государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Развитие счётной деятельности детей дошкольного возраста
44.02.01 «Дошкольное образование»
(углубленной подготовки)
Студентка 4 «В» группы:
Скоробогатова Ксения Владимировна
|
Руководитель:
Глобина О.А., преподаватель профессионального цикла
|
Допущена к защите:
_________________
подпись руководителя
Зерноград.
2023.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЧЁТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Определения и сущность понятий «счёта», «счётная деятельность»……………………………………………………………………. 6
1.2. Физиологические и психологические механизмы восприятия счёта детьми дошкольного возраста…………………………………………………... 12
1.3. Формы организации обучения счёту детей дошкольного возраста……………………………………………………………………. 18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЧЁТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………
2.1. Анализ опыта педагогов практиков по развитию счётной деятельности у детей дошкольного возраста…………………………………………………….. 26
2.2. Диагностический материал по выявлению уровня сформированности навыков счёта у детей дошкольного возраста………………………………...... 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….... 42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………… 45
ВВЕДЕНИЕ
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах средней школы.
Развитие счётной деятельности детей дошкольного возраста – это одна из самых актуальных и важных тем, которая волнует многих родителей и педагогов. Ребёнок в этом возрасте находится в ключевом периоде своего развития, когда его способности и навыки формируются в основу будущего обучения и успехов в жизни. Дети дошкольного возраста находятся на ключевом этапе своего развития, когда они активно усваивают новые знания и навыки. Важно создать для них подходящую обстановку, где они смогут проявить свою творческую энергию и развить свои способности, в том числе и навыки счёта. Формированию у ребёнка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки.
Развитие счётной деятельности детей дошкольного возраста - это очень актуальная и важная тема. На этом этапе развития детей они становятся готовыми к освоению основ математики и развитие навыков счёта является неотъемлемой частью этого процесса.
Однако, в процессе развития счётной деятельности, могут возникать некоторые противоречия. Например, некоторые дети могут испытывать трудности в понимании абстрактных математических концепций или в установлении связей между числами и количествами. Еще одним противоречием может быть ограниченность времени и ресурсов, которые могут быть доступны для проведения индивидуальных занятий с каждым ребёнком. Однако, существует много методов и подходов, которые помогают преодолеть эти противоречия и успешно развивать счётные навыки детей. Например, использование игр, игрушек и интерактивных программ может сделать процесс обучения более интересным и привлекательным для детей. Также важно создать подходящую обстановку, где дети могут свободно и без давления экспериментировать с числами и количествами. Проблема исследования заключается в поиске новых форм обучения, методов и приёмов активизации развития счёта и счётной деятельности.
Именно поэтому нами была выбрана данная тема. Мы хотим выявить эффективные формы обучения, методы обучения, способствующие изучению счёта и счётной деятельности у детей дошкольного возраста.
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена образовательная область «познавательное развитие». Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. [19, с.11]
Объект исследования: процесс развития счётной деятельности детей дошкольного возраста
Предмет исследования: педагогические условия развития счётной деятельности у детей дошкольного возраста
Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование эффективных форм обучения, приёмов и методов развития счётной деятельности у детей дошкольного возраста.
Задачи, которые мы ставим перед собой для достижения указанной цели следующие:
- описать сущность понятий «счёт», «счётная деятельность»;
- рассмотреть физиологические и психологические механизмы восприятия счёта детьми дошкольного возраста;
- описать формы организации обучения счёту детей дошкольного возраста;
- изучить диагностический материал выявления уровня развития счётных навыков и счётной деятельности в дошкольных учреждениях;
- описать опыт педагогов - практиков по изучению счётной деятельности в дошкольных учреждениях.
