СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Квест-игра как средстсо формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Квест-игра как средстсо формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Квест-игра как средстсо формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ


Бюджетное учреждение высшего образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский государственный педагогический университет»


Факультет Психологии и педагогики

Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования





КВЕСТ – ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


курсовая работа


44.03.05 / Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Дошкольное образование и Дополнительное образование








Исполнитель:

Маркова Ульяна Александровна,

обучающаяся группы Б-1062

____________________________________

(подпись)

Научный руководитель:

Зырянова Светлана Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент

________________________

(подпись)


Оценка __________________________________

(подпись)


Заведующий кафедрой:

Абрамовских Н.В., д.п.н., доцент

(подпись)




Сургут 2024 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….

    1. Проблема формирования целеустремленности у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях………………….…8

    2. Особенности формирования целеустремлённости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации………………………………………………………………….13

    3. Педагогические возможности квест - игры в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста….………16

Выводы по первой главе…………………………………………………….…..21

Глава 2. Опытно-поисковое исследование по формированию целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста посредством квест-игр……………………………………

2.1.Выявление исходного уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………23

2.2 Методические рекомендации по работе, направленной на формирование целеустремленности знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством квест-игр……………………………………………………………34

Выводы по второй главе………………………………………………………..36

Заключение……………………………………………………………………….37

Список использованной литературы …………………………………………39











Введение

В современном обществе, где сталкиваются различные вызовы и требования, развитие целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей психологии и педагогики. Целеустремленность - это способность человека поставить перед собой цель и нацеливаться на ее достижение. Она является важным фактором успешности в достижении личных и профессиональных целей в будущем. В настоящее время существует множество методов и приемов, направленных на развитие у детей различных навыков и качеств. Однако, одно из самых эффективных и увлекательных средств – это использование квест-игр. Квест-игры являются интерактивными приключениями, в которых дети активно участвуют, решая разнообразные задачи и головоломки. Такой подход способствует развитию многих навыков, включая целеустремленность. Целеустремленность, в свою очередь, важна для успешной адаптации ребенка в современном обществе и достижения личных и профессиональных целей.

Анализ нормативных документов в контексте формирования такого важного нравственного качества, как целеустремленность, действительно является очень актуальной темой.

Рассмотрим этот вопрос подробнее. Целеустремленность – это ключевое качество, которое помогает человеку:

1. Ставить перед собой четкие цели

2. Настойчиво двигаться к их достижению

3. Преодолевать трудности на пути

4. Развиваться и совершенствоваться

При анализе нормативных документов в сфере образования и воспитания можно выделить следующие аспекты:

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС):

- Подчеркивают важность формирования личностных качеств учащихся

- Включают целеустремленность в перечень ключевых компетенций

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года:

-Акцентирует внимание на формировании у детей высокого уровня духовно-нравственного развития

-Выделяет целеустремленность как одно из важных качеств успешной личности

Профессиональный стандарт педагога

-Указывает на необходимость развития у обучающихся познавательной активности и самостоятельности

-Подразумевает формирование целеустремленности как составляющей успешного обучения

Исследованиями целеустремленности у старших дошкольников занимались А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович. Советские психологи проводили исследования в 1950-60-х годах. Они изучали формирование произвольного поведения у дошкольников, что тесно связано с целеустремленностью. А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович выяснили, что у старших дошкольников формируется способность ставить цели и достигать их.

Кэрол Двек проводила исследование по теории установок на рост. Кэрол Двек изучала, как разные установки влияют на целеустремленность и достижение детей. Основные выводы, которые были сделаны по завершению исследования: дети с «установкой на рост» более целеустремлены и настойчивы, также Двек выделила как важно хвалить детей за усилия, а не за врожденные способности.

Российские исследователи Е.О. Смирнова и О.В. Гударева изучали развитие произвольности и целенаправленности у дошкольников. Их исследование показало, что к старшему дошкольному возрасту дети способны ставить и планировать свои действия. Также они говорили о том, что важную роль в развитии целеустремленности играет общение со взрослыми и сверстниками.

Эти исследования показывают, что целеустремленность активно развивается в дошкольном возрасте, и на этот процесс влияют различные факторы.

Данная курсовая работа посвящена исследованию роли квест-игр как средства формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Квест-игры - это интерактивные приключенческие игры, в которых дети активно участвуют, решая задачи и проблемы, чтобы достичь определенной цели. Игра является непосредственной формой деятельности, которая легко вовлекает детей и мотивирует их стремиться к достижению целей.

Таким образом, квесты – это не только интересные и увлекательные игры, но и эффективное средство формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Они помогают развивать самостоятельность, самоуправление, коммуникативные и социальные навыки. Поэтому организация квестов стоит рассматривать как один из методов воспитания детей.

Данная тема актуальна, так как современные дети сталкиваются с множеством развлекательных и развивающих игр, а задача взрослых - помочь им развивать важные навыки и качества. Использование квест-игр в качестве средства формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста является одним из потенциальных методов достижения этой цели. Целеустремленность - это способность долго сосредотачиваться на выполнении задачи и продолжать работать над ней, несмотря на возможные трудности или препятствия. Это важный навык, который может помочь детям достигать успеха в школе и в жизни в целом.

В заключение, использование квест-игр в качестве средства формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста имеет большой потенциал. Они помогают развивать у детей навыки выдержки, настойчивости, работы в коллективе и творческого мышления. Однако, важно помнить, что квест-игры не являются единственным способом формирования целеустремленности и требуют правильного организационного подхода и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Необходимость изучения влияния квест-игр на формирование у детей целеустремленности обусловлена тем, что в современном обществе человеку приходится сталкиваться с различными проблемами и сложностями. В условиях постоянных перемен и повышенного конкурса важно сформировать у детей способность устанавливать конкретные цели и нацеливаться на их достижение. Квест-игры, благодаря своему участие-ориентированному подходу, могут эффективно способствовать формированию у детей целеустремленности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта можно выделить противоречие между значительным потенциалом квест-игры в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методических рекомендаций для педагогов дошкольной образовательной организации по данной проблеме.

Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования: каковы педагогические возможности квест-игры в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста?

С учетом актуальности проблемы, ее слабой разработанности и выявленного противоречия определена тема курсовой работы: «Квест-игры как средство формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста».

