связью поколений.
Как правило, каждый фольклорный ансамбль имеет свое название: «Родничок», «Рябинушка», «Горенка», «Беседушка», «Игранчики» и т. д. Конкретные названия имеют различные программы воспитания посредством фольклора.
Все эти формы внеклассных занятий и небольшие рекомендации к ним помогут учителям и педагогам дополнительного образования организовать внеклассные музыкальные занятия, увлечь ребят творчеством, подарить им возможность показать себя, выразить собственные мысли и даже определиться, чем заниматься в будущем.
О каждом типе внеклассного занятия можно говорить много, но нам хочется уделить больше внимания именно коллетивному музицированию, так как это один из самых интересных и сложных видов музыкальной деятельности, которым нельзя серьезно заниматься на уроках музыки в отличие от других.
2.2 Обучение игре на детских музыкальных инструментах младших школьников
Первый, вступительный абзац сделай вот что-то типа этого… В практической части работы нами был систематизирован материал по проблеме исследования, на основе которого, мы провели ряд занятий и изучили значение актерского мастерства на уроках музыки в общеобразовательной школе средствами изучения истории возникновения ораторского искусства упражнений и тренингов, направленных на развития актерского мастерства.
Базой исследования было Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия № 86 с углубленным изучением иностранных языков» городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Обучающиеся 2 «А» класса являются участниками кружка объединения «Волшебная флейта», на занятиях которого обучаются игре на музыкальном инструменте блокфлейта. В группе 15 человек – 9 девочек и 6 мальчиков. Рекомендации, предложения по проведению занятий инструментального ансамбля были сделаны на основе проделанной работы в течение 2019-2020 учебного года. Также были заимствованы материалы из различных источников, которые все указаны в списке использованной литературы.
Обучение игре на инструментах должно протекать в атмосфере, особенно большой заинтересованности. Вот почему вначале ребят следует познакомить с оркестровым звучанием в исполнении взрослых, затем с характером звучания и выразительными возможностями каждого инструмента. Дети слушают, а потом и сами с удовольствием начинают воспроизводить в доступной им форме различные образы: капли дождя, трель птицы. Это одновременно и самое элементарное освоение навыков игры, и знакомство с выразительностью звучания инструментов [3; 46].
С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь точно воспроизводить ритм. Вначале разучиваются ритмические прибаутки, пьесы, построенные на одном звуке, - так детям легче сосредоточить свое внимание на точном выполнении приемов игры. Это различные попевки и несложные песенки. Их дети легко усваивают и могут играть самостоятельно. Помогают обучению включенные в репертуар разнообразные народные попевки и песенки, например русские: «Ладушки», «Петушок», «Зайка», «Андрей-воробей» и другие.
Подбор произведений для коллективного исполнения зависит от состава ансамбля. Следует разучивать пьесы с четко выраженными музыкальными фразами и предложениями, так как детям без музыкального образования в начале занятий трудно воспроизвести сложный ритм. Основной репертуар для детского оркестра — огромные богатства уже имеющейся замечательной музыки (пьесы и песни), которые по своему мелодическому рисунку хорошо поддаются оркестровой обработке [16; 105].
Участвующим в оркестре следует давать дифференцированные задания с учетом их индивидуальных возможностей. Выразительное исполнение произведени педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения и пояснения - хорошо проверенные, традиционные методы — могут еще пополняться иными. Детям предлагают самостоятельно «исследовать» инструменты, ставят перед ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению и самостоятельных занятиях. Когда обучение проходит в условиях сочетания указанных методов, можно рассчитывать на педагогический успех.
Сложность группового занятия музыкой заключается в том, что пока педагог работает с одним ребенком, другие дети расслабляются и теряют концентрацию. Нужно стараться как можно чаще обращаться к коллективному исполнению.
В методике обучения игре на инструментах важно установить последовательность выполнения различных музыкальных заданий. В этом вопросе еще нет длительных и прочных педагогических традиций. Так, Российский педагог-исследователь, кандидат искусствоведения, Татьяна Эдуардовна Тютюнникова в своих многочисленных трудах, посвящённых проблемам детского музицирования на занятиях музыкой, попыталась обозначить ключевые моменты, адаптировав систему Карла Орфа для российских педагогов. Рассмотрим наиболее ценные, с педагогической точки зрения, идеи её методики [10; 160].
