СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Квест-игра как средстсо формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
Бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Факультет Психологии и педагогики
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
КВЕСТ – ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Исполнитель:
Маркова Ульяна Александровна,
обучающаяся группы Б-1062
____________________________________
(подпись)
Научный руководитель:
Зырянова Светлана Михайловна,
кандидат педагогических наук, доцент
________________________
(подпись)
Оценка __________________________________
(подпись)
Заведующий кафедрой:
Абрамовских Н.В., д.п.н., доцент
(подпись)
Сургут 2024 г.
ОглавлениеВведение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
Проблема формирования целеустремленности у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях………………….…8
Особенности формирования целеустремлённости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации………………………………………………………………….13
Педагогические возможности квест - игры в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста….………16
Выводы по первой главе…………………………………………………….…..21
Глава 2. Опытно-поисковое исследование по формированию целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста посредством квест-игр……………………………………
2.1.Выявление исходного уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………23
2.2 Методические рекомендации по работе, направленной на формирование целеустремленности знаний у детей старшего дошкольного возраста посредством квест-игр……………………………………………………………34
Выводы по второй главе………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………….37
Список использованной литературы …………………………………………39
Введение
В современном обществе, где сталкиваются различные вызовы и требования, развитие целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста является важной задачей психологии и педагогики. Целеустремленность - это способность человека поставить перед собой цель и нацеливаться на ее достижение. Она является важным фактором успешности в достижении личных и профессиональных целей в будущем. В настоящее время существует множество методов и приемов, направленных на развитие у детей различных навыков и качеств. Однако, одно из самых эффективных и увлекательных средств – это использование квест-игр. Квест-игры являются интерактивными приключениями, в которых дети активно участвуют, решая разнообразные задачи и головоломки. Такой подход способствует развитию многих навыков, включая целеустремленность. Целеустремленность, в свою очередь, важна для успешной адаптации ребенка в современном обществе и достижения личных и профессиональных целей.
Анализ нормативных документов в контексте формирования такого важного нравственного качества, как целеустремленность, действительно является очень актуальной темой.
Рассмотрим этот вопрос подробнее. Целеустремленность – это ключевое качество, которое помогает человеку:
1. Ставить перед собой четкие цели
2. Настойчиво двигаться к их достижению
3. Преодолевать трудности на пути
4. Развиваться и совершенствоваться
При анализе нормативных документов в сфере образования и воспитания можно выделить следующие аспекты:
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС):
- Подчеркивают важность формирования личностных качеств учащихся
- Включают целеустремленность в перечень ключевых компетенций
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года:
-Акцентирует внимание на формировании у детей высокого уровня духовно-нравственного развития
-Выделяет целеустремленность как одно из важных качеств успешной личности
Профессиональный стандарт педагога
-Указывает на необходимость развития у обучающихся познавательной активности и самостоятельности
-Подразумевает формирование целеустремленности как составляющей успешного обучения
Исследованиями целеустремленности у старших дошкольников занимались А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович. Советские психологи проводили исследования в 1950-60-х годах. Они изучали формирование произвольного поведения у дошкольников, что тесно связано с целеустремленностью. А.Н. Леонтьев и Л.И. Божович выяснили, что у старших дошкольников формируется способность ставить цели и достигать их.
Кэрол Двек проводила исследование по теории установок на рост. Кэрол Двек изучала, как разные установки влияют на целеустремленность и достижение детей. Основные выводы, которые были сделаны по завершению исследования: дети с «установкой на рост» более целеустремлены и настойчивы, также Двек выделила как важно хвалить детей за усилия, а не за врожденные способности.
Российские исследователи Е.О. Смирнова и О.В. Гударева изучали развитие произвольности и целенаправленности у дошкольников. Их исследование показало, что к старшему дошкольному возрасту дети способны ставить и планировать свои действия. Также они говорили о том, что важную роль в развитии целеустремленности играет общение со взрослыми и сверстниками.
Эти исследования показывают, что целеустремленность активно развивается в дошкольном возрасте, и на этот процесс влияют различные факторы.
Данная курсовая работа посвящена исследованию роли квест-игр как средства формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Квест-игры - это интерактивные приключенческие игры, в которых дети активно участвуют, решая задачи и проблемы, чтобы достичь определенной цели. Игра является непосредственной формой деятельности, которая легко вовлекает детей и мотивирует их стремиться к достижению целей.
Таким образом, квесты – это не только интересные и увлекательные игры, но и эффективное средство формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Они помогают развивать самостоятельность, самоуправление, коммуникативные и социальные навыки. Поэтому организация квестов стоит рассматривать как один из методов воспитания детей.
Данная тема актуальна, так как современные дети сталкиваются с множеством развлекательных и развивающих игр, а задача взрослых - помочь им развивать важные навыки и качества. Использование квест-игр в качестве средства формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста является одним из потенциальных методов достижения этой цели. Целеустремленность - это способность долго сосредотачиваться на выполнении задачи и продолжать работать над ней, несмотря на возможные трудности или препятствия. Это важный навык, который может помочь детям достигать успеха в школе и в жизни в целом.
В заключение, использование квест-игр в качестве средства формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста имеет большой потенциал. Они помогают развивать у детей навыки выдержки, настойчивости, работы в коллективе и творческого мышления. Однако, важно помнить, что квест-игры не являются единственным способом формирования целеустремленности и требуют правильного организационного подхода и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Необходимость изучения влияния квест-игр на формирование у детей целеустремленности обусловлена тем, что в современном обществе человеку приходится сталкиваться с различными проблемами и сложностями. В условиях постоянных перемен и повышенного конкурса важно сформировать у детей способность устанавливать конкретные цели и нацеливаться на их достижение. Квест-игры, благодаря своему участие-ориентированному подходу, могут эффективно способствовать формированию у детей целеустремленности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта можно выделить противоречие между значительным потенциалом квест-игры в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методических рекомендаций для педагогов дошкольной образовательной организации по данной проблеме.
Необходимость разрешения данного противоречия определила проблему исследования: каковы педагогические возможности квест-игры в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста?
С учетом актуальности проблемы, ее слабой разработанности и выявленного противоречия определена тема курсовой работы: «Квест-игры как средство формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста».
