СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Кузнечик» проект по спортивно-оздоровительному направлению для детей старшего дошкольного возраста

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Кузнечик» проект по спортивно-оздоровительному направлению для детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга»



ПРИНЯТО                                      УТВЕРЖДАЮ
решением Педагогического совета                           заведующий МКДОУ
протокол № ___от «__»_____20__г.             детский сад «Радуга»
             _________СинельниковаО.В.




«Кузнечик»

проект по спортивно-оздоровительному направлению

для детей старшего дошкольного возраста







Шураков Ф.Ю.

инструктор по физической культуре











Тазовский

2017

Пояснительная записка

Проект «Кузнечик» спортивно-оздоровительного направления основан на преимущественном использовании специально подобранных физических упражнений и подвижных игр.

Многие специалисты по физическому воспитанию указывают на низкий уровень тренированности дошкольников, в связи с чем введен термин «спортизация» физкультурных занятий, предполагающий повысить физическую нагрузку и максимально расширить двигательную сферу. Решить проблему можно, обратив внимание на раздел легкой атлетики – прыжки. Прыжки требуют определенного развития коры головного мозга, крепости суставов, связок конечностей, эластичности мышц и глазомера. Прыжковые упражнения и игры тренируют двигательные центры, улучшают способность управления движениями. Успехов в прыжках обычно достигают дети, чья стопа сложена правильно. Чтобы реализовать двигательные возможности ребенка в прыжках нужно чаще использовать прыжковые упражнения и подвижные игры с прыжками. В процессе систематических упражнений у детей постепенно складывается сложная координация движений.

В результате реализации проекта в дошкольном учреждении ребенок не только получит полноценное физическое развитие, которое, собственно, и способствует увеличению «прыгучести», но и выработает привычку к регулярным занятиям по физической культуре, закалит характер и нацелит себя на правильные жизненные ориентиры.

Проект «Кузнечик» действует на протяжении 10 месяцев каждого годового тренировочного цикла, который начинается в сентябре. По окончании 7-8 месяцев учебно-тренировочных занятий проводится спартакиада (апрель-май). Летний период программы (1,5-2 месяца) это занятия, которые проводятся на открытом воздухе с преимуществом циклических упражнений (ходьба, бег).

Регулярные занятия по проекту приведут кстойкой адаптации к физической нагрузке и вырабатывает привычку к регулярному выполнению физических упражнений, т.е. закладывает основу здорового образа жизни.



Цель:

- с использованием специально подобранных упражнений и подвижных игрразвивать прыгучесть детей дошкольного возраста;

Задачи:

- учить правильной технике прыжка;

- развивать мышцы ног и таза;

- развивать скоростно – силовые качества;

- вырабатывать взрывную силу мышц;

Основные направления программы:

1. Создание дополнительной группы в дошкольном учреждении.

2. Приобщение дошкольников к регулярным занятиям физкультурой и спортом.

3. Проведение учебно-тренировочных занятий под руководством инструктора ФИЗО.

                                                             

  1. Этапы освоения программы

     Освоение программы возможно начинать в двух возрастных группах: среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста. В виду универсальности отобранных упражнений все элементы программы являются общими для всех возрастных групп и различаются только по времени овладения элементами программы, качества выполнения и степени адаптации физической нагрузки, то есть темпу выполнения упражнения.

     Характерно, что овладение программой, то есть способностью усваивать физические нагрузки, хорошо обучаться, проявлять максимальные мышечные усилия, прежде всего зависит не от принадлежности той или иной возрастной группе, а от наследственных данных и от стартового «количества здоровья», то есть начального уровня физического развития.

      Таким образом, возможно, что успешно осваивать программу могут как дети 6-7 лет, так и 4-5 летние.

В задачи во всех этапах освоения программы включается:

1. Освоение техники базовых элементов в невысоком и среднем темпе.

2. Освоение техники базовых элементов в высоком темпе и с проявлением максимальных мышечных усилий.

3. Овладение техникой выполнения специализированных гимнастических упражнений.

Решение вышеперечисленных задач по программе можно определить как адаптацию к ней.

      Этапы освоения программы характеризуются тремя основными показателями:

1 этап – начальный;

2 этап – средний;

3 этап – высокий.