Так, по мнению Т.Э.Тютюнниковой, с самого начала работы над оркестром целесообразно уделять особо важное место музицированию с аккомпанементом звучащих жестов. Так как игры звуками своего тела есть первая бессознательная импровизация ребёнка, звучащие жесты являются надёжным путём к тому, чтобы дети начали элементарно музицировать. Звучащие жесты воплощают в себе идею телесного происхождения музыки. Их педагогическая незаменимость состоит в том, что на первоначальном этапе обучения музыке происходит непосредственно через тело ребёнка.
Первоначальной работой над звучащими жестами с детьми является одновременная имитация по типу «делай как я». Это целая серия всевозможных заданий, которая даёт простор для формирования импровизационных навыков. Повторяя заданный педагогом ритм с помощью звучащих жестов, детям необходимо это параллельно проговаривать («хлоп», «шлёп», «топ», «щёлк»), для того, чтобы тактильное восприятие сочеталось со слуховым и речевым. Подобные упражнения в дальнейшем следует усложнять, предлагая детям самим придумывать и исполнять ритм с помощью звучащих жестов. Всё это направлено на интенсивное развитие метроритмического чувства детей, помогает им быстрее приобрести музыкальные навыки.
Звучащие жесты в орфовской педагогической практике принято на определённом этапе «переносить» на инструменты. Обычно за каждым «природным» тембром условно закрепляется какой-нибудь инструмент. Например, щелчки пальцами – могут быть пальчиковые тарелочки, треугольник, глёкеншпиль. Хлопки – деревянные шумовые или ксилофон. Шлепки по бёдрам – ручные барабаны, бубны. Притопы – большие барабаны и басовые инструменты. Так в игре «Странное эхо» одни дети исполняют ритм в звучащих жестах, другие тут же воспроизводят его на условленных инструментах.
Музицирование с инструментами можно считать логическим продолжением музицирования со звучащими жестами. Инструмент появляется в руках человека как необходимость в тот момент, когда потенциал «телесного оркестра» оказывается исчерпанным. В китайской книге мудрости Ли Ги написано: «Свободно двигающиеся руки хлопают, хватают палочку и ударяют по звучащему дереву, металлу, натянутой шкуре, коже. Рот, которому недостаточно выкриков, восклицаний, вздохов, «протянутых» слов, посылает своё дыхание в звучащую трубку. Так рука и нога подчиняются ритму и дыханию мелоса». [23; 10].
По мнению Т.Э.Тютюнниковой, анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей – чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Автор считает: «Логика применения и использования инструментария в детской музыкальной педагогике подчиняется закономерностям развития музыкальности детей». [26; 35]. Поскольку на начальном этапе формирования музыкальности ритм выступает как её фундаментальная основа, то и первыми инструментами детей становятся шумовые во всём их богатстве и разнообразии. Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления.
В орфовской музыкальной педагогике существует целый раздел, который называется «игры звуками». Сама педагогическая идея принадлежит В.Келлеру, автору двух известных книг на эту тему. Анализируя научно-методическую литературу, а также существующую практику, Тютюнникова выделяет в играх звуками несколько важнейших аспектов их педагогической целесообразности:
- изучение звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических), детских музыкальных инструментов (шумовых и орфовских), а также голоса и артикуляционного аппарата;
- приобретение многообразного опята звуковых ощущений;
- исследование различных способов получения звука и приобретение навыков игры на инструментах;
- развитие тонкости тембрового слуха как основы для звуковысотного;
- приобретение навыков интуитивного строительства музыкальной композиции [23; 71].
Однако самым важным, по мнению автора, в играх звуками для музыкально-творческого обучения является естественный и простой путь в музыкальную импровизацию. Техническая лёгкость игры звуками, полная свобода фантазии и способов манипуляции является основой для творческих проявлений детей. Однако считается нужным определить целесообразную последовательность действий педагога, выраженную в словах, побуждающих к определённым действиям детей:
1. «Поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки, постарайся найти разные».
2. «Сыграй свою музыку на инструменте – как ты хочешь» - свободные индивидуальные и коллективные импровизации, спонтанная комбинаторика.
3. «Будь дирижёром, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, которую ты хочешь» - ребёнок дирижирует оркестром из нескольких музыкальных инструментов.
4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них музыку дождя, песню ветра, танец ёжика, солнечный свет, гром, твоё сегодняшнее настроение. Ступени данного процесса будут правильными, если двигаться от звукоподражательных интонаций, типа «кап-кап», «тик-так», имеющих прямую ассоциативную связь со своим жизненным прообразом, к постепенному увеличению степени опосредования ассоциативной связи.
