СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Курсовая работа "Технология обучения оптимальному чтению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная курсовая работа раскрывает процесс формирования у младшего школьника навыков чтения.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа "Технология обучения оптимальному чтению"»

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3

Глава I. Чтение – важнейшая потребность человека

    1. Роль книги в жизни людей …………………………………………6

    2. Понятие «оптимальное чтение». Необходимость применения технологии оптимального чтения …………………………………8

    3. Развитие техники чтения (из опыта работы профессора И.Т. Федоренко) …………………………………………………....11

Глава II. Резервы обучения оптимальному чтению

2.1. Работа со скороговоркой ……………………………………………17

2.2. Виды работ по формированию навыков оптимального чтения…..20

Глава III. Уроки внеклассного чтения

3.1. Виды работ с книгой на уроках внеклассного чтения……………..26

3.2. Мои уроки внеклассного чтения …………………………………….29

Заключение ………………………………………………………………..33

Список использованной литературы …………………………………34















Введение

В современном мире резко изменились условия обучения. Известно, что количество новой информации удваивается каждые 2 года, поэтому многие знания быстро теряют свою актуальность.

Проблема формирования качественного чтения – одна из самых острых проблем школьного образования, и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка, который учится читать. Современные социальные условия предъявляют совсем другие количественные и качественные требования к объему и способу восприятия информации. Ученик, читающий 60 слов в минуту, перейдя в среднее, а затем в старшее звено школы, может «утонуть» в огромном потоке информации. Надеяться на то, что с годами качественное сознательное чтение придет само, конечно, не стоит. Дети младших классов находятся в том благоприятном возрасте, когда можно добиться выработки оптимальной скорости чтения, именно эти дети могут получить все резервы для повышения техники чтения.

Формирование и развитие навыков чтения младших школьников является актуальной проблемой учебно-воспитательного процесса, потому что, во-первых, чтение является основой овладения всех наук развития человеческого интеллекта. Во-вторых, сформированность навыков чтения является одним из важнейших условий успешного обучения детей в школе. В-третьих, помогает самостоятельно познать жизнь из литературных источников, расширить кругозор.

Характеризуется этот сложный навык правильностью, сознательностью, выразительностью и беглостью. Формируются все эти качества чтения со значительными трудностями.

Но каким бы сложным не был этот процесс, однако овладеть навыками чтения должен каждый ученик, несмотря на его умения, желания, природные задатки.

Ребёнок, который не умеет читать, будет испытывать большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, будет вертеться, он не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения это не столько удовольствие, сколько мука.

Цель моей работы:

- доказать существенную необходимость развития оптимального чтения.

Задачи работы:

  • раскрыть понятие «оптимальное чтение» и показать его актуальность;

  • описать методы и приёмы по формированию и развитию оптимальной скорости чтения;

  • дать понятие о скороговорке и работе с ней;

  • познакомить с формами и видами работ по выработке навыков оптимального чтения;

  • рассказать о видах работ с книгой на уроках внеклассного чтения;

  • поделиться опытом работы по подготовке и проведению уроков внеклассного чтения.

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.

Во введении раскрывается роль чтения в жизни человека, определяются цели и задачи работы, представлена структура всей работы и дан обзор литературы.

В I главе я показала роль книги в духовном развитии ребёнка, раскрыла понятие «оптимальное чтение» и его актуальность, ознакомила с видами работ по совершенствованию техники чтении (из опыта работы профессора И.Т. Федоренко).

Во II главе раскрыла методику работы со скороговоркой, ознакомила с резервами обучения оптимальному чтению.

В III главе рассказала об уроках внеклассного чтения, показала их роль в привитии интереса к чтению, ознакомила с видами работы с книгой на уроках внеклассного чтения, поделилась своим опытом работы по подготовке и проведению этих уроков.

В заключении я подвела итоги всей работы по вопросу формирования и развития навыков оптимального чтения у младших школьников.

По этой проблеме я изучала много литературы.

В книге Светловской Н.Н. «Внеклассное чтение в первом классе», М, «Просвещение», 1973 г., раскрыта роль книги в жизни любого человека. Это пособие знакомит учителя с основами подготовки первоклассников к самостоятельному выбору и чтению доступных детских книг.

В книге Сухомлинского В.А. «Сердце отдаю детям» показана роль книги в духовной жизни ребёнка, раскрыто понятие «хорошего чтения». Великий педагог отмечал, что «чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

В статье «Совершенствовать технику чтения школьников» автор, профессор И.Т. Федоренко, описывает свой опыт работы по выработке навыков беглого чтения.

В статье Баршай Л.С. «О работе со скороговоркой» раскрыта роль скороговорки в развитии артикуляционного аппарата детей и методика работы над этим видом народного творчества.

В книге Федоренко И.Т. «Подготовка учащихся к усвоению знаний» приводятся наиболее эффективные упражнения для развития оптимального чтения.

В книге Зайцева В.Н. «Резервы обучения чтению» рассматриваются вопросы совершенствования навыков чтения в начальных классах общеобразовательной школы, даются рекомендации, обеспечивающие высокую результативность обучения чтению.

В пособии для учителя и ученика «Новое чтение» Эдигей В.Б. дана система упражнений для развития скорости чтения, логического мышления, внимания, воображения, памяти учащихся.



