СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа "Современные парадигмы педагогического мышления"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной работы – сделать анализ изменения парадигмы педагогического мышления в процессе обучения в нашей стране.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа "Современные парадигмы педагогического мышления"»



Факультет Управления

Кафедра Психологии и педагогики

Направление подготовки Психолого-педагогическое образование



курсовая РАБОТА



по дисциплине

Психология учебной деятельности


Тема:

Современные парадигмы педагогического мышления




(тема работы)


Выполнил студент

2 курса группа УЗДтс 28.1/Б1-18

Белоконова Елена Борисовна


(курс, группа, фамилия, имя, отчество)

Количество слов в работе

5.695


Руководитель работы

Комиссарова Ольга Александровна


(ученая степень, звание, фамилия и инициалы)



К защите __________________________

(дата, подпись руководителя)



Работа защищена с оценкой____________






Москва 2020 г.





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3-4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ…………………………………………………………….5-12

1.1 Развитие представлений о мышлении в психологии ……………….5-7

1.2 Понятие и сущность педагогического мышления…………………..7-12

2.СОВРЕМЕННЫЕ ПАРАДИГМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ……………………………………………………………..13 -24

2.1 Новая парадигма образования………………………………………...13 -19

2.2 Современные установки педагогического мышления…………..…..19 -24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..25-27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….28-29



























ВВЕДЕНИЕ

Сегодняшние скачки в развитии страны в разных областях, требуют отклика и в педагогике. Такое развитие в стране во всех отраслях делает вызов современному образованию и сфере педагогике. В сложившейся ситуации, от сферы образования и педагогики требуется подготовка будущих кадров на высоком уровне.

Одним из направлений политики нашего государства в области образования, является стремление к увеличению качества подготовки квалифицированных профессионалов разных областей, которые в масштабах страны смогут продолжить развитие различных областях, сделают их еще более конкурентоспособными, способными снабжать не только российские потребности, но и мировые.

Подобные цели возможны и в том случае, если будут находиться одаренные дети, и их таланты будут поддерживаться педагогами.

Исследовательский интерес представляет парадигма педагогического мышления в парадигмах современного общества, современных тенденциях развития страны.

На сегодняшний день, существует первостепенная важность создания, информационно наполненной и современной системы глубокого и всестороннего процесса обучения, который бы дал толчок к увеличению количества профессионалов, развития личностей, становления устойчивой и эффективной системы образования. В этой ситуации нужно понимать, что могут происходить изменения как в экономике и политике, так и в сфере педагогики и образовательных стандартов. Система образования как самостоятельно существующий организм, также претерпевает изменения и развивается, чтобы отвечать потребностям времени, оптимизировать ненужные, трудозатратные и финансово-неэффективные действия в отрасли.

Данная тема является актуальной, в связи с тем, что современные парадигмы педагогического мышления как раз и оказывают влияние на процесс обучения и выпуска профессионалов, развития личности учащегося, становление качественной и эффективной системы обучения, соответствие отрасли педагогики современным вызовам государства и общества.

Предмет исследования – педагогическое мышление. Объект исследования – современные парадигмы педагогического мышления.

Цель данной работы – сделать анализ изменения парадигмы педагогического мышления в процессе обучения в нашей стране. Чтобы достичь данную цель, нам необходимо выполнить ряд задач:

1.Рассмотреть процесс развития представлений о мышлении в психологии;

2. Раскрыть понятие и сущность педагогического мышления;

3. Проанализировать новые парадигмы образования;

4.Проанализировать современные установки педагогического мышления.

В первой главе мы рассматриваем понятие педагогического мышления, его сущность, его исследования. Во второй главе работы проведен анализ новых парадигм образования и современные установки педагогического мышления.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы исследования могут быть полезны педагогическим работникам, изучающим теоретико-методологические основы инновационной педагогики, внедряющим содержание научного знания в опыт интеллектуального образования обучающихся. Материалы исследования могут использоваться на курсах повышения квалификации учителей при освоении инновационных технологий в современной парадигме образования России.






1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 1.1 Развитие представлений о мышлении в психологии

На сегодняшний день в психологии умственная работа обозначается как комплекс различных интеллектуальных процессов личности — от ощущения и восприятия до мыслительного процесса и воображения.

Одной из тенденций сегодняшней науки считается особое отношение к умственной работе личности, и особенно к мыслительному процессу, не просто как к способности, заложенному природой, а как к прежде всего, к психологическому явлению, которое может расти и развиваться, с помощью постоянной профессиональной деятельности, саморазвития.

Психология интеллектуальной деятельности, и прежде всего мышления, имеет свою историю развития. В некоторые периоды мышление не было объектом интереса и психологического анализа, а было частью философии и логики. Эта связь психологии с логикой, философией отчетливо проявляется в истории психологического учения о мышлении.

Современные исследователи выделяют процесс мышления как явление социально-культурного значения, как особенную логическую работу человека, тесно связанную с практической деятельностью. Сегодняшние медицинские открытия установили факт наличия процессов мыслительной деятельности, которая проходит также и в виде внешнего процесса с материальными объектами. Умственные процессы начали расценивать как итог перерастания внешней практической деятельности во внутреннюю, идеализированную деятельность.