5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» - здесь используется метод наложения свободной в метро-ритмическом отношении детской импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст.
6. «Поговори со своим соседом, расскажи ему что хочешь» - диалоги инструментов, например коробочки и маракаса. В дальнейшем можно разыгрывать различные сценки с помощью инструментов. Например, коробочка обиделась на маракас, маракас и коробочка давно не виделись, маракасу грустно, коробочка хочет его развеселить. Участие в подобных музыкальных диалогах, которые дети вынужденно будут дополнять мимикой и пантомимой, способно дать им возможность почувствовать многогранную природу музыкальной интонации и интуитивно понять очень многое.
7. «Сыграем вместе» - переходная форма от игр звуками в свободной аметричной форме к импровизациям в заданной структуре. Используется метод наложения – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне структурно оформленной импровизации педагога на фортепиано (ксилофоне, металлофоне).
Таким образом, игры звуками, являясь первичной формой осуществления игры на детских музыкальных инструментах, системно организует музыкально-творческую работу с детьми, охватывая звучащие жесты и все виды элементарных музыкальных инструментов.
Переходя к основному этапу работы над организацией шумового оркестра в начальной школе, автор, прежде всего, говорит о том, что данная работы должна соблюдать четыре основных условия:
- быть доступной для детей;
- быть интересной для детей;
- быть систематической формой обучения;
- быть групповой формой обучения.
Музыкальный репертуар для детских музыкальных инструментов должен отличаться художественными качествами и доступностью. Он составляется из произведений (или же их отрывков) классиков, современных композиторов и народной музыки, самых разнообразных по тематике, жанрам и индивидуальному почерку. Чувства младших школьников, вызываемые музыкой, нередко приобретают социальный характер.
В репертуар включаются и произведения, близкие интересам малышей. Это мир животных и птиц («Лошадка» М. Раухвергера, «Ворон», «Сорока-сорока», «Петушок» — русские народные), поэтические картины природы («Во поле береза стояла», «Дождик», «Солнышко» - русские народные песни), странички из жизни детей.
Но, пожалуй, самым характерным является то, что Д.Б. Кабалевский назвал образно «тремя китами». Это песня, марш, танец. Если проанализировать весь детский репертуар, то станет очевидной справедливость этого высказывания. И дело не в большом количестве, а во взаимных проникновениях этих жанров, в их разнообразии. Например, марши могут быть совершенно различными по характеру. «Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта - яркий, блестящий марш. Песня для малышей Е. Тиличеевой «К пионерам в гости» — легкий, простой марш. «Звёздочка» и «Праздничный детский марш» того же композитора марш для торжественного шествия на празднике.
Еще больше разнообразия можно отметить в танцах. Это, к примеру, ритмически четкий «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского и спокойные мелодии русских народных песен-хороводов «Сеяли девушки яровой хмель» и обработке А. Лядова, «Во саду ли, в огороде» в обработке В. Агафонникова. Это веселая, задорная украинская пляска «Ой, лопнув обруч» в обработке И. Берковича изящная «Латвийская полька» в обработке М. Раухвергера, грациозная чешская народная мелодия «Парная полька» и многие другие.
Но, помимо общих требований к музыкальному репертуару, есть и специфические, характерные для детской инструментальной музыки. Музыка для детского оркестра отличается своими особенностями. Многие пьесы как бы иллюстрируют звучание тех или иных инструментов. Для примера назовем пьесы «Шарманка» Д. Шостаковича, «Трубач и эхо» Д. Кабалевского, «Музыкальная шкатулка» Ю. Некрасова, «Гармошка» и «Наш оркестр» Е. Тиличеевой, «Звенящий треугольник» и «Азербайджанский танец с бубном» Р. Рустамова, «Веселая тройка с бубенцами» и «Маракас» К. Туманян [16; 160].
В произведениях, предназначенных для оркестров, необходимо учитывать исполнительские возможности детей. Вот некоторые пожелания, основанные на опыте работы с детьми.
Диапазоны мелодий должны быть небольшими, а сами мелодии построены на поступенных ходах или небольших интервалах с повторяющимися оборотами, фактура должна быть достаточно прозрачной, ритмические рисунки несложными (предпочтительны остинатные ритмы, то есть многократно повторяющиеся ритмические обороты).
Если динамика развития музыкальных образов требует изменения их характера, то изменение это должно быть очень четким. Важна ясность структуры произведения, так как в соответствии с новыми музыкальными фразами, предложениями обычно вступают новые инструменты. Особенно хорошо инструментовать пьесы, написанные в форме вариаций, или песни с вариационной обработкой.