Начальная степень адаптации программы (1 этап)

     Включает в себя умение выполнять основные команды, знание названий основных упражнений, умение выполнять базовые упражнения в движении (строевые упражнения, спортивная ходьба, обычный бег и разновидности бега). Повторение вместе с тренером базовых упражнений на месте (общие развивающие упражнения: отжимание в упоре лежа, перекаты, приседания и наклоны). Темп выполнения невысокий, с незначительными ускорениями. Продолжительность 1 этапа начальной степени адаптации 2-3 месяца регулярных занятий.

Средняя степень адаптации программы (2 этап)

Включает в себя:

а) выполнение основных команд построения – безошибочно;

б) умение выполнять базовые упражнения в движении и на месте без грубых технических ошибок;

в) знание техники выполнения и название каждого элемента, его последовательность в каждом комплексе. Выполнение отдельных комплексов программы без сопровождающего показа тренера;

г) выполнение отдельных специализированных гимнастических элементов (кувырок вперед, «обезьянка» и т.д.) без грубых технических ошибок;

д) темп выполнения упражнений в основном средний, отдельные упражнения выполняются с проявлением максимальных мышечных усилий.

Характерны более резкие переходы от невысокого темпа выполнения упражнений к средним, от среднего к высокому.

     Самые характерные для данного этапа является начальное проявление адаптации занимающихся к физическим нагрузкам. Это проявляется в виде:

  1. Способность выдерживать средний темп выполнения упражнений на протяжении всего занятия.

  2. Способность выполнять отдельные кратковременные задания с высокой степенью темпа выполнения упражнений.

  3. Способность технически грамотно выполнять базовые элементы на месте и в движении («автоматически», не думая).

Все эти комплексные признаки адаптации к физической нагрузке проявляется в том, что время выполнения основного комплекса упражнений сокращается вдвое и появляется возможность приступить к обучению специализированных гимнастических упражнений.

Продолжительность этапа 3-4 месяца.

Высокая степень адаптации программы (3 этап)

Характеризуется:

  1. Выполнение базовых упражнений на месте без ошибок и с высокой скоростью исполнения.

  2. Возможность проявления максимальных мышечных усилий в каждом упражнении («обезьянка» в стойку на руках, полет-кувырок).

  3. Выполнение базовых упражнений с заданным темпом и максимальным количеством повторений, то есть столько, сколько определяет тренер.

  4. Умение выполнять весь базовый комплекс самостоятельно без инструктора и с высоким темпом выполнения.

  5. Овладение техникой специализированных гимнастических элементов (ходьба на руках, колесо, шпагат, перекаты, мостики, перевороты).


     Характерной особенностью адаптации на данном этапе является наглядное проявление ее на морфофизиологическом уровнеи определяется термином «хорошая тренированность» (явное преобладание мышечного типа, строение с хорошей осанкой, увеличение подвижности, «непоседливости», появление зависимости от тренировочных занятий, то есть обязательная каждодневная потребность выполнять физические упражнения).

     Еще одной характерной особенностью адаптации на 3 этапе является повышенная сопротивляемость к заболеваниям и приближение основныхфизиологических показателей (объем легких, Ч.С.С., Ч.Д.) к результату «СУПЕР». Продолжительность данного этапа 2-3 месяца.

      На этом этапе освоения программы проводится спартакиада дошкольников.

      Таким образом, данные этапы освоения программы является эффективным методом развития основных физических качеств ребенка в условиях дошкольного учреждения, и как следствием увеличение «количества здоровья» и сокращение уровня заболеваемости.

Содержание учебной дисциплины


  1. Построение и элементы строевых упражнений

а) обучение основной стойке, общих команд и приветствия;

б) умение строится по одной линии;

в) построение в заключительной части урока.

2.Общеразвивающие упражнения в движении

а) спортивная ходьба;

б) обычный шаг;

в) бег и разновидность бега.

3.Общеразвивающие упражнения на месте

а) для мышц рук и плечевого пояса;

б) для мышц спины и живота;

в) для мышц ног и стопы;

г) на координационные

4.Специальные упражнения на развитие прыгучести

а) приседы;

б) отскоки с мостика и из глубокого приседа;

в) прыжки в длину с места;

г) упражнения на гимнастической стенке.

