«Отечество-2017»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7 села Стародубского Буденновского района» Ставропольского края
Квест-экскурсия
в школьной музейной комнате
«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим»
Автор работы: Коновалова Вера ,
ученица 11 класса
МОУ СОШ №7 с.Стародубского Буденновского района
Домашний адрес: село Стародубское, ул. Шевченко,28
Индекс: 35 68 36
Руководитель: Красько Любовь Николаевна,
учитель иностранного языка
МОУ СОШ №7 с.Стародубского Буденновского района
Телефон: +7 961 442 33 01
2017 год
Экскурсия рассчитана на обучающихся 7-8 классов, количество игроков 10-12 человек. Цель игры – найти Звезду Героя Советского Союза, нашего земляка, ученика МОУ СОШ №7 села Стародубского.
Методическая разработка
«Руководитель станции» объясняет задание для команд строго после сигнала колокольчика.
Перед началом экскурсии каждая из команд получает «Путеводный лист» (см. приложение № 1), фиксирует в нем название команды. В «Путеводном листе» четко определен маршрут (очередность) посещения «станций» каждой из команд. В бланке «Путеводного листа» имеется поле для выставления заработанных командой баллов на каждой из «станций». Баллы выставляет руководитель и подтверждает их количество личной подписью.
Цель: сформировать представление об историческом прошлом села Стародубского, о героях-земляках.
Путеводный лист
Маршрут экспозиции | Время | Необходимые материалы | Перечень основных вопросов | Методические приемы рассказа | Критерии оценивания «5» баллов -ответ правильный, в соответствии с указанным временем «4»балла -правильный ответ, но не соответствует указанному времени «0» баллов-не справились с заданием |
Кабинет истории | 3 минуты | Ребус (см. Приложение 2») | Расшифруйте ребус и вы узнаете пароль, с помощью которого вы войдете в помещение, в котором получите новое задание. | | |
Библиотека «Хранитель времени» | 3 минуты | Анаграмма (см.Приложение №3) | Решите анаграмму и вы узнаете новое слово-пароль, пропуск в другое помещение. | | |
Музей | 3 минуты | Шифровка от разведчика, школьная газета «Караван» | Найдите место, где скрывается интересная информация о школе, расшифровав закодированные слова | | |
Остановка «История школы» | 3 минуты | | | Показ, рассказ | |
Остановка «Детский дом» | 3 минуты | фото учащихся детского дома и директора детского дома | Найдите стенд, где вы видели эти фото. Узнайте по фотографиям, о каком этапе в жизни школы идет речь. Кто это женщина на фотографии. | Показ, рассказ | |
Остановка «История села» | 5 минут | Фотографии П.С. Кукушкина и И.И. Корниенко, воспоминание жены партизана, памятная доска героям Гражданской войны, красноармейцам возле здании администрации | Прочитайте воспоминание, найдите стенд и узнайте по фотографиям наших земляков-героев гражданской войны. | Показ, рассказ | |
Остановка «У истоков воли» | 5 минут | Два документа, свидетельства исторического восстания масловкутских крестьян в 1853 году. Фотографии дома помещика Калантарова и ледников. | Ответить на вопросы. Какие события отражены на картинках? Где вы могли видеть эти строения? | Рассказ, показ | |
Остановка «Герои-земляки» | 5 минут | Фотография Гукова, защитника Брестской крепости войны. Фотография мемориального комплекса, где захоронен Гуков С.П. Старый довоенный дом семейства Шевченко и фотография одного их 3-х братьев Шевченко. | Найдите фотографии на одном из стендов. О каком событии из истории нашего села свидетельствуют эти фотографии? | Показ, рассказ | |
Остановка «Наши земляки-воины» | 10 минут | Газета, компьютер, видеролик –интервью с участником войны Данченко С.П. Звезда Героя Советского Союза, фотография Пригара А.Я. | Отгадать загадку. Из выделенных в газете букв, необходимо составить слово. Просмотреть видео и ответить на вопросы. Сколько жителей села Стародубского не вернулось с войны? Как народ хранит память о воинах-односельчанах, погибших за свободу Родины? Найти в Интернете описание Звезды Героя Советского Союза, за какие заслуги перед государством награждают этим знаком воинской доблести? Найти на одном из стендов музея человека со Звездой Героя Советского Союза. Назовите его имя? За какой подвиг он был удостоен этого звания? | Описание, показ | |
Остановка «Герой Советского Союза» | 2 минуты | Мемориальная плита Пригара А.Я. | Ответить на вопрос «Когда мемориальная доска имени А.Я. Пригара была установлена на фасаде школы?» | показ | |
«Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим».
