Голубева Марина Яковлевна,
Квест – экскурсия «Енисей-батюшка» проводится на занятии кружка внеурочной деятельности «Эрудит» (возможно проведение на уроке окружающего мира во 2-4 классах).
Квест-экскурсия проводится на берег реки Енисей, который находится в 300 метрах от школы. Станции маршрута расположены на территории школы и в её окрестностях.
Для проведения экскурсии выбрана квест – технология, т.к. квест способствует лучшему усвоению экскурсионного материала, требует от участника экскурсии решения умственных задач, участники проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения. Большую часть информации дети получают не от учителя в виде лекции, а находят и изучают самостоятельно (системно-деятельностный подход). Используется игровая технология, она позволяет за короткое время ненавязчиво познакомить детей с большим количеством информации. Использование приёмов критического мышления «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и «Синквейн» развивают умение думать, навыки самостоятельной работы с имеющейся информацией, позволяют сделать обобщение, вывод по изученной теме.
Заранее класс разделён на 4 группы по 7 человек. Проведена подготовительная работа. Начало экскурсии проходит в классе. После организационного момента и включения в деятельность группы получают маршрутный лист и карту, в которой указаны номера станций на пути к Енисею. Дети проходят 4 станции, выполняя задания. Затем на 5 станции все группы встречаются, проводится совместная игра, ребята учатся определять, на каком берегу мы живём, и все перемещаются на смотровую площадку Енисея. На последней 6 станции (непосредственно на берегу реки Енисей) наблюдают за течением, рассматривают противоположный берег реки, сопоставляют изученное с увиденным. Ребята обобщают полученные знания, делают выводы.
1. Расширить знания детей о реке Енисей, её значении в природе и жизни человека;
3. Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края, необходимость охраны водных ресурсов, любовь к своей малой Родине.
Научатся устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать факты, перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; делать выводы в результате совместной работы.
Ставить и формулировать для себя задачи в учебе и познавательной деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений, работать по предложенному учителем плану; умение наблюдать; высказывать своё предположение (версию).
Умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на экскурсии и следовать им; организовывать сотрудничество, работать в группе.
Ход квест-экскурсии |
Этапы | Содержание деятельности учителя (помощников) | Содержание деятельности обучающихся | Формируемые способы деятельности |
1.Организационный момент. | -Сегодня мы с вами отправимся на квест-экскурсию. Кто знает, что означает слово «экскурсия», «квест»? -Назовите правила поведения во время экскурсии. | Слушают учителя. Объясняют значение слов. Слово экскурсия– это прогулка с познавательной или увеселительной целью. Слово «квест»- поиск, игра Дети рассказывают правила поведения во время экскурсии. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Формирование умения слушать и слышать (Коммуникативные УУД) Осуществлять актуализацию жизненного опыта. Умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной и природной среде. (Личностные УУД) |
2.Сообщение темы. Целеполагание. | -А куда мы пойдём, вы узнаете, разгадав ребус. (Презентация слайд 1.) Тема сегодняшней квест – экскурсии «Енисей-батюшка» (Презентация слайд 2.) Есть в Сибири родная река Как красивы её берега! Льются воды широкой реки По просторам всей нашей страны Орошая поля, жизнь даря Мчатся воды, на север бурля. Есть притоки у бурной реки Собирает она ручейки Ей встречаются степи и горы Города и лесные просторы Смотрят тучи на реку с небес А богатств её просто не счесть! Гришина Светлана (Презентация слайд 3.) - С какой целью мы пойдем на экскурсию? Какие поставим перед собой задачи? | Дети отгадывают ребус-слово Енисей. Дети отвечают. (Узнать про Енисей что-то новое, почему его называют «батюшка» и т.д.) | Уметь определять тему и формулировать цель наблюдения, выстраивать план наблюдения; следовать инструкции (плану) проведения наблюдений; собирать необходимую информацию; (Регулятивные УУД). |
3.Актуализация знаний | -Скажите, что вы уже знаете о реке Енисей? Что вы хотели бы узнать еще? (Применяется приём критического мышления «Знаю. Хочу узнать. Узнал.») (Учитель фиксирует) | Дети отвечают. | Осознавать границы собственного знания/незнания. (Регулятивные УУД) |
4.Изучение нового. | Перед выходом на улицу небольшой рассказ учителя о том, где берёт начало Енисей, по какой местности протекает, почему его прозвали Енисей-батюшка? (Приложение 6) (Презентация слайды 4-8). -А вы знаете, сколько ГЭС построено на Енисее? –Да, правильно, три. Ниже плотины Саяно-Шушенской ГЭС возвели Майнскую ГЭС, а ниже Абакана начинаются владения Красноярской ГЭС. Это огромное море, длина которого достигает 360 км. (Презентация слайды 9-11). | Дети слушают. Ответы детей. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Умение извлекать информацию, представленную в разной форме в разных источниках. (Познавательные УУД). |