Целью исследования является: изучение влияния квест-игр на формирование целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: квест-игра как средство формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать сущность и содержание процесса формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста;
2) определить педагогические возможности квест-игры в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста;
3) выявить критерии, показатели и уровни сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста;
4) разработать методические рекомендации по работе, направленной на формирование целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста посредством квест-игры.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов:
1) Методы теоретического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, нормативных документов, метод сравнения, метод обобщения;
2) Методы эмпирического исследования: педагогическое наблюдение, беседа; опрос, анализ документации, анализ развивающей предметно-пространственной среды, анкетирование педагогов и родителей, качественная и количественная обработка экспериментальных данных.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Снегирёк» города Сургута ХМАО-Югры Тюменской области. Исследованием было охвачено 15 детей старшего дошкольного возраста, 2 педагога, 5 родителей детей старшего дошкольного возраста.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка литературы. Список литературы включает в себя 50 источников.
Глава 1. Теоретические основы формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста
Проблема формирования целеустремленности детей дошкольного возраста психолого-педагогических исследованиях
В психолого-педагогических исследованиях различные аспекты развития личности ребенка дошкольного возраста привлекают особое внимание исследователей. Одна из актуальных проблем, которая требует отдельного исследования, – это формирование у детей целеустремленности.
Целеустремленность является важной компонентой развития личности и влияет на успешность достижения поставленных целей. Она помогает ребенку преодолевать трудности, находить решения в сложных ситуациях и развиваться как самостоятельная личность. Формирование целеустремленности у детей дошкольного возраста является важным заданием для педагогов и родителей.
Целеустремленность является одним из важных аспектов развития личности, особенно в раннем детстве. В современном обществе старшие дошкольники сталкиваются с различными вызовами и ситуациями, где их целеустремленность и нравственные качества играют ключевую роль. Исследование влияния целеустремленности на нравственное поведение старших дошкольников является актуальным и важным, поскольку помогает лучше понять процессы формирования моральных норм и ценностей в раннем возрасте.
Проблема развития целеустремленности у детей дошкольного возраста является важной для психолого-педагогических исследований. Целеустремленность - это способность устанавливать и достигать поставленные цели, она включает в себя настойчивость, мотивацию и умение планировать и прогнозировать результаты своих действий.
Исследования в этой области позволяют узнать о факторах, влияющих на развитие целеустремленности у детей дошкольного возраста. Одним из таких факторов является роль воспитания и образования в семье и в детском саду. Например, подходы воспитания, которые поощряют независимость и самостоятельность у детей, способствуют развитию их целеустремленности. Также важную роль играют мотивация и интересы ребенка. Когда дети испытывают интерес к задаче или деятельности, они склонны быть более настойчивыми и целеустремленными в ее выполнении. Развитие позитивного отношения к обучению и уверенности в своих способностях также может способствовать развитию целеустремленности у детей. Психолого-педагогические исследования позволяют разработать программы и методики, направленные на развитие целеустремленности детей дошкольного возраста. Например, использование игровых элементов и задач, адаптированных к возрастным особенностям детей, может способствовать развитию их целеустремленности.
Целеустремленность у детей играет важную роль в их развитии и достижении успехов как в школьной, так и во внеучебной деятельности. В этой связи, проведение психолого-педагогических исследований по проблеме целеустремленности дошкольников может быть очень полезным для понимания и улучшения этого аспекта их развития.
Одним из путей изучения проблемы целеустремленности дошкольников является использование наблюдений и непосредственного наблюдения за их поведением в различных контекстах - в группе, на игровой площадке или в домашней обстановке. Наблюдение за их способностью задержать внимание, сконцентрироваться на задаче и проявлять усердие в выполнении заданий может дать ценную информацию о их степени целеустремленности.
Другим подходом к психолого-педагогическому исследованию целеустремленности дошкольников является использование стандартизированных тестов или опросников, разработанных специально для измерения этого качества. Такие инструменты могут включать вопросы о способности устанавливать и достигать целей, о квалификации и сохранении интереса к задаче, а также о наличии или отсутствии упорства и настойчивости. Для получения полной картины целеустремленности дошкольников рекомендуется комбинировать различные методы и инструменты исследования. Качественные и количественные данные могут быть использованы вместе, чтобы получить более точное представление о различных аспектах целеустремленности детей.
Результаты психолого-педагогических исследований по проблеме целеустремленности дошкольников могут быть использованы для разработки педагогических программ и стратегий, направленных на улучшение этого аспекта их развития. Например, исследования могут выявить факторы, способствующие укреплению целеустремленности, и помочь педагогам и родителям создать подходящую среду и стратегии поддержки для развития этого качества у детей. В целом, психолого-педагогические исследования по проблеме целеустремленности дошкольников могут пролить свет на этот важный аспект их развития и помочь определить пути для его улучшения.
Вопрос о педагогах, занимающихся исследованиями по проблеме целеустремленности дошкольников интересен и актуален. Одним из известных исследователей в этой области является Виктор Васильевич Кудрявцев, российский психолог и педагог, чья работа посвящена развитию целеустремленности у детей дошкольного возраста. Одной из его исследовательских работ является монография "Проблема развития целеустремленности в дошкольном возрасте". В этой работе Кудрявцев представляет свою теорию развития целеустремленности и приводит результаты исследований, выполненных им среди детей дошкольного возраста. Он обращается к таким аспектам, как формирование желания достижения цели, осознание значимости цели, планирование и контроль своих действий для достижения цели.
Другими исследователями, занимающимися этой проблематикой, являются Любовь Михайловна Обухова и Елена Валерьевна Сапрыкина. В своей работе "Задачи развития целеустремленности у детей дошкольного возраста" они рассматривают различные методики и подходы к развитию целеустремленности у детей. В своих исследованиях они акцентируют внимание на взаимодействии родителей и педагогов с детьми, использовании игровых методов в обучении и развитии целеустремленности.
Также, стоит отметить работы зарубежных исследователей, таких как Кэррол Д. Итон, Эмми Вермиллион и Терри Ф. Садон. Они также проводили исследования по проблеме целеустремленности у дошкольников и в своих работах предлагают различные подходы к ее развитию, основанные на принципах игры, награды и подкрепления.
В целом, исследования по проблеме целеустремленности дошкольников проводятся многими педагогами и психологами как в России, так и за рубежом. Эти исследования дают возможность более глубокого понимания процесса развития целеустремленности у детей дошкольного возраста и предлагают практические рекомендации для педагогов и родителей.
Исследование проблемы целеустремленности у дошкольников было предметом изучения многими психологами. В детском возрасте формируется основа для развития целеустремленности, что может оказывать влияние на будущие успехи и достижения ребенка.
Одним из ранних психологов, занимавшихся исследованием целеустремленности у дошкольников, был Джон Пиаже. Он предлагал теорию развития когнитивных способностей, включая формирование понимания целей и стремления к их достижению. По его мнению, дошкольники находятся на стадии преоперационального периода, в котором они начинают осознавать свои цели и начинают разрабатывать планы для их достижения.