I глава

Чтение - важнейшая потребность человека.

1.1. Роль книги в жизни людей.

Социальная значимость книги в жизни любого человека и общества в целом огромна. Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга - это ключ к открытию мира людей добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости. Открывая этот окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. И нет в процессе саморазвития столь же доступной и могучей направляющей силы, как книга.

Работать с книгой ребёнок учится с первого школьного дня на всех уроках. Сначала дети обучаются грамоте, потом читают тексты учебных книг, овладевают умением понимать прочитанное.

Книга всегда была, есть и будет основным источником знаний, информации, познания законов развития природы и общества. Книга помогает формированию человека как гражданина, специалиста, как личности. Вот почему с первых дней пребывания ребёнка в школе большое внимание уделяется работе с детской книгой.

Чтобы заложить у школьников элементарные основы читательской самостоятельности, следует, учитывая их возрастные особенности, давать преимущество сказкам и рассказам, богатым диалогами, повторами, песенками, стихами с яркой эмоциональной насыщенностью. Важно также использовать инсценирование, хоровое чтение, заучивание на память стихотворных строчек, диалогов, разгадывание загадок, свободное высказывание о прочитанном, словесное рисование, игры. Всё это не только воспитание интереса к книге, а и «эффективные формы работы, по развитию речи, мышления, обогащению жизненного опыта учащихся» [6].

Книга играет большую роль в духовной жизни детей, но только тогда, когда ребёнок умеет хорошо читать.

Что значит «хорошо читать»?

Хорошо читать это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, переливается красками и мелодиями окружающего мира. «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя» - говорил В.А.Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» [7].

Исходя из этих наставлений В.А.Сухомлинского, учитель должен стремиться добиваться не только чтения, как самостоятельной деятельности ребёнка в мире книг, с которой и начинается его образование, самовоспитание, формирование высоких художественных вкусов, развитие духовных сил.
























1.2 Понятие «оптимальное чтение». Необходимость применения технологии оптимального чтения

Оптимальное чтение – чтение в темпе разговорной речи. Как показывают исследования, это темп от 120 до 150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками. Если скорость чтения будет повышена, например если ученик будет читать в темпе скороговорки (со скоростью 180 и более слов в минуту), то, естественно, понимание текста при этом ухудшается. Ухудшается понимание текста и при пониженной скорости чтения. При скорости чтения до 120 слов в минуту ученику часто необходимо прочитать текст дважды, а то и трижды. Диапазон же оптимального чтения (когда скорость чтения находится в пределах от 120 до 150 слов в минуту) – это тот диапазон, к которому в течение столетий приспособилось мышление человека, приспособился его артикуляционный аппарат. Если вы измерите скорость чтения у дикторов телевидения, то окажется, что она варьируется в широких пределах от 90 до 170 слов в минуту. Средняя скорость чтения диктора телевидения составляет 130 слов в минуту и находится как раз в оптимальном диапазоне разговорной речи – в оптимальном для осмысления материала.

Большинство учащихся общеобразовательных школ плохо читает, скорость чтения у них гораздо ниже оптимальной, а отсюда проистекают все беды школьной системы. Надо отметить, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.

Необходимость оптимального чтения

Рассмотрим данный вопрос с разных точек зрения.

Аспект обучения.

Представим себе ученика 8 класса, который читает 60 слов в минуту. Для того, чтобы прочесть один раз тексты домашних работ, ему понадобиться в среднем около трех часов. Но при такой низкой технике чтения он за однократное чтение не осмыслит прочитанное. Ему необходимо хотя бы три раза прочитать данные тексты, а это уже около 9 часов умственного труда. Если прибавить еще затраты времени на письменные работы и 5-6 часов, которые он пробыл в школе, то станет понятно, что 24 часа в сутки ему не хватит на то, чтобы выполнить всю домашнюю работу. Ученик, в итоге, обречен на неуспеваемость. И никакой самый лучший преподаватель не сможет ему помочь до тех пор, пока его не научат элементарному – быстро и осознанно читать.

Аспект развития.

Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.

Аспект воспитания.

Вряд ли кто будет сомневаться, что воспитательное воздействие зависит от отзывчивости школьников. Было проведено исследование, каким образом меняется отзывчивость детей по годам обучения в школе. Выявлено, что к 5 классу отзывчивость у детей начинает нарастать, в 6 классе становится еще больше, а вот в 7 классе резко падает вниз, хотя в 8 классе такого падения уже не наблюдается. В 9 классе отзывчивость снова немного повышается. Возник вопрос: почему именно в 7 классе детская отзывчивость падает? Методисты стали искать ответ на этот вопрос. Протестировали в разных учебных заведениях школьников, собрали данные об их успеваемости, посмотрели, что и как влияет на отзывчивость, и, оказалось, что на отзывчивость оказывает большое влияние обязательность. Кроме того, обязательность и отзывчивость тесно взаимосвязаны. Затем узнали факторы, влияющие на обязательность. Оказалось, что обязательность связана с успеваемостью. А на успеваемость оказывает влияние скорость чтения. Если в начальной школе дети слабо читают, то в среднем звене, как правило, падает успеваемость.

Думаю, что данные примеры убеждают в том, что оптимальное чтение действительно необходимо.