5.Специальные упражнения на развитие основных групп мышц

(плечевого пояса, живота и спины)

а) отжимание в упоре лежа;

б) сгибание и разгибание туловища сидя;

в) прогибание;

г) упражнения на гимнастической стенке.

6.Подвижные игры

а) на внимание;

б) на развитие физических качеств;

в) командные игры.

7.Спартакиада дошкольников

Контрольные упражнения на определение степени развития физических качеств и двигательных умений и навыков.

8.Тестирование

Тестирование на определение «количества здоровья» каждого ребенка по методике академика Ю.Н.Вавилова «Проверь себя!»



Содержание

Дозировка

Методические указания

1

Вводная часть

1) построение

2) приветствие



3) игра на построение















4) трем ладошки

 

5) «Фонарики»



5 минут

 

 







1-2 раза

 













2-4 раза по 8

 

2-4 раза



О.С. – пятки вместе, носки врозь, плечи расправлены, руки прижаты, построение по одной линеечке

 

Два хлопка – бегать по залу;

Один хлопок – построиться.

1)      хлопать громко;

2)       во время бега по залу:

а) не дотрагиваться друг до друга;

б) не кричать;

в) не толкаться.

 

1)      чтобы было горячо

 

2) хлопаем, растопырив пальцы    

2

Основная часть

1) разминка

 

спортивная ходьба

 

 

 

 

2) команда

«стой раз-два, лицом в круг, руки в стороны»

 



3) высокие полупальцы

 

 

 

 

спортивная ходьба

 

4) упражнение «зарядка»

 

 

 



5) ходьба, высоко поднимая колени

 

 

 спокойная ходьба + команда

 

6) сед между пятками

 встать прыжком из положения «сед между пяток»

 

 









спокойная ходьба + команда

 



7) упор присев, упор лежа

 

 

 

 

 

Отдых

 

 

 Спокойная ходьба + команда



8) захват за большой палец

 

 

 

 Хлопок + «лодочки»

 

 

 

 Отдых

 

Спокойная ходьба + команда

 

10) отжиманий в упоре лежа

 

 

 

 

 

11) «обезьянки»

 

 

спокойная ходьба +команда

12) глубокий присед

 



Отдых

спокойная ходьба +команда

 

13) отскоки в приседе

 

 

14) игра на построение

30-40 минут

 

 





2-3 круга

 

 

 

 

2 раза



 

 

 

 

 

 

1-2 круга

 

две восьмерки

 

 

 

 

две восьмерки

 

 

 

2 раза по 8

 

1-2 встать,

3-4 сесть,

4 раза

 

 

 

 

 

1-2 по 8

 

 

 Одна восьмерка

 

1-2 раза по 8

 

 

 

 

 

 

 

 

1-2 раза по 8

 

 

 

2-3 раза по 8

 

 

 

 

 

 1-2 раза по 8

 

8 раз

 

 

 

 

 

 1-2 раза по 8

 

 

 

3-4 раза по 8







Перекатом с пятки на носок, работа руками, мельче, чаще шаг, ноги в коленях выпрямлять  до конца, не бежать, не перегонять, не натыкаться.

 





Надо остановиться прыжком и образовать круг (учимся делать круг).

 

 8 счетов делаем (руки на пояс, из положения пятки вместе, носки врозь), 8 счетов стоим на носочках (руки в стороны, не прогибаться, пятки как можно выше, ноги прямые).

 

 

 





Из положения «руки вниз», затем на пояс, на плечи, поднять вверх и через стороны опустить.

Выполняется в разном темпе.

Счет: и раз, и два.



Колено точно вперед, с силой опустить ногу на то место, где она стояла, максимально выпрямив при этом колено.





Каждая команда подчеркивается хлопком

 

Сесть между пятками, бед. таз на полу, носочки оттянуты, руки на пояс, живот втянут, бед. таз вперед





Отдельно отработать взмах руками. Из седа на пятках, встать прыжком через глубоки присед; глубокий присед: на высокие пальцы, колени в стороны.

 

Разный темп выполнения

 

 

Высокие полупальцы, руками опираемся в пол («кошачья лапка»), круглая спина, смотреть вперед, на пятки не опускаемся.

