СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Квадратные уравнение"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие по теме: "Квадратные уравнения". 

Данное пособие может не только помочь пополнить, систематизировать, углубить знания по алгебре, но и способствовать формированию умений применять приемы сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учащихся путем решения заданий более сложного уровня. Собранным материалом могут воспользоваться педагоги и учащиеся 8-9 классов для изучения и закрепления решения квадратных уравнений.

 

Просмотр содержимого документа
«"Квадратные уравнение"»

Методическое пособие

по алгебре

8 класс

«Квадратные уравнения»

Материал может быть использован учителями математики при изучении нового материала и отработке практических навыков по основной теме курса алгебры 8 класса «Квадратные уравнения», а так же при закреплении в 9-11 классах. Данное пособие способствует интеграции информационных знаний с предметом «Математика», развитию личностных качеств, формирующих самооценку и самодостаточность учащихся, реализации деятельностного подхода в обучении.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема «Квадратные уравнения» - основная тема курса алгебры 8 – 11 классов. Навык решения квадратных уравнений необходим каждому ученику для итоговой аттестации за курс основной и старшей школы. Умение решать квадратные уравнения является одним из базовых умений для приобретения новых.

Уравнения в школьном курсе алгебры занимают ведущее место. На их изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему школьного курса математики. Сила теории уравнений в том, что она не только имеет теоретическое значение для познания естественных законов, но и служит конкретным практическим целям. Большинство задач о пространственных формах и количественных отношениях реального мира сводится к решению различных видов уравнений. Овладевая способами их решения, люди находят ответы на различные вопросы из науки и техники (транспорт, сельское хозяйство, промышленность, связь и т. д). При изучении любой темы уравнения могут быть использованы как эффективное средство закрепления, углубления, повторения и расширения теоретических знаний, для развития творческой математической деятельности учащихся.

Основная цель – выработать умения решать квадратные уравнения, простейшие рациональные и иррациональные уравнения, применять рациональные уравнения к решению задач.

Основные результаты

1. правильно употреблять и понимать термины:

• квадратное уравнение
• корни уравнения
• решить уравнение
• старший коэффициент, второй коэффициент, свободный член
• полное квадратное уравнение
• неполное квадратное уравнение
• приведенное квадратное уравнение
• корень квадратного трехчлена
• дискриминант квадратного уравнения
• рациональное уравнение
• иррациональное уравнение
• биквадратное уравнение
• параметр, уравнение с параметром
• посторонний корень
• равносильные уравнения
• равносильные и неравносильные преобразования уравнений

2. знать и уметь применять на практике алгоритмы решения

• квадратных уравнений(полных, неполных, приведенных)
• рациональных уравнений
• иррациональных уравнений

3. понимать, что уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач

4. в результате решать текстовые задачи с помощью составления уравнений

Тема «Квадратные уравнения» актуальна в современном мире; это объясняется тем, что уравнения широко используются в различных разделах математики, в решении важных прикладных задач. Также в последнее время в материалах итоговой аттестации, ЕГЭ по математике предлагаются уравнения и неравенства второй степени, другие виды уравнений, которые решаются именно с помощью формул квадратных уравнений или с помощью теоремы Виета.

Обобщение способов деятельности учащихся при решении квадратных уравнений происходит постепенно. Можно выделить следующие этапы при изучении темы «Квадратные уравнения»:

I этап – «Решение неполных квадратных уравнений».

II этап – «Решение полных квадратных уравнений».

Решение квадратных уравнений

  1. Неполные квадратные уравнения

Бывает, что квадратное уравнение несколько отличается от того, что дано в определении. Например:

  1. x2 + 9x = 0;

  2. x2 − 16 = 0.

Несложно заметить, что в этих уравнениях отсутствует одно из слагаемых. Такие квадратные уравнения решаются даже легче, чем стандартные: в них даже не потребуется считать дискриминант. Итак, введем новое понятие:

Уравнение ax2 + bx + c = 0 называется неполным квадратным уравнением, если b = 0 или c = 0, т.е. коэффициент при переменной x или свободный элемент равен нулю.