В данной теории психологии мышления было, наконец, пересмотрено полное противостояние субъекта и объекта познания, внутреннего и внешнего предметного мира. Мышление теперь идентифицировалось как целостное явление, как способ точного изменения способов предметно-чувственной работы, прием рационального взаимодействия с окружающим миром. Мышление образовывает самого носителя и все его психо-эмоциональные черты посредством того, что мыслительный процесс считается одним из центральных направлений жизнедеятельности личности. В российских исследовательских трудах уточняется человеческий фактор в ходе мыслительного процесса, роль мотивации в его протекании: и личность, и мотивация рассматриваются как внутренние составляющие психической работы, а также как важная часть в цепочке аналитики психической работы, в том числе и мыслительного процесса.

Такой важный рывок в анализе психологических аспектов мыслительной деятельности стал возможен в связи с акцентом на переходу к аналитике центральных объектов мыслительного процесса, его двигательных элементов, которые можно заметить при анализе мыслительного процесса. Известный ученый Л. С. Выготский в 30-х годах нашего века говорил о том, что базу процесса мышления выстраивают такие приемы, как анализ и синтез, абстракция и обобщение и что особенностью мыслительного процесса считается понятие, главную часть которого образует смысл слова, который и является главным составляющим мыслительного процесса.

На сегодняшний день в России анализ мыслительного процесса и его изменений, которые образуются при неполноценной работе мозга, делается по основам трудов, написанных А. Н. Леонтьевым, при этом, мыслительный процесс начали воспринимать как индивидуальный тип образовательного процесса. Работа личности в этих трудах воспринимается как объект жизнедеятельности, зависящий от психического отображения, который направляет человека, как комплекс, отличающийся отдельными свойствами и особенностями. Мыслительный процесс является частью человеческой деятельности.

Важным вкладом, сделанным А. Н. Леонтьевым в его теории о деятельности, является установление того «факта, что деятельность — в той или иной ее форме — входит в самый процесс психического отражения, в само содержание этого процесса, его порождение».

Здесь берет свое начало целый комплекс главных правил и тенденций сегодняшней отрасли психологии, например, теория о единстве сознания и деятельности, тенденция раскрытия душевной и умственной работы, знания о внешней и внутренней работе как факторов, устанавливающих взаимозависимость личности с реальной жизнью.

Мыслительный процесс обладает своими индивидуальными особенностями и тонкостями, характерными только для него. Понятие является отражением наиболее существенных признаков предмета или явления и образуется на основе представлений путем различной степени абстракции. Важно отметить связь понятия, с одной стороны, с представлением и образом, а с другой — со словом. Между понятием и словом существуют сложные взаимоотношения. Понятие обозначается словом и вне слова не существует, слово — его материальная основа. Слово же, являясь необходимым условием и средством образования и существования понятия, само, в свою очередь, не может существовать без понятия, т. е. быть «пустой оболочкой». Таким образом, слово и понятие органически связаны.


1.2 Понятие и сущность педагогического мышления

Педагогическое мышление образуется в итоге познавательного процесса, осознания различных граней образовательного процесса, взаимоотношений педагогов и учеников, которые имеют большое влияние на рост и становление личности, ее целостное взросление и переход в самостоятельную жизнь. Педагогическое мышление создается как профессиональная мыслительная способность воспитателя, которая дает возможность осознавать, проводить анализ, делать сравнение, структурировать, давать оценку деятельности воспитателя, составлять педагогические теории и концепции, осуществлять методические открытия, активно, творчески и усердно заниматься обучением детей.

Основную суть мыслительного процесса, отстающего с осознанием, аналитикой и рациональным восприятием окружающего мира, неуспевающего за развитием прогресса, нужно часто пересматривать, доводить до баланса с развитием окружающего мира, различных профессиональных и научных областей, интересами развивающейся личности.

В данном случае, имеется ввиду процесс, когда давно устоявшаяся система обучения устаревает и не отвечает больше вызовам жизни и развития общества, она уходит в сторону и, постепенно, на ее место становятся новые установки и правила, тенденции развития и ценностные ориентиры педагогического мышления.

В этих условиях, новейшие установки педагогического поведения появляются как итог несоответствия: неспособность старых установок отвечать новым запросам и делать это эффективно. Процесс смены установок происходит как постепенное снижение эффективности действующих педагогических принципов, а затем и полное отсутствие их актуальности. Новые тенденции в науке и профессиональной сфере требует от работы педагога соответствующие поправки и изменения, которые помогли бы вывести на профессиональный рынок новый тип личности и профессионала определенной сферы.

В результате таких изменений в педагогической сфере, меняется и сама личность, ее моральные предпочтения, уровень интеллекта, скорость мышления, возможность принимать логические мышления, повышение уровня ответственности за уровень своего профессионализма, осознание соответствия уровни личности новым профессиональным требованиям.

Развитие педагогической науки, образование и объяснение различных систем, введение инновационных методических комплексов и технологических процессов обусловливает непрекращающееся усовершенствование педагогического мышления — одного из важных факторов развития процесса обучения в образовательных учреждениях.