Гипотеза исследования: процесс развития счётной деятельности в дошкольном учреждении будет осуществляться более эффективно, если:
- воспитатель имеет представление о сущности понятий «математическое развитие», «количественные представления», «счёт», «счётная деятельность»;
- воспитатель знает физиологические и психологические механизмы восприятия счёта детьми дошкольного возраста;
- воспитатель владеет эффективными формами развития счётной деятельности у детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, подбор диагностик по проблеме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЧЁТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Определения и сущность понятий «счёта», «счётная деятельность»
В Федеральном законе об образовании обучению дается данное определение: обучения – это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. [17, с.11]
Математика предоставляет дошкольнику чувство твердости в личных силах, сформированное на том, что окружающий мир находится в определённом порядке и потому понятен, а, значит, осознаваем человеком.
К.Ю Солдатенко утверждала, что математическое развитие дошкольников - изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в процессе формирования элементарных математических представлений. [15, с. 8]
Данилова В.В. утверждала, что счёт включает в себя структурные компоненты:
- цель (сформулировать количество вещей числом), - средства достижения (процесс счёта, заключающийся из последовательности действий, отражающих уровень изучения деятельности);
- следствие (итоговое число): сложность передается для детей в достижении, итога счёта, то есть результат, обобщение;
- формирование умения давать ответ на вопрос «сколько?» словами поровну, больше, чем, один два, мало, столько же, много, убыстряет процесс понимания дошкольниками знания итогового числа при счёте. Из теории математики можно узнать, что счёт – это определение взаимно однозначного сопоставления частей между двумя сопоставляемыми множествами; Из теории арифметики известно, что счёт – это установление взаимно однозначного соответствия элементов между двумя сравниваемыми множествами. [6, с. 19]
Словарь Ожегова даёт следующее определение понятию счёт: «счёт – это умение называть числа в последовательном порядке от одного до десяти. [13, с. 228]
Белошистая А.В утверждала, что счёт – это процесс упорядочивания множества путём присвоения каждому элементу определённого номера. Таким образом, понятие числа также неразрывно связанно с представлением о порядке, упорядочивании элементов множества. В этом случае, натуральное число представляет собой порядковый номер некоторого элемента и называется числом порядковым. [1, с. 59]
По замечанию А.М. Леушиной, специфика счёта состоит в том, что операции производятся с конкретными совокупностями, то есть с конечными множествами, воспринимаемыми различными анализаторами (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Таким образом, устное называние слов числительных по порядку нельзя ещё назвать счётом, так как отсутствует цель – предмет счёта (конкретные множества) и результат» .
Счёт – это установление взаимно однозначного соответствия между элементами множества и отрезком натурального ряда (числами – абстрактным математическим понятием). В начале обучения необходимо использовать множества из объёмных одинаковых предметов (до которых легко дотрагиваться), расположенных в ряд (линейно, горизонтально, «слева направо»). Затем можно использовать множества из разных элементов, картинки, геометрические фигуры и др. и раскладывать их по-разному. Счётная деятельность – это называние числительных по порядку и соотнесение их к каждому элементу множества с выделением итогового числа.
Цель счётной деятельности – найти итоговое число, ответить нам вопрос «сколько?». А.М. Леушина разделила процесс обучения счёту на два этапа. На первом этапе дети должны понять итог счёта, научиться понимать и отвечать на вопрос «сколько?». Считает воспитатель, а дети отвечают на этот вопрос. На втором этапе дети считают сами. Они овладевают средствами счёта. На обоих этапах обучение ведётся на основе сопоставления двух групп предметов, выраженных смежными числами. Сопоставление двух групп предметов позволяет детям понять образование каждого последующего числа, принцип построения натурального ряда чисел.
Счётные навыки формируются по следующему правилу счёта: дети считают вслух, дотрагиваясь до предметов слева на право правой рукой, соотнося слово-числительное с каждым предметом, а последнее – со всей группой пересчитанных предметов; подводя итог счёта, используют обобщающий жест, обводя всю группу предметов рукой. Эти правила необходимы, чтобы ребёнок понял сущность счёта, а воспитатель смог предупредить или выявить ошибки (в счёте, а не в правилах). [9, с. 56]
Фрейлах Н.И. утверждала, что владение счётом включает в себя:
- знание слов - числительных и называние их по порядку;
- умение соотносить числительные элементам множества «один к одному» (устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами множества и отрезком натурального ряда);
- выделение итогового числа.