Разумеется, возможен совсем тяжелый случай, когда оба этих коэффициента равны нулю: b = c = 0. В этом случае уравнение принимает вид ax2 = 0. Очевидно, такое уравнение имеет единственный корень: x = 0.

Рассмотрим остальные случаи. Пусть b = 0, тогда получим неполное квадратное уравнение вида ax2 + c = 0. Немного преобразуем его:

Решение неполного квадратного уравнения

Поскольку арифметический квадратный корень существует только из неотрицательного числа, последнее равенство имеет смысл исключительно при (−c/a) ≥ 0. Вывод:

  1. Если в неполном квадратном уравнении вида ax2 + c = 0 выполнено неравенство ≥ 0, корней будет два. Формула дана выше;

  2. Если же

Как видите, дискриминант не потребовался — в неполных квадратных уравнениях вообще нет сложных вычислений. На самом деле даже необязательно помнить неравенство (−c/a) ≥ 0. Достаточно выразить величину x2 и посмотреть, что стоит с другой стороны от знака равенства. Если там положительное число — корней будет два. Если отрицательное — корней не будет вообще.

Теперь разберемся с уравнениями вида ax2 + bx = 0, в которых свободный элемент равен нулю. Тут все просто: корней всегда будет два. Достаточно разложить многочлен на множители:


Вынесение общего множителя за скобку

Произведение равно нулю, когда хотя бы один из множителей равен нулю. Отсюда находятся корни. В заключение разберем несколько таких уравнений:

Задача. Решить квадратные уравнения:

  1. x2 − 7x = 0;

  2. 5x2 + 30 = 0;

  3. 4x2 − 9 = 0.

x2 − 7x = 0 ⇒ x · (x − 7) = 0 ⇒ x1 = 0; x2 = −(−7)/1 = 7.

5x2 + 30 = 0 ⇒ 5x2 = −30 ⇒ x2 = −6. Корней нет, т.к. квадрат не может быть равен отрицательному числу.

4x2 − 9 = 0 ⇒ 4x2 = 9 ⇒ x2 = 9/4 ⇒ x1 = 3/2 = 1,5; x2 = −1,5.


Квадратное уравнение — это уравнение вида ax2 + bx + c = 0 , где коэффициенты a, b и c — произвольные числа, причем a ≠ 0.

Прежде, чем изучать конкретные методы решения, заметим, что все квадратные уравнения можно условно разделить на три класса:

  1. Не имеют корней;

  2. Имеют ровно один корень;

  3. Имеют два различных корня.

В этом состоит важное отличие квадратных уравнений от линейных, где корень всегда существует и единственен. Как определить, сколько корней имеет уравнение? Для этого существует замечательная вещь — дискриминант.

Д искриминант

П усть дано квадратное уравнение Тогда дискриминант — это просто число.


Эту формулу надо знать наизусть. Откуда она берется — сейчас неважно. Важно другое: по знаку дискриминанта можно определить, сколько корней имеет квадратное уравнение. А именно:

  1. Если D

  2. Если D = 0, есть ровно один корень;

  3. Если D 0, корней будет два.

Обратите внимание: дискриминант указывает на количество корней, а вовсе не на их знаки, как почему-то многие считают. Взгляните на примеры — и сами все поймете:

Задача. Сколько корней имеют квадратные уравнения:

  1. x2 − 8x + 12 = 0;

  2. 5x2 + 3x + 7 = 0;

  3. x2 − 6x + 9 = 0.

Выпишем коэффициенты для первого уравнения и найдем дискриминант:
a=1, b=−8, c=12;

D = (−8)2 − 4 · 1 · 12 = 64 − 48 = 16

Итак, дискриминант положительный, поэтому уравнение имеет два различных корня. Аналогично разбираем второе уравнение:
a = 5; b = 3; c = 7;

D = 32 − 4 · 5 · 7 = 9 − 140 = −131.

Дискриминант отрицательный, корней нет. Осталось последнее уравнение:
a = 1; b = −6; c = 9;

D = (−6)2 − 4 · 1 · 9 = 36 − 36 = 0.

Дискриминант равен нулю — корень будет один.