5.Выход на улицу. Квест-экскурсия. | -Сегодня вас ждет интересное путешествие. Вы будете передвигаться своей группой по заданному маршруту. Вам надо пройти самостоятельно 4 станции, а на 5-й мы соберёмся все вместе. (Презентация слайд 12). -Командиры групп, получите карту и маршрутный лист. (Приложение 5, 7.) На каждой станции вас будут ждать мои помощники. Счастливого пути! Станция 1. Птичья. Станция 2. Енисейская уха. Станция 3. Интеллектуальная. Станция 4. Растительная. Станция 5. Игровая. Станция 6. Экологическая. | Командир группы получает маршрутный лист и карту. Ребята самостоятельно знакомятся с маршрутом и отправляются в путь. Каждая группа идёт по своему маршруту, на котором указаны номера станций, ориентируясь по карте посёлка. На каждой станции в течение 5 минут ребята выполняют задания под руководством помощников. | Уметь работать по предложенному учителем плану. (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Приобретать опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. (Коммуникативные УУД) Уметь высказывать своё предположение (версию) (Регулятивные УУД). Проводить несложные наблюдения по изучению природных объектов. Умение извлекать информацию, представленную в разной форме, уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). - Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к природе; осознание ответственности человека за состояние окружающей среды. (Личностные УУД) |
А) Станция 1. Птичья. | Помощник учителя загадывает загадку: Снится ночью пауку чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла. Прилетит-плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это ..(птица). Вы пришли на станцию «Птичья». На всём протяжении реки Енисей встречается около 270 видов птиц. -Каких птиц можно увидеть в нашей местности около реки или на реке в разное время года? Посмотрите вокруг. Каких птиц вы видите сейчас? Есть ли на картинках птицы, которых можно увидеть на берегу Енисея или на воде? Как они называются? Разделите птиц на 2 группы: перелётные и зимующие. (Приложение 2.) | Отгадывают загадку. Дети называют. Наблюдают, отвечают. Выбирают нужные картинки, отвечают на вопросы. |
Б) Станция 2. Енисейская уха. | Помощник учителя загадывает загадку: В воде она живёт, Нет клюва, а клюёт. (Рыба) В реке Енисей обитает до 47 видов рыб. Ребята, я предлагаю вам отведать енисейскую уху. На импровизированном водоёме лежат карточки (к ним прикреплены скрепки) с загадками, недалеко картинки рыб. (Приложение 3.) | Отгадывают загадку. Дети удочкой ловят рыбу для ухи. Отгадывают по загадке, что это за рыба, находят соответствующую картинку. |
В) Станция 3. Интеллектуальная. | -Каких животных вы видели на берегу или слышали их звуки? Попробуйте угадать, какие животные обитают на берегах Енисея? Как вы думаете, здесь есть лишние животные? (Приложение 4.) -Здесь нет лишних животных: на юге, в Тыве, откуда река берёт начало, водятся верблюды (дополнительная информация в Приложении 4), а у Карского моря Северного Ледовитого океана, где Енисей заканчивается, обитают белые медведи. | Дети отвечают. Рассматривают картинки, высказывают предположение. |
Г) Станция 4. Растительная. | -Посмотрите вокруг. Назовите, какие деревья можно увидеть на берегу? Игра «Чей лист»? Детям предлагается определить, от какого дерева лист и подойти к этому дереву. (Приложение 1). -Назовите травы и цветковые растения, которые можно встретить на берегу. | Ответы детей. Ребята определяют, от какого дерева лист и подходят к этому дереву, если оно здесь есть. |
Д) Станция 5. Игровая. | Учитель проводит игры со всем классом. Енисей-река, Ты бежишь издалека, Твои воды глубоки, Твои воды широки, Берега твои скалисты, И покаты, и холмисты. 2) Покажите направление течения реки. Как определить, на каком берегу мы живём? (Встаньте лицом по направлению течения реки: где правая рука-это правый берег..). -А мы на каком берегу? Расскажите, как выглядит правый берег? А левый? Изобразите с помощью рук берега, горы. | Ребята выполняют движения: -волнообразные движения руками, -соединить руки перед грудью, -нагнуться, достать кончиками пальцев рук пол, -развести руки в стороны, -соединить пальцы вытянутых рук над головой, -поочередно опустить руки вниз. Дети показывают. Предположения детей. На левом. Дети поднимают руки вверх, показывая горы. |
Е) Станция 6. Экологическая. | Продолжение экскурсии на смотровой площадке. -Посмотрите, как течёт река. -Везде такое течение? А для чего люди используют воду из Енисея? -Что должен делать человек, чтобы быть другом нашей реке? -Есть новая дата в экологическом календаре нашей республики – День Енисея. Впервые мероприятия в поддержку этого праздника были проведены в 2012 г. по инициативе Русского географического общества предприятий компании РУСАЛ и активистов города Саяногорска и посёлка Черёмушки. -Как вы думаете, зачем нужен этот день? Тогда в ходе акции по очистке берегов реки добровольцы убрали тонны мусора. -Ребята, и мы не забыли положить в рюкзак пакеты для мусора… Для чего, как вы думаете? | Ответы детей. Тихо, спокойно. Нет. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает и убирает свое жилище и др. Огромное количество воды используют фабрики и заводы, строят ГЭС. -Беречь воду, сохранять порядок. Дети слушают. Ответы детей. Люди охраняют берег и реку от загрязнения, наводят порядок. Акция «Оберегай» -Подобрать мусор, если он есть. |
6.Подведение итогов. Рефлексия. | -Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? -Что понравилось? Что не понравилось? -Что вы узнали нового из сегодняшней квест-экскурсии? -Попробуем сочинить синквейн – стихотворение без рифмы. -Давайте поблагодарим наших помощников и отправимся в школу. | Ответы детей. Енисей. Могучий, красивый. Течёт, бурлит, радует. Наш кормилец и поилец. Красавец! | Подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности. Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Домашнее задание (творческое) | Придумать и нарисовать природоохранный знак, который можно было бы поместить на берегу реки. | Дети слушают задание. | Развивать творческие способности. (Личностные УУД). |