Другими психологами, изучавшими проблему целеустремленности у дошкольников, были Эдуард Декек и ЭнгельбертПрунер. Они провели исследование, известное как "Маршмэллоу тест", в котором детям предлагалось выбрать между получением небольшой награды немедленно или получением более ценной награды через некоторое время. Исследование показало, что дети, которые отложили получение награды, проявили большую степень целеустремленности и имели долгосрочные успехи в своих жизнях.
Более современные исследования в области целеустремленности у дошкольников включают работу Лоры Фуксман и ее коллег по программе "Ориентиры достижений в начальном образовании". Они провели исследование на протяжении нескольких лет и обнаружили, что дошкольники, которые имеют более высокий уровень целеустремленности, имеют больше шансов достичь успеха в школе и в жизни в целом.
В исследованиях проблемы целеустремленности у дошкольников использовались различные методы, включая наблюдение, тестирование и интервью. Эти исследования позволяют понять, как формируется целеустремленность в раннем детстве, а также определить факторы, которые способствуют ее развитию.
В заключение, исследование проблемы целеустремленности у дошкольников проводилось многими психологами. Эти исследования позволяют нам понять, как формируются цели и стремление к их достижению среди детей. Они помогают нам определить факторы, которые могут способствовать развитию целеустремленности и успешности в будущем.
Таким образом, исследования в области формирования целеустремленности у детей дошкольного возраста играют важную роль в понимании этой проблемы и помогают разрабатывать методики и программы для ее решения.
1.2. Особенности формирования целеустремлённости у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Целеустремленность у детей старшего дошкольного возраста — это способность выделять цель, ставить перед собой задачи и добиваться их достижения. Формирование этого качества важно для развития личности ребенка и его успешной адаптации в социуме. В условиях дошкольной образовательной организации целеустремленность у детей может формироваться через разнообразные методы и приемы.
Формирование целеустремленности является одной из важнейших задач педагогической работы в дошкольных образовательных организациях. Дети старшего дошкольного возраста находятся на стадии активного формирования личности, их интересы и мотивы становятся более осознанными. В этот период особенно важно помочь ребенку научиться ставить и добиваться целей.
Одним из ключевых моментов в формировании целеустремленности является создание стимулирующей образовательной среды. В дошкольной организации необходимо предоставлять разнообразные игровые, обучающие и творческие материалы, которые будут мотивировать детей к самостоятельным действиям и достижению поставленных целей.
Целеустремленность – одно из ключевых качеств, которое поможет ребенку в будущем достигать своих целей и преодолевать трудности. Для того, чтобы сформировать данное качество рассмотрим формы, методы и средства формирования целеустремленность у детей старшего дошкольного возраста.
Формы формирования целеустремленности:
1. Игровая деятельность (ролевые игры, настольные игры с правилами, спортивные игры)
2. Проектная деятельность (краткосрочные проекты, долгосрочные проекты)
3. Творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование)
4. Образовательная деятельность
5. Трудовая деятельность (дежурства , уход за растениями, помощь взрослым)
Методы формирования целеустремленности:
1. Словесные методы (беседы о важности постановки целей, чтение и обсуждение сказок и рассказов о целеустремленных героях, поощрение и похвала)
2. Наглядные методы (демонстрация примеров целеустремленного поведения, просмотр мультфильмов и видео о достижении целей)
3. Практические методы (создание ситуаций успеха, постановка конкретных, достижимых целей, разбиение больших задач на мелкие шаги)
4. Игровые методы (использование соревновательных элементов, ролевые игры с целеустремленными персонажами, квесты и игры-путешествия с достижением конкретной цели)
5. Методы стимулирования (поощрение за достижение целей, создание системы наград и бонусов, публичное признание успехов ребенка)
Средства формирования целеустремленности:
1. Предметно-развивающая среда (уголки для самостоятельной деятельности, доски целей и достижений, материалы для творчества и конструирования)
2. Дидактические материалы (настольные игры на достижение целей, карточки с заданиями разной сложности)
3. Технические средства (образовательные приложение и игры)
4. Литература (книги о целеустремленных героях, энциклопедии о достижениях человечества, рабочие тетради с заданиями на планирование)
5. Природные и бытовые материалы (материалы для экспериментирования, предметы для сюжетно-ролевых игр)
Необходимо уточнить, что формирование целеустремленности – это комплексный процесс, который требует систематического подхода и поддержки со стороны взрослых. Сочетание различных форм, методов и средств поможет сделать этот процесс более эффективным и увлекательным для детей.
Также важно поощрять и поддерживать у детей их стремление к достижению целей. Похвала, одобрение, интерес со стороны педагогов и родителей играют важную роль в формировании у детей уверенности в своих силах и желания добиваться успеха.
Разнообразные игры, задачи, проекты и эксперименты в рамках образовательной программы также способствуют развитию целеустремленности у детей. Участие в коллективных мероприятиях, совместное решение задач, достижение общих целей способствует формированию чувства ответственности и целеустремленности у детей
.
Педагогические возможности квест-игры в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.
Квест-игры предоставляют огромные возможности для развития целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. В процессе игры ребенок становится активным участником, который должен достичь определенной цели или решить задачу. Для этого ему необходимо спланировать свои действия, поставить маленькие цели и идти к ним, преодолевая различные препятствия.
Квест-игры требуют умения работать в команде и эффективно взаимодействовать с другими участниками. Ребенок учится слушать и уважать мнение других, а также предлагать свои идеи. Он осознает, что только совместными усилиями можно продвинуться к цели и достичь успеха.
В процессе квест-игр дети сталкиваются с различными трудностями, которые требуют настойчивости и умения не сдаваться при первой неудаче. Они учатся преодолевать препятствия, искать различные пути решения и быть готовыми к непредвиденным ситуациям. В результате таких игр дети развивают свою целеустремленность и находят решения даже в сложных и непривычных ситуациях.
Квест-игры также способствуют развитию планирования и саморегуляции у детей. Предварительное планирование решения задачи или достижения цели помогает ребенку структурировать свои мысли и действия, а также контролировать свой прогресс в процессе игры. Он учится принимать ответственность за свои решения и действия, а также контролировать свои эмоции.
Педагогическая работа с использованием квест-игр позволяет создать благоприятную среду для развития целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Игра стимулирует их интерес и мотивацию к достижению поставленной цели, а также развивает такие качества, как настойчивость, планирование и саморегуляция. Результатом такой работы становится формирование у детей устойчивого интереса к достижению цели и готовности преодолевать трудности на пути к ней.