Обратите внимание, что для каждого уравнения были выписаны коэффициенты. Да, это долго, да, это нудно — зато вы не перепутаете коэффициенты и не допустите глупых ошибок. Выбирайте сами: скорость или качество.

Кстати, если «набить руку», через некоторое время уже не потребуется выписывать все коэффициенты. Такие операции вы будете выполнять в голове. Большинство людей начинают делать так где-то после 50-70 решенных уравнений — в общем, не так и много.


Корни квадратного уравнения

Теперь перейдем, собственно, к решению. Если дискриминант D 0, корни можно найти по формулам:

Основная формула корней квадратного уравнения

Когда D = 0, можно использовать любую из этих формул — получится одно и то же число, которое и будет ответом. Наконец, если D

Задача. Решить квадратные уравнения:

  1. x2 − 2x − 3 = 0;

  2. 15 − 2x − x2 = 0;

  3. x2 + 12x + 36 = 0.

Первое уравнение:
x2 − 2x − 3 = 0 ⇒ a = 1; b = −2; c = −3;

D = (−2)2 − 4 · 1 · (−3) = 16.

D 0 ⇒ уравнение имеет два корня. Найдем их:

Второе уравнение:

15 − 2x − x2 = 0 ⇒ a = −1; b = −2; c = 15;

D = (−2)2 − 4 · (−1) · 15 = 64.

D 0 ⇒ уравнение снова имеет два корня. Найдем их

Наконец, третье уравнение:

x2 + 12x + 36 = 0 ⇒ a = 1; b = 12; c = 36;

D = 122 − 4 · 1 · 36 = 0.

D = 0 ⇒ уравнение имеет один корень. Можно использовать любую формулу. Например, первую:

Как видно из примеров, все очень просто. Если знать формулы и уметь считать, проблем не будет. Чаще всего ошибки возникают при подстановке в формулу отрицательных коэффициентов. Здесь опять же поможет прием, описанный выше: смотрите на формулу буквально, расписывайте каждый шаг — и очень скоро избавитесь от ошибок.


Решение биквадратного уравнения













Практическая часть

1



Найдите корень уравнения. Вопрос ко всем заданиям.



Ответы


1. -0.3 2. -1.8 3. -0.1 4. -0.8 5. 1.5 6. -1.5 7. -1.2 8. -9 9. -1.8 10. -0.1 11. -0.7

12. -0.4 13. 6.75 14. 9.7 15. -10.6 16. 1.25 17. -2.7 18. 6.4



2






Ответы



1. -1 2. 13 3. -1 4. -15 5. 8 6. -2 7. -1 8. -5



3






Ответы



1. -4 и 0 2. -3 и 0 3. -3 и 3 4. -8 и 8 5. 0 и 2 6. 0 и 6



4




Ответы


1. -3 и 5 2. 1 и 7 3. -2 и 8 4. 3 и 6 5. -5 и 7 6. 2 и 3 7. -5 и 1 8. -2 и 8 9. -5 и 3 10. -1 и 8 11. -7 и 3

12. -2 и 7 13. 1 и 5 14. 3 и 6 15. 4 и 6 16. -4 и 3 17. 5 и 6 18. 2 и 5


5






Ответы



1. 0.5 и 1 2. 0.8 и 1 3. 0.25 и 1 4. 0.5 и 1 5. 0.5 и 1 6. -3.5 и 1



6








Ответы




1. -5 и 5 2. -3 и 3 3. -8 и 8 4. -4 и 4 5. -12 и 12 6. -7 и 7 7. -14 и 14 8. -9 и 9




7






Ответы



1. -5 и -2 2. 0.5 и 3 3. -4 и -1 4. -6 и -0.4 5. 2 и 7 6. -10 и -8



8






Ответы



1. -3 2. 7 3. -2 4. 4 5. -6 6. 5



9













Ответы






1. -10 2. -16 3. -4 4. -23 5. -11 6. -45 7. 8.5 8. 3.2 9. 7.9 10. -15 11. -6.2 12. -1.9