Следовательно, можно сделать вывод, что ученик будет успешным в старшем звене, если скорость чтения на начало среднего курса школы будет не ниже 120 слов в минуту.



























1.3. Развитие техники чтения.

(Из опыта работы профессора И. Т. Федоренко)

Читают все, но далеко не все умеют читать. Проблема вооружения людей хорошей техникой чтения приобретает большое общественное значение, и поэтому решать её следует со школьной скамьи. Читающий быстро прочитает большие книги и больше получит информации, лучше усвоит и запомнит прочитанное, глубже вникнет в его смысл.

Среди быстро читающих 53% учатся на «хорошо» и «отлично», а среди медленно читающих таких не более 4%.

От чего же зависит скорость чтения? Не является ли она результатом врождённых, биологических особенностей индивида, не подлежащих изменению? Безусловно, такие биологические индивидуальные особенности, как скорость реакции, особенности темперамента, качество зрения, в определённой степени влияют на развитие скорости чтения. Однако всё же навык чтения - навык приобретенный, подлежащий дальнейшему совершенствованию. Скорость чтения зависит от многих факторов: поля зрения (объёма текста между соседними фиксациями глаз), количества регрессий (обратные движения глаз справа налево), содержание текста, образа слов (шрифта, чёткости печати), внимательности, артикуляции, постановки дыхания, интереса к чтению и многого другого.

В результате целенаправленных упражнений скорость чтения у школьников может возрасти на 50-100%, а у некоторых и больше.

В ходе чтения в обработке информации участвует зрительный анализатор (восприятие текста посредством движения глаз), речь (читаемое проговаривается, идёт артикуляция), слуховой анализатор (слушается произносимое вслух). Оттого, как эти процессы организованы, зависит скорость чтения.

На развитии техники чтения положительно сказывается стимуляция к быстрому чтению: показ образца быстрого чтения и обработка чтения каждого ученика, заучивание и чтение наизусть, организация внеклассного чтения, развитие объёма зрительного восприятия, развитие зоркости глаз, периферического зрения и антипации, то есть способности предвосхитить, догадаться о том, какое слово или какие слова следуют за читаемым словом.

На развитие техники чтения также положительно сказывается систематический учёт и корректировка скорости чтения, дифференцирован­ность упражнений, проведение конкурса на лучшего чтеца, обучение приёмам разных типов чтения. К тормозящим факторам можно отнести трудные слова («барьеры»), неразвитость артикуляции, неритмичность дыхания учащихся, преувеличение громкого чтения.

Большое стимулирующее значение имеет систематическая проверка скорости чтения (количество прочитанных слов в минуту). Проверка проводится в начале первой и в конце последующих четвертей учебного года. Систематический учёт скорости чтения - это не только стимулирующее средство. Результаты проверок важны особенно там, где имеет место заметное отставание отдельных учащихся в технике чтения. Нужны дифференци­рованные упражнения, с тем чтобы повышать скорость чтения у слабых учащихся до уровня средних, средних - до уровня сильных.

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из 6-8 слов, прочитав до 3-4 слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, не может увязать слова воедино. «Необходимо в этом случае работать над оперативной памятью», - советует Зайцев В.Н. в статье «Быстрое чтение - резервы, возможности, результаты» [2].

Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко.

В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постоянно, по одной две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца [8].

Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок уже может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть из восьми-девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются 6 предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того как одно из предложений высвечено, то есть лист бумаги подвинут вниз, ребята в течении определённого времени (для каждого предложения оно указано) читают молча это предложение и стараются запомнить. Время экспозиции обычно небольшое, колеблется от 4 до 7 секунд. По истечении этого времени учительница стирает предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно, что кто-то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Как быть в этом случае? В этом случае надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения доброжелательно сказать: «Ну, хорошо, сегодня перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить».

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение стёрто, снова следует запись его в ученических тетрадях.

На шесть предложений одного набора обычно на уроке русского языка уходит от 5 до 8 минут времени.

Если учительница видит, что многие дети заглядывают к соседям, то есть не успели запомнить, то на следующий день этот набор надо повторить снова. Можно повторять один набор 3-4 дня подряд. Только после того, как все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, только после этого можно переходить к следующему набору.

С помощью зрительных диктантов за два месяца есть возможность развить оперативную память. Эти условия надо соблюдать непременно.

Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно совсем не писать - это уже ничего не даст.

Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложения, охотнее читают.

Если предложения не будет соответствовать по содержанию теме урока, то их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв, что я и делала при проведении некоторых уроков чтения. Текст диктанта составляла в связи с содержанием текста, изучаемого на уроке. Предложения зрительного диктанта носили проблемный характер. Текст не был закончен, и поэтому детям было интересно, что же дальше произойдёт с героями произведения. Они охотнее читали такие сказки и рассказы, чтобы узнать о судьбе их персонажей. В то же время осуществлялась связь русского языка и чтения. Приведу пример фрагмента урока чтения, к произведению которого я составила свой зрительный диктант.

Урок литературного чтения во 2 классе (Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф «Литературное чтение»)

Тема: Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

Цель: познакомить учащихся с русской сказкой «Петух и собака»; формиро­вать навыки чтения; высокую скорость, правильность и выразительность; развивать артикуляционный аппарат детей; продолжить работу по развитию наблюдательности и оперативной памяти; воспитывать у ребят чувство дружбы и взаимопомощи, прививать устойчивый интерес к чтению.

