Квест – игра для первоклассников
Общеинтеллектуальное направление
Автор:Алабаш Наталья Дмитриевна, учитель начальных классов,
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯЛТИНСКАЯ ШКОЛА №2
МАНГУШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА»
Пояснительная записка
1.1. Тематическое направление
1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность)
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
Пояснительная записка
Праздник – особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей.
Квест – игра «Прощай, Азбука» имеет общеинтеллектуальное направление.
Это тематическая игра, которая позволит детям интерактивно провести время, повысить командный дух и провести праздник с играми и развлечениями. В квесте подобрана программа, которая позволит участникам отдохнуть и при этом решать загадки и головоломки, вспомнить пословицы и поговорки о книге.
Актуальность: «Азбука» - первый учебник в жизни младших школьников, поэтому результаты, достигаемые по окончании курса обучения чтению и письму с помощью этого учебника, являются основополагающими для всего последующего обучения детей в школе, предопределяющими их дальнейшее духовно-нравственное, этическое, эстетическое и интеллектуальное развитие, мотивацию к учебе, возможности продолжения их обучения другим предметам начальной школы.
Одной из форм работы с детьми выбрана квест-технологию. Это игра с сюжетной линией, которая заключается в решении различных головоломок за определенный период времени, приводящих к единой цели. Квест– это, прежде всего, живое общение, командная работа, приятые сюрпризы и дух соперничества. Наша работа посвящена прощанию с азбукой.
Для достижения планируемых результатов использовались следующие технологии:
технология развития критического и визуального мышления;
элементы кейс-технологии (метод коллективного анализа ситуаций);
ИКТ-технология (интерактивная игра «Поиск слов»);
здоровье сберегающая технология (эмоциональный настрой, оптимальное количество видов деятельности)
В игру включен метод учебного сотрудничества, в котором востребована активность и инициатива обучающихся, а также создание ситуации успеха.
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные в результате обучения.
Задачи:
мотивировать интерес к учению, формировать интерес к чтению;
воспитывать бережное отношение к книге;
сформировать эмоционально комфортный микроклимат в детском коллективе;
создание ситуации успеха для каждого обучающегося.
Целевая группа: обучающиеся 1 класса (6-7 лет), родители.
Место проведения: классная комната
Оборудование: плакат с надписью, ноутбук, воздушные шары для украшения класса, письмо, пропавшие буквы (А, З, Б, У, К, А) конфеты (в них спрятаны загадки) в коробке, 6 конвертов с заданиями, книжная полка в шкафу, выставка книг, цветные карандаши, карточки с заданиями.
Планируемые результаты
Личностные УУД: принятие и освоение первоклассниками социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные УУД:
-регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; освоение способов решения проблем творческого и поискового характер;
-коммуникативные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-познавательные УУД: использование знаково-символических средств представления информации для решения практических задач; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Материально-технические средства для реализации праздника
Раздаточный материал: карточки с буквами
буквы печатные: АЗБУКА
сценарий
письмо
ватман с фломастером (для сценки)
коробка с подарками
Фонограммы песен
« Учат в школе» слова М.Пляцковского, музыка В.Шаинского
Фанфары Т.Ф. Ефремова
Песня «Азбука» музыка А. Островский, слова З.Петрова
Песня «Букварик» музыка Е.Егорова, слова О.Черный
Технические средства
Персональный компьютер
микрофоны
мультимедийный проектор.
Оформление зала
Воздушные шарики
Буквы русского алфавита
Изображение (рисунки) героев русских народных сказок
Методические рекомендации
Правильно рассчитайте время: сколько будет длиться квест и концерт в целом. Психология восприятия такова, что если зритель переступил «границу» усталости, то никакие, даже самые интересные, концертные номера не будут им восприняты должным образом. Важно не допускать однообразия в последовательности номеров по их жанру или эмоциональному содержанию.
При составлении программы концерта приходится в первую очередь решать чисто организационные, технические проблемы. Если их не учесть вовремя, то они могут стать помехой проведению номеров.