Одним из эффективных методов формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста является игра в виде квеста. Квест – это игра, в которой участники решают различные задания и головоломки, следуя подсказкам и инструкциям. В процессе игры дети развивают такие навыки, как логическое мышление, способность к сотрудничеству, осознанное планирование и целеполагание.
Квест – игра, которая позволяет детям старшего дошкольного возраста развивать не только физические и интеллектуальные навыки, но и важные личностные качества. Одним из таких качеств, которые можно формировать с помощью квестов, является целеустремленность.
Цель игры квеста заключается в том, чтобы решить поставленные перед игроками задачи и достигнуть определенной цели. Дети, которым предлагается пройти квест, учатся выстраивать план действий, ставить перед собой цели и стремиться к их достижению. Они понимают, что для успешного прохождения игры нужно сосредоточиться, смекалку и находчивость. Таким образом, квесты помогают развивать у детей целеустремленность.
Преимущество квестов в том, что они создают условия для активного и познавательного участия детей. Играя в квесты, дети сами становятся основными героями и принимают на себя ответственность за свои действия. Они изучают новую информацию и ищут способы решения проблемных ситуаций, развивая тем самым самостоятельность и самоуправление.
Кроме того, квесты способствуют формированию у детей коммуникативных и социальных навыков. В процессе игры они вынуждены общаться с другими участниками, сотрудничать и обмениваться информацией. Они учатся слушать и выражать свои мысли, а также принимать решения в коллективе. Все это помогает формированию целеустремленности, поскольку дети понимают, что только совместными усилиями можно добиться успеха.
Квесты дают возможность детям осознать значение достижения цели и преодоления трудностей. Участие в квесте требует от детей концентрации внимания, настойчивости и упорства, что способствует развитию их целеустремленности. Кроме того, игра в виде квеста позволяет детям осознать свои сильные стороны и учиться использовать их в достижении поставленных целей.
Игровая форма квеста способствует вовлечению ребенка в активный и творческий процесс, что является важным моментом в формировании целеустремленности. В игре дети ощущают себя главными героями, контролируют процесс и видят результаты своих действий. Это развивает у них уверенность в своих силах и желание добиваться успеха.
Таким образом, игра в виде квеста является эффективным средством формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Она предоставляет возможность детям развивать важные навыки и качества, необходимые для достижения поставленных целей. Педагоги и родители могут активно использовать этот метод в своей работе для повышения мотивации и развития целеустремленности у детей.
Использование квестовых игр является эффективным средством формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Квест – это интерактивная игра, в ходе которой дети решают задачи и выполняют определенные действия, чтобы достичь определенной цели. Квесты позволяют развивать такие качества, как настойчивость, умение работать в команде, стремление к достижению результата.
В ходе игры ребенок сталкивается с различными препятствиями, которые требуют от него преодоления трудностей и поиска решений. В процессе решения задач в квесте дети учатся анализировать ситуацию, принимать решения, самостоятельно действовать. Они учатся ставить перед собой цели и преодолевать преграды на пути к их достижению.
Квесты могут быть организованы в рамках дошкольной образовательной организации, в том числе и на учебных занятиях. Они позволяют активизировать деятельность детей, развить их логическое мышление, внимание, память, творческое мышление. Кроме того, квесты способствуют развитию коммуникативных навыков детей, так как в ходе игры они должны сотрудничать и взаимодействовать с другими участниками.
Важным аспектом организации квестовых игр является поддержка педагогом. Он должен создавать атмосферу доверия и поддержки, помогать детям преодолевать трудности, а также обсуждать и анализировать результаты игры с детьми. Такой подход позволяет учить детей выстраивать план действий, учиться извлекать уроки из своих ошибок, формировать позитивное отношение к достижению цели.
Квест-игры могут быть эффективным инструментом формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста по нескольким причинам. Во-первых, квест-игры часто требуют от детей решения сложных задач и преодоления препятствий для достижения конечной цели. Это помогает развивать выдержку и настойчивость у детей.
Во-вторых, квест-игры часто организуются в командной форме, где дети должны сотрудничать и объединять свои усилия для достижения общей цели. Это помогает развивать у детей навыки работы в коллективе, взаимопомощи и взаимодействия.
В-третьих, квест-игры могут быть организованы таким образом, что дети будут вынуждены преодолеть трудности и решать проблемы, что способствует развитию их творческого мышления и способности находить нестандартные решения. Например, в квест-игре дети могут получить задачу найти и решить серию загадок и головоломок, чтобы найти потерянное сокровище или спасти вымышленного персонажа. В процессе решения этих задач дети будут сталкиваться с трудностями и препятствиями, которые они должны преодолеть, чтобы достичь поставленной цели.
Таким образом, квестовые игры являются эффективным средством формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют развитию таких качеств, как настойчивость, умение работать в команде, стремление к достижению результата. Квесты могут быть организованы как самостоятельное занятие, а также интегрированы в учебный процесс в дошкольной образовательной организации
На основе всего выше сказанного можно отметить, что изучение целеустремленности как нравственного качества старших дошкольников представляет собой актуальную и важную тему, имеющую широкие перспективы в современном обществе. Развитие этого качества у детей может не только способствовать формированию их личностной целостности, но и являться ключевым фактором успешной адаптации в современном мире. Целеустремленность позволяет старшим дошкольникам учиться ставить и достигать цели, развивать самоконтроль и самодисциплину, что важно не только на уровне индивидуального развития, но и для формирования ответственности перед обществом. Поэтому изучение этого качества у детей сегодня имеет большое значение в контексте решения существующих глобальных проблем, таких как недостаток этики и морали в обществе, агрессия и конфликты среди людей. Таким образом, дальнейшее исследование целеустремленности как нравственного качества старших дошкольников не только способствует развитию личности ребенка, но и направлено на создание благоприятной среды для современного общества, где этика, ответственность и целеустремленность играют ключевую роль в решении сложных вызовов современного мира.
Многочисленные психологи посвятили свои исследования вопросу целенаправленности у малышей. Эти работы открывают для нас двери в понимание процесса формирования целей и желания их достичь у детей. Они дают возможность выявить ключевые аспекты, которые могут способствовать развитию целеустремленности и, как следствие, будущему успеху ребенка. Так, глубокое изучение вопроса целеустремленности у детей младшего возраста занимает центральное место в понимании этой темы и способствует созданию эффективных методов и программ для ее решения.
Важно поощрять и поддерживать у детей стремление к достижению поставленных целей. Похвала, одобрение и интерес со стороны педагогов и родителей играют ключевую роль в формировании у детей уверенности в собственных способностях и желании достигать успеха.
