Пояснительная записка
Многие дети в возрасте от 5 до 7 лет не имеют возможности полноценно познакомиться с космосом и его загадками. Это может снижать интерес и понимание важности научных открытий и исследований в области космоса. Раннее ознакомление с этой темой и проведение активной игровой деятельности в формате квеста помогут детям развить любознательность, пробудить фантазию и увлечение наукой.
Цель мероприятия: создание атмосферы, в которой дети смогут на практике узнать и понять основные факты о космосе и космических объектах. Главная цель - зажечь у детей интерес к наукам, особенно астрономии, и показать им, какие удивительные вещи можно узнать и открыть во вселенной.
Квест "Космическое путешествие" предлагает интерактивный и практический подход к изучению космоса, что делает его актуальным и увлекательным для детей 5-7 лет. Он помогает им обрести увлечение наукой и развивает их способности по наблюдению, логическому мышлению и сотрудничеству.
Квест–игра «Космическое приключение»
для детей старшей и подготовительной к школе групп
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о космосе.
Задачи:
-закрепить знания детей о планетах солнечной системы;
-развивать связную речь, воображение, память;
-развивать образное и пространственное мышление;
- воспитывать умение работать в команде, сопереживать друг другу, готовность применять свои знания.
Предварительная работа:
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Космос».
Рассматривание альбомов, иллюстраций и фотографий по теме «Космос».
Чтение книг и энциклопедий для дошкольников.
Подбор стихотворений и загадок по теме «Космос».
Подбор дидактических игр в соответствии с темой.
Просмотр презентаций «Детям о космосе», «Солнечная система»
Оборудование и материалы: тематическое украшение используемого пространства, костюмы «Космического пирата», «Марсика», интерактивная доска, магнитная доска, маркеры для доски, пазлы «Космонавты», мячики – метеориты, фрагменты карты, музыкальная подборка, портативная колонка.
Ход игры.
(Дети под музыку входят в зал, встают по кругу).
В.: Здравствуйте ребята! Сегодня не простой день. 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля (воспитатель демонстрирует иллюстрации).
С 1962 года, каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики.
(Дети читают стихи)
Мы с друзьями во дворе
Строили ракету.
Только топлива у нас,
К сожаленью, нету.
Не смогли мы полететь
К Марсу и Венере.
Но у нас всё впереди.
В это точно верю.
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первый на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
(Раздается шум, треск (звук аварии). Дети «убегают» на стулья. Звучит сигнал sos).
В.: Ребята, слышите, кто то послал нам сигнал бедствия. Давайте посмотрим послание на нашем экране (воспитатель включает запись видео на интерактивном экране)
Марсик: Помогите, помогите… Здравствуйте, Земляне. Меня зовут Марсик. Я был в гостях у своего друга на планете Нептун. Когда возвращался домой на планету Меркурий, неожиданно попал под метеоритный дождь и мой корабль сбился с курса. Мне пришлось приземлиться на планету Юпитер. Домой я вернуться не могу, потому что моя карта разлетелась по всей галактике. Остался лишь один фрагмент (демонстрирует его детям). Помогите мне, пожалуйста, вернуться домой (Марсик плачет). Но сделать это будет не просто, в космосе вас подстерегает множество препятствий, я очень надеюсь, что вы смелые и сможете их преодолеть.
В.: Вот беда?! Ребята?! Поможем Марсику вернуться домой? (ответы детей) Нам с вами необходимо собрать все фрагменты карты, найти Марсика на планете Юпитер и отправить его домой. Чтобы отправиться в путешествие в космос нам понадобиться летательный аппарат. Ребята, вы знаете, как он называется? (Ответы детей)
В.: Ракеты у нас нет, но мы с помощью нашего волшебного конструктора можем ее построить. Так как команда у нас большая я предлагаю вам разделиться на две группы и построить две ракеты.
«Построй ракету»
(конструирование из конструктора лего дупло)
В.: Ребята посмотрите, какие отличные ракеты у нас получились! Ну что пора оправляться в наше увлекательное путешествие, говорим волшебные слова, чтобы наши ракеты полетели.
Физминутка «Я ракета»
(Под музыку все участники переходят на новую локацию (заранее заготовленный островок в коридоре) Выскакивает пират).
Космический пират: Ага, юные космонавты! Здрасте, Здрасте! Как вы оказались на моей космической комете? Далеко ли вы собрались?
В.: Здравствуйте уважаемый Пират! Мы с ребятами путешествуем по космосу в поисках пропавшей карты нашего друга Марсика, от которого мы получили сигнал бедствия.
Космический пират: Хммм, очень интересненько…
В.: Уважаемый Пират, позвольте спросить, а что это торчит у вас из кармана? Очень похоже на фрагмент карты!? (Пират достает фрагмент карты из кармана)
Космический пират: Это? Эту вещицу занесло ко мне звездопадом.
В.: Уважаемый Пират, нам очень нужен это фрагмент карты, отдайте нам его, пожалуйста!
Космический пират: Ха, ха, просто отдайте… Ну уж нет, космические пираты, ничего просто так не отдают. Сначала отгадайте мои загадки, а если справитесь, то я подумаю!
В.: Мы с ребятами любим, отгадываться загадки и с легкостью справимся с вашим заданием, правда, ребята?! (ответы детей)
Космический пират: Ну, слушайте тогда смельчаки…
Осколок от планеты
Средь звезд несется где-то.
Он много лет летит-летит,
Космический…
(Метеорит)
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу — серпом.
(Луна)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(Космос)
В космосе с хвостом летаю,
Пыль вселенной подметаю.
Как метла, мой длинный хвост
Проведет уборку звезд.
(Комета)
Он в скафандре, со страховкой
Вышел на орбиту.