Какими же способностями должен обладать педагог:

  1. готовность информировать учеников в лаконичной и доступной форме;

  2. быть внимательным к ученикам, стараться их понимать и принимать;

  3. обладать определенным интеллектуальным потенциалом и творческим взглядом на процесс обучения;

  4. уметь работать в режиме многозадачности, уметь быстро перестраиваться и уметь принимать решения;

  5. быть организатором как учебного процесса, так и в целом всей своей педагогической деятельности, быть примеров для учеников в области самоорганизации.

Помимо вышеперечисленных тезисов, следует выделить и некоторые другие профессиональные качества, которые являются базисом для качественной педагогической деятельности: педагогическая информированность, педагогическая постановка целей, педагогическое чутье, педагогическая находчивость, педагогическая внимательность, педагогический дух, педагогическая предприимчивость, педагогическое предугадывание и педагогическая отзывчивость. Все вышеперечисленные особенности близки можно обозначить также – педагогические способности. Например, педагогическую наблюдательность можно охарактеризовать так: способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу. Или педагогическую постановку целей характеризуем как умение педагога формулировать цели, полагаясь как на командные цели, так и на свои собственные планы. Именно поэтому все вышеперечисленные способности относятся к педагогической сфере работы.

Помимо профессиональных качеств педагога, безусловно, важны еще и личностные. К наиболее значимым мы можем отнести: деликатность, рационализм, отзывчивость, душевность, воспитанность, трудолюбие, терпение и самоконтроль, многогранность взглядов, гуманность, гуманность, доброта, целеустремленность, усидчивость, тактичность, смелость, стрессоустойчивость, уверенность в себе, умение работать в команде, способность делового общения.

Если все эти профессиональные и личностные качества собрать в единый комплекс, то получится эффективного педагога.

Педагогика сможет сделать скачок вперед и отвечать вызовам современной жизни в том случае, если в современных учителях будет присутствовать комплекс этих качеств. В этом случае, педагог становится самостоятельной индивидуальной личностью, которая может подавать пример ученикам.

Можно сделать вывод о том, что становление педагогического мышления — это кропотливая умственная и моральная работа над собой, которая подразумевает оценку своей личности, оценку своих профессиональных качеств и уровень информативности и интеллекта, на основе этого самоанализа выявление, какие именно стороны необходимо развивать. Особенно ценным качеством при формировании педагогического мышления выступает умение педагога соотносить свой уровень подготовки с требованиями современного общества.

Отношение педагога к ученикам, поведение учащихся следует также оценивать через призму современных тенденций общества. К тому же, стоит учитывать и то, что поведение учеников, во многом, может быть обусловлено модой или примером, которые подают средства массовой информации. Истинные черты характера ученика можно идентифицировать в командной или общественной работе, в повседневной сфере пребывания, учитывая при этом его черты характера и моральные качества.

В процессе обучения, учеников стоит рассматривать как формирующихся творческих личностей, обладающих своим мышлением, пониманием окружающего мира и умением в нем существовать. В связи с этим, учитель должен быть готов к разному поведению своих учеников, должен уметь корректно реагировать и быть способным объяснить те или иные явления, грамотно дать обратную связь ученику о его поведении, поддержать, услышать и понять формирующуюся личность. Педагог, обладающий настоящим сформированным педагогическим мышлением, способен проявить верную реакцию на разное поведение своих учеников, не ущемляя при этом образующуюся личность, но обозначая, каким образом необходимо вести себя в той или иной ситуации.

Существует целая группа особенностей педагогического мышления:

  1. замечать и воспринимать различные процессы комплексно, взаимосвязано и рационально;

  2. прослеживать генезис влияния педагогических взаимодействий и воздействий;

  3. соотносить педагогические действия с целями и результатами обучения, воспитания;

  4. использовать в педагогической мыслительной практике все типы и способы мышления;

  5. осуществлять в единстве анализ и синтез педагогических явлений, различать педагогическую истину и заблуждения;

  6. в педагогической теория и практике восходить от абстрактного (идеи) к конкретному — педагогической ситуации и мысленно двигаться в обратном направлении;

  7. отказываться (отрицать) от сложившихся шаблонов и стереотипов, искать и находить новые оценки, обобщения, подходы, действия;

  8. использовать теорию и новые идеи в практическом, творческом поиске;

  9. рационально использовать логические цепочки и убедительную аргументацию в диалоге с учениками;

  10. проявлять мыслительную гибкость и оперативность;

  11. соотносить тактические и стратегические действия. Овладение учителем педагогическим мышлением предполагает Психологическую установку на освоение диалектики, включающей не только формально-логические суждения, но и острые мыслительные противоречия, парадоксальные и абсурдные умозаключения.

Важным показателем установившегося педагогического мышления является способность педагога не опровергать резко неверные высказывания ученика, а проявить тактичность и грамотность во взаимодействии. Это достигается путем спокойного терпеливого диалога. Педагог сначала выслушивает ученика, старается понять или уточнить какие-то детали, затем уже с помощью командной работы в классе или в индивидуальном диалоге, выявить неверные суждения, объяснить и привести факты, затем прийти вместе к верному утверждению, не ущемляя и не обижая неверное мнение ученика.