Владение понятием числа включает в себя:
- понимание независимости результата количественного счёта от его направления, расположения элементов множества и их качественных признаков (размера, формы, цвета и др.);
- понимание количественного и порядкового значения числа;
Представление о натуральном ряде чисел и его свойствах включает в себя:
- знание последовательности чисел (счёт в прямом и обратном порядке, называние предыдущего и последующего числа);
- знание образования соседних чисел друг из друга (путем прибавления и вычитания единицы);
- знание связей между соседними числами (больше, меньше).
Фрейлах Н.И в учебнике «Методика математического развития» пишет, что счётная деятельность имеет несколько важных особенностей для детей дошкольного возраста. Она помогает развивать у детей навыки сопоставления, классификации, сравнения, а также понимание последовательности и порядка чисел. В процессе счётной деятельности дети могут использовать различные материалы, игрушки или предметы, чтобы визуализировать и понять абстрактные понятия чисел.
Счётная деятельность включает в себя умение называть числа, устанавливать соответствие между числами и объектами, сравнивать и классифицировать числа, выполнять математические операции (сложение, вычитание и др.) и решать задачи, связанные с количеством. Овладение счётом играет важную роль в умственном развитии ребенка. Именно первоначальное усвоение счётных операций в дошкольном возрасте служит подготовкой к дальнейшему обучению математике в школе и, вместе с тем, оказывает многостороннее влияние на общее развитие детского мышления, способствуя формированию процессов анализа, синтеза, абстракции, обобщения. [20, с. 30]
В журнале «Вестник науки и творчества», мы отметили следующую точку зрения, автором которой является Казымова Г.Т: научиться считать – значит уметь определять общее количество чего-то. При совершении счётной операции дети усваивают основные правила счёта числительные называются по порядку; каждое названное числительное соотносится с одним объектом или одной группой, последний числительный соотносится с одним предметом, но является показателем общего количества объектов счёта. [8, с. 12]
А.М. Леушина указывала, что целью счётной деятельности является поиск итогового числа, а средством достижения этой цели является название числительных по порядке и соотнесение их к каждому элементу множества.
А. М. Леушина определила шесть этапов развития счётной деятельности у детей. При этом первые два этапа являются подготовительными. В этот период дети оперируют с множествами, не используя чисел. Оценка количества осуществляется с помощью слов «много», «один», «ни одного», «больше – меньше – поровну». Эти этапы характеризуются как дочисловые.
Первый этап можно соотнести со вторым и третьим годом жизни. Основная цель этого этапа – ознакомление со структурой множества. Основные способы – выделение отдельных элементов в множестве и составление множества из отдельных элементов. Дети сравнивают контрастные множества: много и один.
Второй этап также дочисловой, однако в этот период дети овладевают счётом на специальных занятиях по математике. Цель – научить сравнивать смежные множества поэлементно, т. е. сравнивать множества, отличающиеся по количеству элементов на один. Основные способы – накладывание, прикладывание, сравнение. В результате этой деятельности дети должны научиться устанавливать равенство из неравенства, добавляя один элемент, т. е. увеличивая, или убирая, т. е. уменьшая, множество.
Третий этап условно соотносится с обучением детей пятого года жизни. Основная цель – ознакомить детей с образованием числа. Характерные способы деятельности – сравнение смежных множеств, установление равенства из неравенства (добавили еще один предмет, и их стало поровну – по два, по четыре и т. д.). Результат – итог счёта, обозначенный числом. Таким образом, ребёнок вначале овладевает счётом, а затем осознает результат – число.
Четвёртый этап овладения счётной деятельностью осуществляется на шестом году жизни. На этом этапе происходит ознакомление детей с отношениями между смежными числами натурального ряда. Результат – понимание основного принципа натурального ряда: у каждого числа своё место, каждое последующее число на единицу больше предыдущего, и наоборот, каждое предыдущее – на единицу меньше последующего.