Оборудование: рисунки к русским народным сказкам, макет окошка, рисунок поезда, рисунки детей.

Ход урока

I Анализ зрительного диктанта № 12 (диктант написан на уроке русского языка).

Жили-были старик со старухой.

Были у них старые собака и петух.

Решили старики зарезать петуха.

Петух об этом узнал и испугался.

Прибежал он к собаке и всё рассказал.

Собака предложила петуху уйти в лес,

  • О ком говорится в тексте диктанта?

  • Как бы вы его озаглавили? («Петух и собака»)

  • А сказка, которую мы будем читать называется «Петушок и бобовое зернышко». Что же произошло с петушком в нашей сказке (Дальше идёт работа над текстом русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»).

Применяя в своей работе зрительные диктанты, я убедилась, что они очень способствуют развитию оперативной памяти детей и формированию навыков беглого чтения.

Совершенствуя технику чтения, нужно развивать антиципацию. Это можно делать уже с первого класса. Следует практиковать чтение текста, в котором сначала даются слова с пропущенными буквами, потом предложения с отдельными пропущенными словами.

Например, м м а, па а, пар а, ст л.

Выпал сн . Мы весёлые ре . Вас_ ловит м_ч.

Растёт высокая со а. Солнце светит иг .

Зоркость глаз, внимательность и антиципация - факторы, значительно содействующие развитию беглости чтения. Многие учащиеся в ходе чтения встречаются со словами, которые сразу не могут прочитать. В таких случаях приходится несколько раз возвращаться к этому слову. Из-за регрессии ученик теряет темп чтения, логику связи слов. Встречаются слова, чтение которых школьник осуществляет в результате многократных проб, при этом он сам испытывает неудовлетворённость своей техникой чтения, краснеет, чувствует неловкость перед классом. Если же при этом учитель или товарищи выскажут неодобрение или покажут насмешливое отношение, то постепенно может сформироваться отрицательное отношение к чтению вообще.

Чтобы предупредить такое явление, следует перед чтением выписывать на доске трудные слова, упражнять детей в чтении их, обращать внимание на учащихся, имеющих слабую технику чтения. Эти предварительные упражнения, способствующие устранению «барьеров», вызывают у детей желание много и хорошо читать.

Одной из причин, тормозящих процесс чтения, является недостаточное развитие у части школьников артикуляции для чёткого произношения отдельных звуков, например: [л], [р], [к], [ш], [ц], [ч] и их сочетаний. Некоторые из дефектов можно исправить только с помощью логопеда, многие же под силу и учителю. Для исправления речи учащихся рекомендуется проводить разучивание на уроках и дома соответствующих скороговорок.

О работе над скороговорками я и хочу немного рассказать.






















II глава. Резервы обучения оптимальному чтению.

2.1. Работа со скороговоркой.

Ценность скороговорок состоит в таком подборе и расстановке слов, произношение которых требует некоторых определённых усилий и способствует выработке дикции, правильной артикуляции, что, в свою очередь, повышает культуру устной речи.

Кроме того скороговорки прививают внимание и уважение к каждому произнесённому звуку, слову, к качеству и чистоте речи. Их можно использовать на разных этапах уроков языка и чтения. Заучивают их и коллективно, и индивидуально.

Предлагается такая работа со скороговоркой.

Сначала учитель проговаривает её дважды - медленно и чётко, выделяя нужный звук, потом анализирует звуковой состав, определяет звуки, которые повторяются в каждом слове. После этого скороговорку повторяют отдельные учащиеся, потом весь класс проговаривает хором медленно и чётко (2-3 раза). Когда дети запомнят текст, учитель предлагает сначала отдельным ученикам, а потом всем вместе проговорить скороговорку быстро и громко.

Для тренировки темпа и силы голоса можно проговаривать скороговорку так: шепотом - медленно, тихо - немного быстрее, громче еще быстрее, громко - быстро.

Особенно интересны детям скороговорки в форме диалога. Учащиеся делятся на группы по количеству детей действующих лиц скороговорки. После двукратного проговаривания дети меняются ролями.

Например: «Ворона каркарона»

- Где, ворона, - каркарона, ты была?

- Что, ворона - каркарона, принесла?

- Покружила, покружила на горе.

Воробьёв поразгоняла во дворе.

А потом я повстречала петушка,

Разбойника - песняра.

От него я убежала со двора.

Очень ценна индивидуальная работа над скороговоркой. Для этого набирают скороговорки в зависимости от существующих дефектов в речи отдельных детей.

Очень нравятся детям игры - скороговорки с элементами соревнования: кто лучше скажет скороговорку? Кто больше их знает? Прочитайте скороговорку как воробышки; скажите плавно, ручками помашите, делая волнообразные движения; скажите тихо, по секрету друг другу; порадуйтесь за героя скороговорки; спросите и так далее.

Рекомендуется использовать скороговорку в начале урока чтения, как «фонетическую» зарядку или зачин (введение) к уроку. Если возникает необходимость, непонятные слова надо объяснять до заучивания скороговорки напамять. Желательно работать с ними и во внеурочное время. Это даёт возможность отработать произношение звуков с отдельными учениками и группами, отдохнуть, поиграть.