Таким образом, мы можем полагать, что педагогическое мышление характеризуется целостным, логическим, непротиворечащим процессом. Для того, чтобы сформировать какое-то решение или мнение о работе учеников, педагог должен уметь комплексно анализировать все факторы, объединять их в единую цепочку, делать выводы на основе целого комплекса фактов.

Чтобы достичь такого уровня взаимодействия с учениками, педагогу необходимо полностью перестроить мыслительный процесс и исключить из него общепринятые шаблоны, устаревшие стереотипы, неработающие методы работы с учениками. Необходимо перестроиться на тактичное, грамотное и, прежде всего, уважительное взаимодействие. Потому что ученики не просто перенимают от педагога знания, но и часто, педагог является примером для учеников по своим взглядам на жизнь, умением коммуницировать, быть честным и объективным.

Каким образом можно отследить педагогическое мышление в действии? Прежде всего, это умение педагога быстро перестраиваться от общего к частному, переходить от глобального процесса к основополагающим деталям. Еще один важный момент, который лежит в основе педагогического мышления, это не только умение педагога мысленно анализировать ситуацию, молча принимать решения, но и способность вести диалог с учениками, в процессе общения приходить к какому-то важному выводу или решению.


2.СОВРЕМЕННЫЕ ПАРАДИГМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

2.1 Новая парадигма образования

Парадигма – подходящий термин для обозначения комплекса приемов, особенностей и деталей определенного процесса или явления. Образование, как система, если учитывать историю образования этого термина, получило свое начало еще до образования профессии педагог. Это проявлялось, прежде всего, в том, что дети перенимали манеры поведения, взгляды на жизнь, способы решения различных ситуаций от взрослых людей.  Затем, среди таких взрослых людей выявились лидеры, которые качественно могли передать жизненный опыт, навыки и являлись авторитетом для детей. Такие лидеры почувствовали в себе силы не просто в процессе жизнедеятельности передавать какие-то умения, но и силы целенаправленно обучать детей. Так появились педагоги.

Из истории педагогики, видим, что уже тогда образовательный процесс можно было разделить на теоретический и практический. При этом, сущность образовательного процесса изменялась вместе с преобразованиями в обществе. Естественно, что с периодическими преобразованиями, периодически менялись и средства, инструменты, методики обучения. Кроме того, само звучание термина «образование» напоминает нам, прежде всего, об образовании и становлении личности и воспитательном процессе.

Образовательный процесс это целый комплекс мероприятий, которым подвергается большая часть населения планеты. Это устоявшийся, общепринятый и необходимый процесс для развития личности.  

За всю историю различных систем образования и педагогических подходов, формулировались и внедрялись различные педагогические парадигмы. Именно благодаря такой обширной и разнообразной педагогической истории, мы обладаем различными парадигмами, перечислим некоторые из них:

1) традиционалистско-консервативная (знаниевая парадигма);

2) рационалистическая (бихевиористская, поведенческая);

3) феноменологическая (гуманистическая парадигма);

4) технократическая;

5) неинституциональная парадигма;

6) гуманитарная парадигма;

7) обучение “через совершение открытий”;

8) эзотерическая парадигма.

Эти парадигмы отличаются тем, что содержат разные методики и особенности образовательного процесса, имеют разные пути к достижению одной цели, разные приемы для создания эффективного образовательного процесса.

В разные исторические периоды, исследователи понимали важность изменения системы образования, ее подходов, приемов обучения, образовательных методик. Это было связано с тем, что молодые люди менялись вместе с изменениями в технологиях, моде, повышением требований к специалистам в различных профессиональных областях.

Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание являются подходы, основанные на конструктивистских теориях, которая базируется на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний – с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников, а знания, приобретённые посредством традиционной методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний и следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным методом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна и не используется в жизненных ситуациях.

Основным направлением развития нового стиля образования является необходимость передавать знания так, чтобы их можно было в будущем использовать на практике в работе. Чтобы процесс обучения не превращался в формальную, образовательную схему, необходимо внедрять обновления и изменения в систему.

Главным человеком, несущим в себе изменения, профессиональные качества, обладающим всеми необходимыми качествами для воспитания здорового ученика, становится педагог.

Независимо от используемого подхода важны две точки зрения для рассмотрения. Первая- перспективы ученика, как личности и социального объекта, вторая – обучение, как результат отношений между учителем и учеником. Применение новых технологий в обучении предоставляют ученикам возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объём знаний, перестраивать своё понимание определённых тем на стадии изучения. Этот процесс позволяет ученикам подвергать сомнению свои предположения и стремится расширять и углублять представления о мироустройстве. Сами ученики играют важную роль при использовании учителем указанной формы преподавания: активно конструируют знания посредством социального взаимодействия со сверстниками. Учитель обеспечивает возможностями для развития собственного понимания предмета. Качественное преподавание не только становится возможным при наличии условий для обучения; более того – оно зависит от них. Компетентный учитель «регулирует» элементы преподавания в соответствии с тем, что наиболее применимо в конкретный момент по отношению к учащимся, окружению и ресурсам. Таким образом современный учитель должен отвечать следующим требованиям:

  1. Направляющим, влияющим, проявляющим заботу и активно, с энтузиазмом занимающиеся преподаванием и изучением.