Разнообразные игры, задания, проекты и эксперименты в рамках учебной программы также способствуют развитию у детей целеустремленности. Участие в коллективных мероприятиях, совместное решение задач и достижение общих целей способствуют формированию чувства ответственности и нацеленности на результат у детей.
Таким образом, квесты являются эффективным инструментом для развития у детей старшего дошкольного возраста целеустремленности. Они способствуют развитию таких качеств, как настойчивость, способность работать в команде и стремление к достижению цели. Квесты могут проводиться как самостоятельное занятие или интегрироваться в учебный процесс в дошкольном учреждении.
Глава 2. Опытно-поисковое исследование по формированию целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста посредством квест-игр
2.1. Выявление исходного уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста проходила на базе детского сада «Снегирёк» города Сургута ХМАО-Югры. Исследованием было охвачено 15 детей старшего дошкольного возраста, 2 педагога .
Эксперимент проходил, не нарушая образовательного процесса ДОО.
Методика констатирующего эксперимента была разработана на основе следующих задач:
1.Выявить критерии, показатели и уровни сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Осуществить выбор диагностического инструментария для выявления уровней сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить состояние работы ДОО по изучаемой проблеме. Выявить заинтересованность педагогов в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста, определить, используют ли педагоги квест-игру в данном процессе.
Для проведения диагностики были использованы следующие методы и методики исследования:
Тест «Концентрация внимания» А.Р. Лурия.
Методика «Маршрут преодоления препятствий» Н.М. Верещагин.
Методика «Шкала целеустремленности Шерингтон».
Для определения уровня сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста были выделены определенные критерии и показатели.
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.
Критерии | Показатели | Методики исследования |
Способность ребенка сосредотачивать внимание на выполнении задач | Умение ребенка игнорировать отвлекающие факторы, переключаться между заданиями без потери фокуса | Тест «Концентрация внимания» А.Р. Лурия |
Степень настойчивости ребенка в достижении цели | Умение контролировать свои действия в различных ситуациях (игровых, образовательных и т.д.) | Методика «Маршрут преодоления препятствий» Н.М. Верещагин |
Уровень целеустремленности ребенка | Способность детей сосредотачиваться на поставленной задаче на протяжении определенного времени | Методика «Шкала целеустремленности Шерингтон» |
На основании выделенных критериев и показателей были выделены уровни сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.
Таблица 2
Уровни сформированности целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста
Уровни | Показатели |
Высокий | Целеустремленность сформирована хорошо, развиты умения игнорировать отвлекающие факторы и контролировать свои действия, способны сосредотачиваться на поставленной задаче на протяжении определенного времени |
Средний | Целеустремленность сформирована достаточно хорошо, но иногда ребенок может отвлекаться на внешние раздражители, временно теряет фокусировку при выполнении поставленной задачи |
Низкий | Целеустремленность плохо сформирована, ребенок не фокусируется на поставленной задаче |
Для выявления сформированности умения ребенка игнорировать отвлекающие факторы, с детьми проводился тест «Концентрация внимания» А.Р.Лурия
Задание 1.
Цель: Оценить способность детей сосредотачивать внимание на выполнении задач
Материалы: таблица с цифрами, пустая таблица.
Методика проведения: в левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40, детям необходимо переписать их в правую таблицу в порядке возрастания. Таблицу необходимо заполнять начиная с верхнего левого угла.
Методика оценивания: представлена в табл. 3
Таблица 3
Умения ребенка игнорировать отвлекающие факторы
Уровни | Показатель |
Высокий | 5-6 баллов – ребенок справился с заданием и не отвлекался от него на протяжении всего времени, отвлекся один раз |
Средний | 3-4 балла – ребенок справился с заданием, но иногда отвлекался |
Низкий | 0-2 балла – ребенок не смог сосредоточиться на задании |
Таблица 4
Выявление уровней развития умений игнорировать отвлекающие факторы
№ | ФИО | Количество баллов | Уровень |
1 | Кирилл Ж. | 3 | Средний |
2 | Хабиб А. | 5 | Высокий |
3 | Екатерина М. | 4 | Средний |
4 | Савелий Р. | 4 | Средний |
5 | Иван К. | 3 | Средний |
6 | Данил В. | 4 | Средний |
7 | Дарья Л. | 5 | Высокий |
8 | Елизавета С. | 6 | Высокий |
9 | Ксения Г. | 1 | Низкий |
10 | Егор К. | 1 | Низкий |
11 | Ярослава И. | 4 | Средний |
12 | Агата Н. | 4 | Средний |
13 | Андрей Р. | 5 | Высокий |
14 | Али Б. | 4 | Средний |
15 | Ярослава В. | 4 | Средний |
По результатам диагностического задания с детьми старшего дошкольного возраста были выявлены следующие уровни развития умений игнорировать отвлекающие факторы:
Высокий уровень. 27% детей обладают высоким уровнем развития умений игнорировать отвлекающие факторы (4 человека). Дети подошли к заданию ответственно. Выполнили задание верно, отвлекались только один раз или не отвлекались вообще.
Средний уровень. 60% детей обладают средним уровнем развития умений игнорировать отвлекающие факторы (9 человек). Все верно выполнили задание, но отвлекались во время выполнения.
Низкий уровень. 13% детей обладают низким уровнем развития умений игнорировать отвлекающие факторы (2 человека). Дети не смогли сосредоточится на выполнении задания. Задание выполнили верно, но решали его очень долго и не сосредоточенно в полном объеме.
Данные уровни представлены на рис.1.
Рис.1. Уровни развития умений игнорировать отвлекающие факторы у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, было установлено, что компонент – умение игнорировать отвлекающие факторы у детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне.
Для того, чтобы выявить степень настойчивости ребенка в достижении цели проводилась диагностическая методика «Маршрут преодоления препятствий» Н.М. Верещагин
Задание 2.
Цель: Оценить целеустремленность и настойчивость ребенка в достижении цели.
Материалы: предметы – препятствия
Методика проведения: педагог готовит ребенку лабиринт, который ребенку предстоит преодолеть. Педагог наблюдает за прохождением лабиринта ребенком.