Праздник пройдет с успехом, если его программа составлена с учетом нарастания зрительского интереса. Самые зрелищные, динамичные, яркие номера лучше распределить по принципу нарастания ближе к финалу.
Необходимо сразу же решить вопрос: с какого эффектного номера начать праздник, чтобы сразу захватить внимание зрителя, и каким ярким заключительным номером поставить «точку» в конце всего концерта. Вялое начало разочарует зрителя, и в дальнейшем исправить программу и привлечь внимание к ней будет сложнее. А невыразительный номер в финале праздника может испортить впечатление от всего зрелища.
Успех праздника не в последнюю очередь зависит и от его ведущего. Хорошая дикция, чувство юмора и обаяние – вот, как говорится, три источника и три составные части хорошего ведущего.
Во время подготовки к празднику провести дополнительные акции, что обеспечит успех празднику и создаст радостное настроение.
Должно быть весело всем. Нужно придумать развлечения для всех. Это и викторины, и песни, и конкурсы и пр.
К организации праздника готовятся долго и привлекают к этому большое количество людей. Цель организации праздника для школьников – не просто дать ребятам возможность размяться под ритмы современной музыки. Здесь важен замысел, определенная идея, которая заставила бы их задуматься над тем, что в мире существуют какие – то непроходящие ценности. Именно эта сверхзадача и должна быть положена в основу организации праздника.
План проведения
Встреча гостей, размещение.
Вербальный зачин (эпиграф в стихах)
Музыкальный номер (исполнение песни)
Сюрпризный момент
Квест-игра (презентация по станциям)
Музыкальный алфавит
Остров «живых букв»
Страна Расшифровок
Островок Потеряшкино
Страна Читайкиных
Парад букв
8.Выход Азбуки
9.Музыкальный номер (исполнение песни)
10.Подведение итогов, награждение, вручение подарков.
ХОД КВЕСТА:
Учитель: Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться.
Вначале она буквы свои показала,
Теперь мы читаем страницы!
Учитель: Скажите, кто показал вам свои буквы и научил вас читать? (дети отвечают)
Учитель: В жизни всё начинается с малого: с зёрнышка - хлеб, с лучика - солнышко, с кирпичика - дом, а знания - с первой книги каждого человека - Азбуки. Праздник у нас с вами необычный - единственный, который никогда не повторится, потому что мы его посвящаем удивительной книге - Азбуке
Песня «Азбука» музыка А. Островский, слова З.Петрова
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Надо научиться.
ПРИПЕВ:
Азбука, азбука,
Каждому нужна,
Нам поможет книжки
Прочитать она.
Надо буквы нам писать
Аккуратно, в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибки, точно.
ПРИПЕВ:
Азбука, азбука,
Каждому нужна,
Нам поможет книжки
Прочитать она.
Книжки могут рассказать
Обо всём на свете,
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
ПРИПЕВ:
Азбука, азбука,
Каждому нужна,
Нам поможет книжки
Прочитать она.
Выступление детей:
1.За окном снежинки вьются,
День приветливый такой
Нынче праздник в первом классе
День прощанья с АЗБУКОЙ
2.Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид!
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
3.Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Ведущий. Сегодня первоклассники прощаются с очень уважаемой книгой – Азбукой. Ребята будут говорить ему слова благодарности. Ведь именно
Азбука дала нашим первоклашкам первые знания.
4.Разбудите меня ночью,
В самой серединочке –
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
5. Надела лучший свой наряд.
Сегодня праздник –
Школьный праздник –
Для всех читающих ребят!
6. Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"
7. Нас научила АЗБУКА читать,
Слова на слоги разделять,
Открыла нам тайны многих книг.
К ней любой из нас привык.
8. Мы прочтем хороших книг немало ,.
Пускай года пройдут и много- много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей
Песня «Букварик» музыка Е.Егорова, слова О.Черный
1.Мой букварик, мой букварик,
Самый лучший друг,
И как книга и словарик,
Он не сходит с рук.
Буква Д -на дом похожа,
Буква А- звезда
Умным вырасти поможет,
Книжечка всегда.
Припев:
Кто ее прочтет,
А, Б.В,- найдет,
У кого такой букварик,
Тот не пропадет.