Исполнение скороговорок воспринимается детьми, как весёлая забава. Тот, кто старается быстренько продекламировать увлекательное стихотворе­ние, иногда попадает в смешную ситуацию, «спотыкаясь» или перекручивая слова.

Некоторые скороговорки построены так, что они похожи на другой любимый детьми жанр - небылицы, специально придуманные , которые смешат слушателей.

Например:

Во дворе стоит забор,

На забор полез Егор.

- Куд - куда? - кричит петух,- Разорвёшь все перья в пух.

Постоянное использование малых поэтических жанров фольклора способствует всестороннему воспитанию детей, обогащению их речи примерами народной мудрости, формированию самостоятельного мышления,

повышению грамотности, развитию артикуляционного аппарата, оживляет и делает интересным учебный процесс.

Как видим, существуют различные виды работ по формированию и совершенствованию навыков чтения школьников.

Но и это еще не всё. Какие же резервы обучения оптимальному чтению?
























2.2. Виды работ по формированию навыков оптимального чтения.

Среди многих резервов обучения чтению учителями школ разных регионов были отобраны и тщательно проверены на применимость в массовых условиях и на полезность восемь рекомендаций. Но зато, это не рекомендации, которые могут работать в любых условиях.

Это следующие рекомендации.

1. Не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим освоить какие- то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, проводить нужно короткими порциями, но с большей частотой. То есть тренироваться в чтении часто, порциями по несколько минут, лучше, чем читать один - два часа без отдыха.

Что же зачастую наблюдается в интеллигентных семьях? Папа и мама усаживают своего сынишку или дочку - первоклассницу, которая плохо читает, у которой чтение вызывает затруднение и говорит: «прочитай вот эту сказку, пока не прочитаешь, из-за стола не выходи». При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассница, ей необходим час-полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьёзную педагогическую ошибку, подавляя у ребёнка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по пять минут. Небольшой абзац ребёнок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два ещё одна порция. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течение часа-полутора за один приём.

  1. Жужжащее чтение.

Именно оно было основным элементом обучения чтению в школе В.А.Сухомлинского. Суть его заключается в том, что все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не помешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. А если это ещё и обыграть, то такой вид работы принесёт большую пользу в совершенствовании навыков чтения. Своим детям я предлагаю мысленно надеть наушники (прикрыть руками уши) и отправиться по стране Читалии. А потом каждый делится мнением, где он побывал.

  1. Ежеурочные пятиминутки чтения.

В своей книге «Резервы обучения чтению» В.И. Зайцев сообщает интересный факт о появлении этого вида в чтения:

«Этот резерв мы заимствовали в школах Монгольской Народной Республики. Приехала к нам группа учителей, работавших там, и рассказала, что монгольские дети читают лучше, чем русские дети. Согласитесь, что это выглядело довольно обидно и вызвало естественно интерес. Мы начали расспрашивать учителей: а что там особая методика какая-то? Каким образом идёт обучение чтению? Оказалось, что никакой особой методики нет. Просто у каждого ребёнка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок будь­те чтение, пение или рисование, математика - начинается с того, что дети открывают книгу, пять минут читают на русском языке в режиме жужжащего чтения, затем закрывают книгу и идёт обычный урок» [3].

Такие ежеурочные пятиминутки дают недельный тренаж объёмом 120

мин.

  1. Чтение перед сном.

Хорошие результаты даёт этот вид чтения. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда ребёнок спит, он находится под их впечатлением.

Организм привыкает к этому состоянию. Хорошо, когда чтение является последним событием дня. При этом важно напомнить детям, что читать лёжа вредно.



  1. Режим щадящего чтения.

Это такой режим, когда ребёнок прочитает одну-две странички и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы, посмотрел две строчки под кадриком, прочитал, посмотрел картинки - отдохнул. Следующий кадрик, опять две строчки прочитал и так далее. Можно вполне рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно этот приём обучения.

Следует обратить внимание на то, что читать можно поочерёдно: несколько кадров читает ребёнок, потом, когда родители видят, что ребёнок устал, подключаются они. Читают, помогают ученику преодолеть эти трудности.

Хорошо бы совместить четвёртую и пятую рекомендации, то есть просмотр диафильмов проводить перед сном.

  1. Развитие оперативной памяти.

Делается это с помощью зрительных диктантов, методику которых я подробно описала в I главе в третьем параграфе.

  1. Чтение в темпе скороговорки.

При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисклю­чающих задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончания слов. Окончания слов «не должны проглатываться», они должны чётко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем мы останавливаем учеников и начинаем упражнение, обращаясь к ребятам так: «Теперь, ребята, пожалуйста, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Ребята прочитывают знакомую часть текста до

конца, и учитель не останавливает их. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший здесь уже повышенный темп чтения при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать её в том же повышенном темпе. Его возможностей не на долго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить такие упражнения на уроках чтения, то в конце-концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время (две-три недели) чтение ребёнка заметно улучшается.

8. Проведение самозамеров скорости чтения.

В конце урока чтения учитель оставляет 3-4 минуты времени для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течение одной минуты читают текст (каждый в своём темпе вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам), замечают, до какого слова дочитали, затем перечитывают прочитанные слова и записывают результаты в дневник.

Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю учитель имеет возможность подойти к ученику и сказать: «А ну, давай посмотрим, сколько слов у тебя было неделю назад». Результат всегда свидетельствует о прибавке скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.

Однако следует отметить, что в процессе применения самозамера скорости чтения, создаётся не положительное, а отрицательное отношение, возбуждаются у ученика отрицательные эмоции. И тогда дело может обернуться плохим результатом. Наблюдались даже случаи аллергии ученика на замеры скорости чтения. Поэтому следует помнить, что применять стимулирование необходимо очень осторожно, очень внимательно следя за состоянием учеников, ни в коем случае не приводя учеников к отрицательным эмоциям, к негативному отношению к чтению.

Использование этих резервов помогает учителю научить читать каждого ученика быстро. Но ни в коем случае нельзя ставить показатель скоростичтения выше других качеств, таких, как выразительность, сознательность, эмоциональность, плавность, связанность. Читать нужно так, чтобы прочитанный текст могли понять одинаково и тот, кто читает и тот, кто слушает. Всегда говорю своим ученикам, что читать, это значит стараться понять текст, суметь выделить в нём главное. Сам процесс чтения является сложным, взаимосвязанным процессом между чувственным восприятием текста и умственными отрицаниями, которые дают возможность видеть графические символы, понимать написанное. Для этого есть ряд интересных упражнений для детей, которые содействуют расширению угла зрения, увеличивают объём слухового и зрительного восприятия школьника, формируют устойчивое внимание, развивают артикуляционный аппарат.

Чтобы развить такие качества и умения детей применяется ряд упражнений. Вот некоторые из них.

1. Упражнения на увеличение угла зрения.

- Чтение с линейкой.

(Строчка закрывается на секунду линейкой, а потом открывается: дети читают).

- Чтение пересказ с подглядыванием.

Многие учащиеся во время чтения, а иногда и в разговоре, не могут регулировать своё дыхание. В результате при чтении они захлёбываются, теряют окончания, делают вдох на середине слова. Всё это оказывает существенное влияние на технику чтения. Устранение такого недостатка требует соответствующих упражнений. Это может быть быстрый и глубокий вдох через нос с последующим продолжительным и спокойным выдохом через рот. Для дыхательных упражнений удобно чтение скороговоркой.

Например, после быстрого вдоха на выдохе дети читают:

Возле горки на пригорке Встали тридцать три Егорки,

И снова вдох, а на выдохе читают:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорки.

Четыре Егорки, пять Егорки, снова вдох и читают - шесть Егорок и так далее, считая до 6-7 каждый раз. Такого рода упражнения быстро налаживают ритмичность дыхания. Кроме этих упражнений, для организации правильного дыхания детей я использую следующее:

- Прочитать небольшое количество слов, сделав глубокий вдох.

- Сделайте вдох и подуйте на кораблик.

- Расскажите алфавит, сделав вдох.

- «Подуй на свечу» (легонько, тихо)

- «Сдуй одуванчик» (резко, сильно)

- «Вежливый поклон» (вдох - руки опущены, выдох - лёгкий наклон вперёд, расставив ручки в стороны)

Одной из причин тормозящих скорость чтения, является преувеличение в школе роли громкого чтения. Как ни парадоксально, но необходимое развитие у школьников чёткой артикуляции при чтении потом становится тормозящим фактором. Поэтому вооружение учащихся техникой чтения должно предусматривать развитие чтения и про себя. Вместе с тем обучение всегда начинается с громкого чтения, без него невозможно дальнейшее совершенствование данного навыка. Поэтому в ходе обучения нужно осуществлять постепенный переход от громкого чтения к чтению про себя. Уже в послебукварный период можно практиковать чтение вперемешку:

а) громкое чтение;

б) чтение шепотом;

в) чтение с беззвучным движением губ;

г) чтение с незаметным движением губ;

д) чтение с внутренним проговариванием слов.














Глава III. Уроки внеклассного чтения.

3.1. Виды работ с книгой на уроках внеклассного чтения.

Основная цель во внеклассном чтении сводится к тому, чтобы предназначенная младшим школьникам книга (окно в мир человеческих знаний, чувств, замыслов и надежд, в том числе и своих собственных) стала фактором, безусловно влияющим на их обучение, воспитание и развитие в нужном для общества направлении. «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни надо ввести его в мир книги, - пишет В.А.Сухомлинский. - Книга должна стать для каждого воспитанника другом, наставником и мудрым учителем. Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка, заканчивая начальную школу, стремились к уединению с книгой, к раздумьям и размышлениям. Уединение не одиночество. Это начало самовоспитание мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека, как духовная потребность» [7].

Доброта и справедливость, любовь к Родине, людям, своему делу - всё хорошее из жизни и книг приходит к детям постепенно и незаметно.

От учителя начальных классов в значительной мере зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут они друзьями книги и постоянными читателями.

Чтобы активизировать умственную и практическую деятельность своих учеников на уроках внеклассного чтения, я применяю следующие виды работы:

а) выразительное чтение произведения вслух.

Этот приём помогает учащимся обдумать прочитанное, тщательно подготовиться к его обсуждению. Особенно дети любят, когда им читают сказки, потешки, народные песенки.




б) чтение стихотворения учителем наизусть.