  2. Знающем цели обучения и критерии успешности урока.

  3. Умеющий развиваться от единой идеи до множества идей, синтезировать и затем пополнять и углублять их таким образом, чтобы ученики могли выстраивать восстанавливать эти идеи.

Итак, главными направлениями реформы российского образования должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук.

Если классическая, традиционная модель образования претендовала на формирование специалиста, который обладает необходимым набором стандартных навыков, то согласно новой педагогической парадигме должно происходить смещение образовательных целей в сторону актуализации ценности образования в собственном смысле: как образования личности, т.е. способствовать прогрессивному развитию личности, культуры и цивилизации.

В противовес классической, новая парадигма обеспечивает обучаемых знаниями из будущего ("школа мышления"), когда процесс обучения строится так, что ученик включается в активную мыслительную деятельность при столкновении с проблемными ситуациями. Это задает потребность непрерывного развития человека в постоянно меняющемся мире. Возникает противоречие между традиционной педагогической системой, когда преподаватель выступает основным источником знаний и осуществляет контроль учебного процесса в качестве субъекта, и новой парадигмой, согласно которой преподаватель выполняет функцию организатора активной познавательной деятельности обучаемого. Обучающийся не только усваивает готовые представления и понятия, но и сам добывает информацию и с ее помощью строит свое представление о мире.

В среде, в которой быстро развивается новый тип общества и личности, парадигма педагогики должна опираться на открытое, общедоступное образование, в основе которого лежит ярко выраженный индивидуальный подход к ученикам. В чем именно заключается такой подход? Прежде всего, в возможности выбора учащимся удобной формы и методики обучения, в стремлении к максимально самостоятельному обучению, к поиску и анализу информации в процессе обучения, к умению учиться с помощью разных методик и приемов обучения[3].

Изменения в системе образовательного процесса представляют собой комплекс теоретических и практических знаний, которые делают возможным процесс слияния образовательных знаний разных поколений, накладывание опыта разных поколений и, на основе такого опыта, формирования единой системы образовательного процесса с соответствующей парадигмой педагогического мышления. Процесс обучения будет эффективным тогда, когда он будет представлять собой единый комплекс методов, приемов, оценки результатов, который имеет одну единую цель для всех участников процесса обучения, тогда и результат будет одинаково эффективным для всех.

Помимо обучающих задач, образовательный процесс имеет еще глубокую социальную значимость для человека и общества в целом. Это обусловлено тем, что ученик начинает процесс обучения еще в детстве, когда его личностные особенности, черты характера, отношение к окружающей действительности еще только формируются. В ходе образовательной деятельности, обучающийся учится взаимодействовать в обществе, коммуницировать с педагогом, привыкает к публичным выступлениям, участвует в творческой деятельности.

Реалии сегодняшнего общественного развития таковы, что на рынке профессиональной деятельности требуются не только грамотные и эффективные специалисты, которые знают свое дело и комфортно себя чувствуют в рабочем процессе, но и, прежде всего, люди, умеющие организовать свою занятость, умеющие находить необходимую информацию для работы, способные рационально планировать свой график работы. Более того, чтобы быть эффективным в своей профессиональной области, необходимо еще и уметь самостоятельно искать решения различных спорных или проблемных моментов, оценивать риски, отслеживать результат, анализировать свою деятельность и просчитывать свою эффективность. Базис этих способностей также закладывается в процессе обучения, в процессе воспитательной деятельности.

Именно поэтому, при переходе от традиционной устоявшейся парадигмы педагогического мышления к современной, отвечающей вызовам общества, важно понимать, что обучение не должно быть готовым процессом, в котором ученик выполняет одинаковые действия, не прилагая никаких дополнительных усилий и умственных способностей. Образовательный процесс должен вовлекать учеников и стимулировать их к самостоятельной деятельности, самостоятельному поиску решений, выбору удобных методик обучения, формулированию вопросов и поиску ответов на них и многое другое, что будет способствовать развитию их самостоятельности и самодостаточности личности.

Процесс образования становится многогранным и получает новые смыслы, задействует ученика и его личностные качества, формирует способность у обучающихся с раннего возраста искать ответы на вопросы и принимать самостоятельные решения. Это является важным изменением в парадигме педагогического мышления, в условиях функционирования информационного общества.

Еще одной важной тенденцией современного информационного общества является процесс быстрого обновления информационного контента, появление новых знаний, открытий, исследований. Ученикам, как будущим профессионалам своего дела, нужно, конечно же, владеть всеми этими информационными потоками. Большой поток информации может приводить к тому, что ученики могут не справляться и эффективность обучения будет снижаться. Именно по этой причине, в новой парадигме педагогического мышления, произошел уход от тенденции разностороннего развития личности, и делается упор на выявление способностей и предрасположенности к той или иной профессиональной области и ориентация на ее глубокое изучение[6].