Все эти пожелания вызваны тем, что у младших школьников внимание еще неустойчиво, они слабо владеют техникой игры. Главная же задача педагога — обучить детей игре на музыкальных инструментах и тем самым заинтересовать их музыкой, вызвать желание самостоятельно музицировать.
Игра на музыкальных инструментах младших школьников развивает творческие способности учащихся. При этом решаются следующие конкретные задачи:
- образовательные: формируются навыки исполнительских приемов на простейших музыкальных инструментах;
- воспитательные: пробуждается интерес к инструментальному творчеству и музицированию детей на занятиях, во внеклассной работе и в свободное время, воспитывается чувство единения;
- развивающие: развиваются музыкальные способности (чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух) [3; 38].
В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Одни из них созданы на основе народных (трещотка, бубен, барабан, деревянные ложки, баян, аккордеон), другие – по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон, гобой, кларнет). Среди детских музыкальных инструментов есть все основные группы:
- ударные (барабан, бубен, ложки, трещотки, погремушки, маракас, треугольник, румба, ритмические палочки, кастаньеты, ксилофон, металлофон, колокольчик);
- струнные: цимбалы, цитры, арфы, гусли;
- духовые: триолы, симоны, свирели, свистульки, блокфлейта;
- клавишные: пианино и рояль;
- клавишно-язычковые: баян, аккордеон, гармонь;
- электромузыкальные инструменты: органолы типа «Пилле», «Фаэми» и др. [1; 35]
С первых занятий целесообразно использовать инструменты всех типов – мелодические (звуковысотные) и немелодические (ритмические, шумовые).
Неоценимо значение ДМИ в развитии звуковысотного слуха. Процесс его развития происходит на следующих этапах:
1 этап – восприятие и воспроизведение унисона, попевок на одном звуке («Небо синее», «Андрей-воробей», «Дон-дон», «Мы идём с флажками», «В школу», «Смелый пилот», «Барашеньки», «Месяц», «Снегири», «Котик», «Барабанщик» и т.д.);
2 этап – восприятие и воспроизведение мелодий на двух звуках (соседних и на расстоянии): «Сорока», «Лепёшки», «Гармошка», «Дождик», «Спите, куклы», «Два кота», «Гори ясно», «Верблюд», «Уж как шла лиса» и т.д.;
3 этап – на трёх звуках («У кота-воркота», «Кап-кап», «Ходит зайка» и т.п.);
4 этап – на четырёх звуках («Василёк», «Скок-скок», «Как под горкой», «Труба» и т.п.).
На последующих этапах идёт постепенное расширение диапазона [21; 168].
Большую роль играют ДМИ и в развитии ритмического слуха. Процесс его развития происходит на следующих этапах (в 2-х и 3-х дольной музыке):
1 этап – равномерная пульсация долей;
2 этап – восприятие и воспроизведение только сильных долей;
3 этап – восприятие и воспроизведение только слабых долей;
4 этап – восприятие и воспроизведение ритма, т.е. точного ритмического рисунка произведения
5 этап – восприятие и воспроизведение остинатного ритма.
После освоения пульса сильных и слабых долей очень полезно 2-хголосное ритмическое сопровождение. При этом следует соблюдать следующие требования:
- разделив класс на 2 группы исполнителей, обеспечить тембровое различие;
- сначала учить без пения, затем – с пением учителя, потом – с пением учащихся.
Развитие чувства ритма должно идти параллельно в нескольких направлениях.
Наибольшей эффективностью в работе по обучению игре на ДМИ пользуются следующие методические приёмы:
- с помощью нотной графической записи (на «нитке» - 1 линейке; вертикальными, горизонтальными палочками), «лесенка», табличек, графического изображения музыкальной формы (с помощью небольших геометрических фигур);
- с сопровождением и без него;
- с помощью «музыкального эха» - буквального повторения музыкальных фраз на различных музыкальных инструментах;
- с анализом общих и различных моментов ритмических рисунков каждой партии;
- с остановкой на трудном месте;
- с «перестановкой мотивов»;
- с помощью преднамеренных ошибок учителя в роли исполнителя (приём «разрушения») [20; 59].
Совместное музицирование приносит детям радость, удовлетворение. У детей со слабыми музыкальными данными пропадает ощущение скованности. Создаётся атмосфера увлечённости и интереса к музыкальным занятиям, к музыке как к искусству.