2.Буквы прячутся, играют,
Нужно отыскать.
Дети книгу изучают,
Учатся читать.
Буква Д -на дом похожа,
Буква А- звезда
Умным вырасти поможет,
Книжечка всегда!
Учитель: К нам в класс прилетел шарик, а на нем письмо.
Учитель читает:
Дорогие первоклассники!
Я попала в беду! Буквы в моём названии съел Буквоед и они пропали. Помогите мне, соберите мои буквы! Чтобы их собрать, вам придётся пройти много испытаний и выполнить все задания! Задания спрятаны на шариках. Желаю вам удачи !
Ваша Азбука.
Учитель:Ребята, поможем азбуке? Соберем буквы? (Дети отвечают)
Учитель: Поможем вернуть азбуку? Ведь нам надо отдать ее другим ребятам, чтобы и они научились читать. (Дети отвечают)
Но есть проблема, где нам искать буквы?
Учитель: Посмотрите сколько у нас шариков. И на каждом написана цифра, а внутри какие-то листочки - это видно, задания, которые мы выполним и вернём буквы АЗБУКА
Отправляемся в Алфавитную страну.
Выполните задание, получите свою первую букву.
Станция 1. «Музыкальный алфавит»
Игра «Назовите слово»
Дети из волшебного мешочка достают по одной букве и называют слово на эту букву.
Учитель: Задание выполнили получили букву А
Отправляемся на остров «Живых букв»
Выполните задание, получите свою вторую букву.
Станция 2. Остров «живых» букв.
Учитель: Я загадываю загадку, а вы отгадываете ее и собираете слово. У каждого участника в руках буква, при отгадывании нужно собрать слово.
Загадки
1Что за добрый светлый дом
Много деток в нем
В сентябре всех собирает
За знаньями в поход
Школа
2Разместились словно птички
Друг за другом на страничке
Чтоб из них собрать слова
Нужно выучить сперва…
Буква
3.Куда прячет ученик
карандаш и ручку?
Я наверно угадал
У него большой …
Пенал
4.На доске учителям ,
Часто и ученикам
Им приходится писать,
После тряпочкой стирать
Мел
Учитель: Загадки отгадали и слова собрали
Получили вторую букву З
Учитель: Вам надо отправиться в страну Расшифровок. Выполните задание, получите свою третью букву.
Станция 3. СТРАНА РАСШИФРОВОК
Учитель: Зашифровано название сказки, разгадывают две команды: дети и родители.
КОЛОБОК ТЕРЕМОК
Учитель: Получаем четвертую и пятую буквы «Б», «У»
Учитель: Вам надо отправиться на островок Потеряшкино. Выполните задание, получите свою шестую букву.
Станция 4.ОСТРОВОК ПОТЕРЯШКИНО
Неизвестно как случилось
Только буква заблудилась,
Заскочила в чей –то дом,
И хозяйничает в нем
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей … грачей
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами … чайки
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку … корку
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызет,похрустывая, пушки …. сушки
Учитель: Получаем букву «К»
Станция 5. СТРАНА ЧИТАЙКИНЫХ
Учитель: с этим задание вы справитесь не задумываясь. Надо собрать пословицу и прочитать ее
(Дети собирают и читают пословицу о книге. Работа в группах)
Пословицы:
Книга - источник знаний.
Хорошая книга - лучший друг
Презентация букв детьми. Звучит мелодия «Учат в школе» слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского
Парад букв, которые сделали обучающиеся на проект «Мои родные буквы».
Родители и гости читают пословицу из букв, которые собрали дети
КНИГА УЧИТ ЖИТЬ
Учитель: Получаем букву «А».
Учитель: Мы победили Буквоеда и вернули название АЗБУКА. Теперь и другие дети смогут научиться читать.
В знак благодарности АЗБУКА каждому из вас дарит книгу, которую можете прочитать самостоятельно.
Вручаем каждому обучающемуся книгу сказок
9. Закончена Азбука.
Буквы мы знаем.
Стихи и рассказы
Свободно читаем
Добру нас учила
Русская речь.
И мы ее будем
Любить и беречь.