Целью исследования является: изучение влияния квест-игр на формирование целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: квест-игра как средство формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) охарактеризовать сущность и содержание процесса формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста;

2) определить педагогические возможности квест-игры в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста;

3) выявить критерии, показатели и уровни сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста;

4) разработать методические рекомендации по работе, направленной на формирование целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста посредством квест-игры.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов:

1) Методы теоретического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, метод сравнения, метод обобщения;

2) Методы эмпирического исследования: педагогическое наблюдение, беседа; опрос, анализ документации, анализ развивающей предметно-пространственной среды, анкетирование педагогов и родителей, качественная и количественная обработка экспериментальных данных.

Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Снегирёк» города Сургута ХМАО-Югры Тюменской области. Исследованием было охвачено 15 детей старшего дошкольного возраста, 2 педагога, 5 родителей детей старшего дошкольного возраста.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка литературы. Список литературы включает в себя 50 источников.









Глава 1. Теоретические основы формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста

    1. Проблема формирования целеустремленности детей дошкольного возраста психолого-педагогических исследованиях

В психолого-педагогических исследованиях различные аспекты развития личности ребенка дошкольного возраста привлекают особое внимание исследователей. Одна из актуальных проблем, которая требует отдельного исследования, – это формирование у детей целеустремленности.

Целеустремленность является важной компонентой развития личности и влияет на успешность достижения поставленных целей. Она помогает ребенку преодолевать трудности, находить решения в сложных ситуациях и развиваться как самостоятельная личность. Формирование целеустремленности у детей дошкольного возраста является важным заданием для педагогов и родителей.

Целеустремленность является одним из важных аспектов развития личности, особенно в раннем детстве. В современном обществе старшие дошкольники сталкиваются с различными вызовами и ситуациями, где их целеустремленность и нравственные качества играют ключевую роль. Исследование влияния целеустремленности на нравственное поведение старших дошкольников является актуальным и важным, поскольку помогает лучше понять процессы формирования моральных норм и ценностей в раннем возрасте.

Проблема развития целеустремленности у детей дошкольного возраста является важной для психолого-педагогических исследований. Целеустремленность - это способность устанавливать и достигать поставленные цели, она включает в себя настойчивость, мотивацию и умение планировать и прогнозировать результаты своих действий.

Исследования в этой области позволяют узнать о факторах, влияющих на развитие целеустремленности у детей дошкольного возраста. Одним из таких факторов является роль воспитания и образования в семье и в детском саду. Например, подходы воспитания, которые поощряют независимость и самостоятельность у детей, способствуют развитию их целеустремленности. Также важную роль играют мотивация и интересы ребенка. Когда дети испытывают интерес к задаче или деятельности, они склонны быть более настойчивыми и целеустремленными в ее выполнении. Развитие позитивного отношения к обучению и уверенности в своих способностях также может способствовать развитию целеустремленности у детей. Психолого-педагогические исследования позволяют разработать программы и методики, направленные на развитие целеустремленности детей дошкольного возраста. Например, использование игровых элементов и задач, адаптированных к возрастным особенностям детей, может способствовать развитию их целеустремленности.

Целеустремленность у детей играет важную роль в их развитии и достижении успехов как в школьной, так и во внеучебной деятельности. В этой связи, проведение психолого-педагогических исследований по проблеме целеустремленности дошкольников может быть очень полезным для понимания и улучшения этого аспекта их развития.

Одним из путей изучения проблемы целеустремленности дошкольников является использование наблюдений и непосредственного наблюдения за их поведением в различных контекстах - в группе, на игровой площадке или в домашней обстановке. Наблюдение за их способностью задержать внимание, сконцентрироваться на задаче и проявлять усердие в выполнении заданий может дать ценную информацию о их степени целеустремленности.

Другим подходом к психолого-педагогическому исследованию целеустремленности дошкольников является использование стандартизированных тестов или опросников, разработанных специально для измерения этого качества. Такие инструменты могут включать вопросы о способности устанавливать и достигать целей, о квалификации и сохранении интереса к задаче, а также о наличии или отсутствии упорства и настойчивости. Для получения полной картины целеустремленности дошкольников рекомендуется комбинировать различные методы и инструменты исследования. Качественные и количественные данные могут быть использованы вместе, чтобы получить более точное представление о различных аспектах целеустремленности детей.

Результаты психолого-педагогических исследований по проблеме целеустремленности дошкольников могут быть использованы для разработки педагогических программ и стратегий, направленных на улучшение этого аспекта их развития. Например, исследования могут выявить факторы, способствующие укреплению целеустремленности, и помочь педагогам и родителям создать подходящую среду и стратегии поддержки для развития этого качества у детей. В целом, психолого-педагогические исследования по проблеме целеустремленности дошкольников могут пролить свет на этот важный аспект их развития и помочь определить пути для его улучшения.

Вопрос о педагогах, занимающихся исследованиями по проблеме целеустремленности дошкольников интересен и актуален. Одним из известных исследователей в этой области является Виктор Васильевич Кудрявцев, российский психолог и педагог, чья работа посвящена развитию целеустремленности у детей дошкольного возраста. Одной из его исследовательских работ является монография "Проблема развития целеустремленности в дошкольном возрасте". В этой работе Кудрявцев представляет свою теорию развития целеустремленности и приводит результаты исследований, выполненных им среди детей дошкольного возраста. Он обращается к таким аспектам, как формирование желания достижения цели, осознание значимости цели, планирование и контроль своих действий для достижения цели.

Другими исследователями, занимающимися этой проблематикой, являются Любовь Михайловна Обухова и Елена Валерьевна Сапрыкина. В своей работе "Задачи развития целеустремленности у детей дошкольного возраста" они рассматривают различные методики и подходы к развитию целеустремленности у детей. В своих исследованиях они акцентируют внимание на взаимодействии родителей и педагогов с детьми, использовании игровых методов в обучении и развитии целеустремленности.

Также, стоит отметить работы зарубежных исследователей, таких как Кэррол Д. Итон, Эмми Вермиллион и Терри Ф. Садон. Они также проводили исследования по проблеме целеустремленности у дошкольников и в своих работах предлагают различные подходы к ее развитию, основанные на принципах игры, награды и подкрепления.

В целом, исследования по проблеме целеустремленности дошкольников проводятся многими педагогами и психологами как в России, так и за рубежом. Эти исследования дают возможность более глубокого понимания процесса развития целеустремленности у детей дошкольного возраста и предлагают практические рекомендации для педагогов и родителей.

Исследование проблемы целеустремленности у дошкольников было предметом изучения многими психологами. В детском возрасте формируется основа для развития целеустремленности, что может оказывать влияние на будущие успехи и достижения ребенка.