Организуя внеклассную работу по музыке, следует помнить, что:
1) все виды музыкальных внеклассных занятий должны быть направлены на нравственно–эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;
2) широкое использование различных методов должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, музыкальных, творческих способностей школьников.
3) необходимо воспитывать у учащихся интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру.
Успех всей разнообразной работы по музыкальному воспитанию во многом определяется тем, насколько ребята овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней. На формирование их интересов и вкусов большое влияние оказывает семья, средства массовой информации, сверстники, и это нужно учитывать в каждом конкретном случае. [8; 191]
Методика работы с детскими коллективами подчиняется основным принципам дидактики, которые выражаются в следующих категориях:
— соответствие содержания методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;
— связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;
— комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;
— постоянство требований и систематическое повторение действий;
— сочетание единства требований и уважения к личности каждого воспитанника;
— увлеченность и интерес;
— активность, сознательность и самостоятельность учащихся;
— учет реальных возможностей, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методика работы с детскими коллективами выдвигает собственные принципы:
— единство эмоционального и сознательного;
— единство художественного и технического;
— единство развития коллективных свойств в области музыкального исполнительства и личностной индивидуальности каждого ребенка.
Дидактические закономерности обучения с учетом специфики работы с детьми характеризуются такими качествами, как:
1) зависимость результатов обучения от регулярности и систематичности занятий.
2) осознание целей обучения;
3) значимость для детей усваиваемого репертуара;
4) сложность произведений;
5) профессионализм преподавателя.
Работа с детским коллективом опирается на педагогику в определении методов, которые можно классифицировать по источнику информации и характеру деятельности — словесные, наглядные, практические, а также по назначению и дидактическим задачам - восприятие, приобретение знаний, формирование умений и навыков, запоминание, применение знаний, повторение, контроль. При этом критерий выбора методов в контексте специфики работы с детским коллективом основан на особенностях учебного материала (сложности и новизны), конкретных педагогических целей, подготовленности детей, а также индивидуальности педагога. В задачи методики входит изучение практики и опыта работы видных деятелей и известных коллективов. [9; 209-212]
Как же развивать способности ребенка, чтобы он, приобретя определенный багаж знаний и умений, мог с легкостью пользоваться им на протяжении всей жизни? Каковы условия успешного развития способностей ребенка? Одно из важных условий - формирование настойчивости, умения максимально сконцентрироваться на достижении цели. Способности развиваются успешнее, если заниматься на пределе своих возможностей и постепенно поднимать эту планку все выше и выше.
Другое условие – повышенная мотивация. Она обеспечивает более интенсивную, активную и самоорганизующую деятельность ребенка, направленную на достижение результата. И наоборот, отсутствие мотивации у ребенка или принуждение его к тому, чем он не хочет заниматься, может погасить его спонтанную активность и законсервировать способности. В процессе воспитания таланта также очень важна поддержка семьи и внимательное отношение педагога. Именно они должны выявить интересы ребенка, определить его склонности и способности, создать моральные и психологические условия для развития этих способностей. Вот некоторые правила для педагогов, которыми необходимо руководствоваться на занятиях с детьми:
— называйте конкретные детали, которые понравились в творческой работе ребенка;
— выражайте удивление и восхищение тем, что делают дети;
— если ребенка что-то раздражает, то постарайтесь внести изменения в ход и содержание занятий;
— в процессе каждого занятия находите что-то позитивное и отмечайте это вслух. [11; 68]
Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но и информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. [19; 5]
Внеклассная музыкально-воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.
Заключение
Роль внеклассной работы по музыке определяется следующими положениями:
1.Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка, является одним из условий его музыкально – эстетического развития.
2. Она способствуют расширению кругозора учащихся, получению ими новых и закреплению старых знаний, развитию музыкальных способностей. На внеклассных занятиях развивается серьезное и вдумчивое отношение к музыке, дополняются и расширяются знания о композиторах, их творчестве, о произведениях, не включенных в школьные программы.
3. Вместе с тем внеклассная музыкальная работа выполняет и свою воспитательную функцию. Она развивает творческую инициативу ребят, приучает их к коллективной деятельности.
4. Формы и виды музыкальной внеклассной работы очень разнообразны: это массовые формы – хоровой кружок, кружок ритмики, танцев, музыкальный и кукольный театры, фольклорный ансамбль, вокально-инструментальные ансамбли, школьные праздники, тематические занятия в группах продленного дня; и индивидуальные – к ним относятся кружки индивидуального обучения игре на инструменте. Школьник может выбирать любой понравившийся ему кружок.