Упор лежа выполняется толчком двумя ногами, носки прямые, носки упираются в пол, спина не прогибается и составляет единую, прямую линию с головой и ногами.

 

Отдых выполняется на животе, щека лежит на тыльной стороне руки, глаза закрыты

 

 

 



Ноги на ширине плеч, руки и голова направлены вниз, смотрим на ноги, округлить спину, потом потянуться за большим пальцем вверх. Обязательно посмотреть вверх, опустить руки через стороны вниз и вернуться в исходное положение, спина круглая, живот втянут.

Захват большого пальца, в положении лежа на животе, поднять руки и ноги одновременно, прогибаясь, носки оттянуты, руки и ноги прямые. Исх. положение «лицом вниз»; в конце упражнения на 8 счетов держим.

 

 

 

 

 

Ноги прямые, живот втянут, носки упираются в пол, спина с головой и ногами составляют единую прямую линию. Отжимание выполняется в сохраненном положении тела и касанием щекой пола.

 

 



смотреть на пальцы, отталкиваться двумя ногами от пола из упора присев.

 

 

Руки на поясе, колени в стороны, высокие полупальцы, живот втянут, спина прямая, выполнение глубокого приседа в различном темпе

 

 

 

Выполняется серийно: 7 отскоков в упоре глубокого приседа, а на 8 прыжок вверх с поднятыми руками и полным выпрямлением.

 

Смотри вначале

 

Критерии и показатели реализации программы


Непосредственная реализация программы  осуществляется инструктором ФИЗО

Критериями оценки эффективности данной программы будут являться:

- Данные медицинских обследований детей, занимающихся по программе, и сравнительный анализ вышеуказанной группы с данными детей, не задействованных в программе.

- Увеличение количества занимающихся по программе.

- Результаты спартакиад детских дошкольных учреждений.

Тематический план (на год)


Наименование  разделов и тем

Количество часов и формы учебной работы

Практические занятия

Тестирование

Соревнования

Медицинский контроль

Среднего возраста

Старшего возраста

Среднего возраста

Старшего возраста

Среднего возраста

Старшего возраста

Среднего возраста

Старшего возраста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Построение и элементы строевых упражнений

6

4







2.Общеразвивающие упражнения в движении

12

12







3.Общеразвивающие  упражнения на месте

12

12







4. Специальные упражнения на развитие основных групп мышц плечевого пояса, мышц живота и спины

10

10







5. Комплекс специальных упражнений на развитие прыгучести

10

10







6. Подвижные игры

8

8







7. Итоговые соревнования по ОФП





4

4



8. Определение степени развития физических качеств (тестирование)



2

2





9. Медицинское обследование







2

2

Итого  часов

60

58

2

2

4

4

2

2

Всего часов для детей

70

68








Ожидаемые результаты от реализации Программы

- Программа позволит эффективно развивать детей стартового периода жизни, когда за короткий срок они добиваются ощутимых результатов.

    -  Работа по программе с детьми дошкольного возраста поможет наладить приток здоровых, физически хорошо подготовленных новичков в различные виды спорта.


8. Список литературы

  1. Амосов Н.М. Алгоритмы разума. Киев: Наукова думка, 1979 г.

  2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. – М.Медицина, 1975г.

  3. Аршавский И.А.  К физиологическому  анализу физического развития и его особенностей у новорожденных детей. Физиология человека, 1979г.

  4. Бака М.М., Бойко В.С., Гуревич С.С., Муравов И.В. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта. – Киев, 1983г.

  5. Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека, 1962г.

  6. Бернштейн Н.А. Исследование по биодинамики ходьбы, бега, прыжка, 1966г.

  7. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активность, 1990г.

  8. Бирюкова З.И. Учение И.П. Павлова и вопросы спортивной тренировки, 1954г.

  9. Бондаревский Е.Я., Стародубцев М.В., Кочарян Ю.Ю. Методология построения должных норм физической подготовленности, 1983г.

  10.  Верхошанский Ю.В. Экспериментальное обоснование средств скоростно-силовой подготовки в связи с биологическими особенностями спортивных упражнений, 1963г.