СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КУШНЕРЁВА Л. А. Статья "А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Роль художественной детали в повести" РЯиЛ 2020-11

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

КУШНЕРЁВА Л. А. Статья "А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Роль художественной детали в повести" РЯиЛ 2020-11

Просмотр содержимого документа
«КУШНЕРЁВА Л. А. Статья "А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Роль художественной детали в повести" РЯиЛ 2020-11»

JI. А. Кушнерёва, учитель-методист ГУО «Гимназия № 1 имени Ф. Скорины г. Минска»

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Роль художественной детали в повести



Среди множества вопросов, которые зада­ёт себе сегодня учитель-словесник, важней­шим остаётся один: «Как выстроить урок ли­тературы так, чтобы сохранить необходимую взаимосвязь: автор и его произведение — учитель-проводник — ученик-читатель?» Думается, что прежде всего мы не должны забывать, что литература относится к пред­метам эстетического цикла, поскольку сама по себе является искусством — искусством слова. Именно слово и мысль автора стано­вятся главными «инструментами» урока, формирующими культуру художественного восприятия, в основании которой, согласно П. М. Якобсону, лежит «эмоциональная от­зывчивость, конкретизация литературных образов в читательском воображении, осмыс­ление авторского стиля и позиции, способ­ность идейно-эстетической оценки произведе­ния как явления искусства» [2, с. 17].

Впервые с художественной деталью как одним из средств создания образа учащиеся знакомятся в шестом классе. Это та важ­ная мелочь, говорим мы, та выразительная подробность, которая позволяет выделить самое существенное в герое или событии, передаёт авторское отношение к происходя­щему в произведении. Есть авторы, в творче­стве которых художественная деталь играет очень важную роль. В повести А. И. Купри­на «Гранатовый браслет» в полной мере на­шла отражение символика детали.

Сам Александр Иванович говорил: «Я не советую никому писать о том, что вы никог­да не видели и не испытали. Это всегда будет неубедительно, потому что убедительность создаётся подробностями, деталями. Однако как трудно находить эти детали! Иногда они у тебя перед самым носом, но ты их не ви­дишь. Надо научиться не только смотреть, но и видеть» [1, с. 120].

Из переписки Куприна и его мемуаров из­вестно, что в основе замысла повести «Грана­товый браслет» лежит история, рассказанная на одном из званых вечеров крупным чинов­ником Государственной канцелярии Дмитри­ем Николаевичем Любимовым (прототип кня­зя Василия Шейна). Его супруга Людмила

Ивановна (прототип Веры Николаевны) дол­гое время получала письма с любовными стихами от таинственного незнакомца, ко­торый подписывался инициалами П. П. Ж. Когда Любимов установил личность этого го­сподина, им оказался мелкий почтовый чи­новник Пётр Петрович Жолтиков (прототип Г. С. Желткова). Однажды в первый день Пасхи этот чиновник прислал Людмиле Ива­новне коробочку, в которой лежал аляпова­тый браслет — позолоченная цепочка с под­вешенным к ней пасхальным яичком. Имен­но это событие вынудило Любимова пойти на крайне неприятный разговор с Жолтиковым, чтобы прекратить эту историю.

Выслушав рассказ Любимова, Куприн оставил запись в своих черновиках: «Не­счастный маленький человек, поставленный судьбой в самом низу общественной лестни­цы и безответно влюблённый в женщину, принадлежащую к верхам... Какая тема для писателя! Я вижу этого П. П. Ж., вижу, как мучительно напрягает он все свои душевные силы, стараясь преодолеть малограмотность и отсутствие необходимых слов, чтобы выра­зить охватившее его большое чувство, и как стремится он уйти от своей, очевидно, убогой жизни в мечты о недосягаемом счастье...» [1, с. 72].

Повесть была напечатана в 1911 году в московском литературном альманахе «Зем­ля». В произведении встречаются разные ге­рои с разными жизненными позициями, но вершиной истории, рассказанной писателем, является трагическая любовь маленького че­ловека к знатной даме, закончившаяся его смертью и воплотившаяся в символе бла­гоговейной любви — гранатовом браслете, камни которого горели, «точно кровь». Мы ни в коем случае не должны «тащить» на­ших учеников на эту вершину, призывать их именно к такой любви. Сам Куприн называ­ет её исключением из общего правила — «ве­личайшей тайной в мире», которой не долж­ны касаться «никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы». Когда Желтков умер, выражение его лица напомнило Вере Николаевне «маски великих страдальцев — Пушкина и Наполеона». Возможно, раз в тысячу лет, подобно гению, должен рож­даться человек, любовь которого к женщине являет собой некую чистую, божественную субстанцию, которой нет места на земле. Не случайно Желтков признаётся: «...Это лю­бовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить». Но, может быть, имен­но благодаря такой редчайшей способности любить, дарованной одному человеку, живёт это чувство в нашем мире.

I. В доме князей Шейных

Детали

Вопросы

Совместные выводы

Пейзаж

«Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья». «...Розовые кусты ещё давали буто­ны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся».

Какое созвучие на­ходим мы между природой и устано­вившимся укладом жизни в доме князей Шейных?

Приметы начала осени царят не толь­ко в природе, но и в доме. Страстная любовь сменилась дружбой, былая роскошь и расточительность — не­обходимостью ограничиваться в сред­ствах. Слишком долго смотреть на море Вере Николаевне скучно...

Подарки

«Прекрасные серьги из груше-вид­ных жемчужин»;

«маленькая записная книжка в уди­вительном переплёте: на старом, стёршемся и посеревшем от времени бархате вился тускло-золотой фили­гранный узор редкой сложности...»