В новой системе обучения важнейшим фактором является развитие личности через образовательный процесс. Из огромного количества знаний в разных профессиональных областях, ученику следует максимально углубляться в интересующую его сферу научной деятельности.

Таким образом, инновационное образование включает в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализм, синтез двух культур (технической и гуманитарной), использование новейших информационных технологий.


2.2 Современные установки педагогического мышления

Один из важнейших вопросов развития педагогической отрасли – это овладение современными образовательными технологиями. Под педагогической технологией подразумевается самостоятельный комплекс разнообразных методов педагогического влияния как комфортной и грамотной работы педагога во взаимосвязи с сегодняшними культурными тенденциями, на основе его глубокой духовности и психолого-педагогического понимания разворачивающейся ситуации. Сюда входит и корректное, терпеливое и бережное отношение педагога к юному ученику. Проблема взаимоотношений педагог-ученик действительно существует. Это происходит потому, что сегодняшний процесс обучения перенасыщен информацией, которую необходимо понимать и усваивать в строго отведенные учебные часы, ориентироваться на оценки, работу с другими учениками в классе. Смягчить и облегчить это напряжение в процессе обучения может сам педагог, подобрав верное расписание, рационально организовав процесс обучения. Кроме того, немаловажную роль сыграет и сам стиль общения педагога со своими учениками. От того, насколько он будет тактичным, корректным, вежливым, умеющим проявлять терпение, уважительным, будут зависеть и результативность учеников, и желание продолжать обучение.

Современные педагогические технологии основаны на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента. Они прорабатываются специально для определенного образовательного назначения, в их базе заложены необходимые авторские приемы. Последовательный перечень педагогических мероприятий образуется на основе выставленных требований к процессу обучения, и в итоге будет преследовать определенную результативность работы учителя. Работа педагогических методик подразумевает согласованную работу педагога и обучающегося, с включая индивидуальный подход к процессу обучения. Осуществлять рациональное распределение и постепенную реализацию всех составляющих образовательной деятельности, должны уметь все педагоги, имеющие к ним отношение[14].

Но при этом, они должны быть разработаны с учетом того, что усвоить эти условия и выполнить их должны быть способны все школьники. Учитывая вышеперечисленные требования и установки, у каждого педагога в арсенале должны быть способы и приемы оценки функционирования школьников в системе обучения, шкала измерения результативности. Такую исследовательскую и практическую деятельность должен осуществлять каждый педагог.

Современный уровень развития общества требует от педагога полной перестройки в работе с учениками. Если раньше отношения педагога и ученика выстраивались на основе: педагог – главный, ученик – подчиняется, то сегодня эта схема работает неэффективно и отбивает всякое желание эффективно учиться у обучающихся. Сегодня педагог должен выступать как партнер, наставник, который готов помочь ученику встать на путь познания своей личности, научить его слушать себя и двигаться к своей цели. Именно в таких моделях обучения, ученикам предоставляется некий уровень свободы, который не сковывает их, а наоборот, способствует раскрытию их потенциала, выявлению способностей и предрасположенности к той или иной профессиональной сфере. Но здесь у педагога возникает ряд вопросов, например, на какие социальные мотивы ему опираться при работе с учениками, какие рамки общения можно устанавливать, как взаимодействовать с учениками, чтобы дать им достаточно ощущения свободы для саморазвития, но, при этом, сохранить необходимую самодисциплину.

По всем подобным спорным вопросам, ответы можно получить в парадигме нового педагогического мышления. Именно оно призвано изменить образовательный процесс и преобразовать его в комфортный и качественный подход к обучению[1].

Новое педагогическое мышление в единстве отмеченных аспектов охватывает все звенья, все направления человеческой духовности, позволяя подниматься на более высокий, интегрированный уровень своего содержания.

В связи с этим основная задача педагогики заключается в том, чтобы на основе интеграции общественного сознания подвергнуть методологическому анализу привычные формулы педагогического мышления, обновить многие из них и, в итоге, придать им новую теоретическую и практическую направленность. Главные компоненты этого преобразования в следующем:

- измененный мыслительный педагогический процесс должен содержать в себе ресурсы и инструменты, которые дадут возможность найти и определить новые способы обучения, применяя творческий потенциал педагога;

- современное педагогическое мышление не идет в разрыв с достижениями в образовательной области, а в большей степени включает в себя ее стандарты. Рассмотрим, например, классическое образование, которое составляет необходимый элемент подлинно гуманистического нравственного воспитания, основу формирования широкого кругозора. С бурным ростом промышленности и других областей практической деятельности возникла потребность в работниках определенного склада, что привело к возникновению особого технократического типа мышления, заземленного на конкретике чисто технологических решений. В результате великие ценности античной культуры, давшие в свое время мощный толчок развитию мировой мысли, были переведены в разряд второстепенных элементов образования и основная задача - гармонизация телесного и духовного в человеке, воспитания его высших духовных потенций оказалось задвинутой в последний ряд;