Методика оценивания: представлена в табл.5
Таблица 5
Уровни степени настойчивости ребенка в достижении цели
Уровни | Показатель |
Высокий | Ребенок проходит лабиринт усердно преодолевая препятствия |
Средний | Ребенок прошел лабиринт не стараясь, ему требовалась помощь педагога |
Низкий | Ребенок самостоятельно не прошел лабиринт |
По результатам данного задания были выявлены следующие уровни степени настойчивости ребенка в достижении цели:
Таблица 6
Степень настойчивости ребенка в достижении цели
№ | ФИО | Уровень |
1 | Кирилл Ж. | Средний |
2 | Хабиб А. | Высокий |
3 | Екатерина М. | Средний |
4 | Савелий Р. | Средний |
5 | Иван К. | Средний |
6 | Данил В. | Средний |
7 | Дарья Л. | Средний |
8 | Елизавета С. | Средний |
9 | Ксения Г. | Средний |
10 | Егор К. | Низкий |
11 | Ярослава И. | Средний |
12 | Агата Н. | Средний |
13 | Андрей Р. | Средний |
14 | Али Б. | Средний |
15 | Ярослава В. | Средний |
По результатам диагностического задания с детьми старшего дошкольного возраста были выявлены следующие уровни степени настойчивости достижения цели у старших дошкольников:
Высокий уровень. Диагностика позволила установить, что у 6% степень настойчивости достижения цели на высоком уровне (1 человек).
Средний уровень. У 88% детей наблюдается средний уровень степени настойчивости достижения цели (13 человек).
Низкий уровень. Диагностика позволила установить, что у 6% степень настойчивости достижения цели на низком уровне (1 человек).
Данные уровни представлены на рис.2
Рис.2. степень настойчивости достижения цели у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, было установлено, что такой компонент, как степень настойчивости достижения цели у детей старшего возраста находится на среднем уровне. 88% детей не смогла самостоятельно преодолеть препятствия и пройти лабиринт до конца.
Для того, чтобы выявить уровень целеустремленности ребенка использовалась методика «Шкала целеустремленности Шерингтон».
Задание 3.
Цель: определить направленность ребенка на цели и готовность ее достигать.
Методика проведения: педагог наблюдает за детьми в ходе игровой и образовательной деятельности. По ходу занятия педагог ставит перед детьми определенную цель и наблюдает за ее выполнением.
Методика оценивания: представлена в табл.7
Таблица 7
Уровни направленности старшего дошкольника на цель и готовность достичь ее.
Уровни | Показатель |
Высокий | Ребенок самостоятельно решает задание |
Средний | Ребенку требуется помощь для решения поставленной цели |
Низкий | Ребенок не справляется самостоятельно |
По результатам последнего задания были выявлены следующие уровни направленности старшего дошкольника на цель и готовность ее достигать.
Таблица 8
Выявление уровней направленности старшего дошкольника на цель и готовность ее выполнить
№ | ФИО | Уровень |
1 | Кирилл Ж. | Средний |
2 | Хабиб А. | Высокий |
3 | Екатерина М. | Средний |
4 | Савелий Р. | Высокий |
5 | Иван К. | Высокий |
6 | Данил В. | Высокий |
7 | Дарья Л. | Средний |
8 | Елизавета С. | Высокий |
9 | Ксения Г. | Высокий |
10 | Егор К. | Средний |
11 | Ярослава И. | Средний |
12 | Агата Н. | Средний |
13 | Андрей Р. | Средний |
14 | Али Б. | Высокий |
15 | Ярослава В. | Средний |
По результатам диагностики с детьми старшего возраста были выявлены следующие уровни направленности на цель и готовность к ее достижению.
Высокий уровень. У 46% детей был выявлен высокий уровеньнаправленности на цель и готовность к ее достижению (7 человек). Дети самостоятельно выполнили все задания данные им в ходе образовательной деятельности.
Средний уровень. У 54% детей выявлен средний уровень направленности на цели и готовность к ее достижению (8 человек). Эти дети решили задания, но им понадобилась помощи педагога.
Низкий уровень. Не был выявлен
Данные уровни представлены на рис.3
Рис.3. Уровни направленности на цели и готовность к ее достижению у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, продиагностировав такой компонент, как направленность детей на цель и готовность к ее выполнению, установили, что у большинства детей средний уровень.
Для решения 3 поставленной задачи, выявить заинтересованность педагогов в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста, определить, используют ли воспитатель квест-игры в данном процессе было проведено анкетирование 2 педагогов.
Таблица 9
Анкетирование педагогов по вопросу заинтересованности в формировании целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста
№ | Вопрос | Да | Нет | ||
П1 | П2 | П1 | П2 | ||
1 | Актуальна ли в наше время проблема формирования целеустремленности у старших дошкольников? | + | + |
|
|
2 | Часто ли Вы уделяете внимание развитию целеустремленности у детей в своей педагогической практике? |
| + | + |
|
3 | Удовлетворены ли Вы своими знаниями о методах формирования целеустремленности у дошкольников? | + | + |
|
|
4 | Хотели бы Вы повысить свою компетентность в вопросах формирования целеустремленности у детей? | + | + |
|
|
5 | Считаете ли Вы, что в вашем дошкольном учреждении уделяется достаточно внимания формированию целеустремленности у детей? | + |
|
| + |
6 | Часто ли Вы взаимодействуете с родителями по вопросам формирования целеустремленности? |
|
| + | + |
7 | Важна ли роль игровой деятельности в формировании целеустремленности детей? | + | + |
|
|
8 | Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями? | + | + |
|
|
9 | Проводите ли вы досуги и развлечения по теме? | + | + |
|
|
10 | Как Вы думаете, квест-игра может помочь детям в формировании целеустремленности? | + | + |
|
|
11 | Используете ли Вы квест-игру для формирования целеустремленности детей? |
|
| + | + |
По результатам ответов воспитателей, можно сделать вывод что работа по патриотическому воспитанию ребят проводится, и педагоги используют специальные методики и технологии в своей работе, но не используют квест-игры как средство формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.
Суммировав результаты всех диагностических заданий, к высокому уровню относится % детей, к среднему - %, к низкому - %.
Таблица 10
Выявление уровня сформированности целеустремленности детей старшего дошкольного возраста
Уровни | «Концентрация внимания» | «Маршрут преодоления препятствий» | «Шкала целеустремленности» | Итог |
Высокий | 27% | 6% | 46% | 26% |
Средний | 60% | 88% | 54% | 67% |
Низкий | 13% | 6% | 0% | 7% |
Рис.4 Уровень сформированности целеустремленности детей старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации представляют собой систему инструкций и советов, направленных на эффективную работу по формированию целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста с использованием квест-игр.
1. Подготовка квеста. Важным этапом является тщательная подготовка квеста, учитывающая возрастные особенности детей и привлекающая их интерес. Рекомендуется использовать знакомые и понятные детям сюжеты, обеспечить разнообразие заданий и загадок, а также уровень сложности, который будет постепенно повышаться.
