Методическая разработка
Квест «День славянской письменности»
Автор: Шахманова Саният Магомедовна
Место работы: МКОУ «Тукитинская СОШ»
Должность: учитель русского языка и литературы
Сценарий квеста «День славянской письменности»
Описание идеи: Квест ко Дню славянской письменности для 7-классников проводится учителями-предметниками, преподающими в 7 классе.
Квест проводится в течение 1 дня, продолжительность соревнования 1 час 30 минут. Во время квеста участники, перемещаясь по территории школы, отвечают на вопросы различного уровня сложности по таким предметам как история, литература, русский язык. Участники в ходе игры набирают баллы. Победители и призеры определяются по количеству набранных баллов и награждаются дипломами и грамотами.
Возраст учащихся: 7 класс
Целевые аудитории: соревнующиеся - обучающиеся 7 класса.
Составители вопросов и организаторы: учителя предметники, преподающие в 7 классе, педагог-организатор, заместитель директора по воспитательной работе.
Цель проведения события: знакомство 7-классников с историей возникновения письменности в мире, а также с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием.
Задачи: научить учащихся осознанно извлекать из текстов интересную и полезную информацию; работать с разными источниками информации ; развивать самостоятельность, инициативность.
Какие проблемы хотим решить / дефициты закрыть? 7 класс - знакомство с новыми терминами, датами,
Учителя-предметники - определение потенциала 7-классников.
Планируемые результаты:
1. Развитие и стимулирование познавательного интереса обучающихся 7-классников.
2. Развитие логического и творческого мышления 7-классников.
3. Развитие коммуникативных навыков.
4.Развитие умения работать в команде.
Способы измерения результатов:
1. Анкетирование 7-классников по 3 пунктам:
Я открыл / узнал / научился…
Мне больше всего запомнилось…
Мне запомнилось это событие, потому что....
2. Анализ вопросов, на которые трудно было отвечать участникам квеста.
Описание деятельности участников:
12.05 - Организационное собрание с учителями -предметниками.
13.05 - 16.05 - Составление вопросов и заданий Квеста.
17.05 – 19.05- Отбор вопросов
20.05 - 22.05- Организационная подготовка к Квесту
: репетиция открытия, печать вопросов и заданий, подготовка дипломов, призов, оргсобрание членов жюри.
24.05.- Проведение Квеста
14:00 - 14.15- Открытие мероприятия, объяснение правил
14:15 – 14:05- Прохождение 7-классниками квеста
14:05 - 14:15- Перерыв
14:15 – 14:30 - Награждение победителей
25.05-26.05 -Рефлексия
Ресурсы:
Временные:
Время на создание вопросов - до 3 часов по каждому предмету.
Оргвстречи - 7 часов.
Проведение Квеста – 1,5 часа
Рефлексия - 1 час
Человеческие:
Все 7-классники
Учителя-предметники- составители вопросов (по 3 на каждый предмет), 2 ведущих,команда организаторов.
Учителя-предметники, работающие в 7 классе; педагог-организатор, заместитель директора по воспитательной работе.
Материальные:
Бумага – 1 пачка.
Компьютеры– 2,интерактивная доска, смартфоны- минимум 2 на команду.
Призы, грамоты и дипломы для победителей и призеров.
Ход мероприятия
В фойе школы ребят встречают двое ведущих, переодетых в монахов.
Ведущие:
-Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы отметить очень важный день. А чем этот день знаменателен вы должны узнать сами.
Итак, приглашаем вас отправиться в увлекательное путешествие.
Каждой команде вручается свиток, на котором загадано место, куда должны отправиться участники квеста.
Отгадав загадки, команды отправляются в кабинет истории. Учащиеся сами должны догадаться, отгадав загадку, в какой кабинет они должны зайти. А также ведущие, при необходимости, могут подсказать командам следующее действие. Желательно, командам работать быстро и слажено, чтобы опередить по времени команду соперников.
В кабинете истории на партах или на столе учителя должны лежать следующие предметы: веревки разной толщины и разного цвета, с узелками, древнерусский алфавит, глиняная дощечка с рисунками (можно и напечатать пиктографию), финикийский алфавит и китайские иероглифы. В кабинете также будут два ноутбука. Если команды не догадались, чему посвящен квест, они садятся за ноутбуки и перейдя по ссылке, играют в следующий квест «Бомбическая комната». Найдя код от комнаты, участники игры смогут узнать, какой праздник отмечают во многих странах в этот день.
Примечание для жюри: если команда без использования QR кодов догадалась о событии дня, им автоматически дается 10 баллов.
В помощь командам в кабинете есть также QR коды -они являются подсказками и висят в различных местах кабинета (можно магнитиками прикрепить к доске, можно также приклеить к стенам, но чтобы учащиеся не слишком долго искали).
Команды, закончив работу в кабинете истории, отправляются в следующее место. А именно какое, они узнают, разгадав загадку на очередном свитке, который вручат им монахи.
В кабинете географии командам вручается текст, биография создателей старославянской азбуки, Кирилла и Мефодия. Ребята должны внимательно ознакомиться с текстом, можно делать краткие записи (забирать текст с собой запрещается).