Современный гуманистический подход пронизывает идеи педагогики: сотрудничества, демократизма, равноправие учителя и ученика. Воспитание может быть рассмотрено и как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней стимуляции. Приведенное определение «воспитание» свидетельствует об отходе педагогики и воспитательной практики от традиционного определения воспитания, как формирование личности с заданными свойствами, и знаменует их поворот к обоснованию такого воспитательного процесса, который способен обеспечить личностно-смысловое развитие учащихся, поддержать в каждом из них индивидуальную самобытность, и, опираясь на их способности, на их самовоспитание, помочь каждому ребенку в решении его жизненно важных проблем. Такой подход называется личностно-ориентированным. Особо подчеркивается в этом подходе, что личностно-ориентированное воспитание – самоорганизуемый педагогический процесс, т. е. такой тип воспитания, в котором собственные усилия личности имеют первостепенное значение, то есть воспитание - процесс, запускающий механизмы личностного развития воспитанников[8].

Такое понимание воспитания становится возможным, если воспитатель владеет приемами тонкого, деликатного, личностного взаимодействия, использует методы психологической и педагогической поддержки ребенка. Специалисты подчеркивают, что сегодня педагог должен осознавать, что его профессиональная деятельность может быть успешной только через личностные контакты с воспитанниками, а не через их «прогибание» под нормой. Поэтому основными методами личностно-ориентированного воспитания являются: изучение, понимание, диалог, сотрудничество, педагогическая поддержка. Изучение ребенка предполагает установление с ним контакта, наблюдение физического и духовного состояния и определение на этой основе рациональных путей организации воспитательного процесса. Общение строится на взаимном доверии, а в идеале на взаимной любви. Педагог должен стремиться изучать ребенка в его внутренней целостности: его возрастные особенности, его окружающую социальную среду.

Понимание предполагает деликатное, ненавязчивое проникновение в его (ученика) внутренний мир, определение проблем, с которыми он сталкивается в своей жизни. Диалог – является базовым методом воспитания. Он трактуется, как встреча «Я и Ты» и основан на взаимопонимании ученика и учителя. Педагог в данном процессе занимает позицию собеседника и участника. Помощь педагога ребенку направлена на определение целей его развития, оказание содействия в достижении этих целей[4].

Педагог оказывает поддержку ученику в познании самого себя, помогает уловить свою уникальность и неповторимость. Педагогическое сотрудничество основывается на отношениях детей со взрослыми, когда два человека выполняют общую работу. Совместный труд делает учителя и ученика равными, равенство воспитывает, потому, что в основе воспитания - не управление, а общение.

Иной характер в условиях гуманизации приобретает организаторская функция учителя. Если раньше, в массовой практике он был организатором воспитательных мероприятий, сценаристом, режиссером, распределителем в ученическом сообществе, то сегодня эта сфера деятельности хотя и остается, но учитель должен выполнять в ней другую роль – он организует внутреннюю жизнь класса, школы, вызывая внутреннее рождение, внутреннего воспитания пространства, как жизненную философию детей. Изменяется и смысл управленческой функции педагога: от прямых распоряжений, внедрения норм и требований, как основы авторитарного управления, нужно переходить к воспитанию самоорганизации, способствовать саморазвитию ребенка. Всегда надо помнить, что любое эффективное воспитание всегда предполагает «запуск» процессов активного саморазвития и самокоррекции личности. Современному педагогу, в каких бы сложных условиях он не находился, нужно стремиться применять в своей повседневной практике новые подходы в воспитании учащихся[6].

Современному образовательному процессу, для воплощения в жизнь последних инноваций процесса обучения, необходимы педагоги с переориентированным мыслительным процессом, усовершенствованными взглядами на окружающую действительность. Главенствующим звеном в процессе обучения, является сам педагог, поэтому именно от его качеств и ориентации на современные запросы и вызовы общества будет зависеть эффективность подготовки будущих профессионалов. Безусловно, педагог должен быть носителем новых моральных принципов, взглядов на окружающую действительность, должен устанавливать рамки комфортного взаимодействия в цепочке учитель-ученик.

Современным учителям необходимо научиться по- иному относится к своей работе, начать видеть в своих подопечных маленькие формирующиеся личности, применять свои творческие ресурсы, подбирать методы обучения с учетом особенностей разных учеников. Именно таким способом учитель может найти подход к своим ученикам и помочь им в формировании их жизненных устоев, принципов и манер поведения, реакции на стрессовые ситуации и другое. Именно по эти причинам, учитель является ключевым звеном в формировании новой парадигмы педагогического мышления.

Учитывая все вышеописанное, мы пришли к тому, что в образовательном учреждении сегодня требуется не просто учитель, но и воспитатель. Это необходимо для того, чтобы сформировать учеников чувство свободы выбора, любви к обучению, уважение к школьным товарищам, видение себя как отдельной личности в большой системе обучения.