Пятый этап обучения счёту соотносится с седьмым годом жизни. На этом этапе происходит понимание детьми счёта группами по 2, по 3, по 5.
Результат – подведение детей к пониманию десятичной системы счисления. На этом обучение детей дошкольного возраста обычно заканчивается.
Шестой этап развития счётной деятельности связан с овладением детьми десятичной системой счисления. На седьмом году жизни дети знакомятся с образованием чисел второго десятка, начинают осознавать аналогию образованная любого числа на основе добавления единицы (увеличения: і числа на единицу). Понимают, что десять единиц составляют один десяток. Если к нему прибавить ещё десять единиц, то получится два десятка и т. д. Осознанное понимание детьми десятичной системы происходит в период школьною обучения.
Леушина А.М утверждает, что важно помнить, что в дошкольном возрасте счётная деятельность должна быть интересной и игровой. Дети учатся лучше, когда они вовлечены в увлекательные игры и задания. Поэтому важно создавать разнообразные ситуации, где дети могут применять свои счётные навыки и развивать их дальше. [9, с. 80]
В процессе обучения математике у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать то, что видят вокруг себя. У них формируются мыслительные действия, приёмы умственной деятельности, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления и воображения.
Важно помнить, что ребёнок только начинает знакомиться со счётной деятельностью и его принцип мышления на данный момент жизни намного отличается от уровня мышления взрослого человека. Поэтому всегда нужно учитывать возрастные особенности ребёнка, его индивидуальные особенности и обучать его умению считать последовательно, поэтапно.
Итак, мы дали определение понятиям «счёт» и «счётная деятельность» и раскрыли сущность этих понятий. Счёт - это процесс установления соответствия между объектами и числами. Счётная деятельность для ребёнка – очень важный и необходимый процесс, который необходимо постигать с самого раннего возраста. На мой взгляд, точное понятие было дано А.В. Белошистой, что счёт – это процесс упорядочивания множества путём присвоения каждому элементу определенного номера. В данном параграфе были описаны шесть этапов развития счётной деятельности у детей по мнению А.М Леушиной, дана оценка значению развития счётной деятельности в жизни детей. Далее мы опишем физиологические и психологические механизмы восприятия счёта детьми дошкольного возраста.
1.2 Физиологические и психологические механизмы восприятия счёта детьми дошкольного возраста
Физиологические механизмы восприятия счёта связаны с тем, что в мозге детей дошкольного возраста происходит активное развитие нейронных связей и образование новых путей. Исследования показывают, что дети в этом возрасте обладают высокой пластичностью мозга, что означает, что их мозги легко адаптируются к новой информации и учебным навыкам, включая восприятие счёта.
Психологические механизмы восприятия счёта связаны с развитием когнитивных способностей детей. На этом этапе дети начинают понимать, что числа представляют определённое количество объектов или единиц. Они также начинают осознавать понятие порядка чисел и отношения между ними. Важно поощрять детей, когда они используют счёт в повседневной жизни.
Физиологические и психологические механизмы восприятия счёта детьми хорошо представлены в учебнике «Методика математического развития» Н.И Фрейлах.
На втором году жизни у ребёнка Н.И Фрейлах. Отмечает следующие физиологические и психологические механизмы восприятия счёта:
- первоначальное формирование представлений о множественности («много») и единичности («один») предметов и явлений;
- накапливаются представления о совокупностях, состоящих из однородных элементов с помощью различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного и др.);
- овладевают рядом практических действий, направленных на восприятие численности множества (перебирают, пересыпают, перекладывают, раскидывают, собирают, расставляют и пр.);
Третий год жизни ребёнка характеризуется следующими фактами:
- начинают различать разные по численности группы предметов;
- соотносят слова «много», «мало», «один» с определённым количеством предметов и выполняют просьбу взрослого «дай один мяч» и т.д;
- выделяют один и много звуков;
- начинает развиваться умение выделять признак количества.
Четвёртый год жизни характеризуется следующими фактами:
- становится главным восприятие границ множества, что ослабляет восприятие отдельных элементов. Непонимание - понимание на небольших количествах - полное признание закона.