Использование такого приёма в работе направляет внимание детей на запоминание прочитанного, развивает у них память, речь, воображение.

в) использование инсценировок художественных произведений.

Этот приём является хорошими показателями того, как дети воспринимают текст, который прочитал им учитель или прочитали они сами. Выражение детских лиц, жестов, интонация при инсценировании говорят сами за себя. Именно в это время дети ещё раз переживают услышанное или прочитанное.

Дети продолжают эту работу и во внеурочное время: на переменах, во время проведения утренников. Литературные игры развивают речь детей, образное мышление, развивают чувства и активно готовят к предстоящей самостоятельной читательской деятельности.

г) живые картинки по прочитанному произведению.

По заданию учителя дети могут изобразить какой-то момент из произведения, принять нужные позы, придать лицам нужные выражения, представить как одеты персонажи, что их окружает и рассказать об этом.

д) беседа - дискуссия

Этот приём хорош тем, что учит детей рассуждать, размышлять, доказывать.

е) приём словесного рисования даёт богатую пищу для накопления детьми личного опыта. Смысл словесного рисования: привитие детям способности воображать прочитанное и как бы видеть его наяву, усматривать за словами картины и образы, без труда не только называть тему любого эпизода или ситуации, но и представлять себе детали каждого изображения, сопутствующие им цвета, формы, звуки, обстоятельства.

Дети часто ограничиваются простым указанием того, что они нарисуют. Учитель должен помочь детям детально представить себе картину, уточнить, что делает герой произведения, каков он, в каком окружении находится.

Уроки внеклассного чтения всегда содержат в себе большие воспитательные и образовательные возможности: учат детей работать с книгой, любить её, развивать художественное восприятие произведений, речь,

внимание, образное мышление. Книги учат детей понимать людей, жизнь, обогащают их духовный мир, воспитывают всесторонне развитую личность.

Обеспечивая системность работы по учебной книге и детским книжкам и завершенность обучения на каждом уроке внеклассного чтения, учитель имеет возможность наблюдать, что уровень готовности у детей к самостоятельному чтению и отношению к нему неизмеримо повышается.






















3.2. Мои уроки внеклассного чтения.

Чтобы у детей не пропал интерес к чтению, и всегда было желание работать с книгой, я стараюсь как можно необычнее и увлекательнее проводить уроки внеклассного чтения.

Готовясь к этим урокам, мои ученики помимо чтения разных произведений переписывают на отдельные листки понравившиеся им стихи, загадки, народные приметы, отдельные образные выражения. На таких же листках рисуют свои иллюстрации к прочитанным текстам, делают вырезки из газет и журналов. Всё это собирается в так называемую «Нашу копилку». Многие ребята изготавливают книжки-самоделки, где записывают свои самостоятельно сочинённые небольшие истории и даже стихи.

Материал этих копилок на наших уроках постоянно работает и очень помогает сделать общение с художественным словом более интересным, увлекательным. Тот, кто сам испытал себя в творческой деятельности, пусть наивно, в незамысловатом, подражательном совсем по иному воспринимает плоды творчества других.

Оживляют мои уроки внеклассного чтения игровые моменты. Так, например, готовясь к урокам по теме: «Наши любимые сказки», дети нашли отрывки из сказок в стихотворной форме и послали их Незнайке. Незнайка прочитать не смог и пришел к детям за помощью. Эти листочки со сказками он вложил в воздушные шарики. Дети подходили к Незнайке, выбирали понравившийся им воздушный шарик, а он внезапно вдруг лопался (Незнайка незаметно прокалывал шарик иголкой). Из шарика выпадал листочек с написанным на нём отрывком из сказки. Прочитать Незнайка не мог, поэтому читали дети и разгадывали, герои каких сказок пришли к ним сегодня в гости.

На следующий урок внеклассного чтения приходил какой то другой сказочный герой и приносил новые сюрпризы (а они брались из «Нашей копилки»), отрывки из стихотворений угадать надо было стихотворение; пословицы - объяснить их смысл; загадки и т.д.

Готовясь, таким образом, к урокам внеклассного чтения, дети находятся в постоянных поисках чего-то интересного, а это интересное они берут из книг и, значит, постоянно читают, что очень помогает формированию и развитию навыков беглого, сознательного чтения.

Урок внеклассного чтения. 2 класс. Устное народное творчество. Сказки.

Цель: повторить знания учащихся по разделу, учить ребят работать в группе, проявлять свои творческие способности, развивать речь, мышление, память.

Оборудование:  раздаточный материал, рисунки учащихся.

Ход урока

Организация класса. Настрой учащихся.

Работа по теме урока.

Речевая разминка.

У совы – совищи

Круглые глазищи.

В темноте горят огнем, ночью видят все, как днем!

Прочитайте скороговорку: медленно, быстро, очень быстро. Громко – тихо.

Актуализация знаний учащихся.

Повторение теории.

Много лет назад, когда ещё не изобрели электричество, долгими зимними вечерами наши предки рассказывали детям разные истории. Истории эти они придумывали сами. А так как наши предки были людьми добрыми и трудолюбивыми, то и говорилось в них о победе добра над злом, о хороших людях и животных.

- Как народ стал со временем называть эти истории? ( Сказки ).