Экскурсовод. Сегодня Вы отправляетесь по страницам истории нашей малой родины села Стародубского, которые нашли отражение в нашем школьном музее. Вам предстоит выполнить задания. При их выполнении Вы можете использовать Интернет и архивный материал музея, коллекцию видео и презентаций. Пройдя весь путь, выполнив все задания, Вы узнаете имя нашего земляка – Героя Советского Союза.
Участники игры ( 2 команды) получают набор заданий, с помощью которых на каждом этапе нужно быстро собрать информацию на территории школы. Это знаки на стендах школы, закодированные слова или фрагменты предметов. Каждая группа получает карточку со своим заданием, только правильно ответив на вопрос, Вы сможете найти нужную информацию на стенде и проверить себя. После этого Вы будете иметь возможность работать дальше и выиграть в игре. (Участники игры получают карточки с заданиями, которые необходимо выполнить в группе, ответить на вопрос самостоятельно или найти ответ - подтверждение на стенде.
Первый этап. Кабинет истории. Расшифруйте ребус и вы узнаете пароль, с помощью которого вы войдете в помещение, в котором получите новое задание. (Приложение №2)
(Библиотека)
Второй этап. Машинистка перепечатывала данные за октябрь 1941 года для доклада генералу армии. Машинка была совсем старенькой и некоторые буквы западали, или печатались другим размером. Решите анаграмму и вы узнаете слово-пароль от того места, где вы получите следующее задание.
( Приложение №3)
Вяземский котел. 2 октября 1941 года началось наступление остальных сил группы армий «Центр». Создав подавляющее преимущество на узких участках, немЕцкие войска прорвали фронт советской обороны. 4 октября были захвачены Спас-Деменск и Киров, 5 октября – Юхнов. В этот же день противник вышел в район Вязьмы. Для флангового контрУдара по наступающей группировке была создана фронтовая группа И.В. Болдина. Однако в результате танкового боя в районе южнее Холм-Жирковского советские войска потерпели поражение. 7 октября немецкая 7я танковая дивизия 3-й танковой группы и 10-я танковая дивизия 4-й танковой группы заМкнули кольцо окружения войск Западного и Резервного фронтов в районе Вязьмы. В окружение попали 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк и 19-й, 20-й, 24-й и 32-й армий (управление 16-й армии, передав войска 19-й армии, успело выйти из окружения). До 11 октября окруженные войска предпринимали попытки прорваться, только 12 октября удалось на короткое время пробить брешь, которая вскоре была вновь закрыта. Всего под ВяЗьмой и Брянском в плен попало более 688 тыс. советских солдат и офицеров, из окружения удалось выйти лишь около 85 тыс. В вяземском «котле» были пленены командующий 32й армией генерал-маЙор С.В. Вишневский, погиб командующий 24й армией генерал-майор К.И. Ракутин
Ответ: МУЗЕЙ
Третье задание. На двери музея приклеен конверт с заданием.
Вы получили вместе с заданиями шифровку от нашего разведчика – да, это страница школьной газеты «Караван». Внимательно изучите задание и найдите место, где скрывается интересная информация.
Команды получают выпуск школьной газеты «Караван»
На 1-й странице находим статью «С днем рождения, школа!». Далее выписываем буквы по шифровке: номер абзаца- номер строки- номер знака. Получаем название стенда, где вы познакомитесь с интересной информацией о школе.
1-4-2
1-5-1
2-1-12
2-3-2
2-5-7
1-9-2
3-1-17
1-1-2
1-2-36
3-5-14
2-7-20
1-1-17
1-1-1
4-1-4
3-1-8
3-10-9
Решаем анаграмму: Стенд «История нашей школы»
Экскурсовод. Ученики подходят к стенду, и экскурсовод начинает рассказывать.