Кораблю поправил ловко
Кабель перебитый.
(Космонавт, астронавт)
Космический пират: Молодцы ребята, справились со всеми моими загадками, держите ваш кусочек карты, легкого путешествия по космосу! До свидания!!!
(Дети под музыку переходят на новую локацию (в изо студию)).
(По изостудии туда - сюда ходит «Странный» ученый и что-то бормочет под нос).
В.: Ребята, мы оказались с вами на планете Сатурн, посмотрите кто это там (воспитатель указывает на ученого). Давайте подойдем поближе. Добрый день, уважаемый... Извините, пожалуйста, можно к вам обратиться?
Ученый: А, что? Кто? Как вы сюда попали? Кто вы такие?
В.: Мы люди с планеты Земля. Помогаем нашему другу Марсику в поиске его пропавшей карты. Вы случайно не видели ни каких фрагментов карты?
Ученый: Какая карта, мне бы ваши проблемы…. Я великий космический ученый… У меня своих дел куча... Исследования… Эксперименты… (бродит, перебирает бумаги, машет руками)
В.: Уважаемый Ученый, у вас что-то не получается? Вы выглядите очень озадаченно.
Ученый: Эксперимент! Эксперимент не получается!!! Я слышал, что на планете Земля существуют горы, под названием вулкан, и я даже видел их. Но я никогда не видел извержения вулкана. И у меня не получается увидеть это через эксперимент!!!
В.: Уважаемый ученый, наши ребята с удовольствием продемонстрируют Вам эксперимент «Извержение вулкана»? (выходят2 ребенка, под руководством воспитателя проходит экспериментальная деятельность)
Эксперимент «Извержение вулкана»
Ученый: Фантастика! Какое прекрасное зрелище! Спасибо вам огромное друзья! За помощь я вам подарю вот такую непонятную картинку, возможно, вы разгадаете что это?! (демонстрирует фрагмент карты)
В.: Это же фрагмент карты, которую мы собираем для Марсика!!!
Ученый: Держите, пожалуйста! (передает фрагмент карты Марсику)
В.: Уважаемый ученый нам пора отправляться дальше, до свидания!
Ученый: До свидания друзья!
(Дети переходят под музыку на новую локацию (в физ. зал), где их встречает Марсик.)
Марсик: Здравствуйте дорогие Друзья, я рад приветствовать вас на планете Юпитер, я счастлив что вы так быстро меня отыскали. Я Марсик. Это я послал вам сигнал бедствия, я очень рад, что вы не побоялись и отправились ко мне на помощь. Скажите, пожалуйста, вы нашли фрагменты моей карты?
В.: Здравствуй Марсик, да наши ребята очень смелые, и с удовольствием отправились к тебе на помощь. К сожалению, нам еще не удалось собрать всю карту, но часть фрагментов карты мы отыскали.
(Марсик грустно вздыхает)
В.: Не расстраивайся, Марсик, вместе мы справимся быстрее с задачей, и поможет тебе отправиться домой, правда, ребята? (ответы детей)
Марсик: Ребята, какие вы смелые и дружные. Давайте вместе найдем недостающих фрагментов моей карты. Ух ты (удивленно) ребята посмотрите сколько метеоритов нападало на эту планету. Непорядок!
В.: А давайте поиграем с вами в игру «Собери метеориты» и заодно приберёмся на планете. Согласны? (ответы детей)
«Собери метеориты»
(Припрятать один мячик с фрагментом карты и запиской.)
В.: Какие мы молодцы собрали все метеориты. Марсик, посмотри, а вот нашелся еще один фрагмент твоей карты!
Марсик: Ура!!! Ой, смотрите тут еще и записка, какая то.
«Привет, друзья! Путешествуя по космосу, я нашел еще два фрагмента карты Марсика. Я спрятал их на планете Юпитер, вам нужно выполнить задания, чтобы отыскать их.
Ваш Космический Пират»
Марсик: Мы же сейчас на Юпитере! Один фрагмент карты мы с вами нашли среди метеоритов, получается, где-то здесь находится еще один фрагмент карты!
В.: Друзья, давайте искать еще одно задание!
(Марсик и дети идут по залу в поисках нового задания, один из родителей или воспитатель обращают внимание на доску)
В.: У нас новое задание (воспитатель снимает с доски вопросы к кроссворду). Для того чтобы найти следующий фрагмент карты, нам необходимо разгадать «Космический кроссворд».
«Космический кроссворд»
(отгадав кроссворд, родители и дети узнают, что фрагмент карты находится у заранее подготовленного скафандра)
Марсик: Ура! Ура! Мы собрали почти всю карту! Нам пора отправляться дальше в путь!
Все вместе переходят на новую локацию (в муз. зал №1)
Марсик: Друзья! Посмотрите, мы оказались с вами на планете Уран, а это, наверное, новое задание для нас (указывает на детали разбросанного пазла). Как вы думаете, что нам нужно сделать? (Ответы детей и родителей) Давайте разделимся на две команды. Один пазл собирают дети, а другой родители.
«Собери пазлы»
Марсик: Вот мы собрали пазлы, а где же фрагмент карты? (Марсик расстроился) Давайте поищем его.
(Все вместе по залу ищут оставшийся фрагмент карты)
В.: Марсик! Вот мы его нашли, это же последний фрагмент нашей карты. Давай, скорее, соберем всю карту.
(Марсик и дети собирают карту)
Марсик: Друзья! Большое Вам спасибо за помощь! Теперь я смогу вернуться домой на планету Меркурий. Мне пора! До новых встреч! До свидания!
В.: Досвидание Марсик! Ребята, а нам тоже пора возвращаться на нашу планету Земля. Для этого давайте станцуем зажигательный космический танец.
Общий танец «Если очень захотеть можно в космос полететь…»