Сделайте вывод, о чём вы будете узнавать сегодня на уроке.

Почему сказки называются русские народные?

Давайте вспомним, что такое сказка- устное народное творчество?

Передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.

Творчество – от слова «творить»
– Каким ещё словом мы можем назвать устное народное творчество? (Фольклор)

– Чем сказка отличается от другого произведения?

Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Есть волшебство, фантастические персонажи.

Разминка «Вспомним Сказку»

- Кто прислал такую телеграмму: «Cпасите! Помогите! Нас съел Серый волк!» Как называется эта сказка? (Козлята, «Волк и семеро Козлят»).

- Позовите Сивку-Бурку словами из сказки. Как звали хозяина этой лошади? («Сивка-Бурка,  вещая каурка, Встань передо мной, как лист перед травой!»,  Иванушка-Дурачок).

- Какие слова приговаривала девочка медведю? Из какой она сказки? («Маша и медведь», «Не садись на пенек, не ешь пирожок…»).

- Какое домашнее животное помогало девочке выполнять задания мачехи? Как называется сказка? Что выросло из костей этого дерева? (корова. «Крошечка-Хаврошечка», яблоня).

- В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? 
(в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
- Чем был колобок: пряником или пирогом? 
(пряником).
- Каково настоящее имя Царевны- лягушки? 
(Василиса Премудрая).
- Назовите имя сказочного царя-долгожителя.
(Кощей).

- Назовите грозное оружие Соловья Разбойника (свист).

 -  Назовите место рождения Колобка (печь).

 - Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка).

- Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка).

Музыкальная физминутка.

Работа в группах. Анализ выполнения самостоятельной работы.

Сказки необходимо было прочитать дома самостоятельно.

1 группа «Зимовье зверей».

2 группа «Крошечка-Хаврошечка».

3 группа « Сивка – бурка».

Рисунки детей развешиваются перед уроком на доске. Инсценировка любого отрывка сказки.

Отгадайте название сказки по опорным словам.

Солдат, старуха, топор. «Каша из топора»

Брат, сестра, гуси-лебеди, Баба-яга. «Гуси- лебеди»

Петух, курочка, корова, кузнец. «Петушок и бобовое зернышко»

Старуха, старик, собака, дочка. «Девочка Снегурочка»

Бабушка, внучка, мышка, курочка. «У страха глаза велики».

Собери пословицу.

Соберите пословицы и объясните их смысл. К какой сказке подходит пословица. Почему?

Любишь кататься - а врозь скучно.

Делу время, один раз отрежь.

Сказка – ложь, да в ней намек - потехе час.

Вместе тесно, люби и саночки возить.

Семь раз отмерь, добрым молодцам урок.

Рефлексия. Итог урока.

-Вот и сказочкам конец, а кто слушал – молодец!

- Почему говорят «Сказка – ложь, да в  ней намёк – добрым молодцам урок»?                                    


Заключение

Подводя итоги сказанному по вопросу формирования и развития технологии оптимального чтения младших школьников, можно сделать следующие выводы:

  1. На успеваемость учащихся влияет очень много факторов. Но одним их важнейших является умение сознательно, правильно, выразительно и бегло читать. Ребёнок, который не умеет хорошо читать, переживает большие трудности при выполнении домашних заданий, ему не интересно на уроках, он обречён на умственные ограничения и зубрёжку. Такой ученик не будет активным читателем библиотеки, не будет чувствовать потребности общения с книгой, потому что чтение приносит ему не удовольствие, а муку.

  2. Чтобы чтение приносило ребёнку удовольствие, необходимо на каждом уроке проводить специальные упражнения в увлекательной и игровой форме по совершенствованию техники чтения и понятию прочитанного.

  3. Для выработки умений самостоятельно работать с книгой, в системе проводить уроки внеклассного чтения. Эти уроки помогут формировать у детей культуру чтения.

  4. Эффективным способом обучения в начальной школе должны быть игровые моменты, которые дают возможность повышать интерес к чтению.

  5. Сформировать навыки оптимального чтения можно лишь в том случае, если применять все формы работы по данному вопросу систематически, на каждом уроке чтения.









Список использованной литературы

  1. Баршай Л.С. О работе со скороговоркой // Початкова освіта . – 1990. – №6. – С. 26.

  2. Зайцев В.НБыстрое чтение. Резервывозможности, результаты//  Народное образование. – 1989. – №8. – С.14

  3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М.: Просвещение, 1981. – 32 с.

  4. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение в первом классе. М.:Просвещение, 1977. – 207 с.

  5. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.:Просвещение, 1973. – 208 с.

  6. Скрипченко Н.Ф. Планирование работы с детской книгой//Початкова школа. – 1986. – №. – С. 19.

  7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Радянська освіта, 1974. – 199 с.

  8. Федоренко И.Т. Совершенствовать технику чтения младших школьников // Начальная школа. – 1981. – № 8. – С.54.

  9. Федоренко И.Т. Подготовка учащихся к усвоению знаний. – К: Рад. школа, 1980. – 94 с.

  10. Эдыгей В.Б. Новое чтение. Пособие для учителя и ученика. – Т.: «Навчальна книга – Богдан», 2013. – 352 с.

  11. Кузьмина Е.И. Приемы развития оптимального чтения учащихся// Открытый урок [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/416949/




22