Чем дольше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть к новому принадлежим.
В районе обычном, за рекой Кумой
Есть школа любимая наша с тобой
Спешат спозаранку сюда ребятишки
Несут в своих ранцах тетрадки и книжки.
Сюда, в страну знаний, лежит их дорога,
А школьный музей им сегодня в подмогу.
Здравствуйте, дорогие друзья! Мы очень рады встрече с вами! Приглашаем вас на квест-экскурсию по нашему школьному музею, которую мы назвали «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим».
Со школы начинается мир открытий, школа воспитывает и формирует настоящих патриотов, тружеников и просто хороших людей. Из ее стен выходят будущие ученые, учителя, политики, медики, военные…
Наша школа №7 первоначально была маленькой, в 1892 году она называлась церковно-приходской , стены ее были саманные, крыша камышовая и учились в ней дети богатых. В ней был один класс на 30 мальчиков и 4 девочки. Для девочек отводилось 5-6 мест и считалось, что женщине грамота не нужна. «Им не надо на царскую службу идти, писем не писать». Впоследствии школу стали называть «амбарной», потому что в годы советской власти рядом были построены амбары (склады) для хранения зерна. В феврале 1931 года на общем собрании колхоза «Красный Октябрь», председателем которого был потомственный житель села Стародубского, решили правительственную премию 10 000 рублей за исполнения плана по хлебозаготовкам использовать для строительства здания школы колхозной молодежи. Каждый колхозник должен был внести свой вклад в строительство-10 штук самана.
В 1933 году школа реорганизована в Стародубскую неполную. Среднюю школу имени К.Ворошилова. С каждым годом в школе становилось теснее и теснее. Все чаще требуют колхозники открытия средней школы и в 1937 году шлют письмо на имя Всероссийского старосты М.И.Калинина. Ответ пришел быстро: « Просьбу колхозников села Стародубского удовлетворить. М.И.Калинин». Весной началось строительство, а в 1940 году состоялось торжественное открытие здания, в котором до сегодняшнего дня работает МОУ СОШ №7. Директором был назначен Соболь Дмитрий Макарович.
Задание № 4. Каждая команда получает фотографии и отвечает на вопросы.
Необходимо вспомнить, где они видели эти фото.
Вопрос для первой команды: Узнайте по фото, о каком этапе в жизни школы идет речь? (фото учащихся детского дома).
Вопрос для второй команды: Кто эта женщина на фотографии? (директор детского дома Решетняк Анастасия Харитоновна).
Ученики подходят к стенду «Детский дом» и отвечают на вопросы. В 1948 году в одном из зданий школы был открыт детский дом. Более ста воспитанников из разных мест нашей страны жили и учились в школе до 1960 года.
Задание №5 : В музейной комнате хранится летопись школьной жизни, но в результате очередной уборки кто-то случайно переложил летопись в другое место. Найдите альбом-летопись, а в нем новые задания.
Стенд «История села»
Задание для первой группы: « Прочитайте воспоминание жены одного из партизан, зверски замученного белогвардейцам. (Приложение №4). Найдите по фотографии ( И.И. Корниенко ) стенд с именем нашего земляка-героя гражданской войны
Задание для второй группы: (Фотография: памятная доска героям Гражданской войны, красноармейцам Корниенко И.И. и Кукушкину П.С. возле здании администрации )
Экскурсовод. Во время Гражданской войны в 1918 году в Святокрестовском уезде объявились контрреволюционные банды. Одной из них командовал царский полковник Рыков. Для борьбы с ним создавались красные отряды, в состав отряда под командованием С.С. Чугуева вошли и стародубцы. 20 июня 1918 года отряд столкнулся с превосходящими силами белых. Для борьбы с бандами создали краснопартизанские отряды, в состав которых от села Стародубского вошли эти красноармейцы. 20 июня 1918 года отряд был послан в село Воронцово-Александровское для выполнения задания. Красноармейцы решили заехать домой, чтобы забрать свои семьи, которым угрожала опасность.