Восприятие детьми количества зависит от способа расположения предметов:
- предметы расположены в ряд. Легче воспринимаются отдельные элементы. (Обучение счёту идет продуктивнее.) Не видят границу множества (вводим, например, «обобщающий жест»).
- предметы расположены в виде фигуры. Множество воспринимается как целостное единство, но затрудняется выделение отдельных элементов.
Числовая фигура используется для создания наглядного образа числа.
Пятый год жизни характеризуется следующими фактами:
Происходит освоение детьми счёта – это длительный процесс. Счёт как деятельность состоит из ряда компонентов счёта:
- называние слов-числительных по порядку;
- соотнесение их с предметами (взаимно однозначно);
- определение итогового числа.
- умение устанавливать взаимно однозначные соответствия (это тренируется при сравнении множеств путём наложения и приложения).
- формируется слуховой образ натурального ряда (слова-числительные выстраиваются в ряд, называясь по порядку).
Осознание итогового значения числа приводит не только к умению отвечать на вопрос, но и сравнивать множества и числа на наглядной основе.
Восприятие и мышление ребёнка перестраиваются, вырабатывается сознание принципа сохранения количества. У детей формируется слуховой образ натурального ряда (по порядку), происходит осознание итогового значения числа, и это приводит не только к умению отвечать на вопрос, но и сравнивать множества и числа на наглядной основе. Восприятие и мышление ребёнка перестраиваются, вырабатывается принцип сохранения количества. Речевые и двигательные действия при счёте проходят общий путь развития: от внешнего, развернутого к внутреннему, свернутому. Вначале ребёнок говорит числительные, дотрагивается до каждого предмета рукой, завершает счёт обобщающим жестом. Постепенно движения рук заменяются движением глаз, отпадает необходимость делать обобщающий жест, голос заменяет шепот, а потом молчание - всё переходит в умственную работу.
Шестой год жизни характеризуется следующими фактами:
- складывается ограниченное представление о значении единицы.
Она ассоциируется с некоторым отдельным предметом:
- овладевают умением относить единицу к группе предметов (счёт парами, тройками, пятками, десятками и т. п.). Это является основой для понимания десятичной системы счисления. Пользуются подсчётом условных мерок, дают количественную характеристику величине. Это углубляет и расширяет представление о числе, раскрывает отношение «часть - целое».
Седьмой год жизни, при специальном обучении приходит умение составлять и решать арифметические задачи, что играет большую роль для математического и умственного развития (А. М. Леушина, Е. А. Тарханова).
- легче считают предметы в линейном расположении.
- не соотносят слова-числительные с элементами множества, считают свои движения, а не предметы и пр.
- не понимают значение итогового числа («безытоговый счёт»).
- наблюдается взаимозаменяемость двух чисел (например: 3 и 4, 7 и 8).
- восприятие величины мешает восприятию количества
- тяжело воспринимается независимость количества от расстояния между предметами и их пространственного расположения. Детям шести-семи лет трудно даётся счёт на слух, на ощупь, счёт движений, путают количественные и порядковые числительные, не используют счёт для сравнения множеств по количеству, предпочитая способы наложения и приложения. [20, с. 32]
Таким образом, получается то, что в дошкольном возрасте происходят изменения в абсолютно всех сферах психического развития ребёнка. Наравне с этим, в этом возрасте, как ни в каком другом, ребёнок осваивает обширную область деятельности – игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение. При этом происходит формирование как технической, так и мотивационно - целевой стороны перечисленных видов деятельности. Овладение счётной деятельностью в процессе формирования целого ряда определений происходит не само собой, а в следствии, созданного педагогом обучения.
Образовательная программа дошкольного образования определяет единые для Российской Федерации базовые объём и содержание ДО, осваиваемые обучающимися в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и планируемые результаты освоения образовательной программы. Федеральная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
ФГОС ДО и Федеральная программа являются основой для самостоятельной разработки и утверждения Организацией образовательных программ дошкольного образования, обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной программе и оформляется в виде ссылки на неё. Федеральная программа определяет объём обязательной части этих Программ, который в соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объёма программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40%. Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в Организациях Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов Федеральной программы.