Одним из ранних психологов, занимавшихся исследованием целеустремленности у дошкольников, был Джон Пиаже. Он предлагал теорию развития когнитивных способностей, включая формирование понимания целей и стремления к их достижению. По его мнению, дошкольники находятся на стадии преоперационального периода, в котором они начинают осознавать свои цели и начинают разрабатывать планы для их достижения.

Другими психологами, изучавшими проблему целеустремленности у дошкольников, были Эдуард Декек и ЭнгельбертПрунер. Они провели исследование, известное как "Маршмэллоу тест", в котором детям предлагалось выбрать между получением небольшой награды немедленно или получением более ценной награды через некоторое время. Исследование показало, что дети, которые отложили получение награды, проявили большую степень целеустремленности и имели долгосрочные успехи в своих жизнях.

Более современные исследования в области целеустремленности у дошкольников включают работу Лоры Фуксман и ее коллег по программе "Ориентиры достижений в начальном образовании". Они провели исследование на протяжении нескольких лет и обнаружили, что дошкольники, которые имеют более высокий уровень целеустремленности, имеют больше шансов достичь успеха в школе и в жизни в целом.

В исследованиях проблемы целеустремленности у дошкольников использовались различные методы, включая наблюдение, тестирование и интервью. Эти исследования позволяют понять, как формируется целеустремленность в раннем детстве, а также определить факторы, которые способствуют ее развитию.

В заключение, исследование проблемы целеустремленности у дошкольников проводилось многими психологами. Эти исследования позволяют нам понять, как формируются цели и стремление к их достижению среди детей. Они помогают нам определить факторы, которые могут способствовать развитию целеустремленности и успешности в будущем.

Таким образом, исследования в области формирования целеустремленности у детей дошкольного возраста играют важную роль в понимании этой проблемы и помогают разрабатывать методики и программы для ее решения.

























1.2. Особенности формирования целеустремлённости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации

Целеустремленность у детей старшего дошкольного возраста — это способность выделять цель, ставить перед собой задачи и добиваться их достижения. Формирование этого качества важно для развития личности ребенка и его успешной адаптации в социуме. В условиях дошкольной образовательной организации целеустремленность у детей может формироваться через разнообразные методы и приемы.

Формирование целеустремленности является одной из важнейших задач педагогической работы в дошкольных образовательных организациях. Дети старшего дошкольного возраста находятся на стадии активного формирования личности, их интересы и мотивы становятся более осознанными. В этот период особенно важно помочь ребенку научиться ставить и добиваться целей.

Одним из ключевых моментов в формировании целеустремленности является создание стимулирующей образовательной среды. В дошкольной организации необходимо предоставлять разнообразные игровые, обучающие и творческие материалы, которые будут мотивировать детей к самостоятельным действиям и достижению поставленных целей.

Целеустремленность – одно из ключевых качеств, которое поможет ребенку в будущем достигать своих целей и преодолевать трудности. Для того, чтобы сформировать данное качество рассмотрим формы, методы и средства формирования целеустремленность у детей старшего дошкольного возраста.

Формы формирования целеустремленности:

1. Игровая деятельность (ролевые игры, настольные игры с правилами, спортивные игры)

2. Проектная деятельность (краткосрочные проекты, долгосрочные проекты)

3. Творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование)

4. Образовательная деятельность

5. Трудовая деятельность (дежурства , уход за растениями, помощь взрослым)

Методы формирования целеустремленности:

1. Словесные методы (беседы о важности постановки целей, чтение и обсуждение сказок и рассказов о целеустремленных героях, поощрение и похвала)

2. Наглядные методы (демонстрация примеров целеустремленного поведения, просмотр мультфильмов и видео о достижении целей)

3. Практические методы (создание ситуаций успеха, постановка конкретных, достижимых целей, разбиение больших задач на мелкие шаги)

4. Игровые методы (использование соревновательных элементов, ролевые игры с целеустремленными персонажами, квесты и игры-путешествия с достижением конкретной цели)

5. Методы стимулирования (поощрение за достижение целей, создание системы наград и бонусов, публичное признание успехов ребенка)

Средства формирования целеустремленности:

1. Предметно-развивающая среда (уголки для самостоятельной деятельности, доски целей и достижений, материалы для творчества и конструирования)

2. Дидактические материалы (настольные игры на достижение целей, карточки с заданиями разной сложности)

3. Технические средства (образовательные приложение и игры)

4. Литература (книги о целеустремленных героях, энциклопедии о достижениях человечества, рабочие тетради с заданиями на планирование)

5. Природные и бытовые материалы (материалы для экспериментирования, предметы для сюжетно-ролевых игр)

Необходимо уточнить, что формирование целеустремленности – это комплексный процесс, который требует систематического подхода и поддержки со стороны взрослых. Сочетание различных форм, методов и средств поможет сделать этот процесс более эффективным и увлекательным для детей.

Также важно поощрять и поддерживать у детей их стремление к достижению целей. Похвала, одобрение, интерес со стороны педагогов и родителей играют важную роль в формировании у детей уверенности в своих силах и желания добиваться успеха.

Разнообразные игры, задачи, проекты и эксперименты в рамках образовательной программы также способствуют развитию целеустремленности у детей. Участие в коллективных мероприятиях, совместное решение задач, достижение общих целей способствует формированию чувства ответственности и целеустремленности у детей

















.


1.3. Педагогические возможности квест - игры в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста

Педагогические возможности квест-игры в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.

Квест-игры предоставляют огромные возможности для развития целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. В процессе игры ребенок становится активным участником, который должен достичь определенной цели или решить задачу. Для этого ему необходимо спланировать свои действия, поставить маленькие цели и идти к ним, преодолевая различные препятствия.

Квест-игры требуют умения работать в команде и эффективно взаимодействовать с другими участниками. Ребенок учится слушать и уважать мнение других, а также предлагать свои идеи. Он осознает, что только совместными усилиями можно продвинуться к цели и достичь успеха.

В процессе квест-игр дети сталкиваются с различными трудностями, которые требуют настойчивости и умения не сдаваться при первой неудаче. Они учатся преодолевать препятствия, искать различные пути решения и быть готовыми к непредвиденным ситуациям. В результате таких игр дети развивают свою целеустремленность и находят решения даже в сложных и непривычных ситуациях.

Квест-игры также способствуют развитию планирования и саморегуляции у детей. Предварительное планирование решения задачи или достижения цели помогает ребенку структурировать свои мысли и действия, а также контролировать свой прогресс в процессе игры. Он учится принимать ответственность за свои решения и действия, а также контролировать свои эмоции.