К тому времени в селе уже орудовали белогвардейцы. Партизан схватили недалеко от здания сельского Совета, жестоко избили. Допрос учинили прямо на улице. Оба бойца были изувечены и казнены.
В память о подвиге этих партизан установлена мемориальная плита у здания администрации села, на которых высечены имена героев Гражданской войны.
Экскурсовод. Дух свободы впитало в себя не одно поколение жителей нашего степного ставропольского села. О своем желании жить свободно, без насилия и угнетения неоднократно говорили наши предки, чей дух воли передался их внукам и правнукам.
Задание №6. Команды получают два документа, свидетельства исторического восстания масловкутских крестьян в 1853 года . Отвечают на вопросы.
Вопрос для первой команды. Какие события отражены на картинках?
Ответ: на рисунках мы видим свидетельства восстания крестьян селения Маслов Кут и расправы над ними.
Вопрос для второй команды. Где вы могли видеть эти строения?
Ответ: Мы можем видеть эти строения в центре села. Это дом помещика Калантарова и ледники, где крепостные крестьяне складывали лед, который они вырубали из реки рукотворного канала, построенного рядом с богатым имением.
Экскурсовод. В конце 70-х годов 18 века в благодатных краях, представлявших солнечную зеленую равнину, поселились беглые крестьяне из Орловской, Пензенской, Тамбовской, Саратовской и Воронежских губерний. Они и назвали свое село Привольным. В душе первых поселенцев слилось воедино и восхищение плодородными просторами, и мечта о счастливой привольной жизни. В 1785 году свыше тридцати тысяч десятин лучших земель по реке Куме подарила Екатерина II своему фавориту князю Потемкину. В том числе и Привольное. После смерти Потемкина привольненские земли перешли по наследству к генералу Высоцкому, который передал их за небольшую плату камердинеру Зотову, а затем они перешли в наследство помещику Маслову, который достаточно долго управлял данным имением. И стали Привольное называть Масловым Кутом. В 1825 году село было перепродано кизлярским дворянам-виноторговцам-братьям Степану, Ивану и Варлааму Калантаровым, а через 25 лет имение унаследовал их потомок-Герасим, который в течение многих лет хозяйствовал на масловкутской земле, жестоко обращаясь с ее жителями.
В ответ на бесчинства помещика с дубинами в руках мужики с семьями вышли на площадь и установили «круг». Собралось около 2,5 тысячи человек. Мятежники выбрали атамана и приняли присягу: «Погибнуть всем, но помещику проклятому, который нас угнетает, не повиноваться».
Опасение, что волнения охватят и другие села, заставило местные власти принять чрезвычайные меры. Были вызваны войска – свыше 800 солдат и казаков с артиллерией. 14 картечными выстрелами было убито 86 мужчин, 35 женщин, ранено 149 человек». Бунтовщики были разогнаны. Судебное разбирательство длилось до 6 мая 1855 года. Был объявлен вердикт: крестьян Шелеста и Богданова, как главных виновников, подвергнуть наказанию шпицрутенами через 500 человек 8 раз и ссылке на каторжные работы в рудниках на 14 лет, третьего зачинщика Петра Зайцева, дважды бежавшего из-под стражи, – такому же телесному наказанию и ссылке на 18 лет. К телесным наказаниям и отправке в арестные роты и Восточную Сибирь на поселение были приговорены еще 53 масловкутца.
Задание №7. Желание жить свободно пронесли через столетие правнуки масловкутских крестьян, героически встретившие нападение гитлеровской Германии на Советский Союз.
Первая команда. В конверте у вас несколько фотографий. Найдите их на одном из стендов. О каком событии из истории нашего села свидетельствуют эти фотографии? Какая крепость первой приняла удар войны? (Брестская крепость)
Ответ: Фотография Гукова, защитника Брестской крепости войны.
Экскурсовод.