10. Азбука научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
11.За жизнь прочту немало книг,
Постигая мудрую их силу
Но навечно первою из них
Будет та, что чтенью научила.
12.Азбуку беру в последний раз,
Несу ее в просторный класс
Учебнику я говорю: Благодарю, благодарю!
Учитель: Ребята, ваши родители познакомились с буквами по Букварю. Сегодня мы подарим нашим родителям песню «Букварик».
Песня «Букварик» музыка Е.Егорова, слова О.Черный
1.Мой букварик, мой букварик,
Самый лучший друг,
И как книга и словарик,
Он не сходит с рук.
Буква Д -на дом похожа,
Буква А- звезда
Умным вырасти поможет,
Книжечка всегда.
Припев:
Кто ее прочтет,
А, Б.В,- найдет,
У кого такой букварик,
Тот не пропадет.
2.Буквы прячутся, играют,
Нужно отыскать.
Дети книгу изучают,
Учатся читать.
Буква Д -на дом похожа,
Буква А- звезда
Умным вырасти поможет,
Книжечка всегда!
Учитель: Дорогие первоклассники! В народе говорят: "Азбука - ступенька к мудрости". Вы преодолели свою первую, очень трудную ступеньку.
- Я еще раз поздравляю вас и желаю вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.
Самоанализ внеклассного мероприятия
Квест-игра « Прощание с Азбукой» с обучающимися 1 класса.
Форма мероприятия: квест-игра.
Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.
Для первоклассников праздник – это важно! Ребенок, у которого преобладает хорошее настроение, который хорошо говорит, спокойно общается и хорошо…играет. Игра на празднике является средством самораскрытия, а ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свой внутренний мир. Для него праздник – это своеобразный способ общения с внешним миром.
Данное мероприятие относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности.
В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: активизация творческого начала у учащихся путем воображения и фантазии.
При подготовке к празднику мною были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Цели и задачи достигнуты.
Выбранные методы соответствовали задачам праздника, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были использованы словесные методы: объяснение, вопросы, инсценировка; наглядные методы: изобразительная наглядность, практические; частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.
Формы организации деятельности: групповая. Активность учащихся на разных этапах праздника была высокой. Задания на мышление чередовались с заданиями на память, на движение, на сообразительность.
Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной.
Вывод: праздник прошел на высоком эмоциональном подъёме, с высоким темпом. Все поставленные задачи занятия удалось реализовать. «Прощание с Азбукой» дала детям возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации, а это лучший способ уйти от ежедневной рутины и скуки. Такие легкие эмоциональные встряски очень полезны для становления детской психики и благотворно действуют на нервную систему ребенка. Организация праздников сплачивает первоклассников и их родителей, позволяет им понять, что теперь они одна дружная школьная семья, которая при совместном усилии может добиться больших учебных и творческих успехов.
Список используемой литературы
Андрющенко И.В. Коваленко Т.А. Организация и проведение школьных праздников. Сценарии.- М.: АСТ; Киев: НКП,2008.
Бушуева Л. Книга добрых поздравлений. М.:РИПОЛ классик,2005.
Детский фольклор. Киев: Изд-во «Днепр»,1986.
Загребина Г.В. Давай устроим праздник!. Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. Ярославль: Академия развития: Академия холдинг,2002.
Зайцева О.В., Карпова Е.В. Встретим праздник весело. – Ярославль,1998.
Калейдоскоп праздников :1-4 классы: учебно-методическое пособие /сост. Т.И.Виталева.- 4-е изд., перераб. И доп.- М., Издательство
« Экзамен», 2013.
Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/584454/
http://www.uroki.net/scenar/scenar147.htm
http://school-work.net/igri/v-pomeshenii
http://detskij-dvorik.ru/musicchild/item/1158-muzyka-dlya-shkoly.html
http://muzofon.com/search/Детские%20Школьные%20Песни
http://chastuchka.yaxy.ru/detskie_chastushki.html
http://centrprazdnika.ru/kindergarten/scenki-detckie/
http://www.zanimatika.narod.ru/Narabotki7_1_4.htm
http://kinder-online.ru/school_scenki.html