Педагогическая работа с использованием квест-игр позволяет создать благоприятную среду для развития целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Игра стимулирует их интерес и мотивацию к достижению поставленной цели, а также развивает такие качества, как настойчивость, планирование и саморегуляция. Результатом такой работы становится формирование у детей устойчивого интереса к достижению цели и готовности преодолевать трудности на пути к ней.

Одним из эффективных методов формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста является игра в виде квеста. Квест – это игра, в которой участники решают различные задания и головоломки, следуя подсказкам и инструкциям. В процессе игры дети развивают такие навыки, как логическое мышление, способность к сотрудничеству, осознанное планирование и целеполагание.

Квест – игра, которая позволяет детям старшего дошкольного возраста развивать не только физические и интеллектуальные навыки, но и важные личностные качества. Одним из таких качеств, которые можно формировать с помощью квестов, является целеустремленность.

Цель игры квеста заключается в том, чтобы решить поставленные перед игроками задачи и достигнуть определенной цели. Дети, которым предлагается пройти квест, учатся выстраивать план действий, ставить перед собой цели и стремиться к их достижению. Они понимают, что для успешного прохождения игры нужно сосредоточиться, смекалку и находчивость. Таким образом, квесты помогают развивать у детей целеустремленность.

Преимущество квестов в том, что они создают условия для активного и познавательного участия детей. Играя в квесты, дети сами становятся основными героями и принимают на себя ответственность за свои действия. Они изучают новую информацию и ищут способы решения проблемных ситуаций, развивая тем самым самостоятельность и самоуправление.

Кроме того, квесты способствуют формированию у детей коммуникативных и социальных навыков. В процессе игры они вынуждены общаться с другими участниками, сотрудничать и обмениваться информацией. Они учатся слушать и выражать свои мысли, а также принимать решения в коллективе. Все это помогает формированию целеустремленности, поскольку дети понимают, что только совместными усилиями можно добиться успеха.

Квесты дают возможность детям осознать значение достижения цели и преодоления трудностей. Участие в квесте требует от детей концентрации внимания, настойчивости и упорства, что способствует развитию их целеустремленности. Кроме того, игра в виде квеста позволяет детям осознать свои сильные стороны и учиться использовать их в достижении поставленных целей.

Игровая форма квеста способствует вовлечению ребенка в активный и творческий процесс, что является важным моментом в формировании целеустремленности. В игре дети ощущают себя главными героями, контролируют процесс и видят результаты своих действий. Это развивает у них уверенность в своих силах и желание добиваться успеха.

Таким образом, игра в виде квеста является эффективным средством формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Она предоставляет возможность детям развивать важные навыки и качества, необходимые для достижения поставленных целей. Педагоги и родители могут активно использовать этот метод в своей работе для повышения мотивации и развития целеустремленности у детей.

Использование квестовых игр является эффективным средством формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Квест – это интерактивная игра, в ходе которой дети решают задачи и выполняют определенные действия, чтобы достичь определенной цели. Квесты позволяют развивать такие качества, как настойчивость, умение работать в команде, стремление к достижению результата.

В ходе игры ребенок сталкивается с различными препятствиями, которые требуют от него преодоления трудностей и поиска решений. В процессе решения задач в квесте дети учатся анализировать ситуацию, принимать решения, самостоятельно действовать. Они учатся ставить перед собой цели и преодолевать преграды на пути к их достижению.

Квесты могут быть организованы в рамках дошкольной образовательной организации, в том числе и на учебных занятиях. Они позволяют активизировать деятельность детей, развить их логическое мышление, внимание, память, творческое мышление. Кроме того, квесты способствуют развитию коммуникативных навыков детей, так как в ходе игры они должны сотрудничать и взаимодействовать с другими участниками.

Важным аспектом организации квестовых игр является поддержка педагогом. Он должен создавать атмосферу доверия и поддержки, помогать детям преодолевать трудности, а также обсуждать и анализировать результаты игры с детьми. Такой подход позволяет учить детей выстраивать план действий, учиться извлекать уроки из своих ошибок, формировать позитивное отношение к достижению цели.

Квест-игры могут быть эффективным инструментом формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста по нескольким причинам. Во-первых, квест-игры часто требуют от детей решения сложных задач и преодоления препятствий для достижения конечной цели. Это помогает развивать выдержку и настойчивость у детей.

Во-вторых, квест-игры часто организуются в командной форме, где дети должны сотрудничать и объединять свои усилия для достижения общей цели. Это помогает развивать у детей навыки работы в коллективе, взаимопомощи и взаимодействия.

В-третьих, квест-игры могут быть организованы таким образом, что дети будут вынуждены преодолеть трудности и решать проблемы, что способствует развитию их творческого мышления и способности находить нестандартные решения. Например, в квест-игре дети могут получить задачу найти и решить серию загадок и головоломок, чтобы найти потерянное сокровище или спасти вымышленного персонажа. В процессе решения этих задач дети будут сталкиваться с трудностями и препятствиями, которые они должны преодолеть, чтобы достичь поставленной цели.

Таким образом, квестовые игры являются эффективным средством формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют развитию таких качеств, как настойчивость, умение работать в команде, стремление к достижению результата. Квесты могут быть организованы как самостоятельное занятие, а также интегрированы в учебный процесс в дошкольной образовательной организации

































Выводы по первой главе

На основе всего выше сказанного можно отметить, что изучение целеустремленности как нравственного качества старших дошкольников представляет собой актуальную и важную тему, имеющую широкие перспективы в современном обществе. Развитие этого качества у детей может не только способствовать формированию их личностной целостности, но и являться ключевым фактором успешной адаптации в современном мире. Целеустремленность позволяет старшим дошкольникам учиться ставить и достигать цели, развивать самоконтроль и самодисциплину, что важно не только на уровне индивидуального развития, но и для формирования ответственности перед обществом. Поэтому изучение этого качества у детей сегодня имеет большое значение в контексте решения существующих глобальных проблем, таких как недостаток этики и морали в обществе, агрессия и конфликты среди людей. Таким образом, дальнейшее исследование целеустремленности как нравственного качества старших дошкольников не только способствует развитию личности ребенка, но и направлено на создание благоприятной среды для современного общества, где этика, ответственность и целеустремленность играют ключевую роль в решении сложных вызовов современного мира.

Многочисленные психологи посвятили свои исследования вопросу целенаправленности у малышей. Эти работы открывают для нас двери в понимание процесса формирования целей и желания их достичь у детей. Они дают возможность выявить ключевые аспекты, которые могут способствовать развитию целеустремленности и, как следствие, будущему успеху ребенка. Так, глубокое изучение вопроса целеустремленности у детей младшего возраста занимает центральное место в понимании этой темы и способствует созданию эффективных методов и программ для ее решения.

