СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест-игра "Финансовый детектив"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра проводится как внеурочное интерактивное образовательное событие

Просмотр содержимого документа
«Квест-игра "Финансовый детектив"»









Квест-игра по финансовой грамотности














Цель: формирование навыка составления бюджета семьи.


Задачи:

  • закреплять представления о том, что семейный бюджет – это общесемейное дело, касающееся всех членов семьи;

  • формировать представления об основных потребностях, бюджете и расходах семьи;

  • закреплять знания детей о том, как можно экономить (беречь электроэнергию и воду, сокращать минуты разговора по телефону, ограничить время игр на компьютере и др.);

  • развивать у детей коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Планируемые результаты образовательного события:

Личностные: формирование понимания ограниченности семейного бюджета, необходимости его рационального планирования и расходования с учетом личных нужд и трат.

Метапредметные: развитие способности использовать математические вычисления для поиска наиболее эффективных способов формирования семейного бюджета, развитие смыслового чтения текстов финансового содержания, развитие способности критически осмысливать информацию, в том числе рекламную.

Предметные: формирование знаний о семейном бюджете, его расходной и доходной частях.





Краткое описание игры-квеста:

Игра проводится как внеурочное интерактивное образовательное событие, являясь групповым соревновательным квестом.

Примерная продолжительность игры  40 минут.

Для проведения игры необходимо:

  • создать 7 команд по 6 человек (взрослые и дети);

  • подготовить кабинеты, в которых будут размещены станций;

  • разработать маршрутные листы, с указанием станций в определенном порядке для каждой команды;

  • подготовить «Памятки» и листы с заданиями по каждой станции;

  • подготовить наградной материал по итогам игры;

  • назначить 7 ведущих (учеников 9 класса или учителей).

Ход игры

(появляются Шерлок Холмс и Ватсон)

Шерлок Холмс:

– Добрый день, Ватсон! Я совсем без сил!

Ватсон:

– Мой друг! Вас засыпали «финансовыми делами» с требованием немедленного раскрытия преступлений!

Шерлок Холмс:

– Да, за последнее время очень много обращений. Наши клиенты просят отыскать семейные деньги.

Ватсон: Куда же пропадают семейные деньги?...

Шерлок Холмс: Боюсь, мы не справимся с раскрытием этих дел вдвоем… Вам, наверное, не терпится узнать, что же сегодня будет происходить? Я решил пригласить к нам на помощь детективные агентства.

Ватсон: Представьте же, наконец, мне Ваших детективов.

(Представление детективных агентств)

Шерлок Холмс: Хороший детектив обладает такими качествами, как: внимание, хорошая память, сообразительность, интуиция, логическое мышление.

Ватсон: А какими качествами обладает хороший финансист? И куда же все-таки пропадают деньги?

Шерлок Холмс: На эти вопросы и ответят наши детективы. Мы предлагаем им ряд испытаний.

Ведущий: Итак, друзья, я предлагаю начать ваше расследование. Каждое детективное агентство будет двигаться по станциям, согласно маршрутному листу, в котором указан ваш путь, название станций. На станциях вы будете выполнить задания, затем вы сделаете выводы, которые запишите в маршрутные листы.

(Ведущий раздает капитанам команд маршрутные листы)


Ведущий: Каждая команда находится на станции 4 – 5 минут, переход со станции на станцию сопровождается звуковым сигналом.


Станция 1. «Финансовый эрудит»


На данной станции участники должны отгадать загадки, вспомнив финансовые термины.

Ведущий загадывает загадки:

1 . Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)


2. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермаркет)


3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)



4. В фирме прибыль он считает,

Всем зарплату начисляет.

И считать ему не лень

Все налоги целый день. (Бухгалтер)


5. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).


6. На товаре быть должна обязательно… (Цена)


7. Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без… (Рекламы)


8. Чуть оплошаешь — в тот же момент рынок захватит весь твой… (Конкурент)


9.Коль трудился круглый год, будет кругленьким… (Доход)


10.Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой… (Вклад)


11. Приносить доходы стал в банке папин… (Капитал)


12. На рубль — копейки, на доллары — центы, Бегут-набегают в банке…(Проценты)


13.Мебель купили, одежду, посуду. Брали для этого в банке мы… (Ссуду)


14.В банке для всех вас висит прокламация: «Деньги в кубышках съедает …» (Инфляция)


15.Чтобы партнёров не мучили споры, пишут юристы для них … (Договоры)


Вывод: Нужно владеть финансовыми терминами.