Воспитание в современной школе - это мастерство и искусство глубинного общения, тут нужен особый педагогический талант, творческая работа, соблюдение особой этики поддержки, сущность которой - единство нравственных и педагогических норм.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный, эффективный, целостный, структурны и творческий процесс образования, невозможен без понятия педагогическое мышление. Несмотря на установленные программы обучения, высчитанные количества часов для обучения, имеющиеся методические материалы, образование не будет комфортным и эффективным, если педагог не будет делать упор на свою работу и взаимодействие с обучающимися. Во многом от уровня развития, от способности заинтересовать, от умения слушать и слышать, от стремления быть в диалоге и т.д. зависит успешный процесс обучения.

Именно поэтому так важна ориентация на современные парадигмы педагогического мышления. Для выполнения заявленной цели работы, был раскрыт целый ряд задач: изучено, как развивались представлений о мышлении в психологии, рассмотрены значение термина педагогического мышления, выявлены акценты новой парадигмы образования, обозначены современные установки педагогического мышления.

Мыслительный процесс педагога является частью педагогической деятельности и устремлен выполнение повседневных профессиональных работ. Процесс мышления педагога может быть задействован в формировании идей, инструментов, которые помогут улучшить процесс образования. Область, в которой педагог должен развиваться - педагогическое мышление, которое заключает в себе разные педагогические приемы и методы обучения, перенятый опыт и новые персональные открытия и методики в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Сегодня в нашей стране, в образовательной системе случились различные преобразования, относящиеся к всестороннему развитию учеников. Например, наличие, увеличение и развитие школ, гимназий, лицеев, дало толчок к повсеместному процессу образования, даже в отдаленных населенных пунктах. Различные изменения в системе обучения делают своеобразный вызов самим педагогам, требуют от них соответствия изменениям в системе обучения, развитие их мыслительного процесса, увеличение знаний в профильной области, умение коммуницировать с учениками.

Понимание и использование учителями в процессе работы педагогического мышления, происходит потому что это важный блок их профессиональной работы.

Те учителя, которые работают в своей профессиональной сфере не один год, должны учитывать два важных момента. Пересмотр и дальнейший рост уже образованных стандартов, под изменения в системе обучения. Также это изменение произошло и в теоретических аспектах педагогической деятельности.

Кроме того, важным прорывом в области образовательного процесса является и то, что сместилась ориентация подчинения ученика педагогу и правилам образовательной системы, к более мягким рамкам в процессе обучения. Это вызвано, прежде всего, тем, что педагог не выступает больше как исключительный источник знаний, он выступает еще и как участник воспитательного процесса. Именно в ходе этого процесса и происходит становление личности, ориентиров, моральных принципов и жизненных установок ученика.

Это становится возможным, благодаря тому, что ученик чувствует в педагоге не только наставника, но и партнера, который готов прийти на помощь, поддержать, дать объективную обратную связь. В таких условиях у учеников пропадает страх, напряжение, нежелание идти на обучение. Они стремятся к взаимодействию с педагогом, благодаря чему, формируются более открытые взгляды, суждения, мнения о тех или иных явлениях. Ученики находятся в более комфортной и менее напряженной для себя среде, благодаря чему, становится возможным эффективнее проходить процесс обучения, не стесняться задавать вопросы, быть в диалоге с педагогом.

Безусловно, в такой ситуации деятельность педагога усложняется тем, что он должен в себе совмещать две совершенно разные, но при этом, взаимосвязанные функции. Чтобы полноценно воплотить этот функционал, педагог должен стремиться к саморазвитию, к повышению своих профессиональных навыков и способностей. Тогда эти навыки и умения будут соответствовать новой парадигме педагогического мышления, а педагог сможет осуществлять процесс обучения качественно и эффективно.



























СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: ШколаПресс, 1998. 512 с.

2. Ведерникова Л. В. Формирование ценностных установок будущего учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности. М.: Прометей, 2001. 144 с.

3. Бизяева А. А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: дис. … канд. психол. наук. СПб., 1993. 186 с.

4. Кунаковская Л. А. Педагогическая рефлексия как фактор профессионального самосовершенствования учителя: дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2003. 207 с.

5. Елисеев В. Технология формирования рефлексивной культуры учителя // Высш. образование в России. 2005. № 2. С. 37–40.

6. Климов Е. А. Психология для всех. М.: Академия, 1995. 268 с.

7. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 320 с.

8. Анисимов О. С. Обучение студентов решению инновационных задач // Педагогика. 1998. № 4. С. 59–62.

9. Найн А. Я. Рефлексивное управление учебной деятельностью и развитие коммуникативной готовности студентов к вузовскому обучении: учеб.-метод. пособие. Челябинск: УралГАФК, 1998. 79 с.

10. Сластенин В. А. К вопросу о профессиограмме учителя школы // Сов. педагогика. 1973. № 5. С. 72–80

11. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для пед.уч.зав. (УМО вузов РФ)/Под ред.А.И. Пискунова.–М., 2009. –512 с.

12. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: – М.: Логос, 2000. – 224 с.

13. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Форум», 2010. – 584с.

14. Новиков А. Российское образование в новой эпохе: парадоксы наследия, векторы развития.–М.,2000.–272 с.

15. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1977. – 224с.

16. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М., 2000. – 204с.

17. Теплов Б.М. Практическое мышление// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. – М.: МГУ, 1981