2. Организация игры. Важно правильно организовать игру, чтобы дети чувствовали себя комфортно и заинтересованно участвовали в процессе. Рекомендуется разделить их на небольшие группы, чтобы каждый ребенок активно участвовал в решении задач. Также важно предоставить детям достаточно времени для обсуждения и обмена мнениями.
3. Стимулирование целеустремленности. Целью игры является формирование у детей целеустремленности и настойчивости. Для этого важно стимулировать их интерес и мотивацию к решению задач. Рекомендуется использовать поощрения и похвалу за каждое достижение, а также давать возможность детям самостоятельно осуществлять выбор и принимать решения.
4. Учет индивидуальных особенностей. Каждый ребенок уникален и имеет свои индивидуальные особенности. При работе по формированию целеустремленности важно учитывать эти особенности и адаптировать методику под каждого ребенка. Рекомендуется предоставлять возможность для саморефлексии и самооценки, а также помогать детям устанавливать реалистичные цели.
5. Постепенное усложнение задач. Чтобы развивать целеустремленность у детей, рекомендуется постепенно усложнять задачи и загадки в игре. Это поможет детям ощутить награду за достижение более сложных целей, а также развивать их настойчивость и уверенность в своих силах.
Применение квест-игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста можно рассматривать как эффективный способ формирования целеустремленности. Систематическая и грамотная работа по методике квест-игр позволит развить у детей навыки наступательности, самостоятельности и уверенности в своих силах,что в дальнейшем будет полезно для их успешной жизни и обучения.
Во второй главе исследования были проведены анализ и синтез результатов исследования о влиянии квест-игр на формирование целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ результатов показал, что квест-игры являются эффективным средством формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Участие в квесте позволяет детям оказаться в роли главного героя, что способствует развитию лидерских качеств и повышению мотивации к достижению поставленных целей. Кроме того, квест-игры требуют решения различных задач и преодоления трудностей, что помогает развить у детей уверенность в своих силах и научиться находить способы достижения целей.
В процессе исследования было выявлено, что квест-игры способствуют формированию таких качеств, как настойчивость, самостоятельность и ответственность. Дети, принимающие участие в квестах, проявляют желание довести задуманное до конца, они становятся более самостоятельными в принятии решений и активно вовлекаются в выполнение поставленных задач. Кроме того, участие в квесте требует ответственности за свои действия и выборы, что способствует развитию ответственности у детей.
Вторая глава исследования подтвердила гипотезу о том, что квест-игры являются эффективным средством формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Участие в квесте способствует развитию лидерских качеств, повышению мотивации к достижению целей, развитию уверенности в себе, настойчивости, самостоятельности и ответственности.
Таким образом, квест-игры могут быть рекомендованы как эффективный метод формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. В дальнейшем исследовании необходимо продолжить изучение влияния квест-игр на формирование целеустремленности у детей разного возраста, а также определить оптимальные условия проведения квестов для достижения наилучших результатов.
Квест-игра является эффективным и интересным средством формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Она позволяет развить у детей навыки планирования, организации, самостоятельности и настойчивости, что важно для успешной адаптации в школьной среде и дальнейшего личностного роста.
Во время квест-игр дети сталкиваются с различными заданиями и преградами, которые требуют участия всей команды для их решения. Это стимулирует развитие коллективных навыков и умений, таких как сотрудничество, коммуникация, распределение ролей и учет мнения других участников. Дети учатся работать в команде, договариваться, принимать общие решения и справляться с разногласиями – важные компетенции для успешной коммуникации в любой сфере жизни.
В процессе прохождения квест-игры, дети становятся более настойчивыми и целеустремленными. Они учатся не сдаваться при сложностях и находить альтернативные пути решения задач. Квест-игра дает детям возможность осознать, что упорство и труд помогают достичь поставленной цели. Это важный жизненный урок, который они могут применить не только в игре, но и в реальной жизни.
Кроме того, квест-игра способствует развитию самостоятельности и ответственности у детей. Ведь во время игры ребята должны самостоятельно принимать решения, планировать свои действия, контролировать выполнение задач. Они становятся ответственными за свои действия и результаты. Такой опыт формирует у детей уверенность в своих силах и способность преодолевать трудности.
В целом, квест-игра является эффективным способом формирования целеустремленности у детей старшего дошкольного возраста. Она развивает не только интеллектуальные и физические навыки, но и социальные, эмоциональные и мотивационные компетенции. Квест-игра активно включает детей в процесс обучения и позволяет им радостно и с пользой проводить время, развивая важные навыки и качества, необходимые для успешного будущего.
Источники
Алиева Т.И., Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. / Алиева Т.И, Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. и др. - Москва: ТЦ Сфера, 2014. - 225, ISBN 978-5-9949-0411-4. . – Текст : непосредственный.
Амунова О.С., Квест-игра как форма организации образовательной деятельности в ДОУ // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2018. – № 1 (16). ISBN отсутствует
Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. ISBN отсутствует
Басов М.Я., Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1975. ISBN отсутствует
Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с. : . - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-91180-846-4 Текст : непосредственный.
Венгер Л.А., Психология : [По спец. N2002 "Дошк. воспитание" и N2010 "Воспитание в дошк. учреждениях"] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - Москва : Просвещение, 1988. - 335,[1] с.; 22 см. - (Учеб. пособие для пед. уч-щ).; ISBN 5-09-000760-8 Текст : непосредственный.
Веракса Н.Е., Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Текст] : для работы с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. - Москва : Мозаика-Синтез, 2012. - 77, [2] с.; 24 см. - ; ISBN 978-5-86775-974-2 Текст : непосредственный.
Веракса Н.Е., От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозакика-синтез 2014. — 368 с. ISBN 978-5-86775-813-4 Текст : непосредственный.
Выготский Л.С., Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. ISBN отсутствует
Венгер Л.А., Психология./ Венгер Л.А., Мухина В.С. — М.: «Просвещение»,1988. — 336 с. — (Учебное пособие для педагогических училищ). — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=19330.
Губанова Н.Ф., Игровая деятельность в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. ISBN отсутствует
Давыдов В.В., Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов; Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. "Развивающее обучение". - Москва : ОПЦ "ИНТОР", 1996. - 541,[1] с. : ил.; ISBN 5-89404-001-9 .Текст : непосредственный.
Доронова Т.Н., Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова, О.А. Карабанова, Е.В. Соловьева. - 3. изд. - Москва : Воспитание дошкольника, [2002]. - 127 с. ISBN отсутствует
Дыбина О.В., Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром / О. В. Дыбина. - Москва : Пед. о-во России, 2007. - 127 с..; ISBN 978-5-93134-324-2 Текст : непосредственный.