Станция 2. «Копейка рубль бережёт»


На данной станции участники сделают вывод, что нужно экономить деньги и нужно откладывать средства. Для сбережения средств делают кошелек.

– Житейская мудрость богата поговорками и пословицами, которые говорят о пользе, как накопления, так и траты денег:

– Копейка рубль бережет.

– Кто не бережет копейку, тот сам не стоит рубля.

– Копейка к копейке – проживёт семейка.

– Как вы понимаете эти пословицы?

– Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать».

– Что лучше – копить или тратить?

– Что дает накопление? (накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации). Например, в случае автомобильной аварии, поломки телевизора или иных неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении нужную сумму денег.

– Накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи займов и кредитов, — а значит, позволяет экономить значительную сумму денег, которая идет на выплату процентов по кредиту.

Если вы не в состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность.

Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях.

Подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно ощущать праздник, не чувствовать себя вынужденным откладывать. Свободное распоряжение деньгами создает определенный настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».


– Что же подходит именно нам? (откладывать деньги)


– Как вы можете помочь родителям экономить? Ведь на сэкономленные деньги они могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники? (Дети отвечают: не лить зря воду, без необходимости не включать электроприборы, беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, бережно относиться к своим вещам и ухаживать за ними, помогать выращивать овощи, чтобы не покупать их, не выпрашивать у родителей бесполезные вещи и игрушки).


– Какой вывод вы можете сделать? (нужно экономить, и откладывать деньги)

– Давайте с вами сделаем кошелек для сэкономленных денег.



С оздание оригами – кошелька











Вывод: что нужно экономить деньги и нужно откладывать средства.


Станция 3. «Доходы, расходы»


На этой станции участники должны прийти к выводу, что доходы не должны превышать расходы.


– Вот какая история произошла: «Собралась однажды вся семья и стали они решать, как деньги потратить. Маме очень хотелось купить новую шубку. Папа вступил в союз охотников, нужно ружье, бабушке набор чайников, дедушке новую лейку для огорода, брат начал заниматься боксом - ему перчатки боксерские, сестре - новую куклу. Думали, думали и решили купить сразу все! Пришли в магазин и потратили все деньги! Пришли домой довольные, а дома: света нет, воды нет, телефон отключен. А по почте прислали квитанции об оплате за квартиру».

– Правильно ли они сделали, что израсходовали все деньги?

– Как можно назвать получение и расходование денег в семье?


(Ответ: Доход и расход семьи)


– Вспомните, что такое доход? Из чего он складывается? (Доход – это деньги, которые поступают в семью. Это заработная плата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия брата, сестры, средства от реализации продуктов подсобного хозяйства и т.д).

– Что является семейными расходами? (На покупку продуктов питания, проезд в транспорте, покупку одежды, оплату коммунальных услуг, походы в кино, театры и т.д).

– Что можно назвать основным расходами?

(Ответ: Основное – плата за свет, газ, воду, телефон, квартиру,

оставить деньги на питание и проезд)


– Давайте вернемся к нашей истории. Что произошло с расходами и доходами этой семьи?

(Ответ: Расход превысил доход семьи)

– Какой вывод мы с вами можем сделать?


Вывод: Расходы не должны превышать доходы.


Станция 4. «Семейный бюджет»


На этой станции участники узнают, что такое семейный бюджет, из чего он состоит, сделают вывод, что вклад в семейный бюджет может внести каждый и тратиться на каждого.


– Ответив правильно на вопросы теста, вы узнаете, о чем мы будем говорить на этой станции.


Тест


Вопрос

Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара

– Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (бюджет.)

– Абсолютно верно! Молодцы!


– Доскажите словечко.


Папа, мама, братишка и я – наша дружная ____________.


Заработная плата папы и мамы, стипендия брата – это ___________ нашей семьи.


– Петя получил премию за отличную учебу. В магазине Петя истратил все деньги. Правильно ли он поступил? Мог ли он внести эти деньги в семейный бюджет?

– Кате подарили на день рождение 3 000 рублей, она эти деньги положила в семейную копилку, в которую откладывали деньги на семейную поездку. Правильно ли она поступила?

– Какой вывод вы можете сделать?

Вывод: вклад в семейный бюджет может внести каждый и тратиться на каждого.



Станция 5. «Налоги»


На этой станции участники узнают, что такое налоги, для чего надо их оплачивать, сделают вывод.