Важно поощрять и поддерживать у детей стремление к достижению поставленных целей. Похвала, одобрение и интерес со стороны педагогов и родителей играют ключевую роль в формировании у детей уверенности в собственных способностях и желании достигать успеха.

Разнообразные игры, задания, проекты и эксперименты в рамках учебной программы также способствуют развитию у детей целеустремленности. Участие в коллективных мероприятиях, совместное решение задач и достижение общих целей способствуют формированию чувства ответственности и нацеленности на результат у детей.

Таким образом, квесты являются эффективным инструментом для развития у детей старшего дошкольного возраста целеустремленности. Они способствуют развитию таких качеств, как настойчивость, способность работать в команде и стремление к достижению цели. Квесты могут проводиться как самостоятельное занятие или интегрироваться в учебный процесс в дошкольном учреждении.























Глава 2. Опытно-поисковое исследование по формированию целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста посредством квест-игр

2.1. Выявление исходного уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста

Диагностика уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста проходила на базе детского сада «Снегирёк» города Сургута ХМАО-Югры. Исследованием было охвачено 15 детей старшего дошкольного возраста, 2 педагога .

Эксперимент проходил, не нарушая образовательного процесса ДОО.

Методика констатирующего эксперимента была разработана на основе следующих задач:

1.Выявить критерии, показатели и уровни сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Осуществить выбор диагностического инструментария для выявления уровней сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Изучить состояние работы ДОО по изучаемой проблеме. Выявить заинтересованность педагогов в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста, определить, используют ли педагоги квест-игру в данном процессе.

Для проведения диагностики были использованы следующие методы и методики исследования:

  1. Тест «Концентрация внимания» А.Р. Лурия.

  2. Методика «Маршрут преодоления препятствий» Н.М. Верещагин.

  3. Методика «Шкала целеустремленности Шерингтон».

Для определения уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста были выделены определенные критерии и показатели.

Таблица 1

Критерии и показатели сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.

Критерии

Показатели

Методики исследования

Способность ребенка сосредотачивать внимание на выполнении задач

Умение ребенка игнорировать отвлекающие факторы, переключаться между заданиями без потери фокуса

Тест «Концентрация внимания» А.Р. Лурия

Степень настойчивости ребенка в достижении цели

Умение контролировать свои действия в различных ситуациях (игровых, образовательных и т.д.)

Методика «Маршрут преодоления препятствий» Н.М. Верещагин

Уровень целеустремленности ребенка

Способность детей сосредотачиваться на поставленной задаче на протяжении определенного времени

Методика «Шкала целеустремленности Шерингтон»


На основании выделенных критериев и показателей были выделены уровни сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 2

Уровни сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста

Уровни

Показатели

Высокий

Целеустремленность сформирована хорошо, развиты умения игнорировать отвлекающие факторы и контролировать свои действия, способны сосредотачиваться на поставленной задаче на протяжении определенного времени

Средний

Целеустремленность сформирована достаточно хорошо, но иногда ребенок может отвлекаться на внешние раздражители, временно теряет фокусировку при выполнении поставленной задачи

Низкий

Целеустремленность плохо сформирована, ребенок не фокусируется на поставленной задаче


Для выявления сформированности умения ребенка игнорировать отвлекающие факторы, с детьми проводился тест «Концентрация внимания» А.Р.Лурия

Задание 1.

Цель: Оценить способность детей сосредотачивать внимание на выполнении задач

Материалы: таблица с цифрами, пустая таблица.

Методика проведения: в левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40, детям необходимо переписать их в правую таблицу в порядке возрастания. Таблицу необходимо заполнять начиная с верхнего левого угла.

Методика оценивания: представлена в табл. 3

Таблица 3

Умения ребенка игнорировать отвлекающие факторы

Уровни

Показатель

Высокий

5-6 баллов – ребенок справился с заданием и не отвлекался от него на протяжении всего времени, отвлекся один раз

Средний

3-4 балла – ребенок справился с заданием, но иногда отвлекался

Низкий

0-2 балла – ребенок не смог сосредоточиться на задании


Таблица 4

Выявление уровней развития умений игнорировать отвлекающие факторы

ФИО

Количество баллов

Уровень

1

Кирилл Ж.

3

Средний

2

Хабиб А.

5

Высокий

3

Екатерина М.

4

Средний

4

Савелий Р.

4

Средний

5

Иван К.

3

Средний

6

Данил В.

4

Средний

7

Дарья Л.

5

Высокий

8

Елизавета С.

6

Высокий

9

Ксения Г.

1

Низкий

10

Егор К.

1

Низкий

11

Ярослава И.

4

Средний

12

Агата Н.

4

Средний

13

Андрей Р.

5

Высокий

14

Али Б.

4

Средний

15

Ярослава В.

4

Средний


По результатам диагностического задания с детьми старшего дошкольного возраста были выявлены следующие уровни развития умений игнорировать отвлекающие факторы:

  1. Высокий уровень. 27% детей обладают высоким уровнем развития умений игнорировать отвлекающие факторы (4 человека). Дети подошли к заданию ответственно. Выполнили задание верно, отвлекались только один раз или не отвлекались вообще.

  2. Средний уровень. 60% детей обладают средним уровнем развития умений игнорировать отвлекающие факторы (9 человек). Все верно выполнили задание, но отвлекались во время выполнения.

  3. Низкий уровень. 13% детей обладают низким уровнем развития умений игнорировать отвлекающие факторы (2 человека). Дети не смогли сосредоточится на выполнении задания. Задание выполнили верно, но решали его очень долго и не сосредоточенно в полном объеме.

Данные уровни представлены на рис.1.

Рис.1. Уровни развития умений игнорировать отвлекающие факторы у детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, было установлено, что компонент – умение игнорировать отвлекающие факторы у детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне.

Для того, чтобы выявить степень настойчивости ребенка в достижении цели проводилась диагностическая методика «Маршрут преодоления препятствий» Н.М. Верещагин

Задание 2.

Цель: Оценить целеустремленность и настойчивость ребенка в достижении цели.

Материалы: предметы – препятствия

Методика проведения: педагог готовит ребенку лабиринт, который ребенку предстоит преодолеть. Педагог наблюдает за прохождением лабиринта ребенком.