Жесткова Л.С., Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в детском саду [Текст] : из опыта работы / Л. С. Жесткова, С. Н. Баркан, Н. В. Лузай. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2014. - 79 с..; ISBN 978-5-89814-980-2 Текст : непосредственный.
Жукова О.Г., Квест-игра как технология интерактивного обучения детей дошкольного возраста Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 52-54. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57038
Запорожец А.В., Избранные психологические труды: в 2 т. / А. В. Запроржец ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко ; Академия педагогических наук СССР; Москва : Педагогика, 1986. ISBN отсутствует
Запорожец А.В., Психология действия : Избр. психол. тр. / А.В. Запорожец: МОДЭК, 2000. - 731с.; ISBN 5-89502-104-2 Текст : непосредственный.
Зырянова А.В., Организация квест-игр для детей дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2018. – № 7. ISBN отсутствует
Ильин Е.П., Психология воли / Е. П. Ильин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва [и др.] : Питер, 2009. - 364 с. ; ISBN 978-5-388-00269-3 Текст : непосредственный.
Козлова С.А., Дошкольная педагогика : Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - 2. Изд. - Москва : Академия, 2000. - 414,.; ISBN 5-7695-0188-X Текст : непосредственный.
Короткова Н.А., Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Короткова. - 3-е изд. - Москва : Линка-Пресс, 2015. - 208 с. .; ISBN 978-5-9043-4699-7 Текст : непосредственный.
Кравцов Г.Г., Психология и педагогика обучения дошкольников : учебное пособие для студентов высших учебных заведений,/ Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2013. - 261 с.; . - (Высшее профессиональное образование).; ISBN 978-5-4315-0185-2 (в пер.) Текст : непосредственный.
Кравцова Е.Е., Психология и педагогика обучения дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. ISBN 978-5-4315-0185-2 Текст : непосредственный.
Кудрявцев В.Т., Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов; Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. "Развивающее обучение". - Москва : ОПЦ "ИНТОР", 1996. - 541,[1] с. : .; ISBN 5-89404-001-9 Текст : непосредственный.
Леонтьев А.Н., Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. - Москва : Смысл, 2009. – 422с.; ISBN 978-5-89357-278-0 . Текст : непосредственный.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 318 с. : ISBN 978-5-388-00493-2 Текст : непосредственный.
Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - М.: Знание, 1984
Михайленко Н.Я., Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - Изд. 3-е, испр. - Москва : Линка-Пресс, 2015. - 91, с.; .; ISBN 978-5-904347-03-1 Текст : непосредственный.
Михайленко Н.Я., Как играть с ребенком/ Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. - 4-е изд. - Москва : Линка-Пресс : Обруч, 2015. - 175 с.; ISBN 978-5-904347-00-0 Текст : непосредственный.
Мухина В.С., Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В. С. Мухина. - 9-е изд., стер. - Москва : Академия, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 452с. : портр..; ISBN 5-7695-0408-0 Текст : непосредственный.
Немов Р.С., Психология : В 3 кн. : Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. - 4. изд. - Москва : Владос, 2000
Кн. 2: Психология образования. - 2000. - 606 с.; ISBN 5-691-00233-3 . Текст : непосредственный.
Николаева С.Н., Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - Москва : Academia, 2002. - 335, [1] с. :. - (Высшее образование).; ISBN 5-7695-0849-3 Текст : непосредственный.
Новоселова С.Л., Развивающая предметная среда: Методические рекомендации. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995.
Осяк С.А., .Квест-игры как эффективная форма развития самостоятельности у детей дошкольного возраста / Султанбекова С.С., Захарова Т.В — // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 368-370—URL:https://moluch.ru/archive/241/55610/ Текст : непосредственный.
Парамонова Л.А., Теория и методика творческого конструирования в детском саду - Дошк. педагогика и психология, - Педагогика и методика дошк. образования / Л. А. Парамонова. - Москва : Academia, 2002. - 186, с..; ISBN 5-7695-0848-5 Текст : непосредственный.
Пиаже Ж. Психология интеллекта / Жан Пиаже. - М. [и др.] : Питер, 2003. - 191, [1] с.; ISBN 5-94723-096-8 : 3000
Поддьяков Н.Н., Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты [Текст] / Поддьяков Николай Николаевич. - Изд. 2-е, доп. - Санкт-Петербург : Образовательные проекты ; Москва : Обруч, 2013. - 190 с..; ISBN 978-5-904810-20-7 Текст : непосредственный.
Полат Е.С., Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 050706 (031000) - Педагогика и психология ; 050701 (033400) - Педагогика / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2010. - 364, [1] с. : .; ISBN 978-5-7695-7057-5 Текст : непосредственный.
Селевко Г.К., Современные образовательные технологии : Учеб. пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации / Г. К. Селевко; Проф. пед. б-ка. - Москва : Нар. образование, 1998. - 255 с ISBN отсутствует
Сластенина В.А., Педагогика : учебник по дисциплине "Педагогика" для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. - 566, [1] с..; ISBN 978-5-7695-4762-1 Текст : непосредственный.
Смирнова Е.О., Детская психология : Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ Е. О. Смирнова. - Москва : ВЛАДОС, 2003 (Вологда : ПФ Полиграфист). - 365, [1] с.; ISBN 5-691-00893-5 Текст : непосредственный.
Урунтаева Г.А., Дошкольная психология : Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / Г. А. Урунатаева. - 2-е изд. - Москва : Изд. центр "Академия", 1997. - 334,[1] с..; ISBN 5-7695-0149-9 Текст : непосредственный.
Усова А.П., Роль игры в воспитании детей/ А. П. Усова ; Под ред. А. В. Запорожца. - Москва : Просвещение, 1976. - 96 с ISBN отсутствует
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155.
Фельдштейн Д.И., Психология развития человека как личности : избранные труды : в 2 томах / Д. И. Фельдштейн ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : НПО "Модэк" ISBN 978-5-9770-0424-4
Хуторской А.В., Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. - Москва : Моск. ун-та, 2003. - 415 с. .; ISBN 5211047109 Текст : непосредственный.
Шаронова Н.И., Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / Шаронова Н.И. Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 68-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2727/
Эльконин Д.Б., Психология игры / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - Москва : ВЛАДОС, 1999. - 358, [1] с.; ISBN 5-691-00256-2
Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: Ленато, АСТ, Фонд
Якиманская И.С.Основы личностно ориентированного образования / И. С. Якиманская. - Москва : БИНОМ. Лаб. знаний, 2011. - 220 с. : .; ISBN 978-5-9963-0198-0 Текст : непосредственный.
25