В этом же кабинете командам после чтения текста дается задание, запечатанное в конвертах. При выполнении заданий участники Квеста работают с текстом биографии.
Ведущие после того, как команды справились с очередным заданием, вновь вручают командам свитки. На этот раз на свитках текст- высказывания о языке. Команды по содержанию текста должны догадаться ,что следующее задание они найдут в кабинете русского языка.
В кабинете русского языка участников Квеста ждет последнее испытание-викторина по теме «День славянской письменности».
Команды садятся за ноутбуки и, перейдя по ссылке, отвечают на вопросы викторины.
В течение всего квеста за командами наблюдают эксперты жюри.
Оцениваются следующие умения участников команд:
1)Эрудиция –
2)Коммуникабельность-
3)Слаженность работы участников команд-
4)Оперативность-
Баллы, полученные за викторину, суммируются с баллами, выставленными жюри, и определяется команда-победитель.
После подведения итогов Квеста проводится награждение команд.
Приложение
Примечание: все задания нужно распечатать для каждой команды.
1. Биография создателей старославянской азбуки
Братья Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) – христианские проповедники, которые вошли в историю как создатели старославянской азбуки. Их вклад в распространение православной веры и развитие грамотности на Руси неоценим. Братья канонизированы и почитаются как святые на Востоке и на Западе.
Братья появились на свет в византийском городе Фессалоники, более известном как Салоники. Их отцом был военачальник, мужчина из знатного рода, и семья жила очень хорошо. Мать занималась воспитанием семерых сыновей: Мефодий был самым старшим из них, а Кирилл – самым младшим.
В ту пору Византия была многонациональным государством (столица -город Константинополь), и точно установить этническую принадлежность братьев до сих пор не удалось. Предположительно, они были греками. Фессалоники был двуязычным городом, жители которого прекрасно владели греческим языком и славянским солунским диалектом, на котором говорили соседние племена (сагудаты, драговиты, смоляне).
До пострига братьев звали иначе: Михаил (Мефодий) и Константин (Кирилл). Поскольку мальчики принадлежали богатому знатному роду, они получили прекрасное образование. Когда они подросли, их пути разошлись: Михаил связал себя с военной службой и со временем стал губернатором одной из византийских провинций, а Константин, который тяготел к наукам, после окончания Магнаврского университета стал преподавать азы философии в придворном училище при Царьграде.
Христианское служение
Перед Константином открывалась блестящая перспектива сделать светскую карьеру, однако юноша предпочел выбрать духовно-ученую стезю, и подстригся в монахи, сменив имя на Кирилл. В тот период для Византии важной стратегической задачей было укрепление и пропаганда православия. По этой причине дипломатов, которые разъезжали по разным странам, неизменно сопровождали и миссионеры, призванные распространять по миру христианскую веру. Одним из таких миссионеров и стал 24-летний Константин, которому было поручено показать мусульманам путь к Христу.
В конце 50-х годов братья, устав от мирской суеты, удалились в монастырь, где Михаил в возрасте 37-ми лет принял постриг, став монахом Мефодием. Однако Кириллу не позволили долго отдыхать: император назначил его одним из членов важной Хазарской миссии. Суть ее заключалась в том, чтобы христиане смогли доказать истинность своей веры иудеям и мусульманам. Такое условие поставил хазарский каган, который в случае победы византийских священнослужителей готов был перейти на сторону православия. Кирилл блестяще справился с поставленным заданием, и Хазарское государство хоть и не стало полностью христианским, но каган разрешил своим поданным креститься.
2. Ссылка на квест «Бомбическая комната»:
https://www.Learnis.ru/737286/
3.Загадки для свитки№1 (кабинет истории)
1.И древние люди ей занимались,
События, факты в папирус вписали,
Походы, набеги, сражения –
Все передавалось без изменения!
2. Дела минувших лет,
Она изучает,
Беспристрастный судья!
Падения и взлеты цивилизаций
И смену эпох-
Все отмечает!
Ответ: История
4.QR коды для отгадывания задания№1
5.Загадки для свитки№2 (кабинет географии)
1. Оболочку Земли,
Изучает предмет,
Связь людей и природы,
Больше сотни уж лет!
2.Природные условия,
Поверхности Земли,
Как распределяется,
Население на ней!
Ответ: География
6.Задания в конвертах (задания для обеих команд должны быть одинаковые )
1.Найдите в первом абзаце слово, образованное сложением основ (корней) и разберите его по составу.
Ответ: старославянской
2.Другое название города Салоники.
Ответ: Фессалоники
3.Сколько лет было Кириллу, когда он стал миссионером?
Ответ:24 года
4.Как звали Мефодия до того, как он стал монахом?
Ответ: Михаилом
5. Найдите в последнем абзаце текста разносклоняемое существительное и выпишите его.
Ответ: путь
7.Высказывания о языке (кабинет русского языка )
1.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! —
И. С. Тургенев
2. Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!
Н. М. Карамзин
8.Ссылка на викторину «День славянской письменности»:
https://forms.yandex.ru/u/62a6cf92653d2ef654a5da66/
Использованные ресурсы:
https://obrazovaka.ru/kirill-i-mefodiy-2.
biografiya.htmhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Кирилл_и_Мефодийl
https://heaclub.ru/