СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Повышение профессиональных компетенций учителей информатики на основе анализа типичных ошибок ЕГЭ» (36 часов)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка плана курса для повышения квалификации учителей информатики, работающих в 11 классах.

Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Повышение профессиональных компетенций учителей информатики на основе анализа типичных ошибок ЕГЭ» (36 часов)»

Программа курса «Повышение профессиональных компетенций учителей информатики на основе анализа типичных ошибок  ЕГЭ»



Данная программа предполагает повышение уровня знаний учителя по информатике в вопросах работы по подготовке учащихся к Данная программа предполагает повышение уровня знаний учителя по информатике в вопросах работы по подготовке учащихся к прохождению Единого государственного экзамена. Весь учебный курс информатики, изучаемый в школе, нацелен на освоение базовых знаний по этому предмету, которые содержатся в итоговой работе (ЕГЭ).


Раздел 1. Характеристика программы


    1. Цель реализации программы:  совершенствование профессиональных компетенций учителей информатики на основе анализа типичных ошибок  ЕГЭ в условиях реализации ФГОС СОО


Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

1. изучить содержание и структуру экзаменационной работы, систему оценивания, изменения в контрольных измерительных материалах по информатике и ИКТ;

2.проанализировать содержание экзаменационной работы в соответствии с требованиями ФГОС;

3. освоить нормативно-правовые документы и понять условия, регулирующие проведение единого государственного экзамена;

4.освоить навыки подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике и ИКТ на основе разбора и выполнения примеров экзаменационной работы и на основе анализа типичных ошибок 2022 года..


    1. Планируемые результаты обучения: 

  • повысить профессиональные компетенции учителя информатик, с целью повышения качества ЕГЭ по информатике.

  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;  ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • проводить         сравнение,         классификацию         по         заданным         критериям;

  • выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов.

    1. Категория обучающихся:

Педагогические работники образовательных организаций общего и среднего образования, педагоги-репетиторы, имеющие опыт педагогической работы с учащимися среднего и старшего школьного возраста.

    1. Форма обучения: очно- заочная с использованием дистанционных образовательных технологий.

    2. Срок освоения программы: 36 часов (12 ч. самостоятельно, 24 ч. аудиторные).

Прогнозируемые результаты:

В результате обучения на курсе обучающиеся приобретут:

знания:

- теории качества современного образования;

- содержания нормативно-правовых документов, регулирующих проведение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2023;

- категорий участников единого государственного экзамена и условиях его проведения;

- принципов оценивания результатов ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2022 и в 2023 году;

- условий анализа результатов проведения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ;

- условий подготовки учащихся к выполнению всех частей экзаменационной работы по информатике и ИКТ с учетом практической отработки вариантов заданий.

умения:

- формулировать понятие качества образования;

- понимать и применять содержание нормативно-правовых документов, регулирующих проведение ЕГЭ;

- формулировать и пояснять учащимся условия прохождения единого государственного экзамена по информатике и ИКТ;

- работать с КИМ, демонстрационными вариантами и бланками экзаменационной работы по информатике и ИКТ;

-проводить анализ уровня учебных достижений учащихся.































Раздел 2. Содержание программы



2.1. Учебный (тематический) план

п/п

Название модулей (разделов) и тем

Всего

часов


В том числе по видам занятий (час)

Форма контроля

ЛЗ

ПЗ

СР

очно

дист

очно

дист

1.

Входной контроль

1

1


Тестирование

Модуль 1. Базовая часть. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике

(4 ч)

1.1

Сущность качества современного образования в условиях реализации ФГОС

2

2

1.2

Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике 2022 года.

2

2

Итого 4

по модулю № 1:

4

0

0

0

0

4

Модуль 2. «Тематические блоки ЕГЭ по информатике» (21 ч)

2.1

«Информация и ее кодирование». Анализ типичных ошибок 2022 года

4

2

2

2.2

«Основы логики»

4

2

2

2.3

«Алгоритмизация и программирование»

4

2

2

2.4

«Программные средства информационных и коммуникационных технологий»

2

2

2.5

«Технология обработки информации в электронных таблицах»

4

2

2

2.6

«Технологии программирования»

2



2


2.7

Промежуточный контроль

1

1

Тестирование

Итого

по модуля № 2:

21

6

0

8

1

6

Модуль 3. Структура и содержание КИМ ЕГЭ по информатике и ИКТ. Тренинг по вариантам

(8 ч)

3.1

Анализ алгоритмов в заданиях ЕГЭ по информатике.

4

2

2

3.2

Содержание заданий экзаменационной работы ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2023 году

4

2

2

Итого

по модулю № 3

8

4

0

2

0

2

Итоговая аттестация

2

2

Тестирование


ИТОГО:

36

10

0

12

2

12



Групповые консультации

4










В структуре изучаемого курса выделяются следующие три раздела:

− Базовая часть. «Контрольно-измерительные материалы

ЕГЭ по информатике»

− «Тематические блоки ЕГЭ по информатике»

− Структура и содержание КИМ ЕГЭ по информатике и ИКТ. Тренинг по вариантам.