Сначала мы отправимся в историю. Послушайте мой рассказ. Налоги существовали и во времена Древнего Рима, и в Средние века. Этот способ пополнения казны государства был и остается основным и в настоящее время.

Налоговая система в России имеет очень богатую историю. Без налогов ни одно государство существовать не сможет. Каждый трудоспособный гражданин является налогоплательщиком в своей стране. И от того, как мы будем платить налоги, будет зависеть благосостояние нашего государства.

Налоги являются главным источником средств для государства. За счет налоговых поступлений государство финансирует расходы, связанные с обороной страны, использует часть этих средств на образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды.

Еще Екатерина Великая во времена своего правления сказала: «Налоги для государства – то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его».

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Большинство людей считало, что хороших налогов не бывает. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Попробуем найти ответ на поставленный вопрос в ролике о Фоме.

(Просмотр ролика «О Фоме»)

Учитель   Вы все уже много раз слышали о налогах. О налогах говорят дома родители, о них мы могли слышать по телевизору. И у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Попробуйте сами дать определение: «Что такое налог» и запишите ответ в свой маршрутный лист.

– А как вы считаете, надо ли платить налоги?



Вывод: платить налоги нужно обязательно!

Станция 6. «Супермаркет»


На этой станции


Беседа:

  • Может ли человек купить всё, что ему захочется?

  • Что нельзя купить ни за какие деньги?

  • Как называют человека, продающего товар? Как зовут человека, покупающего товар?

  • Чем отличается супермаркет от обычного магазина? Для чего в супермаркете ставят большие тележки?

  • Как найти в супермаркете самый дешевый товар?

  • Какой товар выставляют на стойках возле кассы? Для чего?


Задание 1. Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.

№ п\п

Буква










A. Выложить продукты из тележки.

Б. Получить сдачу.

В. Проверить сроки годности.

Г. Выбрать продукты.

Д. Проверить чек.

Е. Оплатить покупки.

Ё. Занять очередь в кассу.

Ж. Взять тележку.




Задание 2. Выберите основные виды продуктов для продовольственной корзины вашей семьи на месяц. Какие из товаров лучше не покупать вообще? Почему? Какие товары можно покупать время от времени?


Продукты

Необходимо

Время от времени

Не нужны

Яйцо




Майонез




Картофель




Овощи (морковь, лук, свекла, капуста и др.)




Сухофрукты




Соль




Креветки




Кондитерские изделия




Сельдь




Фрукты




Сало копченое




Молоко




Конфеты




Чипсы




Мясо




Сахар




Хлеб





Вывод: Нужно покупать продукты обдуманно, когда это нужно и сколько нужно, чтобы продукты не испортились.


Станция 7. «Кошелек или карта»


На этой станции участники сделают вывод, чем им удобнее пользоваться картой или наличными.


– Ребята, а кто знает, откуда у ваших родителей берутся деньги? Правильно, они получают зарплату на работе.

Игра «Да или нет».

Деньги можно заработать (да)

Деньги можно нарисовать (нет)

Деньги можно получить в подарок (да)

Деньги можно украсть (нет)

Деньги можно найти (да)

Деньги можно отобрать. (нет)

Деньги можно выиграть. (да)

– Давайте посмотрим, что в кошельке лежит? (монеты, банкноты, карты)

– Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета? (круглая, металлическая, звенит)

– Смотрите, у нас в кошельке ещё что-то лежит.

– Как можно назвать эти деньги? (банкноты)

– Правильно. А какие они?

– Бумажные, прямоугольные, шуршат.

– Какие банкноты вы знаете?

– Ребята, в кошельке осталось еще что-то?

– Достаем пластиковую карту?

– Что это? Какая она? Для чего она нужна?

– Когда деньги у нас в наличии, называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте. Такие карточки есть у родителей? Расскажите об использовании карты (Пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).

– Ребята, а сейчас давайте посмотрим мультфильм тётушки совы.

(Просмотр мультфильма)


– Давайте сделаем вывод, что удобнее наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)?

Вывод: Пластиковая карта лучше, чем наличные.


Ведущий: Вот и наше расследование подошло к концу. Предлагаю поделиться своими расследованиями, к каким выводам вы пришли. Давайте вместе составим рекомендации нашим клиентам «Как сэкономить деньги в семье», думаю, что и вам они пригодятся!

– Мы благодарим вас за активное участие в нашем расследование. И награждаем каждое детективное агентство грамотой.

(Команды награждаются грамотами)

Ведущий: Наша игра закончилась, но мы с вами не прощаемся, а говорим до новых встреч!

13