Гуков Порфирий Семенович родился в 1920 году в селе Стародубком. Учился в средней школе №7 с. Стародубского. В школе занимался на «4» и «5». Порфирия всегда окружало множество друзей. Часто ребята собирались в доме Гуковых; пели, танцевали, играли на различных музыкальных инструментах. Окончив 7 классов, остался работать в своем родном колхозе «Первая конная армия», где проработал до призыва в ряды советской армии.
Порфирий Семенович был призван в армию в октябре 1940 года по адресу: город Брест, п/я №23.
03.20. 1941.Брестская крепость спала спокойным мирным сном, когда над рекой Бугом прогремел первый залп фашистской артиллерии. Только бойцы пограничных дозоров, которые залегли в кустах у реки, да неба и услышали странный нарастающий свист. В следующий миг грохот сотен рвущихся снарядов и мин потряс землю. Часовые во дворе крепости увидели яркую вспышку на еще темном западном краю неба и услышали странный нарастающий свист. В следующий миг грохот сотен рвущихся снарядов и ин потряс землю.
Страшное это было пробуждение. Густая пелена дыма и пыли, пронизанная сверкающими огненными вспышками взрывов, заволокла всю крепость.
Застигнутый врасплох гарнизон, оправившись от первого замешательства, начал упорную, ожесточенную борьбу. Так было повсеместно-на всех, не связанных друг с другом, отрезанных огнем противника участках крепости.
Упорный бой шел и у восточных, Кобринских ворот крепости. В районе этих ворот стоял 98-й противотанковый артиллерийский дивизион под командованием майора Никитина. Именно в этом дивизионе и служил в звании рядового Гуков Порфирий Семенович.
В расчет одной из сорокапяимиллиметровой пушки, оборонявшей валы Кобринских ворот крепости, был включен Порфирий Семенович Гуков. И когда немцы, обходя крепость с юго-востока, показались вблизи Кобринских ворот, по ним в упор ударили пушки пулеметы дивизиона, не давая ни одному танку приблизиться к крепости.
Неожиданно с западной стороны появился немецкий танк. Расчет, в который входил Порфирий, даже не успел вложить снаряд, как прямым попаданием танк угодил прямо в пушку. Когда пелена дыма рассеялась, стало ясно, что все погибли, а на месте расчета остались только осколки лафета пушки, следы крови, клочья обмундирования. Так погиб Гуков Порфирий Семенович. Он был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза, и имя его увековечено на плитах воинского захоронения в г. Брест.
Вторая команда .
Ответ: Две фотографии из семейного альбома семьи Шевченко: старый довоенный дом семейства и фотография одного их 3-х братьев Шевченко.
Экскурсовод.
И вот в один год погибли муж, Ефим Шевченко и трое сыновей – Максим, Георгий и Дмитрий. Сын Максима, Пётр, нашёл могилу отца в 2009 году в Воронеже.
В память о них улица, где находится школа и стоял дом Шевченко, переименована из улицы Школьной в Шевченко.
Задание №8. Нужно отгадать загадку.
Разверни скорей листок —
Там увидишь много строк,
В строчках — вести всего света
Что за лист такой? (Газета)
Ребята находят газету, в которой девятое задание.
Задание №9. Из выделенных в газете букв, необходимо составить слово. (Компютер)
Ученики включают компьютер и находят задание №10. Просмотреть видеофильм, рассказывающий об участнике ВОВ Данченко С.П. и ответить на вопросы:
Первая команда: Сколько жителей села Стародубского не вернулось с войны?
Вторая команда: Как народ хранит память о воинах-односельчанах, погибших за свободу Родины?
Ответ: в парке Победы в 1970 году открыли памятник воину-освободителю с именами 412 односельчан, не вернувшихся с полей сражений
Экскурсовод. Задание для первой команды: Найдите в Интернете знак самой высшей военной награды, которым награждались воины за большие заслуги перед государством, связанный с совершением героического подвига. (Звезда Героя Советского Союза.)
Задание для второй команды: Вам предстоит найти на одном из стендов фотографию человека, награжденного этой Звездой Героя, который приближал долгожданный День Победы. Того, кто вершил хроники Великой победы. Кому было присвоено звание Героя Советского Союза и за какие заслуги?
Ответ: Пригара А.Я.