10










Ответы





1. 6.5 2. -3.5 3. -7.5 4. 4.5 5. -2.5 6. 5.5






Карточки по вариантам

Вариант -1

1)5х2=125

2)2х2-3х+1=0

3)х2+4х+3=0

4)х4-10х2+9=0

5)


Вариант -2

1)х2+5х=0

2)2х2+5х+2=0

3)х2-3х-10=0

4)х4-5х2+4=0

5)


Вариант -3

1)х2-3х=0

2)2х2-7х+3=0

3)х2+4х-5=0

4)х4-13х2+36=0

5)


Вариант -4

1)9х2=1

2)4х2-11х+6=0

3)х2+6х-40=0

4)х4+3х2-4=0

5)


Вариант -5

1)25-х2=0

2)3х2+11х+6=0

3)х2-х-2=0

4)х4-4х2-5=0

5)


Вариант -6

1)х2-7х=0

2)2х2-7х-4=0

3)х2-5х-6=0

4)х42-20=0

5)


Вариант -7

1)3х2-15х=0

2)3х2+2х-1=0

3)х2+3х-4=0

4)х4-9х2+20=0

5)


Вариант -8

1)2х2-72=0

2)2х2+12х+10=0

3)х2-9х+18=0

4)х4-11х2+18=0

5)


Вариант -9

1) 9х2=81

2)2х2+3х+1=0

3)х2-4х-5=0

4)х4-3х2-4=0

5)


Вариант -10

1) х2+16х=0

2)2х2+5х-3=0

3)х2+2х-15=0

4)х4-50х2+49=0

5)


Вариант -11

1) х2+11х=0

2)3х2+х-4=0

3)х2+4х-12=0

4)9х4+5х2-4=0

5)


Вариант -12

1) х2=169

2)2х2-х-1=0

3)х2-10х+16=0

4)2х4-5х2+2=0

5)


Вариант -13

1)3х2-75=0

2)6х2+х-1=0

3)х2+5х+6=0

4)5х4-16х2+3=0

5)


Вариант -14

1)х2+4х=0

2)9х2-6х+1=0

3)х2+8х+7=0

4)х4-16х2-17=0

5)


Вариант -15

1)х2-11х=0

2)16х2-8х+1=0

3)х2-7х+12=0

4)2х42-3=0

5)


Вариант -16

1)х2-144=0

2)6х2-5х-1=0

3)х2-8х+15=0

4)х42-6=0

5)


Вариант -17

1)5х2=125

2)2х2-3х+1=0

3)х2+4х+3=0

4)х4-10х2+9=0

5)


Вариант -18

1)х2+5х=0

2)2х2+5х+2=0

3)х2-3х-10=0

4)х4-5х2+4=0

5)


Вариант -19

1)х2-3х=0

2)2х2-7х+3=0

3)х2+4х-5=0

4)х4-13х2+36=0

5)


Вариант -20

1)9х2=1

2)4х2-11х+6=0

3)х2+6х-40=0

4)х4+3х2-4=0

5)


Вариант -21

1)25-х2=0

2)3х2+11х+6=0

3)х2-х-2=0

4)х4-4х2-5=0

5)


Вариант -22

1)х2-7х=0

2)2х2-7х-4=0

3)х2-5х-6=0

4)х42-20=0

5)


Вариант -23

1)3х2-15х=0

2)3х2+2х-1=0

3)х2+3х-4=0

4)х4-9х2+20=0

5)



Вариант -24

1)2х2-72=0

2)2х2+12х+10=0

3)х2-9х+18=0

4)х4-11х2+18=0

5)


Ответы:

В-1. (В-17) 1)х1,2 = ±5; 2) х1 = 1; х2 = 0,5; 3) х1 =-1; х2 = -3; 4) х1,2 =± 3; х3,4 = ± 1;

5) нет решений.