Какие подарки при­нято дарить в этом доме? О чём это го­ворит?

Подарки подчёркивают богатство, аристократизм, безупречный вкус Веры Николаевны, удивить которую весьма непросто

Дети

Дети Анны, «всегда приличные и послушные, с бледными мучнисты­ми лицами и с завитыми льняными кукольными волосами»;

Вера «жадно хотела детей..., но почему-то они у неё не рождались»

Почему дети Анны напоминают бледных кукол, а судьба все ещё не дарит Вере собственных детей?

В доме — осень, а детям, чтобы расти и радоваться, нужна весна.

Дети, подобно цветам сада, чувствуют недостаток тепла и света

Домашний юмористический альбом «Прекрасная Блондина, ты, которая бурное море пламени, клокочу­щее в моей груди».

Где находится та чер­та, за которой альбом перестаёт быть юмо­ристическим?

Нельзя смеяться над серьёзными чув­ствами, поскольку в любой момент вро­де бы безобидный смех может превра­титься в пошлость и даже в глумление

II. Непрошеный гость — гранатовый браслет

«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый, ... покры­тый небольшими старинными, пло­хо отшлифованными гранатами».

Почему в описании браслета достаточно много определений с негативным значе­нием?

Подарок неприятен Вере не только как факт, но и своим внешним видом, поскольку не отвечает её утончённому вкусу. Она ещё не готова к той му­дрой глубине понимания события, ко­торая придёт к ней очень скоро

«Перед огнём электрической лам­почки вдруг загорелись пре­лестные густо-красные живые огни. — Точно кровь! — подумала с не­ожиданной тревогой Вера».

Только ли случайно возникшее впечатле­ние передано в этом сравнении?

Браслет уже «сообщил дар предвиде­ния» Вере, почувствовавшей прибли­жение трагедии

III. В мире души Г. С. Ж.

«Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими во­лосами... очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глаза­ми и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине».

Если бы мы не зна­ли, о ком идёт речь, чей это мог бы быть портрет? Почему ав­тор наделяет героя такой внешностью?

Портрет романтика и поэта, напри­мер, Владимира Ленского.

Он вовсе не маленький человек, но тот, кто способен переживать любовь как «громадную трагедию души»

«“Простите, как вы сказали?” — спросил вдруг внимательно Желт­ков и рассмеялся Он положил руки в карманы, сел удобно в угол дивана, достал портсигар и спички и закурил».

В силу каких причин Желтков перестаёт смущаться и робеть перед знатными го­сподами и до конца разговора становится в нём ведущим, а не ведомым?

Желтков — человек с чувством соб­ственного достоинства, способный от­бросить условности чинопочитания, говорить с князем искренне и на рав­ных

« Мирза-Булат-Тугановский — Так нельзя, — кричал он [Ни­колай Николаевич], делая вид, что бросает правой рукой на землю от груди какой-то предмет».

Этот жест брат Веры повторяет неоднократ­но на протяжении всей повести. Как он характеризует Нико­лая Николаевича?

Возможно, бессознательно гордящийся своей родословной и положением в об­ществе, молодой человек этим движе­нием руки освобождает своё сердце от «лишнего груза», отбрасывая понима­ние, милосердие, такт и сострадание

«...А потом мы слышим, будто из детского пистолета выстрелили».

Почему выстрел, окончивший жизнь Желткова, прозвучал как игрушечный?

Возможно, автор хотел подчеркнуть детски чистую, рыцарскую душу ге­роя, который без колебаний выпол­нил приказ Прекрасной Дамы «пре­кратить всю эту историю»


Вовсе не плохо будет, если кому-то из учеников ближе окажется спокойное чувство Веры, «у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Кто-то вполне ра­циональный полностью отвергнет Желткова, как это сделал Николай Николаевич, брат Веры, готовый искать управы на Г. С. Ж. у жандармского полковника. Кому-то понравит­ся Анна, подменяющая любовь легкомыслен­ным флиртом. Важно, чтобы очень значимый для ребят этого возраста разговор о любви со­стоялся интересно, глубоко, проблемно.

Определение роли художественных дета­лей в повести — это то обращение к слову, которое поможет проникнуть в содержатель­ную глубину произведения, в его подтекст, присоединиться сначала к мыслям и чувствам автора, чтобы потом суметь высказать свои.

— Соната Бетховена отнюдь не художе­ственная деталь, а полноправный участник события. В античной философии существова­ло учение о музыкальном звучании небесных светил — «Гармонии сфер». А. И. Куприн создаёт образ этой гармонии, воплотившей­ся в музыке Бетховена. Там, где слова бес­сильны, говорит (и говорит действительно!) музыка. «Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой...» — Вера Николаев­на слышит эти слова, и её благодарные слё­зы становятся символом пробуждения спя­щей души. Не забудем также и о том, что и в этот раз гранатовый браслет выполнил своё предназначение — «отгонять тяжёлые мысли».

Каждый из нас мечтает о таком ученике, для которого чтение стало бы эмоциональ­ной потребностью, духовной жаждой, спосо­бом бытия, кто читает не только потому, что нужно, но и потому, что хочет читать.

Хочется верить, что изучение литературы как искусства слова станет той ласточкой, которая сама по себе пусть и не делает вес­ны, но говорит о том, что весна обязательно будет.


Список цитированных источников

  1. Михайлов, О. Н. Куприн / О. Н. Михайлов. — М. : Армада, 1997.

  2. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия / П. М. Якобсон. — М.: Искусство, 1964.