Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Шустова Елена Александровна. Я преподаю хореографию, адаптивную и лечебную физическую культуру в коррекционной школе –интернате для детей с нарушением зрения.
В нашей школе обучаются слепые и слабовидящие дети, многие имеют сопутствующие и вторичные заболевания: умственную отсталость, заболевание симптоматической эпилепсией, нервным расстройством, с врожденными недостатками опорно-двигательного аппарата, с нарушениями в работе центральной нервной системы и др.
Прежде, чем мы преступим к основной части нашего мастер-класса, темой, которого является «Хореография, как средство реабилитации детей с депривацией зрения» продемонстрирую вам видеоматериал «Как видят люди с нарушением зрения», чтобы иметь общее представление с какой нозологией детей мы работаем.
Сейчас я попрошу вас зарыть глаза на 3-4 минуты. Пока я буду знакомить вас с некоторыми особенностями этикета с людьми с особенностями ограничения здоровья по зрению. Основными принципами общения с лицами любой нозологической группы должны быть уважение, доброжелательность, толерантность и гуманное отношение к личности. Мы об этом говорим, т.к. в нашем мастер-классе будет присутствовать элементы работы с незрячим ребенком. Без этих знаний невозможна работа с данной нозологической группой людей.
При встрече с человеком, который плохо видит, предложите ему свою руку (согнув в локте). Не сжимайте его руку, не напрягайтесь, идите обычным шагом, на полшага впереди незрячего. При беседе с человеком, который плохо видит, не акцентируйте внимание на его зрительной недостаточности, лучше - на проблеме, которую вы обсуждаете. Не проявляйте излишнего любопытства по поводу его зрения. Всегда уточняйте, в каком формате человек хочет получить информацию: по системе Брайля, в устной форме, крупном шрифте или аудиозаписи. Используйте при описании кого-либо действия, явления фразы, характеризующие звук, запах, качество, форму предмета. Опишите коротко, где вы находитесь. Например, «справа от входа в спортивный зал стоит тренажер». Всегда представляйтесь первым, называя себя по имени. Трость – вспомогательное приспособление для передвижения незрячего. Не берите и не перемещайте трость, не получив разрешения незрячего. Человеку, который плохо видит, не давайте понять, что он зависит от вас, ведите с ним себя на равных, но вместе с тем оказывайте ему необходимую помощь. Не проявляйте сомнений в возможности ученика освоить какое-либо движение. Говорите нормальным тоном и языком. Если кому-то нужно, чтобы вы говорили громче, вас об этом попросят. Не обижайтесь, если вашу помощь отклонили. Не исключайте обращение «посмотри». В этом случае предусматривается, что незрячий будет использовать гаптический (осязательный) способ изучения предмета, действия. При знакомстве он может нас потрогать, т.е. посмотреть какие мы – ознакомиться. И. М. Сеченов говорил, что слепому и слабовидящему рука заменяет глаз. Рука выступает и как регулятор многих движений, ориентируясь в пространстве.
Сейчас откроем глаза и поговорим о ваших ощущения, что вы чувствовали при отсутствии зрения? Мы с вами можем почувствовать только запах, тепло человека. Мы не можем определить с вами ни статус, ни пол человека, ни внешность человека, ни возраст, пока не услышим его голос. Мы не видели ничего, даже черного цвета.
Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка с ОВЗ школьного возраста. Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентировки у детей. Это ограничивает подвижность ребенка и затрудняет развитие его двигательной сферы. Отсутствие зрительных впечатлений влияет на развитие представлений о пространстве, что в свою очередь вызывает боязнь пространства, страх передвижения. Внутренний мир слабовидящего и слепого ребенка строится на основе впечатлений, получаемых им через сохраненные анализаторы, главный из которых – двигательный.
Занятия в специально созданных условиях, являются средством социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Таковым, наиболее доступным и адаптированным к детям данной категории является хореография, способствующая коррекции и компенсации недостатков в физическом, функциональном и эмоциональном развитии детей; помогает укреплению физического здоровья; способствует внешней и внутренней гармонизации личности. Данный предмет является частью образовательной и коррекционно-развивающей работы школы III-IV вида. Можно выделить четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее. Процесс проведения занятий по хореографии в коррекционной школе имеет свои особенности, которые определяют содержание и специфику использования комплекса коррекционных методов в различных сочетаниях: -слухо - двигательных; -зрительно –двигательных; -словесно –двигательных. Основу работы составляет личностно-ориентированный подход- это основа нашей работы, без него невозможен сам процесс обучения танцу. Для достижения заметных результатов в воспитании и обучении учитываем личностные качества, возрастные, психологические, физические особенности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья по зрению.
Сейчас мы с вами рассмотрим несколько специфических приемов и методов работы на которые опирается тифлопедагог- хореограф в своей работе.
Первым этапом является анализ и оценка окружающей обстановки, т. е. изучение учебного класса или сценической площадки. Изучение предметов, которые находятся в помещение. Просчитывается количество шагов всех сторон помещения.
Второй этап –это изучение точек учебного класса в масках и без, с вычислением градусов.
Работа с слабовидящими обучающимися проводится в масках, закрывающие глаза, т.к. обучающиеся должны владеть материалом, не опираясь на зрительный анализатор, а на мышечную память. В процессе обучения используется этот метод, т.к. он является эффективным в развитии координации, ориентации в пространстве, а также для того чтобы ребенок, имеющий остаточное зрение был готов как технически, так и психологически.
Перед началом двигательной разминочной части занятия необходимо обязательно провести массаж нижних конечностей, вставить стопы. Он заключается в: разогреве и компрессии мышц.