Экскурсовод. Родился Пригара А.Я. 12 апреля 1912 года в селе Стародубское Святокрестовского уезда Ставропольской губернии Российской империи в крестьянской семье.
В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии А. Я. Пригара был призван 25 июня 1941 года. Воевал на Южном фронте, участвовал в боях под Ростовом-на-Дону. С января 1942 года красноармеец А. Я. Пригара в составе 30-й стрелковой дивизии 56-й армии Южного фронта в должности стрелка 35-го стрелкового полка. В составе своего подразделения воевал в Донбассе и на Дону.
С июля 1942 года Александр Яковлевич сражался в Битве за Кавказ. Участвовал в обороне города Краснодара, Туапсинской оборонительной операции.
55-я гвардейская стрелковая дивизия, в составе которой воевал гвардии красноармеец А. Я. Пригара, участвовала в Краснодарской и Новороссийско-Таманской операциях. После освобождения Северного Кавказа и Таманского полуострова войска Северо-Кавказского фронта начали подготовку к операции по освобождению от немецко-фашистских захватчиков Крыма. Автоматчик 164-го гвардейского стрелкового полка гвардии красноармеец А. Я. Пригара особо отличился во время Керченско-Эльтигенской десантной операции.
Отделение сержанта К. С. Алексеенко, в котором служил А. Я. Пригара, получило приказ взять одну из высот, что позволило бы роте обойти немецкие позиции с фланга. А. Я. Пригара сумел скрытно подобраться к немецкому ДЗОТу и забросал его гранатами. Когда вражеский пулемёт умолк, Пригара подобрался к вражеским окопам и ручными гранатами уничтожил ещё одну пулемётную точку и 35 немецких солдат. Вдохновлённая героическими действиями гвардии красноармейца Пригары, рота поднялась в атаку. Александр Яковлевич первым ворвался во вражеские траншеи, где огнём автомата и прикладом уничтожил 15 солдат неприятеля. Подоспевшие бойцы роты завершили штурм немецких позиций. До 75 немецких солдат и офицеров были убиты и ещё 25 сдались в плен. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года гвардии красноармейцу Пригаре Александру Яковлевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
В последующих боях за город Керчь А. Я. Пригара был ранен в руку и ногу. После лечения в госпитале он продолжил службу в Красной Армии. Демобилизовался Александр Яковлевич в ноябре 1945 года. Вернувшись в родные места, жил сначала в селе Стародубское, затем в посёлке Терек. Работал бригадиром в местном винсовхозе. Его бригада виноградарей была одной из лучших в отрасли и не раз добивалась высоких производственных показателей. А. Я. Пригара в составе делегации Ставропольского края участвовал в выставке достижений народного хозяйства СССР. Скончался Александр Яковлевич 17 мая 1972 года.
Экскурсовод 1:Ответить на вопрос:»Когда была установлена мемориальная плита А.Я. Пригара на фасаде нашей школы?
Ответ: На фасаде нашей школы 6 сентября 2016 года была установлена мемориальная плита, увековечившая память о ее выпускнике, участнике Великой Отечественной войны, Герое Советского Союза Пригара Александре Яковлевиче.
Почтим минутой молчания память героя.
Вы прошли все этапы нашей игры, справились с заданиями, узнали о том, как наша школа сохраняет память о своих предках, дедах и прадедах, сражавшихся на разных этапах истории за свою свободную жизнь, за счастье своих детей и внуков. Сегодня вы узнали имя еще одного героя, жителя нашего села Пригара Александра Яковлевича. Человека, благодаря, которому над нами чистое голубое небо, и можем радоваться каждому новому дню.