Федеральная программа ДО представляет собой учебно-методическую документацию, в составе которой федеральная рабочая программа образования, федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО в Федеральной программе содержится целевой, содержательный и организационный разделы.
В целевом разделе Федеральной программы представлены цели, задачи, принципы и подходы к её формированию; планируемые результаты освоения Федеральной программы в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения.
Содержательный раздел Федеральной программы включает: федеральную рабочую программу образования, которая раскрывает задачи, содержание и планируемые результаты по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся; обозначает направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ООП различных целевых групп; психолого - педагогические условия реализации программы, а также отдельные средства обучения и воспитания.
Далее мы представим программное содержание по математическому развитию детей.
3-4 года
Педагог продолжает работу по освоению детьми практического установления простейших пространственно-количественных связей и отношений между предметами: больше – меньше.
Больше - меньше, столько же, поровну, не поровну по количеству, используя приёмы наложения и приложения; организует овладение уравниванием неравных групп предметов путём добавления одного предмета к меньшей группе или удаления одного предмета из большей группы; расширяет диапазон слов, обозначающих свойства, качества предметов и отношений между ними.
4-5 лет
Педагог формирует у детей умения считать в пределах пяти с участием различных анализаторов (на слух, ощупь, счёт движений и др.), пересчитывать предметы и отсчитывать их по образцу и названному числу; способствует пониманию независимости числа от формы, величины и пространственного расположения предметов; помогает освоить порядковый счёт в пределах пяти, познанию пространственных и временных.
5-6 лет
В процессе обучения количественному и порядковому счёту в пределах десяти педагог совершенствует счётные умения детей, понимание независимости числа от пространственно-качественных признаков, знакомит с цифрами для обозначения количества и результата сравнения предметов, с составом чисел из единиц в пределах пяти; подводит к пониманию отношений между рядом стоящими числами.
6-7 лет
В процессе обучения количественному и порядковому счёту в пределах десяти педагог совершенствует счётные умения детей, понимание независимости числа от пространственно-качественных признаков, знакомит с цифрами для обозначения количества и результата сравнения предметов, с составом чисел из единиц в пределах пяти; подводит к пониманию отношений между рядом стоящими числами. [18, с. 51]
Итак, в данном параграфе, мы описали, что такое физиологические и психологические механизмы восприятия счёта детьми дошкольного возраста. Мы рассмотрели физиологическое и психологическое восприятие счёта в учебнике «Методика математического развития» Н.И Фрейлах, а так же в образовательной программе дошкольного образования. Далее мы опишем формы организация обучении счёту детей дошкольного возраста.
1.3. Формы организации обучения счёту детей дошкольного возраста.
А.В Гогоберидзе даёт определение понятию форма обучения. Форма обучения — способ организации деятельности обучаемых, определяющий количество и характер связей участников процесса обучения.
По мнению А.В Гогоберидзе формы обучения бывают индивидуальные, групповые, коллективные.
Индивидуальные — педагог обучает одного ребёнка (коррекционная работа). Групповые — педагог одновременно обучает группу детей, внутри которой каждый выполняет учебное задание самостоятельно. Группа может включать в себя весь коллектив дошкольников, а может быть разделена на части. Возможна смешанная форма обучения — сначала все вместе, а затем по частям. Коллективные — совместное выполнение задания несколькими детьми. Самостоятельная работа (самообучение ребёнка в развивающей среде).
Форма организации обучения — ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения, внешнее выражение специально организованной деятельности педагога и учащихся. Форма выполняет интегрирующую роль, так как включает в себя цели, содержание, методы, средства обучения.
Основной формой организации обучения детей в детском саду было занятие. Наряду с занятием в качестве формы обучения использовалась экскурсия. Для занятия был характерен ряд признаков:
1) на занятии идёт освоение детьми содержания по одному из разделов программы обучения;
2) занятия проводятся одновременно со всем