Основной вопрос: изменения в КИМ ЕГЭ 2023 года

Изучение государственной политики в сфере образования(самостоятельная работа). Ознакомление и изучение контрольно-измерительных материалов позволит слушателям не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ с учащимися 11 –х классов.

Содержание раздела «Тематические блоки» включает основные темы курса информатики и информационных технологий: «Информация и её кодирование», «Основы логики», «Алгоритмизация и программирование», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки информации в электронных таблицах», «Технологии программирования».

Последний раздел посвящен тренингу слушателей по вариантам, аналогичным КИМам прошлогоднего и текущего учебного года. Важным моментом данной работы является анализ полученных результатов.

Требования к уровню подготовки слушателей:

В результате изучения данного курса обучающиеся должны знать:

− особенности проведения ЕГЭ по информатике;

− структуру и содержание КИМов ЕГЭ по информатике.

уметь

− эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

− оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;

− оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с требованиями инструкции по проверке;

− применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике.

Курс рассчитан на 36 часов лекционно-практических занятий(из них 12 часов самостоятельной работы).

Содержание программы

Модуль 1. «Базовая часть. «Контрольно-измерительные материалы

ЕГЭ по информатике»

1. Входное тестирование.

Входное тестирование включает в себя 9 вопросов, каждый верный ответ оценивается в 1 балл. Тестирование пройдено успешно, если правильно выполнено не менее 55 % заданий, соответственно набрано не менее 5 баллов. Интерпретация результатов: 55% выполненных заданий и выше – слушатель освоил содержание темы. Менее 55% выполненных заданий – результат недостаточен, рекомендовано повторное прохождение темы. 

Критерии оценки: оценка «отлично» выставляется, если выполнены 8 - 9 заданий

оценка «хорошо» выставляется, если если выполнены 6-7 заданий

оценка «удовлетворительно» выставляется, если выполнены 4-5 заданий

оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, если от 0 до 3 заданий.


1.1. Сущность качества современного образования в условиях реализации ФГОС

Изучение нормативно-правовых документов самостоятельная работа (2 часа).





1.2. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике 2022 года.



ЕГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 11 класса. Особенности проведения ЕГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ЕГЭ.



Модуль 2 «Тематические блоки ЕГЭ по информатике»

2.1. «Информация и ее кодирование. Анализ типичных ошибок 2022 года»

Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.



2.2. «Основы логики»

Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.



2.3. «Алгоритмизация и программирование»

Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.



2.4. «Программные средства информационных и коммуникационных технологий»

Основные понятия классификации программного обеспечения, свойств и функциональных возможностей основных видов программного обеспечения, структуры файловой системы, включая правила именования каталогов и файлов. Решение тренировочных задач по теме.



2.5. «Технология обработки информации в электронных таблицах»

Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и относительной адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.

2.6. «Технологии программирования»

Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы. Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы (30-50 строк).

2.7. Промежуточный контроль



Модуль 3. «Структура и содержание КИМ ЕГЭ по информатике и ИКТ. Тренинг по вариантам»

3.1. Анализ алгоритмов в заданиях ЕГЭ по информатике.

Выполнение тренировочных заданий части и анализ ЕГЭ 2022 года. Проведение пробного ЕГЭ за 2022 года с последующим разбором результатов.

3.2. Содержание заданий экзаменационной работы ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2023 году

Единый государственный экзамен по информатике.

Выполнение тренировочных заданий части. Проведение пробного ЕГЭ с последующим разбором результатов.

Календарно-тематическое планирование курса

п/п

Тема

Количество часов

Сроки изучения

1

Сущность качества современного образования в условиях реализации ФГОС

2


2

Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ЕГЭ по информатике 2022 года.

2


3

«Информация и ее кодирование». Анализ типичных ошибок 2022 года

4


4

«Основы логики»

4


5

«Алгоритмизация и программирование»

4


6

«Программные средства информационных и коммуникационных технологий»

2


7

«Технология обработки информации в электронных таблицах»

4


8

«Технологии программирования»

2


9

Промежуточный контроль

2


10

Анализ алгоритмов в заданиях ЕГЭ по информатике.

4


11

Содержание заданий экзаменационной работы ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2023 году

4


12

Итоговая аттестация

2



ИТОГО:

36







Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы

Оценка качества освоения слушателями программы включает входной контроль и итоговую аттестацию.


3.1. Входной контроль

Входная диагностика проводится в форме тестирования.

Тест включает 9 вопросов, каждый верный ответ оценивается в 1 балл.

