СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квалификационный экзамен в соответствии с требованиями ФГОС СПО как итог самостоятельной работы студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается вопрос о самостоятельной работе студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах как факторе овладения профессиональными компетенциями, а также этапах подготовки обучающихся к квалификационному экзамену по профессионалному модулю 03. Классное руководство

Просмотр содержимого документа
«Квалификационный экзамен в соответствии с требованиями ФГОС СПО как итог самостоятельной работы студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах»

КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС СПО КАК ИТОГ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРЕПОДАВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»


Кочегарова Светлана Владимировна,

методист 1 кв. категории ГБПОУ ВО

«Губернский педагогический колледж»

E-mail: [email protected]


Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, введенный в действие для подготовки будущих специалистов в области педагогических профессий, определяет не только большое количество самостоятельной работы студентов по дисциплинам и междисциплинарным курсам, но и организацию новых форм промежуточного контроля для оценки качества освоения образовательной программы и сформированности профессиональных компетенций обучающихся.

Самостоятельная работа студентов Губернского педагогического колледжа как фактор овладения профессиональными компетенциями требует от преподавателей серьезного основательного подхода к организации деятельности по ее руководству. Мы убеждены, что эффективность самостоятельной работы может быть достигнута только при планомерной и систематичной организации ее проведения.

Активная самостоятельная работа студентов возможна, на наш взгляд, только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самым сильным мотивирующим фактором можно считать подготовку будущих учителей начальных классов к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

Кроме того, если студент убежден, что результаты его деятельности будут использованы в лекционном курсе, в методическом пособии, при написании курсовой работы или выпускной квалификационной работы, при подготовке доклада или публикации, для портфолио, для сдачи квалификационного экзамена, для успешного прохождения учебной и производственной практики или иным образом, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону, а качество выполняемой работы повышается. При этом очень важно, мы считаем, психологически настроить студента, показать ему, как необходима выполняемая работа.

В рамках изучения МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя профессионального модуля 03. Классное руководство организация самостоятельной работы студента представляет единство четырех взаимосвязанных форм:

• аудиторной самостоятельной работы, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

•внеаудиторной самостоятельной работы;

• самостоятельной работы в ходе прохождения учебной и производственной практики;

• творческой, в том числе исследовательской, при написании выпускной квалификационной работы.

Такой подход к самостоятельной работе обеспечивает возможность продемонстрировать сформированность профессиональных компетенций на квалификационном экзамене по профессиональному модулю 03. Классное руководство. Подготовка к экзамену осуществляетсяпланомерно и поэтапно. Этапы работы по подготовке к квалификационному экзамену:

• информационно-содержательный этап;

• этап обсуждения видов самостоятельной работы студентов;

• этап практического осуществления работ;

• заключительный этап самостоятельной деятельности студентов.

На первом этапе знакомим студентов с теми профессиональными компетенциями (по требованиям ФГОС), которые должны быть сформированы к моменту окончания изучения данного модуля, с критериями их оценки. В рамках каждой компетенции обязательно рассматриваем, какими знаниями, умениями и практическим опытом они должны овладеть, так как «система знаний и навыков создает готовность человека к самостоятельному решению поставленных перед ним задач» [1].

На данном этапе преподаватель знакомит студентов с формой организации квалификационного экзамена по модулю ПМ.03 Классное руководство, которая включает две части:

•форма собеседования (представление и защита студентом папки накопительных учебно-профессиональных материалов);

• выполнение практико-ориентированного задания, демонстрирующееосвоение студентом профессиональных и общих компетенций, предусмотренных профессиональным модулем, по принципу «здесь и сейчас».

На учебных занятиях студенты знакомятся с требованиями к оформлению папки накопительных материалов, которые систематизируются по семи разделам:

  1. Создание диагностического инструментария классного руководителя.

  2. Планирование воспитательной работы классного руководителя.

  3. Организация и анализ внеклассных мероприятий.

  4. Организация работы с родителями.

  5. Координация деятельности сотрудников ОУ, работающих с классом.

  1. Систематизация и оценка педагогического опыта и образовательных технологий.

  2. Создание предметно-развивающей среды.

Содержание информации в разделах структурировано в соответствии с профессиональными компетенциями ФГОС СПО по данному модулю:

– педагогическое наблюдение, диагностика и интерпретация полученных результатов;

– анализ планов и организации деятельности классного руководителя, разработка предложений по их коррекции;

– определение цели и задач, планирование деятельности классного руководителя;

– планирование, организация и проведение внеурочных мероприятий;

– определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;

– наблюдение, анализ и самоанализ внеурочных мероприятий, обсуждение отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции [2].

Папка накопительных материалов по данному модулю не включает материалы «в помощь будущему учителю начальных классов» (схемы анализов уроков, подборка игр, физических упражнений и т.д.), а отражает готовые результаты учебно-профессиональной деятельности организационно-методического, аналитического и исследовательского характера (самостоятельно разработанные планы воспитательной работы, конспекты внеклассных мероприятий и коллективных творческих дел, родительских собраний, рекомендации для родителей, материал для выступлений и докладов и др.).

На этапе обсуждения рассматриваютсявозможные виды и варианты самостоятельной работы студентов, которые позволили бы выполнить задания и подготовить материалы, подтверждающие наличие сформированных компетенций. Для определения видов самостоятельной работы опираемся на показатели оценки результатов, которые разработаны и представлены в рабочей программе по профессиональному модулю 03. Классное руководство.

На этапе практического осуществления, в том числе и в ходе учебной и производственной практики, в помощь студентам проводятся разного вида контролируемые самостоятельные работы по овладению компетенциями исследовательского характера и подготовке методических материалов к экзамену.

Заключительный этап самостоятельной деятельности студентов демонстрирует ее результативность на квалификационном экзамене. Разработанные критерии оценки профессиональных компетенций позволяют определить:

• степень продуктивности учебно-профессиональной деятельности, которая определялась содержательностью, качеством и систематизацией наработанных материалов;

• уровень сформированности профессиональных компетенций (высокий уровень освоения компетенций, средний уровень освоения компетенций, низкий (частичный) уровень освоения);

• готовность к профессиональной деятельности на данном этапе обучения, которая характеризуется отражением личной позиции и эмоциональным отношением к профессии педагога, наличием профессиональных знаний, умений, навыков студентов и уровнем сформированности профессиональных компетенций.

Литература

1. Воронин А.С. Самостоятельная работа студентов. Учебно-электронное текстовое издание/ А.С. Воронин // ГОУ ВПО УГТУ УПИ. – Екатеринбург, 2012.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (Утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1351).



Аннотация

В статье рассматривается вопрос о самостоятельной работе студентов специальности «Преподавание в начальных классах» как факторе овладения профессиональными компетенциями, а также этапах подготовки обучающихсяк квалификационному экзамену по профессиональному модулю «Классное руководство».

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, профессиональные компетенции, квалификационный экзамен по модулю, папка накопительных материалов, мотивация.