Приложение №1
«Путеводный лист»
Название остановок | Перечень основных вопросов | Время | Критерии оценивании я «5» баллов -ответ правильный, в соответствии с указанным временем «4»балла -правильный ответ, но не соответствует указанному времени «0» баллов-не справились с заданием | ПОДПИСЬ ЧЕКЕРА (ПРОВЕРЯЮЩЕГО) |
Кабинет истории | Расшифруйте ребус и вы узнаете пароль, с помощью которого вы войдете в помещение, в котором получите новое задание. | 3 минуты | | |
Библиотека «Хранитель времени» | Решите анаграмму и вы узнаете новое слово-пароль, пропуск в другое помещение. | 3 минуты | | |
Музей | Найдите место, где скрывается интересная информация о школе, расшифровав закодированные слова | 4 минуты | | |
Остановка «История школы» | | | | |
Остановка «Детский дом» | Найдите стенд, где вы видели эти фото. Узнайте по фотографиям, о каком этапе в жизни школы идет речь. Кто это женщина на фотографии. | 3 минуты | | |
Остановка «История села» | Прочитайте воспоминание, найдите стенд и узнайте по фотографиям наших земляков-героев гражданской войны. | 5 минут | | |
Остановка «У истоков воли» | Ответить на вопросы. Какие события отражены на картинках? Где вы могли видеть эти строения? | 5 минут | | |
Остановка «Герои-земляки» | Найдите фотографии на одном из стендов. О каком событии из истории нашего села свидетельствуют эти фотографии? | 5 минут | | |
Остановка «Наши земляки-воины» | Отгадать загадку. Из выделенных в газете букв, необходимо составить слово. Просмотреть видео и ответить на вопросы. Сколько жителей села Стародубского не вернулось с войны? Как народ хранит память о воинах-односельчанах, погибших за свободу Родины? Найти в Интернете описание Звезды Героя Советского Союза, за какие заслуги перед государством награждают этим знаком воинской доблести? Найти на одном из стендов музея человека со Звездой Героя Советского Союза. Назовите его имя? За какой подвиг он был удостоен этого звания? | 10 минут | | |
Остановка «Герой Советского Союза» | Ответить на вопрос «Когда мемориальная доска имени А.Я. Пригара была установлена на фасаде школы?» | 2 минуты | | |
| | | | |
| | | | |
Приложение №2
, , ,
, ,
Приложение №3
Вяземский котел. 2 октября 1941 года началось наступление остальных сил группы армий «Центр». Создав подавляющее преимущество на узких участках, немЕцкие войска прорвали фронт советской обороны. 4 октября были захвачены Спас-Деменск и Киров, 5 октября – Юхнов. В этот же день противник вышел в район Вязьмы. Для флангового контрУдара по наступающей группировке была создана фронтовая группа И.В. Болдина. Однако в результате танкового боя в районе южнее Холм-Жирковского советские войска потерпели поражение. 7 октября немецкая 7я танковая дивизия 3-й танковой группы и 10-я танковая дивизия 4-й танковой группы заМкнули кольцо окружения войск Западного и Резервного фронтов в районе Вязьмы. В окружение попали 37 дивизий, 9 танковых бригад, 31 артиллерийский полк и 19-й, 20-й, 24-й и 32-й армий (управление 16-й армии, передав войска 19-й армии, успело выйти из окружения). До 11 октября окруженные войска предпринимали попытки прорваться, только 12 октября удалось на короткое время пробить брешь, которая вскоре была вновь закрыта. Всего под ВяЗьмой и Брянском в плен попало более 688 тыс. советских солдат и офицеров, из окружения удалось выйти лишь около 85 тыс. В вяземском «котле» были пленены командующий 32й армией генерал-маЙор С.В. Вишневский, погиб командующий 24й армией генерал-майор К.И. Ракутин
Приложение №4
«Это было примерно 21-22 июня в 10 часов вечера 1918 года. Белогвардейцы схватили партизан и привезли в сельский совет и стали их избивать. Моему мужу Исааку было нанесено семь штыковых ран, голова была рассечена лопатой. Он лежал посреди двора, и каждый из повстанцев, кто проходил мимо, бил его, чем мог.
В одиннадцатом часу красноармейцев положили на подводу и повезли на кладбище. Я подошла к мужу и узнала, что он все еще жив. Всю дорогу он говорил что-то непонятное. Муж поднял обессиленную руку и попросил воды. Старший из повстанцев сказал: » Кто даст ему воды, того подымем на штыки». Несмотря на запрет, я хотела принести мужу воды, но его родная сестра, боясь, что меня убьют, вылила ее».