Методика оценивания: представлена в табл.5

Таблица 5

Уровни степени настойчивости ребенка в достижении цели

Уровни

Показатель

Высокий

Ребенок проходит лабиринт усердно преодолевая препятствия

Средний

Ребенок прошел лабиринт не стараясь, ему требовалась помощь педагога

Низкий

Ребенок самостоятельно не прошел лабиринт

По результатам данного задания были выявлены следующие уровни степени настойчивости ребенка в достижении цели:

Таблица 6

Степень настойчивости ребенка в достижении цели

ФИО

Уровень

1

Кирилл Ж.

Средний

2

Хабиб А.

Высокий

3

Екатерина М.

Средний

4

Савелий Р.

Средний

5

Иван К.

Средний

6

Данил В.

Средний

7

Дарья Л.

Средний

8

Елизавета С.

Средний

9

Ксения Г.

Средний

10

Егор К.

Низкий

11

Ярослава И.

Средний

12

Агата Н.

Средний

13

Андрей Р.

Средний

14

Али Б.

Средний

15

Ярослава В.

Средний

По результатам диагностического задания с детьми старшего дошкольного возраста были выявлены следующие уровни степени настойчивости достижения цели у старших дошкольников:

  1. Высокий уровень. Диагностика позволила установить, что у 6% степень настойчивости достижения цели на высоком уровне (1 человек).

  2. Средний уровень. У 88% детей наблюдается средний уровень степени настойчивости достижения цели (13 человек).

  3. Низкий уровень. Диагностика позволила установить, что у 6% степень настойчивости достижения цели на низком уровне (1 человек).

Данные уровни представлены на рис.2

Рис.2. степень настойчивости достижения цели у детей старшего дошкольного возраста

Таким образом, было установлено, что такой компонент, как степень настойчивости достижения цели у детей старшего возраста находится на среднем уровне. 88% детей не смогла самостоятельно преодолеть препятствия и пройти лабиринт до конца.

Для того, чтобы выявить уровень целеустремленности ребенка использовалась методика «Шкала целеустремленности Шерингтон».

Задание 3.

Цель: определить направленность ребенка на цели и готовность ее достигать.

Методика проведения: педагог наблюдает за детьми в ходе игровой и образовательной деятельности. По ходу занятия педагог ставит перед детьми определенную цель и наблюдает за ее выполнением.

Методика оценивания: представлена в табл.7

Таблица 7

Уровни направленности старшего дошкольника на цель и готовность достичь ее.

Уровни

Показатель

Высокий

Ребенок самостоятельно решает задание

Средний

Ребенку требуется помощь для решения поставленной цели

Низкий

Ребенок не справляется самостоятельно


По результатам последнего задания были выявлены следующие уровни направленности старшего дошкольника на цель и готовность ее достигать.

Таблица 8

Выявление уровней направленности старшего дошкольника на цель и готовность ее выполнить

ФИО

Уровень

1

Кирилл Ж.

Средний

2

Хабиб А.

Высокий

3

Екатерина М.

Средний

4

Савелий Р.

Высокий

5

Иван К.

Высокий

6

Данил В.

Высокий

7

Дарья Л.

Средний

8

Елизавета С.

Высокий

9

Ксения Г.

Высокий

10

Егор К.

Средний

11

Ярослава И.

Средний

12

Агата Н.

Средний

13

Андрей Р.

Средний

14

Али Б.

Высокий

15

Ярослава В.

Средний


По результатам диагностики с детьми старшего возраста были выявлены следующие уровни направленности на цель и готовность к ее достижению.

  1. Высокий уровень. У 46% детей был выявлен высокий уровеньнаправленности на цель и готовность к ее достижению (7 человек). Дети самостоятельно выполнили все задания данные им в ходе образовательной деятельности.

  2. Средний уровень. У 54% детей выявлен средний уровень направленности на цели и готовность к ее достижению (8 человек). Эти дети решили задания, но им понадобилась помощи педагога.

  3. Низкий уровень. Не был выявлен

Данные уровни представлены на рис.3

Рис.3. Уровни направленности на цели и готовность к ее достижению у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, продиагностировав такой компонент, как направленность детей на цель и готовность к ее выполнению, установили, что у большинства детей средний уровень.

Для решения 3 поставленной задачи, выявить заинтересованность педагогов в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста, определить, используют ли воспитатель квест-игры в данном процессе было проведено анкетирование 2 педагогов.

Таблица 9

Анкетирование педагогов по вопросу заинтересованности в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста

Вопрос

Да

Нет

П1

П2

П1

П2

1

Актуальна ли в наше время проблема формирования целеустремленности у старших дошкольников?

+

+



2

Часто ли Вы уделяете внимание развитию целеустремленности у детей в своей педагогической практике?


+

+


3

Удовлетворены ли Вы своими знаниями о методах формирования целеустремленности у дошкольников?

+

+



4

Хотели бы Вы повысить свою компетентность в вопросах формирования целеустремленности у детей?

+

+



5

Считаете ли Вы, что в вашем дошкольном учреждении уделяется достаточно внимания формированию целеустремленности у детей?

+



+

6

Часто ли Вы взаимодействуете с родителями по вопросам формирования целеустремленности?



+

+

7

Важна ли роль игровой деятельности в формировании целеустремленности детей?

+

+



8

Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

+

+



9

Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?

+

+



10

Как Вы думаете, квест-игра может помочь детям в формировании целеустремленности?

+

+



11

Используете ли Вы квест-игру для формирования целеустремленности детей?



+

+


По результатам ответов воспитателей, можно сделать вывод что работа по патриотическому воспитанию ребят проводится, и педагоги используют специальные методики и технологии в своей работе, но не используют квест-игры как средство формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.

Суммировав результаты всех диагностических заданий, к высокому уровню относится % детей, к среднему - %, к низкому - %.

Таблица 10

Выявление уровня сформированности целеустремленности детей старшего дошкольного возраста

Уровни

«Концентрация внимания»

«Маршрут преодоления препятствий»

«Шкала целеустремленности»

Итог

Высокий

27%

6%

46%

26%

Средний

60%

88%

54%

67%

Низкий

13%

6%

0%

7%


Рис.4 Уровень сформированности целеустремленности детей старшего дошкольного возраста
















2.2 Методические рекомендации по работе, направленной на формирование целеустремленности знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством квест-игр

Методические рекомендации представляют собой систему инструкций и советов, направленных на эффективную работу по формированию целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста с использованием квест-игр.

1. Подготовка квеста. Важным этапом является тщательная подготовка квеста, учитывающая возрастные особенности детей и привлекающая их интерес. Рекомендуется использовать знакомые и понятные детям сюжеты, обеспечить разнообразие заданий и загадок, а также уровень сложности, который будет постепенно повышаться.