Продолжительность: 2 часа. Тестирование пройдено успешно, если правильно выполнено не менее 55 % заданий, соответственно набрано не менее 5 баллов. Интерпретация результатов: 55% выполненных заданий и выше – слушатель освоил содержание темы. Менее 55% выполненных заданий – результат недостаточен, рекомендовано повторное прохождение темы.

Критерии оценки: оценка «отлично» выставляется, если выполнены 8 - 9 заданий

оценка «хорошо» выставляется, если если выполнены 6-7 заданий

оценка «удовлетворительно» выставляется, если выполнены 4-5 заданий

оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, если от 0 до 3 заданий


3.2. Итоговая аттестация

К итоговой аттестации допускаются слушатели, выполнившие все практические задания, предусмотренные программой. Итоговая аттестация проходит в формате тестирования.

Результат итогового тестирования является критерием определения качества усвоения слушателями содержания программы. Итоговое тестирование состоит из 20 заданий: - 19 заданий с выбором правильного ответа. Правильный ответ оценивается в 1 балл. - 1 задание на соотнесение, состоящее из 6 пар. Каждая правильно определенная пара оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов: 25. Интерпретация результатов: 21-25 баллов – слушатель освоил программу на высоком (продвинутом) уровне. 12-20 баллов – слушатель освоил программу на базовом уровне. 0-11 баллов – результат недостаточен, рекомендовано повторное изучение тем, вызвавших затруднения.



Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы


4.1. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы


Программа курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

− Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 317 – ФЗ);

− Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. №1644, от 31.12.2015 №1577;

− Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность";

− Приказ Минпросвещения России № 766 от 23.12.2020 года "О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный Министерством просвещения РФ от 20 мая 2020 года № 254".

Программа курса «Повышение профессиональных компетенций учителей информатики на основе анализа типичных ошибок  ЕГЭ» направлена на  совершенствование профессиональных компетенций учителей информатики на основе анализа типичных ошибок  ЕГЭ, расширение знаний и умений содержания по курсу информатики и ИКТ, а также на тренировку и отработку навыка решения тестовых заданий в формате ЕГЭ.


Нормативные документы

1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

2. Указ Президента Российской Федерации от 09.08.2020 № 505 «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021-2030 годы».



4.2. Материально-технические условия реализации программы

Для реализации программы необходимо компьютерное и мультимедийное оборудование для использования видео- и аудиовизуальных средств обучения с подключением к сети интернет, пакет слайдовых презентаций (по темам учебной программы).



Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся



1. Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся

2. Мультимедиа проектор

3. Интерактивная доска

4 Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)

5. Внешний накопитель информации (или флэш-память)



Литература


  1. ЕГЭ 2022. Информатика. 16 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / В.Р. Лещинер. – М.: Издательство «Экзамен», 2022.

  2. Задачник-практикум (Часть 1). Под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  3. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. Ч. 2. /К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

  4. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. / К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

  5. С.С. Крылов МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года

  6. Методические рекомендации для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности. Информатика и ИКТ/ С.С. Крылов. – Москва : ФГБНУ ФИПИ, 2020. – 27 с. – Текст: непосредственный.


Интернет-ресурсы

1. Материалы сайта Министерства просвещения Российской Федерации: http://mon.gov.ru/.

2. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/.

3. Досрочный ЕГЭ по информатике 2023 (Задания 22-27) https://code-enjoy.ru/dosrochniy_ege_po_informatike_2023_ch3/4.

4. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года [Электронный ресурс]. URL:https://fipi.ru/ege/analiticheskie-imetodicheskie-materialy#!/tab/173737686-5.

5. Задачи из реального экзамена ЕГЭ по информатике 20.06.22 

(Часть 1): https://code-enjoy.ru/zadachi_iz_realnogo_ekzamena_ege_po_informatike_20_06_22/

6. Задачи из реального экзамена ЕГЭ по информатике 20.06.22(Часть 2): https://code-enjoy.ru/zadachi_iz_realnogo_ekzamena_ege_po_informatike_20_06_22_ch2

7. Структура и изменения ЕГЭ 2023 по информатике: https://blog.maximumtest.ru/post/struktura-i-izmeneniya-ege-po-informatike.html
8. ДЭМО 2022: https://4ege.ru/trening-informatika/65245-realnyj-variant-ege-po-informatike.html

9. Официальный информационный портал государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования (https://obrnadzor.gov.ru/gia/gia-11/).

10. Демоверсия, спецификация, кодификатор ЕГЭ 2023 по информатике и ИКТ. [Электронный ресурс]. – URL: https://fipi.ru/ ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory.

11. ЦОР по информатике из Единой коллекции ЦОР (schoolcollection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http:// fcior.edu.ru);

12. Сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/ authors/informatika/2/.

13. Сайт ege.sdamgia.ru

14. Сайт http://kpolyakov.spb.ru