В-2. (В-18) 1)х1 = 0; х2=-5; 2) х1 = -0,5; х2 = -2; 3) х1 =-2; х2 = 5; 4) х1,2 =± 2;

х3,4 = ± 1; 5) х1 = -2; х2 = -9;

В-3. (В-19) 1)х1 =0; х2 = 3;2) х1 = 3; х2 = 0,5; 3) х1 =1; х2 = -5; 4) х1,2 =± 3;

х3,4 = ± 2; 5) х1=2; х2=-6;

В-4. (В-20) 1)х1,2 = ± ; 2) х1 = 2; х2 = 0,75; 3) х1 =-10; х2 = 4; 4) х1,2 =± 1;

5) х1,2=±2;

В-5. (В-21) 1)х1,2 = ±5; 2) х1 = - ; х2 = -3; 3) х1 =-1; х2 = 2; 4) х1,2 ;

5) х1=1; х2=5;

В-6. (В-22) 1)х1 = 0; х2=7;2) х1 = 4; х2 = -0,5; 3) х1 =-1; х2 = 6; 4) х1,2 =± 2;

5) нет решений.

В-7. (В-23) 1)х1 = 0; х2=5;2) х1 = -1; х2 = ; 3) х1 =1; х2 = -4; 4) х1,2 =± 2; х3,4 = ± ; 5) нет решений.

В-8. (В-24) 1)х1,2 = ±6; 2) х1 = -1; х2 = -5; 3) х1 =6; х2 = 3; 4) х1,2 =± 3; х3,4 = ± ;

5) х1=-5; х2=2;

В-9. (В-25) 1)х1,2 = ±3; 2) х1 = -1; х2 = -0,5; 3) х1 =-1; х2 = 5; 4) х1,2 =± 2;

5) х1=4; х2=-3;

В-10. 1)х1 = 0; х2=-16; 2) х1 = -3; х2 = 0,5; 3) х1 =-5; х2 = 3; 4) х1,2 =± 7; х3,4 = ± 1;

5) х1=9; х2=3;

В-11. 1)х1 = 0; х2=-11; 2) х1 = 1; х2 =-1 ; 3) х1 =-6; х2 = 2; 4) х1,2 ;

5) х1=2; х2=-0,6;


В-12. 1)х1,2 = ±13; 2) х1 = 1; х2 = -0,5; 3) х1 =8; х2 = 2; 4) х1,2 ; х3,4 = ± ;

5) нет решений.

В-13. 1)х1,2 = ±5; 2) х1 = ; х2 = -0,5; 3) х1 =-2; х2 = -3; 4) х1,2 ;

х3,4 = ± ; 5) х1=-5; х2=4;

В-14. 1)х1 = 0; х2=-4; 2) х1 = ; 3) х1 =-1; х2 = -7; 4) х1,2 ; 5) х1=1;

х2=-1,5;

В-15. 1)х1 = 0; х2=11;2) х1 = 0,25; 3) х1 =3; х2 = 4; 4) х1,2 ; 5) х1=2; х2=-1;

В-16. 1)х1,2 = ±12; 2) х1 = 1; х2 = - ; 3) х1 =5; х2 = 3; 4) х1,2 ; 5) х1=7; х2=3 ;







Заключение

Методическое пособие по разделу математики «Квадратные уравнения» можно использовать при подготовке к экзаменам, на дополнительных занятиях и при самостоятельном изучении.

В пособии даются краткие теоретические сведения, решение уравнений. Примеры подобраны с различной степенью трудности: от простых до достаточно сложных и требующих нетрадиционных методов их решения. В принципе это краткий математический справочник, который поможет ученику самостоятельно и глубоко изучить тему «Квадратные уравнения и способы их решения».

Данное пособие может не только помочь пополнить, систематизировать, углубить знания по алгебре, но и способствовать формированию умений применять приемы сравнения, выделения главного, переноса знаний в новую ситуацию; развитию творческих способностей учащихся путем решения заданий более сложного уровня.

Таким образом, собранным материалом могут воспользоваться учащиеся 8-9 классов для изучения и закрепления решения квадратных уравнений.

































Список литературы:

  1. Макарычев Ю.Н.. Миндюк Н.Г., Дополнительные главы к школьному учебнику. 8 класс М.,

  2. Галицкий М.Л., Гольдман М., Звавич Л.И. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики: 4-е изд.-М.: Просвещение, 1997.

  3. https://www.time4math.ru/?ysclid=lr7t9raemv766862969




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!