2. Организация игры. Важно правильно организовать игру, чтобы дети чувствовали себя комфортно и заинтересованно участвовали в процессе. Рекомендуется разделить их на небольшие группы, чтобы каждый ребенок активно участвовал в решении задач. Также важно предоставить детям достаточно времени для обсуждения и обмена мнениями.

3. Стимулирование целеустремленности. Целью игры является формирование у детей целеустремленности и настойчивости. Для этого важно стимулировать их интерес и мотивацию к решению задач. Рекомендуется использовать поощрения и похвалу за каждое достижение, а также давать возможность детям самостоятельно осуществлять выбор и принимать решения.

4. Учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок уникален и имеет свои индивидуальные особенности. При работе по формированию целеустремленности важно учитывать эти особенности и адаптировать методику под каждого ребенка. Рекомендуется предоставлять возможность для саморефлексии и самооценки, а также помогать детям устанавливать реалистичные цели.

5. Постепенное усложнение задач. Чтобы развивать целеустремленность у детей, рекомендуется постепенно усложнять задачи и загадки в игре. Это поможет детям ощутить награду за достижение более сложных целей, а также развивать их настойчивость и уверенность в своих силах.

Применение квест-игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста можно рассматривать как эффективный способ формирования целеустремленности. Систематическая и грамотная работа по методике квест-игр позволит развить у детей навыки наступательности, самостоятельности и уверенности в своих силах,что в дальнейшем будет полезно для их успешной жизни и обучения.







































Выводы по второй главе

Во второй главе исследования были проведены анализ и синтез результатов исследования о влиянии квест-игр на формирование целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ результатов показал, что квест-игры являются эффективным средством формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Участие в квесте позволяет детям оказаться в роли главного героя, что способствует развитию лидерских качеств и повышению мотивации к достижению поставленных целей. Кроме того, квест-игры требуют решения различных задач и преодоления трудностей, что помогает развить у детей уверенность в своих силах и научиться находить способы достижения целей.

В процессе исследования было выявлено, что квест-игры способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, самостоятельность и ответственность. Дети, принимающие участие в квестах, проявляют желание довести задуманное до конца, они становятся более самостоятельными в принятии решений и активно вовлекаются в выполнение поставленных задач. Кроме того, участие в квесте требует ответственности за свои действия и выборы, что способствует развитию ответственности у детей.

Вторая глава исследования подтвердила гипотезу о том, что квест-игры являются эффективным средством формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Участие в квесте способствует развитию лидерских качеств, повышению мотивации к достижению целей, развитию уверенности в себе, настойчивости, самостоятельности и ответственности.

Таким образом, квест-игры могут быть рекомендованы как эффективный метод формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. В дальнейшем исследовании необходимо продолжить изучение влияния квест-игр на формирование целеустремленности у детей разного возраста, а также определить оптимальные условия проведения квестов для достижения наилучших результатов.



Заключение

Квест-игра является эффективным и интересным средством формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Она позволяет развить у детей навыки планирования, организации, самостоятельности и настойчивости, что важно для успешной адаптации в школьной среде и дальнейшего личностного роста.

Во время квест-игр дети сталкиваются с различными заданиями и преградами, которые требуют участия всей команды для их решения. Это стимулирует развитие коллективных навыков и умений, таких как сотрудничество, коммуникация, распределение ролей и учет мнения других участников. Дети учатся работать в команде, договариваться, принимать общие решения и справляться с разногласиями – важные компетенции для успешной коммуникации в любой сфере жизни.

В процессе прохождения квест-игры, дети становятся более настойчивыми и целеустремленными. Они учатся не сдаваться при сложностях и находить альтернативные пути решения задач. Квест-игра дает детям возможность осознать, что упорство и труд помогают достичь поставленной цели. Это важный жизненный урок, который они могут применить не только в игре, но и в реальной жизни.

Кроме того, квест-игра способствует развитию самостоятельности и ответственности у детей. Ведь во время игры ребята должны самостоятельно принимать решения, планировать свои действия, контролировать выполнение задач. Они становятся ответственными за свои действия и результаты. Такой опыт формирует у детей уверенность в своих силах и способность преодолевать трудности.

В целом, квест-игра является эффективным способом формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Она развивает не только интеллектуальные и физические навыки, но и социальные, эмоциональные и мотивационные компетенции. Квест-игра активно включает детей в процесс обучения и позволяет им радостно и с пользой проводить время, развивая важные навыки и качества, необходимые для успешного будущего.





















































Источники

  1. Алиева Т.И., Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. / Алиева Т.И, Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и др. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 225, ISBN 978-5-9949-0411-4. . – Текст : непосредственный.

  2. Амунова О.С., Квест-игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2018. – № 1 (16). ISBN отсутствует

  3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. ISBN отсутствует

  4. Басов М.Я., Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1975. ISBN отсутствует

  5. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с. : . - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-91180-846-4 Текст : непосредственный.

  6. Венгер Л.А., Психология : [По спец. N2002 "Дошк. воспитание" и N2010 "Воспитание в дошк. учреждениях"] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - Москва : Просвещение, 1988. - 335,[1] с.; 22 см. - (Учеб. пособие для пед. уч-щ).; ISBN 5-09-000760-8 Текст : непосредственный.

  7. Веракса Н.Е., Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Текст] : для работы с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. - Москва : Мозаика-Синтез, 2012. - 77, [2] с.; 24 см. - ; ISBN 978-5-86775-974-2 Текст : непосредственный.

  8. Веракса Н.Е., От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозакика-синтез 2014. — 368 с. ISBN 978-5-86775-813-4 Текст : непосредственный.

  9. Выготский Л.С., Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. ISBN отсутствует

  10. Венгер Л.А., Психология./ Венгер Л.А., Мухина В.С. — М.: «Просвещение»,1988. — 336 с. — (Учебное пособие для педагогических училищ). — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=19330.

  11. Губанова Н.Ф., Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. ISBN отсутствует

  12. Давыдов В.В., Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов; Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. "Развивающее обучение". - Москва : ОПЦ "ИНТОР", 1996. - 541,[1] с. : ил.; ISBN 5-89404-001-9 .Текст : непосредственный.

  13. Доронова Т.Н., Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева. - 3. изд. - Москва : Воспитание дошкольника, [2002]. - 127 с. ISBN отсутствует

  14. Дыбина О.В., Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром / О. В. Дыбина. - Москва : Пед. о-во России, 2007. - 127 с..; ISBN 978-5-93134-324-2 Текст : непосредственный.