Особое внимание уделяется специальным упражнениям на автоматизацию, согласованность действий рук и ног, с целью преодоления появления навязчивых стереотипных движений тела. У детей с нарушением зрения слабо развита мелкая мускулатура рук: пальцы малоподвижны, скованны, напряжены. Для развития свободного движения рук используются коррекционные упражнения: «пальчиковая гимнастика», специальные упражнения, коррекционные танцы: «Стирка», «Пташечка» и т. д.
Для коррекции походки проводятся упражнения в ходьбе по различным «след – ориентирам» («дорожки», «круги», «диагональ», «шнуровки»). Сначала дети учатся ходить размеренным и размашистым шагом друг за другом, держась за идущего впереди товарища левой рукой. С выработкой автоматизма в правильной постановке ног, внимание переносится на туловище: положение позвоночника, плеч, головы.
Во время занятий особое внимание уделяется осанке детей: необходимости прямо держать спину, не склонять голову к груди (это особенно характерно для осанки слепых детей). Коррекционные упражнения для исправления осанки: «кошки», «солдатики», «неваляшки», «тряпичные куклы».
Многие слепые и слабовидящие дети не умеют подпрыгивать и перепрыгивать. Они делают это на прямых ногах с жестким приземлением на пятки, что чревато травмами. Первые упражнения в прыжках у таких детей -прыжки на месте. На занятиях они учатся перепрыгивать через шнур, выпрыгивать из обруча, держась за руку педагога, а затем самостоятельно. Когда дети усваивают эти приемы, переходят к играм, в которых нужно перепрыгивать через «речку», «канавку», играем в игру «Не замочи ноги» и другие.
Обычно долго не удается научить слабовидящих и слепых детей становиться в круг, передвигаться по кругу. Первоначально для обучения этому используем круг, сделанный из мягкой проволоки, затем из толстого шнура, который в дальнейшем убираем.
Т. к. у незрячих детей присутствует нарушение вестибулярного аппарата, с ними затруднительно отработать хореографический материал стандартным методом, например- взятием визуальной точки, поэтому используется методика опоры не на зрительный анализатор, а на тепловой, т. е. тепло исходящее от ладони педагога, партнера, а затем на звуковой сигнал.
При анализе и оценке окружающей обстановки слепой ребенок в большой мере опирается на слух. Слух — основная опора слепого и в предметно –пространственной ориентировке. Слуховой анализатор, как одно из компенсаторных средств весьма эффективно используется на занятиях хореографией. Поэтому дети выполняют упражнения под счет, на хлопки.
Перед тем, как приступить к разучиванию танцевального номера обучающийся прослушивает музыкальный материал, знакомиться с сюжетом танца, разучиваются движения, необходимые для выполнения основных упражнений, особенно движений ног, выполняются сначала сидя, некоторые движения проучиваются в положение лежа. Внимание ребенка обращается на то, как нужно чередовать движения рук и ног. Сначала ноги детей переставляет педагог, затем упражнение выполняет педагог вместе с ребенком и наконец ребенок выполняет упражнение сам. После этого разучивание движения переносится в положение стоя. Педагог становится в исходное положение, с которого начинается упражнение, выполняет его, объясняя все движения, которые должны сделать дети. При этом, даёт возможность слепым детям «смотреть», т. е. ощупать - ребёнок в позиции «сзади», «спереди». Находясь за спиной или перед ребенком, направляю своими руками его руки, ноги и корпус. Показ движений сопровождаю развернутым описанием упражнений. Это прием рука в руку, т.е. метод сопряженных действий. Этот метод применяю в самом начале работы. На следующем этапе обучения педагог находиться на расстоянии, при котором вытянуты руки педагога и ученика могут касаться друг друга. Это позволяет своевременно оказывать помощь ребенку, исправлять ошибки, и ребенок может почувствовать правильность выполнения движений взрослым. Когда в упражнениях отрабатывается умение сосредоточить взгляд на движении, рука ученика и педагога находятся на одном уровне. В одном случае педагог садиться на стул, ученик стоит передо ним, в другом случае педагог стоит, а ученик встает на специальную подставку, высота которой регулируется до необходимого уровня. Такие одновременные действия рук способствуют качественному выполнению заданий. Чтобы ребенок овладел движениями своего тела, обучение проводится от простого к сложному. Постепенно расширяется и усложняется лексика танцев. Много рассказывается о пользе упражнений, о характере их исполнения. В работе по развитию танцевальных движений опираемся на мышечное чувство ребенка, учим использовать его при ориентировке в пространстве и для координации движений. Дети учатся контролировать свои движения, оценивая и координируя их не зрением, а проприочувствительностью.
Сейчас наши воспитанники продемонстрируют танцевальный номер «Птицы». Работа над данной постановкой ведется год. Если здоровому ребенку требуется 1-3 месяца работы над разучиванием и отработкой танца, то для наших детей этот период увеличивается до 1,5-2 лет работы.
Главная цель, которую мы достигаем, выполняя все эти задачи, делая такое количество шагов - это интеграция наших детей в общество зрячих сверстников и формирование адекватной двигательной базы, расширение двигательной активности за счет систематических занятий хореографией, приобщение детей к доступной танцевальной деятельности, к интересному досугу, развитию собственной активности и творчеству, формированию здорового образа жизни.
Существует ошибочное мнение о том, что люди с ограниченными возможностями здоровья по зрению не могут заниматься спортом и хореографией, но это не так. Они могут, желают заниматься этими видами деятельности. Это доказывают наши воспитанники, своими завоеванными наградами в различных спортивных соревнованиях, танцевальных конкурсах и фестивалях разного уровня. Наши выпускники успешно поступают в СУЗы и ВУЗы России.