5. Наиболее эффективными являются следующие методы работы:
- необходимо соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность;
- разнообразить содержание внеклассных мероприятий, чтобы поддерживать интерес детей;
- мероприятия должны быть запоминающимися.
- учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.
- проводить беседы и опросы, чтобы узнать о музыкальных предпочтениях школьников.
Мы надеемся, что данная курсовая работа поможет правильно организовать внешкольные музыкальные занятия или улучшит их проведение, даст ответы на интересующие вас вопросы и увеличит качество вашей работы с детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулин, Э.Б. Теория музыкального образования [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Абдулин Э.Б., Николаева Е.В.– Москва, 2004. – 336 с.
2. Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Абдулин Э.Б., Николаева Е.В., под общей редакцией М.И. Ройтерштейна. – Москва: Музыка, 2006. – 336 с.
3. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования [Текст]/Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. – Москва, Академия, 2004. – 270 с.
4. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя музыки. [Текст]/ Алиев Ю.Б. – Москва, Владос, 2000. – 305 с.
5. Апраксина О. А. Из истории музыкального воспитания. [Текст]/ Апраксина О.А. – М.: «Просвещение», 1990. – 246 с.
6. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. [Текст] / Апраксина О.А. – М.: «Просвещение», 1983. – 263 с.
7. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка и пение»/Апраксина О.А. – Москва, 1983. – 244 с.
8. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе. [Текст] / Апраксина О. А., выпуск 16. – М.: «Музыка», 1988. – 264 с.
9. Арчажникова Л. Г. Профессия – учитель музыки [Текст]: Кн. для учителя./Апраксина О.А. – М.: Просвещение, 1984. – 280 с.
10. Безбородова Л.А. Организация музыкальных занятий во внеурочное время [Текст] / Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. // Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. – М., 2002. – 348 с.
11. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки [Текст]. / Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. – М., Академия, 2002. – 345 с.
12. Богатырёва В.В. Пути обновления содержания и форм музыкального воспитания в общеобразовательной школе [Текст]: Материалы научно – практической конференции учителей музыки, посвященной 90–летию со дня рождения Радыновой. / Богатырёва В.В. – М., 2010. – 352 с.
13. Радынова О.П. Музыкальное воспитание [Текст] / Радынова О.П. – М.: «Просвещение», 2010. – 257 с.
14. Габор Моцар. Краткий обзор современной системы обучения музыке и пению в Венгрии [Текст] / Кушаев Н.А., Габор Моцар // Журнал «Музыка в школе». – 2007. – №4. – 80 с.
15. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]. / Горский В.А., Тимофеев А. А. — М.: «Просвещение», 2010. – 327 с.
16. Дмитриева Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст]. / Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. — М.: «Академия», 1998. – 301 с.
17. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] / Зимина А.Н. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 326 с.
18. Ильина Е.Р. Музыкально-педагогический практикум [Текст] / Ильина Е.Р. – М.: «Альма-матер» 2008. – 347 с.
19. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика [Текст] / Крюкова В.В. – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002. – 260 с.
20. Куликовская О.Б. Театр в школе [Текст] / Кушаев Н.А., Куликовская О.Б // Журнал «Музыка в школе». – 2009. – №6. – 89 с.
21. Кушаев Н.А. Краткий обзор современной системы обучения музыке и пению в Венгрии [Текст] / Кушаев Н.А. // Журнал «Музыка в школе». – 2009. – №6. – 87 с.
22. Поташник, М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы [Текст] / Поташник М. М., Вульфов Б. З. – М., «Просвещение», 1983. – 290 с.
23. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе [Текст] / Рачина Б.С. – СПб., «Композитор», 2007. – 346 с.
24. Рытов Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты [Текст] / Рытов Д.А. – М.: Владос, 2001. – 289 с.
25. Школяр Л.В. Музыкальное образование в школе [Текст] / Школяр Л.В. – СПб, 2001. – 340 с.
26. Яфальян А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе [Текст]: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / А.Ф. Яфальян. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 380 с.
Ресурсы удаленного доступа:
27. Онлайн Библиотека [Электронный ресурс] / Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. – Режим доступа: http: // www. koob.ru (Дата обращения 10.03.2020).
28. Алексеева Л.Н. Музыка в школе [Электронный ресурс] / Л.Н. Алексеева // Музыка и жизнь. – Режим доступа: http: // www. portal – slovo.ru / (Дата обращения 10.03.2020).
2