  15. Жесткова Л.С., Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду [Текст] : из опыта работы / Л. С. Жесткова, С. Н. Баркан, Н. В. Лузай. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2014. - 79 с..; ISBN 978-5-89814-980-2 Текст : непосредственный.

  16. Жукова О.Г., Квест-игра как технология интерактивного обучения детей дошкольного возраста Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57038

  17. Запорожец А.В., Избранные психологические труды: в 2 т. / А. В. Запроржец ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; Академия педагогических наук СССР; Москва : Педагогика, 1986. ISBN отсутствует


  18. Запорожец А.В., Психология действия : Избр. психол. тр. / А.В. Запорожец: МОДЭК, 2000. - 731с.; ISBN 5-89502-104-2 Текст : непосредственный.

  19. Зырянова А.В., Организация квест-игр для детей дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2018. – № 7. ISBN отсутствует

  20. Ильин Е.П., Психология воли / Е. П. Ильин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва [и др.] : Питер, 2009. - 364 с. ; ISBN 978-5-388-00269-3 Текст : непосредственный.

  21. Козлова С.А., Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 2. Изд. - Москва : Академия, 2000. - 414,.; ISBN 5-7695-0188-X Текст : непосредственный.

  22. Короткова Н.А., Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Короткова. - 3-е изд. - Москва : Линка-Пресс, 2015. - 208 с. .; ISBN 978-5-9043-4699-7 Текст : непосредственный.

  23. Кравцов Г.Г., Психология и педагогика обучения дошкольников : учебное пособие для студентов высших учебных заведений,/ Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2013. - 261 с.; . - (Высшее профессиональное образование).; ISBN 978-5-4315-0185-2 (в пер.) Текст : непосредственный.

  24. Кравцова Е.Е., Психология и педагогика обучения дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. ISBN 978-5-4315-0185-2 Текст : непосредственный.

  25. Кудрявцев В.Т., Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов; Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. "Развивающее обучение". - Москва : ОПЦ "ИНТОР", 1996. - 541,[1] с. : .; ISBN 5-89404-001-9 Текст : непосредственный.

  26. Леонтьев А.Н., Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2009. – 422с.; ISBN 978-5-89357-278-0 . Текст : непосредственный.

  27. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 318 с. : ISBN 978-5-388-00493-2 Текст : непосредственный.

  28. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - М.: Знание, 1984

  29. Михайленко Н.Я., Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - Изд. 3-е, испр. - Москва : Линка-Пресс, 2015. - 91, с.; .; ISBN 978-5-904347-03-1 Текст : непосредственный.

  30. Михайленко Н.Я., Как играть с ребенком/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 4-е изд. - Москва : Линка-Пресс : Обруч, 2015. - 175 с.; ISBN 978-5-904347-00-0 Текст : непосредственный.

  31. Мухина В.С., Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - Москва : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 452с. : портр..; ISBN 5-7695-0408-0 Текст : непосредственный.

  32. Немов Р.С., Психология : В 3 кн. : Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. - 4. изд. - Москва : Владос, 2000
    Кн. 2: Психология образования. - 2000. - 606 с.; ISBN 5-691-00233-3 . Текст : непосредственный.

  33. Николаева С.Н., Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - Москва : Academia, 2002. - 335, [1] с. :. - (Высшее образование).; ISBN 5-7695-0849-3 Текст : непосредственный.

  34. Новоселова С.Л., Развивающая предметная среда: Методические рекомендации. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.

  35. Осяк С.А., .Квест-игры как эффективная форма развития самостоятельности у детей дошкольного возраста / Султанбекова С.С., Захарова Т.В — // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 368-370—URL:https://moluch.ru/archive/241/55610/ Текст : непосредственный.

  36. Парамонова Л.А., Теория и методика творческого конструирования в детском саду - Дошк. педагогика и психология, - Педагогика и методика дошк. образования / Л. А. Парамонова. - Москва : Academia, 2002. - 186, с..; ISBN 5-7695-0848-5 Текст : непосредственный.

  37. Пиаже Ж. Психология интеллекта / Жан Пиаже. - М. [и др.] : Питер, 2003. - 191, [1] с.; ISBN 5-94723-096-8 : 3000

  38. Поддьяков Н.Н., Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты [Текст] / Поддьяков Николай Николаевич. - Изд. 2-е, доп. - Санкт-Петербург : Образовательные проекты ; Москва : Обруч, 2013. - 190 с..; ISBN 978-5-904810-20-7 Текст : непосредственный.

  39. Полат Е.С., Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 050706 (031000) - Педагогика и психология ; 050701 (033400) - Педагогика / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 364, [1] с. : .; ISBN 978-5-7695-7057-5 Текст : непосредственный.

  40. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии : Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации / Г. К. Селевко; Проф. пед. б-ка. - Москва : Нар. образование, 1998. - 255 с ISBN отсутствует

  41. Сластенина В.А., Педагогика : учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 566, [1] с..; ISBN 978-5-7695-4762-1 Текст : непосредственный.

  42. Смирнова Е.О., Детская психология : Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ Е. О. Смирнова. - Москва : ВЛАДОС, 2003 (Вологда : ПФ Полиграфист). - 365, [1] с.; ISBN 5-691-00893-5 Текст : непосредственный.

  43. Урунтаева Г.А., Дошкольная психология : Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Г. А. Урунатаева. - 2-е изд. - Москва : Изд. центр "Академия", 1997. - 334,[1] с..; ISBN 5-7695-0149-9 Текст : непосредственный.

  44. Усова А.П., Роль игры в воспитании детей/ А. П. Усова ; Под ред. А. В. Запорожца. - Москва : Просвещение, 1976. - 96 с ISBN отсутствует

  45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155.

  46. Фельдштейн Д.И., Психология развития человека как личности : избранные труды : в 2 томах / Д. И. Фельдштейн ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : НПО "Модэк" ISBN 978-5-9770-0424-4

  47. Хуторской А.В., Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. - Москва : Моск. ун-та, 2003. - 415 с. .; ISBN 5211047109 Текст : непосредственный.

  48. Шаронова Н.И., Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / Шаронова Н.И. Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 68-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2727/

  49. Эльконин Д.Б., Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 358, [1] с.; ISBN 5-691-00256-2

  50. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Ленато, АСТ, Фонд

  51. Якиманская И.С.Основы личностно ориентированного образования / И. С. Якиманская. - Москва : БИНОМ. Лаб. знаний, 2011. - 220 с. : .; ISBN 978-5-9963-0198-0 Текст : непосредственный.

25